Чувства добрые в лирике. Сочинение-рассуждение "Чувства добрые" в творчестве А.С.Пушкина

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.

В.Г.Белинский

Пушкин-великий поэт и прозаик 19 века.Его произведения всегда глубоки по смыслу, интересны и поучительны.Пушкин писал о том, что волновало обыкновенных русских людей того времени: о несправедливости, тирании, крепостном праве, о смысле жизни, о дружбе и о любви.Поэтому темы его произведений до сих пор остаются волнующими, животрепещущими и интересными читателю.Проживая различные жизненные ситуации, Пушкин старается отразить их в произведении и подвергает его героев различным испытаниям, расскрывая читателю разнообразие человеческих образов.Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ-это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения.Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного: дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе.Лирический герой поэта-это совокупность положительных качеств самого Пушкина.

Лирика Пушкина-это отражение его собственных чувств и переживаний.С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и признания всегда искренны.

Центральное место в лирике Пушкина занимает тема свободы и патриотизма.Во многом на творчество поэта оказало влияние его дружба с декабристами.Свободолюбивые порывы и жажда справедливости проявляются в знаменитой оде «Вольность».Главная мысль оды в том, что страной должен управлять просвещенный правитель, то есть тот человек, который понимает, какую ответственность он несёт за каждый свой поступок, осознаёт значимость закона и прав человека.Пушкин предупреждает:

Тираны мира! трепещите!

и призывает угнетённый народ бороться за свободу:

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Поэт убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа:

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Поэтому Пушкин призывает царей перейти на сторону закона:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Но обращение Пушкина осталось без ответа.За столь дерзкое обличение пороков того времени поэта ждала ссылка.

Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям и единомышленникам.Таким является стихотворение «К Чаадаеву».В его строках поэт призывает друга посвятить жизнь освобождению народа:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В Пушкине живет глубокая надежда и вера в светлое будущее Родины:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении «Деревня» поэт обличает главный порок России-крепостное право.Лирический герой видит «везде невежества убийственный позор».Это стихотворение построено на противопоставлении: в первой части перед читателем предстает умиротворенная жизнь деревни, идилия окружающей природы.Эта красота близка и дорога каждому русскому человеку.Читая строки

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья,

проникаешься чувствами лирического героя, понимаешь, что именно единение с миром природы приносит ему покой и вдохновение, то, чего не может дать шумная и пустая жизнь столицы.Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.

Во второй части Пушкин обличает «барство дикое» и «рабство тощее».Даже здесь, в прелестном «пустынном уголке» процветает тирания и рабство:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Но несмотря на жизнеутверждающие призывы в стихотворении «К Чаадаеву», в «Деревне» у Пушкина нет абсолютной уверенности, что страна будет освобождена от крепостничества.Поэт понимает, что его мечта еще очень далека от осуществления:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

Какую бы тему не затрагивал Пушкин, в его стихах торжествует разум.Поэт остаётся верен своему девизу:«Да здравствуют музы! Да здравствует разум!»В духе торжества разума написана знаменитая «Вакхическая песня». Пушкин посвящает это стихотворение духовным человеческим радостям.«Вакхическая песня»-это позитивный, жизнеутверждающий гимн человеческому разуму:

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Но на смену юношескому задору приходят философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням.Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотверение поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»В стихотворении говорится о неизбежности смерти.Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-«Вновь я посетил...»Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое.Пушкин понимает, что его время прошло, и он смиренно приветствует новое поколение:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины.Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.

Огромное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе.Дружба для поэта всегда была священна, из нее он черпал вдохновение.Друзьями поэта были близкие по духу люди, дружбу с которыми Пушкин пронес через всю жизнь.Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе,- «Пирующие студенты».Стихотворение наполнено юмором, шутками над друзьями и весельем.После окончания лицея в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин с легкой грустью вспоминает об этой беззаботной поре:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет.

