Роль общения в жизни и деятельности человека. Общение в современном обществе - общение сетевое? Роль общения в жизни человека

В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе: на работе в офисе, в семье, с друзьями. И для эффективного и насыщенного общения существует речь. Любая общественная деятельность не обходится без нее, также существует множество профессий, где необходимы навыки общения с людьми: учителя, юристы, журналисты и политики и т.п.

В разговоре участвуют два человека: тот, кто слушает, и тот, кто говорит. Причем особенность общения такова, что люди постоянно меняются ролями для более эффективного разговора. Для удачного разговора всегда необходима тема и знание языка.

Личность человека складывается в процессе общения, воспитания, получения образования; именно поэтому его значение так велико. С помощью речи мы можем обсуждать наши цели, планы, мечты, делиться своими переживаниями. Общение - это воздух для человека. Оно помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека, получать удовольствие от умной беседы. Человечество стало прогрессировать вместе с развитием речи.

Личность человека формируется за счет общения. Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми. Уже с рождения мы развиваем наши познавательные навыки. Существует множество примеров, когда человек воспитывается не в обществе людей. Дети, попавшие в волчьи стаи и воспитывавшиеся там в течение долгого времени, уже не смогут адаптироваться к человеческому обществу. Внешне они, конечно, похожи на человека, но внутренне они больше похожи на животное, они психически неразвиты и перевоспитать их уже невозможно. Успешная социализация - еще одна неоценимая функция общения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • * общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Влияние на нас общественного мнения доказывает это. Также существует множество способов влияния людей друг на друга, например, гипноз, шантаж, мода, внушение.
  • * общение - это потребность, оно является целью отношений с окружающими людьми.
  • * общение - это источник знания и понимания окружающих.

Если общение человека полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым, это способствует развитию его возможностей, самореализации и успеху. Если же человек напротив, мало общается, замыкается в себе, то он развивает в себе комплекс неполноценности, лишает себя полезной информации и новых возможностей, общее психическое состояние человека ухудшается. Таким образом, значение общения в жизни человека очень велико.

Особенности общения

  • 1. Общение, несомненно, приносит радость и счастье, общаясь с вашими близкими, вашей второй половинкой, интересными творческими людьми - все это делает нашу жизнь наполненной. Общение с природой и искусством дарует нам гармонию и душевное равновесие.
  • 2. У медали две стороны. Общение может приносить и разочарования, и грусть, и депрессии. Именно поэтому написано так много драм, посвященных чувствам и переживаниям героя.
  • 3. Нейтральное общение, без которого не обойтись, - значительная часть в повседневной жизни. Но существует альтернатива - праздничное общение, без которого сложно представить жизнь любого человека.

Теперь вы видите, что общение играет огромную роль в нашей жизни, и поэтому необходимо владеть навыками эффективного общения. Учитесь понимать людей, адекватно воспринимать их позиции без предубеждений и предвзятости. Круг людей, с которым вы общаетесь, непосредственно зависит от вашей психологической и эмоциональной зрелости.

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

Так, Конфуций(551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения , что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания общения.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение психологии делового общения предполагает осмысление с позиции сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем.

Немало для психологии межличностного общения дают исследования психологии масс Г.Лебона (1841-1931). Живя в обществе, человек сталкивается с влиянием «толпы» и оказывается участником массовых собраний. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Куртом Левиным (1890-1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг с другом. К заслугам К.Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей, изучение таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п.


Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ З.Фрейда (1856-1939) и его последователей. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека. Влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Последователи З.Фрейда, прежде всего А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх, и некоторые другие обосновали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Так, А.Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, семье, социальных объединениях и т.д. К.Юнг (1875-1961) развил концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

Символический интеракционизм (Т.Мид, А.Роуз, Т.Шибутани и др.), принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонация голоса, жесты, другие движения и действия. Т.Сорбин, Р.Линтон, Э.Гоффман и др. сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов.

Отечественные психологи рассматривают категорию общения в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической теории. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Психика человека развивается только в процессе взаимодействия с обществом, в процессе его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934). Он разработал культурно-историческую теорию развития психики и считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С.Выготского получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и др., где речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние; мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям «направленность, избирательность и стремительность» и т.п. все это имеет прямое отношение к психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о «психических» или «психологических» отношениях между людьми.

Психологические отношения как система осознанных избирательных связей личности с предметами внешнего мира вытекают «из всей истории развития человека», выражают его личный опыт и внутренне определяют действия и переживания. Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

Коммуникация – процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга.

Взаимодействие – специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или « чистое» восприятие.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитой личностью, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе, «дети-маугли», выросшие среди животных, лишь внешне походили на человека, у них не развито было прямохождение, тонкие манипуляции кистью руки, отсутствовала человеческая мимика, наблюдалась общая неразвитость психических процессов и речи.

Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека; наконец общение служит самоопределению личности. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, институте, на улице. Это так называемая микросреда . Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа , где протекает жизнь каждого из нас.

Обзор материала

Цель: Целью нашей работы является исследование степени влияния социальных сетей на процесс общения в современном обществе.

Задачи:

Выявить, как часто учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также родители и учителя учащихся пользуются социальными сетями;

Проанализировать, с какой целью представители выше указанных групп посещают социальные сети;

Узнать, какие плюсы и минусы видят участники опроса в общении в социальных сетях;

Установить, считают ли опрошенные общение в сети достойной заменой реального общения;

Сравнить результаты опроса между представителями разных возрастных категорий;

Методы: анализ различных источников по данной проблеме, анкетирование учащихся, родителей и учителей гимназии, сопоставление информации.

Предмет исследования: общение людей разных возрастных категорий в социальных сетях

Участники исследования: 105 человек в возрасте от 11 до 50 лет (учащиеся 6, 10 классов, родители и учителя).

Гипотеза: в современном обществе на общение в интернет-пространстве тратится все больше времени, что постпенно вытесняет из нашей жизни живое общение между людьми.

Актуальность: В современном мире люди не могут обходиться без общения. Любая общественная деятельность не обходится без него. Личность человека складывается в процессе общения. Общение помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека. Через общение с другими людьми мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.

Процесс коммуникации в современном мире стремительно развивается, предоставляя нам всё новые, улучшенные возможности. Интернет открывает в этом смысле значительные перспективы, позволяя человеку общаться в любой момент и с любой аудиторией. Для реализации этих возможностей были созданы социальные сети, которые занимают всё большее место в жизни современного общества. Социальные сети плотно вошли в нашу жизнь. Рассуждать на тему хорошо это или плохо можно долго. Если задуматься о том, что раньше их не было вообще, то сейчас представить день без посещения личной страницы в Интернете практически невозможно, складывается мнение об определенной степени зависимости. Возникает вопрос: заменили ли сети живое общение между людьми? Данный вопрос и определил выбор темы исследования и её актуальность. Мир вокруг становится более динамичным, а одним из главных ресурсов развития на сегодняшний день становятся коммуникация и информация. Наше исследование демонстрирует, что социальные сети - не только возможность создания новых знакомств и поддержания отношений, это один из способов отстраниться от реальной жизни на неопределённое время. Социальные сети – это предпосылки создания той виртуальной реальности, с которой возможно нам придется делить реальную жизнь в будущем. Чтобы не запутаться в происходящем, стоит задуматься о плюсах и минусах общения в социальных сетях уже сейчас.

Теоретическая часть.

Буквально 5-7 лет назад не многие знали о существовании социальных сетей, сегодня же они прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Практически у каждого сейчас есть своя страничка в интернете.

Термин «социальная сеть» был введен социологом Дж. Барнсом в 1954 году. Ученый развил подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий.

Что такое социальная сеть сейчас? В первую очередь, это сайты, разработанные с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку поиск давно потерянных друзей, родственников.

Первые социальные сети появились на западе. Самые популярные из них это Facebook, Twitter, MySpace, Badoo, Flickr, Last.fm, LinkedIn, XING, Bebo, Match.com, YouTube, MyAnimeList, HabboHotel, Google+, Tagged.com, Avaaz, Friendster.Вскоре и в России стали появляться аналоги, такие как ВКонтакте, Одноклассники.ru,Мой Мир@mail.ru, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг и т.д.

Можно сказать, что социальная сеть сегодня – это, в первую очередь, инструмент для общения оn-line, который нам предлагает Интернет, и у каждого выбор, пользоваться им или нет. Социальные сети как форма коммуникации с самого своего появления стали оказывать огромное влияние на жизнь современного человека. Сегодня человечество фактически не представляет себе жизнь без общения в той или иной социальной сети.

В подтверждение выше приведенных тезисов представляем результаты проведенного анкетирования среди учащихся гимназии, а так же родителей и учителей.

Вопрос. С какой целью вы заходите в социальные сети?

Социальные сети используются в основном для общения и изучения новостей. Молодые люди 15-17 лет (50%) заходят в социальные сети для того,чтобы послушать музыку. Подавляющее большинство опрошенных 30-50 лет (81%) сообщили, что социальные сети используются ими для общения, хотя ребята 11-12 лет проводят время в сети ради развлечения (52%). Для работы и учебы интернет используют 81% респондентов 30-50 лет и 71% подростков 15-17 лет.

Подавляющее большинство респондентов заметили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Вконтакте». Вместе с тем, часть опрошенных сообщили, что чаще всего заходят в социальную сеть «Instagram», «Одноклассники», «Twitter», «Facebook» [приложение 1].

