Любовь некрасова к родине сообщение. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера). Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Тема Родины в лирике Некрасова. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова.

В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении Железная дорога автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей.

Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал Образ России, одержимой холопским недугом, возникает и в стихотворении Размышления у парадного подъезда. Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России.

Перед нами предстают образы крестьян-ходоков Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину.

Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме Кому на Руси жить хорошо он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме Кому на Руси жить хорошо. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения Поэт и гражданин он говорит Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает не будь поэтом, а будь гражданином.

Для Некрасова истинный поэт - это и есть отечества достойный сын. Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии. 3.Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, сеятеля и хранителя богатств страны, чьи работают грубые руки. Труд - основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии - прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений - знаменитая Железная дорога. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян.

Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу - стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров Да не робей за отчизну любезную Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев - бурлаков.

Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта.

Некрасов рано понял, что В мире есть царь этот царь беспощаден, Голод названье ему. Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме На Волге поэт описал то, что потом всю жизнь забыть не мог Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть - Так лучше было бы ещё. Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью.

Это Иванушка - богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка - росту большого, рука, что железная, плечи - косая сажень. Трудничество - характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме Мороз, Красный нос уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо - и до рук борода Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина голосящие родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца Родителям был ты советник, Работничек в поле ты был Эту же тему подхватывает в Кому на Руси жить хорошо Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь! Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым.

Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли - о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича.

В поэме Мороз, Красный нос автор рисует образ величавой славянки. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая много работает, признаком красоты будет необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, высыхали в фабричной неволе.

Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение Плач детей. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов Целый день на фабриках колеса Мы вертим - вертим - вертим! Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа.

Стихотворение Плач детей - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме Дедушка он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. Горсточка русских, сосланных в страшную глушь, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет Воля и труд человека Дивные дива творят! Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.

Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего. 4. Некрасов-сатирик. Краткий анализ стихотворения Колыбельная песня. Стихотворение Колыбельная песня написано Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству.

Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда.

Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при жизни человечьей, но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения Будешь ты чиновник с виду, И подлец душой.

Провожать тебя я выйду- И махну рукой! Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени человек. Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца безвредным, наивным, он говорит о душевной чистоте народе, его неиспореченности. Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости.

Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения - показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла на попятную, при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития.

Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг больной России для Некрасова совпадается в одном понятии - бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию. 5.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова

Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно.. Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Тема Родины и народа в творчестве Некрасова

«первые университеты» оказались Очень далеки оттого, что могла дать жизнь, молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов на всегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль. Общее страдание народа и родных, в первую очередь, его любимой матери, воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику - крепостному праву и его представителям - крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы. Да, творчество Некрасова было огромно и многообразно - I он писал о природе, о любви, о жизни, о горе и радости, о силе человеческого духа. Но главной темой его лирики всегда оставалась тема родины и родного народа. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:

О родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать.

Но ты не погибнешь, я знаю.

народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта. Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэме «Кому на Руси жить хорошо» и многих других. Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу «матушки Руси», за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:

Мать-отчизна дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Но эти настроения все же нередко сменяются взлетом гражданских чувств, лиризма, надежд на революционное преобразование жизни. Некрасов видел зарождающиеся силы в русском народе и свято верил в них. В конце 50-х годов XIX века в стране происходили значительные события, вызванные поражением в Крымской войне. Россия жила ожиданием перемен, надеждами на лучшее будущее. Хотя верить в лучшее становилось все труднее. Русский народ испытывал невероятные лишения, тяготы, страдания. И вместе со своим народом страдал Некрасов, остро, как свои собственные, ощущая беды и нужды простых русских людей, скорбя о печальной судьбе своей родной земли. Сердце Некрасова было пронизано болью за свой униженный и обездоленный народ. Но поэт чувствовал и невероятную гордость за мужественных, отважных, сильных духом сынов России, в самые тяжелые минуты жизни страны не раздумывая встающих на защиту родных просторов:

Когда над Русью безмятежной

Восстал немолчный скрип тележный,

Печальный, как народный стон!

