Передвижение населения. Передвижение населения, общая и транспортная подвижность. Другие вынужденные перемещения населения

Передвижение – это перемещение людей от пункта отправления до пункта

назначения.

Виды передвижения населения:

Пешеходные

Транспортные

Поездка – это передвижение пассажира от момента входа в транспортное

средство до момента выхода из него.

Виды поездок(передвижений):

Простые (пешком или на 1 т.с А-Б)

Сложные(пешеходные+ т.с или с пересадками)

Возвратные(утром на работу, вечером домой)

Встречные(одновременно народ туда и оттуда)

Корреспонденция – это устойчивые транспортные связи между двумя

пунктами, для которых характерны встречное и (или) возвратное передвижения.

Организованное транспортное облуживание передвижений населения

осуществляется с учетом корреспондентских связей, которые являются основой

маршрутных сообщений.

Интенсивность передвижений количественно выражается показателем

подвижности населения.

45. Подвижность населения р – это количество передвижений, приходящихся на

одного человека от общего числа участников передвижений за расчетный

промежуток времени, как правило, год:

где П – количество передвижений за год; К – число участников передвижений.

Пешеходная подвижность есть число пеших передвижений в год,

приходящихся на одного жителя.

Транспортной подвижностью называется количество поездок в расчете на

одного жителя в год:

где Птр – количество передвижений на транспорте в течение года; Кж – число

жителей населенного пункта; Qг – число пассажиров, перевезенных за год.

Потенциальная подвижность соответствует запросу населения на

передвижения. Количественно потенциальная подвижность определяется числом

желаемых передвижений (транспортных или пешеходных) жителей.

Латентная (скрытая) подвижность – это существующий, но фактически не

предъявленный спрос на передвижения. В этом случае население не обращается к

перевозчику в виду низкого качества услуг, отсутствия информации о

существующих маршрутах и др.

Фактическая подвижность – это число заявленных передвижений.

Применительно к пассажирским перевозкам число подошедших на остановочный

пункт пассажиров составит их фактическую подвижность

Реализованная подвижность – это число совершенных передвижений,

выполненных в конкретных условиях места и времени. Количественно

реализованная подвижность оценивается выполненным объемом перевозок.

Нереализованная подвижность – это нереализованная потребность в

передвижениях, вызванная низким уровнем транспортного обслуживания

населения.

Абсолютной подвижностью называют число передвижений, приходящихся в

год на одного человека из определенной группы населения, участвующей в

передвижениях. Например, для групп жителей города Кг, пригорода Кпр, других

городов Кдг подвижность будет рассчитываться:

где рг, рпр, рдг – абсолютная подвижность соответственно жителей городов; Пг,

Ппр, Пдг – количество передвижений соответственно населения города, пригорода

и приезжих из других городов.

Общей подвижностью робщ называется количество передвижений,

совершенных всеми группами населения, отнесенное к числу жителей Кж,

проживающих в границах города (района обслуживания):

Перспективную транспортную подвижность устанавливают на основании

обработки отчетно-статистических данных и данных обследований с учетом ее

перспективного роста. Q’ = р’тр ⋅ К’ж,

где Q’ – вероятный объем перевозок на перспективу (пасс.); р’тр –

перспективная транспортная подвижность населения по прогнозам; К’ж –

прогнозируемое число жителей на перспективу.

46. Общие принципы организации авто перевозок

В транспортном процессе участвуют 3 стороны:

Отправитель

Получатель

Транспортная организация

В зависимости от роли каждой стороны в транспортном процессе различают: централизованные и децентрализованные перевозки.

Централизованные перевозки грузов – наиболее прогрессивная форма организации вто перевозок обеспечивающая производительность п.с., снижение себестоимости перевозок и сокращение транспортных издержек грузовладельцев. Повышают культуру обслуживания грузовладельцев и улучшают организацию транспортной работы.

Принципы централизованных перевозок:

Заказчик транспорта- грузоотправитель

Погрузку груза осуществляет грузоотправитель или организация.

Транспортировка грузов осуществляется автотранспортн предприятием общего пользоывния

Разгрузку груза производит получатель

Экспедирует груз автотранспортн предприятие(шофер)

Расчеты за перевозку с автотранспортн предприятием ведет грузоотправитель- заказчик т.с.

Перевозки осущ по единому графику согласован межде 3мя сторонами

При децентрализованных перевозках получатель обеспечивает погрузку груза, его экспедицию и разгрузку.

Недостатки децентрализован перевозок:

Простои подвижного состава при погрузке/разгрузке

Отсутствие стимула к механизации

Нерациональное использование погрузчиков экспедиторов

47. Документальное оформление централизованных перевозок:

1. Договор на перегрузов т.с. общ пользования

2. Договор на перевозку контейнеров

3. Договор на перевозку грузов в торговой сети и

48. Методы организации централизованных перевозок: отправительский, отраслевой и транспортный.

При отправительском методе все функции организации перевозок берет на себя грузоотправитель, который заказывает автомобиль на транспортном предприятии. Этот метод применяется при наличии крупного поставщика, который организует специальное подразделение по сбыту и доставке своей продукции многочисленным потребителям. Основным преимуществом данного метода является возможность эффективной организации погрузки автомашины за счет согласования графиков производства продукции, ежедневных объемов сбыта и производительности погрузочно-разгрузочных машин. Недостатком является невозможность эффективного использования автомашины, так как при таком методе в основном могут применяться только маятниковые маршруты.

При отраслевом методе необходимо наличие дистрибьютора (поставщика), который организует сбыт продукции сходного назначения от разных производителей. В отличие от отправительского метода здесь предусматривается не только доставка заказанной продукции потребителю, но и ее завоз от различных производителей на склад, который используется для комплектования заказов.
Тем самым расширяются возможности для более эффективного использования автотранспортного средства.

При транспортном методе организатором централизованных перевозок является перевозчик или транспортно-экспедиционная организация. В этом случае организатор перевозок не привязан к какой-то конкретной продукции или производителю, а организует перевозки в соответствии с поступающими заказами. За счет этого существуют наиболее широкие возможности повышения эффективности использования автомашины.

На современном этапе система управления должна базироваться на оценке ситуации в области миграционного движения населения. Численность и структура жителей страны, его трудоспособного населения претерпевают изменения, не только зависящие от динамики уровней рождаемости и смертности, но и от миграционных процессов (притока и оттока людей), значимо корректирующих параметры общества. Колебания уровней миграционных процессов находят свое отражение в изменениях структуры трудоспособного населения и уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, социальной напряженности и т.д. В связи с этим изучение миграционного движения населения всегда занимало и занимает самостоятельное место в процессе выработки и осуществления управляющего воздействия на демографическое и социально-экономическое развитие общества.

Благодаря перемещениям людей по территории на Земле заселено практически все пригодное для жизни пространство. Миграция населения способствовала формированию человеческого общества и развитию цивилизации. Общеизвестный исторический факт связан с совокупностью этнических перемещений в Европе в IV-VII вв., условно называющихся великим переселением народов. Этот глобальный миграционный процесс стал основой социального переворота в европейской истории. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми и религиозными конфликтами между переселенцами и оседлым населением. Оно выступило условием для образования и развития на Европейском континенте новых государств в период Средневековья.

Трактовка термина "миграционное движение населения" в научной литературе представлена достаточно обширным кругом мнений и точек зрения. Например, Л. Н. Сухов и С. Л. Трыканова под миграцией понимают лишь пространственную мобильность (перемещение) индивида, направленную на овладение ресурсами новых территорий и связанную с переменой места жительства . В демографическом энциклопедическом словаре миграция населения - перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время .

В совокупности данное понятие может быть рассмотрено в широком и узком смысле слова.

В широком смысле миграция представляет собой произвольное пространственное перемещение, переселение людей. В этом случае круг лиц, относимых к мигрантам, может охватывать достаточно большую долю жителей государства, всех тех, кто ежедневно или периодически вынужден совершать перемещения по территории: па работу, на учебу, на дачу, по делам и т.п.

В узком смысле миграция общественный процесс, характеризующийся перемещением населения через границы административно-территориальных единиц с целью перемены постоянного места жительства.

Следовательно, выделяются два основных взаимосвязанных критерия миграционного движения жителей:

  • пересечение административно-территориальных границ (страны, республики, области, края и т.д.);
  • смена постоянного места жительства.

