Социальные классы в литовском княжестве. Польская шляхта: история возникновения, первое упоминание, представители. Разделение шляхты и рыцарства

Привилеями, как общими или земскими, данными всему княжеству, так и местными или областными, в Литовской Руси устанавливались сословные права и отношения, подобные тем, какие существовали в Польше. На Городельском сейме 1413 г., подтвердившем соединение Литвы с Польшей, издан был привилей, по которому литовские бояре, принявшие католицизм, получили права и привилегии польской шляхты; привилей Казимира 1447 г. распространил эти права и на православную знать. По этим привилеям литовско‑русские землевладельцы уравнивались с польскими в правах владения вотчинами и жалованными имениями и освобождались от налогов и повинностей, за исключением некоторых маловажных, имевших не столько финансовое, сколько символическое значение, как знак подданства; крестьяне господские изъяты были от суда великокняжеских урядников и подчинены юрисдикции своих господ; сверх того, привилей Казимира воспретил переход крестьян с земель частных владельцев на великокняжеские и обратно; эти постановления положили начало закрепощению крестьян в Литовском княжестве по примеру Польши, где крепостное право установлено было еще в XIV в. Общие и местные привилей постепенно сравняли литовско‑русское дворянство в правах и вольностях с польской шляхтой и сообщили ему значение господствующего сословия в княжестве с обширной властью над крестьянским населением, жившим на его землях, и с влиятельным участием в законодательстве, суде и управлении. Такое положение литовско‑русской шляхты закреплено было в XVI в. законодательным сводом Литовского княжества, Литовским статутом. Начало этому своду положено было при Сигизмунде I изданием Статута 1529 г. После этот первый свод неоднократно пересматривали и дополняли, соглашая его с польским законодательством, вследствие чего на этом уложении отразилось сильное влияние польского права, смешавшегося в Статуте с древнерусскими юридическими обычаями, какие сохранились в Литовской Руси от времен «Русской правды». В окончательной редакции Литовский статут был издан на русском языке при Сигизмунде III в 1588 г. По второму Статуту, утвержденному на Виленском сейме в 1566 г., в Литовском княжестве вводились подобные польским поветовые шляхетские сеймики, которые собирались в каждом повете (уезде) для выбора местных земских судей в сословный шляхетский суд, а также для избрания земских послов, т.е. представителей шляхты, на общем, или вольном, сейме, по два от каждого повета. Литовский сейм, установленный Городельским договором, первоначально состоял только из литовских князей и бояр. Привилегированное положение, в какое этот договор ставил литовскую знать, большею частью окатоличившуюся, перед русской православной, побудило присоединенные к Литве русские области подняться против литовского правительства, когда по смерти Витовта (1430 г.) произошла новая усобица между Гедиминовичами. В этой борьбе русские князья и бояре завоевали себе права литовских вельмож и около половины XV в. получили доступ на сейм, который стал общим, или вальным, как его теперь называли. Но сейм и после того сохранял аристократический характер: от русских областей на нем являлась только знать, князья и паны, которые призывались все лично и имели решающий голос. В первой половине XVI в., при Сигизмунде I, русско‑литовская шляхта ведет шумную борьбу со своей знатью и добивается призыва на вальные сеймы. Статут 1566 г. устроил сеймовое представительство русско‑литовской шляхты по образцу польского шляхетского сейма; в вопросе о продолжении литовско‑польской унии она была за вечное соединение с Польшей: слияние русско‑литовского сейма с польским по люблинским постановлениям 1569 г. вполне уравнивало ее в политических правах с польской шляхтой.

