План-конспект урока по русскому языку на тему: Тема урока: «Запятая в сложном предложении. Конспект урока русского языка на тему "запятая в сложном предложении с союзами и, а, но". их героические подвиги

Тема: «Запятая в сложном предложении» Тип урока: Цель: - Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Для парной работы: карточки с алгоритмом; Для индивидуальной работы: - учебник «Русский язык»; - тесты разноуровневые.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: «Запятая в сложном предложении»»

Р У С С К И Й Я З Ы К

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Для парной работы : карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

Учебник «Русский язык»;

Тесты разноуровневые.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. (Организационный момент).

Этап 1. Определение основного вопроса урока.

Сегодня такой хороший день. Я рада быть сегодня с вами. Давайте поприветствуем всех присутствующих. И подарим им свои улыбки.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(после ответов детей открывается запись на экране)

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

(после ответов – запись на экране)

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

Настройте себя положительно на урок.

1. Определяем основной вопрос урока.

Посмотрите на доску. Запишите отгадку в столбик.

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...

(Апельсин)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... .

(Пенал)

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
(Яблоко)

Посмотрите на меня -
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я - в линейку, без сомнений.
Это - лёгкая загадка:
Каждый знает, я - ...
( Тетрадь )

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий...

(Ананас)

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.

(Якорь)

Посмотрите на первые буквы каждого слова, какое ключевое слово нашего урока получилось по вертикали?

(Запятая)

Скажите, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении?

Сформулируйте основной вопрос урока.

«Какова роль запятой в сложных предложениях?»

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II . Формулирование проблемы.

Этап 2. Вспоминаем изученное.

Посмотрите на доску

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

О каком важном событии здесь идёт речь?

До 79 -ой годовщины Победы в ВОВ осталось совсем немного. Кто знает, когда началась ВОВ? Молодцы, ребята! Очень важно знать и всегда помнить историю своей страны!

Какие это предложения по структуре: простые или сложные?

Докажите, что это простые предложения.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой, и их лица светились счастьем и гордостью.

Докажите, что получилось сложное предложение.

Подчеркните грамматические основы, выделите союз.

А как на письме можно разделять части сложного предложения?

Части сложного предложения разделяются запятой.

Как вы думаете, какие знания мы будем закреплять на этом уроке? (Роль запятой в сложном предложении)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

III . Открытие новых знаний.

Этап 3. Определение темы и цели урока.

Сформулируйте тему нашего урока. (Запятая в сложном предложении)

Чему должны научиться? (Мы должны закрепить знания о написании запятой в сложном предложении; закрепить умения составлять схемы простых и сложных предложений).

IV . Развитие умений.

Этап 4. Применение знаний.

ФИЗМИНУТКА

Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении. А того, чтобы вы правильно выполнили это задание, дополните алгоритм недостающими словами.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

    Найди и подчеркни……….

    Определи количество……….

    Найди………, который связывает части сложного предложения.

    На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……

Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановке знака препинания.

Для чего нужна запятая в этом предложении?

Проверьте алгоритм.

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

Работа по учебнику.

Откройте учебники, на стр. 178 упр. 452. – выполняется по заданию.

Солнце село за горизонт, спустились сумерки.

Мы скользим на лодке по глади озера, и только плеск весел нарушает тишину.

Мы осторожно проплыли мимо белых лилий, а они даже не шевельнулись.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V . Рефлексия.

Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

– Какой был основной вопрос урока? (роль запятой в сложном предложении)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Выберите мордашки, а выбор будет зависеть от того, насколько вы остались довольны своей работой на уроке.

Я работал хорошо, все понял, очень старался.

- В следующий раз я постараюсь быть активнее.

- Мне было трудно, я многое не понял.

Покажите ваши выбранные мордашки. Спасибо вам всем за работу.

VI . Домашнее задание.

Творческое домашнее задание - составьте текст поздравления для ветеранов, используя сложные предложения.

Информационно-технологическая карта урока.

Тема урока: « Запятая в сложном предложении ».