На практике при изучении миграции по обыкновению используют узкую концепцию, что связано, с одной стороны, с невозможностью учета абсолютно всех территориальных перемещений людей, с другой - с несомненной и неотъемлемой необходимостью регламентации принципов учета мигрантов (лиц - участников миграционного движения населения) с целью управления данным общественным процессом.

В целом под миграцией населения понимается многосложный и комбинационный процесс социально-демографического развития общества, требующий всестороннего анализа и определенной систематизации факторов.

В демографии миграционные потоки классифицируются по ряду признаков, среди которых: направление миграции, причины, время и другие основания для выделения отдельных подвидов миграции (рис. 4.4).

Рис. 4.4.

Миграционные потоки по характеру пересечения границ разделяются на два основных вида: внешнюю и внутреннюю миграцию.

К первому виду миграции относится выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы в данное государство (иммиграция). Внешняя миграция характеризует совокупность перемещений людей между странами, между континентами и внутри континентов.

Ко второму виду относятся перемещения жителей, происходящие внутри каждой страны.

Внутренняя миграция по отношению к административно-территориальным единицам в Российской Федерации разграничивается в соответствии со следующими направлениями:

  • внутриобластные - миграционные перемещения в пределах области (края, республики, автономного округа), когда не покидают пределы ее границы;
  • межобластные - перемещения, совершающиеся внутри крупных экономических районов, федеральных округов;
  • межрайонные - миграции, происходящие между крупными экономическими районами, федеральными округами.

Миграционное движение по признаку направления делится на: из села в село (преимущественно из мелких сельских поселений в крупные); из села в город (характеризует процесс урбанизации общества); из города в город (основная доля перемещений представлена движением людей из небольших городских поселений в крупные, экономически и инфраструктурно развитые города); из города в село (наиболее редкий вид перемещений).

Миграционные потоки по формам реализации могут быть организованными и стихийными (неорганизованными ).

К первой категории миграционных потоков относится регулируемое и осуществляемое государством движение населения. Поэтому организованная миграция основывается на специальных мероприятиях государства и нацелена на решение управленческих социально-экономических задач, связанных с освоением и развитием новых территорий, природных богатств, строительством железных дорог, производственных комплексов и т.п. Среди наиболее распространенных видов организованной миграции выделяют: направления выпускников учебных заведений на работу; переводы по службе; общественные призывы (например, строительство БАМа, освоение целины и др.).

Вторая категория миграционного движения характеризуется собственной инициативой населения. Индивидуальная, неорганизованная, или стихийная, миграция преимущественно определяется такими причинами как: стремление к материальному благополучию (на новом месте предполагается получение более высоких доходов); необходимость повышения уровня образования и квалификации; желание переместиться в районы с развитой инфраструктурой; семейные обстоятельства (вступление в брак и переезд к супругу); необходимость переезда в связи с лечением и т.п.

Миграционные перемещения по времени представлены следующими видами миграций:

  • постоянной или безвозвратной , основное условие - перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства;
  • временной - место жительства изменяется людьми не навсегда, а на определенный срок (обычно на срок до двух лет);
  • сезонной , связанной со сменой места жительства на вполне конкретный сезон года с сохранением возможности возвращения в места постоянного проживания, характерной в большей степени для экономически активного населения (данные миграции прежде всего связаны со спецификой экономического развития отдельных регионов, отличительная черта которых заключается в доминировании тех отраслей, где потребность в труде неравномерна во времени, например сельское хозяйство, лесозаготовительная и рыбодобывающая отрасли и т.п.);
  • маятниковой , основанной на регулярных возвращениях людей к постоянному месту жительства (например, ежедневные или еженедельные поездки жителей Подмосковья па работу (учебу) в Москву и обратно). Такие миграционные перемещения представляют собой важный фактор формирования трудовых ресурсов в городах (покрывается около 1/5 потребностей крупных городов в рабочей силе); повышают продуктивность использования высококвалифицированных трудовых ресурсов; создают возможность более широкого выбора профессий и занятий и нр.

По сути последние два вида миграции носят временный характер, однако часто определяются как самостоятельные в силу своей специфики.

Миграционные потоки по характеру причин подразделяются на: социально-экономические (переселения, ведущие к изменению социально- экономического положения); политические (переселения людей, которые не согласны с политическим режимом); военные (эвакуация, беженцы). В ряде случаев факторами вступают природные условия, климат и др., а также личные мотивы.

По мерам , предпринимаемым со стороны государства, миграция может быть добровольной или принудительной (зависит от уровня самостоятельности принимаемого мигрантом решения о переезде).

Миграционные потоки в зависимости от соблюдения законодательства разделяются на легальные и нелегальные. Под легальной миграцией понимаются перемещения людей с соблюдением всех юридических формальностей. Нелегальная миграция характеризуется имеющимися нарушениями юридических (правовых) норм но пребыванию в пределах той или иной территории страны (например, одни мигранты противозаконно проникают через границу государства, другие - остаются в чужой стране с просроченными визами, третьи - не имеют вида на жительство или других разрешительных документов на право проживания/пребывания в государстве) .

Отмстим, что наиболее тяжелые последствия для социально-экономического развития общества присущи миграции, вызванной причинами политического и военного характера. Таких мигрантов относят к категории беженцев и вынужденных переселенцев. Мигранты, ищущие убежища в стране, прибывают на ее территорию преимущественно из стран, где сложная и неоднозначная социально-политическая обстановка. Именно данные потоки мигрантов приводят к снижению уровня жизни населения на территориях его входа и выхода, и прежде всего к росту заболеваемости и смертности населения. При этом часть мигрантов приобретает правовое убежище в целях уклонения от ответственности за совершенное преступление.

Населению свойственно перемещение по территории. Интенсивность перемещений людей, их направленность определяют распределение и перераспределение населения но районам, его расселение по населенным пунктам, характеризуют процессы урбанизации и социальной мобильности. Поэтому миграция тесно связана с развитием и размещением производительных сил, характером производственных отношений, воспроизводством экономически активного населения, естественным движением населения и его структурой. Миграционные перемещения людей способствуют изменению социально-психологических характеристик каждого человека, его коммуникационных навыков, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов и т.д. Следовательно, развития населения не может быть без его перемещений.

Объективные и субъективные причины принятия решения о пространственном перемещении называются факторами миграции. Среди наиболее значимых факторов можно выделить: политическую обстановку, развитие и размещение производства, гендерную диспропорциональность населения, наличие кровососущих насекомых и др. Существует множество вариантов классификации факторов миграции. Например, В. И. Переведенцев выделяет экономические, этнические, демографические, природные (естественно-географические), культурные, моральные, социологические, социально-психологические факторы миграции . Большинство исследователей дополняют эту классификацию одним-двумя факторами. Так, Т. И. Заславская добавляет в этот перечень социально-культурные и культурно-бытовые факторы.

В целом все факторы, определяющие уровни миграционных процессов и их изменения, можно разделить на четыре условные группы, определенным образом схожие с группами факторов естественных процессов:

Факторы природного характера:

физико-географическое положение местности (близость или отдаленность от моря, рек, озер, гор и т.п., расположение почвенно-растительных и зоогеографических зон),

климатические условия (высокая влажность, резкие суточные и сезонные перепады температур, устойчивость ветров),

  • - природные катаклизмы (землетрясения, цунами, извержения вулканов, наводнения, лавины и т.п.) и др.;
  • факторы социально-экономического характера:
    • - уровень материального благосостояния общества (оплата труда, жилищные условия, качество и обеспеченность продуктами питания и непродовольственными товарами, развитие сферы услуг, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения и т.п.),
    • - урбанизация,
    • - развитие системы здравоохранения (качество медицинской помощи, доступность медикаментов, распространенность современных методов лечения, обеспеченность врачами и медперсоналом и т.п.),
    • - культурно-образовательный уровень населения,
    • - особенности религиозной системы и др.;
  • факторы демографического характера (структурные факторы):
  • - возрастно-половой состав населения,
  • - брачная структура общества, территориальное распределение населения,
  • - этнический состав населения и др.;
  • факторы - пособники миграции:
  • - войны,
  • - революции,
  • - репрессии и др.

При этом все перечисленные факторы исходя из особенностей миграционных процессов делят на факторы оттока и притока. Однозначно выявить их роль и степень влияния на интенсивность и направление миграции весьма сложно. При принятии решения о перемещении наряду с факторами, формулирующими установку на выезд (отток) из страны или региона, одновременно действуют и факторы, определяющие, куда именно, в какую страну или регион человек поедет (приток). Е. Д. Малинин и А. К. Ушаков предлагали деление факторов на положительные, т.е. привлекающие население или способствующие его приживаемости, и отрицательные, стимулирующие отток населения .

