Риторика? Ораторское искусство? Красноречие? Разберёмся. Именно он считал Демосфена главой лучших риторов Греции и призывал ораторов – современников учиться у него искусству публичной речи. Почитая Демосфена, Цицерон самостоятельно развивал ораторское иск

Способность убедительно излагать свои мысли, переубеждать и склонять на свою сторону многочисленную аудиторию всегда считалась очень ценным качеством для человека. Успех во многих сферах деятельности зависит от У некоторых это умение заложено в их природе - их считают прирожденными ораторами. Другим приходится ему учиться, особенно если того требует занимаемая должность или личные цели.

Существует даже целая наука под названием риторика. Это такая научная дисциплина, которая изучает закономерности формирования, восприятия и передачи качественной речи и хорошего текста. В древности этот термин употреблялся только в прямом своем значении. Считалось, что риторика - это превосходно выступать на публике. Позднее это понятие расширилось и стало подразумевать под собой мастерство и теорию воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи.

Сам термин пришел в русский язык из греческого. Наиболее подходящими синонимами ему будут «красноречие» и «ораторское искусство». Еще в начале возникновения этой дисциплины начали четко проявляться два подхода относительно восприятия ораторского искусства. Сторонники первого направления полагали, что риторика - это мастерство убеждать. Они считали, что главное в красноречии - это содержание, идея. Ярким примером является риторика Аристотеля. В этом течении хорошей речью считалась та, которая приносит эффект, убеждает, завоевывает признание (сочувствие, симпатию, согласие) аудитории и побуждает к определенным действиям.

Другие же акцентировали внимание на стиле и форме речи. Для них риторика была просто искусством украшения речи. Известным представителем и основателем этой школы является древний ритор Исократ. Приверженцы этого направления под хорошей речью подразумевали пышную, украшенную речь, построенную по всем правилам эстетики. Убедительность здесь также влияла на оценку слога, но была второстепенным и отнюдь не единственным критерием.

Современная неориторика стала гармоническим объединением «литературной» и «логической» школы. Результаты, полученные в «литературном» направлении, используются и по сей день. Более того, эстетические качества речи имеют для некоторых исследователей риторики приоритет. Тем не менее, для большинства логика все же доминирует.

В настоящее время традиционно делится на два подразделения: частная и общая риторика. Частная делает акцент на особенностях отдельных коммуникации, связанных с условиями общения и разными сферами человеческой деятельности. Общая риторика - это наука о правилах и универсальных принципах построения качественной, хорошей речи, которые не зависят от конкретной области речевой коммуникации.

Традиционно искусству красиво и убедительно говорить будущих юристов и бизнесменов обучают в ВУЗах. Однако если человек работает в другой сфере, ничто не мешает найти свободное время и заняться самообразованием. Деловая риторика, один из наиболее практичных подразделов этой интересной науки, наверняка пригодится в жизни каждому из нас, особенное в нынешнее столь сложное время.

Введение.

Риторика – искусство красноречия.

1) О необходимости красноречия в античном обществе.

2) Ораторы Древней Греции

а) Софисты - первые учителя красноречия

б) Сократ, Платон, Аристотель - философы, риторы

в) Разработка теоретической риторики (Демосфен)

3) Римское красноречие.

а) Цицерон - “трибун всех времен”

б) риторика М. Ф. Квинтилиана.

111. Заключение.

1. В популярных работах Дейла Карнеги очень большое место отведено значению умения говорить. Он писал “ … наиболее крупные успехи в деловом мире выпадали на долю людей, обладающих в добавок к своим знаниям еще и способность хорошо говорить, склонять к своей точке зрения и рекламировать себя и свои идеи.”* Эти качества он считал более важными, чем знание латинских глаголов и диплом Гарвардского университета. Д. Карнеги убежден, что почти каждый человек может достаточно удачно выступать с речами при наличии у него уверенности в себе и идеи, которая страстно его волнует. Также он считает, что умение выступать публично – это искусство. В своих работах Карнеги убедительно доказывает, что ораторское искусство помогло огромному количеству самых обыкновенных людей добиться колоссальных успехов в жизни, сделать головокружительную карьеру. Владение ораторским искусством может дать человеку ту уверенность, которая ему нужна для максимального максимального выявления скрытых в нем способностей. Умение говорить – это основа человеческого общения и в зависимости от того на сколько человек преуспевает в этом находится его возможность стать лидером.

