Отношения ссср и китая 1989 году. Ссср и кнр – история отношений. IX съезд коммунистической партии Китая

Какие последствия для международной ситуации имел переход советско- китайских разногласий в открытое противостояние?
2. Как обострение внутрикитайских отношений в 1969 г. повлияло на советско- китайский конфликт?
3. В какой ситуации советско-китайское противостояние достигло своей кульминации?
4. Как удалось нормализовать американо-китайские отношения?
5. Как произошла нормализация отношений КНР с Японией?
1, Разрыв советско-китайского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии в 1959 г. был знаком принципиальных расхождений между СССР и КНР. В 1960 г. КНР покинули советские специалисты, что усугубило экономический хаос в Китае, вызванный неумелым хозяйственным руководством КПК в период «большого скачка». Визит Хрущева в Пекин в 1959 году оказался безрезультатным.
Между СССР и Китаем существовало несколько групп противоречий, связанных прежде всего с нежеланием Китая играть роль младшего партнера СССР. Лидер КНР Мао Цзэдун пытался воспользоваться смертью Сталина и колебаниями международных позиций СССР, чтобы выдвинуть КНР на лидерские позиции, или, как минимум, добиться укрепления международного положения своей страны за счет СССР.
Нарастание советско-китайских противоречий стало изливаться во внешнеполитическую сферу. В 1962 г. во время вооруженного конфликта между КНР и Индией советское правительство заняло нейтральную позицию, отказавшись от поддержки Китая. Китайско-индийский конфликт почти совпал с Карибским кризисом. В этой ситуации китайская сторона впервые позволила себе открыто критиковать внешнюю полк- тику Москвы в печати, назвав размещение советских ракет на Кубе авантюризмом, а их вывод по договоренности с США - капитулянтством. Полемика развернулась в 1963 г., в год подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. В советской и китайской прессе стали публиковаться острые высказывания. ЦК КПСС и ЦК КПК обменялись резкими посланиями. Между тем, с 1962 г. заметно возросла напряженность на советско-китайской границе, где участились случаи ее незаконного перехода со стороны КНР.
Но самым главным было другое: руководство КНР заявило, что считает неравноправными договоры Китая с царской Россией. Но как: раз в этих договорах определялась большая часть линии границы между двумя странами. Заявление Пекина подразумевало возможность ее непризнания. В СССР позицию КНР восприняли как посягательство на территории Советского Союза, что заставляло думать об угрозе для них со стороны Китая. Но, опасаясь конфликта с КНР, советское руководство согласилось вступить с Китаем в консультации об уточнении линии прохождения государственной границы. Эти консультации застопорились летом 1964 г., после того как в беседе с иностранными журналистами Мао Цзэдун заявил о возможности предъявить Советскому Союзу «счет» за территории к востоку от Байкала, которые, по его мнению, были незаконно захвачены Российской империей. Хотя официально КНР не выдвинула территориальных претензий к СССР, в советских стратегических планах возник вопрос об укреплении границ с Китаем. Численность советских войск на Дальнем Востоке стала увеличиваться.
Со своей стороны, китайское руководство убедилось в невозможности сотрудничества с СССР в деле создания «единого антиимпериалистического фронта». Последняя попытка КПК вернуться к сотрудничеству с СССР на антиамериканской основе была предпринята во время визита в Москву премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая после отстранения от власти Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. Но поскольку новое советское руководство намеревалось продолжать линию на избежание войны с США, китайский зондаж успеха не имел. Отказ КПК направить делегацию для участия в XXIII съезде КПСС в 1966 г. означал формальный разрыв отношений между двумя компартиями. В дополнение к мерам по укреплению советско-китайской границы в январе 1966 г. СССР заключил новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Монголией. Вслед за тем на монгольской территории были размещены советские войска и тяжелая техника. 1С концу 1967 г. численность личного состава в зоне границы СССР с КНР и МНР оценивалась в 250-350 тыс. человек.
Убедившись в невозможности привлечь СССР на сторону «китайской революции», руководство КНР встало на путь противостояния одновременно и Советскому Союзу, и Соединенным Штатам. Выдвинутая Китаем «теория трех миров» давала обоснование новой политики. В соответствии с ней все государства мира делились на три группы - сверхдержавы, малые и средние развитые страны (западноевропейские государства и основная часть стран «социалистического лагеря») и «третий мир» развивающихся стран. Руководители Китая провозгласили себя лидером «третьего мира» в борьбе за победу идей национального освобождения и развития.
Ключевое слово
Культурная революция - период острой борьбы за власть внутри компартии Китая (1966-1976 гг.), сопровождавшийся массовыми политическими репрессиями против противников Мао Цзэдуна и резким обострением отношений КНР с большинством государств мира.
В 1966 г. в Китае началась «культурная революция» (1966-1976 гг). Резкая взаимная критика и напряженность в отношениях СССР и КНР достигли высшей точки. Опасность ситуации была настолько очевидна, что трезвомыслящая часть китайского руководства, прежде всего Чжоу Эньлай, стала пытаться привлечь внимание Мао Цзэдуна к необходимости пересмотреть линию на одновременное противостояние с США и СССР. Сам Чжоу Эньлай склонялся к примирению с США. Политическим оппонентом этой линии выступал маршал Линь Бяо, который являлся противником улучшения отношений Китая с США. Оба лидера были согласны между собой в признании ослабления позиций США в Азии, связанного с неудачной для Соединенных Штатов войной во Вьетнаме. Но если Линь Бяо полагал момент подходящим для развертывания общеазиатской революции - в Таиланде, Японии, Индонезии, Лаосе, на Филиппинах, то Чжоу Эньлай указывал на угрозу Китаю со стороны СССР. Остается не проясненным, в самом ли деле он считал советскую опасность реальной, или ссылка на угрозу с севера была оправданием предложения начать поиск взаимопонимания с США. «Советская угроза» стала подталкивать КНР во второй половине 1960-х годов к поиску путей нормализации отношений с Вашингтоном.
2. «Культурная революция» сопровожалась разгулом насилия над теми, кто не разделял радикальных воззрений Мао Цзэдуна и пытался критиковать его политику. В стране возникла атмосфера страха, беззакония и произвола. Отряды «революционной молодежи», выполняя инструкции компартии, терроризировали население. «Нормальной» практикой компартии Китая стали ссылки интеллигенции на «перевоспитание» в деревню. Репрессии в КНР не достигли того уровня жестокости, который был характерен для СССР 1930-х годов, но они были им однородны. Методы «революционного воздействия» китайская сторона применяла и в отношении иностранных дипломатов и членов их семей.
