Обучение чтению по методике монтессори. Чтение - метод Марии Монтессори (зона русского языка). Для чего же необходимо раннее развитие

Многие слышали об особом подходе к обучению детей чтению, который использует система Монтессори. Действительно, по этой методике дети учатся читать и писать одновременно. Как это происходит на занятиях в детских садах Монтессори? Какие материалы для этого нужны и можно ли их изготовить самостоятельно? С помощью недавно вышедшей «Энциклопедии Монтессори» методику можно с успехом применять и дома.

Чтение и письмо неотделимы друг от друга, и осваивать эти навыки нужно практически одновременно. Обычно интерес к ним просыпается в возрасте трех-четырех лет.

Сначала нужно научить ребенка выделять звук в слове . Для развития этого навыка в российских монтессори-школах используются коробочки или комодики с наборами мелких предметов, сгруппированных по принципу общего звука в их названиях. Первая задача — просто услышать общий звук, затем можно раскладывать предметы согласно позиции звука: в начале слова, в середине, в конце.

Когда ребенок станет различать звук в слове, можно показать букву, которой этот звук обозначается . Для этого существует специальный методический материал: карточки с наклеенными на них шершавыми буквами, подвижные алфавиты для письменных и печатных букв, а также всевозможные приспособления для письма.

Как сделать буквы на карточках
Для русского алфавита сделайте 33 карточки (по числу букв) из тонкого цветного картона размером 20×15 см. Для некоторых букв, например «Щ», понадобится более широкая карточка. Используйте картон разного цвета для гласных и согласных.
Затем нужно вырезать буквы из мелкой наждачной бумаги и наклеить каждую букву на карточку наждачной бумагой вверх.

Карточки с буквами

Шершавые буквы Монтессори на гладких карточках помогают детям выучить алфавит, опираясь не только на визуальное восприятие, но и на тактильные ощущения.

Сядьте рядом с ребенком, держа карточку с буквой (например, «К») на маленьком коврике. Проводя пальцем по букве, скажите: «Это „К“. Можешь повторить? „К“». Большинство детей могут повторить. Затем предложите ребенку обвести пальцем букву и произнести соответствующий ей звук. Когда ребенок обводит букву, у него формируются три отчетливых впечатления: зрительное от формы буквы, тактильное от последовательности ее «написания» и слуховое от того, как произносится соответствующий ей звук.

Перейдите ко второму этапу урока. «Можешь показать мне букву „К“? Можешь показать букву „О“?». Если ребенок ошибается, вернитесь к первому этапу.

Наконец, третий этап. Положите перед ребенком изученные буквы, например «К», «О», «Т», и он по очереди их назовет: «К-О-Т». Ребенок только что прочел свое первое слово!

Важно начинать с самых простых и коротких слов, которые пишутся так, как мы их слышим.

Знакомство с буквами
Знакомьте ребенка с буквами постепенно. Первыми могут быть те, которые составляют его имя. Подписывайте его работы, читайте его имя вместе с ним вслух.
Подстраивайтесь под ритм ребенка. Если он устал, завершите урок. Ваша цель — привить ему любовь к чтению и письму, а не заставить его научиться читать и писать любой ценой.

Подготовка руки к письму

Прежде чем ребенок начнет учиться писать карандашом, ему нужно натренировать мелкие мышцы кисти и уметь контролировать их движения.

На первых порах хорошим дополнением к упражнениям с карточками может стать рисование на песке: оно развивает мышечную память. Возьмите глубокий поднос, чтобы песок не рассыпался. После того как ребенок обвел пальцем букву на карточке, предложите ему нарисовать такую же на песке.

Очень удобны грифельная доска и мел. Как и в случае с песком, предложите малышу обвести пальцем букву на карточке, а затем попробовать написать ее мелом на доске.

Дайте ребенку хорошие цветные карандаши и качественную бумагу. Покажите, как заштриховывать фигуры аккуратными параллельными линиями. Также могут пригодиться металлические рамки для обводок и штриховок, наборы для вырезания и выкалывания картинок.

Когда ребенок будет уверенно выводить линии, можно начинать переписывать слова на бумагу. Для этого в практике монтессори-педагогов используются два специальных подвижных алфавита из письменных букв с соединениями: синий для ребенка, красный для взрослого.

