Футуризм как течение. Русский футуризм в литературе. Футуризм в изобразительном искусстве

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Эстетика футуризма:
- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.

Русские футуристы имели четыре основные группы:

  • кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
  • эгофутуристы (Игорь-Северянин);
  • «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
  • «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.
3. Творчество - не подражание, а продолжение природы, “язык - часть природы”.
4. “Словотворчество и словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.

Футуристические сборники и манифесты:
“Дохлая луна”
“Доители изнуренных жаб”
“Молоко кобылиц”
“Рыкающий Парнас”
“Идите к черту”
“Пощечина общественному вкусу”

Публичные выступления футуристов были вызывающими:
К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.

Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
Эксперимент по созданию заумного языка.

Слово «футуризм» произошло от латинского слова «futurum», означающего будущее. Так называется авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10-х – 20-х гг. XX века. Стремясь создать искусство будущего, футуризм отвергал традиционную культуру, в особенности ее художественные и нравственные ценности, культивируя при этом урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии разрушал даже естественный язык.

Свое название футуризм получил благодаря итальянскому поэту Филиппо Томмазо Маринетти, который опубликовал в 1909 году «Первый манифест футуризма», провозглашавший смерть старого искусства и замену его новым, призвание которого состоит в спасении мира.

Русский футуризм, безусловно, отталкивался от итальянского футуризма, однако русские футуристы самостоятельно пришли к культу поэтического слова.

Русский футуризм: персоналии

Среди знаменитых русских футуристов первым часто называют Велимира Хлебникова, хотя титул отца русского футуризма носит Давид Бурлюков. Также следует назвать Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Игоря Лотарева, ставшего впоследствии Северяниным, Алексея Крученых, Бориса Пастернака, Николая Асеева и Василия Каменского.

Подавляющее большинство футуристов, или, как их называли с легкой руки Хлебникова, будетлян , были выходцами из самых захолустных уголков Российской Империи. На заре своей карьеры им приходилось преодолевать значительные трудности, чинимые косной провинциальной средой, враждебно относящаяся к любому новаторству. Но это помогло молодым литераторам выработать бойцовские качества и ставшее традиционным представление, что литературные вершины берутся с боем, нахрапом.

Большинство публичных выступлений русского футуризма сопровождала атмосфера скандала: со скандала обычно все и начиналось и скандалом же все заканчивалось.

Русский футуризм: литература

Едва ли не первой футуристической ласточкой в России стал вышедший в Петербурге в 1910 г. сборник «Садок судей», название которому дал тогда еще не известный Хлебников. Учитывая полнейшую нелепость названия, можно только предполагать, что хотел сказать автор. Скорее всего, что поэты будущего загнаны в тесные рамки книги, но вскоре стихи позволят им стать судьями и законодателями нового поэтического вкуса.

Книга эта написана на обратной стороне обоев, хотя в типографии эта прихоть вызывала много ругани, так как обойный мел забивал внутренние сочленения типографской машины, и ее приходилось постоянно мыть. Она вышла мизерным тиражом, и прочитали ее очень немногие, большинство из которых впоследствии называли авторов «обойными поэтами».

Несмотря на это, молодые литераторы в том же 1910 г. издали новый сборник под названием «Студия импрессионистов», где появилось стихотворение Велимра Хлебникова «Заклятие смехом», ставшее своеобразной визитной карточкой русского футуризма:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехачи,
Что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!

В 1911 г. в село Чернявка Таврической губернии в гости к братьям Бурлюкам приехал молодой поэт Бенедикт Лившиц, для того чтобы разобрать рукописи Хлебникова, который гостил в Чернявке ранее. Древнегреческое название этой местности в устье Днепра – Гилея, то есть «лесная», было выбрано названием литературной группы, в которую кроме Бурлюков и Лившица вошли Хлебников, Каменский, Маяковский и Крученых.

Следующей после «Садка судей» бомбой, брошенной русским футуризмом в читателя, стала книжка с дерзким заглавием «Пощечина общественному вкусу», вышедшая в свет в Москве в 1912 г. Она открывается декларацией, полной ругательств в адрес известнейших русских писателей. Среди авторов наиболее сильно выделялся Маяковский, не стеснявшийся самых оскорбительных формулировок в адрес оппонентов.

