Гласные заднего ряда русском языке. Акустическая классификация гласных звуков

В основе классификации звуков английской речи лежит анализ способов из произнесения. Так, при произнесении гласных звуков голосовые связки вибрируют, а струя воздуха из легких свободно проходит через весь речевой аппарат. Поэтому все гласные являются звонкими звуками музыкального тона. Различия между ними определяются особенностями речевого резонатора: губы могут быть округлены, нейтральны или растянуты, язык может быть продвинут вперед, оттянут назад, поднят вверх.

Согласные звуки английской речи формируются путем преодоления преград, создаваемых органами речи на пути воздушного потока, поэтому всем им в той или иной степени присуща шумовая составляющая. Это может быть, например, хлопок, возникший при резком размыкании губ, первоначально полностью перекрывавших воздуху выход. Пример звуки:

[p ] , [b ] , [п ] , [б ] .

Или шипение, возникающее при прохождении воздуха через создаваемую органами речи щель, звуки:

[ʃ ] , [ʒ ] , [ш ] , [с ] .

Классификация английских согласных звуков.

Закономерность произношения английских согласных удобно рассмотреть с помощью таблицы, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация английских согласных звуков и их русских аналогов

Основные принципы классификация английских монофтонгов отражены на схеме Рис. 2.

В зависимости от положения языка гласные звуки классифицируют на:
  1. Гласные переднего ряда
  2. Гласные заднего ряда
  3. Гласные смешанного ряда

Гласные переднего ряда: [i:, ɪ, e, æ ] , при произнесении которых тело языка продвинуто вперед, кончик языка упирается в нижние зубы.

Гласные заднего ряда: [ɔ, ɔ:, u:, u, ᴧ ] - тело языка оттянуто назад, кончик языка отходит от нижних зубов.

Гласные смешанного ряда: [ə:, ə ] - язык равномерно приподнят, и вся спинка языка лежит максимально плоско.

Среди гласных заднего ряда выделяют произносимые с округлением губ лабиализованные : [ɔ ] , [ɔ: ] , [u: ] , [u ] , [ou ] , [ɔɪ ]

Гласные: [i: ] , [ɪ ] , [e ] , [] , [ɪə ] произносятся с растянутыми губами. Для остальных гласных: [ʌ ] , [æ ] , [ɑ ] , [ə: ] , [ə ] , а также первых элементов дифтонгов [] , [au ] , [ɛə ] характерно нейтральное положение губ.

По степени подъема языка в ротовой полости монофтонги делятся на высокие, средние и низкие.

Для гласных высокого подъема [i: ] , [u: ] , [ɪ ] , [u ] , называемые еще закрытыми, и первых элементов дифтонгов [ɪə ] , [] основная масса языка поднимается высоко в ротовой полости.

Звук [u y ] . Губы чуть округляются, но не вытягиваются. Из-за оттянутого назад языка [u ] имеет как бы слабый отголосок [ы ] .

Для произнесения долгого звука [u: ] губы надо округлить сильнее, по сравнению с [u ] , но не вытягивать. Рот приоткрыть меньше, а язык оттянуть сильнее, чем для [u ] .

При произнесении звука [i: ] , долго, как в слове ивушка , губы растягиваются, как будто в улыбке. Кончик языка находится у нижних зубов. Средняя часть языка приподнята.

Звук [ɪ ] более краток, как безударное [и ] в слове игра . Кончик языка немного оттянут от нижних зубов. Губы растянуты меньше, чем для [i: ] , а рот приоткрыт шире.

При произнесении средних гласных: [e ] , [ə: ] , [ə ] , [ɔ: ] и первых элементов дифтонгов [] , [ou ] , [ɛə ] основная масса языка располагается в середине ротовой полости, средняя и задняя части языка равномерно подняты.

При произнесении звука [e ] кончик находится у основания нижних зубов, средняя спинка языка выгибается вперед и кверху, но не слишком высоко. Этот звук немоного похож на русский звук [э ] в словах этот, цель . Если язык будет касаться нижних зубов, [e ] и [ɪ ] превратятся в русские [и ] и [е ] , а если язык слишком оттянуть от нижних зубов, английские звуки [e ] и [ɪ ] будут похожи на звуки русской речи [ы ] и [э ]

При произнесении английского звука [ə: ] плоский язык слегка приподнят, кончик языка касается основания нижних зубов, губы напряжены и растянуты, чуть открывая зубы, особенно при произнесении этого звука после [w ] в словах типа world, work . В русском языке похожего звука нет. Англичане произносят звук [ə: ] в момент затруднения с ответом. Мы в таких случаях произносим звук [мм... ]

При произнесении звука [ə ] губы находятся в нейтральном положении. Он всегда безударный, самый короткий в английском языке, перед согласным [n ] и [l ] часто вообще исчезает. Может иметь оттенки в зависимости от влияния соседних звуков, в начале или середине слова часто напоминает очень краткий [ə: ] , на конце слова похож на [ʌ ] : colour , after .