Социальные сети, появившись не столь давно, безусловно, привлекают к себе подростков. По данным некоторых исследований, подростки являются преобладающей составляющей аудитории социальных сетей .

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном че­ловеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети. Проще говоря, социальная сеть выступает неким социальным пространством, в котором общение как деятельность представлена не в традиционной «живой» форме, а приобретает черты простой коммуникации. Социальные сети способствуют, во-первых, организации социальных коммуникаций между людьми, и во-вторых, реализации их базовых социальных потребностей. Электронная коммуникация стала неотъемлемым компонентом активности в социальных сетях. Очень популярно стало сейчас знакомство в сети, так как общение в сети Интернет способствует снижению психологического барьера. Ведь гораздо проще и легче «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию, чем подойти на улице и познакомиться. Информация представленная на странице пользователя заменяет ступени знакомства, так как сразу становятся известны интересы, увлечения и т.д. Получается, что первое впечатление складывается при просмотре страницы в социальной сети, но ведь не редко случается так, что информация оказывается вымышленной .

Мир виртуальной жизни, организованный социальными сетями, позволяет реализовать бессоз­нательные мотивы и помогает человеку прожить те сценарии, которые он, возможно, никогда не осмелится прожить в реальной жизни, позволяет ощутить себя в желаемом образе. Главными причинами, которые служат основой формирования нового интернет-образа и интернет-поведения, являются неуверенность в себе, неудовлетворённость собой, заниженная самооценка, желание вырваться из социального вакуума. Пользователь социальных сетей сам конструирует свой образ, собирая его подобно мозаике из своих фантазий, представлений о себе, мнений других, ожиданий социума. В социальных сетях Я-другой соз­дается по образу и подобию собственного Я.Эта новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, очень скоро начинает влиять на реального человека. Это объясняется тем, что в социальных сетях пользователи видят только «виртуальную» сторону личности и начинают реа­гировать именно на нее.

Таким образом, социальные сети представляют человеку неограниченные возможности общения в реальном времени, становятся платформой проявле­ния креативности личности и в связи с этим трансформации личности благодаря киберсоциализации. Человек, который пробует себя в различных виртуальных образах, не только примеряет на себя желаемую маску и отрабатывает определенную модель поведения, он еще и изменяет свой внутренний мир. Человек в процессе нахождения в социальных сетях получает новый социальный опыт, становится активной частью виртуальных событий. Тем самым происходит творческая организация жизни человека, а именно возникновение креативной личности в социальных сетях.

2. СПОСОБЫ И ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ В СЕТИ

Общество в целом и отдельный человек не могут обойтись без общения. Общение – это сложная, многофункциональная и многогранная составляющая человеческой жизни. Без общения невозможно взаимодействие социальных групп направленное на совместную трудовую деятельность, обмен опытом и навыками. Не меньшую роль играет общение в процессе формирования социальной личности, установки межличностных отношений, формирования человеческих индивидуальностей.

Подростковый возраст - возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и группы, значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно в общении. Современная интернет-среда, позволяет подростку реализовывать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным.Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идёт активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых. А для многих из них социальные сети являются необходимым условием для жизни, многие школьники уже не представляют своё существование без Интернета.

Однако средства коммуникации не стоят на месте и развиваются оченьбыстро. На протяжении всей истории эти средства совершенствовались и изменялись: от следов на земле и наскальных рисунков до телевидения и интернет-технологий. Вся жизнь современного общества наполнена компьютерными технологиями. Глобальная сеть Интернет занимает в процессе информатизации общественной жизни особое место. Как новая информационная сеть и система коммуникации, используемая для осуществления различных видов деятельности, Интернет предполагает специфические способы общения и способствует социальному взаимодействию индивидов и социальных групп .

Среди первых способов общения в сети Интернет была электронная почта. Почта - это конечно хорошо, но для того чтобы было с кем переписываться, надо найти тех, кто будет интересен для общения. Основными местами для знакомства традиционно являются форумы и чаты.Форумы хороши всем, и, прежде всего, взвешенностью помещаемых на нем мнений, но ритм жизни в них несколько замедленный. Для тех, кто хочет общаться более интенсивно, существуют чаты.Чаты бывают тематическими, но все же, как правило, это просто место, где собираются люди пообщаться на совершенно разные темы. Все бы хорошо в форумах или чатах, да много внимания они отнимают, не позволяя уделять достаточного времени другим делам – например работе.И тут незаменимы программы типа ICQ. ICQ (аська) - это интернет-пейджер, удобное и простое общение с теми пользователями, которые, как и вы, находятся сейчас в Интернете. В последние время приобрел огромную популярность способ общения в Интернет при помощи социальных сетей. И вряд ли Марк Цукерберг и другие разработчики подобных ресурсов, работая над их созданием, рассчитывали на столь ошеломляющую популярность собственных детищ.

