План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по литературе "Мир басен И.А. Крылова". Остроумие, возведенное в степень

Звание первого российского баснописца заслуженно получил писатель Иван Андреевич Крылов. При этом факты из жизни Крылова говорят о том, что талантливый баснописец в первую очередь считал себя поэтом и переводчиком. Свою писательскую деятельность Крылов начал с сатиры, выпуская журналы, где высмеивал дураков и несправедливость. Далее более подробно рассмотрим интересные факты о Крылове.

2. Семья жила очень бедно, поэтому родители не смогли дать сыну хорошее образование. Иван учился самостоятельно из книг, которые оставил ему отец.

3. Крылов начинал свою карьеру с обычного писаря в Тверском суде.

4. Иван был вынужден пойти на работу в одиннадцать лет после смерти отца.

5. Также Крылов работал в канцелярии, где началась его литературная деятельность.

6. Иван выдал свой первый сатирический журнал «Почта духов».

7. Более десяти лет Иван Крылов путешествовал по городам и селам России, где находил вдохновение для своих новых басен.

8. Большинство произведений баснописца подвергались жесткой цензуре, но это не останавливало писателя.

9. Екатерина II преследовала Крылова, и только после ее смерти он вздохнул с облегчением.

10. Крылов работал учителем детей князя С. Голицина.

11. Тридцать лет своей жизни Крылов отдал Публичной библиотеке, где работал с 1812 года.

12. Иван Крылов был редактором славяно-русского словаря.

13. Баснописец никогда не был официально женат.

14. Ходили слухи, что в доме работала поварихой его родная дочь Александра.

15. Двустороннее воспаление легких или переедание стало основной причиной смерти баснописца. Точных причин смерти не установлено.

16. Ивана Крылова похоронили на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

17. Литературный жанр басни был открыт в России именно Крыловым.

18. Публичная библиотека была пополнена редкими книгами благодаря Крылову.

19. Иван очень любил смотреть на пожары и не пропускал ни одного удобного случая.

20. Диван был любимым предметом Ивана в доме, на котором он мог отдыхать часами.

21. Иван Крылов стал прототипом Гончаровского Обломова.

22. Баснописец очень любил поесть, и именно переедание могло стать основной причиной его смерти.

23. Карты на деньги были любимой игрой Ивана Андреевича.

24. Петушиные бои были еще одним увлечением Крылова.

25. Баснописец не боялся критики относительно его тучного вида и прожорливости.

26. В молодости Иван любил кулачные бои, а также владел невероятной физической силой, которая помогала ему побеждать.

27. Крылов работал до последнего своего дня, несмотря на тяжелую болезнь.

28. В 1845 году П.А Плетневым была написана первая биография Крылова.

29. В Казанском соборе любил встречать Пасху талантливый баснописец.

30. Крылов выучил древнегреческий язык назло Гнедичу.

31. Иван Крылов написал 200 басен.

32. Крылов по-особенному любил свою басню «Ручей».

33. Иван не любил следить за своей внешностью, редко мылся и причесывался.

35. Иван Андреевич плакал, когда ему вручали какую-то награду или премию.

36. Крылов жил только сегодняшним днем, он ни к чему не привязывался, поэтому прожил счастливую жизнь.

37. Однажды Крылов обидел графа Хвостова, который в ответ написал сатирические стихи про баснописца.

38. Крылов имел отличный аппетит, что привело к серьезным проблемам со здоровьем.

39. Большинство знакомых смеялись над Крыловым за его неопрятный вид.

40. Крылов работал библиотекарем и жил в здании Публичной библиотеки.

42. Только в старости Крылов начал тщательно следить за своей внешностью.

43. В 1785 году в свет выходит трагедия «Филомелы» и «Клеопатра».

44. В 1791 году Крылов отправляется в большое путешествие по России.

45. В 1809 году публикуется первый сборник басен писателя.

46. В 1811 году Крылов становится членом Российской Академии.

47. В 1825 году были выпущен сборник басен на трех языках. Этот сборник опубликовал граф Григорий Орлов в Париже.

48. Похороны Крылова были пышными. Даже сам граф Орлов вызвался нести гроб.

49. Иван Андреевич очень любил табак, не только курил его, но и нюхал, и жевал.

50. Крылов после сытного обеда всегда любил поспать, поэтому никто не заходил к нему в гости.

51. Все наследство Иван Андреевич Крылов оставил мужу Саши, своей, как все думали, дочери.

Тема: Внеклассное чтение « Веселое Лукавство ума »

Цель: способствовать закреплению навыков выразительного чтения басен по ролям; обучение навыкам выразительного чтения басен одним чтецом-рассказчиком; воспитанию негативного отношения к отрицательным чертам характера человека (месть, жадность, зло), воспитанию любви к живому русскому языку.

Тип урока: крок-конкурс.

Оборудование: баснь И.А. Крылова;

Портрет И.А. Крылова

Рисунки учащихся к басням, стол находок.

Ход урока

Эпиграф « Люблю, где случай есть пороки почитать »

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые гости,сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие. А отправимся мы с вами в страну, которой нет ни на одной карте мира, а называется эта страна-Басня. Путешествие будет не только веселым, а порой опасным и трудным, потому что нам на нашем пути встретятся не только добрые, но и злые и голодные герои басен.

Цель нашего урока-закрепить навыки выразительного чтения по ролям, научимся навыкам выразительного чтения одним одним чтецом.

А главное-воспитать у вас негативное отношение к отрицательным чертам характера человека как: жадность, месть, злоба. Чтобы вы научились отличать настоящее добро от лживого притворства, воспитать у вас любовь к русскому языку.

На доске записан эпиграф к нашему уроку:

« Люблю, где случай есть пороки пощипать ». Эти слова были сказаны русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. Вам надо будет в конце урока ответить на вопрос:соответствует ли высказывание И.А. Крылова о басне теме нашего урока.

Но прежде, чем отправиться в далекое путешествие, мы должны к нему подготовиться, собраться, проверить свои силы.