Необходимо отметить, что факторы - прежде всего инструменты управления. В связи с этим факторы указанной первой группы можно характеризовать как постоянно действующие и не поддающиеся какому-либо регулированию. Три оставшиеся группы факторов - это факторы, которыми можно управлять, однако время изменений миграционных процессов от мер воздействия на них может быть различно. Так, среди факторов оперативного регулирования можно выделить установление дополнительных льгот, повышение оплаты труда и др. К факторам, мера воздействия которых на миграционные процессы меняется в течение сравнительно длительного времени, так как они сами изменяются постепенно, можно отнести структурные факторы, рост культурно-образовательного уровня населения, создание социальной инфраструктуры и пр.

В целях разработки, принятия и реализации управленческих решений необходимо учитывать возможные последствия миграции, такие как изменения гендерной диспропорции в населении, рост или убыль рождаемости, возможное увеличение смертности в местах переселения мигрантов из-за плохой приживаемости. Регионы с растущей численностью населения за счет миграции и, следовательно, с высокой долей новоселов, как правило, характеризуются и высокой долей мужчин, несемейных и т.п.

Среди функций миграционного движения населения необходимо выделить две основные и взаимосвязанные между собой:

  • перераспределительную , связанную с изменением территориальных пропорций в размещении населения;
  • селекционную , основанную на формировании численности и состава населения.

Перераспределение населения но регионам России - в большей степени результат миграции, а не различий в интенсивности рождаемости. Это связано с развитием отдельных регионов страны (природными зонами, районами, сельскими и городскими поселениями), распределением по регионам производственных мощностей и инвестиций, наличием в них эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Мигрант быстрее адаптируется к новым экономическим условиям, способствует процессу урбанизации. По сути, миграция служит эффективным механизмом распределения и перераспределения рабочей силы. При этом нельзя не отметить, что в Северо-Кавказском регионе более высокий уровень рождаемости способствует увеличению его доли населения в сравнении с другими регионами. Поэтому среди основных задач управления выделяется необходимость обеспечения миграционной привлекательности регионов страны с учетом их демографического развития и потребностей в трудовых ресурсах.

Селекционная функция миграции прежде всего связана с решением такой управленческой задачи, как обеспечение государственной безопасности. В миграционных процессах участвуют различные социально-демографические группы населения, что приводит к изменению не только возрастно-половой структуры населения, но и к изменению его национального состава. Сегодня неуменьшающийся приток мигрантов из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии ставит под угрозу этническую, культурную и территориальную целостность ряда регионов страны. Демографическая экспансия приобретает масштабный характер и, как следствие, наносит значительный удар по состоянию безопасности страны.

На этом фоне весьма острой проблемой для России представляется учет нелегальных мигрантов. Учесть их полностью сегодня невозможно. Поданным ФМС России, в 2013 г. в Россию въехали 17 342 тыс. иностранцев, из них на миграционный учет встали лишь 7076 тыс. чел. - 40,8% приезжих (в 2012 г. число прибывших составило 15,9 млн иностранцев, из них на учет встали 6,5 млн чел. - 40,9%). За семь месяцев 2014 г. приехало более 10 470 тыс. иностранцев, на учет встали около 5453 тыс. чел. В РФ находятся 11 458 111 иностранных граждан и лиц без гражданства (данные на июль 2014 г.). Из них, по данным первого замгенпрокурора Александра Буксмана, на законных основаниях трудятся лишь 1,5 млн .

Нелегальная миграция сегодня - архизначимая проблема, характеризующаяся как глобальное явление, так как касается практически всех государств, представляющих собой страны оттока, притока, пребывания и транзита "нелегалов". К "нелегалам" относятся лица, незаконно пересекшие границу, и лица, находящиеся в стране с нарушением законодательства. Наибольшие угрозы государственной безопасности России исходят от нелегальной миграции, поэтому противодействие этому явлению - наиболее актуальное и значимое направление в деятельности миграционных органов.

Таким образом, учитывая значимость миграции в развитии общества, се демографических и социально-экономических функций, необходимо признать ее значительную роль в управлении. Принятие грамотных, выверенных, основанных на полных и достоверных данных управленческих мер в области регулирования миграционных процессов позволит их воплотить в ресурс и фактор роста экономики страны. Однако имеет место утверждение Е. Л. Мохова (начальника отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации) о том, что "в условиях управленческого бездействия или неэффективного управления миграционные процессы нередко (тем более в условиях кризиса) становятся источником социально-экономических, демографических, криминальных, межнациональных, коррупционных и других проблем как на региональном, так и на федеральном уровнях" .

  • См.: Малинин Е.Д., Ушаков Л. К. Население Сибири. М.: Статистика, 1976.
  • Нелегальная миграция в РФ // ТАСС. 2014. 21 августа. URL: itar-tass.com/ spravochnaya-informaciya/691935
  • Мохов Е. Л. О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции // Аналитический вестник. 2013. № 14 (498). URL: budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2013/14_498/VSF_NEW_14_498.|xlf
  • Основные направления развития городского транспорта

    2. Сферы рационального применения различных видов транспорта

    Организация и регулирование движения транспорта на улично-дорожных сетях городов

    Рзделение движения во времени . Это направление организации дорожного движения охватывает методы, обеспечивающие в основном с помощью Правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров разделе­ние транспортных и пешеходных потоков во времени. Благодаря этому исключаются (или сводятся к минимуму) конфликты при проезде пе­рекрестков, железнодорожных переездов, временно суженных мест на дорогах. Введение приоритета на пересечениях с помощью Правил дорож­ного движения является наиболее универсальным методом, при кото­ром водители, исполняя существующие требования, самостоятельно организуют движение. Существует ряд положений Правил, устанавли­вающих очередность проезда перекрестков и других мест. Таким образом, с по­мощью этого положения реализуется одно из важных направлений орга­низации движения – разделение транспортных потоков во времени

    Передвижение населения, общая и транспортная подвижность.

    Общая подвижность населения города определяется делением ко-личества передвижений ΣN на численность населения города (А) :

    λ =𝛴N/𝛴𝐴,

    где, λ – общая подвижность населения города; ΣN – общее количество передвижений на транспорте (графа «всего» в табл. 4); А

    Для определения транспортной подвижности населения общие размеры пассажирских перевозок делятся на численность населения города: 𝜆тр.=Пс/А

    где λтр. – транспортная подвижность населения, поездок/год; П с – общие размеры пассажирских перевозок; А – численность населения города.

    В зависимости от целей передвижения поездки бывают: трудовые, деловые и культурно-бытовые.

    Различают несколько видов подвижности:

    1) потенциальная – соответствует запросу населения на передвижение. В силу влияния многих факторов определить потенциальную подвижность расчетным путем нельзя.

    2) реализуемая – фактическая подвижность, реализуемая в конкретных условиях места и времени.

    3) абсолютная – число передвижений в год на одного человека из определенной группы населения.

    4) общую – количество передвижений всеми группами населения, отнесенное к числу жителей, проживающих в рассматриваемом регионе. Передвижения в населенных пунктах могут осуществляться пешком, на транспорте общего пользования и индивидуальном, поэтому общую подвижность делят на пешеходную и транспортную

    5) пешеходную – число пеших передвижений, приходящихся на одного жителя.

    6) транспортную – количество передвижений с использованием транспортных средств, приходящихся на одного жителя.

    5. Технико-экономические сравнения вариантов транспортных систем и учет экологических факторов

    Сравнение вариантов транспортных систем проводится по двум группам факторов:

    Экономическим;

    Техническим характеристикам различных видов транспорта и местным условиям города (планировочные особенности улично-дорожной сети, характер пассажиропотоков и колебание их во времени, характер и интенсивность уличного движения, рельеф города, климатические и санитарно-гигиенические условия и др.).

    Первая группа факторов определяется количественными показателями и может сравниваться между собой по величине. Вторая группа факторов не имеет таких показателей и при сравнении различных вариантов транспортных систем оценивается условно. Экономические сравнения систем проводятся тогда, когда заранее известно, что в данном городе с учётом факторов второй группы могут быть запроектированы различные системы транспорта.

    При проектировании автомобиль­ных дорог возникает необходимость учитывать все аспекты экологической опасности строительства и эксплуа­тации дорог и, по мере возможности, нейтрализовать негативное воздей­ствие транспорта на при­родную среду и людей.

