Кто такой иван павлов. Открытие Павлова – условный рефлекс. Выяснил про пищеварение

Павлов, Иван Петрович (1849–1936), русский физиолог, удостоенный в 1904 Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения.

Окончил в 1864 рязанское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Под влиянием научных трудов, особенно книги И.М.Сеченова Рефлексы головного мозга, Павлов решил оставить семинарию и в 1870 поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

После окончания университета стал студентом третьего курса Медико-хирургической академии. Окончив Академию в 1879, возглавил лабораторию физиологии в клинике С.П.Боткина. В 1884–1886 проходил стажировку в лабораториях Э.Дюбуа-Реймона (Франция), И.Мюллера, К.Людвига и Г.Гельмгольца (Германия). По возвращении в Россию работал у Боткина. В 1890 был назначен профессором фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 – заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Возглавлял физиологическую лабораторию в Институте экспериментальной медицины, где выполнил классические эксперименты по нервной регуляции процесса пищеварения, а с 1925 руководил Институтом физиологии АН СССР.

Основные направления научной деятельности Павлова – исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка» и наложению фистул на пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход – «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние «острых» экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. В 1890 Павлов провел опыт «мнимого» кормления животного с целью изучения роли центральной нервной системы в секреции желудочного сока. Используя метод «изолированного желудочка», установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторной и гуморально-клинической. Когда пища только подносится ко рту и пережевывается, выделяется первая порция желудочного сока. При попадании пищи в желудок начинается ее переваривание, и продукты распада, действуя на слизистую желудка, способствуют удлинению периода секреции на все время, пока пища находится в желудке.

Следующий этап в научной деятельности Павлова – изучение высшей нервной деятельности. Переход от работ в области пищеварения был обусловлен его представлениями о приспособительном характере деятельности пищеварительных желез. Павлов полагал, что приспособительные явления определяются не просто рефлексами со стороны полости рта: причину следует искать в психическом возбуждении. По мере получения новых данных о функционировании внешних отделов головного мозга формировалась новая научная дисциплина – наука о высшей нервной деятельности. В ее основе лежало представление о разделении рефлексов (психических факторов) на условные и безусловные. Условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя в эволюционном отношении форма приспособления организма к среде, он вырабатывается в результате накопления индивидуального жизненного опыта. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, доказали, что условнорефлекторная деятельность осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга. В коре больших полушарий был открыт центр торможения – антипод центра возбуждения; исследованы разные типы и виды торможения (внешние, внутренние); открыты законы распространения и сужения сферы действия возбуждения и торможения – основных нервных процессов; изучены проблемы сна и установлены его фазы; исследована охранительная роль торможения; изучена роль столкновения процессов возбуждения и торможения в возникновении неврозов. Широкую известность Павлову принесло его учение о типах нервной системы, которое тоже основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Наконец, еще одна заслуга Павлова – учение о сигнальных системах. У человека, помимо первой сигнальной системы, присущей также и животным, имеется вторая сигнальная система – особая форма высшей нервной деятельности, связанная с речевой функцией и абстрактным мышлением.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Научное творчество Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

В 1907 Павлов был избран членом Российской Академии наук, иностранным членом Лондонского королевского общества. В 1915 был награжден медалью Копли Лондонского королевского общества. В 1928 стал почетным членом Лондонского королевского общества врачей. В 1935, в возрасте 86 лет, Павлов председательствовал на сессиях 15-го Международного физиологического конгресса, проходившего в Москве и Ленинграде.

Выдающийся врач, физиолог и ученый, положивший начало развитию высшей нервной деятельности как самостоятельного подразделения науки. За годы своей жизни он стал автором многих научных статей, и добился всеобщего признания, став лауреатом Нобелевской премии в области медицины, однако наиболее важным достижением во всей его жизни, безусловно, можно считать открытие условного рефлекса, а также несколько теорий работы коры головного мозга человека, основанных на многолетних клинических испытаниях.

