Буры народ африки. Буры против Британцев. (40 фото). Буры в Южно-Африканском Союзе

Как трудовая миграция привела к потере независимости

Первая в мире война за демократию, в которой в качестве предлога для оккупации независимого государства и овладения его природными ресурсами использовалось «нарушение прав человека» и «ущемление демократических свобод» - это не война в Ираке 2003 года, как многие наверно подумали. Нет, это совсем другая война, произошедшая столетием раньше - Англо-бурская война 1899-1902 годов.

Более того, в качестве предлога к этой войне было использовано ущемление прав даже не граждан, а иностранцев, приехавших на заработки, и поселившихся в стране. То есть, нарушение прав трудовых мигрантов.

В конце статьи содержится список очень хороших книг об Англо-бурской войне, а пока напомним историю вопроса. Кто такие англичане, объяснять наверно не нужно, а вот о бурах следует немного рассказать.

Буры (африканеры) - это народ, образовавшийся при смешении эмигрировавших в Южную Африку в 17-м веке голландских крестьян («бур» в переводе со староголландского и есть «крестьянин»), и французских гугенотов (протестантов-кальвинистов), среди которых было много дворян и горожан. И хотя голландцев приехало в Южную Африку значительно больше, чем французов, но французский элемент был очень силён, и поэтому не удивляйтесь обилию французских фамилий среди прославленных бурских генералов, противостоявших англичанам - Жубер , Кронье , Деларей , Девет .

И голландцы, и гугеноты исповедовали одну и ту же религию (кальвинистское направление протестантизма), и это настолько сблизило два народа, что они даже создали свой собственный язык - «африкаанс», основанный на голландской грамматике, но с большим количеством французских слов. Общность языка, религии и территории, общий тип мышления и одинаковое самосознание - всё это и привело к созданию нового народа, то есть буров (после Англо-бурской войны этот народ в целях необъяснимой для нормального человека политкорректности стали называть африканерами, то есть «африканцами» на языке африкаанс, однако сами они предпочитают называть себя бурами).

Главной отличительной чертой буров был религиозный фанатизм, готовность не только пострадать за веру, но и бороться за неё с оружием в руках.

Вспомните, как их предки, голландские партизаны («гёзы») 13 лет (1566-1579 гг.) воевали с гигантской Испанской империей, «над которой никогда не заходило Солнце», и победили!

Вспомните и продолжавшиеся более 100 лет французские религиозные войны между католиками и гугенотами (1562-1685), в ходе которых предкам буров, гугенотам, пришлось вытерпеть и геноцид («Варфоломеевская ночь»), и голодомор (так весело описанная Александром Дюма осада Ла-Рошели с участием д"Артаньяна, когда половина горожан просто вымерла от голода), и «драгонады» (массовые убийства и изнасилования гугенотских женщин и детей королевскими драгунами - если любите художественную литературу, почитайте роман Анн и Сержа Голон «Анжелика в мятеже» на эту тему, нравы карателей там описаны исторически достоверно), и хотя гугеноты религиозную войну проиграли, но всё равно не покорились, и предпочли эмигрировать, но сохранить свою веру.

Как писал о бурах их противник Артур Конан Дойл (да-да, тот самый, придумавший Шерлока Холмса), это был «один из самых стойких, отважных и неукротимых народов, когда-либо обитавших на земле» .

Однако и на новой африканской Родине буров постигло несчастье. Если бы они эмигрировали в бедную страну, в которой нет ничего, многих проблем удалось бы избежать. Однако буры, сами того не зная, поселились на одной из богатейших территорий нашей планеты. Позднее в Южной Африке были открыты месторождения очень ценных полезных ископаемых. Южноафриканские недра наполняли золото и алмазы, а также 75 % мировых запасов платины, и множество других цветных и драгоценных металлов. Две самых больших природных кладовых в мире - это Сибирь и Южная Африка.

Если есть богатство, найдётся и тот, кто захочет его отобрать. Англичане занялись этим вопросом с чисто английской методичностью и упорством.

Захватив прибрежную часть Южной Африки (Капскую колонию) в 1806 году, англичане сразу же начали вытеснять оттуда буров, создавая им невыносимые условия для привычного образа жизни, а буры некоторое время были вынуждены терпеть притеснения, но затем терпение их лопнуло, и в 1835-1843 годах значительная часть буров откочевала во внутренние районы Южной Африки. Переселение буров, когда целый народ на лошадях и запряжённых быками повозках покидал землю, где люди жили в течение многих поколений, получило название «Великий Трек».

Позднее буры основали на новом месте две своих республики - Трансвааль (Южно-Африканская Республика) и Оранжевое Свободное Государство (Оранжевая республика). В 1877-1881 гг. англичане несколько раз пытались эти республики завоевать (Первая Англо-бурская война), но ничего у них не вышло - британская захватническая армия была разгромлена бурами.

Тогда гордые бритты пошли другим путём - они первыми в мире придумали, что можно воевать за демократию, а для этого нужно было создать соответствующий повод, чем они и занялись.

Британское правительство стало массово направлять англичан-переселенцев в бурские республики, где этих «трудовых мигрантов», после приезда работавших на шахтах и золотых приисках, стали называть «уитлендерами» (на языке африкаанс - «чужеземцы»).

Как только британские подданные появились на территории бурских республик, появился очень хороший повод бороться за их права. «Наших бьют!». Помогать надо, не так ли?

Кто-то может не понять, почему англичане бросали всё на Родине, и ехали на заработки в Южную Африку, причём не «белыми господами», командовавшими неграми на плантациях, а самыми обыкновенными шахтёрами, жившими в бараках. Вроде бы Великобритания – это цивилизованная, богатая страна. Действительно, страна была богатая, только население было нищее. Внимательно почитайте книгу Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Там рассказывается, как жили британские рабочие в XIX веке, во всех жутких подробностях. Книга, сразу предупреждаю, не для слабонервных. От такой жизни не то что в Африку поедешь, а революцию устроишь (а Маркс и Энгельс, кстати, были уверены, что Мировая революция начнётся на Западе, а не в Российской Империи).

Рынок труда подчиняется общим закономерностям рыночной экономики, в которой стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения. Чем больше предложение товара, тем ниже его стоимость. Чем меньше предложение товара - тем выше его стоимость. Рабочая сила - точно такой же товар, и чем меньше на рынке труда рабочих - тем выше их зарплата, а чем больше рабочих - тем ниже их зарплата. Если рабочий не захочет «впахивать» за гроши, на его место можно отыскать целую толпу желающих. А сам строптивый рабочий, которому, видите ли, нормальную зарплату захотелось, может остаться вообще без всего, и умереть от голода.

Английским рабочим в XIX веке приходилось выбирать между жизнью в аду и голодной смертью. Фридрих Энгельс приводит пример, когда английский фабрикант заявил рабочим, не согласным с вычетами из зарплаты: «Не хотите жариться на моей сковородке, можете отправляться прямо в огонь» .

А для того, чтобы рабочие были сговорчивее, и не бунтовали против рабских условий труда, английская буржуазия нашла очень хороший инструмент воздействия под названием «Ирландская иммиграция» - в Англию стали завозить трудовых мигрантов из Ирландии, которые были готовы работать на таких условиях, на каких ни один англичанин просто не согласился бы.

Вот несколько цитат из произведения Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»:

«Ирландцу на родине нечего было терять, в Англии же он мог приобрести много, и с тех пор как в Ирландии стало известно, что по ту сторону пролива св. Георга сильные руки наверняка могут найти работу за хорошую плату, каждый год толпы ирландцев отправляются в Англию».