Существует целая наука, которая ставит своей целью обучить человека искусству красноречия. Эта наука называется риторика (греч. Teche cretopike – искусство красноречия). Возникла она, как и многие другие науки, еще в эпоху античности. В этой работе речь пойдет именно об античной риторике и о выдающихся ораторах древности.

Свойственная южным народам природная общительность и врожденные ораторские способности, а также отсутствие в древности иных средств массовой коммуникации (письменные документы могли распространяться в очень ограниченном количестве) явились причинами того,что в античности живое слово имело гораздо большее значение, чем сейчас, тем более, что владение им было важнейшим и наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и политического успеха.

Древняя Греция считает родиной красноречия, хотя оно было известно уже в Египте, Ассиро – Вавилонии и в Индии. На землях же Эллады сложилось убеждение о том, что красноречие есть искусство. В 5 веке до н.э.в Элладе были распространены города – государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком государстве было народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ, надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом Публично решались не только политические не только политические вопросы, но и совершался суд.

При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей было а Афинах, например 500 , а всего в решении судьбы обвиняемого принимало участие до 6.000 человек. При таких условиях в более выгодным положении оказались те, кто, обладают даром слова, умели расположить к себе слушателей.

Таким образом, общественная жизнь Древней Греции была таково, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом,а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В таких условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Первым учебником риторики было, вероятно, написанное в 5 веке до н. э. двумя сицилийскими греками из Сиракуз, Кораком и Тиссеем, несохранившееся сочинение. Первые достижения художественного красноречия были перенесены из Сицилии в Афины Горгием. Вскоре появились и первые платные учителя – софисты (от греч. Sophistes – искусстник, мудрец) которые не только обучал и практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан.

Софисты достигли особого искусства красноречия, точнее “старшие софисты “, в 5 веке до н.э. Именно в это время в Афинах сложилась школа философов – просветителей, создавших невиданный культ слова.

Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусству спора, умением воздействовать на аудиторию. Эллада вырастила немало знаменитых риторов, из которых в 5 веке до н.э. особенно хорошо были известны: Динарх, Гегесит, Гиперид, Гогий, Исократ, Исей, Эскин, Филократ.

Популярность учителей - софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Софисты собирали любознательную молодежь, читая им “лекции “и проводя с нею беседы. Целью своих теоретических занятий, и в особенности ораторского искуства, они видели в подготовке людей для практической деятельности. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий, известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов Горгию –была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии –призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но существует также сведения, что эту статую Горий поставил себе сам.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики,как науки об ораторском искусстве. Называя красноречие (риторику) искусством древние греки вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание.

К 5веку до н. э. ,когда вполне сложилась культура монологической реи, когда ясно осознавались ее виды, считалось очевидным, то задача оратора трояка:

разъяснить (что-то)

побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию)

доставлять слушателям удовольствие.

По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например Горгий, может только искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Соответственно этому мнению значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод. Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь восхвалять и порицать одну и туже вещ. Во времена софистов риторика была « царицей всех наук».

Против положения софистов об относительности истины выступил древнегреческий философ Сократ (около 470-399 г. до н. э.) Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

Эти мысли Сократа изложенные его ученикам Платоном (около 427-347 г. до н. э.) в знаменитых диалогах » Горгий» ,»Софист «, « Федр «, центральным персонажем которых являлся Сократ. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистику как мнимую мудрость. Он говорил « Долг оратора- говорить правду».*

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория изложена в диалоге « Федр» , в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть ее в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. « Во всяком деле, юноша - обращается Сократ к Федру, - надо для правильного его обсуждения начать с одного и того же требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».

Далее по мысли Сократа, необходимо познание истины, то есть сущности предмета: « Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говорится или пишется, суметь определить все соответственно с этой истиной, подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины…Кто не знает истины, а гоняется за мнением, у того искусства речи будет, видимо, смешным и неискусным « .

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи.

На первому месте, в начале речи, должно быть - вступление,

на втором месте - изложение,

на третьем - доказательства,

на четвертом – подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение,

побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона – идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору « необходимо знать, сколько видов имеет душа».Кроме того, Платон говорил: « Красноречие есть искусство управлять умами.»

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384 – 322 г. до н. э.) ,который провел в Академии учителя 20 лет.

