Гипотеза в исследовательской работе. Понятие гипотезы в дипломной работе и ее место в структуре исследования. Методы поиска информации

Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете , выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при , вы тщательно изучите , продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

  • Гипотеза обычно касается объекта или предмета исследования, поэтому находится в непосредственной связи с этими разделами . Также на неё существенно влияют цель, задачи и проблематика.
  • Важно корректно сформулировать гипотезу, не выдавая за неё очевидные вещи, известные всем. Воздержитесь от спорных или размытых понятий, проследите, чтобы гипотезу можно было проверить различными методами, включая анализ, синтез, сопоставление и т.д.
  • Опирайтесь на ключевые слова темы, объекта и цели вашего научного труда. Поскольку эти разделы находятся в непосредственной логической связи, формулировка у них совпадает.
  • Обязательно применяйте речевые обороты, которые бы подчеркнули субъективность выдвигаемой идеи. Например, начните с фразы «следует ожидать…» , «можно допустить, что…» или «предполагается, что…» . При наличии у вас достаточной смелости чётко пишите, что гипотеза принадлежит вам, начиная со фразы: «я думаю» или «я полагаю» .

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Направление: Педагогика.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

Работа с гипотезой

От до гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

  1. Зарождение. Выявление фактов и предположений, которые не укладываются ни в одну известную теорию по вашей теме. Эти умозаключения должны вызывать горячие споры в обществе и остро требовать объяснения, доказательства или опровержения.
  2. Формулировка на основе этих умозаключений.
  3. Теоретическое исследование. Поиск мнений, имеющих отношение к гипотезе, в разных источниках. Сравнение высказанных идей с собственными представлениями, их анализ и цитирование.
  4. Практическое исследование. Осуществление тематических опытов, связанных с гипотезой. Анализ полученных результатов. Выполнение расчётов, подготовка всевозможных итоговых диаграмм и графиков.
  5. Сравнение полученных результатов изысканий с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.

Гипотеза исследования позволяет школьнику (студенту) осмыслить суть своих действий, продумать последовательность выполнения проектной работы. Ее можно считать формой научного предположения. От того, насколько верно поставлена гипотеза исследования, зависит правильность подбора методик, следовательно, конечный результат всего проекта.

Определение

После того как будет выбран предмет и объект исследования, поставлены задачи, определена цель, важно спрогнозировать результаты. Гипотеза исследования - это некое предположение, которое выдвигается для пояснения определенного явления. Ее можно считать предполагаемым результатом решения выбранной задачи. Гипотеза и проблема исследования определяют основное направление проводимого научного поиска. Ее по праву считают методологическим инструментом, который организует процесс исследования.

Требования

Гипотеза исследования должна соответствовать некоторым требованиям:

  • не содержать непонятных терминов;
  • должна быть проверяемой существующими методиками.

Что значит провести ее проверку? В результате гипотеза научного исследования подтверждается либо опровергается.

Гипотеза и проблема исследования - два важных аспекта, влияющие на конечный итог проекта. Они должны быть взаимосвязаны между собой, в противном случае будет утеряна логичность работы.

Пример выдвижения предположения

Учитывая, что гипотеза исследования - на основании которого будет выстраиваться вся остальная деятельность исследователя, этому моменту нужно уделить особое внимание. К примеру, педагог может сделать следующее предположение: результативность решения психодиагностических задач в достаточной степени связана с подбором стратегии диагностического мышления школьников. Для проверки сделанного предположения предполагается решение нескольких задач:

  • анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
  • построение психодиагностических задач, моделирующих сложности обучения школьников предметам научного цикла;
  • разработка лабораторной методики для решения подобных задач в конкретных условиях;
  • проведение экспериментального исследования, обсуждение полученных результатов с коллегами.

Тезисы школьного проекта

Выдвижение гипотезы исследования предлагаем посмотреть на примере школьной работы. В тезисном виде представлен проект старшеклассника по теме «Экспресс-методика для определения следов крови на разных вариантах волокон».

Следы крови свидетельствуют о совершении преступления. Важно использовать экспресс-методику ее качественного обнаружения, чтобы ускорить процесс раскрытия совершенного преступления - это гипотеза. Цель и задачи исследования: разработать экспресс-методику качественного обнаружения следов крови на любых видах волокон, провести анализ полученных результатов, сделать выводы.

Именно при своевременном обнаружении пятен крови на месте происшествия сотрудники правоохранительных органов смогут рассчитывать на привлечение к ответственности виновников происшествия.