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель урока:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Формы организации деятельности на уроке:

Фронтальная,

Индивидуальная.

Структура урока:

    Актуализация знаний. Организационный момент. (Этап 1. Определение основного вопроса урока)

II . Формулирование проблемы. (Этап 2. Вспоминаем изученное)

    Открытие новых знаний. (Этап 3. Определение темы и цели урока)

    Физминутка

V . Развитие умений. (Этап 4. Применение знаний)

VI . Рефлексия.

VII . Домашнее задание.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические;

Самостоятельная работа учащихся;

Работа под руководством учителя.

Оборудование:

· мел (маркер), классная доска;

· экран, проектор, компьютер;

· мультимедийная презентация урока;

· раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, карты самооценки.

Предполагаемый результат:

Усвоить алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении;

Приобретение умений и навыков различия простого предложения от сложного;

Усвоить алгоритм постороения схемы сложного предложения;

Мотивация к изучению русского языка.

Этап урока

Дидактическая цель

Методы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

    Организационный момент

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Создание рабочей обстановки, необходимой для активной работы на уроке

Педагогика сотрудничества.

Психологические приемы:

Установочная беседа

Слушают учителя, психологический

    Актуализация знаний учащихся.

Цель:

– организовать актуализацию умений ставить запятую в сложном предложении.

Заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность.

Словесный метод, наглядный метод.

Фронтальная беседа, познавательная игра.

Фронтальная работа, решение заданий.

    Формулирование проблемы.

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Создание проблемной ситуации.

Поисково – исследовательский метод

Фронтальная беседа

Поиск путей решения проблемной ситуации.

3.Открытие новых знаний.

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

Сформировать познавательные мотивы.

Организовать деятельность по отработке умений и навыков изученного материала.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Познавательный рассказ.

Выполнение

упражнений,

фронтальная проверка.

Самостоятельная

работа, взаимопроверка.

Фронтальная работа.

4. Физкультминутка

Предупредить утомление детей

Выполнение упражнений.

Выполнение упражнений.

    Развитие умений.

Цели:

– организовать применение нового знания;

– организоватьвыполнениесамостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

– организовать самооценку по критериям

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Задание на развитие логики

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Индивидуальная дифференцированная работа, фронтальная проверка.

Выполняют упражнения, с фронтальной проверкой.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Фронтальная работа.

    Рефлексия.

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Формирование самооценки учебной деятельности

Словесный метод,

наглядный метод.

Консультация по использованию карточек рефлексии.

Самооценка своей деятельности на уроке

    Домашнее задание

Цель: – организовать выполнение д/з.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД ).

Организует инструктаж по заданиям упражнения.

Читают задание, слушают инструктаж


Цели : систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы :самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните:

· Что такое сложное предложение?

· По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения? (По средствам связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, делятся на ССП и СПП.)

· Какие предложения относятся к ССП и СПП?

Задание.

В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. Найти «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения; списать его, сделать полный синтаксический разбор.

(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)

Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней.

Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

Мы (не) знали ни кто он ни (от) куда он взялся.

Ключ :

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.

– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей сложноподчиненного предложения и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать данные предложения, ответить на вопросы и сделать соответствующий вывод.

· Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?

· Выясните условия, когда этот знак препинания ставится и когда не ставится.

· Отразите вывод в таблице.

Предложения для исследования (учитель может предложить более объемный материал) :

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Обратите внимание на то, и что он сделал, и как он это сделал.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

4а) Она дала ему три карты, с тем чтобы он поставил их одну за другой.

4б) Она дала ему три карты с тем, чтобы он поставил их одну за другой.

5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.

В результате работы обучающиеся составляют таблицу:

I. Не ставится запятая в сложном предложении после главной грамматической основы:

с одним придаточным

с двумя однородными придаточными (зависят от одного
и того же слова или основы
и отвечают на один и тот же вопрос)

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие) :

Меня упрекают , но не знаю в чем .

, но (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не :

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

(не чтобы), а (чтобы)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также . Запятая будет стоять перед этими словами:

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся) :

Окончание табл.