Но, несмотря на одиночество, воспоминания о друзьях помогают жить, поднимают поэту настроение, несмотря не ссылку, Пушкин мыслями и душой с друзьями.Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает поэту преодолеть трудный период жизни, дает надежду на скорую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в силах разрушить:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Особенно ярко талант дружбы в поэте расскрывается после поражения декабристского восстания.Пушкин поддерживал друзей во время ссылок и передавал через их жен свои жизнеутверждающие стихотворения.Пушкин не изменил своим убеждениям.Надежда поэта на торжество свободы отражается в ободряющем стихотворении «В Сибирь», в котором он убеждает друзей в том, что все что они сделали для Родины не напрасно:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут-и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение «Арион», в котором Пушкин рассказывает об их трагической участи:

… В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я - беспечной веры полн-

Пловцам я пел…

Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, идеалам и убеждениям.«Я гимны прежние пою»,-говорит герой.

Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные любви.Поэт первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека.Мне кажется, самым изумительным стихотворением о любви является стихотворение «Я помню чудное мнгновенье...», которое Пушкин посвятил А.П.Керн.Поэт умеет найти удивительные слова, чтобы описать действие любви на человека:

Душе настало пробуждение:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В этом стихотворении отразилось все: и грустные и нежные воспоминания, и горестное сознание утраты, и воодушевляющие сердце чувства.

Такой же глубиной мысли и чувства наполнено и стихотворение «На холмах Грузии...»:

Мне грустно и легко; печаль моя светла…

Унынья моего ничто не мучит, не тревожит…

Не менее высокое и нежное чувство открывается перед нами и в стихотворении «Я вас любил...»Здесь Пушкин показывает, что настоящая любовь не эгоистична.Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимому человеку:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

«Я вас любил...»- драматическое произведение о неразделённой любви.Любовь героя еще не остыла, она живет в нем и волнует его душу:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Однако, несмотря на силу своей любви, герой не смеет беспокоить дорогую ему женщину.Он сознательно побеждает свои чувства, так как покой любимой для него важнее собственных терзаний:

Я не хочу печалить вас ничем.

Стихотворения о любви Пушкина поражают благородством, пылкостью и искренностью чувств героя.

Тема красоты русской природы всегда занимала значительное место в творчестве Пушкина.Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.Ближе всех остальных времен года для поэта была осень.«Из годовых времен я рад лишь ей одной»,-пишет автор.Осень полностью отражает внутренний мир поэта, его унынье и тоску.Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования.Она-символ увядания, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Природа пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает:

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят-я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Также яркое отражение природа находит и в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин».В отступлениях романа Пушкин дает чудесное описание пейзажей, его стихи полны радости, грусти о прошедших днях:

Как грустно мне твое явление.

Весна, весна

Пора любви?

Какое томное волнение

В моей душе, в моей крови.

Еще одно прекрасное произведение о природе-стихотворение «К морю».Здесь Пушкин выражает свои самые сокровенные чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещещь гордою красой.

Море не просто олицетворяется в стихотворении, оно превращается в живое существо-друга, которому поэт расскрывает свою душу.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Природа в лирике Пушкина играет особенную роль.Наедине с природой поэт полностью расскрывается духовно, находит умиротворение и гармонию.

А.С.Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений поэт черпал из собственной жизни, личных переживаний.Его убеждения и призывы, чувства и ощущения всегда искренни, они исходят из глубины души.Стихи Пушкина учат быть неравнодушным к несправедливости, бесправию, тирании, делают человека духовно богаче, нравственно чище, человечнее, чувствительнее к переживаниям других людей, заставляют задуматься о ценностях и о смысле жизни, смерти и вечности. Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Поэзия Пушкина - целый мир добрых чувств, каждое из которых - «благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное».

Сочинение

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, осмысляя миссию поэта, сказал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.

В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим.

Философская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море...») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно - отражение того, что в жизни человека есть страдания, горести, заботы, «закат печальный». Но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования, - чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновение любви.

Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»).

Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний отлюбимой женщине («На холмах Грузии...»).

Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божество и вдохновение («Я помню чудное мгновенье...»), высокое благородство («Я вас любил...»). Признание «я вас любил» повторяется три раза, каждый раз с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:

Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим.

Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты - «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» - это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд...»).

Вольнолюбивая лирика. «Деревня» - протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла - нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос - призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».

Лирика о поэте и поэзии. В 1826 году было написано стихотворение «Пророк» - своеобразный поэтический манифест Пушкина. Шестикрылый Серафим напутствует пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую миссию искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».

Оборудование:


- компьютер;
- проектор;
- презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»; презентация по теме урока;

Сборники стихов А.С. Пушкина.

Ход урока:

1.Слово учителя:

(1 слайд)

(2 слайд)

(3 слайд )

Здесь более двух лет жил и творил Пушкин. Село Михайловское - родовое имение его матери. Не по своей воле оказался Пушкин в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен по высочайшему повелению - по распоряжению императора Александра 1 за вольнолюбивые стихи.

Давайте послушаем.

(Чтение стихотворения «Няне»)

(Чувство любви, нежности, тревоги, заботы. Стихотворение-послание - признание в любви к своей няне, боль от расставания с ней)

2) - Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе.

(Слайд 4-5)

(Слайд 6:

Слайд 7)

Дельвиг:

Малиновский: Дружба выше карьеры.

Корсаков: Это больше удачи.

Кюхельбекер:

И счастие куда б ни повело -

Все те же мы - нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Одним из лучших друзей Пушкина был Иван Пущин. Жанно - так называли его лицеисты - был веселым, обаятельным, безупречно честным. Шесть лет Пушкин и Пущин были соседями по лицейской комнате. 11 января 1825 года Пущин навестит своего друга в Михайловском. Вот как об этом вспоминает Иван Пущин в «Записках о Пушкине» Послушайте, пожалуйста (Воспоминание И.Пущина о приезде в Михайловское) (Слайд 8)

Каким

3) - Среди осужденных, сосланных на каторгу декабристов было много друзей Пушкина. Он беспокоился о дальнейшей их судьбе. Своим опальным друзьям Пушкин отправил вместе с женой декабриста Муравьева стихотворение «В Сибирь»

4) - Невозможно без волнения читать удивительные стихи Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как «роняет бор осенний свой наряд», как «ложится на поля туман», как тянется «гусей крикливых караван» и «луну как бледное пятно» и множество других прекрасных картин, словно нарисованных художником.

Пушкин писал и о весенней, и зимней природе. Но из всех времен года поэт отдавал предпочтение осени. «Из годовых времен я рад лишь ей одной», - писал Пушкин. Осень - любимое время года Пушкина. Она приятна Пушкину не только свое прощальной красой: она - время года, наиболее располагающая поэта к творчеству. «Осень - пора моих литературных трудов», - признавался Пушкин. (Слайд 9 )

Минута - и стихи свободно потекут.

5) - А еще, ребята, замечательнее в стихах Пушкина то, что человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушным к ней. Природа всегда вызывает у человека глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом.

Обратимся ко второй строфе.

6) - Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения о любви. Любовь - прекрасное состояние человеческой души, которое никогда не будет разгадано до конца, к которому на протяжении всей человеческой истории будут обращаться все поэты мира.

(Составление синквейна)

(Слайд 10)

И милость к падшим призывал.

1 слайд )

Произведения Пушкина - «школа жизни», в которой учат «чувствам добрым».

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило

5. Оценки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. »

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина.

Есть всегда что-то особенно благородное,

кроткое, нежное, благоуханное и

грациозное во всяком чувстве Пушкина.

В.Г.Белинский

Оборудование:

Цели урока:

    Познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина;

    Формировать умение анализировать лирическое произведение;

Дидактические задачи урока:

    Кратко познакомить учащихся с Лицейским и Михайловским периодами жизни А.С. Пушкина;

    Дать сведения об И.И. Пущине; декабристах;

    Выяснить, какое место в жизни и творчестве Пушкина занимала дружба;

    Научить видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

Оборудование:

Репродукции портретов А.С. Пушкина;
- компьютер;
- проектор;
- презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»; презентация по теме урока;

Сборники стихов А.С. Пушкина.

