Что такое локус контроля в психологии определение. Введение в понятие «локус контроля. Как влияет воспитание на локус контроля во взрослой жизни

Локус контроля (locus of control )

Термин «Л. к.» служит для обозначения группы субъективных мнений или убеждений относительно связи между поведением и его последствиями в форме наград или наказаний. Более точная формулировка этих мнений о Л. к. звучит как противопоставление интернального и экстернального контроля подкрепления (И-Э). Когда конкретный чел. воспринимает подкрепления (и положительные, и отрицательные) как итог собственного поведения, своих усилий или своих относительно постоянных особенностей, перед нами пример интернальных убеждений. Экстернальные убеждения, напротив, связаны с восприятием подкрепления как следствия везения, счастливого случая, судьбы, вмешательства влиятельных людей или же просто непредсказуемого (в силу сложности) стечения обстоятельств. Разумеется, мнения людей о Л. к. (или об И-Э) не ограничиваются дихотомией, а представлены точками непрерывного континуума вдоль оси с полюсами, образованными интернальными и экстернальными убеждениями соответственно.

Понятие И - Э было впервые предложено и введено в оборот Дж. Роттером. Он не только определил это понятие, но и сформулировал осн. положения теории соц. научения, в состав к-рой его можно было бы включить. Кроме того, Роттер представил в распоряжение научной общественности значительный объем психометрических данных и рез-тов исслед. конструктной валидности шкалы И-Э, сконструированной для измерения этого концепта.

Теоретическая основа понятия И-Э

Мн. из тех, кто использует понятие Л. к. в своих исслед., делают это, не обращая внимания на то, как оно вписывается в более широкую схему факторов, к-рые воздействуют на поведение. Такой упрощенческий подход порой приводил к ошибочным прогнозам, разочарованиям по поводу малой доли дисперсии, объясняемой фактором И - Э, или к серьезным помехам на пути обобщения данных ряда исслед. Ведь с самого начала понятие И - Э формулировалось как одна из неск. переменных в более широкой системе теории соц. научения, к-рые, взаимодействуя между собой, и вызывают то или иное поведение в каждой конкретной ситуации. К этим переменным относятся: а) ожидания; б) сравнительная ценность подкреплений; в) психол. ситуация.

И-Э рассматривается как обобщенное ожидание в отношении того, как лучше всего категоризовать ситуации, к-рые преподносят чел. проблему, требующую решения. Т. о., Л. к. является обобщенным ожиданием или убеждением относительно оптимального, с т. зр. конкретного чел., способа смотреть на связь между его поведением и последующим появлением награды или наказания.

В любой сколько-нибудь определенной ситуации ожидание того, что конкретное поведение приведет к конкретным рез-там, определяется тремя переменными. Во-первых, это специфические ожидания успешности данного поведения, осн. на предыдущем опыте действий в такой же ситуации. Во-вторых, это обобщенные ожидания успеха, осн. на обобщении опыта действий во всех сходных ситуациях. В-третьих, это обобщенные ожидания, связанные с опытом решения многочисленных проблем, среди к-рых проблема И - Э являет собой лишь частный пример. Взаимодействие всех трех переменных определяет ожидания чел. относительно успешности рассматриваемого поведения. А предыдущий опыт встреч с данной ситуацией определяет относительную силу влияния каждой из этих трех переменных.

Измерение И-Э

Наиболее широко используемым инструментом для измерения Л. к. как обобщенной характеристики личности яв-ся шкала И - Э. Эта шкала состоит из 23 пар утверждений (с вынужденным выбором) наряду с шестью «утверждениями-заполнителями», помогающими скрыть назначение теста от испытуемых.

Данные, полученные самим Роттером, почти не содержали свидетельств в пользу того, что его шкала имеет более одного измерения. С того времени, однако, начали накапливаться доказательства в пользу многомерной природы И - Э, и к настоящему моменту их собрано уже изрядное количество. Кроме того, было разраб. множество дополнительных шкал для измерения убеждений в специфических областях И - Э (здравоохранение, политика и т. д.). Большинство этих шкал рассчитаны на взрослых, но со временем появились и детские версии шкал И - Э.

Связи между И-Э и личным контролем

Ориентация на интернальные убеждения, казалось бы, предполагает, что индивидуум должен занимать более активную и контролирующую позицию в отношении внешней среды. И в самом деле, существует достаточно данных, подтверждающих это предположение. Их накопление в неменьшей степени свидетельствует о валидности шкалы И - Э, поскольку осн. часть исслед. проводилась с использованием именно этого измерительного инструмента.