Степень подготовки к даольнему путешествию, будет оценивать жюри. Попросим их занять свои места. Самое главное требование к жюри-справедливое оценивание ваших знаний по пятибальной системе.

Примут участие в конкурсах три команды:

    « Ягненок »

    « Демьлян »

3) « Мартышка »

Прошу капитанов команд представитьт своих участнико, прочитав высказывния о баснях. (зачитывают)

Итак начинаем первый конкурс. « Знаток басен »

Вэтом конкурсе мы прверим хорошо ли вы знаете басни, умеете их отличать от других произведений, их особенности, язык.

(участникам команд раздается три карточки)

3. Участие принимают все команды. Запишите ряд чисел от 1-5ти.

1 2 3 4 5

    Лев пестрых невлюбил отец

Их просто бы ему перевести нетрудно,-

Но это было бы не правосудно -

Он не на то в лесах носил венец.

(И.А.Крылов « Пестрые овцы »)

2. Ночевала тучка золотая на груди утеса-

Великана

Утром в путь она умчалась рано.

По лазури весело играя.

(М.Ю.Лермонтов « Утес »)

3. Старик крестьянин с Батраком

Шли под вечер леском

Домой, в деревню, с сенокосу,

И повстречали вдуг медведя носом к носу.

(И.А.Крылов « Крестьянин и работник »)

4. Вылетив из Африки в апреле,

К берегам отеческой земли

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

(Н.А.Заболоцкий « Журавли »)

5. Тут видя, что куме не в силу труд,

Кум замертво стащил ее обратно в пруд.

И печально! Это щука, тебе наука:

Вперед умнее быть и за мышами не ходить.

(И.А.Крылов « Щука и кот ».)

Учитель

Теперь когда вы ответили на первый вопрос задания,соберите

Карточки и отдайте их жюри.

Пока они оценивают ваши знания, вы ответьте на вопросы:

Итак, первый.

    Что такое басня?

    Назовите имя первого баснописца?

    Язык басни?

Ученики отвечают.

Варианты ответов:

    Басня-короткий рассказ,чаще сценка с диалогом или разговором между действующими лицами, потому что ее легко играть. В ней есть нравоучени(мораль).Иногда ее высказывает автор, иногда она заключена в словах героя, иногда незаметно вытекает из самой сценки.

    Первый баснописец был Эзоп, древнегреческий поэт.

    Язык басни. Образные народные обороты, часто встречаются у Крылова, меткие выражения, часто переходящие в поговорки и пословицы, постоянно подчеркивают близость басни к народному творчеству.

Теперь слово жюри, оценки команд.

    « Ягненок »

    « Демьян »

    « Мартышка »

Жюри подводят итоги и объвляют победителя конкурса.

После небольшой разминки, мы отправимся в путешествие. Первая остановка: Древняя Греция. И вот,первый человек, которого мы встретим:

Ученик:

Меня зовут Эзоп. Я древнегреческий баснописец. Я не помню своих роди

Телей, я не знаю где родился. Сколько себя помню, я - раб. Я должен скрывать свое лицо, так как оно очень безобразно.

О моей мудрости слогают легенды. Вот одна из них. Судьба забросила меня на остров Самос, в Эгейском море. Моим рабовладельцем был Ксанф, недалекий, глупый человек. Однажды он приказал мне для своих гостей приготовить самое лучшее. Я купил языки и приготовил три блюда. Ксанф спросил меня, почему я подаю только языки? Я ответил:

- Ты велел мне подать все самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка развиваются и строятся города.При помощи языка мирятся, получают знания, выражают радость.

Такое рассуждение понравилось Ксанфу и гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы я приготовил самое худшее.

Я пошел покупать снова языки. Все удивились этому. Тогда я объяснил Ксанфу:

- Ты велел купить самое худшее. А что может быть хуже языка?

Посредством языка люди огорчают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать городки и даже государства. Что может быть хуже языка?

Не понравился мой ответ гостям. Не любят богатые вельможи мои басни. Я высмеиваю в них жадность, глупость. Я-первый баснописец, и имя мое дойдет до людей через тысячелетия.

Учитель:

У многих народов мира есть свои басни и баснописцы. Многие сюжеты позаимствованы у Эзопа. И мы сегодня, не прочитав ни одной басни Эзопа, имеем о них представление, благодаря русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Итак, из Древней Греции мы отправляемся в Москву, в 1769,13 февраля.

Ученик рассказывает биографию Крылова.

Учитель. После того как мы познакомились с биографией Крылова, мы покидаем снежную и холодную Москву и выезжаем в страну Басня.

Здесь нас встречают герои басен, жюри предстоит нелегкая задача, надо будет отдать предпочтение лучшим, а это непросто. И так второй тур « инсценировка ».

- а кто это сидит на дереве и примеряет очки?

(учащиеся инсценируют басню) « Мартышка и очки »

Учитель.

Ну вот и ручей. Вода в нем такая чистая и прохладная, что хочется напиться. Но кто это нас опередил?

(Инсценировка « Волк и Ягненок »)

Учитель.

Встреча с голодным и злым волком нас испугала.Скорей от этого страшного места! Где же люди?

( Инсценировка « Демьянова Уха »)

Учитель.

Пока мы ехали домой, мы все время думали о тех героях, которые мы встречали в стране Басня и решили ответить на вопрос:

- Какие пороки высмеивает И.А.Крылов?

Ученик.

В баснях И.А.Крылов высмеивает жадность, злость, глупость, надоедливость.

Учитель.

Предоставляем слово жюри, которое дает оценку инсценировкам басен И.А.Крылова. (Жюри дает оценку)

Учитель.

Когда мы уезжали из страны, герои басен подарили нам подарки, но они так торопились, что все перепутали, теперь нам надо их найти и восстановить.

Для этого нам поможет « СТОЛ НАХОДОК »

Приглашаются по два человека от каждой команды. Им надо восстановить все подарки жителей страны Басни, но ничего не перепутать, будет учитываться время.

