Бой миноносца стерегущий 10.03 1904. Эскадренный миноносец «Стерегущий. отряд миноносцев в Порт-Артуре

Памятник миноносцу Стерегущий, который в феврале 1904 года вступил в неравный бой с кораблями японской эскадры установлен в восточной части Александровского парка (не спутайте его с Александровским садом, что у Адмиралтейства).

Как доехать?

Как добраться до памятника миноносцу Стерегущей? Он находится в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, нужно доехать до станции метро Горьковская, а выйдя из неё пройти чуть вперёд по Каменноостровскому проспекту в сторону Петропавловки. Меньше трёх минут хода неспешным шагом и вы на месте.

История монумента

Памятник Стерегущему в Санкт-Петербурге - один из самых удивительных монументов города. Выполненный в стилистике северного модерна - это достаточно сложное инженерное сооружение является одной из самых запоминающихся достопримечательностей Северной Столицы.
Немного об истории его создания и о том событии которому он посвящён.
9 февраля 1904 года (27 января по старому стилю) начинается Русско-японская война. Начинается она с внезапного нападения японской эскадры на российские корабли стоящие на рейде города Порт-Артур. 26 февраля миноносец «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся с ночной разведки встретились с отрядом японских кораблей. Командиры русских кораблей принимают решение избежать сражения с судами ВМС Японии, но прорыв к Порт-Артуру удаётся только «Решительному», а Стерегущий вступает в неравный бой с четырьмя японскими миноносцами. Практически весь экипаж судна гибнет, а само судно находящееся в критическом состоянии, но пока на плаву японцы пытаются взять на буксир и при в этот момент судно тонет из-за огромного числа пробоин. Согласно бытовой легенде, двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны, затопили корабль и героически погибли вместе с ним. Позже, специалисты Генштаба выяснили, что корабль погиб в результате полученных им повреждений, а открытый кингстон не более чем легенда выдуманная журналистами, для поддержания патриотических настроений. У этого судна просто не было забортных кингстонов… На самом деле автором этой «пули» были отнюдь не российские СМИ, а английский корреспондент наблюдавший за ходом сражения и настолько был восхищён мужеством русских матросов, что не поленился сочинить эту легенду, сославшись при этом, как и положено в таких случаях, на «достоверные японские источники». Далее эта красивая сказка тиражируется всеми газетами мира.
Но, тем не менее, это выяснилось позже, а, пока было принято решение установить памятник героическому кораблю - мужества российских моряков с миноносца Стерегущий никто не отрицал. Напротив, в Японии, ещё во время войны была воздвигнута стела память русских военных, которые предпочли геройскую смерть - позорному плену.
Создание памятника было начато в 1905 году по проекту скульптора К.В. Изенберга, 28 октября 1908 года Николай Второй утверждает общий проект. Архитектором стал А.И. фон Гоген. В виду особой сложности фундамента памятника выполняет профессор Института гражданских инженеров В.Н. Соколовский. Отливку выполнил литейщик В.З. Гаврилов, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне памятника.
Через два с половиной года памятник миноносцу Стерегущий был торжественно открыт, произошло это 10 мая 1911 года.
В почётном карауле стоял один из немногих выживших в том бою матросов, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин. На церемонии открытия присутствовал император Николай Второй и председатель Совета министров П.А. Столыпин, великий князь великий князь Кирилл Владимирович, спасшийся при взрыве броненосца «Петропавловск», вдова адмирала С.О. Макарова, а также высшие чины флота и армии.
Многофигурная композиция памятника была спроектирована как декоративный водопад. Вода поступала к памятнику по скрытой системе труб, а затем стекала в гранитный бассейн у подножия. После революции, 30-х годах, к тыльной стороне памятника подвели трубы, чтобы подавать воду непосредственно к кингстону. После этого памятник стал выглядеть ещё эффектней, однако потоки воды стали разрушать поверхность монумента и в 1935 году подачу воды прекратили. Но, после войны, памятник подшаманили, трубы восстановили и 1947 году стали опять подавать воду к кингстону, но в 1971 году подачу воды окончательно прекратили и, тогда же, разобрали систему подводящих труб.
Внешне памятник выполнен в виде фрагмента отсека вырезанного в виде могильного креста и фигуры двух матросов - один открывает иллюминатор, через который внутрь врывается поток воды, а другой крутит вентиль кингстона. Кингстонов в отсеках с иллюминаторами не бывает. Как не было и забортных кингстонов на этом корабле - фигура у иллюминатора потребовалась исключительно для того, чтобы эффектно показать поступление забортной воды внутрь корпуса.

