Занятие стрекоза и муравей. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей. Фаза вызова интереса, целевая установка

Отдел образования муниципального района «Тарусский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2

имени ученого В. З. Власова»

г. Таруса Тарусского района Калужской области

Конспект урока чтения

«Басня И.А. Крылова. Стрекоза и муравей»

Авдеева Ольга Владимировна

учитель начальных классов

2011г. Конспект урока чтения

Тема: басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»


Образовательные:

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;

Научить детей отличать басни от других произведений.

Развивающие:

Развитие мышления при анализе произведения;

Развитие речи при ответе на вопросы;

Развитие интереса к чтению басен.

Воспитательные:

Нравственное воспитание;

Воспитание умения слушать друг друга.

План урока

1.Организационный момент

2.Подготовительная работа

3.Знакомство с произведение в целом

4.Чтение произведения по частям, анализ частей, словарная работа

5.Повторное чтение басни

6.Обобщающая беседа

7.Раскрытие аллегории (подыскивание аналогий из жизни)

8.Выведение морали

9.Чтение басни по ролям

10.Итог урока

11. Рефлексия

12.Домашние задание

Ход урока

1.Организационный момент

(цель: приветствие, проверка готовности, положительный настрой)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? У вас на партах должны лежать дневник, пенал, литературное чтение. Улыбнитесь друг другу, у вас всё получится, начинаем урок!

2.Подготовительная работа

(цель: знакомство с биографией И.А.Крылова; сформировать у школьников жизненные представления, необходимые для чтения и понимания; накопить и обобщить жизненный опыт перед чтением; непосредственное введение детей в круг авторских образов).

Ребята, посмотрите на доску. Узнали, чей это портрет?

Ивана Андреевича Крылова

Правильно. А какие басни Крылова вы знаете?

Ворона и лисица. Лебедь, рак и щука.

Ребята, посмотрите на доску, кто изображён?

Стрекоза, муравей.

Что вы можете рассказать о стрекозе?

Она красивая, постоянно всё лето летает

А про муравья?

Постоянно строит себе жилище, перебегая из одного муравейника в другой.

Мы сегодня познакомимся с ещё одной басней Крылова «Стрекоза и муравей».

Кто может сказать мне, как называется та часть басни, в которой содержится основная мысль?

Хорошо. Сейчас я прочитаю вам басню «Стрекоза и муравей», а вы слушайте внимательно, потому что я потом буду задавать вопросы.

3.Знакомство с произведением

(цель: познакомить детей с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией; выявление эмоционального воздействия произведения на учащихся)

Ребята, какие чувства у вас вызвала эта басня?

Было жалко стрекозу

Почему у вас такие чувства вызвала стрекоза и муравей?

Муравей злой, он не мог помочь стрекозе.

Хорошо, давайте с вами подробнее разберёмся с этой басней. Откройте свои учебники.

4.Чтение и анализ произведения по частям.

(цель: выяснение причинно-следственных связей в развитии сюжета; выявления мотивов поведения действующих лиц, их особых черт, свойств характера; определение композиции произведения; анализ особенностей форм произведения, в том числе языка).

Попрыгунья стрекоза

…………………………

На желудок петь голодный!

Достаточно, хорошо.

Ребята, что делала стрекоза летом?

Стрекоза всё лето пела

Как наступила зима для стрекозы? Зачитайте из текста

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

А как вы понимаете это выражение?

Это значит, зима уже наступает.

Как жилось стрекозе летом?

Хорошо, весело.

А почему ей так хорошо и весело жилось? Зачитайте из текста.

Для неё под каждым листом был готов и стол и дом.

Зимой стрекоза продолжала петь?


-Почему?

Зимой стало холодно и стрекозе нечего было есть.

И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.

Как мы озаглавим эту часть?

Гулянья стрекозы

Злой тоской……….

…так поди же попляши

Ребята, как вы понимаете строчку «Злой тоской удручена»?

Как стрекоза обращается к муравью? Зачитайте.

Не оставь меня кум милый.

Почему стрекоза так ласково обращается к муравью?

Она хочет его задобрить, чтобы он её впустил, покормил и обогрел.

Пустил стрекозу муравей?

Нет, не пустил.

А почему?

Она всё лето пропела в то время, когда надо было готовиться к зиме.

Зачитайте, как муравей прогнал стрекозу?

Ты всё пела? Это дело, так поди же попляши.

Как вы думаете, как это муравей сказал?

5.Повторное чтение басни в целом.

(цель: осмысление произведения в целом)

Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем эту басню полностью.

Даниила прочитай, не забывай обращать внимание на знаки препинания. А вы слушайте все внимательно, потом я спрошу, как вы поняли смысл басни.

