Гуманистический подход кратко. Гуманистический подход. Основные сторонники гуманистической психологии

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» - сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Основные черты

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии пен" хологом решений. Это отличает это направление от психоди* | намической теории, делающей акцент на то, как прошлое 1 воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, | использующей воздействие окружения на личность. |

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистичес*| кое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом»! Ф. Перлзом, В. Франклом. ;|

Их основная методологическая позиция состоит в том, что|| предназначение человека- жить и действовать, определяж| свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психоло-1 гии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности - благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого - вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым рабо­тают психологи этого направления,- мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Кли­ент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения;

метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки»- авторитарной, директивной, и «нижней собаки»- пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманисти-/ ческой психологии используются техники перемены отношен! ния; парадоксальные намерения; переключение; метод убеж».| дении (призыва). Осуществление этих техник требует от пси*.| холога красноречия, точности словесных формулировок/! ориентации на мироощущение клиента. |

Гуманистическое направление практической психологии^ постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента. Щ

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит| в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психо-Д лог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это^ может привести к неспособности слышать клиента, что разч| рушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы рабоя| тать эффективно, не должен начинать работу с предвзятым»! идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.! Практическая работа психолога - это работа с конкретной| индивидуальностью человека. В том числе и с собственно»! индивидуальностью - составной частью его профессиональ»| ной позиции. ,.<|

Психологу необходимо постоянно изучать свои личности, | ные и профессиональные возможности, чтобы избежать ри-1 гидности или излишней свободы в развитии личных понятий^!

Психолог и клиент - два разных человека - встречаются ва| время интервью. Независимо от его успешности оба участии»! ка его, в результате взаимодействия, изменяются. . l|

Сторонников гуманистических теорий индивидуальности в первую очередь интересует то, как человек воспринимает, осознает и объясняет реальные события в собственной жизни. Они описывают феноменологию индивидуальности, а не ищут ей объяснение, ибо теории данного типа периодически называют феноменологическими. Описания индивидуальности и событий в ее жизни тут в основном сконцентрированы на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и т.д..

Самом известными представителями этого подхода к индивидуальности являются американские специалисты А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция А. Маслоу мы специально рассмотрим дальше, а теперь коротко остановимся лишь на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая собственную теорию индивидуальности, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие "Я", включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: "Кто я?", "Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?"

Образ "Я", складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее "настоящее Я" и "идеальное Я" согласуются м/у собою.

Главная необходимость человека, по гуманистических теорий индивидуальности - самоактуализация, желание к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главной роли самоактуализации объединяет всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии индивидуальности, невзирая на значительные расхождения во взглядах.

По А. Маслоу, в психологических характеристик самоактуализирующиеся индивидуальности относятся:

Активное восприятие действительности и умение неплохо ориентироваться в ней;

Принятие себя и иных людей такими, какие они есть;

Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении собственных мыслей и ощущений;

Сосредоточение внимания на том, что случается снаружи, в противовес ориентации лишь на внутренний мир, и сосредоточение сознания на своих чувствах и переживаниях;

Обладание чувством юмора;

Развитые творческие способности;

Неприятие условностей, однако без показного их игнорирования;

Озабоченность благополучием иных людей и необеспечение лишь своего радости;

Умение к глубокому пониманию жизни;

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

А. Маслоу

К. Роджерс

В. Франкл

Ф. Бэррон

С. Джурард

Предмет изучения

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

человек целостен

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

Главной психологической реальностью являются переживания человека

Человеческая жизнь - целостный процесс

Человек открыт к самореализации

Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название "третьей силы". К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен.

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека.

4. Человеческая жизнь - единый процесс.

5. Человек открыт к самореализации.

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Cтраница 1


Гуманистический подход позволяет также реинтерпрети-ровать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.  

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.  

Как реализуется гуманистический подход к статистическщу управлению качеством, хорошо иллюстрирует пример работы одного из заводов корпорации Ford (гл.  

В рамках гуманистического подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.  

В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека - как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа.  

Наиболее существенным в гуманистическом подходе к творчеству является выражение в нем общечеловеческих ценностей. Понятие общечеловеческое чаще всего выступает как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей: класса, социальной группы, партии, государства или отдельной личности, а как то, что имеет значение для всего человечества. К таким ценностям и объектам можно отнести весь тот круг проблем, решение которых обеспечивает выживание человечества.  

Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические человеческие особенности - дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость партнерских отношений.  

В этом деловом портрете руководителя оказывается совместимым то, что трудно совместить: взаимокомпенсаторное сочетание рационально-делового и гуманистического подхода к работникам, что обеспечивает в целом нормальную рабочую обстановку. Стратегия руководителя отдела в данном случае сформировалась как сочетание авторитарного и либерального стилей руководства, которое хорошо оправдывает себя, взаимоограничи-вая крайности и взаимодополняя сильные стороны их проявления.  

Кроме активного усвоения ребятами этих проблем, этот урок дал ощутимый результат при изучении последующих цивилизаций: учащиеся активно стали размышлять о месте человека в той или иной системе духовных ценностей, т.е. учились практически применять гуманистический подход к оценке различных общественных систем, в том числе и к современной российской.  

Таким образом, сегодня философские размышления о жизни и смерти оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Гуманистический подход ищет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая то, что относится, так сказать, к культуре умирания. Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный взгляд на нее личности, мудро решившей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни, - вот та философская основа, которая утверждается реальным гуманизмом.  

Гуманистический подход использует представление об организации как о культуре, а о человеке - как о существе, развивающемся в рамках определенной культурной традиции. Поэтому при гуманистическом подходе управление переопалом формулируется как концепция управления человеком, а основные задачи управления персоналом - это адаптация, развитие культуры организации: задание ценностей, формирование правил и поры, символизация. Этот подход кажется для сегодняшнего мира наиболее адекватным, однако в России он используется еще редко. Все потому, что залогом такого управления является сложная, отлаженная до тонкостей система разветвленных внутрифирменных коммуникаций. Они и создают организационную культуру.  

Человечество движется к экологической катастрофе. Чтобы преодолеть ее, требуется гуманистический подход во всех основных сферах производства. Наиболее важной задачей является преодоление потребительского подхода к человеку. На этот счет наука еще не дает однозначного ответа. Ясно одно: должно произойти конструктивное осмысление положения человека в окружающем мире. Во главе угла такого осмысления стоит новое отношение к национальной специфике трудового поведения.  

Поэтому полагаем, что в данном разделе не нужно останавливаться на них отдельно. Важно подчеркнуть, что гуманистический подход реализуется в групповых формах работы, таких, как кружки качества, команды и группы качества.  

Гуманистический аспект международной политики наглядно прослеживается в деятельности международной экспертизы. К примеру, подобная экспертиза была проведена по следам Чернобыльской катастрофы. Объективность, высокий научно-технический уровень и гуманистический подход к ее проведению не вызывают сомнения.  

В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. Гуманность выступает фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности как таковой – с другой. М.Хайдеггер: «Гуманизм означает теперь, если мы только решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия» .

Гуманность есть то, по поводу чего обеспокоен гуманизм. С точки зрения фундаментальной онтологии гуманность (и соответственно гуманизм) не является чем-то, безусловно, первичным, изначальным. Она – обнаружение человеческого бытия, его внутренней формы. Э. Фромм рассматривает основы гуманистической психологии в соотнесенности человеческого существования с жизненным миром через любовь .

Традиции любви к человеку просматриваются на всей истории человечества. Они зародились еще в Древней Греции, просматриваются в основах христианства (в любви – сущность Бога и главная заповедь человека). Как литературно-философское движение гуманизм формируется в Европе в XIV – XVI вв., в период Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле и др.).

Как форма жизненной практики гуманизм порождает конкретные совокупности отношений гуманности и негуманности, добра и зла, свободы и насилия между социальными, этническими, политическими и иными субъектами. В этом качестве гуманизм проявляется в таких ориентациях и установках как «человечность», «забота», «любовь», «уважение», «ответственность», «моральный закон», «долг».

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества, т.е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов. Это понимание особенно актуально для современного общества, ибо в основе решения всех гуманитарных проблем лежат гуманистические принципы .

1.2 Человек как объект и субъект социальной работы

Особенность социальной работы состоит в том, что и объектом, и субъектом ее исследования выступает человек.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека – сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей .

Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы . Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и, прежде всего человека – как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы .

В гуманистическом аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию .

Интенциональность человека обозначает его повсеместную вовлеченность в окружающее, в нечто, находящееся за пределами его самого. Вовлеченность связана с мотивацией, интересами, целями и ценностями субъекта. Жизнедеятельность человека определяется системой отношений, различающихся по степени устойчивости в зависимости от личностной значимости внешних объектов. Если система отношений является устойчивой, она определяет формирование психических новообразований у индивида – новых качеств, характеристик, свойств. Взаимодействие человека с окружением ведет не к восстановлению его устойчивых параметров, но к его непрерывному развитию, совершенствованию. Непрерывное становление – основная форма существования человека .

Человек уникален, поскольку в процессе социализации и воспитания он приобретает качество личности – сложную динамическую структуру, основной функцией которой является объединение и интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных и активно-волевых механизмов, регулирующих взаимоотношения с окружающим миром .

В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее. Человек развивает свой собственный взгляд на мир, ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Движущие силы развития личности, лежащие в основе её активности, связаны с двумя противоположными тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения и достижению равновесия со средой и стремлением к созданию напряжения .

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития. Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию. Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении.

Таким образом, мы выяснили, что человек – это сложная система, которая требует особого подхода в отношении себя. Таким подходом выступает гуманистический подход к пониманию человека.

Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития :

1. Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми.

2. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

3. Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности.

4. Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности.

5. На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью – сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.

2. Гуманистический подход к социальной работе

2.1 Гуманистические основы социальной работы

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы .

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем :

· зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач;

· разработка этических стандартов профессии;

· этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблема ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким–либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.

Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образ действий, предписываемое профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого баланса – общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи :

· независимость и манипулирование;

· патернализм и самоопределение;

· принцип информированного согласия;

· необходимость говорить правду;

· конфиденциальность и частный характер сообщений;

· доносительство;

· законы и благополучие клиента;

· личные и профессиональные ценности.

Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».

2.2 Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизацию образования можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей .

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» –установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя .

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования :

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов.

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.

Таким образом, гуманизация образования имеет огромную роль при становлении личности социального работника. Так как его практика связана с такими основными принципами как гуманность, альтруизм, человеколюбие и т.д.

Заключение

Таким образом, мы изучили основные аспекты гуманистического подхода к социальной работе.

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи.

В гуманистическом аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы.

Итак, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».

Важную роль при становлении личности социального работника имеет гуманизация образования. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Ее можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей.

Таким образом, мы видим, что гуманистический подход в социальной работе является одним из ведущих, так как именно на основании его принципов (гуманизм, альтруизм, человеколюбие и др.) и строится успешная деятельность социального работника.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1997.

2. М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие. – Новосибирск 1999.

3. П.Д. Павленок Теория, история и методика социальной работы // Учебное пособие. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007.

4. Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. – М., 1993-1994. Т. 3.

5. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 1994.

6. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II.

7. Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В. 2 т. – М., 1994. Т.1.

8. Фромм Э. Ситуация человека – ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

10. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> #"#_ftnref2" name="_ftn2" title=""> Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 340. Там же.

Гуманистическая психология возникла в качестве реакции на засилье в западной науке направлений, которые во многом оправдывали сложившиеся в капиталистическом мире моральные и этические установки. Гуманистический подход в психологии личности вступил в противоречие с основами главенствующей психологической школы.
Две мировые войны и регулярные финансовые кризисы породили кризис более глубокий - этический. Это состояние пришлось на период массового отказа людей от религиозных ценностей. То, что в СССР было связано с официальной доктриной научного атеизма в США и Европе произошло само по себе, в силу политического обесценивания человеческой жизни. Далеко не случайно главенствующим направлением в психологии оказался бихевиоризм, который рассматривал человека в основном через призму его же поведения.

Гуманизм переживет человеческий род!
Станислав Ежи Лец

С одной стороны, картину того времени можно назвать удручающей, с другой - она оставляла достаточно большой простор для исследований и построения новых концепций. Этим занялись многие психологи-новаторы, среди которых А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн, Ф. Перлз, не имеющий широкой известности, скорее всего из-за своих марксистских взглядов, Э. Фромм и ряд других... В наши дни достаточно трудно оценить смелость их научного мышления. Напомним, что начинали они ещё тогда, когда в США в психиатрии активно использовалась лоботомия. И вдруг кто-то с кафедр университетов стал говорить о том, что человек представляет собой огромную ценность, потому что имеет способность к самоактуализации.