Попросите ребенка составить слово из синего алфавита. Если он составил его с ошибкой, то нужно из своего красного составить такое же слово правильно и предложить ребенку проверить себя. Правильно составленные слова переписываются от руки.

Для знакомства с печатными буквами используется отдельный подвижный алфавит и материал для сопоставления письменной и печатной буквы.

Переход к чтению с пониманием

Здесь также важно не спешить и усложнять задания постепенно. Для этого наглядный материал организуется в серии, каждая из которых сложнее предыдущей.

Самая простая серия — розовая, предназначенная для чтения без трудностей: все слова читаются так, как написаны.

Первый материал в серии — интуитивное чтение. Выложите на стол игрушки с короткими названиями, начинаться они должны на разные буквы, например дом, шар, кот, стул... Медленно пишите на отдельных маленьких листочках каждое слово. Ребенок «читает» (на самом деле — сначала догадывается по первой букве) и раскладывает подписи. Потом нужно перепутать сначала предметы, затем подписи и попросить ребенка восстановить соответствие.

Второй материал — чтение названий предметов из окружающей среды. Вы пишете при ребенке названия предметов, имеющихся в комнате (слово прочитывается постепенно по мере написания), а ребенок ищет эти предметы и раскладывает к ним подписи.

Третий материал — карточки для чтения с классификацией по темам. Первый, рабочий комплект разрезается: вам карточки с картинками, ребенку — с подписями. Его задача — правильно разложить подписи под карточками. Проверить правильность он сможет сам, взяв контрольные карты, у которых подписи не отрезаны.

Четвертый материал — просто списки слов, в которых встречаются и непонятные, неожиданные для ребенка. Читайте вместе с ним слова и спрашивайте, что они значат. Если ребенок не знает слово, объясните. Можно демонстративно использовать для этого толковый словарь: так вы привьете навык использования справочной литературы.

Пятый материал — предложения-задания. Это своего рода игра в фанты. Ребенок читает написанные на бумажных полосках «приказания» и выбирает, что из предложенного он сделает.

Шестой материал — короткие книжки с картинками и текстом из нескольких предложений. Напомним, что во всех материалах этой серии не должно быть трудностей: все слова читаются так, как пишутся.

Игра с глаголами
Когда ребенок научился читать слова, попробуйте более сложную версию игры в указания. Подготовьте набор карточек, чтобы на каждой было одно командное слово (глагол). Ребенок выбирает карточку, читает ее, просит вас подержать ее, пока он показывает команду: прыгнуть, улыбнуться, зевнуть, спать, хлопнуть в ладоши, сесть, встать, помахать рукой, есть, пить, положить руки на голову и т.д.
Игру можно усложнить, если использовать набор карточек с полными предложениями, например: «Принеси мне куклу» или «Пройди по комнате как утка».

Дальнейшее освоение чтения предполагает работу с аналогичными сериями материалов, в каждой из которых будет какая-то одна трудность. К примеру, слова с йотированными гласными е, ё, ю, я в сочетании с согласными объединены в зеленую серию. Слова с мягким знаком, с сочетаниями жи, ши, ци, с оглушенными и непроизносимыми звуками, с окончаниями -тся, -ться — в голубую серию.

В конце концов вы с ребенком дойдете до белой серии, в которой встречаются слова с самыми различными трудностями одновременно. Завершается она чтением книжек-определений. Это материал, позволяющий ребенку освоить работу с научным текстом — выделять ключевые слова, запоминать информацию.

И еще раз повторим: не старайтесь обогнать события. Кто-то научится читать в четыре года, кто-то в шесть, а кто-то и в семь. Все дети разные, поэтому нет смысла беспокоиться, что ваш ребенок проявляет меньше рвения в учебе, чем его сверстники. Когда он будет готов, все сложится словно само собой, и он с вашей помощью начнет сам охотно читать и писать.

Сегодня я коснусь темы чтения для самых маленьких, учитывая .

  • Как организовать место для чтения, если Вы хотите, чтобы малыш рос самостоятельной личностью?
  • Как читать ребенку, чтобы он был не только пассивным слушателем?
  • Какие книги читать полезнее?