«Эти люди, выросшие почти вне всякой цивилизации, привыкшие с детства ко всевозможным лишениям, неотёсанные, склонные к пьянству, живущие сегодняшним днём, переселяются в Англию и вносят все свои грубые привычки в тот слой английского населения, у которого и без того мало склонности к образованию и к строгости нравов».

«В своих отрепьях, жизнерадостный дикарь всегда готов на любую работу, требующую только сильных рук и крепкой спины, за плату, которая обеспечит его картофелем. В качестве приправы ему нужна только соль; в качестве ночлега он довольствуется первым попавшимся хлевом или конурой, располагается в сарае и носит наряд из лохмотьев, снять и надеть который является труднейшей операцией, предпринимаемой только по праздникам или в особо торжественных случаях. Англичанин, который не может работать на таких условиях, не находит работы. Малокультурный ирландец не своими сильными сторонами, а их противоположностью, вытесняет местного уроженца, англичанина, завладевает его местом. Он живёт в грязи и беспечности, со своими хитростями и пьяным бесчинством, являясь очагом деморализации и беспорядка. Человек, который ещё старается плыть, кое-как удерживаясь на поверхности, находит здесь пример того, как можно существовать, не держась на поверхности, а опускаясь на дно... Всем известно, что уровень жизни низших слоёв английских рабочих всё более и более приближается к уровню жизни ирландских рабочих, конкурирующих с ними на всех рынках; что всякая работа, для которой достаточно только физической силы, для которой особой сноровки не требуется, выполняется не за английскую заработную плату, а за плату, приближающуюся к ирландской, т. е. за плату, несколько большую, чем требуется для того, чтобы «наполовину утолять свой голод картофелем худшего сорта лишь в течение тридцати недель в году», - несколько большую, но с прибытием каждого нового парохода из Ирландии приближающуюся к этому уровню».

«Эти ирландские рабочие, которые переправляются в Англию за 4 пенса (3⅓ зильбергроша), скученные как скот на палубе корабля, ютятся где угодно. Самые плохие жилища кажутся им достаточно хорошими; об одежде они мало заботятся, пока она хоть кое-как держится на теле; обуви они не знают; пищу их составляет картофель и только картофель; всё, что они зарабатывают сверх того, они тотчас же пропивают. Нужна ли таким людям высокая заработная плата? Худшие кварталы во всех больших городах населены ирландцами; везде, где только какой-нибудь район особенно выделяется своей грязью и разрушением, там можно заранее быть уверенным, что встретишь преимущественно кельтские лица, которые с первого взгляда можно отличить от англо-саксонских физиономий местных уроженцев, услышишь певучий, с придыханием ирландский говор, которого настоящий ирландец никогда не утрачивает. Мне случалось слышать ирландскую речь даже в самых густо населённых районах Манчестера. Большинство тех семейств, которые живут в подвалах, почти всюду оказываются ирландского происхождения. Одним словом, ирландцы открыли, как говорит д-р Кей, к чему сводится минимум жизненных потребностей, и теперь обучают этому английских рабочих. Грязь и пьянство они также привезли с собой. Эта неопрятность, ставшая у ирландцев второй натурой, в деревне, где население менее скученно, не приносит такого вреда; но здесь, в больших городах, при столь большой скученности населения, она внушает ужас и чревата многими опасностями».

«Вот с каким конкурентом приходится бороться английскому рабочему, - с конкурентом, стоящим на самой низкой ступени развития, какая только возможна в цивилизованной стране, и готовым поэтому работать за более низкую заработную плату, чем кто-либо другой. Поэтому, как и утверждает Карлейль, во всех отраслях труда, в которых английскому рабочему приходится выдерживать конкуренцию с ирландским, заработная плата совершенно неизбежно падает всё ниже и ниже».

«…проникновение ирландцев значительно способствовало здесь снижению заработной платы и ухудшению положения рабочего класса. И если даже те ирландцы, которые проникли в другие отрасли труда, были вынуждены воспринять известную степень культуры, они всё же достаточно сохраняют от своих старых привычек, чтобы и здесь оказывать деградирующее действие на своих английских товарищей, которые вообще находятся под влиянием окружающей их ирландской среды. В самом деле, если принять во внимание, что почти в каждом большом городе одна пятая или одна четвёртая всех рабочих состоит из ирландцев или из выросших в ирландской грязи детей ирландцев, то становится понятным, почему жизнь всего рабочего класса, его нравы, интеллектуальное и моральное развитие, весь его характер восприняли значительную часть этих ирландских черт, становится понятным, почему вызванное современной промышленностью и её ближайшими последствиями возмутительное положение английских рабочих могло ещё более ухудшиться».

Благодаря наплыву ирландских трудовых мигрантов, готовых работать за еду (причём за очень скудную и очень плохую еду), зарплата английских рабочих снизилась до такой степени, а безработных-англичан стало настолько много, что это стало угрожать социальным взрывом. Как писал Фридрих Энгельс в «Положении рабочего класса в Англии», «Классы обособляются всё резче, дух сопротивления охватывает рабочих всё больше, ожесточение крепнет, отдельные партизанские стычки разрастаются в более крупные сражения и демонстрации, и скоро достаточно будет небольшого толчка, для того чтобы привести лавину в движение. Тогда действительно раздастся по всей стране боевой призыв: «Война дворцам, мир хижинам!», но тогда для богатых будет уже слишком поздно принимать меры предосторожности» .

Однако Энгельс не учёл всей хитрости, изворотливости и степени цинизма английской буржуазии: она не стала дожидаться революции в собственной стране, однако и не стала при этом избавляться от мигрантов-ирландцев. Английская буржуазия решила избавиться от лишних англичан. Иными словами, избавиться от излишнего коренного населения.

В середине и во второй половине XIX века была организована массовая иммиграция англичан в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, а в конце XIX века – в Южную Африку. Кроме того, из-за увеличения ирландской эмиграции в США миграция ирландцев в Великобританию несколько уменьшилась, хотя полностью это проблему не решило. Англичане по-прежнему не выдерживали конкуренции с иностранной мигрантской рабсилой (а ни один цивилизованный человек никогда и ни при каких обстоятельствах не выдержит конкуренции с людьми примитивной культуры, привыкшими к ужасающей нищете и к дикости), и готовы были поехать куда угодно, даже в Африку с её климатом «не для белого человека».

Только после того, как Великобритания отправила излишнюю рабочую силу в Южную Африку, в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а иммиграция из Ирландии сократилась (все, кто хотел уехать, оттуда уехали), благодаря чему конкуренция на рынке труда уменьшилась, и только после того, как Великобритания захватила богатейшие африканские колонии, благодаря ограблению которых спрос на товары отечественного производства со стороны богатых слоёв британского населения увеличился, что повысило и спрос на рабочую силу – только после этого за работу стали платить значительно больше, и британские рабочие стали жить более-менее нормально.

И то, надо сказать, социальная обстановка в Великобритании стабилизировалась ненадолго, и британские трудящиеся даже сейчас живут не слишком хорошо по сравнению с другими западными странами – до сих пор англичане массово мигрируют в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, а на их место приезжают теперь уже не ирландцы, а жители «небелых» стран. Около 40% современных англичан готовы эмигрировать из своей страны из-за тяжёлого материального положения. Зимой 2002/2003 годов 22 тысячи английских пенсионеров умерли от холода - не хватило денег на оплату отопления. Но это уже другая, современная история.