В области здравоохранения и личной гигиены вышеупомянутое предположение подтверждается рядом исслед. В одном из циклов самых ранних исслед. И - Э было показано, что больные туберкулезом интерналы более информированы о своем физ. состоянии и стремятся получить больше подобной информ. от врачей и медсестер, чем аналогичные больные-экстерналы. Кроме того, было замечено, что курильщики-интерналы, по-видимому, более внимательно относятся к предупреждениям о необходимости отказаться от этой дурной привычки по сравнению с курильщиками-экстерналами. Аналогично этому, отмечаются связи интернальных убеждений с поведением, нацеленным на профилактику болезней зубов и десен; результативным участием в программах снижения веса; одобрительным отношением к прививкам; участием в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соблюдением разного рода рекомендуемых медиками режимов. Даже пользование ремнями безопасности более характерно для интерналов, чем для экстерналов. Впечатляет именно то, что такая общая, неспецифическая личностная переменная, как И - Э, обнаруживает подобные связи с вышеперечисленными формами поведения, особенно если учесть сложный, определяемый множеством факторов характер последнего.

Во мн. отношениях интерналы кажутся более компетентными, чем экстерналы. Возможно, это впечатление возникает вследствие их более активных попыток приобрести информ., к-рая позволит им оказывать воздействие на внешнюю среду, поскольку они уверены в том, что способны оказывать такое воздействие.

В тех случаях, когда др. пытаются оказать межличностное влияние, обычно ожидается, что интерналы будут более стойкими, чем экстерналы; по крайней мере, их согласие должно бы быть более обдуманным и логически обоснованным, чем просто рефлекторное действие. Ряд исслед. подтвердил это предположение. В основном такие данные получены в исслед. конформности, неявного влияния и др. подобных явлений. В той степени, в какой вербальное обусловливание представляет собой ситуацию неявного влияния, накопленные здесь данные тж можно считать подтверждающими сделанное выше предположение, т. к. мы обнаруживаем, что у экстерналов легче вырабатываются условные реакции этого типа, чем у интерналов. Сходные рез-ты обнаруживаются при рассмотрении изменения аттитюдов. Экстерналы кажутся необыкновенно восприимчивыми, особенно в тех случаях, когда они сталкиваются с информ. из авторитетных источников.

Рез-ты исслед. в области достижений крайне неоднозначны. У детей академические успехи прямо связаны с интернальными убеждениями, тогда как у студентов колледжей эта связь заметно ослабевает или же становится обратной. Аналогично этому, когда дело касается изучения связей потребности в достижении с переменной И-Э, данные носят довольно противоречивый характер и к тому же часто зашумляются влиянием половых различий. В смежной области исслед. было установлено, что интернальные дети в большей мере способны откладывать немедленное удовольствие ради получения отсроченного вознаграждения. Подобным же образом, поскольку экстерналы чаще относят рез-ты своей деятельности на счет внешних факторов, они не способны в полной мере испытать чувство гордости и удовлетворения, вызываемое достижениями и являющееся, как таковое, неотъемлемой частью «синдрома достижения».

Сравнительно недавние исслед. были ориентированы на возможность того, что нек-рые экстерналы выбирают свои убеждения в качестве защитной реакции. Т. е. «в действительности» они не верят в экстернальную орг-цию мира. Скорее их экстернальные убеждения представляют собой своего рода защитную рационализацию, чтобы можно было объяснить (оправдать) случившийся провал или ожидаемый неуспех. Это направление исслед. наводит на мысль о том, что убеждения одних экстерналов «конгруэнтны» их предыдущему опыту или динамике подкрепления, тогда как убеждения др. - только «защитные» шаги, предпринимаемые с целью минимизировать последствия неудачи, к-рые в противном случае могли бы подорвать жизненные силы «неудачника».

Происхождение И-Э

Возможно, наиболее серьезное отставание в публикациях по проблеме Л. к. наблюдается в области систематических исслед. развития И - Э убеждений. И все же нек-рые взаимосвязи здесь были отмечены, хотя бы в общих чертах. Напр., родители, одаривая своих детей теплом и любовью, наделяя их чувством защищенности и положительным эмоциональным зарядом, помогая формировать разнообразные умения и навыки, способствуют тем самым развитию у них интернальной ориентации. Непротиворечивость родительских подкреплений, поведения и стандартов тж связана с развитием интернальности у детей. Кроме того, данные ряда исслед. говорят о сочетаемости экстернальных убеждений с низким социоэкономическим статусом. Расовые и этнические группы, к-рые практически не имеют доступа к власти и лишены мобильности, обнаруживают более экстернальные системы убеждений. Есть даже нек-рые основания считать, что отдельные культуры могут более или менее явно приучать к экстернальной позиции.