Ход урока:

Урок сопровождается компьютерной презентацией

1.Слово учителя:

Сегодня наш урок посвящен лирике великого русского поэта А.С. Пушкина. Много своих творческих сил Пушкин отдал созданию искренней поэзии. Она была дорога поэту как возможность высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России. Лирика Пушкина отличается глубокой гуманностью (человечностью), искренностью, богатством переживаний.

Наш сегодняшний урок так и назовем: «Чувства добрые в лирике Пушкина». Будем читать стихотворения А.С.Пушкина и говорить о чувствах добрых, которые они вызывают. (1 слайд)

В течение урока нам встретятся такие слова, посмотрите на доску.

Словарная работа: лирика, лирический герой, муза, глагол, благородство, боготворить… (Слова и их лексические значения написаны на доске)

А какие чувства можно назвать добрыми? (2 слайд)

(Ответы: доброта, искренность, любовь, дружба, благородство…)

Поэт, по мнению Пушкина, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой. Девиз Пушкина - «глаголом жги сердца людей».

Давайте перенесемся в чудесный мир поэзии Пушкина. Вы волнуетесь? А. Твардовский писал: «В какой бы связи ты касался Пушкина, ты испытываешь такое волнение, как будто выступаешь в его присутствии»

Задание: Напротив каждого стихотворения записывать чувства, которые они вызывают.

2. 1) - Есть в России, Псковской области, село Михайловское. Ежегодно в первое воскресенье июня сюда съезжается множество людей. Они собираются, чтобы участвовать в торжественном празднике российской поэзии. За что же удостоилось такой чести это обычное село, каких великое множество на необъятных просторах России? (3 слайд )

Здесь более двух лет жил и творил Пушкин. Село Михайловское – родовое имение его матери. Не по своей воле оказался Пушкин в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен по высочайшему повелению – по распоряжению императора Александра 1 за вольнолюбивые стихи.

Одна только няня Арина Родионовна скрашивала Пушкину заточение. Она заботилась о нем, душевным теплом и лаской смягчала его горестные переживания. Поэт любил няню за доброту и отзывчивость, за ее умение рассказывать сказки и петь песни. О няне своей Пушкин вспоминает во многих своих стихотворениях. Одно из них так и называется «Няне».

Давайте послушаем.

(Чтение стихотворения «Няне»)

Как поэт обращается к няне? (подруга дней моих суровых)

Как вы думаете, какие чувства выражает поэт этими словами, таким обращением?

(Чувство любви, нежности, тревоги, заботы. Стихотворение-послание – признание в любви к своей няне, боль от расставания с ней)

2) – Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе.

Кого из друзей Пушкина вы знаете? (Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, Малиновский…)

Верно, особое место занимали в сердце поэта его лицейские друзья, им посвящены многие лирические стихотворения.

Давайте вспомним лицейские годы А.С.Пушкина. (Слайд 4-5)

(Рассказ ученика о лицейских годах)

Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям.

(Слайд 6: Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга.)

Как вы понимаете слова Пушкина о дружбе?

А теперь послушайте, как понимали дружбу другие лицеисты (Слайд 7)

Дельвиг:Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.

Малиновский: Дружба выше карьеры.

Корсаков: Это больше удачи.

Кюхельбекер: Дружба выше и больше даже любви.)

