Каковы этапы древнерусской государственности и их особенности. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния комплекса внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует учитывать хозяйственные изменения восточных славян. Избыток продуктов земледелия в одних районах, народных промыслов в других приводил к взаимному обмену и способствовал развитию торговли. Вместе с этим формировались условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Таким образом, военно-управленческая деятельность отделялась от производственной.

Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнения внутриплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Возрастала роль дружины и князей - они не только защищали племя от внешних нападений, но и выступали судьями различных споров.

Вместе с этим, межплеменная борьба приводила к объединению нескольких племен вокруг самого сильного. Такие союзы становились племенными княжениями. В результате княжеская власть укреплялась, однако интересы правителя с течением времени сильнее расходились с интересами соплеменников.

Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных представлений славян. С разрастанием военного могущества князя, который приносил племени добычу, защищал от внешних нападений, урегулировал внутренние споры, вырастал и его престиж. Вместе с этим происходило отчуждение князя от остальных общинников.

Князь, славившийся своими военными достижениями, способный решать внутренние вопросы, выполнять сложные все более отдалялся от соплеменников. Общинники же, в свою очередь, наделяли его сверхъестественной силой, видели в нем залог благополучия племени в будущем.

К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Желание этих народностей контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом провоцировало ускорение образования княжеских и дружинных группировок, которые начали участвовать в торговом процессе. Так, например, взимались продукты промыслов (пушнина, в первую очередь) с соплеменников и менялись на серебро и престижные продукты у иноземных купцов, кроме того, продавались иностранцам и захваченные в плен иноплеменники. Таким образом, племенные структуры все более входили в подчинение местной знати, которая все больше изолировалась и обогащалась.

Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами вносило изменение в общественно-политическую структуру страны. Также влияние на формирование древнерусского государства оказывал и факт существования в низовьях Волги. Это образование обеспечивало защиту от нападения кочевников. В прошлые эпохи набеги на русскую территорию значительно тормозили развитие племен, мешали их труду, возникновению государственного строя.

Таким образом, на первом этапе (с начала 8-го по середину 9-го века) формирование древнерусского государства проходит путем образования межплеменных центров и союзов. В 9 веке возникает система полюдья - сбора дани общинников в пользу князя. Предположительно, в то время она была добровольной и воспринималась соплеменниками как возмещение за управленческие и военные услуги.

На втором этапе на установление оказали большое влияние внешние факторы - вмешательство хазар и норманнов.

По данным финно-угры и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением царствовать над ними. Приняв предложение, Рюрик сел в Новгороде (согласно некоторым свидетельствам, в Старой Ладоге). Один его брат, Синеус, стал княжить в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.

Российское государство возникло более тысячи лет назад как славянское государство - Киевская Русь. Это было в IX веке. Его территория простиралась на юге до Чёрного моря, а на севере - до Балтики. Его столица - Киев - мать городов русских - ядро восточнославянского мира, торговых, политических, культурных связей Руси. Киевская Русь, по словам историка Б. А. Рыбакова, - это юность и молодость трёх братских славянских народов - русского, украинского и белорусского, - живших одной семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность.

В IX веке сложились два крупнейших центра формирования русской государственности - Новгород (основан в 859 году) - столица славян, кривичей, части - финно - угорских племён и Киев (основан в 860 г.) - центр полян, северян и вятичей, между которыми шла напряжённая борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Победил в этой борьбе Север в лице Новгорода и политический центр создания Древнерусского государства был перенесён в Киев.

В вопросе об образовании Древнерусского государства нет единого похода. Здесь существуют две теории: норманнская и антинорманская. Сторонники первой теории, возникшей в XVIII веке, считают, что славяне не способны были создать своё государство. Это якобы им принесли варяги (норманны, пришельцы из Скандинавии), они и создали древнерусское государство.

Крупные дореволюционные историки Карамзин, Соловьёв, Ключевский с доверием относились к этой теории.