См. также Полезависимость, Внутренне и внешне направляемое поведение, Послушание

Понятие «локус контроля» настолько вошло из в повседневную жизнь, что смысл его существенно размывается и теряется. Локус контроля в обыденном сознании путается с такими понятиями, как ответственность, и , — хотя на деле это в чем-то пересекающиеся, но разные феномены. Попробуем вспомнить и разобраться, что же такое локус контроля и каковы сферы применения этого понятия в психологии.

«Локус контроля» в концепции Дж. Роттера

Теория Дж. Роттера — это теория социального научения, которую можно отнести к когнитивно-бихевиоральному направлению в психологии. Таким образом, локус контроля — это характеристика когнитивной сферы человека, иными словами, некая особенность восприятия и мышления человека.

Согласно Дж. Роттеру, локус контроля — это обобщенное (генерализованное) ожидание того, в какой мере человек контролирует подкрепления в своей жизни. В свою концепцию социального научения понятие «локус контроля» Роттер ввел с целью прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. При этом локус контроля — это всего лишь один из видов «генерализованных ожиданий» людей.

Экстернальный локус контроля и интернальный локус контроля

Экстернальный и интернальный локус контроля Итак, одни люди ожидают (полагают, думают, уверены), что сами контролируют подкрепления в своей жизни. Иными словами, они уверены, что получат ли они награду или наказание за свои действия, — зависит только от них самих. Такие люди проявляют интернальную позицию и условно могут быть названы интерналами .

Другие люди ожидают (полагают), что какие бы усилия они ни предпринимали, получение подкрепления от них не зависит. Накажут их или поощрят, зависит от всевозможных внешних факторов, начиная от погоды, заканчивая мнением и волей других людей. Таких людей условно можно назвать экстерналами .

Таким образом, зная, каким ожиданием (интернальным или экстернальным) обладает тот или иной человек в той или иной ситуации, мы можем прогнозировать его поведение. От интернала мы ожидаем большей усточивости, целеустремленности и независимости в конкретной ситуации, а от экстернала — большей социальной конформности, стремлением идти на контакт и искать общий язык с другими людьми.

Шкала экстернальности-интернальности

Важно помнить, что экстернального и интернального типа личности не существует! Экстернальность-интернальность — это единая шкала с двумя полюсами. Экстернальность и интернальность — это не тип личности, это характеристика восприятия и мышления человека.

Один и тот же человек в одной ситуации может быть склонен к интернальному полюсу шкалы и считать, что вот здесь-то все зависит только от него; а в другой ситуации будет склоняться к экстернальному полюсу, полагая, что есть ряд ситуаций, над которыми он не волен. И это нормально, так и должно быть.

Заключительные комментарии по «локусу контроля»

Что же мы имеем в сухом остатке?

  1. Локус контроля — это далеко не универсальная характеристика, которую можно «прикрепить» и которой можно «объяснить» любую реальность. Напротив, эта характеристика довольно узка, сфера применения ее существенно ограничена.
  2. Понятие «локус контроля» необходимо для того, чтобы в конкретной ситуации предсказывать поведение человека: в зависимости от того, насколько свободным (интернальным) он себя полагает в той или иной ситуации, так он и будет себя вести.
  3. «Локус контоля» — это характеристика когнитивных процессов человека: восприятия и мышления.
  4. Не существует экстернального и интернального типов личности. Один и тот же человек в одной ситуации будет проявлять экстернальную позицию, в другой — интернальную. И это правильно.

Вы сами отвечаете за свою жизнь, неправда ли? Конечно, взрослый человек, у которого есть какие-то доходы, много забот и расходов. Но увы, ответственность за свою жизнь мы не всегда беретм на себе. Задайте себе несколько вопросов. К примеру, чтобы добиться карьерного успеха вам нужно много работать, прикладывать усилия или просто может повезти? Кто виновен в семейных конфликтах - вы или ваши родные? Если опоздали на встречу, работу, то из-за сломанного будильника или же вы признаетесь, что проспали?

