Конспект глагол как часть речи. составить предложение с однородными сказуемыми. Дайте верное определение глагола

Тема урока: Глагол как часть речи.

дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глаголов в речи.

развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навык работы с учебником, развитие таких психических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.

воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Применяется проективный метод, когда уч-ся сами определяют тему урока, строят его схему. Эти действия уч-ся опираются на уже имеющийся личный опыт уч-ся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).

Осмысление содержания

(получение новой информации)

Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и о роли глаголов в речи. Правильность предположений проверяется по учебнику, отмечается новая информация о происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности уч-ся наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнование), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами)

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы. Для снятия эмоц. напряжения предполагается чтение стихотворения, которое поможет детям выполнить рефлексию в письменной художественной форме, основанной на впечатлениях, переживаниях и эмоциях (синквейн).

1. Вызов имеющихся у учащихся знаний.

Доска: смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит

Что записано? (слова)

Какие задания вы бы предложили? (вставить орфограммы, определить род и число существительных, прилагательных, разобрать как часть речи. . .)

На какие группы можно разделить эти слова, по какому признаку? Назовите знакомые части речи.

Какие слова остались? (бежать, смотрел, лежит) Записать в тетрадь.

Может быть кто-то знает какая это часть речи?

Проверьте себя.

Досточка: ПХГЛСШАГКОЛ

Если убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, то вы сможете назвать новую часть речи. (глагол)

Какая тема урока?

На доске: ГЛАГОЛ

Что уже знаете? Что хотели бы узнать? (почему так названа, какую роль играет в нашей речи, как отличить от других частей речи…)

Кластеры.

Подумайте (по аналогии с другими частями речи), на какие вопросы мы должны сегодня ответить, чтобы научиться отличать глаголы от других частей речи. ? На какие вопросы отвечает

На доске:

2. Осмысление новой информации

1. Наблюдение с целью ответа на вопросы

Посмотрите на записанные слова. Что обозначают? (действие, состояние)

На какие вопросы отвечают?

Приведите свои примеры.

Для чего нужны глаголы? Сможем ли построить распространенные предложения? Будет ли понятно о чем сообщается?

Давайте посмотрим, как выглядит текст без глаголов.

2.Работа по учебнику.

Упр. 344. Чтение вслух

Понятно о чем речь? (примерно, о деревушке ночью)

Смогли ли мы точно узнать, что происходит в этой деревушке из такого сообщения?

Прочитайте вторую часть. Теперь ситуация ясна?

Какие слова оживили картину? Какая это часть речи? Докажите.

Зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного)

Что узнали о глаголах? (итог)

Проверим себя по учебнику с.93 правило.

О чем не сказано? В памятках, которые я вам раздам, информации больше (раздать памятки).

Как думаете, почему эта часть речи получила такое название?

Устами младенца глаголет истина

Что обозначает слово глаголить? (говорить)

Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?

Прочитайте об этом в учебнике с. 92

Физминутка

О чем речь? С этого начнем разминку. Я назову глаголы, а вы отгадаете предмет.

Ее морочат, ломают, ее можно потерять, там может гулять ветер (голова)

Упражнения выполняются головой

3. Первичное закрепление.

Работа над развитием умения узнавать глаголы, ставить вопрос

О чем сегодня говорим?

Кто уже может различать глаголы от других частей речи?

Что для этого надо знать?

Выпишите только глаголы.

Проверка: у-ль эмоционально читает стихотворение с этими глаголами (глаголу нравится. . .)

Какие чувства, мысли возникли? Что хочется делать? (двигаться, не уставать, все успеть, не сидеть на месте, не останавливаться…)

Может быть это поможет вам при написании синквейна

Выполним подобное задание в учебнике упр. 347. Чем оно отличается от предыдущего? (выбирать глаголы нужно из группы однокоренных слов)

Как догадались, что это однокоренные слова?

Конспект урока по русскому языку.

2 класс.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Подготовила урок учитель начальных классов МКОУ «СШ №8» г. Ефремова

Доронина Раиса Алексеевна.

Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками.

Задачи, направленные на формирование УУД:

Предметные:

Уточнить и конкретицировать представления учащихся о глаголе, как части речи;

Обогащать речь учащихся употреблением глаголов;

Вырабатывать навыки грамотного письма.