Низкие гласные (открытые): [ʌ ] , [æ ] , [ɑ: ] , [ɔ ] и первые элементы дифтонгов [ɔɪ ] , [] , [au ] произносятся при низком положении языка в ротовой полости.

Звук [æ ] в отличие от [e ] произносится при максимально открытом положении рта, нижняя челюсть слегка опущена. По длительности звук [æ ] более долгий, чем [e ] . Он занимает промежуточное положение между долгими и краткими гласными.

Столь же открытое положение рта характерно и для звука [ɔ ] , напоминающего очень краткое русское [o ] , но гораздо более открытое. Губы слегка округлены, хотя вперед не вытягиваются. Кончик языка отодвинут от нижних зубов, а задняя спинка слегка приподнята.

При произнесении долгого гласного [ɔ: ] раствор рта уже, чем для [ɔ ] , губы округлены, но не выпячены. Задняя спинка языка поднимается выше, чем для [ɔ ] . Нельзя произносить этот звук с начальным призвуком [у ] , характерным для русского [о ] , поэтому язык надо оттянуть назад, а губы значительно округлить.

При произнесении звука [ɑ: ] корень языка оттянут назад и вниз, звук идет из глубины горла, напоминает звук, произносимый при осмотре горла врачом. Язык лежит очень низко во рту. кончик языка оттянут от нижних зубов.

Звук [ʌ ] значительно короче русского [а ] и напоминает безударное [а ] в слове да ла . Произносится кратко и отрывисто, как бы сквозь зубы. Язык немного отодвинут назад. Расстояние между челюстями меньше, чем при произнесении [ɑ: ] .

Гласные звуки, как и согласные, подвержены влиянию со стороны ближайшею окружения. Например, звук [æ ] в словах hand и land звучит по-разному, поскольку, находясь во втором случае в окружении альвеолярных согласных, реально он тоже произносится с кончиком языка, находящимся в области альвеол, а не у нижних зубов.

Аналогично согласные звуки подвержены влиянию со стороны гласных. В словах two и tea звук [t ] имеет различные оттенки из-за последующих лабиализованного [u: ] и произносимого с растянутыми губами [i: ] .

Вопросы отработки нюансов произношения буквосочетаний выходят за рамки данною пособия, но нуждаются в своей доле внимания на протяжении всею процесса обучения. Кстати, дикция у многих небезупречна и на родном языке.


рис. 2. Классификация английских гласных звуков
Гласные звуки в русском языке противопоставляются по четырем признакам: степени звучности, по степени продвинутости языка (ряд), степени приподнятости языка (подъем) и по участию губ (лабиализация).
  1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.
  2. Ряд гласного звука зависит от степени продвинутости языка в ротовом резонаторе по горизонтали (движение вперед - назад). По степени про- двинутости языка по горизонтали различают гласные переднего ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. Артикуляция гласных переднего и заднего ряда характеризуется продвижением языка соответственно в переднюю и заднюю зону. При образовании гласных среднего ряда язык занимает среднее положение в ротовом резонаторе. Форма языка при этом бывает различна.
  3. По степени подъема языка к нёбу различают гласные верхнего подъёма [и, ы, у], среднего подъёма [э, о] и нижнего подъема [а]. Артикуляция гласных верхнего подъема сопровождается максимальным поднятием спинки языка к нёбу. При образовании гласных нижнего подъема язык покоится на нижней челюсти, а при образовании гласных среднего подъема язык занимает среднее положение.
Простейшая таблица гласных такова:
Таблица 1.
Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Но деление на три ряда и подъема не отражает все артикуляционное многообразие звуков речи. Так, в потоке речи в безударной позиции в первом предударном слоге после мягкого согласного на месте фонем lt;эgt;, lt;аgt; произносится звук [и ] «[и] с призвуком [э]», во втором предударном слоге - [ь] «краткий редуцированный ерь» - места [м’иЭста] и месте [м’эст’ь]. После твердых согласных в первом предударном слоге на месте фонем lt;аgt;, lt;оgt; произносится звук - «близкий к [а]», а во втором предударном - [ъ] «краткий редуцированный ер» - дома [д/\ма] и дома [домъ]. После твердых шипящих и ц произносится [ыЭ] «[ы] с призвуком [э]» - жалеть [жыЭлэт]. Гласные звуки [ыЭ], [иЭ], [Л], [ъ], [ь] бывают только в безударных позициях. Но оттенки звуков появляются и в ударной позиции, так, например, в слове мять фонема lt;аgt; между мягкими согласными реализуется в звуке [а] продвинутом вперед и вверх на всем протяжении звучания.
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки, и тогда таблица гласных может быть дополнена. См. таблицу гласных звуков и порядок их характеристики в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе».