Подумаешь, разве это так важно и есть ли разница. Да, есть некоторый аспект. Один тип людей ищет причины происходящего с ними во внешней среде (неадекватное руководство на работе, непонимающие родители, фатальное стечение обстоятельств, рок, коррумпированные чиновники).

Другой тип людей не считает, что внешняя среда имеет такое уж огромное влияние на их жизнь и больше приписывает ответственность за свою судьбу самому себе, несмотря на существование коррумпированных чиновников.

Первые утверждают, что чтобы они ни делали, все равно их поведение играет незначительную роль и жизнь сама распорядится ходом событий, а вторые уверены, что от их усилий и упорства зависит многое, жизнь можно изменить самому. Этот феномен называется «локус контроля».

Научное обоснование

Американский психолог Дж. Роттер подметил представленное явление и начал исследовать, разрабатывать его. Ученый выделил в понятии два полярных аспекта, один из которых выбирает человек и придерживается его.

Это экстернальный и интернальный локус контроля. Первый - это внешний полюс ("Они во всем виноваты. Я ничего не могу"), а второй - внутренний полюс ("Я могу и должен руководить своей жизнью и отвечать за поступки").

Казалось бы, как может повлиять на человеческую жизнь локус контроля, но воздействие значимое. Ведь люди, придерживающиеся разных полюсов, имеют отличия по части жизненных стратегий и продуктивности своей деятельности.

Таким образом, представляется нам локус контроля Роттера. Методика, разработанная им, помогает определить, к какому типу принадлежит человек.

Внешний полюс

Личности с экстернальным локусом контроля уверены, что вряд ли от их стараний и усилий что-то зависит в этой жизни. Тогда зачем строить планы, прогнозировать последствия своих действий и что-то решать, ведь можно отложить решение на потом, а вдруг само как-то получится. Они не отличаются ответственностью, но зато им характерна тревожность, неуверенность в своих возможностях и способностях, агрессивность, склонность к депрессии и неумение отстаивать свои границы и принципы. Такие люди часто рискуют и не просчитывают наперед.

Экстернальность - предрасположенность к конформизму

Кроме того, внешний локус контроля в психологии - это еще и склонность к конформизму. Психологи разработали программу эксперимента и провели следующее исследование. В качестве инструментария был использован тест Роттера. Локус контроля стал критерием отбора в экспериментальную группу респондентов. Были определены люди с высокими показателями как по внешнему, так и по внутреннему локусу контроля.

Главной идеей исследования стала проверка того, кто из личностей сможет сопротивляться мнению большинства, а кто готов с ним согласится. Респонденты получили деньги и, используя их, могли делать ставки либо на собственное мнение, либо на чужое. Участники, имея внутренний локус контроля, делали большую ставку на свое мнение, несмотря на противоречия с остальными. Личности с внешним локусом не заявляли о своих мыслях, даже будучи уверенными в их правильности и правдивости.

Внутренний полюс

Люди с интернальным локусом принимают ответственность за собственную жизнь, свои действия и решения. Факт заключается в том, что ответственность влияет на мотивацию и желание достигать результатов. Получается, что внутренний локус контроля в психологии - это еще и эмоциональная стабильность, готовность откладывать наслаждение на потом, чтобы добиться цели сейчас. У таких личностей есть твердое убеждение, что усердные усилия помогут достигнуть успеха.

Такой локус контроля личности дает возможность человеку отстоять и защитить свои интересы, начиная от повседневных бытовых случаев и до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты еще одного эксперимента Дж. Роттера.

Респондентами стали студенты колледжа, которые были активными участниками в разных движениях, борясь за гражданские права. Результаты были ожидаемые, ведь среди этих людей большинство имело интернальный локус контроля.

Интересным является эксперимент о вреде курения. Участникам на пачках предоставили информацию о негативных последствиях сигарет (проводилось исследование в 60-х годах ХХ века). Интреналы после такого сообщения пробовали бросить курить, а вот экстерналы расслабились и пустили все на самотек - будь что будет. Личности с внешним локусом контроля рассчитывали на помощь от врачей, волшебных таблеток, судьбы, но сами ничего не делали, чтобы изменить свое состояние.