Надпись на тыльной стороне памятника Стерегущему

«В ночь на 26 февраля 1904 года из Порт-Артура выслан был отряд миноносцев в море на разведки. За ночь миноносцы разделились и с рассветом миноносец СТЕРЕГУЩИЙ оказался вблизи четырёх японских миноносцев. А вдали были видны ещё другие неприятельские суда.

СТЕРЕГУЩИЙ повернул к Порт-Артуру, а японцы, обстреливая, преследовали его. Вскоре один из неприятельских снарядов попал в машину СТЕРЕГУЩЕГО. И миноносец остался без движения, среди врагов, осыпаемый градом снарядов. СТЕРЕГУЩИЙ отстреливался из своих пушек до последней возможности.
Одним из первых был смертельно ранен командир лейтенант Сергеев. Умирая, он напомнил оставшимся матросам какая великая слава будет для них, если они погибнут, но не позволят неприятелю овладеть миноносцем. Эти слова умирающего командира глубоко врезались в сердца матросов: следствием их и был тот бессмертный подвиг, который совершил миноносец СТЕРЕГУЩИЙ. Вскоре были убиты и все офицеры: лейтенант Головизнин, мичман Кудревич и инженер-механик Анастасов; вся палуба миноносца покрылась убитыми и ранеными, которые при качке безпомощно скатывались за борт.
Тогда японцы спустили шлюпки, чтобы подать на СТЕРЕГУЩИЙ буксир и увести его. По пути ими подобраны были с воды четверо раненых, державшихся за обломки: минно-машинный квартирмейстер Фёдор Юрьев, машинист 2-й статьи Василий Новиков, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин и кочегар 2-й статьи Иван Хиринский. По окончании войны они возвратились в Россию.
На самом СТЕРЕГУЩЕМ из всей команды остались в живых только два человека. Увидя приближение японцев, эти два матроса спустились вниз и, задраив за собой горловины, открыли кингстоны, чтобы утопить миноносец.
Они предпочли геройскую смерть японскому плену.
СТЕРЕГУЩИЙ, взятый уже на буксир японцами, начал тонуть и вскоре погрузился на дно моря, вместе с двумя героями… ».

Ночной дозор

В 1904 году русско-японская война была в самом разгаре. 26 января был блокирован Порт-Артур, а на следующий день в корейском порту Чемульпо приняли бой героически погибший крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Нужно было срочно менять положение и выводить блокированные в Порт-Артуре корабли против японцев. 1 февраля 1904 года командующим Тихоокеанским флотом был назначен вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он прибыл в Порт-Артур 24 февраля. Первым делом было решено узнать, где базируются японские корабли близ Порт-Артура. Не могли же они каждый раз приплывать из Японии.

Поэтому в ночь с 25 на 26 февраля (10 марта по новому стилю) адмирал послал на разведку два миноносца — «Стерегущий», под командование лейтенанта Сергеева, и «Решительный», под началом капитана второго ранга Боссе. Главной задачей было осмотреть возможные места для стоянки вражеских кораблей вдоль всего побережья. Поскольку вооружение миноносцев было слабым, то обнаруженные японские корабли было предписано топить торпедами («самодвижущимися минами») и не вступать без надобности в артиллерийский бой. Корабли должны были выйти из порта в 18 часов 25 февраля и вернуться из рейда утром 26-го.