Отношения между КПСС и КПК были разорваны. Грубая идеологическая полемика сочеталась с резким ухудшением отношений на межгосударственном уровне. Китайская официальная печать и руководители КНР продолжали оспаривать законность погранично-территориального размежевания между Китаем и Россией, по сути дела требуя передачи КНР части территорий СССР. 26 января 1967 г. власти КНР организовали осаду советского посольства в Пекине отрядами китайской «революционной молодежи» - цзяофаней. Осада продолжалась 18 дней. Работать в КНР становилось опасно. В феврале 1967 г. советская сторона была вынуждена эвакуировать из КНР детей и других членов семей советских дипломатов, безопасность которых на китайской территории было трудно гарантировать. Начались пограничные инциденты. Пытаясь воздействовать на КНР, советская сторона провела на
Дальнем Востоке крупные военные маневры, но они не произвели желаемого эффекта.
Особую остроту приобрел вопрос о границе по рекам Амур и Уссури, которые имели статус пограничных артерий, поскольку они разделяли на довольно протяженном участке государственные территории СССР и КНР. В соответствии с русско-китайскими договорами XIX в., граница была проведена не по середине главного фарватера, как это было принято в международной практике демаркации пограничных рек, а по той их стороне, что признавалась за Китаем, т.е. по китайскому берегу реки. КНР открыто требовала изменения линии границы по пограничным рекам и приведения ее в соответствие с мировыми нормами. При такой постановке вопроса «спорными» оказывались около 600 речных островов.
С середины 1967 г. советские пограничники стали патрулировать не только речные острова, но и китайские берега рек Амур и Уссури на том основании, что линия границы юридически в самом деле проходила не по рекам, а по их берегам на китайской стороне. Со своей стороны граждане КНР усилили натиск на границу со стороны Китая и стали регулярно высаживаться на островах, нарушая пограничный режим. В марте 1969 г. на одном из них - острове Даманском - произошли кровавые вооруженные столкновения со многими жертвами и фактами зверств по отношению к раненным советским пограничникам и надругательств над телами погибших. Вооруженные столкновения начались и на линии советско-китайской границы в Средней Азии. Советско-китайская война могла стать реальностью. Летом 1969 г. из Пекина стали эвакуировать некоторые правительственные учреждения, а из Маньчжурии - стратегически важные промышленные предприятия. Сценарии нападения Китая на дальневосточные районы СССР анализировались в Москве.
Москва пыталась убедить своих партнеров по международному коммунистическому движению осудить действия КНР и поддержать позицию Москвы. Кроме того, СССР пытался получить поддержку других стран Азии и США. Однако последние выступили против «коллективной безопасности в Азии». В ходе визита по странам Азии летом 1969 г. президент Р. Никсон неоднократно отрицательно высказывался об этой идее. Со стороны американского президента это было дружественным жестом в отношении Пекина.
3. В конце лета 1969 г. западные спецслужбы обратили внимание на то, что стали поступать сигналы, указывавшие на рост готовности СССР рассмотреть вопрос о нанесении упреждающего удара по ядерным объектам КНР. В августе 1969 г. из американских разведывательных данных стало известно, что дислоцированные в Монголии советские бомбардировщики отрабатывают удары по макетам, напоминающим китайский завод по обогащению урана в районе озера Лобнор. Одновременно было зафиксировано, что советские дипломатические сотрудники не очень высокого уровня стали осторожно и в неофициальном порядке зондировать вопрос о возможной реакции США в случае советской превенттгеной акции против ядерных объектов КНР. Такого рода удары в литературе получили название «ядерной кастрации». Американские эксперты также обратили внимание на передислокацию в июне 1969 г. частей ВВС СССР из Европейской части Советского Союза в Сибирь. 27 августа 1969 г. директор ЦРУ Ричард Хелмс устроил специальный брифинг, на котором сообщил журналистам об имеющихся в распоряжении США разведывательных данных. Хотя при Дж. Кеннеди американская администрация, как свидетельствуют ее бывшие сотрудники, сама рассматривала вопрос о нанесении по Китаю как раз такого удара, в ситуации 1969 г. Соединенные Штаты сочли необходимым удержать Москву от ее предполагаемых опасных намерений. Ситуация стала еще более напряженной.
3 сентября 1969 г. в Ханое умер президент ДРВ Хо Ши Мин. На его похороны отправилась высокопоставленная советская делегация во главе с А. Н. Косыгиным. Она пробыла в Ханое четыре дня. Во время ее пребывания во Вьетнаме 5 сентября 1969 г. в Вашингтоне была проведена пресс-конференция заместителя госсекретаря США Эллиота Ричардсона, который заявил: «Мы не можем не быть глубоко озабоченными в связи с тем, что эскалация этой [советско-китайской] ссоры наносит массированный ущерб международному миру и безопасности». Хотя такая формулировка не позволяла рассматривать американское заявление как выражение поддержи! одной из сторон в конфликте, Вашингтон все же указал на заинтересованность в его ограничении. Поскольку СССР выступал в споре в качестве более сильной стороны, это адресовало американское предупреждение в значительной степени ему - и в этой мере США фактически выступили в защиту Китая.
Реакция США в целом отрезвляюще подействовала на обе стороны. Первый шаг к ослаблению напряженности сделал Советский Союз. По пути обратно в Москву с похорон Хо Ши Мина советская делегация несколько раз с борта самолета запрашивала согласие китайской стороны на проведение встречи с китайскими представителями во время возможной остановки в Пекине. После ряда попыток согласие КНР было получено. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась встреча А. Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Зньлаем. В ходе ез была достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Китайская сторона отказатась от требования отвода советских войск со спорных территорий как предварительного условия переговоров. А. Н. Косыгин, по утверждениям китайской стороны, не подтверждаемым советской, обещал, что советские войска будут отведены от границы. Советско-китайские отношения остались враждебными, но кульминация противостояния была пройдена.