Различия в гласных звуках связаны с положением языка в ротовой полости и, в несколько меньшей степени, его формой, а также с формой отверстия, образуемого губами. Благодаря движению этих органов меняются объем и форма резонатора - ротовой полости. На основании этого различаются гласные различного подъема и ряда, лабиализованные и нелабиализованные (от лат. labia - губы).

Подъем спинки языка в ротовой полости определяет и подъем гласного звука. Поэтому [а] - это гласный нижнего подъема (язык располагается достаточно низко, расстояние между спинкой языка и нёбом наибольшее, что достигается и за счет опускания нижней челюсти - максимального раскрытия рта), [о] и [э] - среднего (язык занимает среднюю позицию), а [у] [ы] и [и] - верхнего (язык приподнят ближе всего к нёбу и даже, при произношении [ы], немного отогнут назад).

Отнесение гласного к тому или иному ряду зависит от того, в какой части полости рта (задней, средней или передней) располагается основная масса языка. При произнесении звуков [о] и [у] основная масса языка сконцентрирована в задней части ротовой полости, поэтому они называются гласными заднего ряда. При произнесении звуков [э] и [и] язык выдвинут вперед - это гласные переднего ряда. При произнесении звуков [а] и [ы] язык не выдвинут вперед и не оттянут назад - он занимает почти всю ротовую полость - это гласные среднего ряда.

Кроме того, различия в гласных звуках связаны с формой отверстия, образуемого губами. На этом основании гласные делятся на лабиализованные, т. е. огубленные ([о], [у]), и нелабиализованные, т. е. неогубленные ([а], [э], [ы], [и]).

Звуки в безударных слогах могут изменить своё качество. Это значит, что их характеристики по подъёму, ряду, лабиализованности (все или одна из характеристик) изменились. Так, например, при произнесении звука среднего подъёма, заднего ряда, лабиализованного [о] в первом предударном слоге получается звук не только менее интенсивный и более короткий. При его произнесении спинка языка опускается, язык перемещается немного вперед из заднего положения, губы расслаблены, не вытягиваются вперёд - и звук теряет своё отличие от [а], звука нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованного.

Все гласные, кроме [у] (который никогда не меняет своих характеристик), в безударных слогах могут претерпеть сильные качественные изменения и превратиться в безударный гласный [ъ] (среднего подъема и среднего ряда) после твёрдых согласных или в безударный [ь] (среднего подъёма и несколько продвинутый вперед) после мягких согласных.

Если характеристики гласного в безударном слоге не меняются, он сохраняет смыслоразличительную функцию (пулевой [пул’ивоj] - полевой [пъл’ивоj]), а если меняются, то он утрачивает её: полевой [пъл’ивоj] - пылевой [пъл’ивоj].

Гласные – это чисто тоновые звуки. Они возникают в гортани в результате колебания голосовых связок. Основную роль в образовании гласных звуков играют движения губ и языка.

В соответствии с этим в зависимости от движения губ и языка гласные звуки делятся по трём признакам:

1) по месту подъёма языка (движение языка по горизонтали);

2) по степени подъёма языка (движение языка по вертикали);

3) по участию губ.

По месту подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные переднего ряда (при их образовании передняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу): [и], [э];

Гласные среднего ряда (средняя часть спинки языка движется к нёбу): [ы], [а];

Гласные заднего ряда (задняя часть спинки языка движется к мягкому нёбу): [у], [о].