Столь подробный рассказ о причинах британской эмиграции в бурские республики необходим потому, что без этого невозможно понять степень цинизма англосаксонской элиты, готовой на любое преступление ради получения дополнительной прибыли - как против собственного народа, так и против народов других государств, имеющих несчастье обладать богатыми природными ресурсами.

Как писал английский профсоюзный деятель Томас Даунинг, которого процитировал Карл Маркс в своём «Капитале», «Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» . А завоз нищих мигрантов – это всего лишь разновидность работорговли.

Английские рабочие-«уитлендеры», ради соблюдения прав которых правительство Великобритании формально устроило вторую Англо-бурскую войну, сами пострадали от безудержной алчности английской буржуазии, как и жители бурских республик.

Итак, британская элита, отправляя мигрантов-«уитлендеров» в Южную Африку, одновременно создавала «пятую колонну» в бурских республиках, и, «сбрасывая» лишнее коренное население, снижала социальную напряжённость у себя в стране.

А что же буры? Почему не устроили «границу на замке», почему впускали британских «засланцев» в свои республики? Потому что хотели получить как можно больше денег (чем дешевле рабсила - тем больше прибыль у бизнеса). «Трудовым мигрантам» из Великобритании буры не то что не мешали и приезжать не запрещали, а фактически сами их к себе завозили.

Процесс трудовой миграции всегда носит взаимный, двусторонний характер: люди не едут из своей страны «в никуда», с риском помереть от голода на чужбине (у себя в стране плохо, а за границей может быть намного хуже - тут голодаешь, а там вообще «копыта отбросишь»; чужая страна - она и есть чужая). Они едут исключительно потому, что достоверно знают: после приезда их трудоустроят.

То есть должны быть взаимные договорённости между крупными работодателями в стране прибытия, и теми деятелями, которые в странах происхождения мигрантов могут организованно собрать всех желающих, и отправить их к месту назначения. В данном случае – договорённости между владельцами шахт и золотых приисков в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве, и британскими деятелями, которые могли собрать соотечественников-гастарбайтеров, и организованно отправить их на заработки в Южную Африку.

Кроме того, в сделке должны участвовать и власти тех стран, куда мигранты прибывают – чтобы границу не закрывали, и прибывших не выселяли (в данном случае – власти бурских республик). И законодательная, и исполнительная власть в бурских республиках никаких препятствий мигрантам не чинила, и обеспечила их легальный въезд и пребывание в своих странах.

Интересно, что английский писатель Артур Конан Дойл в своей документальной книге об Англо-бурской войне неоднократно упоминает о коррупции в бурских республиках - он прямо пишет про бурских «чиновников, самых коррумпированных в современном мире» .

Не исключено, что именно это свойство бурских чиновников тоже способствовало облегчению завоза британских мигрантов и созданию «пятой колонны» в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве. Причём вовсе не обязательно, чтобы «брали» первые лица – какой-нибудь помощник вполне может подсунуть своему не слишком дальновидному шефу проект решения «с подвохом», получив за это «бакшиш» со стороны заинтересованных бизнесменов. А шеф, привыкший не глядя подписывать всё, что ему подсовывают, так и не поймёт, в чём был подвох и к каким последствиям для страны это может привести.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей, с надеждой избежать геноцида и обрести новый дом, где они смогут трудиться и жить, как добрые христиане. Из Москвы, красотой и величием которой - особенно Храма Христа Спасителя - они были поражены, их путь лежит в Ставрополье.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей. Фото: Алексей Топоров

Как черные под собой белый сук рубили

В августе этого года парламент ЮАР, где с недавних пор заправляет чернокожее большинство, по инициативе левацких партий намерен внести поправку в конституцию страны, согласно которой земли белых земледельцев будут у тех отобраны. Без всяких компенсаций.

И это при том, что именно на сельское хозяйство приходится существенная часть ВВП этого африканского государства, причем полученного трудом именно белых аграриев - буров, потомков голландских переселенцев, освоивших эти земли еще в 17 веке. В Претории - столице ЮАР, обосновывая эту меру, ссылаются на «перекос», из-за которого львиная часть сельскохозяйственных земель принадлежит именно белым. Но почему-то умалчивают о том, что прежние попытки дать черным возможность работать в сельском хозяйстве провалились - потомки охотников и скотоводов-кочевников возделывать пашню не торопятся.

И даже опыт соседней Зимбабве, где в 2000 году уже отобрали землю у белых фермеров, после чего уже через год инфляция в стране преодолела стопроцентный порог, а к 2008 году достигла просто таки астрономических показателей - 231 миллиона процентов, им не показателен. А то бы обратили внимание, что по итогу экспроприаторских «реформ» национальная валюта была упразднена, а безработица достигла рекордного уровня - 80%. Но провальный опыт соседей, дорвавшихся до «черной свободы», нынешних властителей ЮАР, похоже, совсем не беспокоит.

Хуже другое - устранение расового «перекоса» в аграрной сфере является, по сути, узаконенным геноцидом. Черным геноцидом в отношении белых. Например, сегодня белому устроиться на работу в ЮАР практически невозможно, потому как работодатель, согласно заведенным в стране правилам, возьмет сначала черного соискателя, а только потом - белого, но черных в стране - 80% населения. Потому-то белые в последние годы постепенно уходили в самоизоляцию, в закрытые общины, занимаясь исключительно традиционным для них сельским хозяйством. Но теперь их намереваются лишить и этой единственной для них возможности заработать и выжить.

Сезон охоты на буров не закрывается

Но еще хуже, что жизнь буров находится под постоянной угрозой. Только в минувшие выходные черными погромщиками были зверски убиты три белых семьи. И подобные нападения на бурские фермы происходят с завидной регулярностью, их жертвами с момента прихода к власти африканцев в 1994 году уже стали, согласно данным из открытых источников, уже более 70 тыс человек...

Расправы над бурами, как правило, совершаются с подчеркнутой жестокостью: перед смертью жертв садистски пытают, женщин насилуют вне зависимости от возраста - детского или пенсионного, причем на глазах у еще живых мужчин. Нередко погромщики ничего не берут у тех, кого убивают, отчего создаётся впечатление, что они лишают жизни, истязают и громят исключительно из удовольствия или животного азарта.

Здесь, в Африке, над нашим народом нависла угроза физического истребления, - написали в своем письме в адрес общественной организации Национальный родительский комитет Ян Ади старший, Ян Ади младший и Тереза Шлебуши. - До тех же пор тиранические законы принуждают наш консервативно настроенный народ жить по крайним либеральным установкам, глубоко нам чуждым и вредоносным. Уповая на Всевышнего, мы верим в Его обеты, что подразумевает и то, что Он избавит нас, если мы, как народ, раскаемся и обратим к нему свои чаяния. Надеемся, что Он ниспошлет нам своевременное спасение. Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, Христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее».

По словам авторов письма, некоторые из их соплеменников «выразили интерес к развитию народной дипломатии с гражданами России и к установлению общения с ее властями с целью разъяснения положения нашего народа и, возможно, начала какого-то сотрудничества». Другие же буры «рассматривают возможность изыскания путей для поселения в России».