А что для вас дружба? Есть ли у вас настоящие друзья? Дорожите ли вы друзьями? (друг помогает в трудную минуту, помогает преодолеть жизненные трудности, суровые испытания)

Шесть лет, проведенные в лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми. Им, своим друзьям по лицею, Пушкин напишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело –

Все те же мы – нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Одним из лучших друзей Пушкина был Иван Пущин. Жанно – так называли его лицеисты - был веселым, обаятельным, безупречно честным. Шесть лет Пушкин и Пущин были соседями по лицейской комнате. 11 января 1825 года Пущин навестит своего друга в Михайловском. Вот как об этом вспоминает Иван Пущин в «Записках о Пушкине» Послушайте, пожалуйста (Воспоминание И.Пущина о приезде в Михайловское) (Слайд 8)

Позже Пушкин напишет о нем: «Мой первый друг, мой друг бесценный», и Пущин, находясь в ссылке, (его осудили на 31 год за участие в декабристском восстании) получит это стихотворение.

Чтение стихотворения «Мой первый друг…

Стихотворение начинается восклицательным предложением Мой первый друг, мой друг бесценный… Как надо произносить эту строку? (задушевно, чуть грустновато)

О чем вспоминает поэт в стихотворении? (о приезде Пущина в Михайловское)

Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

(благодарностью за то, что друг навестил его в трудные годы ссылки в Михайловском, нежностью)

Что соединяет вторую половину стиха с первой? (Пушкин утешает своего ссыльного друга, надеется, что и его послание принесет «утешение», осветит его дни «лучом лицейских ясных дней» (чувство дружбы, поддержка в трудную минуту, благодарность)

3) – Среди осужденных, сосланных на каторгу декабристов было много друзей Пушкина. Он беспокоился о дальнейшей их судьбе. Своим опальным друзьям Пушкин отправил вместе с женой декабриста Муравьева стихотворение «В Сибирь»

Чтение стихотворения «В Сибирь»

К чему призывает поэт декабристов? (хранить гордое терпенье, не падать духом)

Каким чувством пронизано стихотворение? (преклонение перед подвигом декабристов, понимание Пушкиным их скорбного труда, чувство поддержки, вселяет бодрость в декабристов, сочувствуем им, укрепляет в них веру в их победу над самодержавием)

До конца дней своих Пушкин был врагом самодержавия, защитником народной свободы.

4) – Невозможно без волнения читать удивительные стихи Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как «роняет бор осенний свой наряд», как «ложится на поля туман», как тянется «гусей крикливых караван» и «луну как бледное пятно» и множество других прекрасных картин, словно нарисованных художником.

Давайте послушаем. (Чтение четверостиший о природе)

Какие чувства вызывают эти строки? (любовь к природе, любовь к родине)

Пушкин писал и о весенней, и зимней природе. Но из всех времен года поэт отдавал предпочтение осени. «Из годовых времен я рад лишь ей одной», - писал Пушкин. Осень – любимое время года Пушкина. Она приятна Пушкину не только свое прощальной красой: она – время года, наиболее располагающая поэта к творчеству. «Осень – пора моих литературных трудов», - признавался Пушкин. (Слайд 9 )

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут.

Пушкин очаровал нас золотой осенью. Именно вслед за Пушкин мы начинаем любить осень не меньше зимы и лета.

Вот такую… (видеоролик «Очей очарованье»)

Такую осень Пушкин назвал «унылой порой, очей очарованьем».

Чтение стихотворения «Унылая пора…»

Какие чувства пробуждает это стихотворение?

(любовь к природе, к родному краю, к скромной осенней природе)

5) – А еще, ребята, замечательнее в стихах Пушкина то, что человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушным к ней. Природа всегда вызывает у человека глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом.

Чтение стихотворения «Зимнее утро».

Эти строки знакомы нам с начальной школы. Но всякий раз, перечитывая эти стихи, не перестаем удивляться мастерством поэта.

Почему стихотворение начинается восклицательным предложением? (мороз и солнце, день чудесный, т. к. на лирического героя произвело большое впечатление ясное, солнечное зимнее утро, лирический герой рад этому утру)

Обратимся ко второй строфе.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

Какая здесь природа?(злобная, унылая, навевает тоску, грусть)

3 строфа. Словно невиданные предстают картины, какие?