По степени подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные верхнего подъёма (язык поднят в наибольшей степени): [и], [ы], [у];

Гласные среднего подъёма (язык по вертикали находится в среднем положении): [э], [о];

Гласные нижнего подъёма (язык максимально опущен): [а].

По участию губ в образовании звуков гласные делятся на:

Лабиализованные (от лат. labium - губа), то есть огубленные: [у], [о]. При их образовании губы сближаются, округляются и вытягиваются вперёд;

Нелабиализованные, то есть неогубленные: [а], [и], [э], [ы]. При их образовании губы растянуты.

Классификацию гласных полного образования можно представить в виде следующей таблицы:

подъём ряд
передний средний задний
В верхний [и] [ы] [у]
С средний [э] [о]
Н нижний [а [а]

Кроме гласных полного образования (ударных), в русском языке есть редуцированные гласные, которые произносятся в безударных слогах.

[ ٨] – гласный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъёма, неогубленный, краткий.

[и э ] – гласный, переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ы э ] – гласный, средне-переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.



[ь] – гласный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.

Классификация согласных звуков

Образование и классификация согласных звуков значительно сложнее, чем гласных.

На основании акустико-физиологических свойств согласные звуки различаются по 4 признакам:

1) по участию тона и шума в образовании согласных;

2) по месту образования шума;

3) по способу образования шума;

4) по твёрдости - мягкости.

I. Качество согласных зависит от работы голосовых связок, т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков.

По участию тона и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

Сонорные звуки образуются при участии тона и шума, но тон преобладает. Несмотря не препятствия, проход воздушной струи остаётся достаточно широким: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j].

Шумные согласные делятся на: шумные звонкие и шумные глухие.

При образовании шумных звонких согласных участвуют шум и голос, но шум преобладает: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [ж] - [ж’]- долгий.

При образовании шумных глухих согласных тон совсем не участвует, так как голосовые связки раздвинуты и не колеблются воздушной струёй. Звуки создаются только с помощью шума, который образуется в ротовой полости, когда преодолеваются препятствия: [к] - [к’], [п] - [п’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ц], [ч], [ш] - [ш’] – долгий.

Большинство согласных образуют пары по звонкости-глухости. К непарным относятся:

1) сонорные звуки: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j];

2) глухие звуки: [ч], [ц], [х] - [х’].

II. Все согласные звуки имеют определённое место образования шума в зависимости от того, какие активные и пассивные органы речи образуют преграду.

По месту образования согласные звуки делятся на: губные и язычные.

Губные звуки делятся на губно-губные и губно-зубные.

При образовании губно-губных звуков смыкаются верхняя и нижняя губа:

[б] - [б’], [п] - [п’], [м] - [м’].

При образовании губно-зубных звуков нижняя губа приближается к верхним зубам: [в] - [в’], [ф] - [ф’].

Все остальные звуки относятся к язычным.

III. Качество согласного зависит от характера преграды, которая может быть различной.

В зависимости от того, как преодолеваются препятствия в ротовой полости, все согласные по способу образования шума делятся на щелевые (фрикативные) и смычные.

При образовании щелевых согласных звуков органы речи лишь сближаются. Воздушная струя проходит через щель, как бы трётся об её края, и тем самым создаётся шум. К ним относятся: [в] - [в’], [ж] - [ж’]- долгий, [з] - [з’], [j], [с] - [с’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ш] - [ш’]- долгий.

Все остальные звуки относятся к смычным.

При образовании смычных согласных звуков органы речи смыкаются.

IV. Согласные звуки различаются по признаку твёрдости - мягкости . Твёрдые и мягкие согласные характеризуются своей артикуляцией.

При образовании твёрдых согласных язык концентрируется в задней части ротовой полости, а при образовании мягких согласных – в передней части.

Большинство согласных образуют пары по твёрдости - мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’] и др.

К непарным согласным относятся:

1) только твёрдые: [ж], [ц], [ш];

2) только мягкие: [j],[ж’]- долгий, [ч], [ш’]– долгий.

Слог.

В произношении слова делятся на слоги. Существуют разные точки зрения на определение сущности слога.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. Слог - это волна звучности (сонорности) . В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности

Самый звучный в составе слога звук называется слогообразующим, таким звуком обычно является гласный. Слог может состоять из одного гласного звука: [ ٨ / кно], [у / жъс].

По конечным и начальным звукам различаются слоги: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые.