Предлагаемая экспресс-методика подходит для качественного обнаружения следов крови на любых видах волокон (натуральных, синтетических). Рабочий раствор сохранил чувствительность на обнаружение пятен крови на всех видах тканей и через три недели. Даже при отсутствии видимых пятен крови, чувствительность экспресс-метода позволяет получать видимый результат. В ходе исследования удалось подобрать доступные и эффективные вещества, способные давать качественную реакцию на пятна крови, следовательно, гипотеза подтверждена в полном объеме.

Применение экспресс-метода позволит не только криминалистам, но и ученикам профильных (медицинских) классов оперативно определять наличие следов крови на ткани. Если на поверхности ткани, кроме следов крови, присутствуют другие вещества, также можно с помощью выбранного рабочего раствора провести качественное обнаружение следов крови. Специфичность рассмотренного метода можно повысить, если учесть, что многие неорганические окислители меняют окраску рабочего раствора фенолфталеина еще до добавления Н 2 О 2 , а растительные пероксидазы дезактивируются при нагревании до 100С, тогда как гемоглобин сохраняет при этой температуре каталитическую активность.

Полезен ли чай

Предлагаем еще один пример, демонстрирующий постановку гипотезы.

Современный ритм жизни вынуждает человека всегда быть в тонусе, поэтому во всем мире растет употребление кофеиносодержащих напитков. Люди очень быстро привыкают к бытовым стимуляторам типа кофеина, а отвыкают с большим трудом. Подобная тенденция приводит к различным заболеваниям, поэтому так важно подобрать безопасное и качественное природное сырье, содержащее кофеин.

Насколько опасен кофеин для организма? Можно ли заменить кофеинсодержащие препараты ароматным черным чаем? Как его правильно выбрать? Какое количество кофеина содержится в ароматном черном чае? Не опасен ли этот бодрящий напиток для здоровья?

Цель работы: выделить кофеин из черного крупнолистового и мелколистового (пакетированного) чая разных производителей.

Задачи работы:

  • определить качественное содержание кофеина во взятых образцах;
  • провести визуальное сравнение содержания кофеина в крупнолистовых и мелколистовых образцах;
  • сделать выводы;
  • дать рекомендации по проблеме исследования.

Гипотеза: количественное содержание кофеина зависит от сорта чая, размеров чайного листа.

Объект исследования: различные сорта черного чая.

Предмет исследования: кофеин.

Гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась в полном объеме. Удалось подтвердить зависимость содержания кофеина от размеров листа, сорта чая, производителя.

Заключение

Прежде чем приступать к непосредственной работе, важно научиться выдвигать предположение относительно тех результатов, которые может получить автор. Это позволит ему двигаться в правильном направлении, сделать проект качественным и полезным.

При прохождении курса повышения квалификации по теме «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» столкнулась с трудностями по формулировке гипотез. Помог материал И.П. Бугровой "Гипотеза исследования" .

Приёмы построения гипотез различаются по:

  1. форме («если…, то…», «если…, то…, так как...»);
  2. уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);
  3. характеру (модификационная, революционизирующая);
  4. механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);
  5. логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));
  6. функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).
Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если..., то..., так как...". При этом, выражение "так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно — следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.

Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.

Виды гипотезы

объяснительные гипотезы

для объяснения фактов или явлений

предсказательные гипотезы

для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений

объяснительно-предсказательные

сочетают в себе оба предназначения



По содержанию гипотезы делятся на:
  • гипотезы информационного характера
  • гипотезы инструментального характера.

Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)
Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.
По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).

Механизм построения гипотезы

Простая гипотеза

Основа построения

Результат

Логическая цепочка

Индуктивная

Наблюдение факта или явления

Предсказание обобщения

От частного к общему

Дедуктивная

Анализ теоретического материала

Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности

От общего к частному



Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.

Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.

Главная характеристика гипотезы исследования

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Как сформулировать гипотезу?

Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей):

Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений.

Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.

Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.

Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?

Ввозможные гипотезы.

Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.

Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.

Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.

Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.

Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.

Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?


Удачи при проведении исследования!!!

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Обратимся к основным категориям исследовательской работы и разберём примерный алгоритм разработки программ исследования.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Правила выбора темы

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
  • Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования. Их определение позволит ученику более экономно и с большей целеустремлённостью собирать материал и обрабатывать его.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования . В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными словами методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.
Методы научного исследования :
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методы исследования обеспечивают большую точность и глубину изучения избранной проблемы, обеспечивают решение поставленных в работе задач.
Необходимым компонентом программы является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимость, надёжности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации.

Основные этапы исследования :

  • Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.
  • Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).
  • Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
  • Четвёртый этап – контрольный.
  • Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.