Пока ребята собирают подарки (а это будет фотографии и предметы жителей страны). Это был третий тур « Стол находок »

Они сами решили снять кино о жителях страны Басня.

Четвертый тур. « Немое кино ».

Смотрите отрывок из кинофильмов внимательно, вам надо будет угадать, кто из героев и какой басни сняты в сюжетах фильма.

Ученики показывают (без слов)

    "Стрекоза и муравей"

    "Лисица и виноград"

    "Петух и жемчужное зерно"

    "Ворона и лисица"

    "Слон и моська"

Учитель.

Теперь проверим ваше внимание. Кто из какой басни были герои фильмов.

Подведём итоги третьего тура.

Слово жюри.

Но, на этом, ребята, не останавливаемся, и мы решили сами написать басни.

Ведь столько случаев бывает в жизни, похожих на сюжет басен.

Итак, пятый тур «Юный баснописец»

Читается басня о том, как ребята выпускали стенгазету, но они не могли договориться, кому и как рисовать и газета не была нарисована.

Вопрос: какую басню вам напоминает случай из жизни? (лебедь, щука и рак)

Почему ребята не могли договориться какую газету им нарисовать? (потому, что были разногласия, и они не могли прийти к единому мнению).

Продолжаем конкурс «Юный баснописец»

Ребята читают свои басни, которые написали сами.

    «Не ленись учиться»

    «Козёл, коза и лекарства»

    «Волк и заяц»

    «От скуки на все руки»

    «Умный зайчонок»

    «Ворона и дед Тарас»

    «Вранье»

    «Как зверюшки строили спортивную площадку»

Учитель.

Какая басня вам больше всего понравилась и почему?

(Учащиеся оценивают басни)

Шестой тур.

«Мастер рисунка»

От каждой команды по одному человеку. Нужно угадать кто из героев басни и какой сюжет изображен на рисунке.

Учитель.

Спасибо всем участникам команд. Жюри после долгих и трудных споров пришло к выводу, что все команды победили, побежденных нет.

У нас остаётся последний вопрос – эпиграф.

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

Соответствует ли эпиграф теме урока.

Ответ ученика.

Да, Иван Андреевич Крылов был прав, его басни оказывают большое влияние на людей, потому что учат жить, осмысливать свои поступки, острее видеть и понимать жизненные факты и явления.

Вот и подошел к концу наш урок, но у нас работала исследовательская группа, которая собирала интересные факты из жизни И.А. Крылова.

И в конце урока мы предоставим им слово.

Ребята зачитывают свои работы.

Ну, вот и закончен урок. Подготовка у вас хорошая, потрудились вы много.

Большое спасибо.

На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова.

Занятие на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Конкурс знатоков «В гостях у дедушки Крылова»

для учащихся 5-6 классов.

Номинация «Предметы предметы гуманитарного цикла»

(внеклассная деятельность по литературе)

Музыкина Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ ООШ № 164 п. Амзас Таштагольского района Кемеровской области

«Басни Крылова – книга мудрости самого народа». Н. В. Гоголь

«Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека.»

(«К другу моему», 1793)

Цели:
● познакомить учащихся с малоизвестными для них страницами биографии И.А.Крылова,
● расширить круг чтения учащихся 5-6 классов,
● обобщить знания о жанре басни, ее жанровых признаках,
● развивать навыки выразительного чтения,
● воспитывать культуру общения.

Оформление: портрет И.А.Крылова, эпиграф «Басни Крылова – книга мудрости самого народа» (Н. В. Гоголь), выставка его книг, рисунки учащихся, кроссворд «Басни Крылова», два черных ящика, презентация, мультфильм.

Для проведения конкурса учащиеся разделились на две команды, которым было дано задание прочитать басни, написать небольшие сочинения о героях-животных, сделать рисунки к басням, подготовить инсценировки понравившихся басен. В роли ведущих выступят учащиеся старших классов, помогавшие отбирать материал для мероприятия. Некоторые факты ребята позволили себе подправить, интерпретировали. Старшеклассники могут быть членами жюри.

Конкурс начинается с выразительного чтения стихотворения М. Исаковского об И.А. Крылове подготовленным старшеклассником:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

К добру и правде открывал сердца.

Слово учителя. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об Иване Андреевиче Крылове, великом русском баснописце. Скоро будет отмечаться его юбилей – 250 лет со дня рождения. В нашей стране его любят и взрослые, и дети. Не сразу Крылов стал популярным, только в 37 лет к нему приходит первый успех. В печати появляются новые басни, сборники выходят отдельными изданиями, общий тираж которых при жизни баснописца составил 77 тысяч, неслыханные цифры в то время. Любимым блюдом всякого литературного вечера были басни Крылова.

Давайте с вами подумаем над следующими вопросами. Почему его творчество не стареет? Почему так актуальны его басни в наше непростое время? Почему в литературе и в нашем сознании возникает образ «дедушки Крылова»? Итак, идем в гости к «дедушке».

1 ведущий. С самого раннего детства образ дедушки Крылова, еще не вполне осознанный, но бесконечно дорогой, входит в нашу жизнь и сопровождает нас до ее конца. Он неожиданно появляется где-то рядом, а мы даже не задумываемся – кто он – писатель, драматург, баснописец.

2 ведущий. Сами по себе идут с нами по жизни крыловские умные звери с их человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В своем просторном халате и в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с миром народной сказки.

В зале гаснет свет, включается иллюминация, звучит космическая музыка. В кабинете за столом сидит Крылов с растрепанными волосами в старом домашнем халате и что-то пишет гусиным пером. К нему в кабинет входит Алексей Николаевич Оленин.

1 ведущий. Историческая справка. Алексей Николаевич Оленин (1763-1843) – президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки, член Государственного совета. Знаток античности и русских древностей. Дом Олениных в Петербурге и дача привлекали литераторов, художников, музыкантов, где частым гостем был и Крылов.