В ходе операции с «Решительного» был замечен боевой японский корабль у входа в бухту Талиевань. Капитан Боссе принял решение атаковать, но когда его миноносец развил полный ход, из труб стало вырываться пламя. Атака наших кораблей была раскрыта, и Боссе решил уклониться от боя. Командиры миноносцев считали необходимым вернуться в Порт-Артур, т. к. их задача была выполнена, и повернули в открытое море. До базы оставалось 20 миль, когда наши корабли столкнулись с 4 японскими миноносцами — «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Завязался ожесточенный бой, японцы пытались отрезать путь к Порт-Артуру. Враги превосходили не только числом, но скоростью и вооружением своих кораблей. «Решительный» и «Стерегущий» подверглись артиллерийскому обстрелу, но Боссе удалось вырваться вперед. Капитан понял, что с имеющимися повреждениями и вооружением он не сможет помочь «Стерегущему», и решил идти в Порт-Артур за подмогой. Когда миноносец вошел в зону действия береговых батарей, японцы прекратили преследование и не решились вступить в бой. Боссе успел доложить адмиралу, что потерял миноносец. Макаров тут же решил выйти на помощь оставшемуся одному «Стерегущему» и лично отправился к месту боя на крейсерах «Баян» и «Новик».


Все это время «Стерегущий» сражался против четырех кораблей противника и нес потери. Снаряды дырявили борта и разрушали палубу. Пока работала машина, надежда оставалась. Но в 6:40 в угольную яму попал японский снаряд и разорвал два смежных котла. Миноносец терял ход. Кочегар Иван Хиринский и машинист Василий Новиков выскочили на верхнюю палубу. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин пытались устранить повреждения. Но в кочегарке разорвался еще один вражеский снаряд и ранил Осинина. Хлынувшая из пробоины вода заливала топки. Кочегары выбрались наружу. На своих местах за время боя погибли командир миноносца лейтенант А. С.Сергеев, мичман К. В.Кудревич, убит лейтенант Н. С.Головизнин, инженер-механик В. С.Анастасова. В живых остались только четверо: трюмный машинист В. Н.Новиков, кочегар А. А.Осинин, и. о. боцмана Ф. Д.Юрьев и кочегар И. П.Хиринский. Все они позже были взяты в плен. В 7:10 оружия «Стерегущего» замолчали. Когда к месту боя подошел Макаров, он увидел, как возле искореженного миноносца кружат японские корабли, подбирая уцелевших и заводя буксирный трос. При буксировке, «Стерегущий» ушел под воду. Макаров принял решение вернуться в Порт-Артур.

Легенда о затоплении

Весь экипаж «Решительного» был награжден Макаровым Георгиевскими крестами, а капитан Боссе получил орден Святого Георгия IV степени. В своем докладе Николаю II о ходе боя наместник на Дальнем Востоке генерал-адъютант Алексеев сообщал со слов Макарова: «Когда выяснилось положение «Стерегущего», я перенес свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 вражеских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен». По версии командующего Тихоокеанским флотом «Стерегущий» затонул сам.

Однако в скором времени в британской газете «Таймс» появилась своя версия происходящего. В заметке говорилось, что миноносец не утонул, а был сознательно потоплен двумя героями-матросами, которые, завидев призовую команду японцев, заперлись в трюме, открыли кингстоны и утонули вместе с кораблем. Эта история попала и в российские газеты и очень скоро стала легендой, которая как нельзя лучше отражала боевой дух российских моряков. Даже в официальном отчете об обороне Порт-Артура, опубликованном Морским ведомством, значилось: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны… Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги русского флота».


Эту же версию поддержал и попавший в плен Василий Новиков. В лагере для военнопленных он встретил капитана I ранга Селецкого и рассказал ему о судьбе «Стерегущего». Вот как Селецкий изложил это со слов машиниста: «Стрельба со «Стерегущего прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделена на палубу, так как его котел поврежден и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послал их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооруженными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают несколько японцев, но он сопротивления им не оказывает. Осмотревшись кругом, он видит следующую картину: на вертикально поднятом крюке развевается военный японский флаг; в шлюпке, стоящей у борта, лежат его раненые товарищи: Федоров (Федор Юрьев — прим. Ред.), Хиринский и Осинин, а сам «Стерегущий» буксируется японским миноносцем».

Но как мы видим, эта история не соответствует «официальной» легенде. Героев-матросов было не два, а один, и вовсе не безымянный, и тот не утонул, а попал в японский плен. Но самое главное, что на «Стерегущем» не было кингстонов, однако, есть версия, что вместо них русские моряки использовали иллюминаторы, оказавшиеся ниже уровня воды из-за повреждений миноносца.