Зарождение новых тенденций

Наиболее ярко это выражал Э. Фромм. Он интересен прежде всего тем, что пришёл к таким воззрениям совершенно с неожиданной стороны, а именно через психоанализ. Будучи одним из последователей Фрейда, Фромм не считал наработки того законченными. Напротив, он заявил, что отец-основатель психоанализа слишком большое внимание уделил индивидууму и почти не рассматривал его социальные связи.


Что же такое человек с точки зрения Фромма? Ответ на этот вопрос отлично проиллюстрирует, что такое гуманистические взгляды в своей сущности.

Прежде всего это кто-то, кто изначально обладает только хорошими свойствами. Он добр, ему потенциально доступны все положительные качества. Его истинными потребностями являются все те, которые связаны с самопознанием. Ему нужна красота, гармония, он стремится к истине. Однако все эти потребности находятся лишь в состоянии потенциальных возможностей. Они могут реализоваться, могут реализовавшись породить новые, а могут так и остаться нереализованными. Фромм видел причину этого прежде всего в неблагоприятных социальных условиях. Тем не менее, даже самый мерзкий и злой человек имеет какой-то шанс на прогрессивное развитие. Этот оптимизм и отличает гуманистическую психологию от всякой другой.

Фромм первым выделил у человека наличие высших экзистенциальных потребностей. Их реализация даёт ему счастье, а без реализации они превращаются в нечто противоположное. К примеру, потребность о ком-то заботиться с лёгкостью сублимируется в эгоизм и даже эгоцентризм.

Список всех высших потребностей человека выглядит следующим образом:

  • построение положительной связи с другими людьми;
  • создание чего-то, что даст почувствовать собственную значимость;
  • построение своего дома и системы безопасности;
  • выражение своей уникальности;
  • найти систему взглядов, которая позволит понять мир, других людей и себя;
  • потребность в служении высшим идеалам.
Не трудно догадаться, что в неудовлетворённом виде эти потребности меняют свой потенциал на противоположный и у человека случается:
  • эгоизм;
  • преступные наклонности и тяга к разрушению;
  • наплевательское отношение к жизни;
  • самообезличивание и ненависть к себе, страх;
  • тотальный скептицизм;
  • безверие.
По Фромму причина неудовлетворения потребностей находится в социуме. Но степень и особенности того, как реализации мешают социальные связи порождает определённый тип социального характера. Другими словами, личность представляет собой сформированную социумом структуру. Он считал, что изначальное состояние человека это своеобразный уклад психики вне личности. В общем-то с этим трудно спорить. Так, до определённого возраста ребёнок не говорит о себе при помощи местоимения «я». Он произносит «Петя идёт гулять». Когда-то наступает момент, когда он скажет «Я хочу гулять». Характерно, что слово «хочу» появляется в лексиконе вместе со словом «я».

Правда, не исключено, что к этому времени ребёнка уже парочку раз успели наказать тем, что прогулку отменили. Появление желания неразрывно с появлением сознательного протеста, а это означает, что в индивидуальную систему реализации экзистенциальных потребностей с самого начала закладываются действия по схеме «вопреки», «назло», «всё равно добьюсь». В результате познание высших ценностей, таких как Бог, Истина идёт рука об руку с богоборческим бунтом и стремлением породить какую-то свою истину, чтобы заместить ею объект познания.

Все высшие потребности являются врождёнными. Социум же оказывает воздействие своими нормами и предписаниями. В этом не трудно убедиться на практике. Достаточно заявить о себе вслух как о свободном человеке или хотя бы о человеке, который стремится к свободе, как заявитель тут же услышит о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, даже если он имел в виду духовную свободу или свободу мышления от стереотипов.

Мы говорим о взрослых людях и подразумеваем, что желания у них уже есть. Даже не вдаваясь в подробности о том, хорошо это или плохо. Только общество всё построит так, чтобы человек делал не то, что он хочет, а то что нужно. В результате образуется система противоречий, которая травмирует психику. Выход даёт самообман, который называется рационализация. Человек внушает себе, что он играет по чужим правилам, потому что это выгодно ему самому.