4. Еще в июле 1971 г. государственный секретарь США Г. Киссинджер в полной тайне побывал в Пекине с рабочим вшитом и согласовал с китайским руководством основные условия предстоящей нормализации американо-китайских отношений. В августе 1971 г. США выступили с идеей передачи КНР места Китая в Совете безопасности ООН, которое до тех пор занимал делегат Тайваня, при сохранении за Тайванем статуса члена ООН и права участвовать в ее генеральных ассамблеях. Это предложение не было принято. Но в октябре 1971 г. КНР все же была принята в ООН одновременно с «добровольным» выходом из ее состава Тайваня, стремившегося таким образом избежать процедуры исключения.
В феврале 1972 г. в Пекин с официальным визитом прибыл президент США Р. Никсон. Поскольку и об этом визите ведущие политики мира, включая руководителей всех союзных Соединенным Штатам стран, узнали только из газет, визит американского президента в Китай получил в литературе название «шока Никсона». Президент США вел переговоры с высшими руководителями Китая, включая 79-летнего Мао Цзэдуна.
Условия американо-китайской нормализации были закреплены в подписанном 27 февраля 1972 г. в Шанхае коммюнике. С общеполитической точки зрения, главным в этом документе было указание на отказ обеих держав от попыток установить свою гегемонию в Восточной Азии и о выступлении каждой из них против попыток любой державы установить такую гегемонию. Иными словами, США подтвердили намерение поддержать КНР в случае нарастания угрозы со стороны СССР, а Китай обещал продолжить линию дистанцирования от Москвы. Речь шла об отказе Соединенных Штатов от «двойного сдерживания» одновременно СССР и КНР в пользу сдерживания одного только Советского Союза, в том числе и путем параллельных акций с Китаем.
Шанхайское коммюнике не устранило всех проблем американо- китайских отношений. Между двумя странами не были установлены дипломатические отношения, поскольку таковые существовали между США и Тайванем. По этому поводу в коммюнике было сказано, что «все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива считают, что существует только один Китай, и Тайвань является частью Китая». Но американская сторона обязалась эвакуировать с острова военные объекты, прекратить в будущем дипотношения с Тайбэем, денонсировать амери- кано-тайваньский договор и поддержать КНР по вопросу о передаче ей права представлять Китай в Совете безопасности ООН. Уступив Пекину по основным проблемам в принципе, американская сторона зарезервировала за собой отсрочку, необходимую для перевода отношений с Тайванем в неофициальное русло. Предстояло разорвать дипломатические отношения с Тайванем, денонсировать американо-тайваньский договор безопасности 1954 г. и получить на это согласие американских законодателей.
5. Возросшей активностью своей дипломатии на китайском, советском и других «трудных» направлениях американская администрация стремилась компенсировать психологические и политические потери, с которыми для США была сопряжена война во Вьетнаме. Пример Вашингтона, смело ломающего стереотипы, заражал американских союзников - в Азии не меньше, чем в Европе.
Япония чувствовала себя очень уязвленной «шоком Никсона», поскольку она гораздо раньше США стала стремиться к улучшению отношений с КНР, но ей не позволяли этого делать американские политики. Теперь, когда Вашингтон осуществил нормализацию отношений с КНР первым, сделав то, в праве на что он отказывал Японии, в Токио решили действовать, не оглядываясь на США. Японское правительство попыталась проводить во внешней политике более независимый курс.
Хозяйственные успехи к началу 1970-х годов вывели Японию в число экономических лидеров мира. Благодаря высоким (12-16%) темпам роста в 1960-х годах, она вышла на второе место в мире по размерам ВНП, немного опередив даже Советский Союз. В ноябре 1969 г. японское правительство смогло добиться от США согласия на восстановление суверенитета Японии над архипелагом Рюкю (Окинава), и в мае 1972 г. Окинава перешла под контроль Японии, хотя на острове сохранились американские базы. Премьер-министр Японии Эйсаку Сато в 1970 г. был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение этой дипломатической задачи переговорным путем.
В июле 1972 г. правительство страны возглавил Какуэй Танака, сторонник активной внешнеполитической линии, выражением которой стала выдвинутая им концепция «многополюсной дипломатии» (таке- ку гайко). Она предусматривала нормализацию связей с Китаем и улучшение отношений с СССР.
29 сентября 1972 г. К. Танака с официальным визитом прибыл в КНР. Стремясь оказаться на полшага впереди Вашингтона, японская сторона в ходе визита договорилась не только о нормализации отношений с КНР, но и об установлении дипломатических отношений. Японо-тайваньские официальные связи были разорваны. Япония признала правительство КНР единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью КНР. Вместе с тем, японская сторона сохранила экономические и прочие связи с Тайванем, придав им неофициальную форму.
Минимум знаний
1. Советско-китайские противоречия обострились в результате целого комплекса проблем, и заключались они, прежде всего, в споре за лидерство в мировом коммунистическом движении, разном понимании содержания международных отношений (КНР настаивал на продолжении и развитии конфликта с Западом). Советско-китайское противостояние не только ослабило блок коммунистических держав, но и создало в мире новый очаг конфликтности.
2. «Культурная революция» и массовые репрессии в КНР привели к дальнейшей эскалации советско-китайского конфликта. КНР стала оспаривать принадлежность к СССР ряда его дальневосточных территорий, произошел вооруженный инцидент на острове Даманском. В ответ СССР пытался предложить другим азиатским государствам проект системы коллективной безопасности в Азии, направленный, по сути, против КНР. Этот проект не получил поддержки коммунистического движения и международного сообщества в целом.
3. К лету 1969 г. серьезно возросла угроза широкомасштабной войны между СССР и КНР, о чем свидетельствовали военные приготовления обеих сторон. США в весьма сдержанной форме поддержали в этом противостоянии Китай. Однако благодаря дипломатическим усилиям СССР удалось частично разрядить напряженность и смягчить остроту противоречий с КНР к сентябрю 1969 г.
4. Во второй половине 1960-х годов США стремились расширить свои возможности в дипломатическом давлении на СССР и укрепить свои позиции в Восточной Азии. Для этого они пошли на нормализацию отношений с КНР, закрепив дистанцирование КНР от Москвы посредством обещания дипломатической поддержки в случае возобновления советско-китайского конфликта. Однако дальнейшему улучшению отношений между США и КНР мешал Тайваньский вопрос.
5. Стремительное экономическое развитие Японии, ее превращение в одну из крупнейших экономик мира способствовали активизации внешней политики «страны восходящего солнца». Одним из итогов нового курса стало установление в 1972 г. дипломатических отношений с КНР наряду с сохранением полноценных экономических связей с Китайской Республикой на Тайване.