6.Обобщающая беседа.

(цель: обобщить всё произведение, осмыслить частные выводы, которые были сделаны в процессе анализа; сформировать общий вывод, относящийся ко всему произведению в целом, который и будет выражением идеи, главной мысли басни)

Ребята, какая стрекоза по характеру?

Она беззаботная, ей ничего не надо. Живёт одним днём, в её жизни самое главное- петь и плясать.

А какой же муравей по характеру?

Он трудолюбивый, справедливый.

Как вы понимаете такую пословицу «Сделал дело, гуляй смело»

Сначала нужно заняться делом, а потом когда его закончишь, то можно отдыхать.

Так что же хотел сказать Крылов этой басней?

Всем надо вовремя заниматься. Вначале сделать дело, а потом отдыхать.

7.Раскрытие аллегории

(цель: формирование умения приводить примеры из жизни; развитие логического мышления в процессе сравнения поведения героев басни и поведения людей)

Ребята, а у людей такие случаи бывают? Давайте вспомним.

Вот видите, это встречается в нашей жизни.

8.Выведение морали

(цель: глубокое и чёткое понимание текста басни)

Об этом басня и говорит, что делать надо всё вовремя и забот будет меньше. А если всё лето прохлопотать, осень протоптать, тут и снег на голову свалится.

9.Чтение басни по ролям

(цель: отработка навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения)

Давайте ещё раз прочитаем эту басню. Но читать теперь мы будем по ролям.

10.Итог урока

(цель: подвести итог работы на уроке)

Молодцы. С какой басней мы сегодня познакомились?

Стрекоза и муравей

Вам понравилась эта басня?

11.Рефлексия

(цель: проверка психоэмоционального состояния учащихся, эффективности мотивации деятельности)

Что понравилось на уроке?

Что интересного узнали на уроке?

12.Домашнее задание

(цель: обогащение речи учащихся; совершенствование выразительной стороны речи; развитие памяти учащихся)

Дома вам надо будет эту басню выучить наизусть.

Молодцы, хорошо работали, были активны. Урок окончен, можете быть свободны.

Предмет (направленность):

начальная школа.

Возраст детей: 2 класс.

Место проведения: класс.

Цели урока:

Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения – мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Ход урока.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться,тогда работа принесёт результат (плод).

2. Постановка темы и целей.

а)

Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека.

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б)

1.- Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.

2.– Сначала отгадайте главных героев.

Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

в)

Определим тему и цели урока.

(И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)

Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску и раздаётся каждому ребёнку

План урока

Инсценирование
Актуализация знаний.
Словарная работа
Чтение басни
Анализ произведения
Парная работа
Групповая работа с пословицами
Групповая исследовательская работа
Творческая работа
-Не забывайтеоценивать работу на каждом этапе.

3. Актуализация знаний.

- Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

-В басне есть нравоучение?

-Как оно называется?

-Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.

Посмотрите...

-Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

4. Работа по теме урока.

а) Первичное знакомство - просмотр мультфильма.

- Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.

Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.

б) Словарная работа

У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

до вешних дней - до весны

голову вскружило - обо всём забыла

помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда - недостаток в необходимом

-Теперь всё понятно?

в) Выразительное чтение басни учащимися.

-При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

г) Художественный анализ произведения.

Поднимите руку кому понравилась басня.

Что можно сказать о Стрекозе?

Почему она оказалась без корма и жилья?

Какое чувство она вызывает в начале басни?

А в конце?

Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе?

Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

Кто из героев вам понравился и почему?

Ребята, а какие стрекоза и муравей в настоящей жизни?

-Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с

работой!

Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

-Ты, кума, не торопись,

А за дело-ка возьмись.

1,2,3,4,5 - начинаем приседать.

д) Парная работа. Определите черты характера главных героев.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

е) Групповая работа. Работа с пословицами.

-Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу - время, а потехе - час.

Сделал дело - гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето пролетишь - зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.

5. Исследовательская работа (в группах).

Сравнить с басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей»

Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

-Чем похожи эти басни?

-Чем они отличаются?

6. Творческая работа

-Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?

-Придумай другое окончание басни.

7. Итог урока.

-Чему был посвящён наш урок?

-Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)

-Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

-Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?

-Как вы понимаете эти строки?

8. Рефлексия - «Дерево творчества»

- -За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты можешь похвалить одноклассников?
-За что ты можешь похвалить учителя?
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

9. Домашнее задание (по выбору).

1. Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.

2. Проиллюстрировать произведение.

3. Предлагаю провести исследование.

Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова.

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, - я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».

- В каких словах басни заключается мораль?

10. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.


Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Соломатина Любовь
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Чтение басни И . А. Крылова «Стрекоза и муравей »

Образовательная область «Речевое развитие» .

Цель : расширить знание детей о жанрах литературы.

Задачи :

Познакомить детей с басней через творчество И . А. Крылова

Формировать умение детей отличать басни от других произведений.

Развить интерес к басням , желание инсценировать их.

Развить мышления при анализе произведения;

развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;

Обогащать словарный запас

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Детская цель : инсценировка басни .

Затруднение : выучить слова героев.

Новое знание : что такое басня .

Словарь : басня , Крылов , попрыгунья, катит, нужда, удручена, вешних, мурава .

Предварительная работа :

Знакомство с жанрами художественной литературы : сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными. Игры-драматизации по сказкам.

Оборудование : Портрет И. А. Крылова ; Книги, часть группы оформлена в виде библиотеки. Книга басен Крылова . Шапочки стрекоза , муравей .

Виды детской деятельности : рассматривание книг, беседа, прослушивание басни , рассуждения по содержанию, физминутка, инсценировка.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться !

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2. Беседа по жанрам художественной литературы

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. В путешествие мы отправимся на ковре – самолете Скажем волшебные слова : «Ковер – самолет - лети. В волшебную страну нас отнеси» Закройте глаза. Ребята, открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной стране. Это чудесный мир книг. Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

Правильно, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад.

Воспитатель : А у нас в группе есть библиотека ?

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

Какие сказки они написали?

Чему нас учат сказки?:

Ребята, чем отличается сказка от рассказа?

Посмотрите на эту книгу. Называется она «Басни » . Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. В России писал басни Иван Андреевич Крылов Крылов - самый известный баснописец . Герои басни - животные , птицы, рыбы. Басня помогает людям , на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности , благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Я вам сейчас прочитаю басню И . Крылова «Стрекоза и муравей » .

Словарная работа.

Зима катит – наступает

Нужда – отсутствие еды, дома.

Удручена – огорчена

Вешних дней – весенних

Мурава – высокая трава .

Беседа по басне :

С какой просьбой стрекоза пришла к муравью ?

Почему муравей отказал в помощи ?

Чем занималась стрекоза все лето ?

Чем занимался муравей ?

Чему учит нас басня ? О чем говорит нам мораль басни ?

Физминутка «Муравьи и стрекозы » . По команде воспитателя дети выполняют действия :

«Стрекоза летала , летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал , копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал , присел, и трудиться поспешил».

Послушайте басню муравья и стрекозы .

Воспитатель : ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне .

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы .

Рассказывание басни по ролям .

Заключительная часть.

Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Становитесь на ковер – самолет. Произносим волшебные слова «Ковер – самолет, лети, в детский сад нас отнеси» Вот мы и в детском саду.

О каком жанре мы сегодня говорили. Как называется басня , которую мы слушали?

Чему нас учит эта басня .

Воспитатель : «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Публикации по теме:

Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Действующие лица: Стрекоза, Муравей, Зайцы, Медведи, Пчелки, Бабочки.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Чтение басни И. Крылова «Ворона и Лисица» Программные задачи: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Развивать умение понимать аллегорию, выделять мораль басни; обращать.

Сценарий осеннего развлечения по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» для детей подготовительной к школе группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №66» Конспект осеннего развлечение.

КВН «Басни И. А. Крылова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Презентация по литературному чтению для 3 класса «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Посмотри на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке.

Сценарий и видео музыкальной сказки «Стрекоза и муравей» по мотивам басни И. А. Участвовали в Конкурсе детского творчества "Карусель" в рамках Городского фестиваля "Эстафеты искусств - 2016" для обучающихся по программам.

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок литературного чтения

по УМК «Школа России»

Учебник: Л. Ф. Климанова,

В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова.

Тема урока : И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Класс: 2 класс

Тип урока:

    Комбинированный.

Цели урока:

Подготовила: учитель начальных классов

Зеленова Ирина Сергеевна

Задачи урока:

Обучающие:

    продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

    обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

    продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

    содействовать формированию интереса к искусству слова;

    содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

    содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

    развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

    развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

    развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Материалы и оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер

    презентация по теме урока,

    костюмы Стрекозы и Муравья,

    карточки для работы в группах

Используемые методы и технологические приемы:

    Информационно-коммуникационные,

    сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

Ход урока.

    Орг. момент.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть.

Пусть это утро несет нам радость общения,

Наполнит наши сердца благородными чувствами.

Итак, мы готовы к уроку чтения.

Мы начинаем наш урок!

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Урок литературного чтения

Словно приключение

С книгою везде ты сможешь побывать

И в сказку поверить

И много узнать.

