Мфти теология. Кафедра теологии мифи открыта многим верованиям. Восходящая звезда РПЦ

В острых дискуссиях о кафедре теологии в МИФИ упускается из внимания целый ряд принципиально важных моментов. Обратим на них внимание.

Теология – необязательная дисциплина

Обучение на кафедре теологии не является обязательным для студентов института, теологические предметы не входят в обязательную программу. Кто хочет, кому интересно – те могут посещать, кому не интересно, кто считает, что физику философия и теология не нужны – тот не ходит. Собственно, на этом можно спор и закончить.

Кстати, на факультативные богословские лекции о.Андрея Кураева в МГУ всегда ходило немало физиков, химиков и математиков – по собственной воле, а не по принуждению.

Не хочу быть как Ньютон!

Многие великие физики очень интересовались богословскими вопросами – Ньютон считал свои богословские трактаты более ценными, чем исследования по физике, например. Много интереснейших теологических размышлений у Гаусса, Эдисона, Джоуля, Эйнштейна.

Вот только некоторые цитаты из них: .

А академик Боголюбов считал, что . Где еще – на какой другой площадке обсуждать эти вопросы? Кто сможет по-настоящему понять и оценить богословское наследие великих физиков? Не филологи и не юристы, правда?

Храм в МИФИ…

Идея создания храма-часовни в память об основателях института, учителях и товарищах, ушедших из жизни, созревала в МИФИ с 1994 года и была поддержана почетным профессором В. Г. Кирилловым-Угрюмовым, то есть задолго до прихода нынешнего руководства.

Да, мифисты к верующим относились с недоверием. Но не всегда. Рассказывает выпускник МИФИ протоиерей Максим Первозванский: “Еще лет десять назад большинство студентов и преподавателей считали, что физик не может быть верующим. Когда я принял священный сан, это встретило полное непонимание. Мне в глаза говорили, что я иуда. Дело в том, что то, что физик стал верующим и решил даже принять священство, казалось настолько невероятным, что все подозревали в моем рукоположении какой-то корыстный мотив. Иудой меня называли в лицо, трудно и представить, что обо мне говорили за глаза. Сегодня я знаю восьмерых выпускников МИФИ в священном сане”.

А вот несколько историй мифистов-священников:

Ученый против теолога

в России сегодня не хватает серьезной полемической площадки, возможности регулярно участвовать в диспутах между учеными и теологами. Как нам не хватает дискуссий аналогично тем, что постоянно проводит Оксфорд и Кембридж.

Там насмерть бьются такие умы как Докинз и архиепископ Уильямс (), за интеллектуальной битвой следят тысячи зрителей.

Попытки диалога были предприняты в рамках занятий в Общецерковной аспирантуре, где светские ученые читали священникам краткие введения в свои курсы. Например, .

Почему бы на базе кафедры теологии не организовать такую постоянную площадку?

Не преподавали марксизм-ленинизм?

Авторы протестного письма пишут, что “Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода”. Однако странно, что преподаваемые в МИФИ марксизм-ленинизм-научный атеизм – совершенно не имеющие к ядерных технологиям отношения – никогда не встречали протеста и открытых писем против.

В сентябре в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ полноценно заработала кафедра теологии: заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион (по совместительству занимающий еще немало других постов) прочитал первую лекцию курса «История христианской мысли», рассказывающую о смысле православия и о жизни Христа. На первую лекцию пришли «несколько сот студентов» - правда, большинство из них послушать митрополита вынудила администрация вуза. Но на кафедре теологии лекции читает не только митрополит; есть там и два общегуманитарных курса - «История искусства» и «Язык как феномен культуры». «Лента.ру» попыталась разобраться, чем занимается вызвавшая столько споров кафедра МИФИ.

Об открытии кафедры теологии стало известно в октябре 2012 года, и тогда же «Лента.ру» о том, что привело МИФИ к такому шагу. Вплоть до начала нового учебного года о кафедре было известно немногое, а именно что ее возглавит митрополит Иларион и что занятия будут необязательными для студентов. В конце августа независимый сайт «Мифист» опубликовал предварительное расписание кафедры теологии: в нем было три курса, и действительно, все они - по крайней мере, формально - являлись курсами по выбору.

Христианская мысль

Курс лекций «История христианской мысли» читает, согласно расписанию, Григорий Алфеев, - это и есть митрополит Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия, настоятель храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке и, по совместительству, заведующий кафедрой теологии. Лекции митрополита значатся как курс по выбору у нескольких групп второго курса факультета управления и экономики высоких технологий (бывший гуманитарный факультет; ныне обозначается как факультет «У»). При этом, судя по расписанию, выбирать студентам особенно не из чего; впрочем, по словам учащихся в МИФИ, «История христианской мысли» обязательным курсом не является и те, у кого он стоит в расписании, на него могут не ходить. Будет ли пропуск лекций чем-то чреват во время сессии, пока что неизвестно: переклички на занятиях не устраивают. В конце курса студентов ожидает зачет (о чем они узнали на третьей лекции), но в какой форме он пройдет, неясно.

Первая лекция в рамках курса состоялась 3 сентября. Началась она с общего введения, за которым последовал показ фильма о личности Христа - первого из цикла «Церковь в истории » авторства самого Илариона, созданный при финансовой поддержке Роспечати. За фильмом последовали аплодисменты - и основная часть лекции. Митрополит Иларион рассказывал о возникновении христианства, о личности Христа и ее значении, об основных догматах и о смысле христианского учения, о Льве Толстом и о Библии. С полным текстом можно ознакомиться на сайте ОВЦС Московского патриархата, а видеозапись лекции выложена на YouTube.

На первой лекции, как отчитался ОВЦС, было «несколько сот человек»: студенты, у которых курс стоит в расписании, ректор, преподаватели и учащиеся самых разных факультетов, захотевшие послушать митрополита. На видео видно, что актовый зал, в котором проходило занятие, полностью заполнен. Однако вскоре выяснилось, что большинство присутствующих были на лекции вовсе не по своей воле.