(голубые небеса, великолепные ковры блестящего снега, прозрачный лес и зеленеющая ель)

Так, как вы думаете, какие чувства хочет передать автор своим стихотворением?

(когда стоит солнечное зимнее утро, всегда вспоминаю «мороз и солнце…»)

6) – Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения о любви. Любовь – прекрасное состояние человеческой души, которое никогда не будет разгадано до конца, к которому на протяжении всей человеческой истории будут обращаться все поэты мира.

О любви можно сказать одним взглядом, можно выразить чувства тремя словами.

А как об этом чувстве сказано у Пушкина?

Чтение стихотворения «Я вас любил»

(чувство любви, нежности. Лирический герой не хочет причинить зло любимой, желает ей полного счастья. Лирический герой поражает благородством, искренностью. Хотя любовь героя еще не остыла, живет в нем, волнует его душу, он не смеет беспокоить любимую, желает счастья)

3. Выводы. Лирика Пушкина. Какие чувства вызывает?

(Составление синквейна)

Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Прочитать выразительно.

4. - А.С. Пушкина по праву называют «чудом русской литературы». Его поэзия помогает воспитывать в себе искренность и глубину чувств, умение видеть прекрасное в жизни, учит быть неравнодушными к природе, и к людям. Стихи Пушкина заставляют задуматься о времени и о себе, делают нас лучше, нравственно чище, духовно богаче. Поэзия Пушкина учит понимать красоту и доброту, воспитывает искреннюю любовь к Отчизне.

Мы ценим его за то, что он сам ценил в себе: (Слайд 10)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Именно о поэзии Пушкина русский критик В.Г.Белинский сказал: (Чтение эпиграфа урока, 1 слайд )

Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Произведения Пушкина – «школа жизни», в которой учат «чувствам добрым».

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило

Пусть это стихотворение станет для вас всех гимном жизнелюбию, пусть оно вселяет в вас веру во все лучшее.

5. Оценки.

Д/з: Чем обогащает нас поэзия Пушкина?

МОУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»

«Чувства добрые»

в лирике А.С.Пушкина

(Конспект районного открытого урока)

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы первой

1. «Чувства добрые»: красота, гуманность, свобода.
2. Значение философской лирики.
3. Значение вольнолюбивой лирики.
4. Тема поэта и поэзии.


Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
А. С. Пушкин

В программном стихотворении 1836 года «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкин пытается осознать и описать основную миссию поэта-пророка на земле:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Для поэта основной задачей его творчества является внесение в мир светлых, положительных эмоций, воспевание радости и красоты. Знаменитый русский критик В. Г. Белинский сказал о творчестве Пушкина: «Он,ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». И действительно это лучшая характеристика творчества поэта на любом его этапе, вне зависимости от тем и мотивов произведений.

Поэзия Пушкина 30-х годов, характеризуется важностью и глубиной философских тем. Созданные в этот периоду стихотворения: «Пора, мой друг, пора...» (1834), «Не дай мне бог сойти с ума...» (1833), «Вновь я посетил...» (1835), «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» (1834), — шедевры отечественной и зарубежной философской лирики. В этих произведениях переосмысливаются вечные проблемы человечества: смысла жизни, смерти и жизни после нее, борьбы зла и добра. Многие стихотворения композиционно построены на контрасте светлого и темного. В частности, в.произведении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») начало — минорное, печальное:

Мой путь уныл,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море;

Однако вторая часть текста имеет светлую,

мажорную окраску: Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Трагизма бытия эти строки перебороть не могут. Жизнь человека во многом грустна и печальна — страдания, горести, вечные заботы и «закат печальный» не могут сделать человека счастливым. Однако он счастлив хотя бы потому, что в жизни есть не только проблемы, но и красота природы, мира:

Порой опять гармонией упьюсь,

Радость свободного творчества:

(«Над вымыслом слезами обольюсь»),

Способность страдать, мыслить и любить...