Антинорманисты (Шахматов, Костомаров, Иловайский, а также М. В. Ломоносов) считают, что в этой теории о роли варягов больше домыслов, они отрицают это предположение и полагают, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Споры эти продолжаются. Спор и до сих пор идёт и о происхождении слова «Русь». Норманисты считают, что оно северного, варяжского происхождения; антинорманисты считают, что оно славянского присхождения. Историк Рыбаков считает, что « Русь» происходит от славянского племени.

«Рось» или «Русь», жившего по берегам реки Рось - притока Днепра.Сегодня на Западе господствует и теория «неонорманизма», учитывающая роль внутреннихфакторв в создании древнерусского государства и роль варягов.

Историки считают, что варяги, их дружины сыграли роль ускорителя процесса образования древнерусского государства, в объединении восточнославянских земель, в складывании феодальных отношений на Руси. В древнем источнике «Повесть временных лет», написанной монахом Киево - Печерского монастыря Нестором, есть рассказ о призвании Новгородом в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение, и в качестве наёмной дружины, которые затем захватили власть и использовали её для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Объединение славянских племён ускорялось и внешней опасностью, необходимостью обороны от кочевников. С VIII в. - с хазарами, а с конца IX в. с печенегами. Экономическая ситуация IX в., когда формировался путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), требовала единства славян, объединения всей территории вдоль этого пути. Реальное осуществление этого единства выпало на долю новгородского князя, потомка Рюрика Олега, который в 882 г. с дружиной, спустившись по Днепру, захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира, сделал этот город столицей. Это и считается условной датой образования Древнерусского государства.

Положение Киева на южной оконечности пути «из варяг в греки, да ещё рядом с ответственными на Волгу и Дон, было особенно значительным. «Кто владел Киевом, - писал Ключевский, - тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести к покорности соседние племена древлян, северян, радимичей, а его приемник - князь Игорь - уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав (наиболее воинственный князь из первых Рюриковичей) воевал против вятичей, покорил Волжскую Болгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю.

В начале XI века Русь объединяла почти все восточнославянские земли и стала крупнейшим государством Европы.

Период княжения Олега (882-912 гг.) - первого правителя Древнерусского государства, овеян противоречивыми легендами, одна из них осталась в народной памяти как эпическая песня о смерти Олега от своего собственного коня, обработанная А.С.Пушкиным в его «Песне о вечном Олеге).

Мощным фактором объединения Руси послужило христианство, принятое князем Владимиром в конце XI века (988г.) из Византии. До середины X века господствующей религией оставалось язычество. Решающим фактором в создании на Руси собственного государства явились реальные внутренние предпосылки. Как писал известный исследователь Киевской Руси Б.Д.Греков «образование государства есть не внезапное происшествие, а процесс, причём процесс длительный. Этот процесс заключается в образовании наиболее сильного экономически и политически класса, который берёт в свои руки власть над массой населения, организует эту массу».

Для глубокого осмысления и понимания сути процесса складывания государства на Руси необходимо обратиться к внутренним фактором её развития - экономическим, социальным, политическим, оказавшим определяющее влияние на формирование древнерусской государственности.

Предпосылки образования Древнерусского государства вызревали в течении веков, с VI по VIII вв. В это время произошли значительные изменения в социально-экономической жизни восточных славян. У них на смену подсечному «огневому» земледелию, связанному с коллективным трудом, пришло пашенное земледелие. Совершенствовались орудия труда (железные сошники, плуги). Следствием земледельческого прогресса было то, что на смену родовым коллективам в 100 человек приходило хозяйство одной крестьянской семьи. Родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине (верви). Общинников объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

Разложению родового строя способствовали отдельные ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. За счёт внешней торговли обогащалась в первую очередь племенная знать. Опираясь на постоянные военные дружины, племенная знать (князья, воеводы) облагали данью крестьян-общинников.

Так складывались социально-экономические предпосылки образования государства. Значительные изменения произошли и в политической жизни восточных славян. В древности они делились на 150-200 отдельных племён. Однако в VI-VIII вв. явилось 14-15 больших племенных союзов. Упомянутые в Повести временных лет восточнославянские племена - поляне, древляне, дреговичи, славяне ильменские и другие представители собой уже племенные объединения. Во главе таких объединений стояли князья и племенная знать, однако большим влиянием ещё пользовалось народное собрание - вече. Союзы племён - это политическая форма эпохи военной демократии, то-есть того переходного периода, который связывает последние этапы развития первобытнообщинного строя с первыми этапами нового феодального строя.