Русь поднялась со всех сторон,

И на защиту высылала

Со всех проселочных путей

Некрасов верил в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы - он не знал. Отмечая в своих произведениях великое трудолюбие русского народа, восхваляя ежедневный подвиг крестьян, их мужество, волю, терпение и стойкость, поэт в то же время пытался пробудить в них жажду борьбы за улучшение собственной жизни. «Вы еще не в могиле, вы живы», - обращался он к русским людям. «Суждены вам благие порывы», - утверждал он. Но с отчаянием и грустью сознавал: «Но свершить ничего не дано...» В его стихотворениях все чаще начинают звучать призывы к активной борьбе за счастье и свободу:

Душно без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

В поле, в лесу засвищи,

Чашу народного горя

Всю расплещи!

И буря все-таки грянула. В 70-е годы в русской, общественной жизни вновь поднялась волна революционных настроений. Чуткий к малейшим переменам в стране, Некрасов сразу же уловил первые признаки пробуждения. Он увидел, что русский народ уже готов к решительным действиям. Ярким свидетельством этому стала поэма «Дедушка», в которой автор прославляет декабристов как зачинателей передового движения и в то же время подчеркивает преемственность революционных традиций для освободительного движения 60-70-х годов. Героическому подвигу декабристов посвящена песня дедушки, к которой внимательно и вдумчиво прислушивается внук:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе

Пел о свободном народе

И о народе-рабе...

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра,

Помнит, что слышит и видит...

Дед примечает: пора!

Скоро уж, скоро узнает

Саша печальную быль...

«забытой деревни» или крестьянских детей, он неизменно призывает "к борьбе за счастье родины. Никто другой из русских поэтов не смог так глубоко прочувствовать и понять русский народ. Некрасов думает думами народа, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, живет его напряженной, полной страдания и боли жизнью. Главной целью для поэта всегда оставалась борьба за то, чтобы на Русской земле было «не слышно кипенья человеческой крови и слез». И потому искренне преклонялся перед теми борцами за счастье своей страны, которые не боялись отдать свою жизнь за родной народ

Творчество великого русского поэта Некрасова - это целая эпоха в общественном развитии русского общества 60-70-х годов XIX века. Многогранно творчество поэта, который призывает «не робеть за отчизну любезную» и знает, что родной народ завоюет себе счастье. Некрасов пророчески предвидел «пору прекрасную». Его произведения вошли в сокровищницу русской классической литературы. Проблемы, волнующие не только Некрасова, но и российское общество, были раскрыты во многих произведениях поэта. Наследник Пушкина и Лермонтова, Некрасов сблизил поэзию с жизнью народа. Некрасов поднялся на поэтическую высоту в начале сороковых годов, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русских людей. Николай Алексеевич был по- этом-реалистом. Стихи его, первые в русской поэзии, с резкой прямотой раскрыли перед читателями картины народной жизни. Поэт изображал убогую русскую деревню, ее боль и нищету. В произведениях нашли отклик страдания простого человека, потому в них чувствовалась ненависть к угнетателям.
Стихи Некрасова имели успех, потому что они выразили то, что до него не сделал никто. Он первый произнес всенародный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.
Поэт революционной крестьянской Демократии тосковал по революционной буре, которая разрушила бы мир бесправия.
Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это трудное время поэт максимально приблизился к проблемам Родины и народа. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что темы «родина», «земля» для него - важнейшие темы. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы описания русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его. Поэт не сделал ни одной попытки, чтобы отречься на короткое время «от песни, навеянной метелями и вьюгами родимых деревень.»
Поэт благоговел перед Родиной. Он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: «опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом...» Из той пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной природе выросла поэзия, которая составляет теперь наше богатство.
Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье Родины. Некрасов угадывал великую роль России: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее У ней...» Поэт посылает проклятье угнетателям народа - «владельцам роскошных палат».
Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стонал мужик, как стоном стелется его беспрестанная тоска над бесконечным простором лугов и полей. Скорбь по тяжелой жизни крестьян выливается у поэта в захватывающий лиризм, в сочувствие к порабощенному народу. Ряд отдельных эпизодов у Некрасова превращается в широкую картину крепостной действительности. «Забытая деревня» - это заглавие относится не столько к деревне, сколько ко всей стране.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много она впитала в себя человеческих слез и горя: в ней есть и слезы матери о сыне, и жалобы обиженных и оскорбленных, но есть и чисто русский размах натуры, который зовет на подвиг во имя освобождения народа от тирании.