Тема воли и свободы — программная в творчестве поэта. Он часто обращается к ней как в своих ранних стихотворениях, так и перед «закатом» жизни. Тема свободы впервые была затронута Пушкиным во время его южной ссылки 1820—1824 годов. Романтизм южной природы и свободолюбивые нравы местных жителей не могли не отразиться в произведениях этого периода, тем более что сам певец был лишен ощущения свободы. Не только личная свобода волнует автора, но и свобода всеобщая, свобода народная. Поэтому для этого периода творчества Пушкина характерны стихи, которые порицают «барство дикое» и «рабство тощее» («Деревня», 1819 год). Гуманизм и осознание того, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого, проникают в текст стихотворения. Воля и свобода для Пушкина также напрямую связаны с государственной службой. Именно добровольная служба, искреннее желание «Отчизне посвятить души прекрасные порывы» становятся основой простого человеческого счастья. Ожидание «минуты вольности святой» сравнимо только с чувством, с которым ждет любовник молодой минуты верного свиданья».

Сама по себе тема весьма проблемна в творчестве Пушкина. Поэт впервые ее коснулся в лицейские годы, к ней же обращался он на каждом этапе своего писательского пути. Для него творческий процесс — божественное откровение, доступное немногим. Но творчество не может принадлежать только писателю: его цель — нести свет правды и красоту поэзии народу. Стихотворение «Пророк» — манифест поэта-пророка, поэта-просветителя. Судьба пророка вложена в уста шестикрылого серафима:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Эта формула определяет весь жизненный и творческий путь жреца муз. Поэт должен воспевать только светлое и прекрасное. Слово должно пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».

Нельзя утверждать, что вся лирика поэта проникнута светлыми и радужными красками. Жизнь любого человека, а уж тем более печальная судьба поэта, имеющего гораздо больше обязанностей перед народом и отечеством, по сравнению с рядовым гражданином, наполнена не только светлыми чувствами, но и печальными настроениями. Нельзя в мажорных тонах описать боль от потери любимого человека, тоску по друзьям, с которыми в разлуке, грусть из-за несбыточности многих надежд и мечтаний.

Но при этом, даже в самом трагическом из стихотворений, Пушкин находит в себе силы, словно тонкий солнечный луч, оставить надежду на то, что будет лучше, будет светлее и лучше.

«Чувства добрые»: сострадание, умение радоваться жизни, любовь к ближнему, — присущи не всем. Не каждому дано в полной мере осознать величие творчества Пушкина. Но поэт не имеет права опускаться до толпы. Если темень и тоску будет нести каждая строка, не будет выполнен наказ высшего существа Серафима.

На поэта возлагается большая ответственность, чем на любого другого человека. Он должен быть не только талантливым, но и искренним в своих чувствах, тонким и чутким в восприятии мира, добрым и чистым в душевных порывах. Только так может быть выполнена миссия творца и только так на свет может быть создано стихотворение, трогающее душу уже не одного поколения читателей.

1. “Чувства добрые”: красота, гуманность, свобода.
2. Значение философской лирики.
3. Значение вольнолюбивой лирики.
4. Тема поэта и поэзии.
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
А. С. Пушкин
В программном стихотворении 1836 года “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А. С. Пушкин пытается осознать и описать основную миссию поэта-пророка на земле:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Для поэта основной задачей его творчества является внесение в мир светлых, положительных эмоций, воспевание радости и красоты. Знаменитый русский критик В. Г. Белинский сказал о творчестве Пушкина: “Он, ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением… Общий колорит поэзии Пушкина… – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”. И действительно это лучшая характеристика творчества поэта на любом его этапе, вне зависимости

от тем и мотивов произведений.