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стол наследственный князь - великий князь киевский, опирающийся на многочисленную и хорошо вооружённую дружину. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй, адресатом дани. По всем делам управления он советовался с дружиной. Наиболее уважаемые старшие дружинники,составлявшие постоянный совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. «Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей высококняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска.

Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские даньщики, мечники, вирники и другие администратиные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя.

Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре отправлялись в «полюдье» - собирать дань мехами, мёдом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйствами крестьян-общинников. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополь, на остальное князь кормил и одевал дружину. Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определённой территории.

Важную роль в Киевской Руси продолжали играть народные ополчения. На ряду с дружинниками, «вои» постоянно упоминаются на страницах летописи. Княжеская власть была ограничена элементами сохранения народного самоуправления. Народное собрание - «вече» , активно действовало в IX-XI вв. и позднее.

Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является достаточно спорным. Наиболее существенным источником для характеристики социального строя древней Руси является древнейший свод законов - Русская Правда.

Основным населением страны были свободные крестьяне - общинники, «люди», как их называет Русская Правда. Существует и другая точка зрения, согласно которой основным крестьянским населения страны были не раз упоминавшиеся в источниках смерды. Однако Русская Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин «люди», а не «смерды». За убийство Людина полагается штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда - всего 5.Видимо смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и нёсшими повинности в пользу князя.

Значительное место Русская Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Холопы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. В XIIв. На Руси появляются закупы, разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за «купу» (ссуду) от князя или его дружинника. Закуп отличался от раба; он имел право (скорее всего) выкупиться на волю, вернув купу. Мог отправиться на заработки, чтобы выплатить свой долг. Закуп продолжал вести своё, отдельное от господина. Его хозяйство не являлось собственностью господина. Положение закупа, лишённого личной свободы, но не отдельного от средств производства, близко к статусу будущего крепостного крестьянина.

По Русской Правде известны и другие категории зависимости населения: рядовичи, заключившие «ряд» (договор) с господином, изгои-люди, лишившиеся своего социального статуса.

Таким образом, мы видим, что крестьянство времён Киевской Руси было очень многообразно по степени своей свободы или зависимости.

Основным видом хозяйственной деятельности древнерусского крестьянства было земледелие, где культивировались пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и т.д. Хлеба делились на яровые и озимые, появилась трёхпольная система земледелия. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.

Древнерусские крестьяне жили общинами. Эту особенность крестьян воспроизвёл Б. А. Рыбаков. «Русские крестьяне X-XII вв., - писал он, - селились небольшими неукреплёнными деревнями и сёлами. Центром нескольких деревень являлся «погост»; более крупное село, в котором и проходил сбор феодальных оброков.

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени - этической категории первобытнообщинного строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Владимире Мономахе (1113-1125).После его смерти начался выход князей земель из под власти великого князя. Киев утрачивал своё первенствующее положение. Начиналась феодальная раздробленность. Киевская Русь распалась на три десятка самостоятельных княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом. Этот период длился с XII по XV века.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства.

Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв.

Крещение Руси.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства.

От раннефеодальной монархии к раздробленности

Цель: рассмотреть образование Древнерусского государства и генезис древнерусской государственности.

План:

3. Эволюция восточнославянской государственности в IX – начале XII в.

5. Основные центры средневековой Руси.

6. Золотая Орда и Русь: проблема взаимовлияния.

Государство – форма общественного устройства.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов (предпосылок).

Социально-экономические предпосылки . В хозяйстве восточных славян в VII–IX вв. происходили важные изменения, приведшие к экономическому подъему. В районе Среднего Поднепровья он был вызван развитием пашенного земледелия на базе использования орудий труда из желœеза; на севере – развитием промыслов и внешней торговли. Экономический подъем привел к появлению прибавочного продукта. Это, в свою очередь, создавало условия для выделœения из общины княжеско-дружинной группировки, вследствие чего произошло отделœение военно-управленческого труда от производительного.