Своими научными изысканиями Иван Петрович на много лет опередил развитие медицины, и добился поразительных результатов, позволивших значительно расширить познания людей о работе всего организма и в особенности всех процессов, протекающих в коре головного мозга. Павлов серьезно приблизился к тому, чтобы понять значение и непосредственную необходимость сна, как физиологического процесса, разобрался в структуре и влиянии отдельных участков мозга на определенные типы деятельности, и сделал еще много важных шагов в понимании работы всех внутренних систем человека и животных. Конечно, некоторые работы Павлова, в последствие корректировались и исправлялись в соответствии с получением новых данных, и даже понятие условного рефлекса в наше время используется в значительно более узком значении, чем в момент его открытия, однако вклад Ивана Петровича в физиологию просто нельзя не оценить по достоинству.

Обучение и начало исследований

Доктор Павлов живо заинтересовался процессами, протекающими в человеческом мозгу непосредственно и рефлексами в 1869 году во время обучения в рязанской духовной семинарии, прочитав книгу профессора Сеченова «Рефлексы головного мозга». Именно благодаря ней он бросил юридический факультет и начал обучаться физиологии животных в Петербургском университете под руководством профессора Циона, обучившего молодого и подающего надежды студента свой профессиональной хирургической технике, о которой в то время ходили легенды. Далее карьера Павлова быстро пошла в гору. Во время учебы он работал в физиологической лаборатории Устимовича, а затем получил должность руководителя собственной физиологической лаборатории при клинике Боткина.

В этот период он активно начинает заниматься своими исследованиями, и одной из важнейших целей для Ивана Петровича было создание фистулы - специального отверстия в желудке. Этому он посвятил более 10 лет своей жизни, ведь данная операция отличается большой сложностью из-за желудочного сока, разъедающего стенки. Однако, в конце концов, у Павлова получилось добиться положительных результатов, и вскоре подобную операцию он мог провести на любых животных. Параллельно с этим Павлов защищает диссертацию «О центробежных нервах сердца», а также обучается за границей в Лейпцеге, работая совместно с выдающимися физиологами того времени. Чуть позже он также удостаивается звания члена Петербургской Академии Наук.

Понятие условного рефлекса и эксперименты на животных

Приблизительно в это же время он добивается успеха в своих главных профильных исследованиях, и формирует понятие условного рефлекса. В своих экспериментах он добивался выработки желудочного сока у собак под воздействием определенных условных раздражителей, таких как мигающий свет или определенный звуковой сигнал. Для изучения воздействия приобретенных рефлексов он оборудовал полностью изолированную от внешних воздействий лабораторию, в которой мог полностью регулировать все типы раздражителей. Путем простой операции он выводил слюнную железу собаки за пределы ее организма, и таким образом измерял количество слюны, выделяемой при демонстрации тех или иных условных или абсолютных раздражителей.

Также в ходе исследований он сформировал понятие слабых и сильных импульсов, которые можно смещать в необходимую сторону, для того чтобы, к примеру, добиваться выделения желудочного сока даже без непосредственной кормежки или демонстрации еды. Также он ввел понятия следового рефлекса, который активно проявляется у детей в возрасте от двух лет, и значительно способствует развитию мозговой активности и приобретения разнообразных привычек на первых этапах жизни человека и животных.

Результаты своих многолетних исследований Павлов изложил в своем докладе в 1093 году в Мадриде, за что год спустя получил всемирное признание и Нобелевскую Премию в области биологии. Однако на этом он не прекратил исследовании, и на протяжении следующих 35 лет занимался различными исследованиями, практически полностью переделав представления ученых о работе мозга и рефлекторных процессах.

Он активно сотрудничал с иностранными коллегами, регулярно проводил различные семинары международного уровня, охотно делился результатами своей работы с коллегами, а на протяжении последних пятнадцати лет жизни активно обучал молодых специалистов, многие из которых стали его прямыми последователями, и смогли еще глубже проникнуть в тайны человеческого мозга и поведенческих особенностей.