Книга с нами всегда

А вы урок чтения любите?

Тогда внимательно слушай, дружок,

Чтоб на все вопросы ответить ты смог.

    Актуализация знаний.

Знакомство с темой.

Посмотрите на доску, к произведениям какого автора эти иллюстрации.

(Иван Андреевич Крылов)

Как называются эти произведения?

(«Ворона и Лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и моська»)

К какому жанру относятся его произведения? Что он писал?

Что такое басня?

(Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки . В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни)

Эти картинки я выбрала не случайно. Мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова.

А девизом нашего сегодняшнего урока будет поговорка:

«Делу - время, а потехе – час»

Как вы понимаете ее смысл?

(Ответы детей)

А теперь прочитайте эту поговорку:

    Ставлю знак ! Кто лучше?

    Ставлю знак-?

    а теперь представьте, что ночь, кругом тишина, прочитайте ее шепотом;

    ночь прошла, наступило утро, прочитайте ее с восклицательной интонацией;

    с ускорением/с замедлением (тихо, громко)

А почему я выбрала именно такой девиз к уроку, мы узнаем позже.

К нам на урок пришли сказочные герои. Отгадайте кто.

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза)

А тему нашего урока вы прочтете на доске, только справа налево. (Тренировка произвольного внимания.)

«йеварум и азокертс»
Да, сегодня я хочу познакомить вас с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова –

«Стрекоза и Муравей»

А) Создание «Дерева предсказаний»

Давайте попробуем описать героев басни, какие характеры будут у них?

Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Б) Работа в парах

У вас на партах лежат карточки, в них написаны слова, которые можно отнести к Стрекозе и к Муравью. Попробуйте совместно в парах за 1 минуту определить, кому, какие слова подходят.

КАРТОЧКА

Красивые

Необычные

Труженики

Беззаботные

Легкомысленные

- Итак , как вы справились с этим заданием.

Какая же в природе перед нами предстает Стрекозы?

Какой Муравей в природе?

Появляются на дереве слова

    о стрекозе: красивая, необычная, нежная, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

    о муравье: труженик, коллективист, силач, умный и т.д.

    Первичное восприятие текста

Давайте проверим правы ли мы.

Не только услышим, но и увидим, что происходило в басне.

(инсценировка) ОСТАНАВЛИВАЮ

Поможет ли Муравей Стрекозе?

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Что можно сказать о наших предположениях? (Сбылись, оправдались)

    Как видите, мы были правы.

Муравей - труженик, коллективист, силач, умный и т.д.

    Стрекоза - красивая, необычная, нежная, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

В) Вывод.

Вы знаете, что в баснях под видом животных, растений или предметов всегда подразумеваются люди и высмеиваются их пороки (недостатки, слабости)

Какого человека мы представим под Муравьем? Стрекозой?

(ответы детей)

ФИЗМИНУТКА.

(Проведет Стрекоза)

    Словарная работа.

В басне встретилось очень много непонятных слов.

    Попрыгунья – та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

    Удручена – расстроена, обижена.

    Нужда – недостаток в чем-то, бедность.

    Кум – обращение к знакомому мужчине.

    Кума – обращение к знакомой женщине.

    Вешние дни – весенние дни.

Объясните, как вы понимаете следующие выражения (Работа с крылатыми фразами – фразеологизмами)

    Оглянуться не успела – прошло очень быстро.

    Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом - везде могла найти еду и место для отдыха.

    И кому же в ум пойдет – никто даже и не подумает.

    Продолжение работы по теме.

А теперь прочитайте самостоятельно басню и подумайте, что автор хотел до нас донести.

(Нельзя лениться, надо думать о завтрашнем дне)

4 Вторичное чтение басни (по времени)

Прежде, чем ответить на ряд вопросов, давайте прочитаем ее еще раз.

(чтение вслух)

Обсуждение басни

Кто из героев басни тебе понравился и почему?
- Справедливо или нет поступил Муравей?

Как бы вы поступили на его месте?

Сочувствуете ли вы Стрекозе?

Вы все правы, молодцы! Теперь нам понятно, почему для высмеивания такого человеческого порока, как праздность, то есть леность и легкомыслие, Крылов выбрал именно стрекозу и муравья.

Так почему же девизом нашего урока стала поговорка «Делу – время, а потехе – час»?

(Ответы детей)

    Подведение итогов.

Что полезного для себя вы узнали на уроке?

(ответы детей)

    Рефлексия

Урок полезен, все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться.

Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.

    Оценка детей.(Вербальная)

    Домашнее задание:

    И стр. 107 вопрос №6.

Спасибо за урок!

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.