Например, значительное число студентов на лекции составили учащиеся военной кафедры. Как пишет «Мифист», в 15:45 (лекция митрополита Илариона начиналась в 16:15) весь личный состав кафедры должен был появиться на плацу в гражданском. Оттуда студентов - вне зависимости от того, стоят у них какие-то пары в расписании или нет, - провели в актовый зал, у входа в который уже находилось какое-то количество первокурсников с преподавателями (лекции по истории христианской мысли, напомним, есть в расписании только у второго курса). Накануне во «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что 3 сентября в 16:15 ряд групп первого курса физико-технического факультета (факультет «Ф») должны прийти в актовый зал, чтобы послушать «интересную и к сожалению (или к счастью) обязательную» лекцию, которую студентам зачтут как факультатив. Призывали прийти и несколько групп первого курса факультета автоматики и электроники (факультет «А»), при этом призыв исходил от заместителя декана факультета Владимира Шуренкова. Какие санкции могут применить к тем, кто не придет (будь они с военной кафедры, с факультета «А» или с факультета «Ф»), не сообщалось.

Как рассказал «Ленте.ру» студент, пожелавший остаться неизвестным, 3 сентября учащимся на военной кафедре пообещали, что больше принудительного «загона» на лекции митрополита Илариона не будет. Однако через неделю, 10 сентября, ситуация повторилась: в 15:45 вновь всех собрали на плацу, не уточняя цели собрания, и повели в актовый зал. Когда студенты вошли в аудиторию, там не было почти никого. Спустя некоторое время на лекцию стали приходить студенты: среди них были первокурсники, которых сняли с поточной лекции по экономике. У входа в аудиторию тем временем лежало около 200 религиозных книг, в том числе Евангелие, с табличкой «подарок от митрополита». В конце лекции преподаватель задал прочитать что-то (что именно, собеседники «Ленты.ру» сказать затруднились) по этим книгам к следующему разу.

Третья лекция прошла совсем иначе, нежели первые две. Во-первых, она состоялась в той аудитории, которая и указана в расписании, а не в актовом зале. Во-вторых, ни слушателей военной кафедры, ни первокурсников приходить туда уже не заставляли. В-третьих, читал лекцию не митрополит, а один из его помощников.

Еще в самом начале семестра на собрании старост было объявлено, что с каждого курса нужно собрать по 20 человек, которые захотят добровольно посещать «Историю христианской мысли». Эти студенты по окончании курса смогут занести его в свой личный кабинет в качестве достижения, но на что это будет в итоге влиять, неясно. Вместе с тем, студент второго курса факультета экспериментальной и теоретической физики (факультет «Т»), пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Ленте.ру», что учащимся предложили посетить необязательную лекцию по теологии во вторник, 1 октября, в актовом зале в 16:15 и потом представить о ней доклад, за который автору дадут 15 баллов по философии (для получения зачета «автоматом» необходимо набрать 50 баллов). Студент подчеркнул, что это - сугубо добровольное дело. По его словам, лекция 1 октября стала второй в числе добровольных лекций по теологии, однако о первой ему и его одногруппникам вовремя не рассказали (если считать с начала семестра, то эта лекция была уже пятой в рамках «Истории христианской мысли» с начала курса).

На лекции 1 октября актовый зал вновь был забит под завязку, и речь на ней шла о причинах раскола христианской церкви и о различии между разными ветвями христианства. Читал ее, по словам студента, какой-то священник (лектор не представился), но не митрополит.

Без сомнения, образованному человеку (будь то технарь или гуманитарий) полезно знать историю христианства, уметь разбираться в особенностях религиозного мировоззрения и владеть представлением о церковной жизни. И МИФИ предоставил людям с богословским образованием площадку, чтобы они поделились со студентами своими знаниями. Однако - судя по той же первой лекции митрополита Илариона - с университетской кафедры к студентам-второкурсникам обращаются как к слушателям воскресной школы, не с информацией, основанной на фактах и источниках, а с отеческим увещеванием о важности личной встречи с Христом. Происходящее, собственно, и теологией-то не назовешь - в силу элементарной неготовности аудитории к постановке сколько-нибудь сложных богословских проблем. Если критики самой идеи открытия кафедры теологии в МИФИ опасались, что священники начнут вести карикатурную религиозную пропаганду и выступать с антинаучными заявлениями, то этого, конечно, не происходит; и все же митрополит Иларион и его помощники читают не университетские лекции, а проповеди, пусть и с учетом того, что их слушатели - не прихожане храма. Но проповеди не место в светском учебном заведении.

Искусство

Впрочем, на кафедре теологии читается не только курс «История христианской мысли», вызвавший неоднозначную реакцию из-за попыток руководства МИФИ заполнить ради митрополита актовый зал. В расписании значатся еще два курса. Первый из них, «История искусства», проходит по пятницам в 12:45. Он - вместе с «Культурологией» - является курсом по выбору для пяти групп второго курса факультета теоретической и экспериментальной физики (факультет «Т»). Об искусстве студентам МИФИ рассказывает профессор Степан Ванеян, или, иначе, - отец Стефан . Ванеян в 1989 году закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, а спустя десять лет - аспирантуру этого же факультета. В 1999 году он был рукоположен в иереи и начал служить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, где несет послушание до сих пор. В 2007 году Ванеян защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Помимо МГУ, профессор читает курсы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , заведует в ПСТГУ кафедрой истории и теории христианского искусства и кафедрой церковных искусств и археологии в Общецерковной аспирантуре и докторантуре (той самой, которой руководит митрополит Иларион).