Не менее важным является и умение представить результаты своего исследования на публике, приведём несколько моделей защиты исследовательской работы:
I. “Классическая” .
Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:
1. тема исследования и ее актуальность;
2. круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;
3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);
4. основные выводы по содержанию реферата.
II. “Индивидуальная” .
Раскрываются личные аспекты работы над рефератом:
1. обоснование выбора темы реферата;
2. способы работы над рефератом;
3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;
4. личная значимость проделанной работы;
5. перспективы продолжения исследования.
III “Творческая” защита предполагает:
1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;
2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;
3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся, а так же памятка для юных исследователей представлены в Приложении № 1,2

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали и не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы к себе. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности, благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса.

Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. Она может относиться к цели задачи, к условию ее получения или (и) принципу получения (достижения).

В исследовании выдвигаемая гипотеза, как бы определяет тот путь, по которому автор работы намерен идти к достижению поставленной цели. В процессе исследования гипотеза может неоднократно меняться, уточняться, дополняться. Именно содержание гипотезы несёт ту новизну исследования, которая и является несомненной ценностью работы.

Поскольку гипотеза – это утверждение, подлежащее доказательству или опровержению, то наиболее типичный способ ее формулировки – логическая импликация: «Если… то…», «…..будет, если…..».

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности – это предсказание. Гипотеза должна быть проверяемой, подтверждаемой. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах. Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (не должна содержать лишних слов).

Примеры гипотез:

«Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятии, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности».

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими успехами».

«Учителя начальной школы, преподающие по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку по сравнению с теми, кто преподает по традиционной программе».

«Мы предполагаем, что уровень памяти старших дошкольников существенно повысится, если в содержании образовательной работы включить специальные компьютерные игры дидактического содержания».

«Если насыщать уроки музыки различными информационными средствами, то качество обучения улучшится».



«Для развития рыболовного туризма в РБ необходимо создание туристического маршрута».

«Мы предполагаем, что занятия рукопашным боем способствуют развитию координации движений у детей младшего школьного возраста».

«Мы предполагаем, что включение в школьный режим подготовки учащихся младших классов дополнительных физических упражнения приведут к снижению уровня заболеваемости».

Основная часть

Основная, собственно исследовательская часть работы, является наиболее важным и трудоемким разделом, она составляет примерно 70-80% объема курсовой работы и 40-50% ВКР (ВКП). Исследовательская часть состоит из нескольких глав и параграфов.

Содержание курсовой работы может состоять из одной- двух глав теоретического характера, включающей в себя по 2-4 параграфа, а выпускная квалификационная работа (проект) может включать в себя две и более главы: теоретические и опытно-экспериментальнве. В основной части работы выделяются не менее двух глав. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Название глав должно быть отличным от названия темы, название раздела не должно повторять название главы.

Например, если работа озаглавлена «Особенности безаффиксального словообразования в английском языке», не следует называть первую главу «Безаффиксальное словообразование в английском языке». Содержание главы, раздела, должно соответствовать заявленному названию.

Если название работы «Диагностика музыкальных способностей как средство контроля за музыкальным развитием дошкольников», содержание теоретической главы раздела может быть «Теоретическое обоснование проблемы выявления и развития музыкальных способностей», а практической – «Организация осуществления контроля за музыкальным развитием дошкольников».

Если название работы «Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта», то содержание теоретической главы раздела может быть «Общая характеристика потребителей туристского продукта», а практической – «Маркетинговые исследования потребителей на примере турфирмы «Роза ветров».

Первая глава (и при необходимости некоторые последующие) исследовательской работы являются теоретическими, они характеризуется обилием цитат и ссылок. Как правило, в них содержится описание теоретических предпосылок исследования и степень изученности проблемы, в ней приводятся классификации. Выявление понятийного аппарата, существующих теорий предполагает анализ мнений и позиций различных ученых, а также научных школ, представленных в различных публикациях. Автор исследовательской работы должен сопоставить и проанализировать мнения ученых и дать собственную интерпретацию или принять одну из существующих позиций. Из текста работы должно быть ясно, где автор высказывает собственные суждения, а где заимствует уже опубликованные положения. Делается вывод о степени изученности вопроса в литературе и разработанности его на практике. Эти главы служат теоретическим обоснование будущих практических разработок.

Вторая глава (и при необходимости последующие) являются практической частью, собственным исследованием автора выпускной работы. В этих главах приводится подробное описание опытно-экспериментальной работы, планирование, организация и методика проведения работы:

Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента (или входной диагностики);

Описание формирующего эксперимента (или содержание и логика опытной работы);

Анализ результатов итогового (контрольного) эксперимента (или опытной педагогической работы), их интерпретация.