1. С самого раннего возраста разрешайте ребенку держать книги в руках. Покупайте книги с толстыми картонными станицами и читайте их вместе с малышом. Держа его на руках, поощряйте самостоятельное перелистывание страниц. Покажите, как правильно листать, берясь за страницу справа сверху.

Наши девочки читают

2. Обучайте ребенка правильно обращаться с книгами. Покажите ему, где хранятся книги и как их складывать. Дети очень быстро привыкают к порядку, если им показывать, что и как убирать.

Корзинка с детскими книгами

3. Располагайте книги в доступном для ребенка месте. Желательно выкладывать их, как на выставке, обложками вперед. Так ребенок сможет выбрать книгу для чтения самостоятельно.

Низкий держатель для книг

Полка для детских книг

4. Выбирайте книги, изображающие реальные предметы, описывающие реальные истории. Монтессори не против волшебных , просто вера в волшебство приходит к детям после 3-4 лет. А малышам интересно узнавать и исследовать реальный мир, животных, действия и т.д.

5. Покупайте книги, показывающие разнообразие мира.

6. Создайте ребенку удобное место для чтения. Возможно, это будет маленькое кресло, подушка или коврик. Проследите, чтобы освещение в этом месте было хорошим. Поставьте рядом этажерку или корзинку с книгами. Несколько раз покажите, как Вы берете книгу, усаживаетесь на коврик (кресло или подушку) и читаете её, а затем закрываете и кладете на место.

Ксюшин домик для чтения

Низкие полки и стол

7. Не отвлекайте ребенка, когда он читает (смотрит) книгу. Благодаря этому, он научится концентрировать внимание.

8. Не выставляйте слишком много книг. Лучше следите, какие книги ребенок просмотрел много раз и потерял к ним интерес, меняйте их на другие. Однако, самые любимые его книги пусть всегда будут легко доступны.

Книги выставлены обложкой вперед

9. Выбирайте книги с четкими и понятными иллюстрациями. В раннем возрасте избегайте размытых абстрактных рисунков. Малышу должно быть все ясно, тогда он сможет не только назвать предмет, но и описать его.

Основатель: Мария Монтессори — итальянский педагог, доктор медицины.

Она предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специальных пособий, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги – легко и с удовольствием научатся читать.

Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, она пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква — тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем, начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Этапы освоения чтения

1. Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками.

Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок, наконец, возьмет карандаш, или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети – и самые маленькие, и постарше — отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

2. Ощупываем буквы

На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

3. Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

4. Пишем слова

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению М. Монтессори, рождается мания письма.

5. Читаем

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Читаем – играем

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Но у каждой игры есть свои правила. Постараемся их соблюдать.

Играем: с чего начать и чем закончить

Любая игра-упражнение начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это шершавые буквы. Мы будем обводить их пальчиком и называть».

Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.

После презентации дайте малышу возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, не помогайте, пусть он делает все сам.

А заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как собрать буквы в коробку, положить на место книжки и картинки.

Рассчитывайте игру так, чтобы малыш не устал, когда подойдет время уборки. Помните: порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.

Сочиняем сказки

Игры с буквами на первых порах увлекут любого малыша.

Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру. Некоторые ходы мы подскажем вам, когда будем рассказывать об играх, но и вам нужно потрудиться. Помните: превращайте любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения буковок, или детей, про волшебные картинки, которые помогают им преодолеть все препятствия.
Например, малыш обводит пальчиком букву О, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем-ка на помощь волшебную букву М и составим слово „мост“» и т. д.

Монтессори-упражнения

В соответствии с этапами освоения чтения подобраны и упражнения, которые вы найдете ниже. Упражнения перечислены от простых к сложным. Заметили, что малыш с легкостью выполняет задание — значит, пришло время переходить к следующему. Не форсируйте события, помните, родителю в системе Монтессори отведена роль внимательного наблюдателя.
Упражнение «Рамки и вкладыши»

Цель упражнения: тренировка руки в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом, утончение мелкой моторики, подготовка к письму.