Для чтения курса об искусстве в МИФИ кандидатуру Ванеяна, как рассказал сам он «Ленте.ру», предложила Ирина Новохатько . Сама Новохатько работает на кафедре социологии и гуманитарной культуры МИФИ с 1979 года, читает студентам курсы политологии и социологии. «Это прозвучало и затихло, а нынешней весной мне уже поступило предложение от имени ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры [митрополита Илариона] - „а не хотите ли вы?“. Это прозвучало как „хочу, могу и не хотеть“. Но это то предложение, от которого невозможно отказаться, тем более что мне самому показалось это интересным, потому что это могло выглядеть не как богословие, где я не вправе претендовать на полную и законную компетентность, а именно как умозрительное искусствознание, к которому я весьма склонен», - рассказывает Ванеян. Он позиционирует себя при этом не столько представителем Общецерковной аспирантуры или кафедры теологии МИФИ, сколько профессором отделения теории и истории искусства истфака МГУ, представителем университетской науки и соответствующих традиций.

Ванеян согласился прочитать курс искусствоведения в МИФИ, рассчитывая «особенно не напрягаться», поскольку теорию искусства и методологию искусствознания в МГУ он преподает уже почти 15 лет. «На истфаке МГУ со всеми традициями историзма, возможно, имеются проблемы со всеобщим искусствознанием. Мне показалось, что здесь у меня чуть более развязаны руки как раз перед физиками, которых мне представили как по большей части совсем непорочных позитивистов (но это, на самом деле, конечно, миф)», - говорит он. В итоге искусствовед стал преподавателем МИФИ.

В рамках своего курса Ванеян рассказывает о теории искусства с присовокуплением «необходимых и неизбежных общих разговоров» о психологии, социологии, культурологии. «Теология у меня по курсу только в конце запланирована в качестве некоторого итога», - говорит он. В частности, профессор рассказывает не только о характере активно-конструирующего зрительного восприятия, но и знакомит студентов с именами Карла Поппера , Пола Фейерабенда , Томаса Куна и Имре Лакатоса . «Я всего лишь надеюсь расширить их эпистемологический горизонт», - подытоживает Ванеян.

По итогам лекций, на которые ходит около 50 человек, будет зачет. «Там есть группа тех, кто считает, что нужно ходить, чтобы сдать зачет; есть группа тех, кому забавно; и есть группа тех, кому интересно», - говорит Ванеян о студентах.

Мнения студентов, посещающих «Историю искусства», разнятся. Так, студент по имени Леонид говорит, что Ванеян рассказывает интересные вещи не только про искусство, но и про мировоззрение вообще. «Читает он, на мой взгляд, не столько об истории искусства, [сколько] о жизневосприятии всего вокруг, будь то искусство или повседневность. После первой лекции я начал как-то иначе понимать некоторые вещи», - рассказывает он. Леонид добавляет, что Ванеян умеет заинтересовать публику и что лекции у него увлекательнее, чем у других преподавателей с кафедры теологии.

Однако есть и противоположные мнения. «Читаются они [лекции] ужасно, очень много воды, смысла мало, почти все студенты засыпают во время лекции, многие не ходят на нее», - рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», пожелавший остаться неизвестным. Сам он со второй лекции начал ходить на курс культурологии, где «преподаватель молодой, адекватный, говорит интересные вещи, о которых просто так (с уроков в школе или ненаучной литературы) не узнаешь» - например, факты из древней и современной истории и социологические феномены (преподает «Культурологию» аспирант-социолог по фамилии Царьков).

Каждый раз, говорит второкурсник, на культурологию приходят еще по 3-4 студента, до этого посещавших историю искусства. Леонид уточняет, что на первой лекции Ванеяна, действительно, было больше всего слушателей; а со второй и далее на курс ходит постоянный состав - не больше 40 человек, при этом многие из них - вовсе не те, у кого «История искусства» стоит в расписании: слушают Ванеяна и старшекурсники, и студенты иных факультетов, кроме «Т».

«Профессор Новохатько была на второй лекции, она была удовлетворена и даже весьма довольна, - рассказывает Ванеян о реакции коллеги на свой курс. - Я только боюсь, что это может быть слишком умозрительно, мне нужно больше думать об иллюстративных вещах», - замечает он, уточняя, что по ходу курса он планирует привлекать и наглядный материал, а главное - водить студентов в музеи - «к живым произведениям».

И по отзывам студентов, и по словам самого Ванеяна, никакой особой религиозности в его курсе нет, «хотя без веры - хотя бы в собственную возможность познания и в собственную аксиоматику - не может быть никакой науки, хотя не всякая наука готова говорить о том, кто - источник всякой веры», добавляет он. Ванеян, в конце концов, пытается просто увлечь студентов иной областью научных знаний и иным способом их приобретения. «Я не посягаю на их убеждения, они вполне могут оставаться ортодоксальными естественниками», - добавляет он.

Язык

Еще один курс кафедры теологии называется «Язык как феномен культуры». Он, как и «История искусства», стоит в расписании у второкурсников факультета «Т» - у тех, кому не предложили слушать курс Ванеяна. Эти студенты могут выбирать между «Языком» и «Русским языком и культурой речи» (последний читает старший преподаватель Ольга Арбатская). «Язык как феномен культуры» читает доктор филологических наук Александр Волков, специалист по риторике, заведующий на филологическом факультете МГУ имени Ломоносова кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания и читающий всем первокурсникам филфака лекции по курсу «Введение в языкознание». Говорить с «Лентой.ру» о своей работе в МИФИ он отказался, сославшись на занятость.

Помимо МГУ, Волков - как и Ванеян, и митрополит Иларион - преподает в духовном заведении. Правда, не в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, а в Московской духовной академии, где он читает курсы риторики и введения в языкознание. Кроме того, Волков является редактором раздела «Филология» на православном образовательном портале «Слово». Сын Волкова, также Александр, служит дьяконом в домовом храме МГУ - храме святой мученицы Татианы - и руководит пресс-службой патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Студенты филфака МГУ знают о религиозности Волкова-старшего (на факультете даже ходят слухи, что сдать зачет Волкову проще, если он утром был на службе), однако это знание из разряда факультетских легенд, которые передаются из уст в уста - лекции Волкова совершенно не выходят за рамки языкознания и не уклоняются в теологию.