К этому же времени относится эволюция общины: на месте родовой возникла территориальная община. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, что также является условием образования государства.

К политическим факторам образования государства у восточных славян относится увеличение роли князя в племени. В случае если раньше князь - ϶ᴛᴏ лишь один из трех равнозначных элементов управления племенем наряду с советом старейшин и вече, то теперь значение двух последних элементов уменьшается. С учащением межплеменных столкновений возрастает потребность в князе и дружинœе , как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве судей при различного рода спорах.

Дружина - 1. В догосударственный период - вооруженный отряд при племенном вожде, князе. 2. В Древнерусском государстве - отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя. Дружина делилась на "старшую" (наиболее знатные, богатые и влиятельные лица - "бояре", "княжьи мужи") и "младшую" ("гриди", "отроки"). В конце XII в. на смену дружины пришел Государев двор.

В итоге власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, укреплялась, всœе менее зависела от воли вечевых собраний. Фигура князя становилась сакральной.

Внешнеполитическая предпосылка . Важным фактором, способствующим образованию государства и его укреплению, служит внешняя опасность. Для восточных славян внешняя опасность исходила с двух сторон: кочевые народы с юго-востока и варяжские племена с северо-запада.

В своем развитии Древнерусское государство прошло ряд этапов.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII – середина IX вв.) складываются межплеменные союзы и их центры. Выделяют два центра государственности: Киев (территория среднего Поднепровья) и Новгород (север Русской равнины).

К IX в. восходит появление полюдья , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в ту эпоху носило добровольный характер и воспринималось как возмещение за военные и управленческие услуги.

Полюдье - система сбора дани; объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Происходило полюдье обычно зимой или осœенью, после сбора урожая.

Второй этап (вторая половина IX – середина Х вв.). В распоряжении исследователœей имеется летописный рассказ об образовании Древнерусского государства. Этому источнику (как и любому другому) нельзя доверять абсолютно, но для анализа второго этапа образования государства крайне важно к нему обратиться.

"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Авторы и редакторы Нестор, Сильвестр и др.
Размещено на реф.рф
Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в "Повести временных лет" связана с всœемирной историей и историей славянства. "Повесть..." положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Летописец указывает на то, что в серединœе IX в. (при переводе на летоисчисление от рождества Христова) в северо-западных землях (район озера Ильмень, Новгород) сформировался мощный племенной союз во главе с ильменскими словенами. При этом между племенами этого региона начались столкновения. Тогда было принято решение пригласить князя со стороны.

Согласно летописи, в славянские земли прибыли предводитель наемной варяжской дружины Рюрик и два его брата - Синœеус и Трувор.
Размещено на реф.рф
Рюрик, однако, вскоре превысил первоначальные полномочия судьи. Новгородцы попытались его свергнуть, но он подавил восстание и стал князем. После смерти братьев Рюрик объединил всœе северные и северо-западные земли.

Выбор пал на варяжских князей. Летопись относит приглашение варяжской дружины к 862 ᴦ.

В 879 ᴦ. варяжский князь Рюрик умер, и власть в Новгороде взял в свои руки сородич Рюрика Олеᴦ. В 882 ᴦ. Олег предпринял успешный поход на Киев, объединив тем самым два центра русской государственности. 882 ᴦ. считается условным годом образования государства Киевская Русь.

Приведенный летописный рассказ нуждается в комментариях.

О том, кто такие варяги, историки спорят по сей день. Подробнее .

Две основные версии.

1. Это норманнские (скандинавские) воины, которые нанимались на службу к византийским императорам.

2. Это славянское племя, проживающее на южном берегу Варяжского (Балтийского) моря.

Теоретически факт приглашения варягов не кажется невозможным, так как рядом с ильменскими словенами не было другой организованной вооруженной силы, к тому же варяги были близки словенам по языку и культуре.

Большинство современных ученых признают историчность Рюрика. Считается, что под этим именем на Руси был известен Рорик Ютландский – представитель одной из ветвей североевропейских династий. Существование же его братьев – Синœеуса и Трувора – сегодня аргументировано оспаривается. Вероятно, в летописи допущена лингвистическая ошибка, и ʼʼСинœеусʼʼ и ʼʼТруворʼʼ - ϶ᴛᴏ не собственные имена, а словосочетания (ʼʼsini husʼʼ и ʼʼthruwaringʼʼ), которые с древнешведского языка можно перевести как ʼʼсвой родʼʼ и ʼʼверная дружинаʼʼ.