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

ТЕМА СУДЬБЫ РОДИНЫ И НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА

Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал…

Н. А. Некрасов

Поэзия Н. А. Некрасова составила целую эпоху в развитии русской литературы. Она началась со второй половины 1850-х годов и продолжалась до Серебряного века. Но эпохой творчество поэта можно назвать не только по продолжительности, а, в первую очередь, по обширности и разнообразию поэтических форм и жанров, по богатству и глубине раскрытия самых важных тем в жизни человека и человечества.

Путь Некрасова в поэзии и в жизни был нелегким. Его “первые университеты” оказались очень далеки от того, что могла дать жизнь молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов навсегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль.

Общее страдание народа и родных, в первую очередь, его любимой матери, воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику – крепостному праву и его представителям – крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы.

Да, творчество Некрасова было огромно и многообразно – он писал о природе, о любви, о жизни, о горе и радости, о силе человеческого духа. Но главной темой его лирики всегда оставалась тема родины и родного народа. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:

В минуты унынья,

О родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Произведения Некрасова наполнены страстной мечтой о лучшем будущем народа. Многие писатели, такие как Толстой и Тургенев, Герцен и Салтыков-Щедрин, всегда видели в нем борца за народное дело. Боль за угнетенный народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта. Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда”, поэме “Кому на Руси жить хорошо” и многих других.

Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу “матушки Руси”, за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:

Мать-отчизна! дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Но эти настроения все же нередко сменяются взлетом гражданских чувств, лиризма, надежд на революционное преобразование жизни. Некрасов видел зарождающиеся силы в русском народе и свято верил в них.

В конце 50-х годов XIX века в стране происходили значительные события, вызванные поражением в Крымской войне. Россия жила ожиданием перемен, надеждами на лучшее будущее. Хотя верить в лучшее становилось все труднее. Русский народ испытывал невероятные лишения, тяготы, страдания. И вместе со своим народом страдал Некрасов, остро, как свои собственные, ощущая беды и нужды простых русских людей, скорбя о печальной судьбе своей родной земли:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Так обращался поэт к своей родине, видя и сознавая ее величие и ее силу и в то же время – ее нищету, страдания, бессилие. Бессилие, но не безысходность. Потому что поэт ни на минуту не сомневался в том, что наступят для России лучшие времена, времена, когда народ устанет склонять голову в рабском терпении и поднимется на решительную борьбу. Он уже видел грядущие великие события в стране:

Рать поднимается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Сердце Некрасова было пронизано болью за свой униженный и обездоленный народ. Но поэт чувствовал и невероятную гордость за мужественных, отважных, сильных духом сынов России, в самые тяжелые минуты жизни страны не раздумывая встающих на защиту родных просторов:

Когда над Русью безмятежной

Восстал немолчный скрип тележный,

Печальный, как народный стон!

Русь поднялась со всех сторон,

Все, что имела, отдавала

И на защиту высылала

Со всех проселочных путей

Своих покорных сыновей.

Некрасов верил в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы – он не знал. Отмечая в своих произведениях великое трудолюбие русского народа, восхваляя ежедневный подвиг крестьян, их мужество, волю, терпение и стойкость, поэт в то же время пытался пробудить в них жажду борьбы за улучшение собственной жизни. “Вы еще не в могиле, вы живы”, – обращался он к русским людям. “Суждены вам благие порывы”, – утверждал он. Но с отчаянием и грустью сознавал: “Но свершить ничего не дано…” В его стихотворениях все чаще начинают звучать призывы к активной борьбе за счастье и свободу:

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу народного горя

Всю расплещи!