В МИФИ, как рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», посещающий курс «Язык как феномен культуры», Волков «довольно интересно» рассказывает о происхождении слов, о звуках в словах и о том, как по ним можно догадаться, где живет носитель языка. «Нам ничего не навязывают на лекциях, просто сидишь и слушаешь», - говорит студент. По его словам, о том, как будет проходить аттестация по итогам курса, пока что ничего неизвестно; не исключено, что слушателям просто проставят зачет по посещаемости. Всего на лекции ходят около 30 человек, но некоторые из них не слушают лектора, а занимаются математикой.

***

Введение в общее языкознание и введение в искусствознание, которые по сути читают Волков и Ванеян, - это вполне логичное расширение гуманитарного блока МИФИ, где уже есть и философия, и культурология, и культура речи, и социология. Однако к теологии эти предметы не имеют никакого отношения, за вычетом разве что воцерковленности самих лекторов (что, в общем, их личное дело и не должно влиять на качество читаемых ими курсов). После года тревожного ожидания выяснилось, что гора родила мышь: новое административное подразделение в рамках МИФИ, броско названное кафедрой теологии, на деле предложило студентам либо вполне традиционные гуманитарные предметы, либо пастырское наставление (с опорой на мягкие принудительные меры со стороны администрации), для которого современные московские студенты-физики наверняка найдут адекватное место в списке своих интересов. Невольно напрашивается вопрос: неужели весь этот шум надо было поднимать исключительно ради того, чтобы знаменитый ядерный университет получил одобрение в глазах патриархов Русской православной церкви? Но науке об этом пока ничего неизвестно.

Работа теологических учебных подразделений в стенах светских российских вузов давно перестала восприниматься как нечто непривычное и чужеродное. Однако в учебной программе ведущего технического университета нашей страны, традиционно занимающего лидирующие позиции в общероссийских образовательных рейтингах, богословские дисциплины оказались впервые. Сейчас кафедра теологии Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ, создание которой год назад вызвало множество горячих споров и полярных оценок, запустила в учебный процесс три образовательных курса для студентов третьего семестра. Все они по выбору, то есть второкурсник по желанию может либо включить их в собственный учебный план, либо занять их место другими гуманитарными предметами.

Демократия внутреннего розлива

Не успев появиться, кафедра теологии НИЯУ МИФИ год назад оказалась в центре полемики, градус которой существенно повысили академики и членкоры Российской академии наук. Ученые опубликовали открытое письмо, в котором охарактеризовали появление подобной структуры в современном политехническом вузе под руководством «православного священника... в прямом противоречии с Конституцией России и со здравым смыслом тоже».

Оставим за скобками, что заведующего кафедрой митрополита Волоколамского Илариона академики именуют священником (им, сформировавшимся как личности в безбожную эпоху, подобное невежество простительно). Постараемся непредвзято разобраться, зачем будущему физику-теоретику, инженеру-ядерщику, специалисту в области информационной безопасности азы теологии, то есть пусть самые общие, но всё же научные представления о богословии.

В ходе широко развернувшегося обсуждения прозвучали самые разные ответы на этот вопрос. Как считает, к примеру, сам завкафедрой Высокопреосвященнейший Иларион, еще очень часто в российском обществе встречаются даже широко образованные люди, имеющие серьезные лакуны в знаниях по религиозным вопросам. Конечно, можно возразить, будто это их личное дело: ну не хочет человек разбираться в истории религии! Но беда в том, что это всё чаще мешает жить. «Вопреки целенаправленным действиям на ослабление и искоренение религии, она не ослабевает и не теряет своего влияния, - говорит владыка Иларион. - Наоборот, мы видим, что религия оказывает самое прямое влияние на политические и общественные процессы, на ситуацию внутри разных стран, на международную ситуацию. И очень трудно понимать и политическую конъюнктуру, и развитие событий в разных странах и регионах мира без понимания того, как религиозный фактор влияет на эти события и мотивирует действия их участников».

«Фундаментальное образование должно давать студентам не только определенный набор знаний, умений и навыков, учить их отвечать не только на вопросы типа “как падает камень?” или “как взаимодействуют частицы?”, “как построить и усовершенствовать ядерный реактор?”, но и на вопросы типа “зачем?” и “для чего?”» - добавляет клирик столичного храма Сорока мучеников Севастийских протоиерей Максим Первозванский - выпускник МИФИ 1989 года и один из 16 выпускников МИФИ в священном сане. «Для содержательного диалога богословия и науки необходимо, чтобы не только богословы знали, что такое наука, но и ученые-естественники в какой-то мере знали христианскую традицию и понимали внутреннюю логику богословского мышления, - развивает тему проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий. - Поэтому задача кафедры состоит в том, чтобы прежде всего дать возможность студентам познакомиться с основами православной теологии в различных ее аспектах». Кафедру теологии в ведущем российском техническом вузе можно рассматривать и как площадку для диалога представителей различных взглядов, разных мировоззренческих концепций (хотя, наверное, это не основная ее задача). «Мировоззрения у нас равны, и ничто не должно препятствовать присутствию в системе образования как религиозного, так и агностического или атеистического мировоззрения, тем более что среди ученых-ядерщиков немало верующих людей», - утверждает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Но академическими письмами протестная активность не исчерпалась. Уже летом этого года в Интернете, на сайте информационной системы общего пользования «Демократор.ru» появилось новое письмо, теперь уже адресованное министру образования и науки Дмитрию Ливанову. Его текст практически полностью повторял обращение несогласных «гуру науки» - лишь с одной существенной добавкой: последней фразой подписанты требовали «немедленно прекратить деятельность этой «кафедры» и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений».

Государственным чиновникам и правительственным учреждениям на обращения граждан положено реагировать. Поступало ли официально такое письмо в министерство, подготовлен ли на него ответ? Какова вообще позиция профильного российского ведомства по этому вопросу? Пытаясь разобраться в этих нехитрых вопросах, я не предполагал, что соприкасаюсь с тайной поистине государственного масштаба. В ответ на редакционный запрос, направленный помощнице министра Ирине Ган, сотрудница пресс-службы Ксения Золотарева подтвердила: министерство действительно получило письмо от ООО «Демократор». Однако «в соответствии с Федеральным законом “О порядке рассмотрения граждан РФ” ответ на данное письмо может огласить только заявитель», добавила Ксения Георгиевна.