Личностные:

Повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Учиться видеть глаголы в речи;

Составлять предложения с глаголами;

Анализировать, делать выводы, сравнивать;

Учить работать со справочной литературой.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

Определять и формулировать цель своей деятельности;

Оценивать свои достижения;

Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

Участие в диалоге;

Обсуждать. Слушать и понимать речь других;

Отвечать на вопросы;

Работать в паре, в группе.

1.Организация класса.

Прозвенел звонок, начинаем урок. Садитесь. А теперь посмотрите на экран.

Слайд.

У нас в гостях « Солнышко». А какое настроение у нашего гостя? Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло рук ваших товарищей. Улыбнитесь, мысленно подарите добрые слова друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения.

2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Слайд.

Солнышко приготовило нам задание. На своих лучиках принесло слова: (ученики читают слова: трещат, печь, почернел,шагаю, март.)

Зажгите огоньки в местах возможного возникновения орфографической ошибки. (тре ща т, печь , по че рнел, Ш А ГАЮ, МАРТ)

По разным признакам выделите лишнее слово. (трещат - мн.ч.; почернел - есть приставка; шагаю - звуков больше чем букв; март - все согласные твёрдые, сущ.; печь - звуков меньше, чем букв, все согласные мягкие, может быть глаголом и сущ.)

Запишите слова, которые по общим признакам можно отнести к одной части речи.

Слайд (проверка)

Коля выполнил задание так: трещат, почернел, шагаю.

Света: трещат, почернел, шагаю, печь.

А как выполнили задание вы?

Кто прав? Докажите. (Оба варианта правильные, так как слово «печь» может отвечать на вопрос что? и быть сущ., и на вопрос что делать? и быть глаголом.)

3.Формирование новых знаний и умений.

К какой части речи относятся эти слова?

Что у них общего?

Какова же будет тема нашего урока?

Слайд. Глагол.

Что вы уже знаете о глаголе?

Как вы думаете. Зачем мы будем изучать глагол?

Давайте сформулируем цели и задачи урока.

4. Открытие нового знания.

Слайд.

Узнать…

Научиться…

Чтобы выполнить первую задачу урока, иметь полное представление о глаголе, проведём исследовательскую работу. Групповая форма работы. Класс делится на три группы. Каждая группа будет работать с отрывком из книги Татьяны Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!»

Вопрос для 1 группы: «Что такое глагол?»

Вопрос для 2 группы: «Что обозначает глагол?»

Вопрос для 3 группы: «На какие вопросы отвечает глагол?»

5.Первичное закрепление.

Слайд. Вывод.

Где мы можем применить только что полученные знания о глаголе?

Работа с учебником.

Можем ли мы в повседневной речи обходиться без глаголов?

Упр. 116.

Кого видите на рисунке?

К какой части речи относится слово «мальчик»?

Расскажите, что делает мальчик.

Какую часть речи использовали, чтобы описать действия мальчика?

Глаголы очень разговорчивы, они любят рассказывать. Разглагольствовать о том. Что делают имена существительные, стоит только у них спросить «что делает?, что делают?, что будут делать? И глагол тут как тут.

И так зачем же нам нужны глаголы?

Слайд.

У нас произошла путаница.

Соедините предметы с теми действиями, которые они могут совершить.

Ворона чирикает

Воробей стрекочет

Сорока каркает

Запишите полученные пары. От сущ. к глаголу поставьте вопрос.

Мы выполнили много заданий.

Слайд.

Солнышко нам улыбается. Давайте вместе с ним поиграем.

Физминутка.

Будем в солнышко играть,

Нужно руки нам поднять.

Мы - весёлые лучи,

Мы резвы и горячи.

1, 2, 3, 4.

Разведите руки шире.

1, 2 -вперёд нагнулись,

3.4 - разогнулись.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем

Открываем,

Поморгаем

И работать продолжаем.

Тёплые ласковые лучи солнца пробуждают природу. Посмотрите, какие изменения в ней происходят.

Слайд. Видеосюжет.

На какую тему вы посмотрели видеосюжет?

Слайд.

Составьте предложение о весне, добавив глагол.

Весна.

Какое это предложение по наличию второстепенных членов?

Какие ещё глаголы можно употребить. Описывая действия весны? (шагает, идёт, пришла, наступает)

О ком ещё так можно сказать?

С каким существительным одушевлённым или неодушевлённым эти глаголы употребляются в переносном значении?