Подводные камни

Учитывая вышеизложенную информацию, интернальный полюс приносит намного больше пользы и эффективности плюс некоторые бонусные ощущения, такие как: удовольствие от работы, саморефлексию, стойкость к внешним манипуляциям и инициативу. Но чрезмерное выражение такого феномена не всегда приносит позитив.
Личность должна ставить перед собой реалистичные цели. И желание изменить то, что никак не может изменится, может привести к фрустрации и депрессивным переживаниям.

То, как человек воспринимает свои возможности, зависит от актуального состояния социума. Ведь не зря локус контроля стал предметом исследований американских психологов.

США - стабильная страна с хорошими экономическими и правовыми показателями, соответственно, люди больше опираются на свои внутренние ощущения, а в неблагоприятных условиях интернальный локус контроля не очень популярен среди общества. Это естественно, ведь в таких странах мало что зависит от самого человека, а большое влияние имеют силы, поступающие извне.

Хочется отметить, что параметры локуса контроля имеют способность меняться в течение жизни и не являются окончательным диагнозом.

Влияет на формирование личности интерналов, помимо экономической и политической ситуации, еще и семья. Родители культивируют самостоятельность и ответственность ребенка за свои поступки или же опекают его и не дают самому сделать даже и шага. Соответственно, у любящих родителей вырастет малыш с внутренним локусом контроля, а у деспотичных и авторитарных - с внешним.

Заключение

Если вы хотите изменить параметр этого феномена в сторону ответственности, то пытайтесь поступать согласно с теми характеристиками, что отвечают за интернальность. Со временем полюс изменится и вы почувствуете власть над своей собственной жизнью.

1 год ago

Теоретическое понятие «локус контроля» появилось в психологии в ХХ веке. В 1954 году ввел это понятие американский социальный психолог Джулианом Роттером. Помогает это понятие охарактеризовать свойства личности, которые ориентированы на проявление своих успехов или неудач либо только во внутренних, либо только во внешних факторам.

Если результаты своей деятельности люди приписывают исключительно внешним факторам – то проявляется внешний фактор (локус). А человек склонен приписывать результаты деятельности только внутренним факторам – то это проявление внутреннего локуса. Экстернальный — это тип, который приписывает результат деятельности внешним факторам.

Проявляется это в низком уровне субъективного контроля (УСК)]. У противоположного интернального типа результаты связаны с внутренними факторам, то есть связаны с повышенным уровнем субъективного контроля (УСК)].

Внешний (экстернальный) фактор помогает определить степень активности индивидуума, его независимости и самостоятельности, а еще является одной из важнейших черт личности. Этот тип находится у тех, кто всю меру ответственности за все происходящее вокруг возлагают не на себя, а на окружающих или сложившиеся обстоятельства.

Экстерналы излишне реагируют на все непредвиденные обстоятельства, воспринимая обстоятельства с настороженностью или даже испугом. При планировании большое внимание уделяют прошлому, в планы помещают воспоминания из прошлого. Само планирование у таких индивидуумов условно, ведь жизнь может внести свои коррективы.

Внутренний(интернальный) тип локуса

Проявляется этот фактор в способности самостоятельно отвечать за свою жизнь и результаты жизненных реакций, а не винить в этом внешние обстоятельства.

Люди данной группы считают, что жизнь зависит только от них самих, сложные обстоятельства считают мимолетными и с легкостью реагируют на них, а порой и с иронией. Интерналы часто задумываются о будущем.

А их внутренний локус контроля личности показывает богатый мир положительных черт:

  • Информационная внимательность,
  • Психологическая устойчивость к внешнему давлению,
  • стремление самосовершенствоваться,
  • Адекватное самооценивание и т.п.

Барьером в развитии личности становятся:

  • постановка перед собой нереальных целей
  • попытки изменить то, что невозможно изменить

Более развит внутренний локус контроля в странах с развитой экономикой.

Как самостоятельно определить свой тип локуса

В определении локуса помогают несколько показателей шкалы управления:

1.»Интернальность» общая (ИО). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни - проекция на результат его действий. Можно самостоятельно управлять событиями и чувствовать свою ответственность за отдельные события, или жизнь в целом. Если показатель низкий, то это свидетельствует о затруднительном проявлении связи действий и значимых событий жизни. У такой личности уверенность в способности контролировать развитие событий низкая, он полагает, что это случайное явление или внешнее воздействие других людей.

2.»Интернальность» достижений (ИД). У тех, у кого высокий уровень достижений, полагает, что всего, что достигнуто в жизни обязан только самому себе. Люди с низким уровнем полагают, что это результат жизненного везения, счастливого случая.