На основании приведенного летописного рассказа в XVIII в. родилась норманнская теория образования Древнерусского государства. Реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм . Имеются различные аргументы в поддержку и в опровержение норманнской теории.

Норманнская теория . Ее создателями считаются немецкие историки Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Август Людвиг Шлецер (1735-1809). На базе легендарного рассказа о призвании варягов в качестве князей делался вывод о неспособности славян самостоятельно создать собственную государственность.

Антинорманизм - направление в историографии, сутью которого является опровержение норманнской теории, стремление доказать, что варягов на Руси или не былосовсœем, или они не сыграли сколько-нибудь значительной роли в становлении Древнерусского государства (М.В. Ломоносов).

Дискуссия о происхождении названия "Русь" . Первые упоминания имени Русь относятся к V-VII вв. Этим названием византийские и арабские авторы обозначали племена, жившие между Днепром и Днестром. К IX в. это имя становится собирательным для всœех восточнославянских племен. По сообщениям византийских источников в 860 ᴦ. произошло нападение Руси на Константинополь. По всœем данным эта Русь была расположена в среднем Поднепровье (ᴛ.ᴇ. на юге). По этой причине часть историков полагает, что русью называлось одно из племен, обитавшее на территории полян (р.
Размещено на реф.рф
Рось - приток Днепра). Таковы объяснения антинорманистов.

Сторонники норманнской теории склоняются к "северному" обоснованию слова. В "Повести временных лет" указывается, что "варяги назывались русью". Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Русью стали называться пришедшие варяги и местные славянские племена. Еще одна версия: русь - это группа людей, включавшая в свой состав варягов и племенную славянскую знать (дружинная прослойка).

Так, сторонники и противники норманнской теории по-разному объясняют происхождение названия ʼʼРусьʼʼ .

Норманисты обращают внимание на то, что первые русские князья носят имена скандинавского происхождения (Олег – Хельгий, Игорь – Ингвард, Ольга – Хельга).

Главный аргумент антинорманистов – тезис о том, что государству нельзя ʼʼнаучитьʼʼ, ʼʼпринœести с собойʼʼ; они указывают на объективные процессы, протекавшие внутри восточнославянского мира, на основании которых возникнет государство; к тому же данные археологии свидетельствуют о том, что варяги находились на той же стадии развития, что и славяне.

В современной науке утвердился умеренный норманизм : большинство ученых признает факт варяжского призвания, но не придает этому факту решающего значения в вопросœе складывания государства на Руси.

Олег (882–912 гᴦ.)

Олег предпринял поход на древлян, северян и радимичей и обложил их данью. В годы правления Олега в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим киевским князем.

Необходимо отметить, что по своим масштабам Русь не уступала европейским империям, однако уступала по уровню развития. Многие территории были слабо заселœены. Русь не отличалась большой прочностью, поскольку сразу была создана как многонациональное государство.

Игорь (912–945 гᴦ.)

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. Он покоряет уличей, тиверцев и вновь подчиняет древлян, отделившихся после смерти Олега. Русские посœелœенцы начинают продвигаться к устью Днепра и появились на Таманском полуострове.

В 945 ᴦ., собрав дань, Игорь основную часть дружины и обоз отправил в Киев, а сам решил еще раз пройтись по земле древлян. При этом те восстали и перебили дружину. Игорь был убит.

Третий этап (середина X – начало XI вв.) складывания государства начинается с реформ княгини Ольги .

Ольга (945 – 964 гᴦ.)

В случае если два ее предшественника были заняты тем, что силой оружия подчиняли племена Русской равнины, то с именем Ольги связаны первые системообразующие реформы.

Ольга упорядочила сбор дани. Размер дани становится фиксированным. Наряду со становищами (места͵ где останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) появляются погосты – укрепленные дворы княжеских управителœей, куда свозилась дань, размер которой был теперь фиксирован (уроки). Начался организованный сбор налогов. Эта реформа имела не только фискальное, но и административное значение, так как погосты становились опорными центрами княжеской власти.