Хотя не все из нас уверены, что выход - в эмиграции, мы бы более чем охотно узнали о практических возможностях в этой области, или в области капиталовложения в РФ»,

Стоит отметить, что буры - это не бедные гастарбайтеры, а люди, сумевшие собственным трудом скопить определенный капитал. А также желающие работать на земле и умеющие делать это. Поэтому их интересует возможность получения вида на жительство, впоследствии - гражданства, а также долговременной аренды земельных участков с последующим их выкупом. Примерно год назад из ЮАР в Ставрополье переселилась одна бурская семья, теперь о подобном переселении задумались как минимум пятнадцать тысяч белых африканцев.

Добрая русская традиция

«Я думаю, что Россия, как гостеприимная страна, может принять этих несчастных людей, - рассказала Царьграду встречавшая семью Шлебушей в столичном аэропорту Шереметьево председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. - Они правильно сделали, что обратились к нам, я знаю, что свободная земля есть не только в Ставропольском крае, но еще и в Крыму, и на Северном Кавказе. И даже пока я ехала на эту встречу, пришло предложение к этим людям от знакомого бизнесмена поселиться на его земле на живописном берегу Оки. Я считаю, что мы должны поддержать этот народ, поскольку он исповедует те же ценности, что и мы: семейные традиции, общинность, все, что близко нашему традиционному русскому мышлению. Эти люди настроены по-доброму, они не хотят жить на пособия, они готовы работать».

Растроганная историей буров, приветливостью, открытостью и доброжелательностью семьи Шлебушей, Волынец даже написала соответствующее обращение к президенту России Владимиру Путину.

Эти люди готовы работать на благо России, заниматься сельским хозяйством, наукой и иными направлениями деятельности, желают приобщиться к нашей культуре и внести свою лепту в развитие нашего государства, - сказано в этом письме. - Считаю, что положительное решение по этому вопросу представит Россию в глазах международного сообщества как гостеприимную, доброжелательную страну...».

В разговоре с Царьградом Ян Ади-Старший, Ян Ади-Младший и Тереза Шлебуши рассказали о том, что их народ вынужден массово бежать из родной ЮАР. Например, мало кто знает, что знаменитый хит You’re In The Army Now был написан и впервые исполнен бурскими композиторами и исполнителями Робом и Ферди Болландами, впоследствии перебравшимися в Нидерланды. И теперь путь многих буров лежит в исторически родные им Нидерланды, а также в Австралию и США. На исторической родине еще остаются четыре миллиона потомков голландских поселенцев, но вряд ли это надолго. Шлебушей же интересует Россия, потому как именно в нашей стране они видят оплот сопротивления новому мировому порядку и либерализму.

«Они надеются в России обрести родину, где смогут жить, исходя из своих христианских ценностей и убеждений, - поделился с Царьградом сопровождавший семью буров общественник, представитель русской общины Нидерландов Дмитрий Писарев - человек по своему легендарный, ежегодно вместе с соратниками организующий в Голландии акции памяти жертв событий в Одессе и в поддержку воюющего Донбасса. - Это не просто традиционные земледельцы, но и образованные люди: Ян Ади-Старший - доктор политологии, Ян Ади-Младший - доктор богословия, Тереза - бакалавр. И еще они прекрасно помнят, как русские поддержали их во время англо-бурской войны, о том, что воевать плечом к плечу вместе с их прадедами отправились около пяти сотен добровольцев из России».

Англо-бурская война. Фото: www.globallookpress.com

Действительно, на долю потомков голландцев - буров, как и на долю русских, выпало немало тяжелых испытаний. Вопреки либеральной пропаганде, они не были чужими на земле Южной Африки и пришли туда даже намного раньше черных воинственных племен, впоследствии вторгшихся с севера, но несколько потеснив местных жителей - бушменов и готтентотов. В результате британской агрессии буры были вынуждены оставить свои поселения на юго-западном побережье африканского континента, поскольку завоеватели отказывали им в праве официально использовать родной язык. А после того, как основали северо-восточнее две независимые республики - Трансвааль и Оранжевую, пережили новую агрессию Британии, которая впервые в мировой истории применила против них бронепоезда, сносившие целые деревни, и концлагеря, где тысячами убивали военнопленных, женщин и детей.

Были, конечно, в истории буров и такие неприглядные страницы истории, как рабство и расовая сегрегация - апартеид. Но так и в истории Русской Цивилизации существовали и крепостное право, и ГУЛАГ, отчего мы все же не стали мордором, как это пытается представить западно-либеральная пропаганда. И не заслужили истребления или самоуничтожения, как бы того ни хотелось различным доброхотам.

На протяжении многовековой истории России на нашей территории находили приют от притеснений антихристианских режимов и просто простор для жизни и созидательного труда разные добрые и трудолюбивые народы - сербы, греки, армяне, немцы, чьи представители потом вливались в Русскую цивилизацию, обогащая ее. Сейчас, когда нашей стране нужны рабочие руки и свежие идеи, самое время вспомнить об этой славной традиции.

Буры

«Бурами, то есть крестьянами, презрительно называли англичане, выходцев из Голландии, обосновавшихся в Южной Африке. Первоначально, это прозвище, распространялось лишь на фермеров, живших в восточной части Капской колонии. Но после того, как она стала владением Великобритании, бурами, стали называть всех, кто, не желая мириться с политикой британских властей, оставлял свои земли и отправлялся в Великий трек. Это, ставшее эпическим, массовое переселение во внутренние районы современной ЮАР, привело к созданию на этих территориях, Оранжевого Свободного государства и республик Трансвааль и Наталь.»

По сути, именно это событие, и стало началом многолетней борьбы, в ходе которой, горстка плохо вооружённых крестьян, едва не одолела одну из сильнейших армий мира того времени. И только путём жестоких и бесчестных мер, британской армии удалось сломить их сопротивление. А сами борцы за свободу, до того предпочитавшие именовать себя африканерами , стали с гордостью называться бурами.

История освоения бескрайних просторов Южной Африки началась в 1652 г., когда голландская Ост-Индская компания, включившись в погоню за землями вне Европы, основала в Столовой бухте, к северу от мыса Доброй Надежды первое поселение. Первоначально в планы компании, не входила колонизация африканских земель, и поселение это, получившее название Каапстад (современный Кейптаун ) насчитывающее всего 60 человек, служило лишь перевалочной базой на пути в Индию. Но уже в 1657 г. сюда хлынула волна переселенцев из Голландии, Германии, и особенно Франции, из которой, бежали протестанты-гугеноты, вынужденные, искать новую родину. К концу XVII в. Каапстад разросся и контролировал территорию в радиусе 60 км., в 1690 г. он получил статус колонии, а в 1691 г., для управления нею, Ост-Индской компанией был прислан Симон ван дер Стел, ставший первым губернатором.

В начале XVIII в. противостояние с компанией, становившейся обременительной, а также конфликты между самими переселенцами, заставили многих продвигаться вглубь континента и осваивать новые территории. Всё это, конечно же, обострило отношения с туземным населением, столкновения с которым, уже с 1659 г. приобрели систематический характер, вылившись в череду затяжных, кровопролитных войн. Несмотря на категорический запрет Ост-Индской компании в 1707 г., наносить какой-либо ущерб, и ущемлять права коренного населения – готтентотов, продвижение во внутренние районы продолжалось. Но готтентоты, мужественно и упорно защищали свои земли и, несмотря на качественное превосходство колонистов, имевших огнестрельное оружие, им приходилось нелегко и часто они несли значительные потери. Однако, что не смогло сделать европейское оружие, сделали европейские болезни: в результате эпидемии оспы, вспыхнувшей в 1713 г. десятки тысяч туземцев умерли, другие бежали на северо-восток от неведомой им заразы, от которой, не было спасения. К 1730 г. готтентоты окончательно ушли в глубинные районы, а буры расширили территорию Капской колонии до реки Оранжевой, контролировавшей теперь земли в радиусе 400 км. Но продвижение колонистов на восток стало не слишком удачным, и было остановлено народом коса, которых они называли кафрами. В результате трёх кафрских войн: первой в 1779-1781, второй в 1789-1793, и третьей в 1799-1803, буры потерпели поражение и потеряли территорию Зуурвелда.