Запишите предложение о весне, используя подходящие по смыслу глаголы.

Какой можно сделать вывод? (Описывая одно и тоже действие, можно использовать разные глаголы-синонимы)

Выделите грамматическую основу, укажите части речи.

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Разноуровневые задания.

Продолжите текст.

Слайд.

1 группа.

Ярко _______________ солнце. На реке _________________ лёд. Около деревьев _________________ проталины. Звонко _____________ птицы.

2 группа.

Продолжите, записав предложения по правилам орфографии.

Тема урока: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Повторение изученного в 5-м классе.

ЦЕЛЬ:

    дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

    развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навык работы с учебником, стимулировать интеллектуальное развитие;

    воспитывать активную гражданскую позицию, наблюдательность.

ХОД УРОКА

1 фаза Организационный момент

Оформление тетрадей

Ребята, прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я догадлив, сообразителен и у меня всё получится» Вот с таким настроением мы и начнём урок

Вызов (Развитие логики)

Откройте глазки. Посмотрите внимательно на экран. Перед вами словарные слова, но часть из них написана с ошибками. Выпишите в тетрадь только эти слова, но уже без ошибок (Работа по вариантам)

Проверим. Что вы выписали?

Посмотрите внимательно на слова под номером №10. В чём особенность этих слов? Что нужно знать, чтобы не допустить ошибок в их написании? (Лексическое значение) Какой частью речи являются эти слова? (Глаголами)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Глагол как часть речи )

Записали тему урока.

2 фаза

Учитель сообщает цель урока (см.выше )

На уроке мы с вами вспомним, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является, как изменяется по временам, повторим правописание тся и ться, частицы не с глаголами.

3. Актуализация знаний уч-ся

Подумайте (по аналогии с другими частями речи), на какие вопросы мы должны сегодня ответить, чтобы научиться отличать глагол от других частей речи?

Поможет нам в этом тест , который мы выполним: (тест раздать ученикам карточка №1 )

    Что обозначает глагол?

а) предмет;

б) действие предмета;

в) количество предметов;

г) признак предмета

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) сколько?

б) что? кто?

в) что делать? что сделать?

г) какой? какая

3. Каким членом предложения чаще всего является?

а) сказуемым?

б) определением?

в) дополнением?

Давайте проверим.

Взаимопроверка (Работа в парах) (1-б,2-в,3-а ) Записали на доске. (На доске вывесить сведения о глаголе) Подведём итог нашей работы. Что мы уже знаем о глаголе?

4. Первичное закрепление.

Внимание на экран. Пред вами сказка

Жил-был Глагол. Он очень (не) любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил…Там что-то выкопает, там склеит, там пришьёт. И всё волнуется, торопится, хлопочет.

Выпишите из текста все глаголы.

(Жил-был, не любил, трудился, бегал, летал, скакал, мастерил (прош.), выкопает, склеит, пришьёт (буд.), волнуется, торопится, хлопочет (наст.) (элемент игры--тепло-холодно)

Как вы написали глагол не любит? Почему? Какое правило мы должны помнить?

5. Работа с учебником

В учебнике на стр. 185 правило, давайте прочитаем. --Что ещё вы узнали о глаголе? (глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, изменяются по временам).

6. Закрепление.

Над глаголами, которые у вас выписаны, укажите время. (Проверим)

7. Цифровой диктант. 1-несов.вид, 2-сов.вид.

Ходить(1), вспомнить(2), нарисовать(2), расстилать(1), посмотреть(2), класть(1), изложить(2), болтать(1), загореть(2), брить(1). (На обороте доски ученик выполняет это задание) (1,2,2,1,2,1,2,1,2,1) (Проверим ответы на листочке вывесить на доску)

ФИЗМИНУТКА (Зарядка в космосе)

Посмотрите внимательно на текст и, не читая, скажите какой это литературный жанр? Проза? Пьеса? Как вы догадались?

Как вы догадались? (По форме: каждая строчка написана с большой буквы, в столбик).

Давайте прочитаем. (Появляется на экране)

Что любит..ся, чем дышит..ся,

Душа чем ваша полнит..ся,

Тяжёлое-забудет..ся,

Хорошее-останет..ся.

Что с Родиною сбудет..ся,

То и с народом станет..ся.

Какие строки заключают главную мысль стихотворения? Почему?