Святослав (964–972 гᴦ.)

Политика ее сына Святослава была больше направлена на военную сферу. Он прославился победой над хазарами , совершил походы на Дунай, закончившиеся неудачей. Святослав Игоревич (умер в 972 ᴦ.), великий князь киевский. Сын князя Игоря. Совершал походы с 964 ᴦ. из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Булгарией, разгромил (965 ᴦ.) Хазарский каганат, в 967 ᴦ. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и др.
Размещено на реф.рф
вел русско-византийскую войну 970-971 гᴦ. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов

Хазарский каганат – государство в серединœе VII - конце X вв. во главе с каганом. Столица – Семендер, с начала VIII в. – Итиль. В начале VIII в. каганат занимал территорию Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма, степных и лесостепных территорий до Днепра. Хазарский каганат осуществлял торговлю с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др.
Размещено на реф.рф
Среди верующих каганата были иудеи, мусульмане, христиане. В Хазарский каганат был 964-965 гᴦ. разгромлен Киевским князем Святославом Игоревичем.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980–1015 гᴦ.). В 981 ᴦ. он присоединяет к Киевскому государству юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Владимир идет на ʼʼдуховную революциюʼʼ сверху – вводит в 988 ᴦ. христианство. Эта монотеистическая религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать населœение всœей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, в случае если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х в. сложились основные признаки Древнерусского государства:

- династическая (родовая) княжеская власть;

- простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

- система данничества; территориальный принцип расселœения, вытесняющий племенной;

Монотеистическая религия, усиливавшая княжескую власть.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства." 2017, 2018.

1. Образование протогосударства в 6-8 вв.

Начальный период образования государства у восточных славян отражён в письменных источниках недостаточно. Мы знаем, что во главе славянских племенных союзов стояли князья, военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях. В 6-7 в. уже появились восточнославянские дружины, делившиеся на старшую и младшую. Основным органом власти в племени являлось вече , куда допускались все сводные мужчины, но мнение князей, подкрепленное силой дружин, оказывалось более веским.

2. Раннее государство Киевская Русь 9 в.

В 862 г . на севере утвердилась варяжская династия. Это было связано с необходимостью прекратить междоусобные войны славянских племен. Рассказ о призвании на Русь варягов Рюрика, Синеуса и Трувора содержится в «Повести временных лет».

Существует легенда об основателях Киева братьях-полянах Кие, Хориве и Щеке, после смерти которых правили в Киеве их потомки. Около 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир (по летописи – дружинники Рюрика), которые победили древлян и стали править в Киеве.

Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя восточнославянские земли. Исход борьбы во многом зависел от случая.

Условной датой возникновения древнерусского государства можно считать 882 год – год объединения Киева и Новгорода под властью князя Олега .

Олег был главой древнерусского государства, но он не был самодержавным правителем. По важным поводам собиралось вече. Князь был ограничен и советом с дружиной.

В 9-10 вв. восточные славяне еще не имели записанных законов. Князья и старейшины вершили суд, опираясь на традиции, которые составляли так называемое обычное право . Обычное право (упоминающееся в «Повести временных лет» как Закон Русский) действовало и в первые века существования Древнерусского государства.

Легенда о призвании варягов положила начало так называемой норманнской теории . Ее впервые сформулировали Миллер и Байер, которые предположили, что древнерусское государство было создано норманнами-варягами. Этим ученым возражал Ломоносов, который считал, что Рюрик был выходцем из древних славян-пруссов, то есть древнерусское государство было создано славянами.

3. Расцвет Киевской Руси в 10-12 вв.

При Владимире Святославовиче (980-1015) земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Центральная власть упрочилась.

Важным шагом было принятие христианства в 988 г. Это укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, ее международный авторитет, способствовало развитию культуры.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла высочайшего могущества. Были расширены границы государства за счет северных, северо-западных и северо-восточных земель, укреплены южные границы. Русь благодаря удачно заключенным бракам самого князя и его детей упрочила международные связи. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы.