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

, а именно (если)

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

(ни как), (ни кто)

II. При составных союзах:

Благодаря тому что;

ввиду того что;

вследствие того что;

в силу того что;

оттого что;

потому что;

несмотря на то что;

вместо того чтобы;

для того чтобы;

с тем чтобы;

в то время как;

после того как;

перед тем как;

с тех пор как;

так же как

В начале предложения – запятой не разделяется.

В середине предложения – запятая –

один раз !

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга]

[Я собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

НЕ + составной союз:

[Я пришел на спектакль не потому], (что он был интересный ).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал только потому], (что представление было бесплатное ).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, возможно , в силу того], (что были просчеты в тактике игры)

3. Этап закрепления и применения изученного.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

1) 1, 2;

2) 3;

3) 2, 4;

4) 2.

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать .

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась ине вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое.

Ответ : 4) 2.

Номинация: разработка конспекта по русскому языку

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».

Луговая Любовь Петровна, учитель начальных классов, 4 класс

Цели:

Образовательные:

    Научить детей с помощью чего соединяются части сложного предложения;

    Показать какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но;

    Продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но;

    Работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки.

Развивающие:

    Развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

    Прививать интерес к русскому языку;

    Развивать пунктуационные навыки.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к русскому языку.

    Воспитывать у детей такие качества, как: взаимопомощь и товарищество;

    Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу других.

Оборудование:

Рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, толковый словарь и другие справочники.

Ход урока.

I . Организационный момент.

а). Вступительное слово учителя

Прозвенел звонок,

Начинается урок русского языка.

Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь!

Русский – для многих стал родным языком.

Потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.

А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

Итак, начинаем!

II . Минутка чистописания.

а). Пальчиковая гимнастика.

Откройте тетради и запишите

Классная работа.

Помните о правилах письма:

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

На отлично напишу!

б). Загадка о букве:

О какой букве идёт речь?

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (О букве О).

в). Запись заглавной буквы О.

г).На что похожа буква О в горизонтальном положении?

Остров – относительно небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

д). Запишите слова,
которые начинаются с буквы О.

Оратор, общение, окружной.

Разберите слово окружной по составу.

III .Словарная работа .

а). Знакомство с новым словарным словом.

О каком слове идёт речь, вы определите по лексическому значению.

Прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Что это? (А лмаз)

Запишите слово, определите ударный слог, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Парный согласный на конце слова или сомнительный согласный).

Проверьте, запишите рядом проверочное слово. (Алма зы )

Образуйте имя прилагательное.

Какое слово получилось? (А лмазный).

Выделите корень во всех словах.

б). Немного из истории предмета.

Знаете ли вы?

Что алмаз – простой углеводород. Его родственник сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

в). Работа с деформированным предложением.

Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.

Работаем в парах.

Запишите предложение, выделите грамматическую основу.

Составьте схему.

(Вспыхнула алмазным блеском молния , и раздался удар грома.)

, и .

г). Актуализация знаний.

Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и , распространённое).

С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза и.)

Что такое союз? (Служебная часть речи).

История языка. Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.

- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова».

- В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Сравните определения союза.

Чем они отличаются?

Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке учёные лингвисты знали о языке и его законах больше, чем учёные 19 века, что и отразилось в словарях.

Какие вы знаете союзы? (а, но).

Союзы и, а, но называются сочинительными.

Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но? (Соединяют части сложного предложения.)

А в простом предложении? (Связывают однородные члены).

д). Постановка проблемы.

Прочитайте предложения.

Вот уж осень улетела и примчалась к нам зима.

Мир строит а война разрушает.

Звёзды ещё сверкали но небо уже стало светлеть.

Какие это предложения по составу (простые или сложные?)

Докажите. (2 грамматические основы)

Что такое сложное предложение?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?

Какова смысловая роль союзов и, а, но?

IV . По схеме назовите тему урока.

И,а,но

Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

V . Поиск решения.