Города

Усиление дворянства в Литовском княжестве сопровождалось упадком старинных городов Западной Руси. В старой Киевской Руси области со своими волостными городами составляли цельные земли, которые подчинялись решениям веча старших городов. Теперь с введением господарских урядов областной город оторвался от своей области; место веча заступил назначаемый великим князем воевода с подручными ему старостами, кастелянами и другими державцами; земско‑городовое управление заменено было коронным. В то же время подгородные земли, находившиеся в общинном пользовании городов, розданы были великими князьями в частное владение с обязательством ратной службы. Служилые землевладельцы, бояре и земяне, прежде входившие в состав городских обществ, теперь шляхетскими своими привилегиями обособились от мещан (место по‑польски город, посад), торгово‑промышленного городского населения, и начали покидать города, селясь в своих вотчинах ивыслугах , жалованных имениях. Старинные области вечевых русских городов постепенно разлагались на княжеские и панские вотчины, и обессиленный вечевой город оставался одиноким среди этих чуждых и часто враждебных ему владельцев, расхитивших его исконную волость; голос его веча замыкался в его стенах, не доходя до его пригородов. Великокняжеские урядники, воеводы, кастеляны и старосты притесняли горожан. Чтобы вывести города Западной Руси из упадка, польско‑литовские государи давали им немецкое городовое самоуправление, магдебургское право, которое в XIII и XIV вв. проникло в Польшу вместе с немецкими колонистами, наводнявшими тогда польские города. Еще в XIV в. это самоуправление введено было в городах Галицкой земли, которая присоединена была к Польше королем Казимиром Великим в 1340 г.; с половины XV в. магдебургское право распространилось и в других городах Западной Руси. По этому праву мещане получали некоторые торговые привилегии и льготы по отправлению казенных повинностей и освобождались от подсудности воеводам и другим правительственным урядникам. По магдебургскому праву город управлялся двумя советами, или коллегиями, лавой, члены которой (лавники - присяжные) под председательством назначаемого королем войта (немецкое Vogt) производили суд над горожанами, и радой с выбранными из горожан радцами (ратманами) и бурмистрами во главе их, которые заведовали делами по хозяйству, торговле, благоустройству и благочинию города.

Предисловие

В архивах старинных гродских судов минского, ошмянского и овручского, существовавших некогда в бывшем Великом Княжестве Литовском, сохранились завещательные акты о недвижимом населенном имении, находившемся в вотчинном владении лиц рода Порай-Кошицов, акты, внесенные почти за двести лет перед сим в государственные судебные книги и, по владению таким имением, послужившие верным доказательством действительности дворянства сказанных лиц, равно и того, что они, с незапамятных времен, имели прочную оседлость на земле литовской, а следовательно, и по рождению и по образу жизни, принадлежали издревле к тамошнему дворянскому сословию.

Этот факт, взятый из официального источника и отличающийся поэтому важным достоинством - достоверностью, навел меня на мысль ознакомиться поближе с теми, вообще, историческими событиями, под влиянием которых возникло и установилось дворянское сословие в Великом Княжестве Литовском, и с теми, в особенности, письменными и словесными преданиями, которые сообщили известие о причастных сему сословию лицах упомянутого рода.

Пособием для удовлетворения этим двум требованиям, послужили мне: во-первых, печатные книги, содежащие в себе постановления о дворянском сословии Великого Княжества Литовского и указания некоторых авторов на события, совершившиеся в сем государстве в отношении того сословия; и во-вторых, судебные документы и другие, имеющие официальное значение, бумаги, представляющие сведения о положении общественном лиц, вошедших в родословную таблицу фамилии Порай-Кошиц.

Последние бумаги, выданные и засвидетельствованные государственными учреждениями, и принадлежащие посему к разряду официальных источников, находятся у меня под рукою. Но, чтобы почерпнуть истинное значение о Литовском дворянстве, в смысле общем, из древних и новых печатных памятников письменности, я, по жительству и служению моему в С.Петербурге, посещал, в течение четырех лет и более (1853-1857), в часы вечерние, свободные от постоянных, вседневных моих трудов по обязанностям служебным, Императорскую Публичную Библиотеку, извлек из хранящихся там, доступных мне сочинений, многие полезные для пояснения избранного мною предмета данные, изложил эти данные в связной последовательности, и - окончательным результатом такого труда - было появление предлагаемой книги под заглавием: "Исторический разсказ о Литовском Дворянстве".

О происхождении и употреблении символических или гербовых знаков у народов вообще и в частности в Польше и Литве, и занялся изложением последнего предмета потому собственно, что дворянский герб в этих двух странах составлял одну из отличительных особенностей каждого дворянина, имел значение певой важности, как предмет родового отличия, как знамение благородства, почета и служебных прав.