Отношения между СССР и китайскими коммунистами никогда не были ровными и гладкими. Даже в 40-е гг., когда военная мощь сил Мао Цзэдуна зависела от размеров помощи СССР, его сторонники не прекращали бороться с «коминтерновцами» - теми, кого считали проводниками влияния Москвы. Когда после капитуляции Японии КПК повела войну не на жизнь, а на смерть против Гоминьдана, Сталин не верил в её победу. Он пытался внушить руководству компартии мысль о «двух Китаях», т. е. о создании на его территории коммунистического и гоминьдановского государств, как это уже произошло в Германии, а потом в Корее и во Вьетнаме.

К тому же Сталин сильно сомневался в верности Мао идеям марксизма. Но победителей, как известно, не судят. После установления власти КПК над всем Китаем (1949 г.) сомнение это не то чтобы совсем исчезло, но ушло на второй план. Наступил период «вечной дружбы» между СССР и КНР.

14 февраля 1950 года Китай и СССР заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР. Настоящий договор посвящен образованию союза Китая и СССР. В то время дипломатия Китая склонялась в одну сторону – в сторону СССР. в то время заключение Китаем и СССР Договора о военно-политическом союзе, с одной стороны, сыграло ключевую роль в сфере безопасности и государственного строительства Нового Китая, с другой стороны, из-за слепого копирования модели развития СССР позже мы пережили немало трудностей в ходе государственного строительства. В 1950 году из-за большой разницы в государственной мощи СССР относился к Китаю как к младшему брату. В этой связи по сути Договор о дружественном союзе и взаимной помощи между КНР и СССР является неравноправным договором.

Фактически тесные отношения между СССР и Китайской Народной Республикой во главе с Мао Цзэдуном установились раньше - когда СССР оказывал помощь компартии Китая в борьбе за власть. Так что само подписание договора просто констатировало положение вещей и было приурочено к визиту Мао Цзэдуна в Москву.

Продлилась «вечная дружба» всего десяток лет. За это время Китай получил громадную экономическую помощь. Советский Союз предоставил ему выгодные кредиты, построил свыше 300 крупных заводов, полностью оснастил их; больше половины торговли КНР приходилось на СССР. В 1954 г. советская сторона передала КНР Порт-Артур и Дальний, возвращённые после победы над Японией, а также знаменитую Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД).

Однако после смерти Сталина и началом в 1956 году десталинизации в СССР отношения между странами сильно осложнились. Дело в том, что Мао стал примерять на себя одежды вождя мировой революции. Китайские лидеры сначала в узком кругу, а затем и в печати начали призывать СССР проводить жёсткую политику по отношению к Западу, не останавливаться перед угрозой вооружённого конфликта с ним и даже мировой войны.


Советские руководители не оставались в долгу, подчёркивая провал печально знаменитого «большого скачка» в социализм в Китае (в 1960-1961 гг., как писали западные газеты, от голода там умерло 6-7 млн. человек). Хотя обе стороны громко заявляли о незначительности расхождений между друзьями (китайцы выражались так: «Маленький спор и большое единство»), и в Советском Союзе, и в Китае многие понимали - прежней дружбе пришёл конец.

Речь Н. С. Хрущёва на закрытом заседании XX съезда КПСС (1956) была воспринята Мао Цзэдуном резко негативно. Также КНР отрицательно относится к новому внешнеполитическому курсу СССР - на выход из изоляции и установление деловых отношений со странами Запада, известный как курс на «мирное сосуществование двух систем». КНР обвиняет советское руководство в ревизионизме и уступках Западу.

В 1960 г. произошло событие, которое означало открытый разрыв. Никита Хрущёв, раздражённый усилением критики в его адрес со стороны китайцев, дал указание в три дня отозвать из Китая всех технических специалистов. Остановившиеся по этой причине китайские заводы и фабрики ознаменовали начало нового этапа в советско-китайских отношениях - 20-летия открытой вражды между коммунистическими государствами.

Во время Карибского кризиса (1962) КНР поддерживала идею вооружённой конфронтации СССР и США и была недовольна мирным разрешением кризиса.

В 1962 году СССР поддержал Индию в войне с КНР.

В 1963 году КНР и СССР обменялись письмами, в которых высказали свои идеологические позиции и таким образом формально признали наличие разногласий.

СССР и КНР превратились из лучших друзей в главных врагов. «Товарищеская критика» сменилась обвинениями друг друга во всех смертных грехах. Даже вмешательство США во вьетнамские дела не сблизило прежних союзников. Китай, помогавший оружием коммунистическому правительству Северного Вьетнама, не разрешал, однако, перевозить советскую военную технику через свою территорию. Когда в Китае началась «культурная революция» (1966-1976), антисоветские настроения, поддерживаемые Мао, достигли пика. Из посольства СССР, у которого не прекращались даже ночью угрожающие расправой демонстрации и митинги, уже эвакуировали детей и женщин. Какое-то время казалось, что дело дойдёт до разрыва отношений между странами.