Своеволие, царившее в Капской колонии , привело к тому, что к 1795 г. она превратилась фактически в независимую республику. Администрация Ост-Индской компании, к тому моменту, не оказывала на неё уже никакого влияния, и хотя колония номинально признавала протекторат Голландии, реальной властью, обладали лишь демократические органы местного самоуправления. Но события, происходившие в то время в Европе, докатились и до Южной Африки, повлиявшие на её дальнейшую судьбу самым непосредственным образом. В том же 1795 г. войска революционной Франции захватили Голландию, и превратили её в Батавскую республику. В ответ на это, в сентябре того же года, британцы, под предлогом "недопущения французов в Индию”, оккупировали мыс Доброй Надежды, и попутно попытались захватить и Каапстад , но потерпели неудачу. В 1802 г., благодаря противодействию местных жителей, Великобритания была вынуждена вернуть аннексированные территории, но это было лишь кратковременным отступлением. В 1806 г. многочисленная британская армия решительно вторглась в Капскую колонию, и в течение нескольких месяцев заняла большую часть её территории. А закончилось это тем, что в 1814 г. Венский Конгресс признал "законность” этих действий, после чего, британцы, за земли колонии, заплатили 6 000 000 фунтов голландскому губернатору, не имевшему на них никаких законных прав.

На первых порах, самим бурам совершенно не было никакого дела, до того, что происходило в колониальной администрации, многие из них даже не знали о том, что и их самих, и их земли просто "продали”. Но очень быстро британские власти заставили обратить на себя внимание, назначенный на пост губернатора, сэр Чарлз Сомерсет , не собирался мириться с анархическими настроениями колонистов, как это было прежде. Особенно, это касалось ущемления прав туземного населения, и в 1816 г. в доказательство решительности своей позиции, он приказал повесить пятерых буров, за жестокое обращение с готтентотами. Спустя несколько дней, в Кейптауне вспыхнул бунт, но он был жестоко подавлен; его вдохновителей приговорили к казни, а наиболее рьяных участников сослали на вечную каторгу в Австралию. Начиная с 1825 г., лорд Сомерсет начал проводить реформы, которые очень не понравились бурам: начал он с финансовой реформы, обмена риксдаллеров на фунты, что нанесло немалый убыток фермерам, вслед за тем, последовала реформа образования. В результате чего, школьное преподавание с голландского, перешло полностью на английский, становившийся к тому же, единственным государственным языком. В 1827 г. вступила в силу "Великая хартия готтентотов”, которая, фактически сравнивала в правах белое и цветное население. Но последней каплей для буров, стала отмена рабства в пределах всей Британской империи в 1833 г. и, хотя правительством была выплачена компенсация за потерю рабов, буры сочли её недостаточной. В 1835 г. буры начали массово покидать Капскую колонию, уходя на северо-восток, начался исход, растянувшийся на десятилетие, вошедший в историю под названием Великий трек. В результате этого, до 1846 г. пределы колонии покинуло 2/3 всех буров.

Большинство из них перешли реку Оранжевая , а затем и Вааль, перебрались через Драконовы горы , и оказались на землях Зулуленда. После чего, в 1837 г. большая группа буров, под предводительством Питера Ретифа, желая поселиться в этих краях, отправилась в селение короля зулусов Дингаана, чтобы получить его согласие на это. Но закончилось это плачевно, - зулусские воины неожиданно напали на переселенцев, большинство которых, составляли женщины и дети, и в последующей резне, погибло более 300 человек. Однако для самих зулусов, такое коварство не прошло безнаказанно и в 1838 г. около полутысячи переселенцев во главе с Андрисом Преториусом и десятитысячная армия Дингаана сошлись в битве на реке Инкоме. Буры , вооружённые огнестрельным оружием, устроили зулусам настоящий погром, в результате чего, они убили более 3000 туземцев, а сами потеряли всего 18 человек. После этого Инкоме, назвали Кровавой рекой, а Дингаан, потерпевший жестокое поражение, уступил бурам территорию к югу от реки Тугелы, на которой, в 1839 г. они создали республику Наталь , но уже в 1843 г. она вошла в состав Капской колонии.

Наиболее решительные буры ушли дальше на север, одна их часть расселилась в междуречье Оранжевой и Вааля , где в 1852 г. они создали Оранжевое Свободное Государство . А самые отчаянные пошли ещё дальше, переправились через Вааль и ступили на земли племён матабеле, где они были атакованы крупными силами туземцев, которых возглавлял король Моселекатсе . Буры отразили все нападения, и в скором времени вытеснили матабеле далеко на север, за реку Лимпопо, и в 1852 г. создали на этой территории республику Трансвааль . Но почти сразу же, между бурами Трансвааля, и Оранжевого Свободного Государства начались раздоры, прекратившиеся только в 1860 г., когда президентом обеих республик стал Мартинус Преториус. Но ситуация снова обострилась в 1863 г. и бурские республики до 1872 г. находились в состоянии войны, в этот период Преториус , безуспешно пытался присоединить Оранжевую республику к Трансваалю, но потерпел неудачу и покинул пост президента.

К 1876 г. Трансвааль находился в тяжёлом экономическом положении, восточную часть республики захватили зулусы, а президент Томас Бюргерс бездействовал. Этим воспользовались британцы, под предводительством сэра Теофилиуса Шепстоуна , в 1877 г. без всяких усилий они оккупировали страну, а в 1879 г. изгнали из неё зулусов. Оккупации не в малой степени способствовал Бюргерс, считавший это лучшим выходом из сложившейся ситуации, и поэтому призывал население воздержаться от враждебных действий против англичан. Однако оккупационные власти вскоре сами спровоцировали конфликт, потребовав от буров заплатить налоги за годы независимости, начиная с 1852 г. Возмущённые буры подняли восстание в Почефструме, откуда оно распространилось и на другие регионы страны, 16 декабря 1880 г. началась первая англо-бурская война .

Война с самого начала, складывалась для британцев не лучшим образом, уже начиная с 22 декабря 1880 г. все их гарнизоны оказались в осаде. 28 января 1881 г. при попытке вырваться из Ник Лэнга, они потерпели первое серьёзное поражение, потеряв при этом почти 100 человек, после чего, многие гарнизоны капитулировали. Но буры на этом не успокоились, и перенесли боевые действия на территорию Натала, подконтрольного Капской колонии. Здесь, они вновь нанесли поражение британской армии при Ингого, и Рухискраале. А 26 февраля 1881 г. в битве у Маджуба-Хилл , британцы снова были разгромлены и во второй раз в этой войне понесли серьёзные потери, в числе которых, оказался командующий, сэр Джордж Колли. Войска, стоявшие у Нэка, получив известие об этом, были охвачены паникой и вынуждены были отступить. Буры одевались в сельскую одежду, маскирующую их на фоне африканского пейзажа, давая им преимущества в скрытности. Бурские охотники, искусные в стрельбе, уничтожали сотни британских солдат и офицеров, бывших прекрасной мишенью в своих нарядных красных мундирах (это было учтено британцами позднее, во второй англо-бурской войне, во время которой подразделения британской армии перешли на униформу цвета хаки). Также преимущество буров проявилось в их особой военной тактике, опиравшейся на хитрость, скорость и маневренность. 6 марта 1881 г. британцы заключили с бурами перемирие, а 3 августа была подписана Преторийская конвенция , официально завершившая первую англо-бурскую войну, из которой "крестьяне” вышли победителями.