Кстати, сам Новиков был удостоен двух Георгиевских крестов и после войны вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами за помощь колчаковцам.

Память о «Стерегущем»


В 1911 году в Петербурге был открыт памятник «Стерегущему», на котором изображены два матроса, открывающие иллюминатор, из которого льется вода. По преданию, скульптор Константин Изенберг подарил императору Николаю II чернильницу, которая была оформлена изображением трагического момента гибели «Стерегущего». Николаю II она очень понравилась, и он приказал возвести памятник по этой модели. Однако, споры вокруг того, был ли миноносец затоплен моряками или же утонул сам, не утихали. Тогда император постановил эскиз не менять, поскольку миф о героических моряках полюбился народу, но «считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий». 10 мая 1911 года состоялось торжественное открытие памятника в Александровском парке Петербурга. На церемонии присутствовал сам император Николай II, председатель Совета министров Петр Столыпин, высшие чины армии и флота. В почётном карауле стоял выживший в том бою кочегар Алексей Осинин.

110 лет назад, во время Русско-японской войны в неравном бою с превосходящими силами противника погиб русский миноносец «Стерегущий» . Геройская гибель миноносца сделала его имя легендарным. Оно прославлялось в стихах и песнях, а памятник, посвященный подвигу экипажа миноносца и по сей день украшает Санкт-Петербург.

Событие это произошло 26 февраля (старый стиль) 1904 года. Получив приказ провести разведку побережья, эскадренные миноносцы «Решительный» (командир - капитан 2 ранга Федор Боссе) и «Стерегущий» (командир - лейтенант Александр Сергеев) успешно выполнили задачу и на рассвете, около 6 часов утра, возвращались в Порт-Артур. Согласно полученной инструкции командирам миноносцев надлежало «в случае встречи с неприятельскими крейсерами или транспортами» произвести «внезапную атаку», но с миноносцами противника «без особой нужды» в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания-разведки».

Неожиданно наткнувшись на четыре японских миноносца, к которым вскоре присоединились два вражеских крейсера, командиры русских кораблей приняли решение уклониться от сражения и прорываться к Порт-Артуру. Яростно отстреливаясь от врага, русские истребители (как называли тогда миноносцы), пошли на прорыв. Однако выполнить этот замысел удалось лишь «Решительному». Упустив один из русских миноносцев, японцы сосредоточились на «Стерегущем», который, будучи окруженным со всех сторон, был вынужден принять неравный бой.

Позже вдова лейтенанта А.Сергеева и отдельные публицисты корили капитана «Решительного» за то, что он, спасая свой экипаж, оставил «Стерегущего» на верную гибель. Однако вице-адмирал С.О.Макаров полностью поддержал действия капитана Ф.Боссе, отметив в рапорте, что повернуть «Решительному» на выручку - «значило погубить вместо одного миноносца два». «В этих условиях выручить "Стерегущий" было невозможно», - констатировал прославленный флотоводец. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Боссе был оправдан и «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт» удостоен ордена Св. Георгия IV степени, а все моряки «Решительного» также были отмечены наградами.

Но вернемся к «Стерегущему». Отражая атаки противника, «Стерегущий» не оставлял надежды прорваться в Порт-Артур, однако, когда японский снаряд повредил два смежных котла, миноносец стал быстро терять ход. В ходе боя «Стерегущий» получил множество повреждений, а его экипаж понес тяжелые потери. Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать боем. «Истребитель не должен попасть в руки врага!» - такими были последние слова умирающего лейтенанта. Тем временем, новые вражеские попадания сделали в миноносце пробоины, в которые хлынула вода... Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». К 7 часам утра все было кончено - на воде качался лишь разрушенный остов миноносца, лишившийся труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.


«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь, - сообщалось в рапорте японского офицера. - С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико (...) Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. (...) Положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию»
.

Волны взрывая, летит «Стерегущий»

В туче снарядов навстречу врагам,

И перед смертью с волною бегущей

Шлет он прощанье родным берегам.