Такая ситуация была бы безвыходной, но выход-то Фромм находит. Это чувство любви. Полезность или бесполезность этого утверждения для людей в современном мире каждый может проверить на собственном опыте. Только неплохо было бы вспомнить о том, как объясняются в любви молодые люди в наше время. Лишь самые смелые в состоянии произнести «я тебя люблю!», обычно говорят «ты мне нравишься». И это далеко не случайно. По Фромму это тоже продукт, который создан воспитанием или социальными детерминантами. Утрата способности любить приводит к плачевным последствиям не только в философском, но и в медицинском смысле, потому что внутренний мир не имеет пустых мест. Вместо любви возникает садизм, мазохизм, эгоизм, которые и становятся причинами неврозов.

Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему.
Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм


В естественном состоянии человек получает любовь так же, как и любую другую энергию. Любовь матери даёт ему покой и защищённость, любовь отца уверенность в себе, любовь братьев и сестёр позволяет не чувствовать себя одиноким, любовь женщины позволяет ему реализовать свой отцовский потенциал и он отдаёт им всем столько же энергии. Её нельзя запирать, всё должно находиться в состоянии энергообмена. Высшая форма любви - любовь к Богу, позволяет ему видеть истину в простых вещах. Совокупность всего этого и является строительным материалом счастья. Или, являлась бы, если бы умели любить.

Видео: Гуманистическая психология, кратко

Восстановление любви

Подмена ценностей произошла на уровне личной свободы. Возникла парадоксальная ситуация. Всю историю люди боролись за свободу, подразумевая под ней личностную независимость и свободу волеизъявления. Во многом они преуспели. В годы возникновения и развития гуманистической психологии люди Запада пользовались очень большими достижениями в области своих политических и экономических прав. Только эта же свобода привела к изоляции каждого ото всех. Возникло нечто такое, что замечательно было отражено в старом советском фильме «Последний дюйм». «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня» - пел бас за кадром. Героев фильма спасло только то, что в экстремальной ситуации они смогли восстановить чувство любви сына к отцу, а отца к сыну. Можно сказать, что им повезло.

На практике же люди западной цивилизации поступают иначе. Они начинают сами подавлять свою индивидуальность, поскольку понимают, что причина именно в ней. Только подавление не приводит к чему-то прогрессивному. Это или формирование корпоративных стандартов с введением корпоративного стиля поведения, или появление субкультур, таких как БДСМ. Отсюда же и стремление людей к тоталитарным сектам. Можно подумать, что гордым американцам должно быть чуждым поклонение какому-то божку во плоти, но ведь это происходит. Людей тянет к рабству от свободы, которой они так долго добивались.

Фромм не перестал быть психоаналитиком, лишь расширил рамки психоанализа. В основном эти теоретические основы формировались для того, чтобы выработать методику работы с психическими и нервными расстройствами. Новаторство его методик заключалось в том, что психиатрия стала использовать неведомые до селе методы и ставила перед собой удивительные цели. Он пытался вернуть человеку способность любить. Напомним себе ещё раз, что это происходило в годы, когда в США ещё во всю практиковалась лоботомия.

"Третья сила"

Однако протест против имел и более радикальные формы. Настолько, что протестовать стали ещё и против психоанализа. «Третья сила», так называл гуманистический подход в психологии личности ученый, за которым прочно закрепилась слава отца-основателя гуманистической психологии. Это Абрахам Маслоу.


Его очень хорошо можно понять. Психоанализ сосредоточил всё внимание на больных, а бихевиоризм превращал людей в каких-то роботов, которым всё что нужно - это стимул и система управления поведением. Гештальт же в США не прижился. Да, как раз потому, что все кафедры были заняты сторонниками бихевиоризма, а эмигрировавшим из Германию еврейским ученым оставалось только заниматься частной практикой и время от времени печататься в научных журналах.