Китай предъявил также свои претензии на часть территории СССР. Эти притязания, распространявшиеся на Дальний Восток и юг Сибири, были явно несерьёзны, но в одном китайцы были правы. Границу между государствами проводили в прошлом веке, когда Китай был слабым, зависимым от великих держав государством. Поэтому на многих участках она проводилась не по водной поверхности реки, как это принято в международных отношениях, а по китайскому берегу. Течение пограничной реки Уссури настолько бурное, что иногда она меняет русло, откалывая целые куски суши от китайской территории. Образовавшиеся острова считались уже советской территорией. Пока отношения между странами были дружескими, эти вопросы удавалось улаживать, но когда они испортились, пограничные проблемы стали поводом к многочисленным стычкам (только в 1967 г. их было около 2 тыс.).

Самым известным из конфликтов на советско-китайской границе стали события на острове Даманский (1969), которые стоили десятков жизней и в которые были вовлечены довольно значительные военные силы. Вражда достигла таких масштабов, что населению внушалась мысль о подготовке к возможной войне.

В Китае это выразилось в массовом строительстве бомбоубежищ, создании складов продовольствия, больших закупках вооружений на Западе; в СССР - в ускоренном строительстве оборонных сооружений на советско-китайской границе (прежние были взорваны по приказу Хрущёва в период «вечной дружбы»), формировании новых военных соединений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, резком увеличении оборонных расходов. Собственно, возведение знаменитого БАМа тоже было прямо связано с китайской угрозой.

Договор о дружбе тем не менее расторгнут не был, так как ни одна из сторон не придавала дипломатическому этикету серьёзного значения. В 1979 году КНР воевала с Вьетнамом, и СССР выступил на стороне Вьетнама, хотя имел договоры о дружбе и содействии с обеими странами

Только после смерти Мао Советский Союз и Китай смогли начать очень медленно продвигаться навстречу друг другу. Бессмысленное противоборство привело к тому, что в 80-е гг. политические, торговые, культурные связи странам приходилось начинать почти с нуля

7 октября 1966 года на фоне политических разногласий между маоистским Китаем и Советским Союзом из СССР были высланы все китайские студенты. В целом Китай был союзником СССР, и между странами не было принципиальных и масштабных конфликтов, однако некоторые вспышки напряженности все-таки наблюдались. Мы решили вспомнить пять самых острых конфликтов между СССР и Китаем.

Так историки называют дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришелся на 1969 год, при этом окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения. Критика Сталина в докладе Хрущева в конце XX съезда КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Хрущева была названа ревизионистской, а ее сторонники в КПК (Лю Шаоци и другие) подверглись репрессиям в годы «культурной революции».

«Великая война идей между Китаем и СССР» (так конфликт называли в КНР) была начата Мао Цзэдуном с тем, чтобы укрепить свою власть в КНР. В ходе конфликта китайцы требовали от СССР передать Китаю Монголию, требовали разрешение на создание атомной бомбы, «утраченные территории» и другое.

Пограничный конфликт на острове Даманский

2 и 15 марта 1969 года в районе острова Даманский на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее райцентра Лучегорск произошли самые крупные советско-китайские вооруженные столкновения. Более того, они были самыми крупными в современной истории России и Китая.

После Парижской мирной конференции 1919 года появилось положение о том, что границы между государствами должны, как правило (но не обязательно), проходить посередине главного фарватера реки. Но и оно предусматривало исключения.

Китайцы использовали новые положения о границах как повод для пересмотра советско-китайской границы. Руководство СССР было готово пойти на это: в 1964 году была проведена консультация по вопросам границы, но закончилась безрезультатно. В связи с идеологическими разногласиями в ходе «культурной революции» в Китае и после Пражской весны 1968 года, когда власти КНР заявили, что СССР встал на путь «социалистического империализма», отношения особо обострились.

Остров Даманский, входивший в состав Пожарского района Приморского края, находится с китайской стороны от главного русла Уссури. С начала 1960-х обстановка в районе острова накалялась. По заявлениям советской стороны, группы гражданских лиц и военнослужащих стали систематически нарушать пограничный режим и выходить на советскую территорию, откуда всякий раз выдворялись пограничниками без применения оружия. Поначалу на территорию СССР по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью. Число таких провокаций резко возросло: в 1960 году их было 100, в 1962-м — более 5000. Затем стали совершаться нападения хунвейбинов на пограничные патрули.

20 октября 1969 года прошли новые переговоры глав правительств СССР и КНР, и сторонам удалось достичь соглашения о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Но только в 1991 году Даманский окончательно отошел к КНР.

Всего в ходе столкновений советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек (в том числе 4 офицера), ранеными 94 человек (в том числе 9 офицеров). Потери китайской стороны до сих пор являются закрытой информацией и составляют, по разным оценкам, от 500—1000 до 1500 и даже 3 тыс. человек.

Пограничный конфликт у озера Жаланашколь

Этот бой является частью «даманского конфликта», он произошел 13 августа 1969 года между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими, нарушившими границу СССР. В результате нарушители были оттеснены за пределы советской территории. В Китае этот пограничный конфликт известен как инцидент у Теректы, по названию речки, текущей из китайского уезда Юйминь в сторону озера Жаланашколь.

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) произошел в 1929 году после захвата правителем Манчжурии Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.

Вьетнамо-китайский военный конфликт

Последний серьезный кризис между Китаем и СССР произошел в 1979 году, когда НОА КНР (китайская армия) атаковала Вьетнам. По мнению тайваньской писательницы Лун Интай, этот акт был во многом связан с внутриполитической борьбой в Коммунистической партии Китая. Тогдашнему лидеру КНР Дэн Сяопину нужно было упрочить свое положение в партии, и он попытался этого добиться с помощью «маленькой победоносной кампании».

Уже с первых дней войны советские специалисты, находившиеся как во Вьетнаме, так и в соседних странах, приступили к боевой деятельности совместно с вьетнамцами. В дополнение к ним из СССР начали подтягиваться подкрепления. Был установлен воздушный мост СССР — Вьетнам.

СССР выдворил из Москвы китайское посольство, причем отправил его персонал не самолетом, а по железной дороге. Фактически после Уральского хребта до самой границы с Китаем и Монголией они могли видеть идущие на восток колонны танков. Естественно, такие приготовления не остались без внимания, и китайские войска вынуждены были уйти из Вьетнама и вернуться на исходные позиции.