(Выборы президента, школьный референдум)

Как вы понимаете значение слова референдум? Посмотрим в толковом словаре. (Почитает уч-ся)

Давайте и мы не останемся в стороне, а придём 2 марта в школу (это наш избирательный участок): вы примете участие в референдуме, а родители-в голосовании.

Теперь опять вернёмся к нашим карточкам. В некоторых словах пропущены буквы. Какое правило нужно вам вспомнить, чтобы справиться с заданием? (Правописание тся и ться). Выполните задание. (везде пишем без ь) Приведите свои примеры, где пишется мягкий знак. (Обидеться, надуться)

Внимание на экран. Давайте прочитаем предложения.

А. Горячим жёлтым квадратом оно ложится на пол греет руки ребят рисует на их носах забавные веснушки.

Б. В окна школы светит яркое солнце.

В. Ах, как хочется в такой день не сидеть за партой, а выбежать во двор и пускать кораблики!

Это текст? Почему? В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.

Возьмите карточку №2 и отметьте вариант ответа. (2)

1) В, Б, А

2) Б, А, В

3) Б, В, А

Прочитайте получившийся текст, запишите предложение А, расставьте знаки препинания, выделите основу. Какова синтаксическая роль глаголов?

В чём особенность этого предложения? (С однородными сказуемыми).

Какими изобразительно-выразительными средствами являются глаголы-ложится, рисует? (олицетворением)

Напишите транскрипцию слова ложится (ученик у доски)

Пришла пора подводить итог нашей работы.

Что нового вы узнали на уроке?

(Ответ уч-ся)

Что запомнилось на уроке больше всего?

Дом. задание

Кого я, на ваш взгляд, не отметила на уроке?

А теперь изобразите шкалу успеха. Покажите насколько сегодня вы:

ДА-+; НЕТ- -.

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока.

Всем спасибо за работу.

Цель урока во 2 классе на тему "Глагол как часть речи" - познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Всем доброе утро! Нам очень приятно видеть вас в нашей школе. Гости - это всегда хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.

Прочитайте высказывание Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять"
- Как думаете, какое отношение это высказывание может иметь к нашему уроку.
- Правильно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять не только на уроке, но и жизни.

II. Целеполагание

Дети, скажите какое животное называют "кораблем пустыни".
- Верблюды бывают разные. (одногорбые и двугорбые верблюды)

Индивидуальная работа

Возьмите текст на желтых листочках
Двугорбые верблюды _________ густой шерстью. Они спокойно________ сильную жару. ________ ресницы _______ глаза от песка.
Слова для справок: переносят, защищают, длинные, обросли,

Задание: Нужно вставить в предложение слова, строение которых соответствует схеме, и обозначить его части.

Организация проверки. (фронтальная)
- Прочитайте первое предложение?
- Какое слово вставили? (на доске карточка обросли)
- Кто прочитает второе предложение?
- Какое слово вставили? (карточка переносят)
- Прочитайте последнее предложение.

Какое слово вставили к первой схеме, ко второй? (карточки длинные, защищают)
- Подумайте и скажите, какое из этих слов лишнее? По какому признаку? Докажите, что это глаголы.
- Тогда сформулируйте тему урока: "Глагол как часть речи".

Как вы думаете, зачем нужны глаголы в речи?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?

III. Актуализация знаний о глаголе как части речи

А вы знаете зачем верблюду горб?
- Прочитаем текст на зеленых листочках и найдем ответ.
- Кто готов ответить? (после ответа)

Текст

Верблюд еду носит с собой. В горбах содержится жир. Горбы - запасы пищи и используются им во время длительного путешествия. В каждом горбу хранится до тридцати шести килограммов жира. К концу путешествия горб верблюда теряет свою форму, становится дряблым и свисает набок, словно пустой мешок.

Задание.
1 группа: выпишите 1-ое предложение, подчеркните главные члены и определите части речи.
2 группа: Найдите предложение с однородными членами и выпишите глаголы.
Подумайте и ответьте на вопрос: Что обозначает глагол?

Проверка.
1 группа: Назовите грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?
2 группа: Прочитайте ваше предложение, какие глаголы выписали? Что обозначает глагол?