Круг замыкает японская стая,

Пушки все реже бросают ответ.

Вот и последняя бомбой подбита.

Бой угасает. Защитников нет.

Лезут японцы. Их жадные взоры

Ищут нетронутый пулей мундир.

Возле орудий лежат командоры.

В рубке убитый лежит командир...

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня)

Досталось в этом бою и японцам. В один из вражеских миноносцев попало восемь снарядов, в другой - около тридцати. На обоих кораблях были убитые и раненные.

Изрешеченный «Стерегущий» было решено захватить как трофей, отбуксировав его на японскую базу. Однако врагу русский миноносец так и не достался. Преследуемые русскими крейсерами «Баян» и «Новик», вышедшими на подмогу «Стерегущему», японцы приняли решение бросить заполнявшийся водой миноносец. Брошенный японцами «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 часов 20 минут не ушел на дно Желтого моря.

Из 49 членов экипажа «Стерегущего» в живых остались только четыре человека: Ф.Юрьев, И.Хиринский, А.Осинин и В.Новиков, поднятые японцами на борт. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно, - отмечал, обращаясь к русским морякам японский морской министр адмирал Ямамото. - Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы» . По возвращении на Родину из японского плена все четверо были награждены Георгиевскими крестами.

Героический подвиг «Стерегущего» произвел сильное впечатление на современников. В 1911 году, в присутствии Императора Николая II, в Александровском парке, располагающимся рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге, состоялось торжественное открытие памятника, посвященного экипажу миноносца-героя. Скульптурная композиция изображает двух матросов, открывающих кингстоны, так как согласно легенде моряки Василий Новиков и Иван Бухарев затопили плененный корабль, чтобы он не достался врагу.

Легенда эта родилась благодаря газетчикам, сообщившим, что двое русских моряков, запершись в трюме, решили вырвать добычу из рук японцев, для чего открыли кингстоны и затопили корабль. Однако, как отмечает историк флота Н.Н.Афонин , на миноносцах данного класса кингстонов не было, и, как удалось выяснить специальной комиссии, не сдавшийся врагу корабль ушел на дно от полученных повреждений. Но когда эта легенда была опровергнута документами, памятник «Стерегущему» был уже отлит и готовился к открытию. Пришлось запрашивать Императора, можно ли открывать памятник, посвященный вымышленному подвигу двух моряков. Резолюция Государя гласила: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"» .

Между тем, красивое предание о гибели «Стерегущего» получило широкое распространение в народе и нашло отражение в картинах, стихах и песнях.

Но, чу! В миноносце послышались стоны -

Грозные стоны железных болтов.

Это матросы открыли кингстоны,

Вьются воронки с обоих бортов.

Вздрогнуло судно, и, плавно качаясь,

Медленно шел «Стерегущий» ко дну.

Гордо Андреевский стяг, развеваясь,

Отдал салют за родную страну.

Кто это были матросы-герои,

Знает об этом один только Бог.

Но знают наверное, что было их двое.

Дух им воинственный в этом помог.

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня).

Но и без этой легенды подвиг «Стерегущего» не перестает быть подвигом. Как справедливо отмечал в 1910 г. капитан 2-го ранга Е.Н.Квашин-Самарин, «всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец "Стерегущий", потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!»

В 1962 году честь «Стерегущего» был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля. По существующей во флоте традиции, имя «Стерегущего» и его командира - лейтенанта Сергеева, неоднократно в дальнейшем присваивалось кораблям советского и российского флота.

Помилуй нас, Бог Всемогущий,

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб «Стерегущий»

Вдали от родимой земли.

Командир прокричал: «Ну, ребята!

Для вас не взойдет уж заря.

Героями Русь ведь богата:

Умремте ж и мы за Царя!»

И вмиг отворили кингстоны

И в бездну морскую ушли

Без ропота, даже без стона,

Вдали от родимой земли.

И чайки туда прилетели,

Кружатся с предсмертной тоской,

И вечную память пропели

Героям в пучине морской.

В том сила России грядущей:

Герои бессмертны у ней.

Так миноносец живет «Стерегущий»

В сердцах всех российских людей.

(Песня «Гибель Стерегущего» ).