Русский футуризм: сообщества

Пока в Москве веселились кубофутуристы, в Петербурге «гремел» Игорь Северянин, который, вместе со своими друзьями–стихотворцами, являлся последователем эгофутуризма (ego с латинского – я).

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

В этом стихотворении под названием «Эпилог» местоимение «Я» повторено трижды.

Помимо кубо- и эгофутуризма, русский футуризм существовал и в прочих разговидностях, причем представители каждой группировки считали прочие «самозванными». Иногда, впрочем, они все же объединялись для борьбы с общим врагом – мещанством и сторонниками классического искусства. После выхода в свет «Пощечины общественному вкусу», кубофутуристы объединились с недругами из Петербургского общества Северянина, и совместно совершить грандиозные гастроли по городам России. Выступая в провинции, они издевались над толпой, никогда ранее ничего подобного не слышавшей.

С 1913 года на литературной сцене появилось новое поколение футуристов. Наибольшую известность среди них получили Пастернак и Асеев, которые в 1914 году совместно с Сергеем Бобровым и Богданом Гордеевым создали группу «Центрифуга».

В 1914 году стараниями Давида Бурлюка вышел «Первый журнал русских футуристов», который объединил участников почти всех футуристских кланов Российской империи.

Закат русского футуризма

Между тем страна оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, которая перетекла в Октябрьскую революцию. Это отвлекло общественное внимание от движения футуристов. Почти все будетляне приветствовали Октябрьский переворот, в котором они видели воплощение своих чаяний. Русский футурзм всегда отличало стремление к революционным преобразованиям. Вот отрывок поэмы Маяковского «Облако в штанах»:

Выньте, гулящие, руки из брюк –
Берите камень, нож и бомбу,
А если у кого нет рук –
Пришел чтоб и бился лбом бы!

Некоторые будетляне, в особенности Маяковский, открыто заявили о своих претензиях возглавить литературную жизнь советской республики. После этого Ленин яростно критиковал наркома просвещения Луначарского, разрешившего печатать поэму Маяковского «150 000 000» большим тиражом в… 5 тысяч экземпляров. Известна и судьба самого Маяковского, погибшего в 1930 г. До сих пор исследователи не пришли к определенному мнению, был ли он убит, и если да – то кем.

112.89kb.

  • Программа вступительного экзамена в магистратуру «Русская литература» по направлению , 110.08kb.
  • Объем требований на экзамене по литературе поступающий должен показать , 68.84kb.
  • Программа вступительного экзамена в магистратуру историко-культурная ситуация рубежа , 104.43kb.
  • Литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, , 212.91kb.
  • Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века» , 89.9kb.
  • Итал futurismo от лат futurum – будущее , 38.73kb.
  • Программа по литературе для поступающих в ргппу сведения по теории и истории литературы , 74.42kb.
  • Программа вступительного испытания по литературе вступительный экзамен литературе проводится , 14.96kb.
  • Рабочая программа по литературе 8 класс , 100.31kb.
  • Футуризм в литературе

    Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

    Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

    Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

    Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. «В них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста - «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» - словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»…

    Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки…

    Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».

    «Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

    Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент - кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

    Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем - публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.

    Футуризм в России

    Учитывая общественно-политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву. Именно эта составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы. Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества.

    Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики. Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» - то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей.

    Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы - это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов.

    Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским«. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.

    Это понимали и сами футуристы. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма - Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>

    Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. Мозг буржуа мог вынести любую насмешку над Пушкиным, но вынести издевательство над покроем брюк, галстука или цветком в петличке - было свыше его сил…».

    Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

    В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало все большее внимание.

    Основные признаки футуризма:

    Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

    Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

    Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

    Поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

    Культ техники, индустриальных городов;

    Футуризм как направление — история, идеи

    Русский футуризм, несмотря на свою специфику, не был единичным мировым явлением. В 1909 году в Париже был напечатан манифест футуризма поэтом Ф.Маринетти, направление было широко распространено в Италии.

    Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство: поэзия скорости, ритмы современной жизни, пощечины и удары, прославление техники, облика современного города, приветствие анархии и разрушительной силе войны.

    Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

    Начало русского футуризма

    Однако сам футуризм в России не был однороден. Он был представлен четырьмя группами:

    • петербургские эгофутуристы (объединялись вокруг издательства «Петербургский глашатай » — И.Северянин, И. Игнатьев, К.Олимпов)
    • московские эгофутуристы (по названию издательства «Мезонин искусства») – В.Шершеневич, Р.Ивнев, Б.Лавренев)
    • московская группа «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров)
    • наиболее известная, влиятельная и плодотворная группа «Гилея» – кубофутуристы (А.Крученых, Д. и Н. Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский)

    Характерные черты русского футуризма

    Обращенность в будущее- черта футуризма

    • обращенность к будущему
    • чувство грядущего переворота жизни
    • приветствие краху старой жизни
    • отрицание старой культуры и провозглашение новой
    • отрицание преемственности литературного потока
    • прославление нового человечества
    • урбанистические темы и приемы поэзии
    • антиэстетизм

    Эпатаж — черта футуризма

    • эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
    • изобретение новых форм
    • интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
    • речетворчество, создание «зауми»

    Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Н.Бердяев считал, что с этим направлением наступил кризис гуманизма в искусства,

    Отрицание старого — черта футуризма

    «в футуризме уже нет человека, он разорван в клочья».

    Однако В.Брюсов говорил о том, что

    « язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении ее в практику и заключается основная заслуга наших футуристов».

    Формотворчество — черта футуризма

    Стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка.

    «Извлечь из слова все скрытые в нем возможности, далеко не использованные в повседневной речи и в ученых сочинениях… — вот подлинная мысль «заумников, — писал В.Брюсов.

    Значение футуризма — достижения и представители

    В поэзии русского футуризма возникали

    Урбанизм — черта футуризма

    • новые корнесловия,
    • соединения слов,
    • появлялись новые суффиксы,
    • был преобразован синтаксис,
    • вводились новые приемы подчинения слов,
    • новые обороты речи,
    • менялся строй предложения.

    Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота или . Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

    В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

    Основоположник «зауми» — В.Хлебников

    «Только у него специальный талант к творчеству слов и несомненное поэтическое дарование соединялись с известной научной осведомленностью» (В.Брюсов).

    «Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно,

    «во многом преобразовать язык, выявить в нем элементы, ранее не использованные поэзией, но в высшей степени пригодные для поэтического творчества, показать новые приемы, как словом оказывать художественное воздействие, и при всем при этом остался «понятным» при минимальном усилии читателя» (В.Брюсов).

    Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (), так и на потомков (А.Айги). О.Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова

    «столетия и столетия будут черпать все, кому не лень».

    Наша презентация

    Творчество раннего В.Маяковского

    Его ранние стихи – это и

    • «пощечина общественному вкусу»,
    • и эстетизм/ антиэстетизм города,
    • ненависть к буржуа,
    • трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

    Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

    («блюдо студня», «водосточные трубы») поэтическое («ноктюрн», флейта).

    Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

    Поэзия И.Северянина

    И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

    Значение футуризма

    Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

    «Ведь я лирический ироник» (И.Северянин).

    Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

    Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений.

    Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

    ТЕМА: Футуризм как литературное течение.

    Цели урока: познакомить с историей возникновения футуризма; развивать навыки анализа поэтического произведения; прививать чувство прекрасного;

    Оборудование:

    отрывки из манифестов А.Е.Крученых, В.В.Хлебникова

    Слово как таковое” (1913г.), Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова “Пощечина общественному вкусу” (1912г.), Репродукции картин П.Пикассо “Герника”, Т.Мунка “Крик”, К.Малевича “Черный квадрат”, романсы А.Вертинского.

    Ход урока

      Организационный момент.

      Актуализация опорных знаний

    Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

    Перечислите наиболее значительные из них.

    Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.

    Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.

    Футуризм – представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.

    Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

    3.Мотивация учебной деятельности

    Задача сегодняшнего урока, исходя из темы, состоит в следующем: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

    4.Работа по теме урока

    Футуризм (лат. futurum - будущее) - одно из направлений искусства начала XX века. Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

    Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Отталкиваясь от его принципов, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали не "тайну", а "пользу", отказываясь от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.