Высказав основную мысль представляемого сочинения, равно и составленный к ея развитию план, мне остается упомянуть о цели, для которой я потрудился. Цель задуманного предприятия была одна. Совершив первую половину жизни человеческой и склоняясь уже к закату дней своих, я предположил принесть этим письменным трудом хоть малую, но усердную дань почтительного внимания и искренней признательности к отошедшим в вечность моим предкам за то, что они, служа отечеству с честию, трудами и заслугами своими не только облагородили самих себя, но вместе с тем и отдаленное свое потомство, - принесть это личное мое чувство в сокровищницу семейных воспоминаний о былом - на память единокровным моим современникам, на память новым грядущим поколениям, пока Провидению угодно будет продлить земное поприще их существования.

Коллежский Советник
Иван Порай-Кошиц.

Глава вторая

О существовании дворянства в Литве в том же, как и в древней Руси,
значении со времен Великого Князя Литовского Гедимина
до восшествия внука его, Ягелла, на польский престол (1315-1386)

Страна, известная под именем Литвы, с глубокой древности вмещала в себя две части: одну составляла собственно так называемая Литва (литовцы), обитавшие между Неманом и Западною Двиною, среди густых лесов, в уголке земли, лежащем около главного города ее, Вильны, основанного Гедимином, и объемлющем нынешние Виленской Губернии уезды: Виленский, Трокский, Лидский, Ошмянский, Свенцянский и Вилькомирский (ныне Ковенской губернии); другую часть населяла Жмудь (также литовское племя), занимавшая прибрежные границы Балтийского моря между Вислою и Неманом, именно в уездах: Россиенском, Тельшевском, Шавельском и Паневежском, вошедших с 1842 г. в состав Ковенской губернии; главным же городом Жмуди был Розинн или Россиенны.

Во время быстрых Олеговых завоеваний, простерших владычество Руси в 885 г. на запад до берегов Вилии и Буга, порабощена была и Литва, платившая тогда своим завоевателям скудную дань шкурами, лыками и другими естественными произведениями своей земли; а для сбора этой дани жили в Троках наместники Великого Князя Киевского. Гедимин присоединил к Литве в 1318 и 1320 г. всю древнюю область Кривскую или нынешнюю Белорусию, т.е. уделы: Полоцкий, Минский, Витебский, Мстиславский, покорил Малороссию, заключавшую в себя удельные княжества: Владимирское (на Волыни), Черниговское, Киевское и другие, где дотоле господствовали князья Рюрикова племени, и распространил восточную границу свою до Торжка, Вязьмы, Козельска и Мценска. … Властвуя над Литвою и завоеванной частию Руси, он именовал себя Великим князем Литовским и Русским () … вера православная выражалась между Литовцами повсюду от великокняжеского дворца и роскошных палат вельмож до убогой хижины землевладельца. Так что если не более, то по крайней мере, половина собственной Литвы исповедовала уже тогда православие (), и притом положительно известно, что, в описываемую эпоху, не было в этой стране другой веры, кроме православной и языческой.

Усилия Ягелловы, о слитии Литвы и Польши воедино, сделались предметом важной заботы и для его преемников, за исключением лишь одного Витовта, постоянного защитника самобытности своего отечества; и потому, для достижения предположенной цели, употреблялись предупредительные правительственные меры, имевшие основою: А) уравнение в гражданских правах литовских бояр с польскою шляхтою; Б) учреждение в Литве, по образцу Польши, гражданских судебных мест; и В) введение по внутреннему ее управлению дворянских должностных лиц под теми названиями, которые существовали уже в Польше.

В Городле 2 декабря 1413 г. права и преимущества польского дворянства, выражавшиеся - в обезпечении неприкосновенности владения недвижимым имением, доставшимся от родственников или полученным в дар, в отчуждении его по произволу, в предоставлении власти выдавать замуж дочерей и родственниц, но только за католиков, а также в получении высших государственных званий воевод, кастелянов и проч. и разных земских пожизненных должностей, - вместе с тем постановили: всеми этими правами могут свободно пользоваться в Литовском Княжестве только те дворяне, бояре земли литовской, которые исповедуют веру христианскую по римскому обряду и которым пожалованы были клейноты, т.е. дворянские гербы. Этим же городельским актом объявлена была раздача литовскому дворянству польских гербов в знаке доброй к нему некоторых польских домов неразрывной приязни.