Увы, попытка связаться с самим «Демократором» успехом не увенчалась. Эта организация, на сайте которой приведены недействующие контактные телефоны, спряталась в общении с редакцией за псевдонимом Администратор и после длительной бесплодной электронной переписки посоветовала обратиться на интернет-форум к инициатору обращения - некоему физическому лицу Петру Николаевичу Чудову. В общем, демократия от «Демократора» получилась какая-то избранная, внутреннего розлива.

Только в физике соль...

Хорошо знающие МИФИ люди любят рассказывать, сколь сильны в этом вузе традиции. Но славны мифисты не только традициями, но еще и собственным, весьма характерным менталитетом. Лучше всего он постигается на могучем песенном фольклоре этого вуза. Так, гимн мифистов начинается с фразы «Вот ты проходишь, лысиной сверкая, хотя по паспорту тебе лишь двадцать пять». А после вынесенной в подзаголовок фразы из старинной МИФИческой «Дубинушки», слова которой положены на мотив широко известной одноименной русской народной песни, следует хлесткое «остальное всё - ноль», продолжаемое не вполне политкорректной констатацией «а философ и медик - дубина!» Если честно, никогда не понимал, чем не угодили два несчастных персонажа отчаянным авторам до сих пор популярного среди разных поколений мифистов песенного шедевра. Но традиционный дух МИФИ с его ревнивым отношением ко всем новшествам «из-за забора» эта фраза отражает достаточно честно.

И дело тут далеко не только в давнем легендарном споре физиков с лириками. Такая своеобразно понимаемая корпоративность - «родимое пятно» МИФИ. Рожденный постановлением Совнаркома в тяжелейшем 1942 году, когда впереди еще была Курская дуга, после Победы Московский механический институт боеприпасов был преобразован в Московский инженерно-физический институт - главную кузницу кадров для советского атомного проекта. Строжайшая пропускная система, собственный ядерный реактор, мощнейшие кафедральные научные школы, простая, понятная и устойчивая замкнутость на отраслевое ведомство - Министерство среднего машиностроения - всё это со временем сформировало у мифистов чувство жизни в пусть и не полностью замкнутом, но все-таки в изолированном мирке. Которое заставляло, вольно или невольно, постоянно действовать с оглядкой на успехи или неудачи гораздо более академичных, не столь сильно ориентированных на прикладные достижения и вообще «либеральных» (в советской системе координат) Физтеха и физфака МГУ.

В начале 1990-х годов этот мирок перестал быть уютным. Нет, мифистам не было труднее, чем остальным ученым. Но затянувшаяся реформа Минсредмаша заставила руководство заняться тяжелым поиском самостоятельности. Оба ректора, возглавлявшие институт в то непростое время - Александр Шальнов и Борис Оныкий, ни на секунду не сомневались, что ее удастся найти, но сил и времени эта работа отняла немало.

Когда же при преемнике Оныкого нынешнем ректоре МИФИ Михаиле Стриханове институт встал на ноги и первым в стране (наряду с Московским институтом стали и сплавов) получил статус национального исследовательского университета, многим представителям «старой гвардии» могло показаться, будто всё возвращается на круги своя. Достойная зарплата (тем более что оклады Стриханов действительно поднял), престиж среди абитуриентов, опора на оперившийся Росатом могли породить иллюзию возвращения спокойной стабильности. В которую ни поклонный крест, появившийся в 2010 году у проходной в память о жертвах военных конфликтов и пострадавших от ядерных взрывов и «мирного» атома мифистов, ни освященный Святейшим Патриархом Кириллом домовый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери поначалу не вписались.

«Жрецы недовольны...»

Показательно: сильнее всего недовольные возмущались поклонным крестом. Мол, ради его установки снесли «символ МИФИ» - так называемый памятник вечному студенту. Автор этих строк впервые переступил порог МИФИ без малого три десятка лет назад, придя на вступительный экзамен в 542-ю школу - единственное тогда в СССР дневное среднее учебное заведение, созданное и в экспериментальном порядке аккредитованное при вузе. С тех пор в альма-матер бываю как минимум еженедельно, но о «памятнике-символе» впервые услышал как раз в 2010 году, когда он уступил место поклонному кресту.

Впрочем, со временем эта сомнительных творческих достоинств скульптура из металлолома обрела свое место на территории, так что голоса в ее защиту поутихли. Кстати, довольно эмоционально академические требования «закрыть и запретить» прокомментировал главный редактор радио «Коммерсантъ FM» Константин Эггерт: «Все эти академики преклонных лет, члены КПСС, работавшие на ВПК СССР (а советская физика на 90% работала на войну) за очень большие деньги, дачи, пайки и т.д., всю жизнь ощущали себя еще и жрецами своего рода нового культа. Помните, что такое был “секретный физик” при совке? Завидный жених и вообще полубог. После краха совка в жизнь вернулась вера в Бога, подорвавшая жреческие позиции всех этих партийных академиков. У них больше нет монополии на мировоззрение, дачи ветшают, ВПК в их услугах нуждается всё меньше. А Церковь заметна и претендует на роль учителя. Жрецы недо­вольны».

Опять-таки полемично и, наверное, далеко не во всем справедливо. Но на уровне микрокосма, на уровне собственного мироощущения - очень правдоподобно.

Все мифисты - атеисты?