Видео

Остров Даманский. 1969 год

Американцы, вспоминая Карибский кризис, называют его самым опасным моментом в холодной войне, когда мир стоял на грани катастрофы. Несмотря на некоторые напряженные моменты, Вашингтон и Москва сумели разрешить этот кризис, но только после гибели летчика американских ВВС майора Рудольфа Андерсона-младшего (Rudolph Anderson Jr).

Семь лет спустя, в марте 1969 года подразделение солдат из Народно-освободительной армии Китая (НОАК) напало на советскую погранзаставу на острове Даманский, убив десятки и ранив еще большее количество пограничников. Из-за этого инцидента Россия и Китай оказались на грани войны, которая могла привести к применению ядерного оружия. Но после продлившихся две недели столкновений конфликт утих.

Что если бы непродолжительный конфликт 1969 года между Китаем и Советским Союзом перерос в войну?

История

Инцидент на острове Даманский, где была устроена засада и произошли основные боевые действия, стал низшей точкой в советско-китайских отношениях. Еще за десять лет до этого Пекин и Москва стояли плечом к плечу как главный оплот коммунистического мира. Но борьба по вопросам идеологии, лидерства и ресурсов привела к резкому разрыву между союзниками, и это имело глобальные последствия. Раскол усилил территориальные споры, существовавшие еще с царских времен. Вдоль длинной, слабо обозначенной границы было множество серых зон, на обладание которыми претендовали как Китай, так и СССР.

Контекст

Американцам пора понять: Китай - это не СССР

Цюши 10.05.2012

Почему Китай не станет следующим СССР?

U.S. News & World Report 22.06.2014

Если Китай распадется, как СССР

Синьхуа 14.08.2013
После нескольких мелких инцидентов столкновения на Даманском усилили напряженность до максимума. Советы провели контрнаступление, но понесли серьезные потери, как и во время августовского инцидента в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Стороны укрепились во мнении, что китайское руководство готовилось к этим столкновениям и руководило ими. Зачем китайцам провоцировать своего гораздо более сильного соседа? И что, если бы Советы более агрессивно отреагировали на китайские провокации?

Сразу после этого конфликта СССР и Китай начали подготовку к войне. Красная Армия перебросила свои силы и средства на Дальний Восток, а НОАК провела полную мобилизацию. В 1969 году Советы имели огромное техническое превосходство над Китаем. Но Пекин создал самую большую армию в мире, и значительная ее часть была сосредоточена недалеко от советско-китайской границы. В отличие от нее, Красная Армия сконцентрировала основную часть своих сил и средств в Восточной Европе, где они могли готовиться к конфликту с НАТО. Следовательно, в момент столкновения китайцы вполне могли обладать превосходством в обычных силах вдоль большей части границы.

Однако китайское превосходство в живой силе отнюдь не означало, что НОАК сможет провести длительное вторжение на территорию СССР. У китайцев не было тылового обеспечения и авиации, чтобы захватить и удержать большие участки советской территории. Более того, протяженная советско-китайская граница давала Советам массу возможностей для ответных действий. Поскольку наступление НАТО было маловероятно, Советы могли перебросить из Европы на восток значительные силы и средства, чтобы атаковать Синьцзян и прочие приграничные территории.

Самым важным направлением возможного удара была Маньчжурия, где Красная Армия в конце Второй мировой войны провела сокрушительное и молниеносное наступление. Несмотря на большой численный перевес, у НОАК в 1969 году надежд остановить такое наступление было ничуть не больше, чем у Квантунской армии в 1945-м. А потеря Маньчжурии стала бы колоссальным ударом по экономической мощи Китая и по его политической легитимности. В любом случае советская авиация очень быстро вывела бы из строя китайские ВВС и подвергла мощным воздушным ударам города, центры связи и военные базы на территории Китая.

Захватив в 1945 году Маньчжурию, Советы разграбили японскую промышленность и ушли. Такой же сценарий они могли разыграть и в 1969 году, но лишь в том случае, если бы китайское руководство посмотрело в глаза реальности. Поскольку перегибы «культурной революции» остались в очень недалеком прошлом, а соперничающие фракции по-прежнему состязались в идеологическом радикализме, Москве было бы трудно найти конструктивного партнера для проведения мирных переговоров. Советское наступление в случае его развития было бы очень похоже на наступление японских войск в 1937 году, правда, без превосходства на море, каким обладал имперский флот Японии. В предвидении таких ударов НОАК могла уйти во внутренние районы, оставляя после себя выжженную землю.

Ядерное оружие?

Китай испытал свой первый ядерный заряд в 1964 году, что теоретически давало Пекину средства ядерного сдерживания. Однако системы доставки таких зарядов к цели оставляли желать лучшего. Ракеты на жидком топливе не внушали особого доверия по показателями надежности, на их подготовку требовалось несколько часов, а находиться на стартовой площадке они могли строго ограниченное время. Более того, в то время китайские ракеты обладали недостаточной дальностью пуска, чтобы нанести удар по ключевым советским объектам, находившимся в европейской части России. Китайская бомбардировочная авиация, представленная немногочисленными Ту-4 (советская копия американского В-29) и Н-6 (копия советского Ту-16), не имела больших шансов преодолеть современную систему ПВО Советского Союза.

Советы, со своей стороны, были близки к достижению ядерного паритета с США. У СССР был современный и передовой арсенал оперативно-тактического и стратегического ядерного оружия, способный с легкостью уничтожить китайские силы ядерного сдерживания, войсковые соединения и крупные города. Чутко прислушиваясь к мировому общественному мнению, советское руководство не решилось бы начать полномасштабное ядерное нападение на Китай (американская и китайская пропаганда в таком случае порезвилась бы вовсю). Но ограниченные удары по китайским ядерным объектам, а также удары тактическим оружием по развернутым порядкам китайских войск могли показаться вполне разумными и целесообразными. Многое зависело бы от того, как китайцы отреагируют на поражения на поле боя. Если бы китайское руководство решило действовать по принципу «пан или пропал», и применить свои ядерные силы, дабы упредить решительные и победоносные действия Советов, оно вполне могло получить упреждающий удар со стороны Советов. А поскольку Москва считала Китай абсолютно невменяемым, она вполне могла принять решение об уничтожении китайских ядерных сил до того, как они создадут ей проблемы.