Оленин. Что пишете новенькое, Иван Андреевич?

Крылов. Да вот изучаю греческий. Не хочу, чтобы Гнедич при чтении перевода «Илиады» мне говорил, что я не знаю греческого, поэтому должен молчать и не высказывать свои замечания о переводе. Скоро я ему докажу, что он переводит неправильно.

Оленин. Похвально, Иван Андреевич. А я зашел пригласить вас пожить некоторое время у меня на даче, в Приютино.

2 ведущий. Историческая справка. Николай Гнедич – знаменитый переводчик 19 века. Читая перевод Оленину, литератор Гнедич был совершенно поражен, когда Крылов, вступивший с ним в спор, взял подлинник, прочитал стих по-гречески и перевел, а потом просто ответил, что выучился языку недавно.

1 ведущий. Историческая справка. Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Он подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Пока Крылов гостил на даче, в его доме, где он жил довольно грязно, Елисавета Марковна Оленина с Варварой Алексеевной велели переделать и вычистить всю квартиру Крылова; купили также новую мебель. Как отнесся к такой заботливости Иван Андреевич – неизвестно; но когда, недели через две, Елисавета Марковна с Варварой Алексеевной навестили Крылова, то в ново отделанной ими квартире они увидели множество голубей, которые разгуливали по мебели, столам.

2 ведущий. В отшельнической жизни своей Крылов нашел забаву, обучая детей грамоте и прослушивая их уроки музыки. Он усыновил семейство крестницы своей, которое и поместил на квартире с собой. Ему весело было, когда около него играли дети, с которыми дома обедал он и пил чай.

Равнодушие и беспечность еще заметнее сделались в нем в последние годы жизни. В доме, смежном с его квартирой, случился пожар.

Крылов у себя в кабинете, развалившись на диване (можно заменить широким стулом), читает журнал.

Слуга. Иван Андреевич! Пожар! Горим! (Люди бегают, выносят вещи). Иван Андреевич! Соберите свои бумаги и дорогие вещи, поспешите! (В доме крик, суета, беготня.)

Крылов. Подать мне чаю! (Не торопясь, выпивает, начинает одеваться как бы нехотя. Выходит на улицу и смотрит на горящее здание.) Не для чего мне перебираться! (Возвращается к себе и ложится спать.)

1 ведущий. Всегда ли таким беспечным был Крылов?

Крылов сидит в кресле, рядом мальчик и девочка.

Девочка. Дедушка, расскажи о своем детстве.

Крылов. Жизнь моя сложилась так, что мне не пришлось даже учиться. Мой отец - Андрей Прохорович Крылов - армейский офицер. Во время пугачевского бунта он руководил обороной Яицкого городка. Пугачев, бравший до этого одну крепость за другой, не сломил оборону и обещал повесить Крылова с его семейством. Я с матушкой находился в Оренбурге. В 1775 отец вышел в отставку и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества, а в 1778 умер. Тяжело было. Пришлось мне в губернском суде очинивать перья, переписывать бумаги, разносить пакеты.

Мальчик. Неужели ты не учился? Кто были твои учителя?

Крылов. Именно в это время я оказался на торговой площади среди простого народа, где мне вдруг «пробило ухо» и я открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор люблю, растворившись в толпе, оказаться среди прачек и водовозов, прислушиваться, как они говорят. Здесь русская речь раздольно звучит во всем блеске – образная, меткая. Это заменило мне школьные классы. В 1782 переехал в Петербург, активно стал заниматься самообразованием. Хорошо научился играть на скрипке, выучил теорию музыки, принимал участие в квартетах известных мастеров. Выучился читать и писать по-французски и по-немецки, а моя любовь к музыке Николо Паганини подтолкнула к изучению итальянского языка. А еще я разбирался в математике и познакомился практически со всеми литераторами и того времени, в числе которых был и Г.Р.Державин с женой.

2 ведущий. Иван Андреевич был носителем идей Просвещения, убежденным и последовательным гуманистом, высоко ценил человека, человеческое достоинство.

Чинов я пышных не искал,

И счастья в том не полагал,

Что в низком важничать народе, –

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека; - в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой

Считал одной не ложно славой.

(«К другу моему», 1793)

2 ведущий. Крылов прожил нелегкую жизнь: скитался по разным губерниям, общался с представителями различных слоев общества, что способствовало широкому кругу знакомств с разными сторонами и явлениями русской жизни, обогащению внутреннего мира Крылова. В своем творчестве баснописец стремился показать русскую жизнь такой, какой она была на самом деле.

1 ведущий. Сотрудничая в литературных журналах, Крылов пишет комическую оперу «Кофейница», сатирические комедии: «Проказники», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам». В последних талант Крылова – сатирика проявился в наибольшей степени. Сейчас мы увидим сценку из комедии «Урок дочкам», в которой две дочери дворянина Валькарова мечтают познакомиться с настоящим маркизом, а им оказывается слуга Семен.

Действующие лица:

Валькаров, дворянин.

Фекла и Лукерья, его дочери.

Горничная Даша.

«Француз» Семен.

Валькаров. Молчать! Молчать! Что за воспитание? Стыдно, государыни, стыдно!.. В чем ваше знание? Как одеться или над которой бровью поманерней развесить волосы? Какие ваши дарования? Несколько модных песенок и неутомимость прыгать и кружиться на балах? Да болтать по-французски, но так, что не приведи Бог рассудительному человеку слышать ни на каком языке!

Слуга. Какой-то маркиз-француз просит позволения войти.

Валькаров. Спроси кто и зачем.

Фекла. Француз, душенька, хоть бы взглянуть на него.

Лукерья. Сестрица душенька, маркиз!

Фекла. Батюшка, задержите маркиза хоть на несколько дней!

Лукерья. Сестрица! Чай, мы уроды уродами! Посмотри, что за платье, что за рукавчики! Как мы маркизу покажемся? Даша, принеси нам шали, мы их накинем. А носят ли в Париже шали?