«Нельзя не учитывать и еще один важный фактор мифистского менталитета: здесь не принято выставлять свои личные переживания напоказ, - говорит выпускник МИФИ 2000 года кандидат физико-математических наук иеромонах Родион (Ларионов), преподающий сейчас в родном вузе на кафедре истории (отдав несколько лет точным наукам, отец Родион затем успешно окончил Московские духовные семинарию и академию и получил степень кандидата богословия по специальности “церковная история”). - Поэтому демонстрации в поддержку Смоленского домового храма среди регулярно в нем молящихся православных мифистов вы вряд ли увидите. Говорить же, что мифисты поголовно атеисты, - по меньшей грешить против истины. Еще в советское время в институте, как доподлинно известно, действовал неофициальный библейский кружок по изучению Священного Писания. А студенческие стройотряды МИФИ регулярно выезжали на реставрацию знаменитых памятников Русского Севера - Соловецкого, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова мона­стырей».

Как бы там ни было, домовый Смоленский храм в тех самых помещениях цокольного этажа главного корпуса МИФИ, где автор этих строк на занятиях военной кафедры когда-то штудировал общую тактику, больше не ощущается мифистами-старожилами как нечто инородное. Новые же поколения студентов и вовсе воспринимают его как данность.

Но одно дело - домовая церковь, где можно помолиться за успешную сдачу сессии, и другое - общеобразовательная кафедра теологии.

«Кафедра теологии - часть воспитательного процесса»

«Михаил Николаевич, мало вам было недовольных с поклонным крестом? У МИФИ что, нет других проблем, кроме как изучение теологии? Зачем вам эта кафедра?» - пытаюсь примерить на себя в разговоре с ректором Стрихановым логику оппонентов.

«Конечно, лично мне она не нужна, - отвечает собеседник. - Мне вполне достаточно столичного храма Воскресения словущего в Брюсовом переулке, прихожанином которого я являюсь. Но как ректор я достаточно прозрачно вижу ситуацию с нынешним поколением студентов и четко осознаю: молодежи нужны механизмы и программы нравственного воспитания, которые бы не просто присутствовали в университете факультативно, но были бы включены в сетку учебного расписания. Как человек верующий я понимаю: иного механизма, кроме донесения до студентов в рамках этих программ азов традиционных религий, нет. Конечно, в первую очередь на занятиях студентам будут преподаваться именно христианские взгляды на те или иные общегуманитарные аспекты. Но МИФИ - открытая структура: если в рамках какого-то из предложенных кафедрой теологии учебных курсов часть лекций прочитает, к примеру, раввин, это пойдет только на пользу. Что же касается истории с открытием храма... Никогда не говорил об этом публично, но вот факты. Освятили мы домовый храм. Я оказываюсь с паломничеством на Афоне. Посетив пять прибрежных монастырей, сажусь в автобус, и тут звонок из Союза ректоров: “Поздравляем, ваш университет вместе с МГУ вошел в рейтинг 250 вузов Times Higher Education”. Ни один российский университет прежде вообще ни разу не оказывался в этом списке, а тут сразу мы, да еще вместе с МГУ! Дальше - больше: проходит общероссийский конкурс по Программе конкурентоспособности за право участия в глобальных рейтингах. По всей Российской Федерации было решено назвать 15 победителей, и нам была оказана честь занять одну из четырех московских вакансий. Ну и не говоря уж о подготовленном Интерфаксом рейтинге российских вузов, в котором мы оказались третьими - сразу же после, замечу, двух бесспорных флагманов отечественного высшего образования: МГУ и СПбГУ. Наверное, было бы слишком дерзновенно считать, что после освящения Смоленского домового храма МИФИ находится под омофором Пречистой. Но, согласитесь, серия таких побед, которых прежде не наблюдалось, не тянет на простое совпадение!»

- Будут ли получать преподаватели кафедры теологии в МИФИ зарплату?

Конечно, как и все совместители, довольно маленькую. Непосредственно МИФИ ничего на это не тратит: образовательный процесс финансируется из федерального бюджета. Кстати, то, что решение подобных вопросов находится в компетенции вуза, признал и советник Президента РФ Андрей Фурсенко, поначалу настроенный против кафедры теологии.

«Мы в самом начале пути»

Пока молодой кафедрой теологии подготовлено три образовательных курса, занятия на которых только что начались. Второкурсники факультета управления и экономики высоких технологий будут изучать историю христианской мысли (этот спецкурс лично проведет заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион). На факультете экспериментальной и теоретической физики профессорами МГУ им. М.В. Ломоносова преподаются два курса: «Язык как феномен культуры» (его прочтет Александр Волков) и «История искусства» (его проведет профессиональный историк протоиерей Стефан Ванеян). Все их можно изучать в рамках гуманитарных курсов по выбору. То есть принуждать ходить именно на теологию студентов никто не будет, но выбравшим данную дисциплину придется сдать по ней зачеты, что и найдет отражение в дальнейшем во вкладышах к диплому (на экзаменационные сессии теология пока не выносится). В ближайшей перспективе - запуск еще одного курса под названием «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ».

Ведущие курсы профессора не собираются ограничивать посещение своих занятий. Богословие - вещь в МИФИ новая, и наверняка эти лекции привлекут немало желающих как с других учебных потоков, так и вообще из разных научно-исследовательских подразделений. На первой лекции Высокопреосвященнейшего Илариона на тему «Христос и Его Церковь» битком забит оказался 450-местный актовый зал. Не все, конечно, слушали архиерея с одинаковым вниманием, но шумно в зале не было, а под конец даже нашлись желающие задать митрополиту вопросы. Спрашивали о разном - от Евангелия от Иуды до того, как найти заведующего новой кафедрой. Найти, кстати, достаточно просто: кафедральное помещение расположено в центре главного университетского корпуса.

После лекции на выходе из зала сталкиваюсь с молоденькими студентками. По их слегка отрешенным глазам видно: объем информации зашкаливает. Интересуюсь, не разочаровал ли их митрополит Иларион.

«Нет, что вы, - немного смущается студентка группы У3-711Б Татьяна Семикова. - Несколько непривычно, но узнали много нового». «А ходить на лекции и семинары собираетесь?» «Наверное, да: этот курс у нас в учебном плане».