Хотя Великобритания не признала поражение в этой войне, по её репутации, и особенно самолюбию, был нанесён существенный удар, и уже с момента подписания Преторийской конвенции, британцы вынашивали планы отмщения. И удобный случай вскоре представился. В 1886 г. в Трансваале нашли золотоносные залежи, оказавшиеся богатейшими в мире, в страну хлынул поток желающих разрабатывать эти месторождения, подавляющее большинство их, составляли выходцы из Англии. Некоторые переселенцы, с самого начала начали вести себя вызывающе, и на этой почве у них всё чаще стали возникать конфликты с местным населением. В 1895 г. с территории Родезии в Трансвааль вторгся большой вооружённый отряд под предводительством Джеймсона , заявившего, что лишь хочет защитить соотечественников-англичан от произвола бурских властей. Он сходу попытался захватить Йоханнесбург, надеясь на поддержку британского населения проживавшего в нём, но этого не произошло, отряд Джеймсона был окружён и взят в плен. Понимая, что за всем этим стоит Великобритания, Трансвааль мобилизовал все свои силы и объявил ей войну, его примеру последовала и Оранжевая Свободная Республика. 11 октября 1899 г. началась вторая англо-бурская война .

Уже 12 октября пятитысячная армия буров под командованием Кронье и Снимана , перешла границу и осадила Мафекинг и Кимберли. Дивизия генерала Мэтьена, численностью 10 000 человек, атаковала буров 23 ноября у станции Бельмонт, а 25 ноября у Энслинских высот, и ценой значительных потерь заставила их отступить. 11 декабря он, получив подкрепления, атаковал основные силы Кронье под Магерсфонтейном, но был разбит, и, потеряв 1000 человек, сам вынужден был отступать. В Натале, в октябре буры захватили Чарлстаун, Ньюкасл, Гленко, а в Ледисмите осадили армию генерала Уайта. 15 декабря, сам командующий британскими войсками в Южной Африке, генерал Буллер, при попытке деблокировать Ледисмит, потерпел сокрушительное поражение в битве при Коленсо. В Капской колонии, буры захватили сначала Наупорт , а потом Стормберг, британцы попытались их отбить, 10 декабря в битве при Стормберге, генерал Гатакр имея двукратное превосходство, был наголову разбит, потерял 100 человек убитыми, и ещё 700 попали в плен. Таким образам, на первом этапе войны, буры побеждали на всех фронтах, но осада ряда городов затягивалась и наступление пришлось прекратить.

В Британском правительстве началась настоящая истерия; проиграть вторую войну бурам, уступающим им и количественно и качественно, которые, к тому же, даже не были солдатами, они просто не могли. Такой исход поставил бы крест на репутации Британской империи, а существование её самой, поставил бы под сомнение. В конце 1899 - начале 1900 гг. они стянули в Южную Африку максимальное количество колониальных войск из Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Цейлона, доведя их численность до 120 000, а к концу войны до 450 000 солдат. Командовать ими был назначен, один из величайших полководцев того времени фельдмаршал Фредерик Робертс. В феврале 1900 г. британские войска перешли в наступление и 15 февраля в битве при Паадеберге разбили армию Оранжевой Свободной Республики, окружённая со всех сторон, в тот же день она капитулировала. После этого, в течение периода с 1 марта по 17 мая, британцы деблокировали все осаждённые бурами города. 13 марта они захватили Блумфонтейн - столицу Оранжевой республики, а 5 июня Преторию - столицу Трансвааля. К сентябрю 1900 г. буры перешли исключительно к партизанским действиям.

Партизанская война под руководством Девета, Боты, Деларея, наносила британцам ещё больший ущерб, чем регулярная. Буры устраивали диверсии, угоняли скот и лошадей британской армии, сжигали склады. Ставший главнокомандующим, генерал Герберт Китченер, понимал, что победить буров традиционными методами будет трудно и поэтому он перешёл к нетрадиционным. В Трансваале начались широкомасштабные репрессии; мирное население, особенно фермеров, заключали в концентрационные лагеря, всех без разбору, стариков, женщин с детьми, в результате, которых умерло более 15 % всего населения. Их фермы сжигали, уничтожали посевы и скот, отравляли источники, и в скором времени, страна превратилась в безмолвную пустыню. Такие варварские действия вынудили буров прекратить сопротивление.

В Феринихинге , 31 мая 1902 года был подписан мирный договор, завершивший вторую англо-бурскую войну. По его условиям, буры признавали аннексию своих республик и верховную власть Британской империи, взамен получали амнистию и частичное возмещение убытков. Но наиболее интересен параграф 8 в этом договоре, в котором, в замысловатых выражениях говорилось о том, что впредь, буры лишаются избирательного права и, как следствие, они в будущем не могли участвовать в самоуправлении. Их лишили всего и сделали бесправными, но их не победили в честном бою. А методы, благодаря которым Британия выиграла эту войну, покрыли её пятном позора, гораздо большим, чем, если бы она её проиграла.

Кто из нас не начитывался и не вдохновлялся фантастическими рассказами и историями об , о полных увлекательных приключений охоты на львов, страусов или на жирафов? Меньше есть рассказов про разбойничьи набеги и охоту на тамошних первобытных жителей, на их сокровища. Очевидцы историки и участники этих событий стеснялись жестокости своих земляков (белых европейцев), и когда уже надо было оправдать события, то возлагали вину на варварство дикарей, к которым они несли только культуру, хотя, не занесли, так как дикари перевелись, под их «культурной рукой», мол, неспособны к культуре. Поэтому не без причины пишет историк человеческой культуры Чемберлен, что исторические произведения, которые нам дают под названием истории, это не что иное, как оправдание всевозможных разбойных банд …, все это криминалистическая статистика, но не история.

Бывает, что целые народы, выросшие на разбоях, становятся в истории благодаря пропаганде героями. И когда их окончательно встретит беда, они добывают себе в глазах всего мира репутацию обиженных. Таким обиженным народом были в репутации человечества буры, жители Южной Африки, когда в конце XIX. века завоевала их Англия и присоединила к своим . И едва ли не весь мир в течение англо-бурской войны, сочувствовал тогда бурам, не зная или забывая про то, как сами буры разрушали на протяжении веков племена первобытных африканских жителей — бушменов, пока не получили себе титула носителей культуры и хозяйственной жизни и развития в Южной Африке.

Откуда они взялись? Со времени, как мореплаватель Дияц доплыл в 1486 году до выдвинутого на юге мыса Африки, а первые голландцы, минуя эти неприветливые побережья, объезжали кораблями вокруг Африки до фантастически богатой Индии в Азии, останавливаясь только в Южной Африке для отдыха в одном месте, известном сейчас как Мыс Доброй Надежды. С того времени пробовали некоторые колонисты оседать и здесь. Отсюда направлялись, чем раз, тем дальше в глубину материка, потому казалось, что и здесь можно хорошо зарабатывать: выпасать скот и получать различные ценные вещи, как правило, золото от тамошних дикарей. А когда завершилась тридцатилетняя война (1618-1648 г.), которая довела Европу до крайней нищеты, то целые ватаги военных разбойников, безработных и крестьян, узнав о рае в Южной Африке, плыли сюда. Плыли, как правило, голландские и немецкие крестьяне, потеряв все свое имущество, пускались куда глаза глядят и обедневшие англичане, да и много других европейских авантюристов.