Фекла. Нет, нет, останемся лучше так. Дай-ка, Даша, румяна, кажется в Париже румянятся. (Обе услуживают друг другу.) Как же нам его принять? Займемся работой, как будто ничего не знаем. Даша, подай нам работу.

Даша. Да какую вам работу? Вы же никогда не работаете? (В сторону.) Ну право, они одурели.

Лукерья. Ох, нет! И не надо? Знаешь ли что, сестрица, сядем, будто мы что-то читаем.

Фекла. Прекрасно! Дай нам, Даша, две книжки да надвинь волосы на левый глаз!

Даша. Да какие книги? У вас же только модный журнал, и тот батюшка приказал выбросить, а из библиотеки вы книг не читаете. Да что с вами происходит?

Лукерья. У нас будет гостить маркиз из Парижа.

Фекла. Как воображу, что он из Парижа, так сердце бьется, я в такой радости, что выразить не могу! (Говорит на ломаном французском языке.)

Даша. Что за гость! Что за маркиз!

Появляется «маркиз» - слуга Семен, одетый во фрак и причесанный на французский манер.

Даша. Ах, этот негодный Семен! Что это он затеял?

Занавес закрывается.

2 ведущий: Так изобразил Иван Андреевич быт и нравы помещичьей усадьбы. Несмотря на шумные постановки на сцене, Крылов не сразу нашел свой род литературы. Как было ранее сказано, только в 37 лет к нему приходит первый успех и в печати появляются басни, а сборники выходят отдельными изданиями. Народная слава и признание помогли ему в 1812 году выиграть в конкурсе на место в Петербургской публичной библиотеке.

Крылов в милом, семейном кружку Олениных был довольно словоохотлив. Однажды, на масленице, Иван Андреевич пришел к Оленину раздосадованный, сердитый.

Оленин. Что ты такой пасмурный?

Крылов. Ходил под балаганы гулять и ужасно прозяб.

Оленин. Охота тебе туда таскаться.

Крылов. Да нет, позвольте. Я подошел к одному балагану; вышел «дед», снял с головы шляпу и, показывая ее публике, спрашивает: «В шляпе ничего нет, господа?» Ответили, что ничего. «Ну, так погодите», - сказал «дед», поставил шляпу на перила и скрылся. Это меня заинтересовало; я решился
подождать, чем кончится дело. Ждал, ждал, а «деда» нет. Наконец, через полчаса, он вышел, приподнял с перил шляпу и, опять показывая ее публике, сказал: «Ничего нет в шляпе?» Отвечают: «Ничего». «Старик» заглянул в шляпу и преспокойно говорит: «А ведь и в самом деле ничего!» Одурачил всех нас совершенно: каково, с добрых полчаса ждал я его выхода, какую-де он штуку выкинет! А штука-то самая простая.

1 ведущий: Эпиграфом к нашему мероприятию взяты слова Н.В.Гоголя, который сказал, что у Крылова «всюду Русью пахнет» и что его «басни – книга мудрости самого народа».

Героями басен являются самые обычные люди: молодая девушка, сумевшая отказать всем женихам и в итоге вышедшая замуж за калеку («Разборчивая невеста»); крестьянин, призывающий смерть, так как иссох «весь от нужды и трудов», но «увидевший ее свирепую осанку», смог подшутить, что звал ее, «чтоб помогла поднять ему вязанку» дров («Крестьянин и смерть»); купец, хвастающийся перед племянником, как он продал гнилой и старый отрез сукна, но все-таки попавший в олухи, потому что «взял фальшивую бумажку» («Купец»).

2 ведущий. Не менее популярны герои-животные, такие как Лиса и Ворона, Стрекоза и Муравей, Волк и Ягненок, Мартышка и Медведь, Осел и Соловей, а также другие животные, птицы, насекомые. Они могут быть мудрыми, как люди, а могут быть носителями худших человеческих качеств: зависти, жадности, угодничества, лести. У каждого персонажа свой характер, свой порок.

А сейчас у нас будет возможность проверить, как вы знаете басни Крылова. Познакомившись с его героями однажды, их уже трудно забыть. Победители будут приглашены «дедушкой» на чаепитие.

Проводит конкурс знатоков «дедушка Крылов».

Конкурс «Что мы знаем о басне?»

На конкурс знатоков допускаются только те ребята, которые докажут своими знаниями, что они достойные мои наследники. Ответьте на вопросы (за каждый правильный ответ получаете один балл).

1. Дайте определение басни. (Небольшое иносказательное произведение эпического характера, обычно в стихах, содержащее нравоучение.)

2. Какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей.)

3. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка.)

5. Назовите обязательные элементы басни. (Мораль, зачин, повторы, постоянные эпитеты, аллегория, поэтический образ.)

6. Назовите синонимы термина «аллегория» (Иносказание, эзопов язык.)

Конкурс «Кто больше?»

Задание 1 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются животные.

Задание 2 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются представители пернатого мира.

Конкурс «Черный ящик»

Задание 1 команде. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа». Что это такое? (Зеркало.)

Задание 2 команде. Здесь лежит предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». Что это за предмет? (Очки.)

Конкурс «Продолжи афоризм»

Я начну крылатое выражение, а вы закончите фразу. Отвечаете по очереди.
Ты все пела? это дело... (Так поди же попляши!)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник... (А сапоги тачать пирожник).
А вы друзья, как ни садитесь... (Все в музыканты не годитесь).
Кукушка хвалит Петуха... (За то, что хвалит он Кукушку).
Вот друга я люблю…(Зато уж чванных не терплю).
Наделала Синица славы... (А море не зажгла).
Чем кумушек считать трудиться... (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет).
Ты виноват уж тем…(Что хочется мне кушать).
Вперед чужой беде…(Не смейся голубок).

Конкурс «Кто это?»

Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет», взялись «с поклажей воз везти».