«На самом деле это только начало работы, - мечтает Стриханов. - Мы задумали “провязать” курсы всех наших гуманитарных кафедр (их у нас сейчас четыре - истории, философии, социологии и теологии) единым подходом к изучению. Ведь можно, например, Отечественную войну 1812 года подавать как нашествие врага. Можно - как исторически обусловленное столкновение крупнейших мировых держав. Можно - как справедливую защиту Россией своей территории. А можно и как Божие вразумление, постигшее нас после отпадения части российского общества в XVIII веке от Христовой веры. Так что мы только в самом начале пути...»

СПРАВКА: История МИФИ началась 71 год назад, когда 23‑го ноября 1942 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление об организации Московского механического института боеприпасов. В то время в институте было всего три факультета: трубок и взрывателей; снарядов, мин, авиабомб; патронов и гильз. В январе 1945 г. в институте прошла первая реорганизация, институт стал называться Московским механическим институтом (ММИ) с организацией факультетов механико-технологического, конструкторского и точной механики.

В сентябре 1945 г. вышло Постановление СНК СССР № 2386627сс «Об организации инженерно-физического факультета при Московском механическом институте». Со временем начался процесс постепенного перевода механических специальностей в другие институты и расширения инженерно-физических специальностей. В 1953 году институт приобрел нынешнее название МИФИ, все факультеты которого стали в большой степени ориентированы на подготовку специалистов атомной энергетики и оборонной промышленности.

На Западе МИФИ тогда кратко именовали «советским ядерным колледжем». По иронии судьбы, этот термин оказался едва ли не пророческим: в 2008 году МИФИ стал одним из двух первых национальных исследовательских университетов в России и был переименован в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Дмитрий Анохин

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» создана кафедра теологии. Заведующим кафедры был избран митрополит Волоколамский Иларион, незамедлительно после заседания ученого совета отбывший в зарубежную командировку. Пока заведующий кафедры МИФИ, он же ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры встречался с папой римским и выступал на заседании синода епископов Римско-Католической церкви, «Известия» обратились к проректору Общецерковной аспирантуры протоиерею Владимиру Шмалию с просьбой прокомментировать событие.

Инициатива создания кафедры исходит от МИФИ, - сказал протоиерей Владимир Шмалий. - Началом сотрудничества стал визит патриарха в 2010 году и открытие домового храма .

Отец Владимир (выпускник МФТИ) сотрудничает с представителями университета не впервые: на базе МИФИ проходили курсы повышения квалификации для преподавателей православных семинарий. Тогда лекции о последних достижениях в астрономии, физике, химии и науках о Земле богословам читали профессора МГУ, МИФИ и других вузов. Теперь богословы вернут долг: будут рассказывать об истории Церкви, вероучении, православной культуре и православном богослужении пожелавшим того физикам.

Кафедра теологии пока не будет выпускающей и входит в общегуманитарный блок. Преподавание планируют начать в весеннем семестре. Список лекторов пока не сформирован: в него могут войти как священники, так и светские специалисты. Среди них могут быть и выпускники МИФИ в священном сане, например помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности иеродиакон Родион (Ларионов).

Руководство университета не исключает, что со временем кафедра станет выпускающей. Опыт уже есть: в Саровском физико-техническом институте (филиале МИФИ) такая кафедра действует с 2001 года. Уже сейчас в головном вузе церковная сторона настаивает, чтобы при обязательной добровольности посещения курсов кафедры они все же засчитывались студентам как учебная нагрузка.

Выступая после избрания заведующим кафедрой, митрополит Иларион анонсировал лекции и дискуссионную площадку. В МИФИ будут проходить встречи, посвященные темам «Наука и религия» и «Наука и христианское богословие». Сейчас в Межсоборном присутствии РПЦ готовится документ «Соотношение веры и науки», в котором будет выражена позиция Церкви по отношению к современной науке. Эта позиция гораздо сложнее, чем популярные в блогах «конфликт веры и знания» или «отрицание эволюции и ядерной физики». От подобных клише студенты и смогут избавиться.

Нам нужно завоевать доверие студентов, чтобы они поняли, что курсы именно добровольные. Мы хотим сделать курс по истории вероучения, который показывал бы связь фундаментальных идей науки и метафизики (например, идея бесконечности), - рассказал «Известиям» протоиерей Владимир Шмалий. - Кафедра будет ориентироваться на госстандарт по специальности «Теология» (например, на требования к учебно-методическим комплексам).

По словам собеседника «Известий», преподавание не будет узкоконфессиональным.

Речь пойдет о христианской мысли от I до XXI века, в том числе католической. Кроме того, планируется курс истории религии, чтобы поставить христианство в контекст других религиозных традиций. Со стороны одной из гуманитарных кафедр есть предложение подготовить этот курс, и мы открыты к тому, чтобы у нас читали лекции действующие преподаватели других кафедр МИФИ, - рассказал Шмалий.

Преподавание теологии в светском вузе имеет светский характер. Студент не обязан разделять идеи и богословские представления, которые изучает: критический подход никто не отменял. РПЦ не может полностью контролировать работу кафедры. Если однажды ученый совет МИФИ решит преобразовать кафедру, изучать, например, протестантизм или ислам и избрать нового заведующего, не сочувствующего православию, Церковь сможет только публично сообщить, что проект изменился. Своеобразная «гарантия аутентичности» со стороны РПЦ возможна только для православного вероучения.

Таким образом, новая структура не преследует цели подготовить священнослужителя. Правда, без всякой кафедры теологии священниками стали многие выпускники МИФИ, в том числе протоиерей Максим Первозванский (служит в храме Сорока мучеников Севастийских в Москве), протоиерей Сергий Тришкин (служит в храме великомученика Пантелеимона в Северном Бутово), протоиерей Николай Студеникин (служит в Московской области).

Кафедры теологии существуют почти в 50 вузах России. Среди самых известных - кафедры в РГСУ в Москве, в Тульском, Самарском, Рязанском, Тверском, Белгородском госуниверситетах, Социальном институте в Екатеринбурге.

Возглавить ее пригласили одного из самых влиятельных священников в церковной иерархии ‑ митрополита Иллариона. Зачем все это нужно МИФИ, пытался понять Антон Желнов.