В 1457 г. постановлено, что к занятию в Великом Княжестве Литовском государственных и земских должностей будут допускаться одни только туземцы. … В отношении же вещественных прав предоставлено литовским дворянам распоряжаться пожалованными им от государей имениями по примеру польских дворян, т.е. продать, обменять отдать для временного пользования, подарить, с тем, чтобы такое отчуждение имений производимо было, с предварительного согласия царствующего государя, или его наместника; на имения же вотчинные литовских дворян сыновья и дочери, по смерти отцев своих, не лишались прав собственности, и могли наследовать и распоряжаться этими имениями, точно так, как распоряжались ими дворяне в пределах Польши. Вдовам умерших дворян Литовского Княжества обезпечено спокойное владение оставшимся, по смерти мужей их, имением до второго замужества, и в сем последнем случае поступало оно во владение детей от первого мужа, а если их нет, к братьям его или ближайшим родственникам.

В 1563 г. постановлено, что отныне должны состоять на одинаких правах и пользоваться в Литовском Княжестве свободою и одними и теми же дворянскими земскими преимуществами не только те литовские дворяне и бояре с потомками своими, которые находятся в послушании римской церкви и которых предки получили от Польши клейноты или гербы, но и все прочия лица христианской веры, принадлежащие к сословию дворян литовского и русскаго народа, которых предки не заимствовали от Польши гербов. Посему как Литовцы, так и Русские дворянского происхождения, исповедующие веру христианскую, без различия, католики они или православные, должны быть назначаемы к исправлению должностей государственных, придворных и земских, каждый по мере своих способностей и оказанных отечеству заслуг, и уже никто не может быть устраняем от занятия должностей по причине религиозных христианских своих верований, как то допускалось прежде, на основании Городельского Акта 1413 года.

Одновременно с изданием постановлений, об уравнении в литовских дворян в правах с польскою шляхтою, преобладала в властителях Литвы и забота о введении в ней, по образцу Польши, представительных палат и гражданских судебных мест, для действия верховной власти в деле общественного благосостояния и охранения всякого права как государственного, так и частного. Начало двум палатам сенаторской и посольской положено было около 1468 года … С того времени получила возможность участвовать в заседаниях литовского государственного совета, состоявшего из одних знатнейших туземных вельмож или сенаторов, и малая часть мелкопоместной шляхты, и когда начали возникать в некоторых областях собрания дворян или сеймики (маленькие местные сеймы или съезды дворян), которые в последствии, грамотою Сигизмунда Августа 30 Декабря 1565 года, открыты были во всех тех уездах, где только находились судебные места. Сами же места сии, к которым принадлежали суды: гродский, земский, воеводский, старостинский, маршалковский и державцев, введены были в некоторых областях Литвы частию в царствование Казимира II (1440-1492), частию в правление сына его Сигизмунда II (1506-1548).

Чтож касается новых должностных лиц, носивших в Польше разные названия, то появление их в Литве предшествовало учреждение в ней представительных палат и судебных мест. Из таковых лиц введены в Литве: в 1413 г. при Витовте Кейстутовиче - воеводы и кастеляне; в 1457 г. при Казимире II Ягелловиче - сенаторы, земские послы, а в 1470 г. старосты и судьи; в 1492 г. при Александре II Казимировиче - великий и надворный маршалы, в 1499 г. подкоморий, хорунжий, чесник, подчаший, маршалок и державца, а в 1501г. подсудок и кухмистер; в 1530 г. при брате его Сигизмунде II Казимировиче - гетман литовский, писари, наместники, маршалки в помощь судьям и адвокаты. окончились на Люблинском сейме в 1569 году договарами, которые заключены были: а) между уполномоченными Польши и трех литовских земель - Подляской 5 марта, Волынской 26 мая, Киевской 5 июня и б) 1 июля между представителями Польши с одной - и прочих Литовских областей с другой стороны.

Этими договорами утверждены следующие главныя правила, на которых основано взаимное соединение Литвы и Польши:
1) Поляки и Литовцы соединяются в одно государство под властью общего, избираемого им совокупно, государя с присвоением ему титула Короля Польскаго и Великаго Князя Литовскаго.
2) Постановлено иметь общий сейм из земских послов обоих народов.
3) Узаконено, что в землях Волынской, Киевской и Подляской, признанных, на основании вышесказанных Люблинских договоров, не Литовскими, а Польскими землями, должны быть определяемы к должностям только туземные дворяне, и что каждый из них, без различия вероисповедания греческаго и римскаго, будет допускаться также и к должностям в Польше, - и сверх того предоставлено первым двум землям (Волынской и Киевской) производить суд по Литовскому Статуту и употреблять язык русский во всех государственных и судебных делах.
4) Дозволено приобретать законными способами недвижимые земские имения Полякам в Литве, а Литовцам в Польше.
5) Постановлено сравнить все русско-литовское дворянство в политических правах и преимуществах с дворянством польским (условие первостепенной важности, купленное дорогою для литовских дворян ценою независимости самого их отечества), а имения князей, вельмож, шляхты и духовенства как римского, так и греческаго исповедания, в Литве, Волыни, Киеве и Подлясье, освободить от податей казне и налогов, кроме платы двух грошей() с влоки () или одного гроша с дыма.