    Предварительная оценка воздей­ствия на окружающую среду произ­водится при выборе участка под строительство автомобильной доро­ги. Оценку зоны повышенного влияния вредных факторов следует производить уже на начальном этапе проектирования.

    Оценка воздействия на окружаю­щую среду при разработке зоны са­нитарного разрыва объектов автотранспортного комплекса произво­дится по загрязнению атмосферного воздуха и физическим факторам.

    Основные факторы загрязнения:

    Вредные химические вещества (ВВ)

    Продукты выхлопа отработавших газов автомобиля (диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид уг­лерода и др.);

    Взвешенные вещества (сажа и пыль)

    Продукты стирания шин и выхло­па дизельных двигателей;

    Вредные физические воздействия (акустическое - повышенный шум, электромагнитное и инфразвуковое), источником которых являются системы освещения автодорог (электромагнитные воздействия), двигатель, шины, выхлоп автомо­билей (повышенный шум и ин­фразвук).

    Численность населения изменяется под влиянием естественного движения (воспроизводства ) - соотношения процессов рождаемости и смертности. Естественное движение обуславливает постоянный процесс смены поколений и восстановление населения. Для того чтобы можно было сравнивать темпы такого воспроизводства в странах мира, различающихся по численности населения, рассчитывают средний показатель (коэффициент) рождаемости и смертности на 1000 человек в год (измеряется в промилле). Разницу между показателями рождаемости и смертности называют естественным приростом. Коэффициент естественного прироста может иметь положительное, отрицательное или нулевое значение, что свидетельствует об увеличении, уменьшении или стабильности численности населения.

    В соответствии с изменением совокупности демографических показателей на современном этапе развития общества принято выделять два типа воспроизводства населения.

    Традиционный или патриархальный тип воспроизводства населения доминирует в аграрном или на ранних стадиях индустриального общества. Главные отличительные черты - очень высокая рождаемость и смертность, низкая средняя продолжительность жизни. Многодетность является традицией, способствует лучшему функционированию семьи в аграрном обществе. Высокая смертность - следствие низкого уровня жизни людей, их тяжелого труда и плохого питания, недостаточного развития образования и медицины. Этот тип воспроизводства характерен для наименее развитых стран: Нигерии, Нигера, Сомали, Эфиопии и Анголы, Уганды, Афганистана, Бангладеш и др.

    Современный, или рациональный, тип воспроизводства населения характерен для экономически развитых стран с более высоким уровнем жизни. Этот тип воспроизводства характеризуется пониженной рождаемостью, близким к среднему уровнем смертности, низким естественным приростом и высокой средней продолжительностью жизни. Низкая рождаемость здесь тесно связана с сознательным регулированием размера семей, а уровень смертности обусловлен в основном высокой долей людей пожилого возраста.

    В значительной части развивающихся стран (Мексика, Бразилия, Филиппины, Таиланд и др.) традиционный тип воспроизводства населения за последние десятилетия изменился. Уровень смертности снизился в связи с успехами медицины, улучшением качества жизни. Традиционно высокая рождаемость и естественный прирост также снижаются, но остаются более высокими, чем в странах с рациональным типом воспроизводства. Можно говорить о том, что здесь существует переходный тип воспроизводства населения.

    Решающее воздействие на уровень рождаемости (количество родившихся живых детей на 1000 населения в год) оказывают социально-экономические, демографические, религиозные, этнические, психологические и другие факторы.

    Резко отрицательно сказываются на рождаемости войны, экономические кризисы, рост безработицы и другие явления, порождающие у людей неуверенность в завтрашнем дне. Они вызывают сокращение количества заключенных браков и числа детей. Благосостояние семьи, общественное положение и занятость женщины, уровень образовательных и культурных потребностей также сказываются на показателях рождаемости.

    Религиозные каноны ислама и христианства выступают против искусственного ограничения числа детей в семье.

    Важный фактор - семейная структура населения, уровень брачности и разводимости, брачный возраст.

    В России в 2014 г. число браков составило 8,5, а разводов - 4,5 на 1000 населения. То есть почти половина браков заканчивается разводом.

    В нашей стране главными причинами разводов выступают алкоголизм и наркомания, несоответствие взглядов и характеров, материальное неблагополучие, измена. 30% пар разводится из-за несходства характеров, около 14% разводов происходит в результате алкогольной или наркотической зависимости одного из супругов. На третьем месте стоит измена. Но существуют и другие причины: неготовность молодых людей к семейной жизни, бесплодие, физические недуги, непонимание родственников, отсутствие любви.

    В различных странах мира брачный возраст разный и колеблется от 9 до 22 лет, различаясь в зависимости от пола лиц, вступающих в брак.

    В Российской Федерации установлен возраст для вступления в брак - 18 лет. Однако существуют обстоятельства, когда при наличии уважительных причин органы местного самоуправления, в зависимости от законодательства субъекта РФ, могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, а в особо исключительных случаях - даже с 14 лет. Наиболее общими для всех субъектов причинами признаются: беременность, рождение ребенка, призыв жениха в армию, угроза жизни одной из сторон.

    Брачный возраст в различных странах:

    • Нигерия (Федеративная Республика Нигерия) и Кения (Республика Кения) - 9 лет для женщин и 16-18 лет для мужчин;
    • Австралия (Австралийский Союз) - женщины 16 лет, мужчины 18 лет;
    • Италия (Итальянская Республика) - женщины 14 лет, мужчины 16 лет;
    • Испания (Королевство Испания) - женщины 13 лет, мужчины 16 лет;
    • Япония - женщины 16 лет, мужчины 18 лет;
    • Китай - женщины 20 лет, мужчины 22 года;
    • Индия (Республика Индия) - женщины 18 лет, мужчины 21 год;
    • США - для женщин 13-17, для мужчин 14-18 (в зависимости от штата);
    • Чили - женщины 12 лет, мужчины 14 лет;
    • Колумбия - женщины 14 лет, мужчины 16 лет.

    Из приведенных примеров видим, что в мире нет единой системы для установления брачного возраста. В каждой стране законодательство устанавливает свои минимальные границы возраста для вступления в брак, присущие своему государству исходя из физиологии и морально-психологических особенностей личности, а также немаловажную роль играют обычаи и традиции нации.

    Существует возможность воздействия на уровень рождаемости посредством демографической политики - системы государственных мер (экономических, административных, санитарных, агитационных и др.), направленных на стимулирование или ограничение рождаемости.

    Более развернутое определение представлено в словаре терминов социально-экономической географии.

    Демографическая политика - система мер, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей сохранения или изменения тенденций динамики численности населения и его структуры, осуществляемых государством и другими полномочными органами, социальными институтами в отношении населения страны или района. В качестве объекта демографической политики может выступать в целом население страны или ее частей, а также отдельные социальные, этнические группы или возрастные когорты населения. Она может быть ориентирована на регулирование процессов рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на оптимизацию возрастной структуры населения.

    Различают следующие меры демографической политики:

    экономические (оплачиваемые отпуска, различные пособия при рождении ребенка, часто в зависимости от их количества, ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы, преимущества для многодетных семей и другие инструменты стимулирования роста рождаемости);

    административно-правовые (принятие законодательных и подзаконных актов, регулирующих возраст вступления в брак, разводи- мость, регламентирующих отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин, матерей и т.п.);

    воспитательные, пропагандистские (формирование норм и стандартов демографического поведения; определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям; формирование общественного мнения, политики планирования семьи; половое воспитание детей и образование молодежи) .

    В целях стимулирования числа рождений устанавливаются различные льготы и пособия многодетным семьям, матерям; иногда запрещаются аборты, ведется пропаганда многодетности семей, принимаются меры по укреплению браков. Такие цели преследует демографическая политика в некоторых странах Европы (во Франции, Швеции, Норвегии).

    В большинстве развивающихся стран демографическая политика направлена на снижение рождаемости, в связи с отставанием социально-экономического прогресса от роста численности населения. Активная демографическая политика, направленная на снижение рождаемости проводилась в Китае и Индии, что позволило замедлить темпы прироста населения. Использование в Китае радикальных мер сокращения рождаемости (жестких экономических мер, льгот для однодетных семей и детей из них, принудительной стерилизации и административных обязательств) привело к ее снижению с 1970 г. до середины 90-х гг. в 2 раза - с 34 до 17%о.

    Территориальные различия в факторах, определяющих уровень рождаемости, обусловили его значительные различия в странах и регионах.