3.»Интернальность» неудач (ИН). Высокий показатель говорит о склонности к самообвинению в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий связан с предпочтением приписывать заслуги событиям, людям или результату невезения.

4.»Интернальность» семейных отношениях (ИС). Высокий показатель характерен для человека, считающего себя ответственным за собственные семейные события. Низкий - указывает на отрешение от проблем и заключен в снятии ответственности с себя за родных или семью.

5.»Интернальность» производственных отношений (ИП). При высоком показателе личность собственные достижения считает важнейшим фактором в формировании коллективной деятельности или отношений в коллективе, в своем профессиональном продвижении и т. п. При низком - говорит о мнительности и зависимости от внешних обстоятельств - влияние руководства, коллег, везения, неудачи.

6.Межличностная интернальность (ИМ). Высокий показатель проявляется в способности вызывать взаимоуважение и симпатию и т. д. Низкий - у категории людей неспособных активно включаться в круг общения.

7.»Интернальность» в сфере здоровья и уровне болезни (ИЗ). Высокий результат говорит о большей степени внимания к своему здоровью: если он болен, то винит себя и полагает, что и свое выздоровление будет зависеть от его предпринятых решений и действий. При низком - считает здоровье или болезнь результатом страхового случая и надеется на то, что выздоровление целиком зависит от результативности действий других людей, прежде всего врачей.

Какой локус «лучше» , полезнее и почему

Внутренний локус контроля (ЛК) по всем фактам полезнее, чем внешний, поскольку он является активным рычагом развития личности. Люди с внутренним ЛК в характере проявляют настойчивость и в целях последовательность, поскольку обладают самоуверенностью. В отличие от них экстерналы в большинстве своем проявляют неуверенность, неуравновешенность и излишнюю подозрительность. Это способствует депрессивному состоянию, психопатиям или даже к маниакально-депрессивному отношению.

В большинстве своем интерналы практически всегда успешны. Во-первых, они более открыты, откровенны и проявляют доверчивость к окружающим, в связи с чем и сами располагают к себе. Во-вторых, они всегда целеустремленны, в целях последовательны и готовы защищать собственные интересы и принципы. Следует отметить, что у каждого есть надежда на внешние факторы, и доля уверенности в собственных силах.

Как развивать внутренний локус контроля

Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.

Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:

  • контролировать и не переносить свою ответственность на других
  • отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
  • признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание

Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:

  1. Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
  2. Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
  3. Будьте корректным в своем поведении и общении.

Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:

  • Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
  • Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
  • Показывайте свое мнение
  • Внимательно слушайте чужое мнение
  • Держите себя в руках
  • Как можно меньше негатива к окружающим.
  • Своя точка зрения о получаемой информации.

Помните, что:

  1. Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
  2. Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
  3. Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
  4. Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.

Как влияет воспитание на локус контроля во взрослой жизни

Типы людей и локус контроля взаимосвязаны, а факторы зависят не только от типологии личности или страны в целом, но и, например, от семьи. Фундамент закладывается в детстве.

Родители должны научить ребенка соблюдать и контролировать ответственность в своих поступках и позволить принимать самостоятельные решения. Такой подход позволит воспитать в ребенке личность с внутренней ответственностью. Если говорить ребенку о вере в судьбу, тем более он вырастит непоследовательным.

Влияние локуса на самооценку

Структура внешнего и внутреннего локуса контроля личности взаимозаменяемы. У определенной категории людей внутренний или внешний фактор очень четко сформирован и выражен. Но есть такие личности, у которых это свойство может быть изменчивым и подчиняться обстоятельствам. Дома может проявляться внутренний локус, а в обществе быть ярко выраженным внешним.

У людей преобладающей линией внутреннего самоконтроля следующее поведение:

  • они подготовлены и берут за то, что говорят и делают;
  • у них свое мнение;
  • у них стабильная и устойчивая самооценка;
  • они физически здоровы, как правило, счастливы и успешны.

У личностей с ярко выраженным внешним локусом контроля есть отличительные признаки:

  • внешние обстоятельства становятся причиной неудач;
  • вера в собственные возможности притупляется, появляется низкая самооценка;
  • в физическом состоянии появляются изменения(бессилие и безнадежность);
  • испытывают нужду в помощи (беспомощны).

Повышение самооценки человека зависит от уровня его субъективного локус контроля, который входит в состав важнейших характеристик самосознания. От типа локус контроля индивидуума зависит уровень развития самооценки.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.