Материал: несколько рамочек с геометрическими фигурами. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вынимать вкладыши из рамок. Вкладыши представляют собой следующие фигуры: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольник, четырехлистник, треугольная фигура с дугообразными сторонами, овал. Вам также понадобятся небольшой поднос, на котором стоит подставка для цветных карандашей, деревянная квадратная дощечка и листки белой бумаги таких же размеров.

Как играть: рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма.

Упражнение «От точки к точке»

Цель упражнения: подготовка к письму, проведение линий, утончение мелкой моторики руки, овладение карандашом.

Материал: картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), карандаш.

Как играть: ребенок выбирает любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение «Шершавые буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, изучение алфавита через тактильные ощущения, подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.

Материал: на табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек — голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.

Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

Упражнение «Узнай буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим, изучение письменного алфавита, подготовка к письму.

Материал: розовые и голубые картонные таблички с наклеенными на них шершавыми буквами, шрифт письменный, платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Его контролирует кто-то из детей или учитель.

Упражнение «Шершавые слова»

Цель упражнения: утончение тактильного восприятия письменного языка, подготовка к письму, развитие образного восприятия языковой символики, концентрация внимания.

Материал: коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова, платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Его контролирует кто-то из детей или учитель.

Упражнение «Письмо на манке»

Цель упражнения: подготовка к письму, утончение мелкой моторики.

Материал: набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.

Как играть:

Первый вариант: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Сначала обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого подхода.

Второй вариант: то же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведите ею сначала шершавую букву, а потом повторите ее очертания по манке.

Упражнение «Склады»

Цель упражнения: буквенный анализ слов, подготовка к письму и чтению, соотнесение звука и буквы, складывание букв на слух.

Материал: коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке. При этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные – из розового.

Описание работы: ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер насколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово МАМА. При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук «м», потом звук «а» и т. д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово МАМА.

Упражнение «Домино из букв»

Цель упражнения: распознавание букв как символов звуков в написанных словах, изучение целых слов, интуитивное чтение.

Материал: мешочек, в котором сложены таблички со словами, в каждом из которых выделены красным первая и последняя буквы. На обратной стороне карточки стоит контрольный рисунок. Например: роза, ангел, лимон, носок, кулич, чайник, кот, три, игла, ананас, серп, петух, хоккей.

Как играть: ребенок высыпает перед собой таблички из мешочка и переворачивает их словами вверх. Он складывает цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали (принцип игры в домино). Например: РОЗА – АНГЕЛ – ЛИМОН. Если ребенок еще не готов к различению букв, он может работать с материалом через фонетику. Для этого он кладет таблички картинками вверх и проделывает ту же работу, но вслух произносит название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.

Упражнение «Как говорит кошка»

Цель упражнения: расширение запаса слов, тренировка в чтении отдельных слов.

Материал: Коробка с двумя отделениями. В одном лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: осел, кошка, утка, петух. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку».

Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: утка – кря, кошка – мяу, петух – кукареку.

Упражнение «Слова и картинки»

Цель упражнения: развитие навыков интуитивного чтения; упорядочивание слов языка, сравнение слова и изображения предмета.

Материал: три набора карточек.

Первый – карточки с картинками, второй – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, третий – контрольные карточки, где слово и картинки объединены.

Как играть: ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение «Времена года»

Цель упражнения: интуитивное чтение слов, обозначающих время года и месяцы.

Материал: картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев. Сектора закрашены в зависимости от того, к какому времени года они относятся: зима – белый; весна – зеленый; лето – красный; осень – желтый.

Как играть: ребенок кладет перед собой материал. Сектора круга перемешаны. Нужно сложить целую фигуру.

Упражнение «Книжка с картинками»

Цель упражнения: развитие навыка интуитивного чтения.

Материал: книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой написано его название. Слова в ней должны быть простыми, и лучше, если они собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т. д.

Как играть: малыш рассматривает книгу и сопоставляет слово с картинкой.

Упражнение «Построй предложение»

Цель упражнения: соединение отдельных слов в предложение, знакомство с понятием предложения, упражнение в чтении отдельных слов и их осмыслении.

Материал: группы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Из карточек одного цвета можно составить предложение. Цветные карточки могут быть заменены белыми с цветным кантом.