    Среди 207 стран и территорий мира общий коэффициент рождаемости варьирует от 7 в китайских автономиях Гонконге и Макао до 56 в Нигере. Медианное значение составляет 22 %о, т.е. в половине стран мира общий коэффициент рождаемости ниже, а в другой половине выше этого значения. В этом ряду Россия занимает 32-40-е места в числе стран с наиболее низкой рождаемостью наряду с Бельгией, Грузией, Кипром, Кубой, Испанией, Португалией, Финляндией и Швецией - 11 %о.

    Из бывших союзных республик более низкие значения общего коэффициента рождаемости характерны для Белоруссии, Латвии, Литвы и Украины (по 9 %о), а также для Молдавии и Эстонии (по 10 %о). В остальных же постсоветских странах его значение выше, чем в России и Грузии: в Армении - 12 %о, Азербайджане -16%о, Казахстане - 17 %о, Киргизии - 21 %о, Узбекистане - 23 %о, Туркмении - 24 %о, а в Таджикистане - 31 %о, что заметно превышает среднее значение для группы развивающихся стран. Самые высокие значения общего коэффициента рождаемости отмечаются в странах Центральной, Восточной и Западной Африки, а также в Афганистане (табл. 1.8).

    Таблица 1.8

    Десять стран с наиболее низкими и наиболее высокими значениями общего коэффициента рождаемости (ОКР)

    Более адекватной характеристикой рождаемости является коэффициент суммарной рождаемости (в отечественной статистике используется название «суммарный коэффициент рождаемости»), показывающий, сколько детей в среднем родила женщина за свою жизнь.

    По оценкам ООН, значение коэффициента суммарной рождаемости населения мира составило в 2005-2010 гг. 2,53. Однако эта средняя величина скрывает значительные различия, сохраняющиеся между странами и их группами. Среди 206 стран и территорий мира этот показатель варьирует от 0,8 в китайском Макао до 8,0 в Нигере.

    По имеющимся данным, в 2005-2010 гг. в 75 странах мира (45 из них относятся к группе развитых стран) значение коэффициента суммарной рождаемости было ниже уровня 2,1 ребенка на женщину, т.е. фактически рождаемость в этих странах не обеспечивала простого замещения поколений. Совокупное население этих стран составляет 3,3 млрд человек, или 48,2 % населения мира.

    В остальных 126 странах, в которых проживало 3,5 млрд человек, или 51,2% населения мира, значение коэффициента суммарной рождаемости составляло 2,1 и более. В эту группу входило только 2 страны из группы развитых (Исландия и Новая Зеландия), остальные относились к группе развивающихся стран. В 31 стране, из которых 28 стран относились к группе наименее развитых, значение коэффициента суммарной рождаемости составляло 5 и более детей на женщину, в том числе в 12 странах - 6 и более.

    Суммарный коэффициент рождаемости в России в начале XX в. превышал 7 детей на одну женщину, в США - 4,5, во Франции - 2,8 детей. Вместе с тем наряду с очень высокой рождаемостью для России начала XX в. была характерна и высокая смертность, почти в 2 раза превышающая ее общий уровень в США, Франции, Великобритании.

    Величина СКР в России достигла максимума (2,19 ребенка на одну женщину) в 1987 г., и в течение двух календарных лет (1987-1988) превышала уровень простого воспроизводства. В 2013 году Российская Федерация по суммарному коэффициенту рождаемости - 1,4 - делит 29-34-е места среди стран с наиболее низкими значениями наряду с Австрией, Грузией, Нормандскими островами и Швейцарией. Среди бывших союзных республик более низким суммарным коэффициентом рождаемости отличаются Белоруссия, Молдавия, Украина (по 1,2), а также Армения, Латвия и Литва (по 1,3). В Эстонии он составляет 1,5, в Азербайджане и Казахстане - 2,0, Киргизии - 2,6, Узбекистане - 2,7, Туркмении - 2,9, Таджикистане - 4,1.

    Если самые низкие значения коэффициента суммарной рождаемости характерны для стран Восточной Европы и Восточной Азии, то самые высокие - для некоторых африканских стран и Афганистана (табл. 1.9)

    В таких беднейших странах, как Буркина-Фасо, Мали, Мозамбик, Нигер и Уганда, рождаемость остается неизменно высокой (см. табл. 1.9). В таких странах, как Доминиканская Республика, Гана, Кения и Турция, рождаемость стабилизировалась после существенного снижения на уровне от 2,5 (Турция) до 4,7 (Кения). В Бангладеш после десятилетней стабилизации на уровне 3,3 ребенка на женщину снижение суммарной рождаемости в последние годы возобновилось, и она опустилась до 3,0.

    Таблица 1.9

    Десять стран с наиболее низкими и наиболее высокими значениями суммарного коэффициента рождаемости (КСР), детей на женщину

    Страны с самыми низкими значениями КСР

    Страны с самыми высокими значениями КСР

    Страна

    Страна

    Белоруссия

    Босния и Герцеговина

    Гвинея-Бисау

    Южная Корея

    Молдавия

    Сан-Марино

    Словакия

    Афганистан

    Демократическая Республика Конго

    Уровень смертности дает среднее ежегодное число смертей за год на 1000 человек населения. Этот показатель в значительной степени зависит от возрастной структуры населения. Решающее влияние на него оказывают социально-экономические условия, в первую очередь уровень благосостояния людей и развития здравоохранения. Значительное воздействие на состояние здоровья людей, уровень смертности и продолжительности жизни оказывает загрязнение окружающей среды, алкоголизм, курение, наркомания, эпидемии (СПИД). Две главные причины смерти людей во многих развитых странах, в том числе в России,- болезни сердечнососудистой системы и злокачественные новообразования (табл. 1.10).

    Смертность по основным классам причин смерти на 100 тыс. жителей, 1960-2010 гг.

    Таблица 1.10

    В большинстве стран наблюдается рост общей смертности, несмотря на сокращение уровня смертности во всех возрастных группах, поскольку снижение рождаемости приводит к старению населения. Страны с максимальным ее уровнем представлены в табл. 1.11.

    Страны с максимальным уровнем смертности (2012 г.)

    Таблица 1.11

    На основе возрастных коэффициентов смертности вычисляется средняя продолжительность жизни людей. В Древней Греции и Римской империи она составляла 25 лет, в середине XX в.- 46 лет, в 2000 г. - 66 лет. Ученые считают, что средняя видовая продолжительность человеческой жизни составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности, в результате воздействия многих биологических и социально-экономических факторов, она значительно меньше, хотя и имеет тенденцию к увеличению.

    Существуют значительные географические различия в величине этого показателя. Особенно велики различия между высокоразвитыми и наименее развитыми странами мира (табл. 1.12).

    Таблица 1.12

    Средняя продолжительность жизни в 2013 г.

    В России в 1897 г. СПЖ составляла 32 года. В СССР она возросла с 47 лет в 1938 г. до 70 лет в 1970-72 гг. В конце XX в. - начале XXI в. этот показатель стал снижаться в результате ухудшения качества медицинского обслуживания и стрессовых условий жизни, связанных с экономическими и социально-политическими преобразованиями в стране. В 2013 году Россия со средней продолжительностью жизни в 66 лет оказались на 129 месте в мире. Больше, чем в России, среди стран СНГ живут в Казахстане - 67,35 лет, Украине - 68,1 лет, Туркмении - 68,35 лет, Киргизии - 68,9 лет, Беларуси - 70,2 лет, Армении - 72,4 года, Грузии - 76,55 лет. Кроме того, в нашей стране самый большой разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. В целом в мире эта величина составляет 3 года, во многих экономически развитых странах - 6-7 лет; в России эта разница составляет 12-13 лет. Продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии. Об этом сообщается в ежегодном докладе Всемирной организации здравоохранения. По данным этой организации, российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет. А в 90-е гг. XX в. она опускалась до 58 лет.

    С характером естественного воспроизводства тесно связана и возрастная структура населения. Так в странах традиционного типа воспроизводства наиболее значительна доля детей и молодежи, в странах современного типа воспроизводства - высокая доля людей пожилого возраста (табл. 1.13) Причем в некоторых из них она обусловлена в большей степени ростом продолжительности жизни (Япония, Германия, Италия, Греция), а в других - очень низкой рождаемостью (Болгария, Латвия).

    Таблица 1.13

    Доля населения в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения страны (%), 2013 г.