Поэзия Пушкина 30-х годов, характеризуется важностью и глубиной философских тем. Созданные в этот периоду стихотворения: “Пора, мой друг, пора…” (1834), “Не дай мне бог сойти с ума…” (1833), “Вновь я посетил…” (1835), “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” (1834), – шедевры отечественной и зарубежной философской лирики. В этих произведениях переосмысливаются вечные проблемы человечества: смысла жизни, смерти и жизни после нее, борьбы зла и добра. Многие стихотворения композиционно построены на контрасте светлого и темного. В частности, в. произведении “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье…”) начало – минорное, печальное:

Мой путь уныл,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море;

Однако вторая часть текста имеет светлую,

Мажорную окраску: Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Трагизма бытия эти строки перебороть не могут. Жизнь человека во многом грустна и печальна – страдания, горести, вечные заботы и “закат печальный” не могут сделать человека счастливым. Однако он счастлив хотя бы потому, что в жизни есть не только проблемы, но и красота природы, мира:
Порой опять гармонией упьюсь,

Радость свободного творчества:

(“Над вымыслом слезами обольюсь”),

Способность страдать, мыслить и любить…

Тема воли и свободы – программная в творчестве поэта. Он часто обращается к ней как в своих ранних стихотворениях, так и перед “закатом” жизни. Тема свободы впервые была затронута Пушкиным во время его южной ссылки 1820-1824 годов. Романтизм южной природы и свободолюбивые нравы местных жителей не могли не отразиться в произведениях этого периода, тем более что сам певец был лишен ощущения свободы. Не только личная свобода волнует автора, но и свобода всеобщая, свобода народная. Поэтому для этого периода творчества Пушкина характерны стихи, которые порицают “барство дикое” и “рабство тощее” (“Деревня”, 1819 год). Гуманизм и осознание того, что источник социального зла – нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе “и труд, и собственность, и время” другого, проникают в текст стихотворения. Воля и свобода для Пушкина также напрямую связаны с государственной службой. Именно добровольная служба, искреннее желание “Отчизне посвятить души прекрасные порывы” становятся основой простого человеческого счастья. Ожидание “минуты вольности святой” сравнимо только с чувством, с которым ждет любовник молодой минуты верного свиданья”.
Сама по себе тема весьма проблемна в творчестве Пушкина. Поэт впервые ее коснулся в лицейские годы, к ней же обращался он на каждом этапе своего писательского пути. Для него творческий процесс – божественное откровение, доступное немногим. Но творчество не может принадлежать только писателю: его цель – нести свет правды и красоту поэзии народу. Стихотворение “Пророк” – манифест поэта-пророка, поэта-просветителя. Судьба пророка вложена в уста шестикрылого серафима:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Эта формула определяет весь жизненный и творческий путь жреца муз. Поэт должен воспевать только светлое и прекрасное. Слово должно пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. “чувства добрые”.
Нельзя утверждать, что вся лирика поэта проникнута светлыми и радужными красками. Жизнь любого человека, а уж тем более печальная судьба поэта, имеющего гораздо больше обязанностей перед народом и отечеством, по сравнению с рядовым гражданином, наполнена не только светлыми чувствами, но и печальными настроениями. Нельзя в мажорных тонах описать боль от потери любимого человека, тоску по друзьям, с которыми в разлуке, грусть из-за несбыточности многих надежд и мечтаний.

Но при этом, даже в самом трагическом из стихотворений, Пушкин находит в себе силы, словно тонкий солнечный луч, оставить надежду на то, что будет лучше, будет светлее и лучше.

“Чувства добрые”: сострадание, умение радоваться жизни, любовь к ближнему, – присущи не всем. Не каждому дано в полной мере осознать величие творчества Пушкина. Но поэт не имеет права опускаться до толпы. Если темень и тоску будет нести каждая строка, не будет выполнен наказ высшего существа Серафима.
На поэта возлагается большая ответственность, чем на любого другого человека. Он должен быть не только талантливым, но и искренним в своих чувствах, тонким и чутким в восприятии мира, добрым и чистым в душевных порывах. Только так может быть выполнена миссия творца и только так на свет может быть создано стихотворение, трогающее душу уже не одного поколения читателей.


Другие работы по этой теме:

  1. Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в...
  2. (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА) О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писа­тели, путешественники и философы....
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.