Реакция США

Соединенные Штаты отреагировали на эти столкновения с осторожностью и опаской. Пограничный конфликт убедил Вашингтон в том, что советско-китайский раскол остается в силе. Однако официальные лица по-разному оценивали вероятность более масштабного конфликта и его последствия. Советы по различным официальным и неофициальным каналам пытались выяснить отношение США к Китаю. Предположительно, Соединенные Штаты в 1969 году отрицательно отнеслись к советскому зондированию в попытке предложить совместное нанесение ударов по китайским ядерным объектам. Но даже если бы Вашингтон не захотел сжечь Китай в ядерном пламени, он вряд ли пошел бы на какие-то серьезные действия для защиты Пекина от гнева Москвы.

За 10 лет до этого Дуайт Эйзенхауэр изложил самые большие препятствия в войне Советского Союза против Китая: что делать после победы. У Советов не было ни возможностей, ни желания править еще одной территорией размеров с континент, особенно когда там может возникнуть массовое сопротивление недовольного населения. А Соединенные Штаты, обхаживавшие «законное» правительство на Формозе (Тайвань), с радостью поддержали бы различные силы сопротивления советской оккупации. Если бы Пекин пережил войну, Соединенные Штаты вполне могли «спустить с поводка Чан Кайши» в попытке отнять у континентального Китая часть его территорий и поставить их под власть Запада.

Наиболее вероятным исходом такой войны мог стать кратковременный успех Китая, после чего СССР нанес бы по нему быстрый и сокрушительный ответный удар. Пекин в таком случае попал бы в еще более прочные объятия США, и возможно, именно по этой причине Советы решили не рисковать.

Роберт Фарли часто публикует статьи в The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.

В представленной работе, я решил разобрать возможный конфликт между СССР и КНР который произошел по чистой случайности, и был подогрет успешным бегством маршала. Обе стороны хотели лишь показать свою силу и продемонстрировать амбиции. Я совместил неудачную попытку покушения на и бегство маршала перед началом боевых действий на острове Даманском. Я рассматриваю варианты ведения войны от КНР.

Покушение на МАО Покушение на Мао Цзэдуна предусматривало множество вариантов ликвидации китайского лидера от окружения дворца резиденции руководства КНР Чжуннаньхай до применения ядовитых газов, биологического оружия, бомб, организации убийства и похищения. В конце концов решили взорвать поезд, в котором должен был ехать Мао. Но в стане заговорщиков нашлась «героическая личность» дочь министра обороны Линь Доудоу. Позже за «верность партии» она поплатилась жизнью, но тогда она сообщила компетентным органам о надвигающейся беде. В итоге все планы контрреволюционеров стали известны Чжоу Эньлаю. Он изменил план поездки председателя КПК, и Мао прибыл в намеченное место раньше выбранного для взрыва времени. Узнав о провале путча, маршал Линь Бяо и его супруга Е Цюнь, которые в тот момент отдыхали на курорте Бэйдайхэ, стали готовиться к бегству. Линь Бяо вспомнил о принадлежавшем ему по должности реактивном лайнере «Трайдент» британского производства, который за пару лет до этого ВВС КНР приобрели у пакистанской международной авиакомпании PIA. Надо сказать в Кремле не очень обрадовались появлению маршала. Он считался относительно лояльным СССР и вызывал в кремле надежду на то что после смерти Мао он займет его место и ситуация с Китаем нормализуется. Высшее руководство СССР не стало лично встречаться с маршалом, но ознакомилось с протоколами бесед. В них Линь Бяо рассказывал о агрессивных планах Мао о тяжелой ситуации в Китае во время культурной революции о 20 миллионах умерших с голода, о намечавшимся сближением с США и возможность размещения военных баз США на территории Китая. Линь Бяо уверял руководство СССР что китайская армия хоть и многочисленна но не готова к серьезным боевым действиям. И Мао постарается проверить лояльность генералитета в военном конфликте с СССР. Серьезно относиться к таким заявления было трудно, но игнорировать их тоже не стоило, ситуация на границе складывалась напряженная и отношения с Китаем ухудшались с каждым часом. И бегство Линь Бяо не способствовало нормализации отношений.

Советские войска используя преимущество в воздухе и за счет интенсивных ударов артиллерии смогли оттеснить войска НОАК и углубиться на вражескую территорию. Но сил для дальнейшего наступления нахватало и дальше начинались горные массивы Большого и Малого Хингана где по данным разведки были оборудованы серьезные оборонительные сооружения. Часть этих сооружений еще осталось от Квантунской армии Мы базировались на Большом Хинганском хребте. Мы решили отвести большинство своих частей за горный хребет, чтобы они не были столь уязвимы. Сообщалось, что против нас размещено 25 советских мотострелковых дивизий имеющих около 250 000 человек с авиационной поддержкой, и нас просили задержать их вторжение хотя бы на 24 часа, до подхода подкреплений из 23-й полевой армии с Дацинских газовых месторождений. В нашем распоряжении было всего 12 000 человек да еще сеть подземных туннелей и укреплений, выстроенных за последние 20 лет. По слухам, командование не было уверено в нашей способности сдержать на 24 часа советское вторжение в случае трехмерной атаки (авиации, танков и пехоты). Потому мы помогали тренировать гражданских лиц тактике партизанской войны и использованию взрывчатки и бомб с часовым механизмом в случае вторжения и оккупации.Из воспоминаний китайского солдата.Атаковать с ходу численно превосходящего противника, занимавшим укрепленные позиции, было безумием и советские войска остановились. Ограничившись ударами авиации по транспортным узлам, и аэродромам противника. Сверху поступило распоряжение промышленные объекты пока не трогать. Спешно грузились эшелоны с войсками и техникой, в кремле рассматривался вопрос о призыве резервистов. Оказалось что сил для войны на Дальнем востоке катастрофически мало. Советские войска понесли потери, китайские гранатометчики поражали советские танки, БТР были уязвимы для пулеметов калибром 7,62 и ДШК. Китайцы хоть и отступали но некоторые подразделения оказали упорное, фанатичное сопротивление. Руководство СССР решило еще раз попробовать решит проблему мирным путем. Но Мао Цзэдун воспринял эти попытки как признак слабости и выставил неприемлемые условия для начала переговоров. Руководство СССР не могло пойти на выполнение этих условий. Война продолжалась.