При их планировании необходимо глубоко осмыслить имеющуюся информацию, сформулировать цель проведения экспериментального исследования, выделить критерии оценки результатов эксперимента. В главах подробно описывается собственный анализ материала, проведенный автором работы эксперимент, детально излагаются выводы, сделанные в ходе проведения эксперимента. Материал анализа должен быть обработан статистически и представлен наглядно с помощью графиков и таблиц.

Объем глав теоретического характера, как правило, составляет всего 20-35 страниц, параграфов – 5-7 страниц. Объем практической главы – 20-25 страниц.

Каждая глава должна завершаться выводами, которые описывают собственную деятельность. Формулировка является произвольной, однако, следует придерживаться единого синтаксического образца. Вывод содержит итог проведенного анализа и должен быть предельно кратким и точным. Обязательным для исследовательской работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении рассматривается значимость проведенного исследования для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы.Последовательно и стройно излагаются основные результаты, подчеркивается новое, достигнутое в ходе исследования, указываются положения, даются предложения по реализации достигнутых результатов.

Заключение оформляется в виде связного текста, разделенного на абзацы в соответствии с содержанием работы. Выводы должны быть четкими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными и носить аналитический характер. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам, а также содержится оценка проведенного исследования, говорится о том, насколько достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, находит ли подтверждение гипотезы, если она имелась. При описании полученных результатов делается заключение о том, насколько они расширяют или дополняют уже существующие теоретические положения, опровергают или подтверждают их. В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования. Рекомендации следует формулировать предметно и адресно.

Эта часть невелика по объему (1-2 страницы), но очень важна, так как содержит итоговые результаты работы.

Список используемой литературы

Составление библиографии является важной частью работы по проведению научного исследования, ее результатом становится формирование умения эффективно находить источники информации по тому или иному вопросу. Умение работать с литературой – важное условие успешного проведения исследований. Для того чтобы иметь полное представление об исследуемой проблеме, уметь четко формулировать собственное мнение, подбирать необходимые методы исследования того или иного явления, рекомендуется читать не только литературу, непосредственно относящуюся к теме исследования, но и работы, входящие в круг смежных теоретических проблем.

Как правило, научный руководитель рекомендует основную литературу (методическую, справочную, нормативно-законодательную), посвященную теме исследования, однако это не означает, что выпускнику будет предложен полный список научной литературы по выбранной проблеме. Более того, чтобы быть действительно компетентным в изучаемом вопросе и продемонстрировать хорошее владение материалом в исследовательской работе и процессе ее защиты, рекомендуется принимать во внимание не только труды, название которых созвучно с темой выпускного исследования, но и все работы, где так или иначе освещена данная проблема. В список изучаемых источников следует включить учебники, в которых даются базовые определения основных терминов, понятий; словари; монографии; статьи из научных журналов и сборников, публикации из сети Интернет. Изучение различных информационных ресурсов поможет автору взглянуть на проблему с разных сторон и четко сформулировать актуальность своего исследования и его научную новизну.

Список используемой литературы представляет собой перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой, и должен содержать не менее 15 источников для курсовой работы , для выпускной квалификационной работы – не менее 20 (70% желательно последних 5-10 лет издания ). Список может содержать не более 25% изданий, относящихся к учебникам и учебным пособиям для студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и 25 % – Интернет-источники. Он приводится в алфавитном порядке в соответствии с фамилиями авторов литературных источников и составляется по определенным, установленным ГОСТом, правилам. Если автор источника не указывается в списке (в случае наличия материалов, не обладающих индивидуальным авторством), по алфавиту выстраиваются названия источников. Ссылки в работе должны указывать минимум на 70 % списочного состава используемой литературы.

Список используемой литературы составляться в следующем порядке:

1. В начале списка дается перечень использованных нормативно-правовых актов федерального уровня в следующем порядке: международные нормативно-правовые акты, Конституция, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти.

Нормативно-правовые акты одного уровня располагаются в хронологическом порядке, от ранее принятых к позже принятым. После федеральных нормативно-правовых актов перечисляются нормативно-правовые акты регионального, а затем муниципального уровней в том же порядке.

2. Все остальные источники располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий источников.

Источники в библиографическом списке нумеруются сквозной нумерацией.

В библиографическом списке о каждом источнике должны быть приведены сведения, достаточные для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Общие требования к библиографическому описанию документа регламентированы ГОСТ 7.1-2003. Данный стандарт распространяется на текстовые опубликованные и неопубликованные документы: книги, сериальные издания (журналы, газеты), нормативно-технические документы (стандарты, патенты, промышленные каталоги), отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, авторефераты и т. д.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.