Ярослав, как и его предшественники, не был самодержцем: его власть ограничивалась советами и элементами сохранившимися народного собрания – вече.

Еще один важный факторначался процесс кодификации, т.е. записи русского права . Первым документом был «Устав Ярослава Владимировича », который он дал новгородцам.

При правлении сыновей Ярослава продолжился процесс кодификации законов. Была составлена «Правда Ярославичей », которая позже была дополнена законами других князей. Все эти документы составили древнерусский свод законов «Русскую Правду ».

После смерти Ярослава Мудрого начался процесс дробления русских земель: сыновьям были выделены уделы. Покойный князь утвердил порядок правления, однако он почти сразу нарушился и княжеские междоусобицы стали обычным явлением.

Процесс дробления приостановился при Владимире Мономахе , которому удалось удержать под своей властью территорию Руси, укрепить ее международный авторитет. Созданный во время его правления «Устав Владимира Мономаха » стал еще одной частью «Русской Правды».

Сыну Мономаха Мстиславу удавалось еще некоторое время удерживать единство государства. После его смерти (1132) Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Начался период раздробленности русских земель.

Основные этапы формирования Древнерусского государства

В процессе формирования Древнерусского государства можно выделить три основных этапа:

I этап (VIII-середина IX вв.). Происходит вызревание предпосылок государственности в восточнославянских племенах . В этом процессе решающую роль играли внутренние факторы:

Этническая общность,

Определенная схожесть экономических интересов,

Близость территории,

Необходимость защиты от внешних врагов (соседних племен и государств),

Потребность в расширении территории путем военных походов.

Начиная с VI в. у восточных славян обособляется и укрепляется власть родовой аристократии, прежде всего военных вождей, опирающихся непосредственно на реальную вооруженную силу - дружину . Этот тип общественного устройства получил название «военной демократии».

На этом фоне складываются межплеменные союзы и выделяются их центры. К VIII в. у восточных славян возникли определенные предгосударственные формы. Исторические источники свидетельствуют о существовании союзов восточнославянских племен:

· - Валинана (у волынян в верховьях р. Буг),

· - Куявия (отождествляют с Киевом),

· - Славия (связывают с Новгородом),

· - Артания (местоположение неизвестно, возможно в районе современного г. Рязани).

Появляется система полюдья (сбор дани с общинников в пользу вождя-князя, пока добровольно, воспринимающийся как возмещение за военные расходы и управленческую деятельность).

II этап (II половина IX-середина X вв.). Процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов), которые заставляли платить дань славянские и финно-угорские племена.

Но о действительных началах древнерусской государственности можно говорить в первую очередь тогда, когда власть князя стала восприниматься как особенная государственная власть (вторая половина IX-первая половина Х вв.). О её характере можно судить, прежде всего, по организации сбора дани и полюдью, по активной внешней политике, в особенности по отношению к Византии.

Призвание Рюрика новгородцами (862 г.) и объединение его преемником Олегом (879-912 гг.) Северной и Южной Руси под властью Киева в IX в. позволили сосредоточить власть киевских князей над территорией от Ладоги до низовьев Днепра .

Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с князем киевским . Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входящих в это объединение племен.

Олег , опираясь на мощь славяно-норманнской дружины и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает успешные походы на Византию в 907 и 911 гг . В результате были подписаны выгодные для Руси договоры , обеспечивающие ей право беспошлинной торговли на территории империи и ряд других привилегий.

Игорь (912-945 гг.)

а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов .

В 944-945 гг. он совершил два похода на Византию , нарушившую свои соглашения с Русью, но, потерпев поражения, вынужден был заключить менее выгодный договор с империей.

В договоре с Византией 945 г. встречается сам термин «русская земля ». В этом же году во время полюдья он был убит древлянами за требование дани сверх обычной.

III этап (II половина X-начало XI вв.). Он начинается с реформ княгини Ольги (945-964 гг.). Отомстив древлянам за смерть мужа, она в целях предотвращения в дальнейшем случившегося с Игорем установила фиксированную норму сбора дани («уроки»), а для ее сбора установила особые места («погосты»), где «сидел» (т.е. следил за сбором дани) боярин с малой дружиной.