    Устойчивое снижение уровня рождаемости является причиной не только естественной убыли населения, но и главным фактором демографического старения, роста «демографической нагрузки» пожилого населения на трудоспособное. В настоящее время она превысила в большинстве европейских стран 25% (т.е. на 100 человек трудоспособного возраста приходится более 25 нетрудоспособных пожилого возраста). К 2030 году прогнозируется рост этого показателя до 0,36 и к 2050 г. - до 0,47. И это уже сейчас становится значительным ограничителем социально-экономического развития, проблемой, которая потребует существенной перестройки системы социального обеспечения, значительных финансовых ресурсов, неподъемных (при нынешней системе распределения материальных благ) даже для развитых стран мира, не говоря уже о России. В целом по миру к 2010 г. общая численность людей в возрасте 60 лет и старше составила более 760 млн (11% общей численности населения), к 2050 г. она прогнозируется на уровне более 2 млрд человек (22% общей численности населения).

    В России показатель демографической нагрузки пожилыми людьми в 2010 г. составил 0,34, а по отдельным регионам страны он уже значительно выше: Тульская область - 0,45, Рязанская - 0,44, Тамбовская - 0,42, Тверская - 0,42, Воронежская - 0,42, Псковская - 0,42.

    Естественный прирост населения - превышение рождаемости над смертностью, т.е. разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным (например, в Нигере естественный прирост населения в 2011 г. составлял 36,8%о), так и отрицательным (например, в Черногории он составляет 8,5%о). Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается (т.е. естественная убыль населения). Наибольшую естественную убыль населения с начала века до 1913 г. имели постсоциалистические страны: Черногория, Сербия, Болгария, Венгрия, Румыния, Хорватия, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина; из высокоразвитых стран - Германия, Япония, Италия. Высокой естественной убылью населения характеризуются и некоторые развивающиеся страны, к примеру, Свазиленд. В этом государстве самая высокая смертность в мире и самая низкая средняя продолжительность жизни (около 32 лет). Основная причина этого - чрезвычайно высокое количество ВИЧ-инфицированных жителей страны - более четверти населения. По этому показателю Свазиленд значительно превосходит даже Ботсвану и Лесото, также входящих в тройку самых ВИЧ-инфицированных стран мира.

    Что касается России, последние 20 лет здесь наблюдается естественная убыль населения. Более подробно демографическая ситуация в стране представлена в табл. 1.14.

    Таблица 1.14

    Рождаемость, смертность и естественный прирост в России

    Рождаемость на 1000 жителей

    Смертность на 1000 жителей

    Естественный

    прирост

    на 1000 жителей

    Рождаемость на 1000 жителей

    Смертность на 1000 жителей

    Среднее число детей, рожденных одной женщиной

    Естественный

    прирост

    на 1000 жителей

    Двести пятьдесят лет назад, в 1761 г., наш великий соотечественник М.В. Ломоносов написал в своем трактате «О сохранении и размножении российского народа», что численность населения представляет для России огромное значение и именно в населении состоит «величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

    Для характеристики современной демографической ситуации в России общественными деятелями, политиками и учеными используются различные термины: «демографический спад», «депопуляция», «демографический кризис», «демографическая катастрофа» и др. Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 г., в России имел место демографический кризис.

    Демографический спад - это кратковременное ухудшение демографической ситуации, обусловленное неравномерностью, волновым характером развития демографических процессов.

    Депопуляция - устойчивое в течение определенного периода времени снижение абсолютной численности населения страны, территории или отдельных групп населения (например, этнических) вследствие естественной убыли; превышение численности старших поколений над молодыми. Депопуляция может быть следствием снижения интенсивности рождений и роста смертности, диспропорций возрастного состава населения, потерь населения, в том числе влияния войн, геноцида или массовых убийств, социально-экономических кризисов и других кризисных явлений .

    Масштабы естественной убыли могут с разной степенью полноты компенсироваться внешней миграцией или наоборот.

    Демографический кризис - это сокращение численности населения, обусловленное прежде всего его естественной убылью и его качественными негативными изменениями (духовными, психологическими и психическими).

    Демографическая катастрофа - это ситуация, когда за короткий период (буквально 2-3 года) население страны (региона) значительно уменьшается (более чем на 50%) или вообще исчезает на этой территории. Демографическая катастрофа, как правило, связана с какими-либо социальными или природными катаклизмами.

    Депопуляция стала характерной чертой демографического развития большинства развитых стран мира. Типичным примером является Германия, где с начала 70-х гг. XX в. имеет место естественная убыль немецкого населения при небольшом росте общей численности населения страны за счет миграции. По сравнению с группой депопуляционных европейских стран (Австрия, Бельгия, Германия), где естественная убыль составляет 0,1-0,7 человека на 1000 жителей, российские параметры естественной убыли населения оказываются в десятки раз больше (5-6 человек на 1000 жителей с 1993 по 2006 гг.). Особенно катастрофическими были ее размеры в сельской местности некоторых регионов России. Наиболее выраженная депопуляция наблюдалась в Северо-Западном, Центральном и Центрально-Черноземном экономических районах, где в 90-е гг. величина естественной убыли населения составляла более 20 человек на 1000 жителей. Эта долговременная тенденция создает угрозу обезлюдения стратегически важных регионов России, делает невозможным устойчивое развитие экономики и социальной сферы, ведет к увеличению хищнического, браконьерского использования находящихся там ресурсов, к еще большей незащищенности границ, увеличению проникновения в страну наркотиков, оружия, контрабанды, нелегалов, террористов.

    Наряду с депопуляцией среди других проявлений демографического кризиса наиболее важны процессы общей деградации населения России: духовной, психологической, психической и физической; значительного ухудшения его качественных характеристик, сопровождаемых ростом табакокурения, алкоголизма, распространением СПИДа и наркомании и др. Около половины рождающихся детей изначально больны различными заболеваниями, при этом не менее 5% из них оказываются на улице, т.е. брошенными живыми родителями, общая численность социальных сирот составляет около 700 тыс. человек, беспризорников - более 4 млн Каждые 9 из 10 выпускников школ больны хроническими заболеваниями. Общая численность выявленных наркоманов официально оценивается в 6 млн человек, а в ближайшие годы она может превысить 10 млн Число смертей от употребления наркотиков в сравнении с 1980-ми гг. в целом увеличилось в 12 раз, а среди несовершеннолетних - в 42 раза! Средняя продолжительность жизни наркоманов составляет 10-15 лет .

    Естественная убыль населения наблюдается в Российской Федерации с 1992 г. Существующие показатели рождаемости в 1,35 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения; поколение детей лишь на 73% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 300-400 тыс. жителей. По прогнозам демографов, сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения страны к началу 2025 г. может составить около 136 млн человек, сократившись по сравнению с началом 1990 г. на 12 млн человек, или на у 12 часть.

    По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), население России на начало 2016 г. насчитывало 146 млн 544 тыс. человек. Сокращение возрастающими темпами численности населения страны, ведет к снижению доли россиян в мировом населении, что показано в табл. 1.15.

    Таблица 1.15

    Доля россиян в мировом населении

    1950 г.

    1960 г.

    1970 г.

    1980 г.

    1990 г.

    2000 г.

    2010 г.

    2050 г.

    Стабильно снижается и ранг страны в группе крупнейших по населению стран мира, что отражено в табл. 1.16.

    Таблица 1.16

    Ранги стран в мировой иерархии населения (млн человек)

    1. Китай(555)

    1. Китай (1155)

    1. Китай (1269)

    1. Китай (1341)

    1. Индия (1593)

    2. Индия (358)

    2. Индия (849)

    2. Индия (1054)

    2. Индия (1224)

    2. Китай (1392)

    4. Россия (103)

    4. Индонезия (181)

    4. Индонезия (213)

    4. Индонезия (239)

    4. Пакистан (305)

    5. Япония (84)

    6. Россия (148)

    6. Россия (147)

    9. Россия (143)

    17. Россия (112)

    В целом же список 10 крупнейших по численности стран на середину 2016 г. по оценке ООН выглядит следующим образом (млн человек):

    На долю этих 10 стран приходится около 60% мирового населения.

    В 2006-2010 гг. острота демографического кризиса несколько уменьшилась: немного выросла рождаемость, снизилась смертность, увеличилась средняя продолжительность жизни как женщин, так и мужчин. Однако естественная убыль населения отмечалась до 2013 г.

    Таким образом, проблема развития демографического потенциала нации, проблема «сбережения» главного богатства России - российского населения, укрепления его здоровья и улучшения благополу-чия - имеет для нашей страны первостепенное значение.