Как играть: ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. При этом не столь важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение «Найди клад»

Цель упражнения: связное чтение, осмысление прочитанного, проживание прочитанного.

Материал: полоски, на которых написаны задания для детей. Слова в заданиях очень простые и одновременно занимательные, например команды, позволяющие малышу найти некий спрятанный предмет, приз.

Как играть: ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим.

Упражнение «Читаем Толстого»

Цель упражнения: начальное сознательное чтение.

Материал: еще раз усовершенствуем наши самодельные книжки. Теперь на одной странице остается картинка, а на другой – помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого.

Как играть: ребенок читает предложения в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Минусы

  • громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды;
  • методика, безусловно, рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома;
  • мама в этой системе играет роль наблюдателя, или подручного средства для оказания помощи.

Плюсы

  • дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги;
  • ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя;
  • упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику;
  • многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторикуважный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

педагог-психолог МАОУ «СОШ №43» РК г. Сыктывкар Елена Геннадьевна Неверовская

Данную методику я в первые применила при подготовке дошкольников в возрастных группах 3-4, 4-5 и 5-6 лет в студии «Знайка» школы будущего первоклассника в центрах раннего развития г. Сыктывкар.

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому» . Рекомендовано было родителям делать следующим образом: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это считают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда ребёнок сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку) . Создав вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка, он дальше будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

В период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, желательно, предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

  • материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
  • материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
  • материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
  • материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги) , поднос с манкой для письма;
  • материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных) ;
  • материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.

Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детьми в студии «Знайка» , я пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок) , чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Практические упражнения

Упражнение 1

Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого советую заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.

Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2

Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3

Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4

Пишем слова

Ребёнок приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6

Играем с рамками-вкладышами

Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7

От точки к точке

Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек) , дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8

Шершавые буквы

Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком) . Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9

Письмо на манке

Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10

Сочини слово

Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.

Пары букв для карточек

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,

Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.

Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,

начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:

БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11

Сочини слово

Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа» , «мяу» , «кря» , «кукареку» . Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12

Слова и картинки

Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор – контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13

Читаем трудные слова

Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.

Примеры трудностей в прочтении слов

О – А Д – Т

Б – П Г – В

В – Ф И – Ы

Ч – Ш ЫЙ – ОЙ

К – Х Я – Е

С – З Т – Ш

И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА

Г – К ИЙ – ОЙ

На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно

усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).

Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14

Построй предложение

Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны

письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15

Читаем Толстого

Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой –

помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает

предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И ребёнку всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Особенность обучения по методике Марии Монтессори такова, что детей учат читать через письмо. То есть, сначала дети учатся писать и благодаря этому могут прочитать то, что написали. И буквы им показываются вначале письменные. В этом есть определённый смысл, поскольку графическое изображение знака дети узнают одновременно, что позволяет задействовать рецепторы максимально и запомнить знак лучше, а круговые движения письменных букв даются детям легче.

Когда и как начинать обучение чтению по Монтессори

Итак, Мария Монтессори считала, что к обучению чтению дети готовы не ранее 4,5 лет. Но это относительная величина. В Монтессори-среде ребёнок, как известно, сам выбирает деятельность по интересу и желанию, а значит, проявить интерес малыш к буквам может и в три года (если зоны головного мозга сформировались для этого) и в пять лет, или не проявить его до самой школы (если есть задержка развития или другие особенности).

Поскольку деятельность ребёнка регламентируется им самим, о жёстком порядке овладения материалом речь не идёт. Только если для выбранного ребёнком материала не хватает базы знаний и умений, то педагог предложит вернуться к предыдущим материалам и освоить их. Начинается обучение чтению с простого – с расширения словарного запаса. В зоне русского языка стоят карточки с систематизированными картинками: дикие и домашние животные, детёныши животных, мебель, предметы одежды, рабочие инструменты и пр. Каждая группа имеет цветовой код – рамку красного (животный мир), жёлтого (мир человека) или зелёного (растения) цвета. Дети рассматривают карточки и выполняют игровые задания под руководством педагога или старших детей.