Последствия деятельности доктора Павлова

Стоит отметить, что Иван Петрович Павлов до самого последнего дня жизни проводил различные исследования, и во многом именно благодаря этому выдающемуся во всех отношениях ученому, в наше время медицина находится именно на таком высоком уровне. Его работа помогла разобраться не только в особенностях мозговой деятельности, но и в плане общих принципов физиологии, и именно последователи Павлова на основе его работ открыли закономерности наследственной передачи некоторых заболеваний. Отдельно стоит отметить вклад, внесенный им в ветеринарию, и в частности в хирургию животных, вышедший при его жизни на принципиально новый уровень.

Иван Петрович оставил огромный след в мировой науке, и запомнился его современникам, как выдающаяся личность, готовая ради науки пожертвовать собственными благами и удобствами. Этот великий человек не останавливался не перед чем, и смог добиться поразительных результатов, которых до сих пор не смог достичь ни один прогрессивный ученый исследователь.

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Иван Петрович Павлов, - творец материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое значение в медицине и педагогике, в философии и психологии, в спорте, труде, в любой деятельности человека - всюду оно служит основой и отправной точкой.

Основные направления научной деятельности Павлова - исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию "изолированного желудочка" и наложению фистул пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход - "хронический эксперимент", позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние "острых" экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. Используя метод " изолированного желудочка" Павлов установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторный и гуморально-клинический.

Следующий этап в научной деятельности Ивана Петровича Павлова - изучение высшей нервной деятельности. Переход от работ в области пищеварения был обусловлен его представлениями о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз. Павлов полагал, что приспособительные явления определяются не просто рефлексами со стороны полости рта: причину следует искать в психическом возбуждении. По мере получения новых данных о функционировании внешних отделов головного мозга формировалась новая научная дисциплина - наука о высшей нервной деятельности. В ее основе лежало представление о разделении рефлексов (психических факторов) на условные и безусловные.

Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов; доказали, что условнорефлекторная деятельность осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга. В коре больших полушарий был открыт центр торможения - антипод центра возбуждения; исследованы разные типы и виды торможения (внешние, внутренние); открыты законы распространения и сужения сферы действия возбуждения и торможения - основных нервных процессов; изучены проблемы сна и установлены его фазы; исследована охранительная роль торможения; изучена роль столкновения процессов возбуждения и торможения в возникновении неврозов.

Широкую известность Павлову принесло его учение о типах нервной системы, которое тоже основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения.

Наконец, еще одна заслуга Павлова - учение о сигнальных системах. У человека, помимо первой сигнальной системы, присущей так же и животным, имеется и вторая сигнальная система - особая форма высшей нервной деятельности, связанная с речевой функцией и абстрактным мышлением.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Научное творчество Ивана Петровича Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей - медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии и психологии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии. психология нервный павлов

В 1904 году Иван Петрович Павлов был удостоен Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения.

В 1907 году Павлов был избран членом Российской Академии Наук; иностранным членом Лондонского королевского общества.

В 1915 году был награжден медалью Копли Лондонского королевского общества.

В 1928 году стал почетным членом Лондонского королевского общества врачей.

В 1935 году в возрасте 86-ти (!) лет Павлов председательствовал на сессиях 15-го Международного физиологического конгресса, проходившего в Москве и Ленинграде.

Анализ биографического творческого пути Ивана Петровича Павлова

По мере того, как я читала разные биографии Ивана Петровича, в моем воображении создавался образ ледокола, танка, который пробирается сквозь дебри, лед, напролом, ведя за собой людей как буксир караван судов. Ощущение неиссякаемой энергии, бьющей ключом из этого великого человечищи, ощущение непоколебимой мощи, тесно переплетенной со страстью к науке. Человек с чувством собственного достоинства, гениальный мыслитель, он в то же время был очень скромным, не терпящим преклонения перед собой патриотом своей Родины.

Складывается впечатление, что не обстоятельства, не окружающие люди формировали его как ученого, а он сам! Исключительно за счет своего трудолюбия, упорства в достижении цели, своей пылкой любви к физиологии. Более того, своим примером, содействием, Иван Петрович помогал становлению многих других ученых.