    В условиях демографического кризиса международная миграция стала единственным источником восполнения численности населения России. Увеличение миграционного прироста при сокращении естественной убыли привело к замедлению темпов сокращения численности населения Российской Федерации.

    Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

    Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

    Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин. Это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн), ФРГ и Австрии.

    В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае - на 31 млн, в Индии - на 24 млн). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр. Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской, части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке - женщин. В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население вплоть до середины XX в. Преобладало, и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилом возрасте. В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин. В Австралии долгое время преобладало мужское население в связи с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х гг. наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским. Данные табл. 1.17 подтверждают описанные тенденции.

    Таблица 1.17

    Страны-лидеры по преобладанию мужского и женского населения

    Страны

    с преобладанием мужского населения

    Доля мужчин

    Страны

    с преобладанием женского населения

    Доля женщин

    Белоруссия

    Саудовская

    Пакистан

    Молдавия

    Большая часть стран с преобладанием мужчин - нефтедобывающие страны Персидского залива, что связано с массовой миграцией в эти страны мужской рабочей силы. В абсолютных же показателях перевес мужчин наиболее велик в Индии и Китае: 36 и 23 млн человек соответственно.

    Сегодня предпосылкой для половой диспропорции является возможность определения пола ребенка до его рождения.

    Согласно результатам переписи 2010 г., женщин в РФ на 10,7 млн больше, чем мужчин. На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

    Города В XII - первой половине XIII в. происходят некоторые изменения в размещении и передвижении населения на землях, заселенных восточными славянами, и прилегающих к ним территориях.

    М. Н. Тихомиров считал, что многие города возникают и «теснятся друг к другу там, где имеется более плотное сельское население». Указанные выше пять сгустков городов: Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская земли; Галицко-Волынская земля; Полоцкая и Смоленская земли; Ростово-Суздальская земля; Рязанская земля - и были районами наибольшей густоты населения. К сравнительно заселенным районам, видимо, следует отнести новгородские и псковские земли.

    Однако внутри этих районов размещение населения было различным как по количеству, так и по плотности. К сожалению, материалов, которые могли бы дать нам более или менее достоверные сведения о населении этого времени, в нашем распоряжении нет, а существующие методы исчисления населения еще несовершенны и, зачастую, игнорируют географические и другие особенности того или иного района.

    На размещение населения влияли многие причины. Среди них важное место принадлежало особенностям географического положения данной территории: рельефу, почвам и растительности, климатическим условиям, безопасности района. При сравнительно невысоком техническом уровне сельского хозяйства - основного занятия населения - осваивались прежде всего наиболее благоприятные в сельскохозяйственном отношении районы и участки земли. Не менее важное значение имело наличие рек, озер, которые давали возможность заниматься рыбной ловлей и использовались населением как транспортные магистрали.

    В целом для XII - начала XIII вв. по-прежнему характерна слабая заселенность земель. Население концентрировалось пятнами, вокруг которых простирались огромные безлюдные пространства.

    Значительная часть левобережья Днепра длительное время была безлюдной. В южной лесостепной полосе население стремилось осваивать северные стороны лесных массивов, загораживаясь лесами как естественными преградами от степных кочевников.

    На Руси имелись обширные районы с громадными пространствами глухих лесов и болот. Слабою заселенностью отличалась территория между Березиной, Днепром и Припятью. Незаселенные пространства лежали между Муромо-Рязанской и Черниговской землями, которые в представлении современников были глухими, лесными. Редко населена была Турово-Пинская земля, северная часть Волынской земли, южные пределы Рязанской земли, юго-запад Новгородской земли, заволжские районы Владимиро-Суздальской земли. Наиболее заселенными в это время стали районы междуречья Волги и Клязьмы - Залесская земля. Здесь население сосредоточивается в лесостепных пространствах - «опольях», благоприятных для земледелия. Выделяются Ростовское, Суздальское, Переяславль-Залесское, Юрьев-Польское ополья. Очевидно, развитие сельскохозяйственного производства приводит к появлению группы городов и в округах Червеня и Владимира-Волынского.



    Определенным показателем степени заселенности и освоения земель может служить развитие городской жизни. Выше говорилось о динамике развития городов на Руси до татаро-монгольского нашествия. Особенно быстрый рост количества городов отмечается для XII в.

    Хронологически это совпадает с усиленным развитием феодальных отношений, приводящих к феодальной раздробленности. Политическое возвышение местных феодальных центров было невозможно без их экономического укрепления, роста сельскохозяйственного, ремесленного населения городов.

    Поэтому представляется важным выяснить, где, в каких землях возникают новые города. Следует оговориться, что местоположение отдельных городов устанавливается предположительно в что приводимые подсчеты дают лишь общую картину. Но они помогают выявить тенденцию в районировании городов, и, возможно, степень заселенности земель.

    Учитывая неполноту данных о городах, мы все же должны признать, что они дают определенное представление как о хозяйственном освоении того или иного района, так и о степени его заселенности. Города развиваются, прежде всего, там, где скапливалось население. Такими районами были Черниговская, Волынская, Киевская, Владимиро-Суздальская, Переяславская и Галицкая земли. Характерно, что скопление городов в Киевской, Волынской, Переяславской землях отмечается и в предшествующее время.

    Как уже указывалось, особой густотой городов выделяются Переяславская. Черниговская, Киевская, Волынская и Галицкая земли. На востоке эта область ограничена Посульем, а на юге р. Росью, верховьями Южного Буга, Днестра и Прута. На западе города идут по рекам Сану и Бугу (в его верхнем и среднем течении), на севере рубежи проходят по верховьям правых притоков Припяти - Стыри, Горыни, Ужу. В пределах Черниговской земли города больше теснятся в междуречье Днепра и Десны. Сравнительно небольшое число городов было в южных и юго-западных районах Галицкой земли, в Берестейской земле Волынского княжества, северных и восточных районах Черниговского княжества. Всего же в Переяславской, Киевской. Черниговской. Галицкой и Волынской землях насчитывается почти 200 городов, показанных М. Н. Тихомировым для Руси IX - начале XIII вв. Это значительное число городов, если учесть, что в середине XIII в. было около 300 городов. Важно и то, что здесь расположены многие города, которые по праву можно считать крупными: Киев, Переяславль, Чернигов, Владимир, Галич, Путивль, Новгород-Северский, Берестье, Перемышль.

    Появляется значительное количество укрепленных городов военного типа, в частности в Переяславской земле: Баруч, Полкостен, Римов. Такие же города имелись в Киевской (по рекам Роси и Стугне) и в Галицкой землях.

    Размещение городов соответствовало заселенности земель. Именно Среднее Поднепровье и Волынь отличаются высокой, для своего времени, плотностью населения. В Поднепровье оно тяготело к Киеву и прилегающим правобережным землям. На Волыни население сосредоточивалось в лесостепях Волыно-Подольской возвышенности по верховьям Горыни, Западного и Южного Буга. Характерно, что в северном направлении, за верховьями Припяти плотность населения резко падала.

    В Переяславской земле наиболее заселенные районы лежали к западу от Сулы к Днепру. В Черниговской земле население располагалось по Десне. Сейму и их притокам, в т как большие юго-восточные и северо-восточные пространства оставались почти безлюдными.

    Около 50 городов размещено во Владимиро-Суздальской, Смоленской и Муромо-Рязанской землях. Однако между этими районами есть существенные различия. 24 города приходятся на Владимиро-Суздальскую землю. Они, в основном, лежат в междуречье Волги и Клязьмы, в том самом Залесском крае, где ополья успешно осваивались в хозяйственном отношении. Из городов этой земли, несомненно, выделяются Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль. В Муромо-Рязанской земле, в ее Муромской части, был один более или менее значительный город - Муром, остальные лежали в пределах Рязанской земли, где выделялись Рязань и, пожалуй, Переяславль-Рязанский и Пронск.

    В пределах Смоленской земли большинство городов сосредоточивалось между Верхним Поднепровьем и Сожем. Смоленск был тем центром, к которому тяготели сравнительно мелкие города земли. Лишь в северной части выделялся Торопец, стоявший на важном пути между бассейнами Западной Двины и Ловати.