Конкурс «Отгадай басню» Пришло время узнать, из каких басен следующие строчки:
«Друзья! К чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум». («Волк на псарне».)
«Уж сколько раз твердили миру…». («Ворона и лисица».)
«Вся слава Лисоньке и честь! Богатое дано ей награжденье». («Лиса-строитель».)
«А ларчик просто открывался». («Ларчик».)
«У сильного всегда бессильный виноват». («Волк и Ягненок».)
«В семье не без урода». («Слон на воеводстве».)
«А жаль, что не знаком ты с нашим петухом». («Осел и Соловей».)
«Слона-то я и не приметил». («Любопытный».)
«А вы, друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»)
«А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко» («Лисица и виноград».)

Конкурс «Инсценировка басни».

Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием, какие подготовили декорации и костюмы для инсценировки своей басни.

Конкурс «Расскажите анекдот»

При моей жизни благодаря необычайной известности обо мне ходило много анекдотов. Многие были основаны на достоверных фактах. Какие вы знаете? По-моему, с этим заданием справятся только капитаны.

1. Траектория падения

В комнате Крылова над его любимым диваном висела большая картина в массивной раме. Кто-то из его друзей заметил, что один из двух гвоздей, на которых она висит, непрочен и рано или поздно картина сорвется и убьет Крылова.

Нет, - успокоил заботливого друга Иван Андреевич, - я прикинул траекторию падения картины: угол рамы опишет дугу и минует мою голову.

2. Лягушки квакают к дождю

Крылов любил гулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:

Вот так туча приближается, сейчас пойдет дождь!
- Да, - подхватил баснописец, проходя мимо них, - потому, видно, и лягушки расквакались.

3. Много и мало

Один из почитателей таланта знаменитого баснописца спросил его, почему он так мало пишет.

Так и должно быть, - ответил Крылов. - Пусть лучше нарекают, что пишу мало, чем допустить, чтобы спрашивали, зачем я пишу много.

4. Богач и рудник
- А знаете ли, граф, какая разница между богачом и рудником? - спросил однажды Крылов богатого графа.
- Какая, батюшка? - спросил граф.
- Рудник хорош, когда его разроют, а богач, когда его зароют.

5. Стерлядь

Как-то за обедом приезжий помещик, который любил приврать, рассказывал о стерляди, которую рыбаки ловят на Волге.

Один раз прямо перед моим домом люди вытащили стерлядь. Вы не поверите, но я вас уверяю, длина ее вот отсюда и до - помещик протянул руку с одного конца стола к другому, где сидел Крылов.

Иван Андреевич встал, отодвинув стул, и сказал:

Позвольте, я пропущу вашу стерлядь.

Как-то в компании обсуждали богатого купца. Говорили о том, что он имеет более шести миллионов дохода.

Это уж слишком много, - заметил Крылов, который любил полежать на диване под одеялом. - Все равно если бы я имел одеяло в двадцать метров.

Конкурс «Найди пару»

Многие басни мы уже сегодня вспомнили, некоторые даже увидели, поэтому легко справитесь с последним заданием. Найдите герою басни пару. Посмотрим, чья команда наберет больше правильных ответов.

Мартышка (Медведь).

Фока (Демьян).

Повар (Кот).

Кукушка (Петух).

Моська (Слон).

Свинья (Дуб).

Ягненок (Волк).

Ворона (Лисица).

Муравей (Стрекоза).

Федя (Сеня)

Жюри подводит итоги конкурса, объявляет победителей.

Слово учителя. Вот таким мы увидели Ивана Андреевича Крылова: внешне простодушным, лукавым, презирающим быт, сонливым ленивцем, любящим поесть. А под маской билось сердце философа, патриота и гражданина. При жизни он не стремился к известности, к власти, не достиг он знатности, не обладал богатством и жил – то почти затворником, но наполнил собою помышления миллионов людей, вселился в их душу и навек остался присутственным в их уме и памяти. Древние говорили о Гомере: «Он каждому, и юноше, и мужу, и старцу, столько дает, сколько кто взять может». Словами современника великого баснописца, дедушки Крылова, Михаила Плетнева мы и закончим наше мероприятие.

Спасибо за внимание и участие!

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.


Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.


Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.


Журнал Ивана Крылова "Почта духов"

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.


Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью и .

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.


В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.


Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица . И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.


Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Русский баснописец, драматург и журналист И.А. Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве. Это - самая распространенная дата его рождения. Иногда исследователи называют 1766 или 1768 год, ведь биографические сведения о нем очень скупы. Его отцом был бедный армейский офицер, капитан, выслужившийся после тринадцатилетней солдатской службы. Андрей Прохорович Крылов служил в Яицком городке в момент Пугачевского восстания. О нем даже упоминает Пушкин в "Истории Пугачевского бунта". Маленький Иван в это время вместе с матерью находился в осажденном Оренбурге, где и прошло его раннее детство. Из этого периода жизни он запомнил голод и попадание нескольких ядер к ним на двор. Поскольку чин капитана в то время был значителен, то имя Крыловой с ее сыном было найдено в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить.

В 1774 году, по окончании бунта, отец будущего поэта вышел в отставку и переехал в Тверь, где занял скромную должность председателя губернского магистрата. Отец Крылова "наукам не учился", но очень любил читать и привил свою любовь сыну, сам научил сына читать и писать. Мать Крылова была верующей, православной женщиной, заботливой, хотя и малообразованной. Молодой Крылов получил скудное домашнее образование, учился мало и бессистемно, но обладал исключительными способностями, много читал с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием.