Интернет-опосредованные коммуникации наделены элементами обратной связи, представляют собой открытое и неограниченное общение людей, находящихся физически не рядом. Это ведёт к формированию и постоянному росту обществ, объединяемых общностью взглядов, интересов и целей, не учитывающих социальные, культурные, политические и другие различия между участниками. Интернет-общение – лёгкий способ наладить контакт. Межличностное взаимодействие происходит в условиях анонимности, раскрепощённости, отсутствия невербальной информации, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Также для общения характерен свой социалект. Социалектом называют совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе – профессиональной, сословной, возрастной и т.д. В связи с чем в рамках данного направления можно изучать социалект детского интернет-общения, профессиональный «язык» тех, кто работает на компьютерах, литературный язык, в целом компьютерный сленг и т.д.

Неологизмы, наиболее употребляемые в Сети, условно можно разделить на следующие группы: компьютерные термины, интернет-сленг, компьютерный сленг или жаргон, молодежный сленг.

Лексический запас электронного языка постоянно попол­няется, в результате чего формируется индивидуальная коммуникативная гибкость. Характерной особенностью сетевого общения является возможность обратной свя­зи и своеобразное построение диалога: импровизация, ремарки, разговорная речь, шутливые реплики, иронические восклицания, цитаты и, как следствие, частое использование сленга, интернет-сленга (мемы). Распространивши­еся в сети Интернет мемы стали причиной формирования различных субкультур­ных сообществ, которые являются частью базовой культуры, но отличаются от нее языком, манерой поведения и т.д..Примерами мемов мо­гут быть музыкальные мелодии, анекдоты, шутки, модные тенденции, автомобиль­ные марки, картинки, смайлы, т.е. все что угодно.Каждый из сленгов, используемых в интернете, имеете свою историю происхождения. Взять к примеру смайлики, которые были изобретены в 1979 году Кевином Маккензи.

Интернет-язык распределён по возрастным и профессиональным категориям. Сленг заменяет подрастающему поколению сложные лингвистические конструкции, которые они еще не очень хорошо освоили. Кроме того, молодежи свойственно искать способы отличаться от других, отгораживаться от взрослых, иметь свои секреты, противопоставлять скучным традиционным устоям новые игровые формы, поэтому именно им принадлежит большинство лингвистических экспериментов и нововведений.

3.ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ.

Не секрет, что общение в виртуальном пространстве имеет свои особенности, скрывающие как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам бесконтактного общения, безусловно, относятся возможность пренебречь дальностью расстояния, разделяющего пользователей, что позволяет общаться с любым человеком из любого уголка планеты, конфиденциальность, способствующую реализации глубинных психологических потребностей человека, позволяющую ему проявить стороны характера, не востребованные в реальной жизни, возможность при помощи личного общения проникать в культуру других народов и рас, и многое другое. Общение в Интернет бесценно для людей с ограниченными возможностями, позволяя им получать полноценное образование, работу, общаться с людьми.

На вопрос «Какие есть плюсы у социальных сетей?» , наши респонденты дали следующие варианты ответов:

· Можно общаться со всеми своими друзьями. Причем полностью бесплатно и в любое время.

· Можно посмотреть, кто сейчас находится на сайте и написать ему.

· Можно публиковать свои фотографии, делиться информацией, ссылками, музыкой.

· Возможность быстро получать последнюю актуальную информацию. Это могут быть новости своей страны или мира, архитектуры, в городе, события у друзей и т.д.

· Есть множество приложений, которые помогают расслабиться. Это flash игры, тесты, опросы и т.д.

Оборотной стороной общения при помощи всемирной паутины является возможность доступа широких масс (в том числе детей) к нежелательной информации, способной нанести вред как данным пользователей (разнообразные вирусы), так и их моральным устоям (разного рода нецензурная информация). Кроме того, неконтролируемое «сидение» в сети чревато возникновением, так называемой интернет-зависимости, причем подвергается ей не только молодежь, но и вполне сложившиеся и успешные взрослые люди.

Приведём вопросы проведённого анкетирования и его результаты.

Вопрос. Как часто вы заходите в социальные сети?

38% респондентов отметили, что заходят в социальные сети ежедневно 4 и более раз в день, причём подавляющее большинство составили подростки 15-17 лет.

24% опрошенных отметили, что заходят в социальные сети 2-4 раза в день [приложение 2].

Вопрос. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Результаты опроса показали, что больше всего времени в социальных сетях (более 4 часов в день) проводят подростки 15-17 лет (37 % опрошенных), а менее всего (меньше 1 часа в день) взрослые (71% опрошенных) [приложение 3].