    И здесь размещение городов соответствовало степени заселенности. Владимиро-Суздальская земля в этом отношении делилась как бы на две части. Ее север был очень мало населен. Население концентрировалось главным образом у Белоозера, по Шексне, у Кубенского озера, у Вологды, Галича Мерского. В южной части, в Волго-Клязьминском междуречье, жила основная масса населения земли. Но и здесь оно концентрировалось в определенных районах - у Суздаля, Переяславля, Ростова, Юрьева, Дмитрова, по Москва-реке, Клязьме (в среднем и верхнем течениях). Довольно заселенной была полоса вдоль Волги, в ее правобережье. Кашин, Углечеполе, Ярославль выделялись сравнительно высокой плотностью населения. Особенно было заселено Поволжье у Костромы. В то же время значительные пространства востока, севера и запада Владимиро-Суздальской земли, насыщенные лесом, почти не имели населения.

    В Муромо-Рязанской земле заселенными были, главным образом, приречные земли по Оке, Мокше, Проне. Наиболее были заселены районы Мурома, Средней Оки у Рязани и Переяславля-Рязанского, Пронска. Окско-Клязьминское междуречье отличалось слабой заселенностью, так же как и земли к югу от Оки и Прони.

    В смоленских землях население было сосредоточено в Поднепровье у Смоленска, в верховьях Сожа, Десны, Угры. Отдельные сравнительно заселенные земли шли вверх по Днепру, в Днепровско-Западнодвинском междуречье, особенно в районе Касплинского волока и Торопца.

    Неравномерно размещались города в Новгородской земле. К тому же такие города как Юрьев (Эстония), Котельнич (Вятка), Олонец не входили в собственно Новгородскую землю. Пусты были земли между Волховом и р. Наровой и Чудским озером, Волховом и Шексной. Крайний северный город - Ладога отстоит от Новгорода более чем на 200 км. На западе, опять в отдалении, лежат Исков н Изборск. И, наконец, район между Ловатью и Тверцой (притока Волги) можно считать наиболее «городским»; здесь лежат Великие Луки, Торжок и некоторые другие мелкие города.

    Новгородская земля отличалась высокой заселенностью. Население сосредоточивалось, в основном, в Водской земле (между Лугой и Невой), на северо-восточном побережье Чудского озера и в южной части Псковского, полосами от Ильменя по Шелони и Ловати, по среднему течению Мсты, а также в верховьях Мсты и Тверцы, на юго-западе Ладожского озера, по Мологе, у Ильменя. Большие междуречные пространства между Лугой и Шелонью, Лугой и Волховом, земли к востоку от Волхова были мало населены.

    В новгородских владениях наиболее заселенными были Нижняя Онега. Терский берег Белого моря, Северная Двина и ее притоки Вага и Сухона. В целом, северные и северо-восточные новгородские владения отличались очень слабой заселенностью.

    Города Полоцкой земли больше сосредоточены к востоку и югу от Полоцка в бассейне Западной Двины, в междуречье Днепра и Березины с притоками. Кроме Полоцка относительно выделялись Минск и Витебск.

    Почти полное отсутствие городов в Турово-Пинской земле соответствовало низкой населенности области. Этот болотистый лесной район был мало пригоден для жизни. Севернее р. Припять, ближе к полоцким рубежам, находились маленькие городки Клеческ и Случеск. Два наиболее крупных города - Туров и Пинск тесно связаны с Припятью. Первый стоит на р. Припять, а второй - на р. Пине, там, где сходятся многочисленные реки, впадающие в Припять.

    Очень трудно говорить о численности населения древнерусских городов. В какой-то степени показателем может быть площадь, которую занимали города, их кремли и детинцы. Для Новгорода начала XI в. называется цифра в 10-15 тыс. человек, а в начале XIII в.- в 20-30 тыс. человек. К числу больших городов, не уступавших Новгороду по числу жителей, относят Чернигов, Владимир-Волынскнй и Владимир на Клязьме, Галич, Полоцк, Смоленск, а также Ростов. Суздаль, Рязань. Витебск, Переяславль (южный). Несомненно, что большое число жителей было в Киеве.

    Города в 1000 жителей выделялись своим размером. Большинство же городов имело мало жителей. Кремли, детинцы, посады этих городов были невелики и вмещали по нескольку сотен жителей.

    В движении русского населения в XII - первой половине XIII вв. отмечается ряд особенностей. Помимо постепенного расширения осваиваемых площадей в районах старого заселения шло перемещение части населения в новые районы. Усиливается движение новгородцев на север и северо-восток. Это приводит к заселению земель по Свири в Ладожско-Онежском межозерье. Интенсивно продвигались новгородцы в Заволочье - в бассейны Онеги, Северной Двины и Мезени. Здесь, главным образом в Подвинье, возникают погосты - населенные пункты, ставшие административными центрами определенной округи, носящей такое же название. Большинство их тяготело к рекам - Северной Двине, Ваге. Новгородцы шли и дальше на восток, к Уральским горам, постепенно расширяя район проникновения в Перми, Печоре, Югре. Следует отметить продвижение русского населения в область Вятской земли, где возникают Котельнич, а затем Хлынов, Никульцын н другие поселения. Основной путь сюда шел с Северной Двины через Сухону и Югу на притоки Вятки - Малому и Летку.

    Определенное передвижение русского населения идет из Залесского края в заволжские районы. Этот обширный край левобережных притоков Волги, в прошлом заселенный племенами меря, имел важное значение для владимиро-суздальских князей. Болотистые и лесистые земли, лежавшие на Мологе, Шексне, Костроме. Унже, в хозяйственном отношении было трудно освоить. Однако их роль в политической борьбе с Новгородом нельзя недооценивать. Примыкавший к ним Белозерский край с древним городом Белоозеро был центром волоковых путей, ведущих из Новгорода в северо-восточные земли. Продвижение по этим территориям владимиро-суздальцев шло по течениям рек с выходом в Нижнее и Среднее Посухонье. Видимо, отправными пунктами были города, стоящие по Волге,- Угличе-поле, Ярославль. За Волгой возникает город Галич-Мерский, название которого свидетельствует о земле и людях ее населявших. Это город в земле мери.

    К XII - началу XIII вв. относится продвижение населения вниз по Волге. Летопись под 1171 г. упоминает Городец Радилов, а возникновение в устье р. Оки Нижнего Новгорода (1221 г.) вплотную приблизило владения владимиро-суздальских князей к землям черемисы (мари) и мордвы.

    Важным в движении населения было перемещение значительной части русского населения из Поднепровья на северо-восток и запад. Для этого передвижения было две причины. С одной стороны, экстенсивный метод ведения сельского хозяйства приводит к расширению территорий, втягиваемых в сельскохозяйственное производство. С другой стороны, земли лесостепной зоны, обращенные в степь, испытывали давление кочевников. Жить в приграничных районах было тревожно. Поэтому еще в X -XI вв. для защиты Киевщины были созданы укрепления, так называемые «змиевы» валы, основная гряда которых шла вдоль Стугны. Позже, к середине XI в., когда пограничные укрепления были вынесены на Сулу и Рось, основные земли Переяславщины и Киевщины имели сравнительно надежное прикрытие. Земли, лежащие к юго-востоку от Сулы и югу от Роси, были слабо заселены славянами, хотя там уже были и города и села, а население занималось хлебопашеством, скотоводством и другими видами хозяйственной деятельности.

    Галицкая, Черниговская, особенно Переяславская и Киевская земли, начиная со второй половины XI в., стали подвергаться все усиливающемуся давлению половцев. Углубление феодальной раздробленности на Руси не способствовало успешной защите ее южны: рубежей. Пустеют и приходят в упадок многие города и села, население уходит в районы, сравнительно благоприятные с точки зрения природных, климатических условий для ведения сельского хозяйства (земледелия, в первую очередь) и безопасные для проживания. Из Среднего Поднепровья - Киевщины и Переяславщины - население идет в соседние земли - Галицко-Волынскую (западная ветвь передвижения) и в Черниговскую землю (северное направление). Движение на запад шло, главным образом, из Киевской земли. В северном же направлении население шло как из Киевской, так и Переяславской земель. Этот поток захватил не только черниговские земли, но продвинулся дальше - в Муромо-Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли.

    Расселение племен к востоку и юго-востоку от русских земель за рассматриваемое время не изменилось сколь-либо существенно. Здесь можно отметить некоторое расширение границ Болгарского государства в северо-западном и юго-восточном направлениях, что привело к передвижению болгарского населения в бассейн р. Казанки и на правобережье Волги до р. Суры, а также междуречье Самары и Большой Кинели.

    Следует отметить, что в источниках XII в. появляется упоминание об удмуртах (вотяках), район расселения которых занимал Вятско-Камское междуречье.

    2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.