Урок правописание ь после шипящих. Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих. ІІІ. Работа над новым материалом

Ольга Яворская
Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих»

Русский язык

Дата «___» ___ ___ г Класс 3- «Б»

(2 четверть)

Урок 44

Тема урока : Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих

Цель урока :

1. Знакомить учащихся с особенностями написания .

2. Обобщать знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака для подтверждения женского рода имён существительных .

Тип урока : урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___

Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока .

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока )

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают слова с шипящим на конце .

Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним

3. Чистописание вещь, чертёж

Слого-звуковой анализ слов : вещь, чертёж.

К каким родам относятся эти два слова?

Какими звуками заканчиваются эти слова?

Что мы знаем об этих звуках? Как их называют или что у них общего?

Какие шипящие звуки вы знаете ?

4. Сообщение темы урока .

Мы начинаем изучать написание имён существительных , у которых основа заканчивается на шипящий звук .

5. Постановка учебной задачи.

На что ещё обратили внимание при анализе слов вещь и чертёж! (Заканчиваются на шипящий звук , но в одном случае есть мягкий знак, а во втором его на конце слова нет .)

Почему это происходит вы узнаете, выполнив упр. 247. (Устно выполнить все задания к упражнению) .

Что нового узнали о написании имён существительных женского рода ? (Если основа имён существительных женского рода заканчивается шипящим звуком , то после него пишется мягкий знак. Имена существительные мужского рода , оканчивающиеся шипящим звуком , пишутся без мягкого знака.)

6. Наблюдение над особенностями существительных с шипящим звуком на конце слова

Упр. 248- комментированное письмо.

Упр. 249- комментированное письмо.

Упр. 251- комментированное письмо.

Упр. 253- устно

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (Смерч)

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Ключ)

В небе - изба,

На избе - труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь)

Подходить к дому стала,

С неба солнце украла. (Ночь)

Физкультминутка

7. Зрительный диктант.

Упр. 250 стр. 111.

8. Самостоятельная работа творческого х-ра.

Упр. 254. Проверка – фронтально.

9. Итог урока .

Что нового узнали на уроке ?

В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих ?

У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных , стоящих в начальной форме?

Задайте друг другу вопросы о существительных с шипящим звуком на конце слова .

Домашнее задание.

Рефлексия

Публикации по теме:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Цели урока:

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка. В каком городе мы находимся?

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные в личных окончаниях глаголов. Восстановим их и объясним написание.

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §110.
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

5. Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч, тишь, вещь.
  • Кирпич, колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш.., то и … .

8. Итоги урока

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

Тема урока : «Написание ь после шипящих»

Цели:

1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах.

2.Создать условия для формирования умения писать Ь после шипящих в именах существительных и кратких прилагательных

3.Создать условия для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности учащихся.

4.Создать условия для воспитания культуры учебного труда и коммуникативных способностей.

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Орфографическая минутка.

под диктовку, выделим орфограммы:

Воро бь и, па ль то, яко рь , моло дёжь , соло вь и, помощь .

* Самопроверка. (слова вынести на доску )

Сверьте с доской. У кого все слова записаны так, как на доске, поднимите руку.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, что в них общего?

( имена существительные;

С безударной гласной в корне слова;

Пишутся с мягким знаком;)

Какую роль выполняет “ Ь ” в словах?

Ь – разделитель;

Ь – смягчитель;

Ь – указывает на существительное жен. рода 3 склонения;

А как вы напишите следующие слова: ключ…, хорош…, могуч…, чертёж…?

Объясните.

Вывод. Расскажите, что мы знаем о правописании Ь после шипящих на конце слов?

А как вы думаете, пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

Тема нашего урока сегодня звучит так:

“Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Попробуем сформулировать цели урока.

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;

Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;

О – объяснять написание слов;

К – корректировать ответы товарищей;

ІІІ. Работа над новым материалом.

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов, предлагаю обратиться к рубрике “Давай подумаем” на с.82.

Внимательно прочитайте предложения.

Скажите, это просто предложения или что-то иное? (пословицы)

Кому не понятен смысл пословиц? (по необходимости объяснить)

1). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2). За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.

4). Без теста пирога не испечёшь .

5). Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются?

(Глаголы)

В каких формах стоят? (в нач. ф.; в личн. ф.; в ф. повелит. накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (на конце глаголов после шипящих пишется Ь)

Сравним наши выводы с выводом девочки Жени. (На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь )

Совпали ли выводы? (да)

Чтение вывода по учебнику хором. (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь )

А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике.

Упр. 1 – внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?

(записать глаголы в три столбика: нач. ф. гл. 2л. ед. ч. гл. повел. накл.)

Встаньте, кто выполнил задание правильно.

Ф? минутка . Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы приседаете 1раз, если Ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.

Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь , беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, (желаю) удач.

Работа по карточкам.

“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…”

Прочитайте отрывок.

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Вставь, если нужно Ь в слова. (дети работают самостоятельно)

Проверка .

Назовите слова, в которых написали Ь, и докажите, что он необходим.

А почему в словах могуч и туч Ь писать не нужно?

Письмо под диктовку с комментированием.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Упражнение с использованием сигнальных карточек . (слова записаны на доске; дети показывают Ь, учитель вписывает в слова)

Стри…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…

Вывод .

Дети, кто понял, когда же пишется Ь после шипящих на конце слов?

Сейчас я проверю.

Задание на карточках . (соедини линией, когда пишется Ь)

Сравните с таблицей! (на доску вывешивается таблица)

Обратимся к целям урока и сделаем вывод.

Что нового мы узнали о правописании глаголов?

Чему учились?

Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях в тетради восклицательный знак (! ). Если были затруднения или что-то непонятно – поставьте знак вопроса (?)

Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.

Дом. задание. С.82 –правило, с. 83 – упр. 5, 2.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.