Выполним тест и сделаем вывод. (Тест на розовых листочках)

Выберите правильный ответ:

1. Глагол - это
в) часть речи
г) член предложения

2. Глагол обозначает:
д) предмет
е) действие предмета
ж) признак предмета

3. Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто?
п) Кому? Откуда?
р) Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения является?
л) подлежащим
м) дополнением
н) сказуемым

5. Как подчеркивается в предложении?
о)_____________
п)_ _ _ _ _ _ _
р)______________

Проверка: Какое слово получилось? (верно)
- Так, что мы знаем о глаголе?
- Глаголы решили с нами поиграть в прятки и проверить сможем ли мы найти их среди других частей речи.

Работа по учебнику

С. 69 Упр. 143 - Прочитайте все задание и найдите только письменное. Кто готов его прочитать?
1 группа записывает 4 предложение.
2 группа: записывает 5 предложение.

Проверка:
- Ребята, что интересного вы заметили? (есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение)
1 группа:
Светило - глагов. Докажите. (вопрос)
- А теперь скажите, только лишь по вопросу вы отыскали глагол? На что еще вы обратили внимание? (на лексическое значение слова)
- Что обозначает этот глагол? (Излучать свет)

2 группа: Прочитайте ваше предложение. Какой глагол вы подчеркнули?
Белил - глагол. Докажи. (вопрос)
- А вы как отыскали свой глагол? Что обозначает этот глагол?
- Тогда другое выделенное слово какой частью речи является? (сущ.)
- Как вы определили что это существительное? (по вопросу и лексическому значению)
- А чтобы узнать лексическое значение слова мы куда должны обратиться?

Работа с толковым словарем
1 группа: Вы ищете лексическое значение слова - светило
2 группа: Вы ищете лексическое значение слова - белила (зачитывают)

А теперь сделаем вывод: По каким признакам можно различить части речи?
- по вопросу
- по лексическому значению.
- Как называются слова в русском языке, которые пишутся и произносятся одинакова, но имеют разное лексическое значение - омонимы.

IV. Физминутка

Все встали. Я буду называть слова (слова на карточках на доске), а вы должны показать мне действия. (плавать, топать, хлопать, идти) Сели тихо.
- К какой части речи их можно отнести. Можем ли мы показать действия, не делая движения руками, ногами? Значит, эти глаголы обозначают что? (Движение)

V. Открытие новых знаний.

А сейчас моими помощниками будут … и … (даю карточку) Прочитай слово и покажи действие, которое здесь написано.
Думать - это глагол? Докажи. (вопрос) Покажи действие. Трудно, не получается.

Может следующее слово получится.
- Размышлять - это глагол? Докажи? Покажи действие. Опять трудно.
- Ребята, а почему им трудно, невозможно показать эти действия?
- А что обозначают эти глаголы? (эти глаголы со значением мысли)
- Еще бывают глаголы со значением чувств и со значением речи.

А) Задание "Дорожка" (выполняют на экранах)
- Упражнение выполняется на двух строчках.
- Первая строчка глаголы со значением чувств. (ч.)
- Вторая строчка со значение речи (р.) Я читаю слова, а вы слова не записываете, а ставите только порядковый номер слова на нужной строке.

  1. Говорить
  2. Грустить
  3. Радоваться
  4. Рассказывать
  5. Спросить
  6. Веселиться.

Соедините цифры по порядку. Что получилось? Покажите.

Работа в группах
- А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? увидеть цвет?
- Вот на эти вопросы вы и будете отвечать, работая в группе.
Задание для 1 группы

Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, жалобно кукует кукушка.
И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

Задание для 2 группы (тексты на голубых листочках)
Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов увидеть цвет? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Все деревья в полном соку, все травы цветут. Куда ни оглянись, все цветы, цветы.
Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет ландыш и алеют зрелые ягоды костяники.

Отчет группы
Проверяем так: С каждой группы по 2 человека.
первый - читает текст, второй - отвечает на вопрос
1 группа:
2 группа: Какие глаголы это доказывают? (алеют - а кто подберет синоним к этому глаголу)
- Не зря говорят, что глагол занимает 2 место после существительного.

V. Подведение итогов урока

Ребята, мы с вами выполнили много заданий на уроке, но главное - удалось ли нам выяснить какую роль выполняют глаголы в языке?
- Что могут передавать глаголы? (глаголы в речи могут передать движение, чувство, речь, увидеть цвет, услышать звуки)
- Где могут пригодиться полученные знания?
- А сейчас вам надо оценить свою работу. Прочитайте.