Вопрос. Как долго вы можете обходиться без социальных сетей?

Полностью не могут отказаться от социальных сетей 14% респондентов, а вот подавляющее большинство людей 30-50 лет (57%) могут вообще обходиться без социальных сетей. 84% опрошенных могут обойтись без социальных сетей 1-2 дня [приложение 4].

Говоря об активности подростков в социальных сетях, отметим, что активное участие в социальных сетях принимают не только подростки, но и взрослые люди. Большинство опрошенных нами подростков использовали социальную сеть «ВКонтакте», тогда как доминирующей сетью взрослых является сеть «Одноклассники», «Мой мир», «Facebook». Однако, если для подростков данный вид интернет-активности является важнейшей частью их коммуникации, «жизненно необходимым» видом «связи с миром», то для взрослых данный ресурс не имеет столь важного значения, хотя и рассматривается ими как сфера межличностного общения и место проведения интересного досуга.

Зависимость от интернета может привести к тяжёлым проблемам в семье и учёбе. Исследователи отмечают, что лиц, зависимых от интернета, преследует чувство одиночества, им так же свойственны стыдливость, депрессия, социальное уединение. У лиц, зависимых от интернета, уровень социальной активности значительно ниже, чем у тех, у кого такой зависимости нет. Исследования показывают, что пользователи интернета, в случае, если не имеют доступа к сети, становятся расстроенными и беспокойными, излишне восприимчивыми и обидчивыми .

Некоторые темы и сайты в интернете с точки зрения родителей и более старого поколения считаются нетрадиционными. На них существуют определённые запреты, поскольку они не соответствуют религиозным традициям и морали, принятым взглядам. Таким образом, интернет способствует разладу между родителями и детьми .

В социальных сетях участились так называемые «фейковые аккаунты», которые используют не всегда с безобидной целью. Находящаяся на странице информация может оказаться ложью. Однако любопытство берёт верх, поэтому молодые люди засиживаются допоздна, стараясь не упустить обновления новостей, и постепенно впадают в зависимость. Подобный феномен чреват отрешением от внешнего мира, дезориентацией в реальной жизни. Человеку становится дискомфортно вне сети .

Однако вышеперечисленное ни к коей мере не умаляет положительного влияния, которое Интернет оказывает на современного человека. Просто каждый из нас должен обозначить собственную четкую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, помня о том, что ни одна социальная сеть не заменит общения с близким и дорогим человеком.

Интернет, наряду с реальной жизнью, открывает подростку широкое поле возможностей, расширяя пространство для удовлетворения его изменившихся потребностей и стремлений. Причем открываются они абсолютно всем, вне зависимости от личностных характеристик, социального статуса и других особенностей. В отличие от реального мира, социальный мир ограничивает его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.), информационный мир принципиально безграничен. Такая особенность Интернета как анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая может отличаться от реальной идентичности.

Мы решили выяснить, какую пользу от общения в социальных сетят видят наши респонденты.

Вопрос. Как вы считаете, приносят ли социальные сети реальную пользу людям? 50% респондентов считают, что социальные сети приносят реальную пользу людям. 12% опрошенных считают, что социальные сети не приносят реальную пользу людям. 38% респондентов затрудняются ответить [приложение 5].

Вопрос. Как вы считаете, какую главную пользу приносят социальные сети?

Подавляющее большинство респондентов отметили, что наибольшую пользу социальные сети приносят в общении с людьми. С этим ответом согласились 78% ребят 11-12 лет, 66% подростков, 67% взрослых. Самым непопулярным оказался ответ игры, так считают только 17% всех опрошенных (ими оказались ребята 11-12 лет).

Вывод: Поколение прошлое, настоящее и будущее… Мы - представители разных времён. И учащиеся, и их родители, и учителя сегодня являются представителями разных поколений. То, что люди из разных поколений по-разному смотрят на вещи, - неоспоримый факт. Для нас же важно полное взаимопонимание в совместной деятельности, которое достижимо с помощью внутренних коммуникаций.

Внутренние коммуникации менялись, меняются и будут меняться. Потому что меняются взгляды, ценности и потребности целевой аудитории. Для поколенияY – так социологи называют людей, родившихся с 1981 по 2003 год, источником информации в большей степени является Интернет, формат материала – картинки, фото, видео и короткие текстовые сообщения. Поколение Y потребляет информацию в любое время суток, потому что смартфоны и планшеты – это неотъемлемая часть образа жизни. Это как ключи, без которых не выйти и не войти в дом. Только в данном случае планшеты и смартфоны – это ключ в бездонный мир онлайн .

Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредныдля общения между людьми. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны нашему общению и в реальной жизни. Социальный психолог Сьюзан Ньюман говорил: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».