Абрахам Маслоу выдвинул чёткие и убедительные концепции:

  1. Человека можно рассматривать только в качестве целостной системы.
  2. Анализ одного человека имеет такую же значимость, как и многих людей в силу того, что каждый человек уникален.
  3. Основная психологическая реальность это переживание индивидуумом мира и себя самого.
  4. Жизнь представляет собой единый процесс.
  5. Человек потенциально открыт для развития.
  6. Человек имеет высокую степень независимости от внешней детерминации. Не нужно думать, что здесь встречается противоречие с мнением Фромма. Тот считал так же, только делал акцент на том, что этой свободой пользуются лишь единицы.
  7. Человек - активен и готов к творчеству.
В своё время достаточно широкую известность приобрела так называемая «пирамида Маслоу». Кто-то изобрёл миф о том, что Маслоу создал иерархию человеческих потребностей и изобразил их в виде пирамиды, а пирамида почему-то оказалась перевёрнутой, что несколько нелогично. Это странное «изобретение» человеческого гения почему-то активно показывали слушателям курсов управления персоналом. Чаще других при этом звучало слово «мотивация».

Если речь идёт о том, что для мотивирования сотрудников компаниям не плохо было бы удовлетворять их потребность в жилищах, хлебе насущном и образовании, то заявление следует считать справедливым. Но создаётся другое впечатление. Там учили тому, как мотивировать, но не удовлетворять потребности, а заставить верить в том, что увеличение производительности труда позволит их когда-то потом удовлетворить.

Маслоу действительно систематизировал потребности и разделил их на базовые и экзистенциальные. Он на самом деле когда-то сказал, что голодный человек в первую очередь думает о хлебе, а бездомный о крове, а потом уже о более абстрактных ценностях. Правда, речь шла о полном удовлетворении и грани были не столь чёткими. Разумеется, голодный может очень даже горячо молиться Богу, но просить-то он будет еду, а не Истину.

Иерархия потребностей Маслоу строится исходя из того, что человек постоянно чего-то хочет. Если полное удовлетворение всех желаний и возможно, то на короткий срок. Можно подумать, что психолог слишком большой материалист. Однако даже Сын Божий имел желание - он хотел спасти людей от греха. Будда после просветления тоже имел желание - он захотел проповедовать Дхарму, учить других, как им тоже стать просветлёнными. Так что от желаний нам никуда не деться.

По Маслоу иерархия выглядит так:

  1. физические потребности;
  2. потребность в безопасности;
  3. потребность в любви;
  4. потребность в уважении и признании;
  5. потребность в самоактуализации.
Он исследовал успешных людей и выявлял их качества, анализировал систему ценностей и разрабатывал модель успешного развития, а не просто успешности.

Правда, далеко не всё оказалось таким законченным, как того хотелось бы. Если посмотреть на градацию потребностей, то может возникнуть впечатление, что высшие из них это удел людей, которые уже всего достигли, им уже не нужно хотеть вещей или денег и они могут себе позволить помедитировать или поразмышлять о Боге. Это далеко не так... Кто у нас видел размышляющих о высших ценностях банкиров, о какой самоактуализации в духовном смысле может идти речь применительно к миллионерам? Не станем спешить вешать на них ярлыки, но самолюбования и эгоизма, жадности и жестокости, страданий и страха в высших эшелонах общества хватает.

Поиск Истины и Бога иногда заставляет людей не строить дома, а брать котомку и уходить, хотя бы попытаться, как это сделал Лев Николаевич Толстой. Наверное в Ясной Поляне ему было более безопасно.

Маслоу понимал, что он пришёл к кризису в процессе познания. Это не говорит о том, что всё направление гуманитарной психологии оказалось не верным. Не было нужных компонентов для того, чтобы прийти к пониманию высших форм духовного развития. Общие же наблюдения показывали, что в определённый момент человек начинает стирать собственные границы, границы своего «я», своей личности.

Описание переживаний людей, которые смогли соприкоснуться со светом Истины похожи, несмотря на то, что они могут относиться к разным религиям, взглядам, школам и направлениям философии. Поэтому Маслоу вновь среди новаторов и принимает активное участие в построение новой системы, которая получила название трансперсональная психология. Теперь уже трудно сказать, что он по-прежнему занимается наукой, поскольку наукой это признало только Британское научное сообщество.

Я-концепция К. Роджерса

Создаётся впечатление, что гуманистический подход в психологии представляет собой одно большое описание человека. Но непонятно, что конкретно ему делать для своей самоактуализации. Во многом это так, поскольку речь идёт о науке теоретической. Правда, иногда теория совершенно неожиданно превращается в практику. Гораздо ближе к ней концепция К. Роджерса, который тоже работал в рамках гуманитарной психологии. Он построил модель двух «Я».