Иван Павлов - один из самых ярких научных авторитетов России, да и что там говорить, всего мира. Будучи весьма талантливым ученым, на протяжении своей жизни он сумел внести внушительный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно Павлова считают основателем науки о высшей нервной деятельности человека. Ученый создал крупнейшую в России физиологическую школу и сделал ряд весомых открытий в области регуляции пищеварения.

Краткая биография

Иван Павлов родился в 1849 году в Рязани. В 1864-м он окончил Рязанское духовное училище, после чего поступил в семинарию. На последнем курсе Павлову в руки попала работа профессора И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», после чего будущий ученый навсегда связал свою жизнь со служением науке. В 1870 году он поступает в Петербуржский университет на факультет юриспруденции, однако через несколько дней переводится в одно из отделений физико-математического факультета. Кафедра медико-хирургической академии, которой длительное время руководил Сеченов, после вынужденного переезда ученого в Одессу перешла под руководство Ильи Циона. Именно у него Павлов перенял виртуозную технику оперативного вмешательства.

В 1883 году ученый защитил докторскую диссертацию на тему центробежных сердечных нервов. На протяжении нескольких следующих лет он работал в лабораториях Бреслау и Лейпцига, которыми руководили Р. Гейденгайн и К. Людвиг. В 1890-м Павлов занимает должности заведующего кафедры фармакологии ВМА и руководителя физиологической лаборатории при Институте экспериментальной медицины. В 1896 году под его опеку попадает кафедра физиологии ВМА, где он проработал до 1924 года. В 1904 году Павлов получает Нобелевскую премию за успешные исследования физиологии пищеварительных механизмов. До самой смерти в 1936-м ученый занимал должность ректора Института физиологии АН СССР.

Научные достижения Павлова

Отличительной особенностью методики исследований академика Павлова являлось то, что он связывал физиологическую деятельность организма с психическими процессами. Эту связь подтверждали результаты многочисленных исследований. Работы ученого, описывающие механизмы пищеварения, послужили толчком к возникновению нового направления - физиологии высшей нервной деятельности. Именно этой области Павлов посвятил более 35 лет своей научной работы. Его уму принадлежит идея создания метода условных рефлексов.

В 1923 году Павлов выдает первое издание своего труда, в котором он детально описывает более чем двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности животных. В 1926 году под Ленинградом советское правительство построило Биологическую станцию, где Павлов развернул исследования в области генетики поведения и высшей нервной деятельности антропоидов. Еще в 1918 году ученый проводил исследования в российских психиатрических клиниках, и уже в 1931-м по его инициативе была создана клиническая база исследований поведения животных.

Следует отметить, что в области познания функций мозга Павлову принадлежит едва ли не самый серьезный вклад за всю историю. Применение его научных методов позволило приоткрыть завесу тайны душевных заболеваний и наметить возможные пути их успешного лечения. Располагая поддержкой советского правительства, академик имел доступ ко всем необходимым для науки ресурсам, что позволило ему проводить революционные исследования, результаты которых были поистине ошеломляющими.

Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 года в Рязани в семье священника, поэтому по желанию родителей посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860-м поступил в духовное училище, где продолжил изучение естественных наук, интересовавших его больше всего. Прочитанная в юношестве книжка Г. Г. Леви «Физиология обыденной жизни» с картинками так глубоко запала в душу, что, если бы не она, вполне возможно, Павлов не стал бы физиологом. По счастливой случайности русское правительство разрешило студентам духовных семинарий продолжать образование в светских учебных заведениях. Поэтому Павлов в 1870 году незамедлительно поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

Получив через пять лет звание кандидата естественных наук, Павлов поступил на третий курс Санкт-Петербургской медикохирургической (с 1881 года - военно-медицинской) академии, а затем устроился ассистентом на кафедре физиологии ветеринарного отделения данной академии. В 1883-м защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, после отправился на работу в Лейпциг с двумя наиболее выдающимися физиологами того времени Рудольфом Гейденгайном и Карлом Людвигом. После двух лет работы вернулся в Россию.