1). Наблюдение по учебнику. Стр.47 упр. 72

Ученики читают по два предложения, одно из левого столбика, другое из правого

сравнивают : оба предложения сложные, состоят из двух частей,

в левом столбике части соединены союзом а, но, и,

в правом бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.

Выполните схемы к предложениям левого столбика.

Сделайте вывод:

VI . Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через 200!

Раз-два! Раз-два! (3 раза)

Хватит- хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Выдох, вдох,

Выдох, вдох.

VII . Первичное закрепление. Стр.48. упр.73(1).

1). - Прочитайте предложения. Спишите, подчеркните грамматические основы и поставьте пропущенные запятые.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. (Ф.Тютчев)

1). , , . (Сложное, из 3-х простых предложений, соединённых при помощи интонации.)

2). , и . (Сложное, части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союза и.)

2). Работа над правилом стр. 49.

Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.

На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.

VIII . Работа по карточкам. Сравнительный анализ предложений.

Соедини линиями части предложения и подбери союз.

Составь и запиши сложные предложения, поставь запятые. (В предложении с союзом (но) действия предметов противопоставляются, а с союзом (и) действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия).

Какова смысловая роль союзов и, а, но?

У союза и

Соединительная

роль или роль перечисления

У союза а

Разделительная роль

У союза но

противительная роль

I Х.Итог урока (на карточках отвечают или устно вслух)

Что нового узнали на уроке?

1). Как соединяются части сложного предложения?

2). Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

3). Какая информация была для вас совершенно новой?

4). Какие термины вы запомнили на уроке, которые помогали вам успешно работать на уроке?

Х.Рефлексия урока.

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

XI . Заключительное слово учителя.

Ребята, чтобы знать русский язык, понимать его силу и красоту нужно любить и обязательно его учить. Умело пользоваться справочниками и словарями. (Выставка книг).

«Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом!

XII . Домашнее задание стр. 55 упр.3.

Благодарю всех за работу! Оценки получают…

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: компьютер, карточки, учебник

Ход урока:

I . Организационный момент

1. Положительная установка

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.

2. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Какое сегодня число?

- Кто сегодня дежурный?

- Какой сейчас урок?

- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.

II . Проверка домашнего задания

- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

III . Орфографическая разминка

1. Словарная работа

- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:

гимнастика

осанка

снаряд

чемпион

тренер

тренироваться

- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться )

- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)

2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)

- Откройте тетради и выполните задание из карточки

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:

(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу

IV . Повторение пройденного

- Закончите фразы:

Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …

К служебным частям речи относятся …

Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …

Союзы бывают …

Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)

V . Подготовка к изучению новой темы

1. Лингвистическая разминка

- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды

- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!

Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

2. Знакомство с темой урока

- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.

А

За

О

пред

Д

тая

У

ями

Й

ду

Ч

союз

Щ

ном

Э

пред

Х

в

Ы

слож

Ю

ложе

Ь

ном

М

ми

В

пя

С

ложени

Ж

меж

Л

просты

Я

нии

(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)

(Запись темы в тетради)

3. Целеполагание

- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.

(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)

VI . Работа по теме урока

1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)

- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.

1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.

2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.

3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.

4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.

5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.

(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали

2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить

3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул

4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло

5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)

Общий вывод:

- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)

- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?

Физминутка

Комплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)

VII . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Чтение правила

- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)

2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.

(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы

- Какой союз соединяет предложения?

- Что соединяет союз и ?

2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка

5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)

Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.

3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу

- Какие союзы связывают предложения?

- Что связывают союзы?

Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.

VIII . Подведение итогов урока

- Чему мы учились в течение урока?

(- видеть структуру сложных предложений;

Определять границы простых предложений в составе сложного;

Правильно расставлять знаки препинания;

Видеть орфограммы в словах.)

- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)

- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)

- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.

(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)

Рефлексия

Оценивание

- Какую отметку вы себе поставили бы?

- Как себя оценивает …

Домашнее задание

§ 61

Упр. 366 или 367 (по выбору)

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.