Примечания:

1) В Литовском Княжестве три четверти населения составляли Русские, а одну четверть - Литовцы (Зубрицкий, с.247)

РУССКО-ЛИТОВСКОЕ И ПОЛЬСКОЕ ДВОРЯНСТВО.

Привилеями, как общими или земскими, данными всему княжеству, так и местными или областными, в Литовской Руси устанавливались сословные права и отношения, подобные тем, какие существовали в Польше. На Городельском сейме 1413 г., подтвердившем соединение Литвы с Польшей, издан был привилей, по которому литовские бояре, принявшие католицизм, получили права и привилегии польской шляхты; привилей Казимира 1447 г. распространил эти права и на православную знать. По этим привилеям литовско-русские землевладельцы уравнивались с польскими в правах владения вотчинами и жалованными имениями и освобождались от налогов и повинностей, за исключением некоторых маловажных, имевших не столько финансовое, сколько символическое значение, как знак подданства; крестьяне господские изъяты были от суда великокняжеских урядников и подчинены юрисдикции своих господ; сверх того, привилей Казимира воспретил переход крестьян с земель частных владельцев на великокняжеские и обратно; эти постановления положили начало закрепощению крестьян в Литовском княжестве по примеру Польши, где крепостное право установлено было еще в XIV в. Общие и местные привилей постепенно сравняли литовско-русское дворянство в правах и вольностях с польской шляхтой и сообщили ему значение господствующего сословия в княжестве с обширной властью над крестьянским населением, жившим на его землях, и с влиятельным участием в законодательстве, суде и управлении. Такое положение литовско-русской шляхты закреплено было в XVI в. законодательным сводом Литовского княжества, Литовским статутом. Начало этому своду положено было при Сигизмунде I изданием Статута 1529 г. После этот первый свод неоднократно пересматривали и дополняли, соглашая его с польским законодательством, вследствие чего на этом уложении отразилось сильное влияние польского права, смешавшегося в Статуте с древнерусскими юридическими обычаями, какие сохранились в Литовской Руси от времен «Русской правды». В окончательной редакции Литовский статут был издан на русском языке при Сигизмунде III в 1588 г. По второму Статуту, утвержденному на Виленском сейме в 1566 г., в Литовском княжестве вводились подобные польским поветовые шляхетские сеймики, которые собирались в каждом повете (уезде) для выбора местных земских судей в сословный шляхетский суд, а также для избрания земских послов, т. е. представителей шляхты, на общем, или вольном, сейме, по два от каждого повета. Литовский сейм, установленный Городельским договором, первоначально состоял только из литовских князей и бояр. Привилегированное положение, в какое этот договор ставил литовскую знать, большею частью окатоличившуюся, перед русской православной, побудило присоединенные к Литве русские области подняться против литовского правительства, когда по смерти Витовта (1430 г.) произошла новая усобица между Гедиминовичами. В этой борьбе русские князья и бояре завоевали себе права литовских вельмож и около половины XV в. получили доступ на сейм, который стал общим, или вальным, как его теперь называли. Но сейм и после того сохранял аристократический характер: от русских областей на нем являлась только знать, князья и паны, которые призывались все лично и имели решающий голос. В первой половине XVI в., при Сигизмунде I, русско-литовская шляхта ведет шумную борьбу со своей знатью и добивается призыва на вальные сеймы. Статут 1566 г. устроил сеймовое представительство русско-литовской шляхты по образцу польского шляхетского сейма; в вопросе о продолжении литовско-польской унии она была за вечное соединение с Польшей: слияние русско-литовского сейма с польским по люблинским постановлениям 1569 г. вполне уравнивало ее в политических правах с польской шляхтой.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.