«Полюдье» превращалось в «повод ».

Погосты стали опорой княжеской власти на местах .

Политика сына Ольги, князя Святослава (964-972 гг.) направлена была в основном на борьбу с внешним врагом . Разгром Хазарии и походы на Дунай требовали больших сил, средств и времени. В связи с этим вопросами внутреннего устройства государства князь-воин (так звали Святослава и в народе, и в летописях) практически не занимался.

Новые шаги в развитии русского государства связывают с деятельностью незаконнорожденного сына Святослава - Владимира I (980-1015 гг.), пришедшего к власти в результате жестокой, кровопролитной борьбы с братьями за киевский престол.

1. Он расширил территорию Киевского государства, присоединив к нему юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) славянские земли.

Кроме того, чувствуя опасность для прочности своей власти, связанную с ущербностью своего происхождения (сын рабыни Малуши - ключницы княгини Ольги), Владимир стремился укрепить княжескую власть в принципе -

· введение монотеистической религии (единобожия) .

· введение института наместников

Сначала он делает это путем создания пантеона из 5 богов во главе с Перуном , который особенно почитался дружинниками. Но эта реформа не прижилась, и он пошел на радикальные изменения - ввел единобожие, приняв сам и заставив принять всю Русь христианство .

Введение христианства не только создало основу для духовного единства русского народа, но и укрепило верховную власть в государстве («един бог на небе, един князь на земле»), повысило международный авторитет Киевской Руси, переставшей быть варварской страной. Кроме того, христианская мораль призывала к смирению, что оправдывало феодальную эксплуатацию простых общинников со стороны князя, его окружения и землевладельцев-бояр, бывших опорой княжеской власти.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей наместниками (ими были 12 сыновей Владимира и приближенные бояре), назначаемыми киевским князем. Наместники должны были

· защищать новую веру

· и укреплять власть князя на местах, будучи «оком государевым».

Укрепление власти дало Владимиру возможность организовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах государства и переселить сюда часть населения из более северных территорий (кривичей, словен, чюди, вятичей). Это позволило вести успешную борьбу с набегами печенегов . В результате князь, как свидетельствуют былины, стал восприниматься в народном сознании не просто как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.



Завершающий шаг в формировании русской государственности сделал сын Владимира I, Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.), положивший начало русскому письменному законодательству. Им была создана первая часть первого письменного свода законов - «Русской правды» («Правда Ярослава»). Она была написана еще в 1015 г., в бытность его наместником в Новгороде, и предназначалась для новгородцев. Вступив в 1019 г. на киевский престол, Ярослав распространил ее на территорию всего государства. Впоследствии, в течение полутора веков «Правда Ярослава» дополнялась его сыновьями («Правда Ярославичей») , Владимиром Мономахом («Устав Владимира Мономаха») и последующими правителями русского государства и существовала как законодательная основа вплоть до принятия первого Судебника в 1497 г.

Появление письменного свода законов в начале IX в. стало необходимым, так как при разложении родовой общины многие простые люди теряли свой статус и терпели обиды, не имея возможности обратиться к родовым коллективам. Единственной защитой для общинников и простых горожан становился князь и его дружина. Это еще больше увеличивало власть князя.

«Русская правда» как развивающийся памятник дает представления об усложняющейся социальной структуре , категориях свободного и зависимого населения, т.е. собственно объектах и субъектах государственного управления.

Будучи преимущественно процессуальным сборником, «Русская правда» мало говорила о судебной организации (упоминаются князь и судьи как органы суда, и княжий двор - как место суда). Дело в том, что многие споры решались вне суда, силами самих заинтересованных сторон.

Значение «Русской правды» состоит в том, что она повлияла на развитие местного законодательства и в дальнейшем общегосударственного.

Кроме того, в ней проводилась идея ответственности власти в судебных делах, прежде всего перед Богом, а суд своекорыстный в интересах самой власти квалифицировался как неправый.

В целом первый письменный законодательный свод Руси представляет собой важное свидетельство зрелости государства.

Таким образом, к началу XI в. Киевская Русь имела основные черты сформировавшейся государственности :

Единую территорию, охватывающую место проживания всех восточных славян;

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.