В боях между собой, но больше с тамошними коренными жителями, они мешались, женились, плодились. Формировались среди той суеты самые удивительные истории, переходившие из уст в уста, вырастали фигуры, с которыми связаны названия городов, краев, что не раз являлись одинокими молчаливыми свидетелями сверхчеловеческих порывов и героических поступков людей, а то и целых племен. Южная Африка — это край, в котором совместная жизнь, а скорее постоянная борьба европейских авантюристов с дикарями, смешанных кровью и связанных общими интересами, создала на протяжении веков отдельный народ буров от немецко-голландского Бауэр (земледелец).

Но эти счастливые земледельцы никогда не знали покоя, тем более, когда здесь во второй половине XIX века начали открывать алмазные и золотоносные поля, когда все европейские государства начали делить Африку лоскутами и бороться за влияние. С тех пор борьба буров с Англией вплоть до потери в 1902 году самостоятельности, записанная на страницах истории рядом героических событий. Главной причиной этой борьбы был спор за богатства крупнейших на свете залежей алмазов, золотоносных жил, плодовитых земель, не считая угля, меди и других земных богатств.

Между территориями вместе с краем буров формирующих сегодня Южно-Африканскую республику (ЮАР), есть очень богатый край Родезия. Название этой страны связано с именем человека, который словно метеор засверкал на переломе XIX и XX века по всей Южной Африке, бросая свое сияние и тень на всю Европу, а затем погаснув, уйдя в забытье. Английская история несколько стыдливо умалчивает этого героя, хотя обязана ему получению целой колонии. Даже после смерти его тело не было отправлено в Лондон, чтобы положить между создателей империи. Оно покоится вдали от культурного мира, в стране дикого племени матагелов, прикрытое огромной каменной плитой с надписью: «Здесь покоятся останки Сесила Джозефа Родса». Присмотримся поближе к этой Фигуре.

Но уже в следующей статье.

БУРЫ (АФРИКАНЕРЫ)

Слово «бур» происходит от голландского «кре­стьянин». Так называли себя первые пересе­ленцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров - африка­неры.

В 80-х - начале 90-х гг. нашего века африка­неры составляли большую часть белого населения

Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбаб­ве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки - в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая числен­ность африканеров - около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. - в Намибии.

Колонизация бурами Южной Афри­ки началась с создания в 1652 г. Ни­дерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надеж­ды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад - совре­менный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавши­еся новых религиозных преследований, за ними по­следовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превы­сило 15 тыс. человек.

Новая колония быстро расширялась и крепла за счёт захвата земель у коренного населения - пле­мён готтентотов и бушменов, а также заключения с ними «обменных» договоров, когда металличес­кая утварь, алкогольные напитки, табак менялись на живой скот. На захваченных землях буры созда­вали обширные земледельческие и скотоводческие хозяйства, основанные на рабском труде. Рабы вво­зились из Анголы, Западной Африки, Индии, с Ма­дагаскара, Цейлона. По мере расширения своих владений и роста нехватки рабочей силы буры ста­ли захватывать в рабство и местных жителей.

В течение жизни одного поколения «старожи­лы» - голландцы - слились с новыми поселенца­ми - французами, немцами и др. Их сплочению способствовала общность религии. Буры принадле­жали к голландской Реформаторской церкви, кото­рая возникла как одно из направлений реформации в Швейцарии и стала господствующей в Голландии в XVII в. Основываясь на учении Кальвина о пре­допределении, буры считали себя избранным наро­дом, призванным управлять и властвовать. Мест­ные жители-нехристиане в их представлении по­просту не были людьми.

Общим у буров стал и язык - африкаанс, воз­никший в результате смешивания разных диалек­тов голландского языка с немецким, английским и французским. Африкаанс испытал на себе и влия­ние местных африканских языков, португальского, малайского, а также наречий, на которых говорили посещавшие Южную Африку моряки, торговцы и ввозимые рабы. Первоначально африкаанс был только разговорным языком и функционировал од­новременно с голландским, который оставался письменным языком буров. В конце XIX в. появ­ляются литературные произведения на африкаанс, а с 1925 г. он наряду с английским становится офи­циальным языком страны. В середине 80-х гг. на­шего века на африкаанс говорили свыше 5 млн. че­ловек.

Продвигаясь на восток, буры в 70-е гг. XVIII в. вторглись на земли племён коса, которых они назы­вали кафрами (от арабского «кафир» - неверный, неверующий). Начались затянувшиеся на целое столетие так называемые кафрские войны, которые вели против коса сначала только буры, а затем и англичане, захватившие в начале XIX в. Капскую колонию. В результате границы последней заметно расширились.

С переходом Капской колонии в руки Англии связано такое овеянное романтикой событие бур­ской истории, как «Великий трек». Слово «трек» происходит от голландского «переселение». Так на­зывали начавшееся в 30-40-е гг. XIX в. переме­щение больших групп буров из Капской колонии на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Натал. Буры, как они сами говорили, уходили в поисках новых земель, где «...им не до­кучали бы ни английские миссионеры, ни англи­зированные готтентоты, где кафры ручные, где можно найти хорошие пастбища... охотиться на слонов, буйволов и жираф и где человек может жить свободно». Одной из непосредственных при­чин трека стала отмена англичанами рабства в Кап­ской колонии, что создало угрозу подрыва экономи­ческой основы бурских хозяйств.

«Великий трек» напоминал освоение белыми пе­реселенцами американского «дикого Запада». Треккеры передвигались группами, без карт, по солнцу и другим приметам. Запряжённые волами большие крытые повозки, в которых находились старшие члены семей, женщины, дети и нехитрый скарб, сопровождали вооружённые всадники.

На новых землях буры столкнулись с упорным сопротивлением коренного населения - зулу, ндебеле, суто и других племён. Одно из решающих сра­жений между бурами и зулусами произошло у реки Инкоме, которая вошла в историю Южной Африки под названием Кровавой.

Для утверждения буров на завоёванных терри­ториях потребовались десятилетия. Их противни­ками были не только африканцы, отстаивавшие свою независимость, но и англичане - главные ко­лониальные соперники буров в Южной Африке. Созданная в 1839 г. бурская республика Натал была в 1843 г. захвачена Англией. Более долгой была жизнь двух других бурских республик, возникших в середине XIX в., - Оранжевой, созданной в 1854 г. под официальным названием «Оранжевое свободное государство», и Трансвааля, основанного в 1856 г. под именем Южно-Африканской Респуб­лики. По отношению к местному населению в этих бурских республиках практиковались полурабские методы эксплуатации.

В то же время повседневный жизненный уклад большинства буров оставался вплоть до конца XIX в. глубоко патриархальным. Интересна иро­ничная характеристика, данная бурам Марком Тве­ном после его поездки в Южную Африку в 1896 г.: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, ту­пы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостепри­имны, честны во взаимоотношениях с белыми, жес­токи по отношению к своим чернокожим слугам, искусны в стрельбе и верховой езде, увлекаются охотой, не терпят политической зависимости, хо­рошие отцы и мужья... ещё до недавнего времени здесь не было школ, детей не учили; слово «но­вости» оставляет буров равнодушными - им со­вершенно всё равно, что творится в мире...». Афри­канцы и колонисты-англичане, сталкиваясь с ними на поле битвы, были не столь ироничны...