Величайший мыслитель древности – Аристотель впервые подошел к науке о красноречии как исследователь. Написанная в 335 году до н. э. « «Риторика» Аристотеля представляет собой анализ языка, стиля и построения речи ораторов того времени, чье мастерство до сих пор может быть признанно образцовым.

В первой и второй книге мыслитель, разбирая первостепенную роль языка, писал, что если речь не ясна, она не достигает цели. Поясняя свою мысль, Аристотель продолжает, что речь не должна быть затасканной, то есть состоящей из слишком употребительных слов. Речь должна отличаться красотой и благородством. Ясность и понятность речи Аристотель рассматривать как первейшее условие успеха ораторского искусства.

Очевидно, что главным для Аристотеля, как для софистов является убедительность речи. Однако, если для последних была не существенна истина, то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говориться в речи. Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателя в истинной сказанного.

Однако, по мнению Аристотеля, невозможно пользоваться только достоверным знанием. Оно не всегда доступно человеку. Желая убедить в чем-нибудь людей, мы часто пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и делаем из них хоть и не вполне точное,но убедительные выводы. Такие выводы не являются абсолютно достоверными, но претендуют на правдоподобие, то есть большинству истинными и заслуживают доверия. Эти выводы говорят об истине так, как она доступна доказывающему,причем делаются они добросовестно.

В третьей книге «Риторики» большое внимание уделяется стилю. И в данном случае Аристотель все таки выдвигал на первое место ясность.

“ Достоинство стиля заключается в ясности… Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, он должен соответствовать предмету речи…”*

Общие требования Аристотеля к стилю – ясность, доступность, безъискусственность, мягкость, изящество, благородство. Основу же стиля, писал философ, составляет умение говорить правильно. А это требует умелого размещения слов в построении фразы, точного обозначения характеризуемых предметов, кроме некоторых, обязывает правильно употреблять роды имен –

-мужской

-женский

-средний

согласование единичных и множественных чисел и т. д.

« Стиль полон чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идет об оскорблении, и языком человека негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных, если о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание – скромно, подобно этому и в других случаях.»* Стиль будет обладать надлежащими качествами, как считал Аристотель, если он полон чувства, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о значительных вещах не говорится слегка и пустякам не говорится торжественно. В противном случае стиль кажется шутовским. Стиль речи зависит от предмета изложения: о вещах похвальных следует говорить с восхищением, о вещах возбуждающих сострадание, со смирением.

Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

Одновременно с разработкой теоретической риторики высшего расцвета достигается в Греции во второй половине 5-4 века до н. э. практическое красноречие в лице Демосфена и других ораторов впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов.

Демосфен (ок. 384-322 г. до н. э.) – звезда первой величены в ораторской элите, он фактически глава школы ораторов, великий мастер античного публичного слова. До нашего времени дошли: 61 текст речей, 56 «выступлений» к речам и несколько писем Демосфена. Некоторые его речи, например, «О преступном посольстве» (343 г.) и « За Ксенофонта о венке» (380 г.), имеют по сто с лишним страниц. Это показатель того, что данные речи длились более 2 – 3 часов, привлекая внимательную массу людей.

Речи Демосфена насыщены разнообразными фактическим материалом, содержит немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала ни какая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен – оратор предстает общественности не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер.

Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить слушать себя и выслушать до конца.

Как признанно считать, не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою блистательную практику в качестве адвоката, Демосфен, однако, особо отличался в своих политических выступлениях, чаще всего направленных против непрерывных нашествий захватнических войск македонского царя Филиппа 11. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал « достославных предков» афинян, призывая чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор взывал слушателей к чувству и сознанию чести гражданина свободной республики. Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в катких делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинянского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием « филиппики».

Прямым обращением к « гражданам» афинский трибун пользовался охотно и умело. Он не оставлял без ответов ни каких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Его обращения исходили от глубочайшей убежденности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение. Частое обращение античного оратора к « гражданам афинянам», мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной массы людей являлись испытанными приемами психологического воздействия на аудиторию. Такие приемы красноречия, как можно думать, держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою – единомыслия, активизировали мышление собравшихся.

Большое впечатление на слушателей, особенно рядовых, как можно предположить, производили клятвы Демосфена или его призывы к Богу

(богам) Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносит: « Нет, клянусь Зевсом» или « Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю».*

В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно сузить по текстам его речь, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан на внешний эффект, которому античная риторика придавала немалое значение.