Личность по Роджерсу состоит из двух основных структур «Я-реальное» и «Я-идеальное». Реальное формируется на базе отношений с другими людьми и самооценки. Человек может оценивать себя не верно, думать о себе слишком хорошо или плохо, но всё равно речь идёт о том своём «Я», которое существует здесь и сейчас. Идеальным же является «Я», которого нет, но к которому следует стремиться. В реальности человек беден и запуган, он страдает, его девушки не любят. И в нём же продолжает жить кто-то сильный, умный, способный и яркий. В результате образуется внутренний конфликт.

Для его решения Роджерс предлагает сокращать разрыв между структурными компонентами личности. Это происходит в пространстве, которое исследователь называет «поле опыта». Это все феномены, которые потенциально доступны сознанию. Они постоянно вносят корректировку в его самооценку. Роджерс большое внимание уделяет тому, что осознаётся человеком, поскольку видит в этом сырьё для его отношения к самому себе. Потенциальная готовность к самоактуализации видится им стремлением к более реалистичному функционированию.

Целью Роджерса является построение модели консультирования, которая получила название клиентцентрированного подхода. Его задача - разрушить условные ценности. Говоря самым простым языком, если человек хочет написать книгу, но ему мешает бизнес, то условные ценности не дают ему стать счастливым, потому что его «Я-идеальное» содержит образ себя-писателя, а не биржевого маклера.

Тем не менее, «Я-идеальное» не осталось изученным в должной мере и гипотетически мы можем предположить, что оно имеет собственную силу, способную к устранению препятствий. Опишем один эксперимент.

Психологический эксперимент

Мужчина 35 лет занимается практикой психического сна. Он ставит перед собой задачу слушать голос инструктора и находиться в пограничном состоянии - полная релаксация, но сохранение осознанности. Это состояние испытывает каждый человек в момент отхода ко сну. Эксперимент предполагает, что произносимая в этот момент мысленно позитивная установка реализуется на практике намного быстрее, чем если бы она произносилась в обычном состоянии. Установку он должен придумать себе сам. Можно назвать это слоганом определённого этапа жизни. Однако это оказалось не такой простой задачей. Он долго искал эти слова, от сессии к сессии пытался выразить то, что со всей решимостью будет делать или не делать. Совершенно неожиданно он увидел именно то, что Роджерс назвал «Я-идеальное». Это был образованный, довольный жизнью, светящийся оптимизмом человек, который работает там, где ему нравится и занимается тем, чем должен. Видение образа самого себя, который смог реализовать свой творческий потенциал, происходило в психическом пространстве, которое можно назвать и полем опыта.

Эксперимент привёл к тому, что мужчина смог достичь множество качеств того «Я-идеального», которое увидел. Отсюда можно сделать вывод о том, что эта компонента личности не является источником внутреннего конфликта как таковая. Конфликт порождают умственные спекуляции и зависимость от условных ценностей. Но осознание и прямое психологическое видение себя становится ещё и мощным стимулом для развития.

Итоги подводить ещё рано...

Мы рассмотрели этапы становления интересного и конструктивного научного направления – гуманистического подхода в психологии личности. Впоследствии на его базе возникли отдельные течения и внутренние школы. Однако, учёным и практикующим психологам по-прежнему чего-то не хватает. Далеко не случайно, ещё с конца 20-го века, в науке прослеживается тенденция слияния различных систем: психологии, философии, антропологии и даже квантовой физики.

Людям нужно нечто большее, что пока ещё не создано. Именно поэтому психология так активно смыкается ещё и с мистикой. Вернее - практикой самосовершенствования на базе религиозных систем, тантрических школ, китайского цигуна и многих других видов медитаций и йоги.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы “. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии :

v человек должен изучаться в его целостности;

v каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

v переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

v человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

v человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

v человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

v человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).

Центральная роль отводится при этом мотивам , обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.


Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

4) потребность в уважении и признании (самоуважение);

5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей , среди которых особенно выделил:

v принятие (себя, других, природы),

v чувство сопричастности, единения с другими,

v "центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе);

v независимость,

v естественность,

v философское мировосприятие,

v демократичность в общении,

v более глубокие межличностные отношения

v продуктивность.

Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы " - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притяза-ний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.