И буря все-таки грянула. В 70-е годы в русской общественной жизни вновь поднялась волна революционных настроений. Чуткий к малейшим переменам в стране, Некрасов сразу же уловил первые признаки пробуждения. Он увидел, что русский народ уже готов к решительным действиям. Ярким свидетельством этому стала поэма “Дедушка”, в которой автор прославляет декабристов как зачинателей передового движения и в то же время подчеркивает преемственность революционных традиций для освободительного движения 60-70-х годов. Героическому подвигу декабристов посвящена песня дедушки, к которой внимательно и вдумчиво прислушивается внук:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе;

Пел о свободном народе

И о народе-рабе…

И дед, и родители знают, чувствуют, что скоро парнишке суждено не понаслышке узнать об этой борьбе. Есть в его характере что-то от тех борцов за свободу:

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра,

Помнит, что слышит и видит…

Дед примечает: пора!

Скоро уж, скоро узнает

Саша печальную быль…

Некрасов никогда не сомневался в счастливом будущем своей страны. Эта вера в будущее определяет настрой всех его стихотворений. Описывает ли поэт пахоту, сенокос, жизнь “забытой деревни” или крестьянских детей, он неизменно призывает к борьбе за счастье родины.

Никто другой из русских поэтов не смог так глубоко прочувствовать и понять русский народ. Некрасов думает думами народа, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, живет его напряженной, полной страдания и боли жизнью. Главной целью для поэта всегда оставалась борьба за то, чтобы на Русской земле было “не слышно кипенья человеческой крови и слез”. И потому искренне преклонялся перед теми борцами за счастье своей страны, которые не боялись отдать свою жизнь за родной народ.

Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других! –

Писал он. И о чем бы ни были его стихи: о крестьянском ли труде, о русской ли природе, о жизни ли бедноты, о Волге или о русских просторах, вся его поэзия – это чудесный родник неиссякаемой любви к родине, неисчерпаемой заботы о ее будущем, о ее судьбе. Ведь любить родину – это не просто созерцать ее луга, поля и нивы. Это значит, в первую очередь, соизмерять свои поступки, мысли с интересами своей страны.

(No Ratings Yet)

  1. Свое творчество Алексей Николаевич Некрасов посвятил простому народу. В своих произведениях поэт раскрывает те проблемы, которые тяжелым бременем лежали на плечах труженика-народа. В стихотворении “Железная дорога” Н. А. Некрасов с...
  2. Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в...
  3. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе...
  4. Я люблю Родину! Я очень люблю Родину! С. Есенин План I. Любовь к Родине – основной мотив в творчестве С. Есенина. II. Изображение России и размышления о ее судьбе в...
  5. КЛАССИКА А. А. БЛОК ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в...
  6. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений...
  7. Тема родины в творчестве А. А. Блока I. “О Русь моя! Жена моя!..” 1. Обстановка замкнутой дворянской культуры и интеллигентности в семье и окружении – исток поэтического восприятия мира А....
  8. КЛАССИКА А. А. АХМАТОВА ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А....
  9. Тема родины в творчестве Сергея Есенина I. “О Русь, малиновое поле…” Природа как лейтмотив в есенинском образе Родины. II. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины...
  10. “Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в...
  11. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  12. Вера Панаева рассказывала, что Николай Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и...
  13. Тема родины в творчестве писателей начала XX века занимает центральное место. Наиболее ярко это проявляется в произведениях поэтов и прозаиков, не принявших революцию и покинувших Россию, чтобы вдали от родного...
  14. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  15. Гражданственность и народность в поэзии Некрасова “Я лиру посвятил народу своему…” I. Поэзия Некрасова – поэзия о народе и для народа. II. Соединение понятий гражданственности и народности как выражение новой...
  16. Красавица миру на диво Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов “Величавая славянка” стала предметом размышлений для Некрасова и героиней многих его стихотворений...
  17. Поэт-трибун и тонкий лирик, прозаик и драматург, журналист и издатель, редактор и талантливый организатор – все это о Н. Некрасове говорил Ф. Достоевский. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10...
  18. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли...
  19. ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. В своем творчестве он не раз обращался к судьбе русской женщины, в...
  20. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для...
  21. Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия...
  22. Некрасов – продолжил традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как...
  23. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей. Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье...
  24. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может...
  25. На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому... Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние...
ТЕМА СУДЬБЫ РОДИНЫ И НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.