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению, фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти, Он говорил: « Не то хорошо, когда кричат великим голосом, но то велико, когда говорят хорошо.»*

Известно, что на демосфеновских речах учились ораторы разных поколений не только Эллады, но и далеко за ее приделами, особенно в Риме.

Демосфен – вершина древнегреческого красноречия, является острейшем оружием политической борьбы и вместе с тем явлением высокой духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разработанную в те времена.

Для этой теории особенно примечательно прежде то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

Оценивая древнегреческую риторику в ее практике и теории, можно сказать, что она- примечательное явление античной цивилизации, в особенности ее гражданской жизни. Древнегреческие красноречие, развивавшееся вместе с другими искусствами, является не только огромным достижением духовной культуры Эллады, но и первостепенным показателем его общественно – политической зрелости. Его опыт и традиции, равно как и его теоретические основы и принципов, однако не оставались, в пределах Афин и вообще древнегреческих полисов. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.

Культура древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на 1 век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. В этот период Рим выдвигает большую группу блистательных ораторов во главе с великим (после Демосфена) трибуном всех времен Марком Тулием Цицероном (106-43 г.г.р.э.)

Именно он считал Демосфена главой лучших риторов Греции и призывал ораторов – современников учиться у него искусству публичной речи. Почитая Демосфена, Цицерон самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, где он, по общему признанию, значительно превзошел «учителя».

Цицерон крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нарицательным. Из его риторических сочинений большое значение имеют прежде всего три книги: « Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа,

«Брут, или О знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор»- произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма имевшие огромное влияние на европейскую культуру.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие. Среди всех наук и искусств имеет всего представителей. И это не случайно по его мнению, подлинное красноречие – нечто такое, что дается труднее, чем это кажется.

« Необходимо усвоить себе, - пишет он, - самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту и самой речи, и не только отбором, но расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать слушателей.»*

Цицерон считал, что основа ораторского искусства прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное ораторам, то словесное выражение – пустая ребяческая болтовня.

Во всех трех трактатах Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всегда он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (Сократ, Платон) утверждают, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромисное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Обязанности оратора заключаются в следующем:

найти что сказать

найденное расположить по порядку

придать ему словесную форму

утвердить все это в памяти

произнести.

Цицерон придерживался установившейся в античном мире классической схеме, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс –

-ВЕСЬ ПУТЬ ОТ МЫСЛИ К ЗВУЧАЩЕМУ ПУБЛИЧНОМУ СЛОВУ

Кроме того в задачу оратора входи:

расположить к себе слушателей

изложить сущность дела

установить спорный вопрос

подкрепить свое положение

опровергнуть мнение противника

в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положение противника.

Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

Римские теории или концепции развивались так-же Марком Фабием Квинтилианом (ок. 35-95 г.г. н. э.) великим оратором и преподавателем риторики. Он является автором сочинения в двеннадцати книгах “Риторические наставления”. Труд Квентилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен соответствующий опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия. Квитилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писатилей, поэтов, говорит о системе управлений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей.

В своем сочинении Квинтилиан ставит вопрос: “Что значит быть красноречивым?” – и отвечает: это есть не что иное, как умение выражать словом то, о чем мы думаем, и сообщать это слушателям. И риторика есть наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Потому слова должны быть ясны и чисты, соответствовать нашему намерению, они должны быть правельно и просто расположены. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличают изящество и красота речи. Однако украшение должно быть сообразно с предметом и целью речи, необходимо учитывать интересы и реакцию аудитории (слушателей).К красоте речи он относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, страсти, ибо подробное описание ощутительнее,нежели простое сообщение.

Вершина ораторского мастерства, по инению Квинтилиана,- способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы знания и разнообразные навыки.

111 Если для греков главное в риторике – искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. С падением Рима приостановилось развитие ораторского искусства. Эпоха средневековья – эпоха маракобесия и схоластики, - естественно, не породила и не могла пародить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. Эта эпоха не требовала убеждения и доказательств. Вера в догматы церкви, слепое преклонение перед авторететами – вот все, что требовалось от образованного человека того времени.

Красноречие становится достоянием богословских проповедников. Причудливая конструкция словесных выражений при овсутствии глубокого содержания, связь с жизнью – вот чем стала риторика в это время. Достижения ораторского искусства античного мира явились базой для развития красноречия последующих периодов истории – феодализма и капитализма.