И при жизни Крылова-старшего его семья жила в бедности. Когда же он умер в 1778 году, семья и вовсе осталась без средств к существованию. Юный Иван получил от отца в наследство сундук книг, а мать, впавшая в нужду и подрабатывавшая в богатых домах, упросила начальство принять девятилетнего сына на службу - переписывать деловые бумаги. Так мальчику пришлось работать писцом сначала в Калязинском уездном суде, а затем в Тверском магистрате, хотя, очевидно, это была простая формальность - в магистрат Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. Дальнейшее образование Иван получил благодаря покровительству помещика и писателя Н.А. Львова. Мальчик жил в доме у Львова, прислуживал ему лакеем и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Крылову из милости было разрешено учиться вместе с детьми помещика. Мальчик освоил иностранные языки, научился рисовать и играть на скрипке. Так что еще в юности Крылов был широко начитан в европейской литературе, истории, философии. Однако недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, например, Крылов всегда был слаб в орфографии.

Уже тогда Иван Крылов стал пробовать себя в сочинительстве стихотворений. Его мать поощряла литературные опыты сына, но обеспечить ему хорошее образование она не могла. Скромная и набожная женщина, которую сам Крылов называл "первой радостью и первым счастьем жизни" не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 году решилась ехать в Петербург хлопотать о пенсии в столице. Там ей тоже ничего не удалось сделать, но для 13-летнего Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

Литературные занятия и театр увлекли молодого Крылова. Он посещал театр, в котором ставились пьесы , Княжнина, Сумарокова, близко познакомился с актерами И.Дмитревским и П.Плавильщиковым, с директором театров П.А. Соймоновым. Под влиянием театра и встреч с актерами 14-летний Крылов написал свое первое произведение - комическую оперу в стихах "Кофейница", в которой изображал нравы провинциальных крепостников. Правда, по некоторым данным, эта пьеса была сочинена Крыловым еще в Твери. Начало было неудачное: "Кофейницу" ожидал полный провал, ее не напечатали и не поставили на сцене. Вслед за первой пьесой последовала трагедия "Клеопатра", но и ее постигла та же участь. Безвестный молодой разночинец Крылов никак не мог пробиться в круг признанных авторов.

Служебные дела Крылова не слишком интересовали. Некоторое время (1787-1788) он служил в Горной экспедиции, но на первом месте среди увлечений оставались литература и театр. Эти пристрастия не изменились и после того, как в 17 лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В течение 1786-1788 годов Крылов написал трагедию "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей" и "Проказники", высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Имя молодого драматурга постепенно приобретает известность в театральных и литературных кругах. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме "мэтра" над ним насмехаются, порвал со своим другом. В комедии "Проказники", в главных героях Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

Первые басни, напечатанные Крыловым в 1788 году в журнале "Утренние часы", прошли совершенно незамеченными. Тогда Крылов в 1789 году решил издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. В журнале Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Из-за своего радикального направления журнал просуществовал только восемь месяцев, а затем был закрыт цензурой. У журнала оказалось всего 80 подписчиков, но, судя по тому, что "Почта духов" была переиздана в 1802 году, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В феврале 1792 года вместе с А.И. Клушиным, И.А. Дмитриевым и П.А. Плавильщиковым Крылов начал издавать новый журнал "Зритель", сразу ставший популярным, но уже в мае 1792 года и он был закрыт. Журналистская деятельность Крылова вызвала недовольство Екатерины II. Летом 1792 года в типографии произведен обыск, Крылов попадает под надзор полиции, издание журнала прекращено. В 1793 году журнал был переименован в "Санкт-Петербургский Меркурий". К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на и его последователей. Крылову было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классическим канонам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, "простонародный" слог Карамзина. Карамзин издевательски изображался как человек, несущий чепуху. Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от "Санкт-Петербургского Меркурия". В конце 1793 года издание "Санкт-Петербургского Меркурия" прекратилось.

На некоторое время Крылов отошел от литературных дел и покинул ставшую опасной столицу. Он переехал в Москву, начал искать какой-нибудь доход и вскоре нашел его в карточной игре, где ему неслыханно везло, хотя его считали не только мастером, но и фокусником этого вида деятельности. Имя Крылова попало в полицейский реестр заядлых карточных игроков, из-за чего, по некоторым свидетельствам, он был вынужден покинуть Москву в 1795 году. Крылов скитался по российской провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати. Неизвестно, к чему бы это все привело, но в начале 1797 года он близко подружился с князем С.Ф. Голицыным, находившимся в опале. Князь предложил Крылову занять место его личного секретаря и домашнего учителя. Теперь Крылов много времени проводил в имении князя - селе Казацком Киевской губернии. Владея несколькими языками, он обучал сыновей князя языкам и словесности, играл на музыкальных инструментах. Специально для домашнего театра Голицыных Крылов написал в 1799 году шутовскую трагедию "Трумф, или Подщипа" - остроумную и меткую сатиру на и царский двор. Крылов и сам сыграл в ней роль Трумфа - наглого немецкого принца. Ирония на Павла I, который не нравился автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II, была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году.

11 марта 1801 года на престол взошел Александр I, у которого князь Голицын пользовался большим доверием, вследствие чего был назначен лифляндским генерал-губернатором, а Крылов - правителем канцелярии. Два года Крылов прослужил в Риге, а осенью 1803 года переехал в Серпухов к своему брату Льву Андреевичу - офицеру Орловского мушкетерского полка. Следующие два года, очевидно, прошли в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни. Осенью 1803 года в Петербурге, а в начале 1804 года - в Москве впервые была поставлена на сцене пьеса Крылова "Пирог" (1801), которая имела успех. Воодушевленный, Крылов в 1806 году вернулся в Петербург и уже навсегда обосновался в нем. Это было и возвращение к литературной деятельности. Крылов пишет комедийные пьесы "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807), переводит несколько басен Лафонтена, три из которых были напечатаны в 1806 году.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. Самые первые его басни, написанные еще в 1788 году ("Стыдливый игрок", "Судьба игроков", "Павлин и Соловей"), еще не предвещают будущего баснописца. Но все меняется в 1806 году. Крылов почти полностью переключается на басни, в 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и моська". Сотрудничая в "Драматическом вестнике" А.Шаховского, Крылов помещает в журнале одни только басни, а в 1809 году издает их отдельной книгой. Этот сборник из 23 басен сразу же сделал его автора по-настоящему знаменитым. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. В 1811 году появились "Новые басни Ивана Крылова", в 1815-м - "Басни Ивана Крылова" в трех частях, в 1816-м - "Новые басни И.А. Крылова", составившие четвертую и пятую части, в 1819-м - в шести частях, а в 1830-м - уже в восьми. Затем издания следовали одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее прижизненное издание 1843 года, содержит уже 197 басен. Всего Крылов написал 201 басню, три из которых были обнаружены уже после его смерти.