Из среды буров вышли многие выдающиеся по­литические и государственные деятели, учёные, пи­сатели. Имена некоторых из них можно найти на современной географической карте Южной Афри­ки: например, столица ЮАР Претория названа в честь её основателя, первого президента Трансвааля Мартинуса Преториуса; город Крюгерсдорп и на­циональный парк Крюгер - в честь другого пре­зидента Трансвааля, Стефануса Крюгера.

В середине 80-х гг. XIX в. в Трансваале, в районе Витватерсранд, было открыто крупнейшее в мире месторождение золота. Впоследствии здесь были об­наружены и урановые руды. Это фактически ре­шило судьбу республики. В Трансвааль устреми­лись могущественные британские монополии и ста­ратели-иммигранты из Европы. Начался торгово-промышленный бум. Англия и её Капская колония начали экономическую блокаду Трансвааля, стре­мясь не дать ему выход к морю, помешать его тер­риториальному расширению.

С середины 90-х гг. Англия берёт курс на под­готовку прямой агрессии против бурских респуб­лик. Срывается попытка организации переворота в Трансваале и устранения президента Крюгера. Один за другим следуют британские ультиматумы и угрозы Трансваалю и Оранжевой. Наконец в 1899 г. разразилась Англо-бурская война.

Буры предвидели войну и готовились к ней. У немцев, соперников англичан в Африке, были за­куплены новейшие магазинные винтовки «Мау­зер», пулемёты и орудия. Под ружьё были постав­лены все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Из числа наиболее искусных, опытных и храбрых бой­цов выбраны командиры.

Первое время благодаря более совершенной так­тике, лучшему оружию и отличному знанию мест­ности буры имели военное преимущество. Однако постепенно из Англии в Южную Африку были пере­брошены значительные силы - до 250 тыс. человек против 45-60 тыс. солдат-буров. Англичане пере­шли в наступление, заняли столицы Оранжевой и Трансвааля - города Блумфонтейн и Претория. Бу­ры продолжали упорную партизанскую борьбу, од­нако в конечном счёте Англия в 1902 г. победила и захватила бурские республики.

Англо-бурская война 1899-1902 гг. была пер­вой жестокой репетицией Первой мировой войны. В Южной Африке впервые в широких масштабах были применены новое автоматическое оружие, ко­лючая проволока, созданы концентрационные ла­геря, в которых англичане содержали пленных бу­ров, включая женщин и детей.

Англо-бурская война была несправедливой с обе­их сторон: и Англия, и буры стремились утвердить­ся в качестве господствующей колониальной силы в южноафриканском регионе. Но симпатии мил­лионов людей во многих странах мира были на сто­роне маленького бесстрашного народа, бросившего вызов одной из самых могущественных держав того времени. Вместе с бурами сражались сотни добро­вольцев из Германии, Голландии, Франции, Амери­ки, России. О бурах складывали песни. В одной из

них, ставшей известной и в нашей стра­не, были такие слова: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...»

В 1910 г. возник новый британский доминион - Южно-Африканский Союз (ЮАС), в состав которо­го вошли английские самоуправляющиеся колонии Капская и Натал и захваченные Англией бурские республики. Создание ЮАС было своего рода комп­ромиссом между местными английскими финан­систами и промышленниками, с одной стороны, и богатыми фермерами-бурами - с другой. В его ос­нове лежало стремление урегулировать англо-бур­ские противоречия путём усиления эксплуатации африканского и цветного населения, составляюще­го большинство в стране. Первым премьер-минист­ром ЮАС стал бывший главнокомандующий бур­скими войсками во время войны 1899-1902 гг. Лу­ис Бота.

После образования ЮАС усилилось расслоение в бурском обществе, начавшееся ещё в годы эко­номического подъёма в Трансваале и Оранжевой. Значительно возросло число бедных и разоривших­ся фермеров, которые уходили на шахты и в города в поисках работы. Определились и политические расхождения среди буров. Часть из них, возглавля­емая Ботой, выступала за тесный союз между «верхними» слоями бурского и английского насе­ления страны. Им противостояли сторонники вос­становления власти буров в Южной Африке, вос­создания независимых бурских республик. Они ор­ганизовывали антибританские заговоры, создавали политические и военизированные организации. В 1914 г. возникла Националистическая партия, опи­равшаяся на буров - «белых бедняков» и мелких предпринимателей, а в 1918 г. - общество «Афри­канер Брудербонд» («Союз братьев-африканеров»), ставшее в 1921 г. тайным. В 1922 г. правительство ЮАС потопило в крови восстание белых горняков, в основном буров, в Витватерсранде, выдвинувших требования введения «цветного барьера» на шахтах - дискриминационной системы найма и оплаты труда африканцев.

В 1924 г. на выборах в ЮАС победила Национа­листическая партия, поддерживаемая Брудербондом. Пришедшее к власти правительство Джеймса Герцога, одного из создателей Националистической партии, бывшего бурского генерала, осуществляло неприкрытую расистскую политику. После слия­ния Националистической партии и Южноафрикан­ской партии, лидером которой был Ян Смэтс (также бывший бурский генерал и премьер-министр ЮАС в 1919-1924 гг., сторонник «диалога» с Англией), крайне реакционная африканерская группа во гла­ве с известным политическим деятелем Маланом воссоздаёт в 1934 г. «очищенную» Националисти­ческую партию. С середины 30-х гг. в ЮАС рас­пространяется фашистское движение. В Юго-За­падной Африке появляются военно-фашистские ор­ганизации, такие, как «Серые рубашки» и др. В 1939 г. Герцог заявил, что «взгляды южноафрикан­ских буров на расовый вопрос совпадают со взглядами национал-социалистической Гер­мании». В том же году его, решитель­ного противника войны с Гитлером, сменил на посту премьер-министра Смэтс, и ЮАС вступил во Вторую мировую войну на стороне ан­тигитлеровской коалиции. Однако и в военные годы многие африканеры не скрывали своих прогерман­ских симпатий.

После Второй мировой войны Националистиче­ская партия выдвинула идею апартхейда. В стране развернулось национально-освободительное движе­ние, против расистской политики Националистиче­ской партии выступали не только чёрные и цветные южноафриканцы, но и часть белого населения, включая большие группы африканеров. После про­возглашения в 1961 г. Южно-Африканской Респуб­лики внешняя и внутренняя оппозиция апартхейду усилилась, углубилось размежевание в африканерской общине. В 1988 г. произошёл раскол Националистической партии. Питер Бота был смещён с поста её лидера. В 1989 г. он ушёл в отставку с поста президента страны, его преемником стал по­литический лидер африканеров Трансвааля Фреде­рик де Клерк, провозгласивший курс на полную ликвидацию системы апартхейда.

Официальная отмена в ЮАР большинства ра­систских законов в начале 90-х гг. была поддержа­на значительной частью белых южноафриканцев, включая многих африканеров. Настоящее и буду­щее африканеров определяется прежде всего их за­метной ролью в экономической и общественно-по­литической жизни страны. В среде африканеров, несмотря на сохраняющиеся политические разно­гласия, крепнет понимание того, что расовая обо­собленность является тормозом на пути экономи­ческого и общественно-политического прогресса всего населения Южной Африки.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.