Введение

Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России. Знаменательно появление в России в XVII - XIX вв. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т. д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 - 1619 гг. , последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Первым учебником риторики на русском языке было «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М. В. Ломоносова. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…». Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению. Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И. С. Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С. Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый». В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно - ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский), в пользу молодых девиц (К. Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др. Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX - начало XX вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая. Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики. Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики. Сейчас в активе риторики труды Барта и в целом нериторической группы «Мю», опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика» (1986), работы Лотмана, Б. А. Успенского, в известной мере продолженные коммуникативно-лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов «Об ораторском искусстве», 1967 г. - сборник «Мастерство устной речи», в 1978 г. появилось издание «Античные риторики», включившие работы Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «Риторика», издаваемом с 1995 года. Риторика это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

ораторский искусство риторика

1. Риторика как искусство красноречия

Риторика - одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время - ярко выраженный общегуманистический характер. Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны. Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе. Итак, красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н. э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец. Протагор (ок. 481-411 до н. э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей - человек». Горгий (ок. 480-380 до н. э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т. е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах. Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

  • 1) Риторика софистов была «манипулирующей», монологической. Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами;
  • 2) Риторика софистов была риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого, - вот стихия софиста;
  • 3) Целью спора софистов была не истина, а победа любой ценой, поэтому господствует не содержание в речи, а «внешняя форма». Лисий (ок. 415-380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз. Исократ (ок. 436-388 до н. э.) считается основателем «литературной» риторики - первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух. Платон (427-347 до н. э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение, прежде всего, эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Аристотель (384-322 до н. э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.

Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля можно определить как:

  • 1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;
  • 2) гармонизирующий: главная цель разговора - не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;
  • 3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи - поиск и обнаружение истины.

Помимо теоретиков в античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384-322 до н. э.).

В Греции сложились два стиля ораторского искусства - богато украшенный и цветистый азианизм и возникший как реакция на злоупотребление украшательством простой и сдержанный аттицизм.

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистичёской теорией речи. Общественные задачи риторики состоят: 1) в воспитании ритора - достойного гражданина, компетентного в публичной речи; 2) в создании норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; 3) в организации речевых отношений в областях, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственная деятельность, безопасность, правопорядок; 4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что она излагается догматически - в виде положений и правил. Догматический метод изложения иногда вводит в заблуждение относительно природы положений и правил риторики. Правила риторики не являются обязательными предписаниями и запретами, они лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично. В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная русская риторика, но невозможна универсальная риторика. Поскольку русское общество с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции православной культуры, строй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки личности, использования общественного мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей и не является суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением. Необходимо помнить, что истинной целью оратора является составление влиятельной речи, т. е. речи, которая принесет пользу аудитории.

Заключение

В настоящее время термин "риторика" употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, "живому" контакту. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное "размышление вслух". Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

Практическая часть.

1. Проанализируйте одну из публичных речей какого-либо известного оратора прошлого или нашего современника. Определите все композиционные части этой речи, использованные аргументы (назвав их тип), приведенные факты, использованные фигуры речи, риторические слова и выражения.

А. И. Солженицын.

Слово при получении премии «Фонда Свободы. »

«Многоуважаемые господа, руководители и представители “Фонда Свободы”!

Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю её с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно и коснуться в моём ответном слове.

В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней, посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле всё сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости.

Наши с вами представления о многих событиях и явлениях опираются на несходный жизненный опыт, поэтому могут заметно разниться, однако именно этот угол между лучами зрения и может помочь нам объёмнее воспринять предмет. Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит и влиять.

Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас -- не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришёл на неё, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискажённого развития; только возможностью для нас -- прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил своё земное назначение. И свобода -- не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек -- в незагрязнённом просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне -- и не выше.

Свобода! -- принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! -- навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать её, с правом человека на душевный покой. Свобода! -- плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! -- издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растлительной мерзостью. Свобода! -- подростков 14 -- 18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! -- взрослых молодых людей искать безделья и жить за счёт общества. Свобода! -- забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! -- оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! -- так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! -- случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! -- сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! -- разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! -- бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! -- политических деятелей легкомысленно осуществлять то, что нравится избирателю сегодня, а не то, что дальновидно предохраняет его от зла и опасности. Свобода! -- для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! -- целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! -- как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! -- даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой. Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно -- все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех прав свободы -- далеко ещё не есть Свобода человека и общества, это только возможность, она обращаема по-разному.