Открытые слоги заканчиваются гласными звуками, закрытые слоги – согласными звуками. Прикрытые слоги начинаются с согласных звуков, неприкрытые - с гласных звуков.

Например: [сту / д’энт]

[сту] – открытый, прикрытый, [д’энт] – закрытый, прикрытый.

Деление слов на слоги подчиняется закону восходящей звучности, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучных к более звучным.

У гласных звуков 4 единицы звучности, у сонорных согласных – 3, у шумных звонких - 2, у шумных глухих - 1.

Экспериментальным путём доказано, что характер слогоделения в русской речи определяется стремлением к образованию открытых слогов, то есть граница между слогами проходит после гласного: ٨ / пна], [сп ٨ / ртак] .

Закрытые слоги в русском языке выделяются в таких случаях:

Если слово оканчивается на согласный звук: [кот ] ;

Если согласный [j] стоит перед другим согласным: ٨ j / н а] .

Законы слогоделения в устной речи нельзя путать с правилами переноса слов на письме.

Ударение

В широком понимании ударение - это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы фонетическими средствами.

Различают словесное, фразовое, логическое ударение.

При словесном ударении в фонетическом слове выделяется один ударный слог за счет большего напряжения артикуляционного аппарата и в результате этого - большей силы и продолжительности ударного слога. Поэтому русское ударение называется силовым и ударные гласные, по сравнению с безударными, отличаются большей длительностью и напряжением.

Ударение в русском языке является одним из признаков самостоятельного слова. Служебные слова чаще всего безударны, кроме тех случаев, когда ударение перемещается с самостоятельного слова на служебное.

Отрезок звучащей речи, имеющий одно ударение, образует фонетическое слово.

Безударное слово, примыкающее к последующему ударному слову, называется проклитикой .

Например: на полу, не видел.

Безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному слову, называется энклитикой .

Например: на пол , не был , та же.

Ударение в русском языке разноместное (свободное), т. е. оно не закреплено за каким-либо строго определённым местом в слове. Ударным может быть любой слог.

Например: лекция, читается, интересная.

В одних словах ударение может быть подвижным , в других - неподвижным, строго фиксированным, т. е. при словоизменении и словообразовании оно или перемещается с одного слога на другой или закреплено за одним слогом.

Например: голова-головы-головушка ; товарищ-товарищи-товарищеский .

Некоторые слова помимо основного имеют добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором.

Например: дре внерусский, пе динститут, го стелецентр, по слеоктябрьский, по стфактум .

Фразовое ударение - это ударение, которое падает на слог во фразе, имеющий большую ударную силу.

Например: Туча стала надвига ться .

Логическое ударение - это ударение, выделяющее во фразе то слово, которое считается говорящим наиболее важным. Оно всегда связано с имеющимся или подразумеваемым противопоставлением.

Например: Я учусь в институте.

(а не ты) (а не работаю) (а не в школе)

Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением .

При произношении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема спинки языка).

По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – губа), – [о], [у] и гласные неогубленные, или нелабиализованные , – [и], [э], [ы], [а].

При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают. Звук [о] отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это легко можно заметить по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] – [о] – [у].

По степени подъема верхнего, среднего и нижнего подъема.

При образовании гласных верхнего подъема , к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.

Образование гласного нижнего подъема , каким в русском языке является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка.

Гласные среднего подъема , в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема.

Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у] – [о] – [а].

Классификация гласных (вместе с редуцированными) по артикуляции (треугольник Щербы)

По месту подъема спинки языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда .

При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся звуки [и], [э], передняя часть спинки языка движется к твердому небу.

Образование гласных заднего ряда – это звуки [у], [о] – происходит при движении задней части спинки языка к мягкому небу.

Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда.

Чтобы убедиться в том, что при образовании гласных переднего, среднего и заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно произнести подряд, например, звуки [и] – [ы] – [у].

Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].

Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], .

Дифтонгизация. Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit .

У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro . Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.

В русском языке дифтонгов нет . Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в русском языке встречаются дифтонгоиды.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Трифтонги - это сочетание трёх гласных (слабый + сильный + слабый), произносимых как один слог, например, в испанском языке: cambiáis -меняетесь.

13.. Классификация согласных звуков.

Способ образования согласных звуков (шумные: взрывные, фрикативные, аффрикаты; сонорные). Место образования (губные, язычные: переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные; заязычные). Дополнительная артикуляция согласных звуков (палатализация, назализация).