Наш опыт исследования показал, что отвечая на вопрос: «Какое общение вы предпочитаете?» , 86% респондентов отметили, что предпочитают прямое общение, 14% опрошенных предпочитают общение в социальных сетях [приложение 6].

На вопрос: «Какой вариант общения для вас является лучшим: прямое общение или через социальную сеть?», 46% опрошенных отметили, что им легче общаться в жизни,10% респондентов признались, что им легче общаться в социальной сети, 44% опрошенных отметили, что для них не имеет значения, является ли общение прямым или опосредованным [приложение 7].

Таким образом, проанализировав результаты опроса мы пришли к выводу, что, действительно, XXI век стал веком сетевым. Много людей, независимо от возраста и рода занятий используют Интернет и социальные сети для общения с другими людьми, люди старшего поколения используют сети для работы или учебы. Изучив данные опроса мы пришли к выводу, что больше всего времени в социальных сетях проводят подростки 15-17 лет.

Однако, 86% всех опрошенных предпочитают прямое, живое общение общению в социальных сетях, и это не может не радовать, т.к. это значит, что мы ещё долго сможем смотреть людям в глаза, когда общаемся с ними, чувствовать прикосновение. А значит в конце фразы «современное общение людей- общение в сети» мы все ещё можем поставить знак вопроса.

Вывод: интернет-общение должно дополнять жизнь, а не быть основой всей нашей деятельности. Социальные сети могут принести много пользы. Но злоупотребление общественными сетями может привести к зависимости, потери внимания, трате времени, отчуждению и отупению. Социальные сети - это и хорошо и плохо. В наших силах брать от них только хорошее и отсеивать плохое. Для того, чтобы социальные сети не нанесли вред здоровью и психике, каждый человек должен регламентировать свое времяпрепровождение в виртуальном пространстве.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Финансовый университет при Правительстве РФ

Кафедра «Прикладная психология»

Доклад

по дисциплине «Психология»

на тему: “Роль общения в жизни человека”

Выполнила:

Студентка группы СЦ1-1

Иванова А.О.

Научный руководитель:

Орлова Елена Александровна

Москва, 2011

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! - Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"… Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "… действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что «люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому». Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест… Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками - единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами - народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей. Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это - встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996

2. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987

3. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1990

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,197

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

  1. Введение.
  2. Понятие об общении.
  3. Место и роль общения в жизни.
  1. Техники общения.
  2. Формы общения.
  3. Педагогическое общение.

« Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.»

Антуан де Сент-Экзепюри

Хотелось бы начать свой реферат с понятия изучаемого предмета:

Психология = псюхе (псюше) + логас = душа + осмысленное слово =

осмысленное слово о душе.

Словом называют единицу языка, служащую для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок, а также устную речь.

Речь же в свою очередь , один из видов коммуникативной деятельности человека, общение , опосредствованное языком .

Вполне можно сказать, что каждая особь в животном мире от рождения знает язык своего вида. Знание же языка человеком формируется прижизненно, в ходе его общения с другими людьми.

Потребность в общении является сугубо человеческой потребностью, которая строится на фундаментальных основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Мотивы, обслуживающие ее, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими - от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Завязывая отношения с другими, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д.

Скорее всего, впервые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Можно предположить, что первые слова указывали на определённые действия, орудия, предметы; это были также «приказы», адресованные партнёру по совместным действиям. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания, которыми люди делились друг с другом. Так появилось общение.

ОБЩЕНИЕ - процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками…

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь - М., 1999.- 343 c.)

ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения ; использование общения в деятельности изучается социологией .

(Википедия.)

Остановлюсь подробнее на межличностном общении.

  1. Предметная область теории межличностного общения задается как количественными, так и качественными параметрами. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: это взаимодействие между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; это так называемое личностно-ориентированное общение, то есть предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
  2. С учетом, как обыденных представлений, так и суждений специалистов, к предметной области межличностного общения можно отнести:

а) психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.);

б) коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);

в) нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы. Реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Вместе с тем в аналитических целях подобное выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным.

  1. Теория межличностного общения принципиально является сферой междисциплинарного знания. Психологические, информационно-коммуникативные и социально-нормативные процессы, составляющие предметную область теории межличностного общения, изучаются различными дисциплинами гуманитарного знания: психологией личности и социальной психологией, лингвистикой (особенно психо- и социолингвистикой), социологией (в первую очередь такими направлениями микросоциологии, как символический интеракционизм и драматургическая социология).
  2. Все известные теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования - бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология - внесли свой вклад в разработку проблем межличностного общения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации и живого, непосредственного общения ребёнка с окружающими людьми. В общении сначала через прямое подражание , а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

Действуют же все социальные институты на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребёнок является, через общение с людьми, которые окружают ребёнка в этих группах. Это – члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребёнок вступает в контакты.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создаётся и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нём думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребёнка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Взрослые общаются с ребёнком всегда – когда учат и приучают, когда кормят и гуляют, наказывают и играют. От того, как проходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребёнка, да и самих взрослых. Поэтому очень важна именно доброжелательная атмосфера общения .