На доске:

Мне на уроке

  • было легко и интересно
  • было трудно, но интересно
  • было трудно и неинтересно

У вас на партах ладошки. Прикрепите свою ладошку. (получилось солнышко)

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания (по выбору)

  1. Составьте рассказ "Как мы ходили на рыбалку" Подчеркните глаголы.
  2. Работа со словарем. Найдите четыре глагола и запишите их лексическое значение.
  3. Спишите текст из энциклопедии (6 предложений) и подчеркните глаголы.

Послушайте стихотворение "Я учу глаголы"
- Ребята я хочу вас поблагодарить за работу и сказать спасибо.

Чтобы скачать материал или !

Татьяна Вдовенко
Конспект урока по изучению части речи «Понятие о глаголе как части речи»

Тема : «Понятие о глаголе как части речи » .

Цель : Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи , развитие устной и объяснительной речи учащихся

Ход занятия

В школе прозвенел звонок,

Значит начался урок .

Здравствуйте, ребята!

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний. Проследовав, по указанному пути на карте, выполнив задание, мы придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое, очень нужное.

Кто за приключения?

Все без исключения (дети хором)

Скорей поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее за штурвал!

2. Минутка чистописания.

А отправляемся мы из порта Чистописания. Небольшое волнение на море, как в этих строчках :

лЛл ЛлЛ мМм МмМ

Давайте вспомним, какие звуки обозначают эти буквы? (Звонкие согласные.)

Рассмотрим как правильно писать эти буквы.

С этим заданием мы справились.

В морском путешествии, вам пригодятся знания слов на морскую тему. Я вам сейчас их прочту, а вы внимательно послушайте, затем, запишите и проверьте орфограмму проверочным словом.

Моряк-море, берег-берега, флаг-флаги, лодка-лодочка, карта, штурвал.

3. Постановка проблемы.

Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи говорится .

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто, что сделает, расскажет :

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … !

(тема урока : «глагол » )

Что мы знаем о глаголе ?

ГЛАГОЛ-это часть речи .

ГЛАГОЛ отвечает на вопрос- что делать, что сделать.

ГЛАГОЛ обозначает действие предмета.

Спишите из текста стихотворения 5 глаголов .

Какой можно сделать вывод : глагол – это часть речи , обозначает действие предмета, отвечает на вопросы : что делать? что сделать?

И вы, наверное, догадались о том, какой будет тема нашего урока .

Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название ?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить . А часть речи , которая обозначает действие предмета, назвали глаголом , ведь она рассказывает, «глаголит » о предмете : что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего , прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

4. Физкультурная пауза.

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою (машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками)

Поглядите : чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок .

5. Физкультминутка для глаз

6. Самостоятельная работа

Выбор задания самостоятельно.

1. Задание «Верные и неверные утверждения» . Выбери верное утверждение и подчеркни его.

Глагол – это признак предмета;

Глагол – это часть речи ;

Глагол – это предмет ;

Глагол – обозначает действие предмета;

Глагол отвечает на вопросы : кто? что?

Глагол – отвечает на вопросы : Что делать? Что сделать?

2 Задание. От данных существительных образуйте глаголы .

Звук - звучать

Крик - кричать

Знания – узнавать

Радость- радоваться

Встреча- встречать.

7. Рефлексия.

Я думаю, что пора возвращаться в школу, вас ждёт ещё многое впереди - мир знаний необъятен, человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Закончите предложение.

Сегодня на уроке мне… .

Ребята, у вас на столе лежат геометрические фигуры. Возьмите и нарисуйте мордочку, которая соответствует вашему настроению.

8. Итоги работы.

Назовите тему нашего урока ?

Кто обозначит главные понятия данной части речи ?

Публикации по теме:

Цели и задачи: Формирование двигательной и познавательной активности детей посредством игры; Формирование разнообразных умений и способностей.

Конспект НОД «Части тела» (младшая группа) Цель: - познакомить детей с основными частями тела; - развивать умение ориентироваться по схеме собственного тела; - называть его части;.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Части суток»

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Человек. Части тела» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 "Солнышко" Дата:.

Конспект НОД «Части суток» (младшая группа) Образовательная область – познавательное развитие. Интеграция: коммуникация, социализация, художественное творчество. Программное содержание:.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.