Всё это -- невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но -- истерическая свобода, которая достоверно может его погубить.

Подлинно человеческая свобода -- есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, -- напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом -- честь.

Я думаю, не будет излишней скромностью признать, что в некоторых славных странах Западного мира в XX веке свобода под видом “развития” деградировала от своих первоначальных высоких форм. Что ни в одной стране на Земле сегодня нет той высшей формы свободы одухотворённых человеческих существ, которая состоит не в лавировке между статьями законов, но в добровольном самоограничении и в полном сознании ответственности -- как эти свободы задуманы были нашими предками.

Однако я глубоко верю в не поврежденность, здоровость корней великодушной мощной американской нации, с требовательной честностью её молодёжи и недремлющим нравственным чувством. Я своими глазами видел американскую провинцию -- и именно поэтому с твёрдой надеждой сегодня высказываю здесь это всё.

Анализ публичного выступления:

Цель - анализ как самого понятия «свободы», так и его роли в жизни мирового сообщества, с тем чтобы люди смогли более глубоко осознать смысл и роль данного ключевого понятия. Все это позволяет квалифицировать выступление Солженицына как воздействующую речь, т. е. как ораторское выступление.

Тема: Смысл понятия «свобода».

Обращение

Выражение благодарности и определение темы выступления.

Ставится проблема, которая затем разбирается на более частные аспекты: свобода как условие неискаженного духовного развития и свобода как понятие, трактуемое на юридическом уровне.

Примеры, подтверждающие несостоятельность узкого юридического толкования свободы

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства - предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое риторика?

Это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike ), и означает дословно «ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое . Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь » - это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

4 правила риторики

  • Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
  • Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
  • Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!

Искусство красноречия - это умение говорить логически связно и художественно, чтоб привлекать внимание, а вместе с этим и сочувствие слушателя к какому-либо делу.

Родиной ораторского искусства красноречия принято считать Древнюю Грецию, хотя ораторское искусство было известно в Ассирии, Египте, Индии, Вавилоне. Но именно в Греции оно стремительно развилось, и впервые появились систематические работы по теории этого искусства. Начало культивирования устной речи положили софисты, которые, сами являясь замечательными мастерами красноречия, обучали этому искусству других.

Видные ораторы и теоретики искусства красноречия в Древней Греции и Древнем Риме сумели проникнуть в тайну слова, расширить пределы его познания, выдвинуть практические и теоретические принципы речи как искусства, основываясь на своём богатом опыте и анализе многочисленных блистательных речей признанных ораторов. В своих работах они дали настолько глубокий и интересный анализ искусства убеждения, что через множество столетий, в наше время, специалисты в области пропаганды находят в них идеи, которые считали достижением лишь нового времени.

Основы красноречия

«Поэтами рождаются, а ораторами становятся» - это высказывание Цицерона должно вдохновить молодых менеджеров, которые слушают с объяснимой завистью логичную, гладкую и хорошо аргументированную речь своих старших коллег. Даже наиболее опытный оратор, владеющий искусством красноречия всегда подготавливается к публичному выступлению, обдумывает начало его («эффект первых фраз»), его целевое содержание и окончание речи. Наиболее остроумные экспромты и оригинальные речевые находки обдумываются, как правило, в кабинетной тиши. Основы красноречия , в той или иной степени, необходимы многим, ведь почти каждому хотя-бы раз приходится выступать перед аудиторией.

В основе искусства красноречия - принципы риторики: выбор аргументов, распределение их в ходе логических доказательств, структура построения и стиль речи. Искусство красноречия , так же, как и труд менеджера, должно в своей основе иметь систематизированную и объективную информацию, один из критериев ораторского красноречия — информационный аспект речи. Но одна лишь информативность выступления не производит желаемого эффекта, нужна также эмоциональная содержательность, это сближает оратора с актёром. Важный показатель искусства красноречия - словарный запас, который хранится в человеческой памяти, — тезаурус личности. Слово «тезаурус» по-древнегречески означает «сокровищница», и этот «сейф» памяти организован поразительно целесообразно: файлы памяти мобилизуются через ассоциации, что делает более лёгким и быстрым поиск необходимого слова.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.