Такая атмосфера зависит не только от характера взрослого и не только от поведения ребёнка. Она создаётся благодаря овладению и использованию навыков общения.

В психологии был найден замечательный способ помощи собеседнику в случаях, когда ему трудно справиться с ситуацией, пережить неудачу, выразить ещё не вполне ясные чувства или мысли. Он получил название техники Активного слушания .

При активном слушании ставится задача – понять говорящего, и дать ему знать об этом. В слове «понять» имеется в виду не только содержание слов, но и эмоциональное переживание.

Обнаружено, что решить эти обе задачи (понять и дать знать) помогает следующий приём:

Вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние.

Если ответ точен, то собеседник чувствует как бы присоединение к его переживанию, «разделение» его чувств. И это чувство очень важно для каждого: происходит то, о чём говорит мудрая пословица: «Разделённое горе уменьшается вдвое, а разделённая радость вдвое усиливается».

  1. Воспроизводя сказанное собеседником, можно повторить отдельное слово, или фразу, или использовать парафраз; если человек говорил долго, то можно сделать резюме.
  1. Наряду с Активным слушанием используется так называемое Пассивное слушание . Это тоже форма активного внимания к проблеме собеседника, только с малым количеством слов. Это могут быть отдельные слова, междометия, кивки головы, внимательный взгляд.

В технику Активного слушания входит также ряд других правил и рекомендаций.

  1. Очень важно после ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же даёт возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств. Такое умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника – одно из главных и трудных условий активного слушания. Когда оно выполняется, между собеседниками возникает раппор. Это иностранное слово означает особенно доверительный контакт.
  2. Ещё одна важная подробность касается интонаций. Повторять сказанное нужно в утвердительной, а не вопросительной форме.
  3. Чтобы поддерживать контакт, полезно также подстраиваться под собеседника невербально , то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы. Важно, чтобы глаза собеседников находились на одном уровне.
  1. Не начинать слушать, если нет времени. Собеседник может почувствовать разочарование и даже обиду и будет прав.
  2. Не расспрашивать. Прямые вопросы и тем более расспросы нежелательны. Собеседник может почувствовать, что спрашивающий удовлетворяет своё любопытство.
  3. Не давать советов. Советы – это первое, что приходит в голову, когда возникает желание помочь. Больше того, человек, оказавшийся в беде, часто сам просит: «Скажи, что мне делать?». Жизнь показывает, что на самом деле советы не работают.

Рассмотренными «не» не ограничиваются «подводные камни», которые встают на пути практического овладения активным слушанием. Их гораздо больше, и в их число входят привычные фразы , которыми отвечают на жалобу, беду или переживание другого.

  1. Приказы, команды. (Ясно, что до сочувствия здесь далеко!)
  2. Предупреждения, угрозы. (Нет понимания и нет желания понять. На первом месте – цель «навести порядок», а для этого припугнуть.)
  3. Морали, нравоучения, проповеди. (В ответ – молчаливое переживание.)
  4. Критика, выговоры, обвинения. (Ещё один щелчок по самолюбию!)
  5. Обзывание, высмеивание. (Нельзя приклеивать ярлыки, а шутить лучше теплее.)
  6. Догадки, интерпретации. (В этих фразах – отстранённое суждение и вторжение в личное пространство. Люди не любят, когда их вычисляют.)
  7. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. (Вместо того чтобы разделить переживание собеседника, «сочувствующий» принижает или обесценивает его чувства. Это несправедливо и обидно.

Влияние правильных навыков, или техник, общения на состояние человека и его взаимоотношения с другими, в том числе собственным ребёнком, - это настоящее открытие, которое пережили и продолжают переживать все, кто поверил в эти техники и стали их осваивать.

Процесс собственно личностного развития ребёнка под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом. В доступных для ребёнка (с учётом его возраста) видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые, став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности. Выход ребёнка в новую систему деятельности и общения, включение его в орбиту межличностных контактов новых людей, обращение к новым источникам информации фактически означают переход к следующей, более высокой ступени развития.

А.Н. Леонтьев считает, что развитие личности ребёнка находит своё выражение в изменении иерархии мотивов деятельности. Прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. Те виды деятельности и формы общения, которые прежде играли ведущую роль, теперь отодвигаются на второй план. Меняются интересы и цели, в целом смысл жизни для ребёнка, наступает новая стадия его личностного развития. Преобразование общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребёнком новые возможности для личностного роста. Первоначально эти возможности складываются внутри ведущих видов деятельности, а для детей дошкольного возраста – в разного рода играх. В более старшем возрасте к игре добавляются учение и труд.

Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития детских игр, связанных с воспитанием. Первый уровень – это игровые действия ребёнка, воспроизводящие поведение взрослых и направленные на другого человека, т.е. игры, предполагающие наиболее простую форму человеческого общения («кормление» куклы, «воспитание» куклы, укладывание её спать и т.п.). Второй уровень – игровые действия, последовательно восстанавливающие систему деятельности взрослых с начала и до конца («приготовление» пищи, раскладывание её, кормление, уборка посуды и т.п.). Третий уровень связан с выделением в игре определённой роли взрослого и её исполнением. В содержании ролевого отношения между людьми, живые формы человеческого общения. Ролью определяются логика и характер действий, выполняемых ребёнком. Сами эти действия подчиняются определённым правилам, следование которым контролируется детьми. Четвёртый уровень представляет собой способность гибко менять тактику поведения и переходить от одной роли к другой в рамках развития сюжета одной и той же игры, контролируя не только своё, но и чужое ролевое поведение, разыгрывая в игре целостный сюжетно-ролевой спектакль.

Общение как средство развития личности особенно сильно начинает складываться на ребёнке с третьего уровня развития игры. Но и это ещё только усвоение форм ролевого поведения, без которых настоящее деловое и межличностное общение взрослых невозможно. На четвёртом уровне развития игры сюжетно-ролевое общение совершенствуется, создавая условия для более разностороннего личностного развития ребёнка.

Общение, складывающееся в учебной деятельности, зависит от формы её организации. Наиболее активным такое общение бывает в условиях групповых форм организации учебной деятельности. Дискуссии, диспуты, семинары, другие формы организации учебной работы способствуют развитию личности. В доступном для учащихся виде их можно реализовать практически во всех классах школы, от начальных до выпускных.

Ещё большие возможности для развития личности ребёнка открывает труд. Коллективный характер имеют многие его формы и опять же включают в себя моменты общения. Такой труд легко организовать в семье и школе.

Отношение между людьми, в данном случае – детьми и взрослыми, не всегда протекают гладко, содержат в себе немало противоречий, внешних и внутренних конфликтов, разрешая которые личность продвигается вперёд в своём развитии. Усвоение и реализация адекватных форм ролевого поведения, происходящие в игре, в труде и в коллективных видах учебной деятельности, способствует преодолению противоречий в системе межличностных отношений. Сами противоречия в отношениях с людьми автоматически не становятся двигателями личностного развития; только породив в нём проблемы внутреннего характера, заставляющие ребёнка менять свои отношения и взгляды, внешние противоречия превращаются во внутренний источник активности, направленный на формирование новых полезных личностных качеств.

Если разрешёнными оказываются только внешние противоречия, но не внутренние, то жизнь личности раздваивается на создающую видимость внешнего благополучия и внутренне конфликтную. Такой ребёнок, сохраняя нормальные внешние отношения с людьми, оставшись один, замыкается на своих внутренних проблемах. У него возникают расхождения между тем, каким он кажется окружающим людям (внешне благополучным), и тем, какой он есть на самом деле (внутренне конфликтный). В результате может наступить задержка в личностном развитии. Когда внутренние конфликты снимаются, а внешние сохраняются, то это создаёт ситуацию отчуждения человека из-за его неумения общаться с людьми, хотя сам по себе он может быть вполне хорошим человеком. В результате индивид лишается возможности получать от других людей полезную для его личностного роста информацию.

Во избежание возникновения проблем в личностном развитии призван педагог, т.к. именно взрослый, профессионально подготовленный человек способен вовремя заметить «неладное» и воздействовать на развитие ребёнка через педагогическое общение.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействий педагога и детей.

Для педагога в общении очень важны профессиональные качества такие как:

  1. Интерес к детям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность.
  2. Способность эмоциональной эмпатии и понимания детей.
  3. Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения.
  4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
  5. Умение управлять собой.
  6. Способность к спонтанности (неподготовленности) коммуникации.
  7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий.
  8. Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств.
  9. Владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении.
  10. Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приёмов воздействия).

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Используемая литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.
  1. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 352с.
  1. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов / О.В. Нестерова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 112с. – (Высшее образование).
  1. Гиппенрейтер, Ю.Б.

Общаться с ребёнком. Две книги в одной / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева, Е.М. Белоусова, М.Е. Федоровская и др. – М.: Астрель, 2012. – 528с.: илл.

  1. Куницина, В.Н. Межличностное общение: Учеб. для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша; Гл. ред. Е. Строганова. – СПБ.: Питер, 2002.
  1. Интернет-ресурсы.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.