    Впервые термин "футуризм" был введён литератором ФилиппоМаринетти, который в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1909 года опубликовал "Манифест о футуризме". Это течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы отрицали связь с итальянским футуризмо Стремление изменить всё и "сбросить с парохода современности" всё традиционное заставило включиться и архитекторов, хотя, конечно, архитекторам было сложнее, чем художникам и поэтам. Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. В архитектуре футуристом считается Антонио Сант-Элиа (1880-1916). В 1912 г. в Милане он организовал группу художников "Новые стремления". В 1914 выступил с фантастическими проектами "города будущего", представлявшегося ему гигантской агломерацией многоэтажных и террасных зданий из стали и бетона с выдвинутыми лифтовыми башнями, а также улиц и путепроводов, размещенных на разных уровнях, движущихся лестниц.

    Идеологически футуризм близок протестантизму в искусстве. Социальные корни художественной агрессивности футуристов - анархический бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в разрушении существующих порядков. Уже после революции и позднеерассматривалось политическое влияние футуризма на события в России и мире. В 1922 г. А. М. Эфрос писал: "Футуризм стал официальным искусством новой России... Левой государственности соответствует левое искусство... Футуризм есть художественный вид коммунизма. Коммунист в искусстве не может не быть футуристом". Но как бы ни относились к футуристам политики и эстеты, сторонники традиционного искусства, бесспорно одно: футуризм оказал огромное влияние на развитие авангардного искусства XXвека.

    Манифест “Пощечина общественному вкусу”

    Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
    Только мы – лицо нашего Времени, Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
    Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
    Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.
    Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
    Кто же, доверчивый, обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
    Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
    Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
    Всем этим Максимам Горьким Куприным, Блокам, Сологубам, Ремезовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. И проч. Нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
    С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

    Мы приказываем чтить права поэтов:

      На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).

      На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

      С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

      Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.

    И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

    Москва. 1912. декабрь. Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов: "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодёжи". В той или иной мере поэты-футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью: художниками были и братья Бурлюки, и А. Кручёных, и В. Маяковский. И наоборот, добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский участвовали в футуристических альманахах и в качестве "речетворцев". В качестве эстетической программы футуризм выдвигал мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Потому художник В. Татлин конструирует крылья для человека, а К. Малевич разрабатывает проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

    В формально-стилевом отношении поэтика футуризма - это поэтика "сдвига", канон "сдвинутой конструкции". Чтобы понять это, следует обратиться к кубофутуристической живописи. Живописные традиции прошлого основывались на той или иной композиционной точке отсчёта. Европейская "прямая перспектива" заканчивается так называемой точкой схода; иной принцип - принцип "обратной перспективы" - использовали создатели византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры; здесь роль композиционной опоры играет "точка исхода". Художники-кубофутуристы принципиально отказываются от каких-либо "точек": изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т.д. Например, итальянский художник Умберто Боччони использует для своих картин понятие "симультанно" (фр. simultaneодновременный / лат. simulв одно и то же время). В нём отразилось желание показать несколько действий, происходящих одновременно. Предметом изображения художников-футуристов становится техника ("Рациональный человек" итальянского художника Н. Дулгерофф), они стараются средствами живописи передать движение, скорость ("Динамизм велосипедиста" У.Боччони и "Аэроплан над городом" Н.Гончаровой). Примером футуристической живописи являются также картины М.Ф.Ларионова, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, а также картины классика кубизма П.Пикассо.

    Казимир Малевич придумал название своего стиля: супрематизм (лат. supremus - наивысший). Комбинация разноцветных плоскостей, геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов - создают то ощущение неподвижности, то иллюзию движения (картины "Сюпрем" и "Динамическийсюпрематизм"). Части предметов и фигур нередко сдвинуты, перекошены, смещены, что помогает передать хаос разнородных ощущений, которые обрушивает на человека большой город, современные скорости. Подобно тому, как живописцы любили пользоваться частями предметов и тел, футуристы- поэтыприменяли разрубленные слова, полуслова в их причудливых сочетаниях, комбинациях, достигая иногда сильного художественного впечатления (В.Хлебников).

    Рассматривание репродукций картин Пабло Пикассо “Герника” и Т.Мунка “Крик”.

    Вопросы для обсуждения

    1.Кого и почему отвергали футуристы?

    2.В чем проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

    3. Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?

    4. Кому и за что была эта “пощечина”?