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

«Тем, кто больше жизни чтил Родину»

надпись на памятнике Стерегущему

Э тот памятник находится в Александровском парке, а бой состоялся в этот день.
26 февраля миноносец, посланный на разведку, столкнулся с японской эскадрой и вступил в бой. Миноносец героически сражался, а затем был захвачен японцами. По легенде, два оставшихся в живых матроса, закрылись в машинном отделении миноносца и затопили корабль, но это лишь легенда от лондонской "Таймс". Под КАТ напишу о бое, подвиге и памятнике подробно. Напишу и о судьбе матросов со "Стерегущего" и даже покажу одного из якобы "погибших" героических матросов...

Во время русско-японской войны, рано утром 10 марта (26 февраля) 1904 года два эскадренных миноносца "Стерегущий" и "Решительный", вели ночную разведку.

Возвращаясь в Порт-Артур, они наткнулись на четыре японских "истребителя миноносцев" "Сазанами", "Акебоно", "Синономе" и "Усугумо".

Командующий флотом вице-адмирал С.Макаров приказал разведчикам беречь суда и в бой "без особой нужды" не вступать. Наши корабли решили проскочить или обойти строй японских кораблей, надеясь на скорость хода, наглость и удачу.

Но японцы открыли яростный огонь. «Решительный» шел первым. Ему и его капитану повезло, не смотря на серьезные повреждения, он смог вывести миноносец из под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем пройти к Порт-Артуру.

А вот у «Стерегущего» сразу возникли проблемы. Один из первых японских снарядов, сразу же вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Вскоре восстановить ход удалось, но время было потеряно.

К месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе».

Командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев (справа на фото), решив что уйти от преследования точно не получится, принял неравный бой.

Упустив «Решительный», все японские корабли сосредоточили огонь на «Стерегущем», устроив на корабле настоящий ад. Снаряды просто снесли все надпалубные постройки включая мачту, кромсали все живое.

Вооружение корабля состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек не могли всерьез противостоять целой эскадре, разве что, соперничать с японцами собственной отчаянной храбростью и мужеством.

Вскоре смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия но и он был сражен взрывом.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Все командиры погибли. Из всего экипажа в живых осталось только четверо нижних чинов. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским миноносцам, особенно «Акебоно».

Миноносец встал, когда в борт попал еще один снаряд и хлынувшая через пробоину вода залила топки. Ликвидировав пробоину и задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где и стали свидетелями последних минут неравного боя.

В 7 ч 10 мин орудия нашего миноносца окончательно замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо".

В ходе боя японские "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему.

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст "японского донесения".

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в россии не напечатай о нем Таймс? Боюсь что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!"

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника "Стерегущему") был всемилостивейше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

На фото Василий Николаевич Новиков перед боем и с семьей в д. Еловка 1918 г. Фотографии (С) из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.
Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий» .

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Памятник "Стерегущему" был поставлен в Петербурге в Александровском парке у Петропавловской крепости.

Позже у либерастической общественности этот памятник служил объектом насмешек. Впрочем, эта же либерастическая общественность поздравляла японского императора с победой над своей страной и любой факт героизма гражданина России всегда опровергала в принципе (все измеряя по себе).

Автор памятника скульптор Константин Васильевич Изенберг. В 1911 году памятник был торжественно открыт. Модель памятника, которую лично утверждал император Николай II, находится в музее "Дома Офицеров" на Кирочной.

Памятник примечателен тем что раньше это был фонтан. Из кингстонов на матросов лилась настоящая вода, что без сомнения привлекало к нему боле внимания. Фонтаном памятник перестал быть в советские времена в 1971 году.

Платонов Артем

Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец. Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир, перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем...

Официальная версия

Рождение "Стерегущего"

1895 год. В Великобритании для Российского Императорского флота построен миноносец «Сокол», ставший первым кораблем в истории, сделанным из никелевой стали. По вооружению, скорости (29,7 узла) и мореходности «Сокол» стал одним из лучших в мире среди миноносцев. После испытаний корабля было решено немного доработать конструкцию (упрочнить корпус, увеличить толщину обшивки, оснастить корабли котлами улучшенной конструкции) и запустить улучшенные «Соколы» в серию.