Если сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых басен Лафонтена ("Стрекоза и муравей", "Волк и ягненок"), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связаны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни "Квартет", "Лебедь, Щука и Рак", "Волк на псарне". Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла в безвестности, полная материальных проблем и лишений, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем. С его баснями вошла в русскую литературу живая народная речь. Каждая новая басня Крылова встречалась с восторгом. Отечественная война 1812 года вызвала в нем патриотический подъем, и, по свидетельству современников, он после отказа Кутузова вести мирные переговоры с Наполеоном собственною рукою переписал басню "Волк на псарне" и отдал ее жене фельдмаршала. Кутузов прочитал басню после сражения под селом Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: "Ты сер, а я, приятель, сед" - снял свою белую фуражку и потряс наклоненною седою головой.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. В 1808-1810 годах Крылов служил в Монетном департаменте, в 1810 году был назначен помощником библиотекаря, а c 1812 года - библиотекарем в Императорской Публичной библиотеке, где прослужил 30 лет в хранилище книг на иностранных языках. Еще в 1812 году ему устанавливается пожизненная пенсия, которая неоднократно увеличивалась "во уважение отличных дарований в российской словесности". Крылов был избран действительным членом Российской Академии наук (1841), почетным членом Петербургского университета (1829), почетным вольным общником Академии Художеств (1836), был награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других орденов, почестей и подарков от царской семьи. В 1830 году, после выхода в свет 40-тысячным тиражом восьмитомника басен Крылова удвоил ему пенсию и произвел в статские советники.

В 1816 году Крылов поселился в одном из зданий Публичной библиотеки - старинном доме, нижний этаж которого занимали книжные лавки (Садовая ул., 20, дом сохранился без изменений). Квартира Крылова располагалась на втором этаже, на третьем этаже жил М.Е. Лобанов - член Российской Академии, поэт, биограф, первый собиратель творчества И.А. Крылова. Иван Андреевич вышел на пенсию в марте 1841 года и до конца жизни уже больше ничего не писал, кроме басен, полностью посвятив себя этому роду поэзии, в котором стяжал себе бессмертную славу знаменитого народного писателя. Он стал классиком еще при жизни. Уже в 1835 году В.Г. Белинский в своей статье "Литературные мечтания" нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым. Празднование 70-летия со дня рождения и 50-летнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. Речи говорили министр Уваров, воспитатель царевича , поздравительные куплеты были написаны князем Вяземским. По случаю юбилея была выбита медаль.

Выйдя на пенсию, Крылов съехал с казенной квартиры и стал снимать квартиру в доме Блинова на Васильевском острове. Академик, добрый знакомый самых талантливых современников, получал приглашения во дворец, собирался в заграничное путешествие, но стал домоседом. Его личная жизнь проходила как бы в тени. Крылов был человеком малоподвижным, молчаливым. Он стал героем многочисленных анекдотов и легенд и, прозванный "дедушкой Крыловым", слился в сознании современников со своими баснями, которые охарактеризовал как "поэтические уроки мудрости". По столице ходили полулегендарные рассказы о его лени, беспечности, неряшливости. Его тяготило одиночество. Семьи он не имел. Земные интересы его не увлекали, но и небесных он не приобрел. Позднее его страстью стало чревоугодие. И умер он от заворота кишок, после званого обеда, объевшись вкусно приготовленных тушеных рябчиков в сметане (впрочем, сохранилось медицинское свидетельство о смерти Крылова, где сказано, что баснописец умер от скоротечного воспаления легких).

Одно время Крылов получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций блюд, подаваемых к столу. В.В. Вересаев вспоминал, что все удовольствие, все блаженство жизни для Крылова заключалось в еде. В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура. Но работал Крылов до последних дней. Даже за несколько часов до смерти, Крылов попросил перенести его с постели в кресла, но затем, сказав, что ему тяжко, попросил снова лечь. Последним распоряжением умирающего была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания басен, который друзья и знакомые писателя получили вместе с извещением о смерти их автора.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

В доме Блинова великий баснописец скончался 9 (21) ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Умер, как писал академик Лобанов, "с истинным христианским чувством, произнеся слабым голосом: "Господи, прости мне прегрешения мои". Похороны И.А. Крылова по торжественности и огромному количеству народа историк Пыляев приравнивает к похоронам Ломоносова. После отпевания в Исаакиевском соборе гроб с телом Крылова был на руках перенесен студентами университета на Тихвинское кладбище в Александро-Невскую лавру (Некрополь мастеров искусств). Похоронили его рядом с (1784-1833), также работавшим в Публичной библиотеке. Надгробие И.А. Крылова было изготовлено в 1845 году по типовому проекту в петербургской мастерской Тропиных (аналогичное надгробие - лейб-медика И.Рюля на Волковском лютеранском кладбище). При сооружении этого надгробия частично использовались средства, отпущенные из императорского кабинета. А 12 мая 1855 года, на средства, собранные по подписке, инициированной и П.А. Вяземским, в Летнем саду был открыт памятник работы знаменитого - первый в имперском Петербурге памятник писателю, настолько неоспоримы были заслуги Ивана Андреевича перед русской словесностью. И сегодня даже самый необразованный взрослый, поднапрягшись, вспомнит пару расхожих цитат из крыловских басен. Так что по степени народной любви Иван Андреевич тяжело пыхтит в затылок Александру Сергеевичу. Перечитайте и вы нестареющие басни дедушки Крылова!

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.