    Слово учителя : русские футуристы имели четыре основные группировки:

    кубофутуристы или “Гилея” (В.Хдебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых)
    – эгофутуристы (И.Северянин)
    – “Мезонин поэзии” (Шершеневич, Ивнев)
    – “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев)

    Манифест А.Крученых, В.Хлебникова “Слово как таковое”

    Чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель, и заплат, занозистая поверхность сильно шероховатая)… У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

    По небу полуночи ангел летел
    И тихую песню он пел…

    Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей расстроит желудок. Мы даем образец иного звуко– и словосочетания:

    Дыр, бул, щыл
    убещур
    скум
    вы со бу
    р л зз.

    (кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами, и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и именно этим отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудиться бездарности и ученики (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывающий и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…) Речетворцы должны писать на своих книгах:

    ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!

      Принимаете или отвергаете этот манифест?

      Что в нем положительного?

      Найти слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу?

    - Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

      МОГАТЫРЬ

      ЛГАВДА.

      БУДРЕЦЫ.

      БУДЕТЛЯНЕ.

      ТВОРЯНИН.

    Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм. (Просмотр видео)

    Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

    Чтение стихотворения В.Хлебникова.

    Вопросы для обсуждения:

    1.Какие идеи манифеста воплотились в этом стихотворении?

    2.Какую роль в нем играет словотворчество?

    3.Какую роль новые слова играют в создании образа?

    Слово учителя : С первых шагов футуризм развлекал только недальновидных. Сознающих он беспокоил как явное разрушение классики. Яростнее всех против футуризма выступали Е.Бальмонт и Н.Гумилев, но В.Брюсов видел в нем поиски новых форм, которые ломали прежнее.

    В поэзии эгофутуристов важной фигурой является Игорь Северянин. Его называли “жеманным”, отмечали ложную красивость. Увлечение иностранными словами. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.

    Чтение стихотворения И.Северянина “В блестящей тьме”.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Выделите новые слова

    2. Как противопоставляет лирический герой себя другим людям?

    3. Какой смысл вкладывал поэт в сравнение “блесткий”?

    Слово учителя : Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи, которые называл “поэзами”, женщины его забрасывали цветами. Сам он писал впоследствии: “Вечный праздник, беззакатное торжество. Цветы, слава, влюбленные женщины. И денег – золотой дождь”.

    Чтение стихотворения “Кензель”

    Вопросы для обсуждения:

    1. О чем это стихотворение?

    2. Выделите новые слова Северянина

    3. Выпишите художественные сравнения.

    Слово учителя : Поэзия Северянина очень музыкальна. Повторение звуков, музыкальность, игра цвета характерны и для песенного творчества А.Вертинского.

    Прослушивание романса.

    Вопросы для обсуждения:

    Перекликается ли песня Вертинского со стихами Северянина?

    В чем вы видите сходство этих разных произведений искусства?

    Чаще всего русский футуризм связывают с творчеством В. Маяковского. Это поэт города.

    Чтение стихотворения “А вы смогли бы?”

    В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы – зов губ, водосточная труба – флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации.

    Как понимать: “смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”?

    Образ нового города, преодолевающего тяготение земли, можно обнаружить не только в поэзии, но и в опере М.В.Матюшина “Победа над солнцем”. Здесь представлена “музыка шумов”: гул работающей фабрики, стук машин.

    Слово учителя . Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов xx века – “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты–футуристы были художниками. Вслед за художниками поэты экспериментируют, но только над словом. Поэтика футуристов – поэтика “сдвинутой конструкции”, поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственно авангардистского течения – суприматизма. “Черный квадрат” Малевича – это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого – черный туннель. Может быть, это пророчество тех испытаний, которые наступили для России после относительно спокойного 1913 года?

    Чтение стихотворения В.Маяковского “Ночь”

    Вопросы для обсуждения:

    Какую роль в стихотворении играет цвет?

    С помощью каких художественных средств передано движение, динамика, стремительность?

    Приведите примеры новых слов и образов.

    Вопросы для обсуждения:

      Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать представленные картины?

      Как думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

      Вспомните подписанный Маяковским манифест. Кому была дана “ пощечина” этим стихотворением?

    Слово учителя. Русский футуризм был многолик. Он по-разному проявился в литературе, живописи, музыке. Но творчество футуристов шире манифестов. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогащали век xx, поэзию нашего времени.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: сформулировать основные черты футуризма как литературного течения

    2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.