1898 год. По заказу российского Главного управления кораблестроения в на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи в Або заложены 26 улучшенных миноносцев типа «Сокол». 12 из 26 миноносцев сделали разборными – их везли с Невского завода в Порт-Артур, где на полуострове Тигровый хвост был сооружен закрытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев. И вот, 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля на данном эллинге – "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а затем в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название – "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

1904 год. Японско-российские отношения начинают стремительно портиться. 9 февраля японцы без объявления войны атакуют российские корабли на рейде Чемульпо и Порт-Артура. Начинается русско-японская война...

В этот же день «Стерегущий» с утра начал свою боевую вахту. Вначале отряженный в дозор, днем он дважды участвует в составе эскадры в атаке японцев, а вечером выходит на поиски вражеских кораблей. 14 февраля истребители «Стерегущий» и «Скорый» сопровождают минный крейсер «Всадник». 24 февраля вместе с истребителем «Сторожевой» отгоняют японские миноносцы от поврежденного броненосца «Ретвизан». Но бой, прославивший «Стерегущий», произойдет позже – 10 марта 1904 года...

Но вначале давайте посмотрим, что же предшествовало этому бою.

Предшествующие события

9 марта в 6 часов вечера миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» под общим командованием капитана 2 ранга Боссе выходят в ночной дозор у мыса Ляотеньшань. Около часу ночи 10 марта на горизонте наблюдатели из Порт-Артура заметили какие-то огни, двигающиеся в сторону берега. Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го отряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить «Стерегущий» и «Решительный».

В начале четвертого ночи четыре корабля 1-го отряда («Выносливый», «Властный», «Внимательный» и «Бесстрашный») вышли из гавани и направились навстречу огням. Вскоре обнаружилось, что огни зажжены на четырех японских миноносцах – «Сиракумо», «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки». Начальник отряда Н.А.Матусевич решает атаковать неприятеля...

Русские корабли, пользуясь тем, что они находились в тени горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную. Наконец, в 3:30 с расстояния в 8 кабельтовых, «Выносливый», а затем и остальные русские миноносцы открывают огонь. Яркие вспышки выстрелов на мгновение выхватывают окрашенные в серо-оливковый цвет борта кораблей, а затем все снова погружается в темноту...

Хоть для японцев нападение и являлось полностью неожиданным, они очень быстро опомнились, дали полный ход и открыли ответный огонь. «Касуми» и «Асасиво» сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед «Выносливом». Вскоре один из снарядов попадает в машинное отделение, и миноносец лишается хода. Японцы приближаются к застывшему кораблю с трех сторон и начинают заваливать его снарядами. И хотя русские артиллеристы своей меткой стрельбой наносят ощутимый ответный урон, ситуация на «Выносливом» быстро ухудшается. Вскоре в кормовой части вспыхивает пожар, а взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда Н.А.Матусевича. Кормовая часть миноносца окутывается смутно белеющим в темноте облаком – из перебитых труб отработанного пара обеих машин бьет мощная струя...

Но тут на помощь товарищу подоспел «Властный». Ведя огонь из всех орудий, он приближается к японским кораблям вплотную, и командир В.А. Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец – «Асасиво». Но японцы разгадывают этот маневр и стопорят машины, намереваясь пропустить корабль мимо себя и нанести ему таранный удар в ответ. Карцев командует резкий поворот, «Властный» выпускает в борт «Асасиво» две торпеды и проскакивает мимо. Японский миноносец после двух взрывов начинает крениться и тонуть...

Через несколько минут к «Властному» подбирается «Касуми» и, высветив того прожектором, начинает обстрел. «Властный» отвечает, и японец, не выдержав огня, гасит прожектор и резко меняет курс...

«Внимательный» и «Бесстрашный» тем временем вдвоем ведут бой с «Акацуки». Вскоре после взрыва в машинном отделении у японцев выходит из строя паровая магистраль, и миноносец превращается в неподвижную мишень. Закрепить успех русским морякам не удается – японец исчезает во тьме, а русские миноносцы вступают в перестрелку с оказавшимся рядом «Кацуми».

Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня – здесь, согласно инструкции, находится точка рандеву. «Внимательный» берет на буксир наиболее тяжело поврежденный «Властный», и в 7:00 отряд успешно прибывает на базу...

Последний бой «Стерегущего»

Помилуй нас Бог всемогущий

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб "Стерегущий"

Вдали от родимой земли…

Наступление утра ознаменовалось густым туманом, окутавшим прибрежные воды. «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся на базу после ночного дозора, в проливе Ляотешань внезапно обнаруживают крайне неприятное соседство. Пересекающимся курсом с ними идут четыре японских миноносца – «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Внезапная встреча стала для моряков полной неожиданностью. Однако, на «Стерегущем» и «Решительном» сразу же сыграли боевую тревогу, и русские артиллеристы первыми открыли огонь по японцам из двух 75-мм и четырех 47-мм орудий.

Используя единственный шанс вернуться в Порт-Артур и не принимать невыгодный бой (японские корабли были быстрее - 31 узел против 27, а также лучше вооружены - 6 орудий на каждом японском миноносце против 3 на каждом русском), оба корабля пошли на прорыв. Шедший в голове «Решительный», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами», проскочить успел. «Стерегущему» повезло меньше – один из первых же японских снарядов попадает в котельное отделение и повреждает оба котла с главным паропроводом. Миноносец начинает стремительно терять ход... Командир «Решительного» Боссе принимает решение продолжать отход в Порт-Артур, иначе, как написал потом в рапорте командир эскадры Макаров, «повернуть «Стерегущему» на выручку, значило потерять вместо одного миноносца - два»...

Тем временем японские корабли пошли на сближение с потерявшим ход «Стремительным». Русские артиллеристы мужественно и метко отстреливались, но силы были явно неравны. Один за другим в полубак миноносца попадают три снаряда, корежа и разламывая ходовую рубку. Фок-мачта кренится и падает на правый борт. Один из снарядов попадает прямо в носовое 75-мм орудие, снеся половину ствола и уничтожив весь расчет. В кочегарке вспыхивает пожар, но кочегарам П. Хасанову, А. Осинину и трюмному машинисту В. Новикову удается его потушить...

Через час с начала боя смолкает последнее 47-мм орудие, и жестоко искалеченный «Стремительный», окутавшись дымом пожаров и паром из пробитых котлов, закачался на волнах. Все пространство от носа до первой трубы завалено частями тел и трупами – здесь полегла половина команды. С пробитых более чем в 10 местах бортов не доносится ни единого звука – 45 из 49 матросов и все 4 офицера, включая командира корабля, лейтенанта Сергеева, были мертвы...

Но победа японцам далась нелегко – досталось всем четырем миноносцам. Особенно пострадал «Акебоно», получивший 27 попаданий и вынужденный выйти из боя досрочно, и «Сазанами», отмеченный 10 попаданиями.

Видя, что русский миноносец не подает признаков жизни, японцы прекратили обстрел и спустили шлюпку. Мичман досмотровой партии Хитара Ямазаки, на найдя на борту живых (все четверо выживших – В.Новиков, А.Осинин, Ф.Юрьев и И.Хиринский, по видимому, в тот момент находились без сознания от ран), крепит на носу «Стерегущего» буксирный канат, и «Сазанами» начинает буксировку. Однако, вода, беспрепятственно вливающаяся в трюм сквозь несколько пробоин ниже ватерлинии, делает буксировку затруднительной – через 20 минут «Стерегущий» проседает и обрывает буксирный канат...

Из-за горизонта тем временем появляются дымы – вице-адмирал Макаров, узнав у вернувшегося «Решительного» о беде «Стерегущего», на крейсерах(?) «Новик» и «Баян» выходит навстречу врагу. Но к японским миноносцам уже успели присоединиться 5 крейсеров, а также приближалась броненосная эскадра, поэтому Макаров был вынужден вернуться обратно.

«Стерегущий» тем временем у всех на глазах медленно погружается под воду. Четверых оставшихся в живых моряков подбирают японцы...

Так как погиб «Стерегущий»?

Погибаю, но не сдаюсь!

Девиз моряков Императорского Военно-морского флота

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.