Немного о ситуации в приграничных областях Китая.«Начиная с 1955 г., китайское руководство начинает уделять повышенное внимание тем районам страны, где советское влияние было достаточно велико Северная Маньчжурия, Внутренняя Монголия и Синьцзян. Эти области становятся объектом массовой миграции населения ханьской национальности (собственно китайцы), почти 100 тыс. демобилизованных солдат Народно-освободительной армии Китая (НОАК) расселяются вдоль берегов Амура, Уссури и в Синьцзяне. Политика ассимиляции привела к тому, что в 1958 г., после объявления Мао Цзэдуном «большого скачка», в Синь-цзяне вспыхнуло антикитайское восстание мусульманских народов. Ответом было проведение, по решению Центрального Комитета Коммунистической партии языковой реформы (все языки, кроме китайского, были переведены с кириллицы на латинский алфавит) и закрытия советско-китайской границы, что ударило в первую очередь по кочевавшим на горных пастбищах СССР и КНР скотоводческим народностям. Все это, вместе с неразумной национальной политикой КПК, привело к тому, что весной 1962 г. около 62 тыс. казахов и уйгуров, вместе с частями 5-го Синьцзянскогоармейского корпуса, перешли границу СССР и расселились в Казахстане. Данное событие еще больше осложнило советско-китайские отношения, и так уже не отличавшиеся теплотой. Резкая критика со стороны «великого кормчего»1 решений XX съезда КПСС, на котором Хрущев выступил с критикой культа личности Сталина, привела к приостановке проекта предоставления Китаю технологии производства ядерного оружия. Последней каплей, приведшей к окончательному расколу между КПК и КПСС, становится критика председателем Мао решения Советского Союза о выводе ядерного оружия с территории Кубы в ходе Карибского кризиса 1962 г. Мао Цзэдун заявил, что Хрущев капитулировал перед ядерным шантажом США. С этого момента начинается настоящая война в средствах массовой информации. Правительство КНР официально заявляет, о признании недействительными всех договоров с Российской империей, т. к. они были заключены в ущерб интересам Китая. Начавшаяся в 1965 г. в Китае «культурная революция» окончательно похоронила надежды на нормализацию отношений с СССР на данном этапе. Пекин объявляет войну «контрреволюционному местному национализму» и еще более ужесточает политику китаизации населения Синьцзяна. В итоге только в 1966 г. в Советский Союз уходят почти 200 тыс. этнических казахов и уйгуров». СССР вполне могло рассчитывать на поддержку местного населения по крайне мере в Сицзян Уйгурском автономном округе.После внезапно вспыхнувших боевых действий в марте. Командование НОАК, увидев, что советские войска не собираются наступать дальше решило разработать план контр наступления, основываясь на опыте Корейской войны (в Корейской войне НОАК тоже действовало в условиях превосходства противника в технике) и выбрать место и время для нанесения удара. Кроме того армейское руководство хотело реабилитироваться в глазах Мао и продемонстрировать что может НОАК. Было принято решение нанести удар по Монголии и отодвинуть границу от Пекина. Предлагалось наступать широким фронтом из Эрен-Хото на Замын-Ууде, Эреденэ и Сайнашанд. Представленный план понравился Мао Цзэдуну этим наступлением он хотел продемонстрировать, что армия НОАК сильна, что соседи Китая подумали, пережди чем занимать чью либо сторону. Наступать на советские войска в районе Амура и Аргуне, было признано не цели сообразным, но и оставлять их в покое тоже нельзя. На этом участке фронта было приятно решение морально измотать противника. Ложные атаки, артиллерийские обстрелы, мелкие стычки. Не прекращающиеся боевые действия. Война 24 часа в сутки. В Синьцзян Уйгурском автономном округе было принято решение развернуть дополнительные воинские формирования и провести операцию по выявлению возможных сторонников СССР.

Все это предполагалось осуществить за счет численного превосходства армии НОАК. Также были созданы специальные маневренные группы, вооруженные гранатометами, безоткатными орудиями, пулеметами и 60 мм минометами и средствами связи. Целью этих подразделений была борьба с советскими танковыми группами, прорвавшими оборону китайских войск. Из-за отсутствия достаточного количества техники, большая часть подразделений была посажена на велосипеды, а для действий в горной местности выделили вьючных лошадей.

Военное и политическое руководство страны, опиралось на ранние и принятую к действию доктрину "народная война в современных условиях". В ней, с обычной для коммунистического Китая долей маоистской идеологии, были определены стратегические и тактические планы действий НОАК в условиях обычной и ядерной войны. Доктрина предусматривала разработанную Мао Цзэдуном концепцию активной защиты создание, в случае нападения, армией Китая стратегической обороны с одновременным нанесением тактических ударов. Подобная концепция, по мнению Мао Цзэдуна, должна была обеспечить разгром армии СССР прежде чем она достигнет внутренних районов Китая. Доктрина предусматривала создание приграничной глубоко эшелонированной линии обороны, прикрывающей Северные и Северо-Восточные индустриальные провинции. Роль "народной войны" (по сути партизанских действий) была уменьшена, ведение позиционных приграничных боев потребовало создание новой военной структуры, модернизации вооружений, которые продолжаются по наши дни. "Народная война в современных условиях"
Для наступления на Монголию было развернуто строительство дорог для переброски войск и припасов. Советские ВВС завоевали господство в небе, но полностью уничтожить ВВС НОАК не удалось многие китайские аэродромы были оборудованы капонирами в которых осуществлялось хренине и обслуживание самолетов. Для успешной деятельности авиации, НОАК приняло решение развернуть большое число аэродромов подскока и отказаться от аэродромной системы размещения самолетов. Вместо этого было принято решение о рассредоточение самолетов в прифронтовой полосе, самолеты должны были взлетать с дорог или с грунта, ровная пустынная местность позволяла это.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.