Согласные – это звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды, называются

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц, каждая из которых в определенной позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию:

1) [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"];

2) [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

3) [х], [х"], [ж], [ш], [ц];

4) [ч"], [ j ];

5) [ш̅"], [ж̅"].

Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum – небо).

По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума . Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus – звучные) и шумные .

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом . В современном русском языке к ним относятся: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ].

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются глухие и звонкие .

Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ ж̅" ].

Глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х], [ц], [ч"], [ш], [ ш̅" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости : [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"], [д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш̅" ], [ц], [х], [х"], [ч"].

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] – шипящие , [з], [с], [ц] – свистящие .

По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования.

По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные .

а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов . В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным – или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный – при участии средней части спинки языка; заднеязычные – при участии задней части спинки языка.

В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д"], [т"], [н"], [з"], [с"], [л"], а также [ц], [ч"], [ш], [ ш̅" ], [ ж̅" ].

В составе переднеязычных выделяются:

1) зубные : [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [н], [н"], [л], [л"];

2) небно-зубные : [ш], [ ш̅" ], [ж], [ ж̅" ], [р], [р"], [ч"].

Разделение переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или верхние зубы, или основание верхних зубов.

К среднеязычному звуку относится только [j].

Заднеязычные звуки – это [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"].

В некоторых языках встречаются заязычные , которые делятся на три группы: язычковые , например, французское [r]; глоточные - украинское (г), немецкое [h]; гортанные : как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

По способу образования шума согласные делятся на:

А) Взрывные (смычные) , при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б"], [п"], [д"], [т"], [г"], [к"].

Б) Щелевые (фрикативные) , при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русском языке это – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ ж̅" ], [ш], [ ш̅" ], [х].

В) Аффрикаты , при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч"] и [ц]. При произношении звуков [ч"] и [ц] необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч"]), затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] – из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ ш̅" ].

Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие , при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р"].

Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.

Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости : [б] – [б"], [п] – [п"], [в] – [в"], [ф] – [ф"], [д] – [д"], [т] – [т"], [л] - [л"], [м] – [м"], [н] – [н"], [р] – [р"], [с] – [с"], [г] – [г"], [х] – [х"], [к] – [к"]: [но́с] – [н"о́с] – нос – нёс; [во́с] – [в"о́с] – воз – вёз; [ра́т] – [р"ат] – рад – ряд; [ста́л] – [ста́л"] – стал – сталь; [да́л] – [да́л"] – дал – даль; [бра́т] – [бра́т"] – брат – брать.

При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью, а в транскрипции характеризуем звук как палатализованный. Не имеют пар и являются только твердыми : [ж], [ш], [ц], только мягкими : [ ж̅" ], [ ш̅" ], [ч"], [j].

Назализация - изменение звука, состоящее в приобретении звуком носового тембра и вызванное поднятием нёбной занавески и выходом голоса одновременно через рот и нос. Назализации в языке могут, напр., подвергаться звуки (гласные и согласные) в положении перед носовыми; при дальнейшем развитии назализации такие звуки могут переходить в носовые, ср. русск. диалектное мнук вместо внук. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

Классификация согласных по артикуляционным признакам

14.Изменения звуков в потоке речи.

Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, диэреза, гаплология, эпентеза, метатеза. Позиционные изменения: редукция гласных, оглушение звонких согласных в конце слова, протеза.

Звуки не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга, вызывая различные звуковые изменения.

В потоке речи звуки сочетаются друг с другом, образуя слова, речевые такты, фразы. Способность звуков сочетаться друг с другом называется синтагматикой ,а сами сочетания
звуков – синтагмами .

Выступая в сочетании друг с другом, звуки в одних условиях сохраняют свои качества, в других – изменяют их. Способность звуковых единиц варьировать называется парадигматикой , а совокупность вариантов одного звука парадигмой : [с"н"э́гъ / c"н"э́к / с"н"иэга́ / с"н"иэг"и́р" / c"н"ьгΛв"и́к], где [г], [г"], [к] - это парадигма звука [г], т.е. вариант одного и того же звука [г]; [э], [иэ], [ь] – парадигма звука [э].

С учением о синтагматике и парадигматике связаны понятия позиции звуков.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м"и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л"э́с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сΛды́ / съдΛво́т//].

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.