Параллельно дети могут играть в звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определённый звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Звук должен стоять в разных местах – в начале, середине или конце слова, но быть чётко слышимым и неизменённым. Таким образом ребёнок учится дифференцировать звук в слове и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.

Готовят руку малыша к письму рамки для штриховки и модули для подготовки к письму. С помощью модулей ребёнок ведёт ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Металлические рамки для штриховки помогут сначала нарисовать контур, а затем заштриховать его различными способами. Сначала соблюдать границы помогут металлические края, а затем – только нарисованный самим собой карандашный контур. Так ребенок учится соотносить движение руки и глаза, учится контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать границы.

Чтение по методике Монтессори – шаг за шагом

Далее следует знакомство с шероховатыми буквами. Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). На каждой табличке – одна буква. Буквы письменные, потому что круговые движения более доступны для детей. После можно показать аналогичные таблички с печатными буквами. Таблички окрашены в разные цвета: согласные – голубой цвет, гласные – розовый. Мягкий и твёрдый знаки – на белом фоне. Как только ребёнок заинтересовался содержанием табличек и значением букв, он готов обучаться. Малышу показывают три буквы за один раз. В следующий раз будут показаны две хорошо знакомых буквы и одна-две новых, незнакомых. Обучение проводится так называемым трёхступенчатым уроком. Так дети лучше воспринимают информацию.

Первая ступень – сообщение информации. «Это – …» Педагог выкладывает поочерёдно таблички. Называет звук, проводя двумя пальцами по букве. Даёт табличку ребёнку и предлагает ему ощупать букву, снова называя её. Затем то же самое происходит с двумя следующими буквами: назвать, ощупать, дать ребёнку, снова назвать. Буквы берутся простые, доступные в произношении и написании ребёнку этого возраста. Называется звук, а не буква (не «мэ» и «эс», а «ммм» и «ссс», например).

Вторая ступень – усвоение информации. «Покажи мне это». Педагог поочерёдно просит показать буквы или совершить с ними простые действия (положить одну букву на край стола, вторую взять себе или отдать другому, третью положить сверху и т.д.). Так происходит автоматизация слухового и зрительного образа буквы. Если вторая ступень пройдена легко и просто, переходим к третьей. Если ребёнок не запомнил – возвращаем его на первую ступень и поднимаемся повторно.

Третья ступень – проверка и автоматизация знаний. «Что это?» Педагог просит назвать поочерёдно все три буквы, по порядку и вразбивку. Если третья ступень преодолевается с трудом, возвращаем ребёнка на вторую и проходим эти три буквы снова. Если какая-то буква даётся ребёнку с трудом, она автоматически переходит на следующий урок и будет даваться в паре двумя хорошо знакомыми или с одной новой. Если все три буквы вызывают затруднения – повторяем их на следующем уроке (презентации).

После такого мини-урока ребёнку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их. Для изображения знаков предназначен поднос с манкой – там ребёнок пальчиком пытается изобразить знакомые буквы. Никто не станет оценивать работу кроме его самого, а неудачные (по его собственному мнению) варианты легко стираются движением руки. Также буквы можно выложить из палочек или пластилиновых колбасок.

Составляем слова

После шероховатых букв можно переходить к подвижному алфавиту. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные буквам на шероховатых табличках. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова. Буквы (письменные, как вы помните) имеют стыки-хвостики, и поэтому органично соединяются между собой. Таким образом ребёнок уже почти пишет – составляет слова из букв. Автоматизирует это умение изображением букв пальчиком на манке, палочкой на песке или карандашом на бумаге – по собственному желанию и умению.

Собственно чтение начинается для ребёнка с серий карточек. На каждой карточке написано слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определённом цветом.

Розовая – чтение без трудностей, каждая буква в слове произносится так, как написано.
Зелёная – добавляются слова с йотированными гласными после согласной.
Голубая – вводятся трудности в чтении – безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушённые согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания жи-ши и пр.
Белая серия автоматизирует чтение – в слове может быть несколько разных трудностей.

Это так называемое интуитивное чтение – когда ребёнок читает слово целиком, и слово запоминается целиком. Ребёнок ещё не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания. Дальнейшие совершенствуют и закрепляют умение ребёнка читать и писать.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.