Желнов: Идея открыть кафедру теологии на базе МИФИ принадлежит ректору университета Михаилу Стриханову и совету ветеранов института.

Несколько месяцев назад ректорат предложил возглавить кафедру митрополиту Илариону. По данным ДОЖДЯ, другие кандидатуры даже не рассматривались, а самому МИФИ было важно установить контакт именно с Иларионом. Во многом это связано с местом митрополита в структуре Русской православной Церкви. Иларион - глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и член Священного синода. На предложение МИФИ священник откликнулся не сразу. Как сообщил ДОЖДЮ источник, знакомый с переговорами, его видение кафедры отличалось от того, что хотел ректорат. Например, Иларион, в отличие от совета ветеранов, выступал за добровольное обучение. Кроме того, митрополит был против патриотически державных настроений. Как объясняет наш собеседник, МИФИ, в силу своей специфики, тесно связан с Министерством обороны, и укрепление патриотизма через религию - важная часть не только просветительской, но и воспитательной работы. В итоге был найден компромисс, который всех устроил.

Отец Владимир : Для митрополита главным является два аспекта. Первый аспект: забота и заинтересованность в том, чтобы будущая техническая элита страны лучше знала исконные религиозные традиции своей страны, поскольку это часть культуры. И второе: развивать культуру диалога. Кафедра теологии может стать хорошим местом для диалога и полемики по вопросу об отношении науки и религии.

Создатели кафедры подчеркнули, что обучение теологии сугубо добровольно, а православие навязываться не будет. Из предметов, которые начнут преподавать уже во втором семестре - история церкви, традиции богослужения, история христианской мысли. Советник ректора МИФИ Александр Невзоров не скрыл воспитательных функций новой кафедры.

Невзоров : Мы озабочены интеллектуальным и этическим климатом. Наш ВУЗ был основан во время Великой Отечественной войны, и у нас очень горячо любят свою страну, свою Россию наши профессора, воспитанные в этих традициях. К сожалению, такой горячей любви в молодом поколении мы наблюдаем все меньше. Поэтому нам захотелось призвать молодежь хотя бы узнать те традиции, на которых наша страна созидалась тысячелетиями.

Митрополит Иларион сейчас находится в Риме на Епископском синоде и в связи с этим оказался недоступен для комментариев.

В Институт на ученый совет он приезжал в понедельник, тогда и было принято окончательное решение об учреждении кафедры. Традиционно гуманитарные дисциплины в МИФИ изучают на первых курсах. Сейчас разрабатываются программы и опрашиваются студенты, заинтересованные в богословском обучении. Сегодня специальность «теология» преподают более чем в 30 российских вузах. Причем, у 25 из них есть лицензия на подготовку теологов в соответствии с Госстандартом. Сам стандарт был принят в 2000 году. Тогда Минобороннауки выпустило указ, согласно которому теологов стали готовить не только в специализированных вузах, но и общегосударственных.

Зачем МИФИ теологический факультет обсудим с гостем в студии - Дмитрием Шумиловым, выпускником МИФИ, одним из основателей группы «Вежливый отказ», созданной в 1985 году студентами и выпускниками МИФИ.

Казнин : Как вы относитесь к этой идее?

Шумилов : Я поступил в МИФИ в 1979 году и проучился до 1984-го. К сожалению, диплом не получил, поэтому полностью выпускником назваться не могу. В 1980-х студенты с некими людьми, преподавателями организовали в МИФИ кружки по изучению религии, Библии, истории церкви, религиозного искусства, философии. Я как-то имел отношение к этому делу. В 1983-м были гонения на православных, все ушло в подполье. Каким-то образом история изучения религии для МИФИ - традиция, только сейчас это вышло на официальный уровень.

Писпанен : Только сейчас гонения на неправославных начинаются.

Шумилов : Не знаю насчет таких гонений. Мне понравилась позиция митрополита Иллариона, который выступил против обязательности изучения. Речь идет о факультативных занятиях. Почему были подпольные кружки? Потому что была тяга и некая ностальгия по классическому образованию. В виду советского образования мы не в полной мере могли религиозное искусство. Не хватало знаний, например, древних языков. Я бы еще и кафедру латыни в МИФИ организовал, была б моя воля.

Казнин : С тех пор мало, что изменилось: богословие в светских ВУЗах никто не изучает.

Шумилов : Когда мне было 35, я начал изучать богословие в Богословский институт святого апостола Андрея.

Писпанен : Это действительно вы чем-то заряжаетесь, изучая распад урана, что многие выпускники МИФИ, как потом выясняется, потом получают сан?

Шумилов : Мой брат учился в МИФИ, и он уже 10 лет как священник. У людей есть какая-то тяга, и в отсутствии необходимого образования, как мне кажется, это часто выливается в какие-то жуткие суеверия. Вся безумная истерия, которая идет в СМИ, соцсетях, людях по поводу православной церкви - от недостатка образования. Люди, которые обвиняют попов в мракобесии, не очень понимают суть религии.

Казнин : Речь идет не о гонениях, а о конкретном случае с группой Pussy Riot.

Шумилов : Это тем же объясняется, на мой взгляд. Преследователи Pussy Riot - это люди, которых нельзя назвать по-настоящему верующими. Они веру в Бога заменяют верами в какие-то святыни, которые, на их взгляд, можно осквернить. Бог непоругаем. Его невозможно осквернить как святыню.

Шумилов : Настоящие православные люди шабаши не устраивают. Все безумие - это не православные, а заполошно-православнообразное язычество.

Казнин : Вы за то, чтобы в ВУЗах открывали такие кафедры?

Шумилов : Я за. МИФИ сейчас по статусу университет. Там есть выпускники, которые специализируются на международных отношениях, есть кафедра русского языка, много гуманитарных кафедр. Как во многих университетах, например, Оксфорде, Кембридже, в которых есть кафедры теологии с незапамятных времен. И люди, если у них есть желание, записываются на них. Студентам надо набрать какой-то пул.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.