С 1891-го заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины и одновременно руководил физиологическими исследованиями в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. В 1904-м Павлову вручили Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

В 1915 году Павлов был награжден французским орденом Почетного легиона, а затем получил медаль Копли Лондонского королевского общества. Иван Петрович был членом Академии наук СССР, иностранным членом Лондонского королевского общества и почетным членом Лондонского физиологического общества. Всего он был почетным членом 130 академий и научных обществ. Умер великий физиолог 27 февраля 1936 года в Ленинграде от пневмонии.

Достижения Павлова и психология человека

Работая с подопытными животными, Павлов верил, что полученные знания будут решающим звеном в открытии новых законов психической жизни человека. Читая лекции, посвященные выявленным условным рефлексам, ученый высказал мысль, что рано или поздно они приоткроют завесу тайны и над человеческой психикой. Несмотря на то, что вся научная деятельность физиолога была связана с собаками, он как-то заметил: «В сущности интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание».

Ученый всю жизнь стремился к тому, чтобы найти ответ на главную загадку или заложить основу ее будущего решения. Только на закате жизни Иван Петрович стал регулярно обследовать клинических больных. В итоге он нашел качественное отличие между высшими нервными процессами у животного и человека. Это не что иное, как речевая функция, которая обусловливает появление новых принципов работы больших полушарий мозга. Именно речь дает человеку особую систему рефлексов, значительно большую, чем у животных. Так, собаки реагируют на внешнее воздействие, связанное с жизненными потребностями. Человек тоже имеет эту особенность, но он может реагировать на слова, которые являются для него уникальными условными раздражителями. На основании этого открытия Павлов выделил два уровня сигнальной системы, назвав второй сигнальной системой функцию речи, присущую только человеку, а первой сигнальной системой – чувственные сигналы, посылаемые внешней средой.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека в процессе эволюции как дополнение к первой, которая досталась в наследство от животного. Ее работа основана на возбуждении органов, участвующих в общении, она помогает обобщать жизненный опыт и затем использовать его. Именно она дает людям возможность общаться и мыслить, что также является общением, но только с самим собой (так называемая внутренняя речь). Именно поэтому многие исследователи склоняются к мысли, что вторая сигнальная система возникла именно в процессе коммуникации.

Павлов считал, что без ее сигналов не может быть ни психической деятельности, ни мысли. Ученый подчеркивал, что вторая сигнальная система обусловливает более качественную связь человеческого организма с окружающей средой. Например, животные могут учиться только на собственном жизненном опыте с помощью первой сигнальной системы. Человек же открыт для любого стороннего опыта и может черпать его из всего мирового знания с помощью написанных или произнесенных слов, передающихся из поколения в поколение. Сочетания слов могут передавать самые сложные чувства, четко отражать внешнюю действительность спустя многие столетия.

Такое видение дало Павлову все основания считать, что психология имеет большой потенциал, который может быть расширен при тесной связи с физиологией. После того как была сформулирована идея о сигнальных системах, Павлов сделал еще одно открытие, связанное с защитной функцией нервной системы. Согласно его теории клетки мозга – самые активные клетки человеческого организма, что сказывается на их свойствах, а именно: они подвержены утомлению, перегрузке и повреждению. Природой был создан уникальный механизм защиты этих клеток. Павлов назвал этот механизм защитным торможением, более известным нам как сон. Во время сна клетки нервной системы восстанавливаются после дневного утомления, при этом организму требуется определенное количество часов сна в течение каждого двадцатичетырехчасового периода. Кроме этого, физиолог обнаружил, что так называемое искусственно вызванное защитное торможение в форме глубокого и продолжительного сна – эффективное лечение некоторых неврозов и психозов.

Иван Петрович Павлов оставил богатейшее наследие для многих наук, среди которых не только физиология, медицина, психология и психиатрия, но и педагогика, философия и другие родственные области знания о человеке.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.