Самые древние города орловского края. Орловская губерния - история возникновения. Орловская область - субъ-ект российской фе-де-ра-ции

Христианизация вятичей была поздней. Причинами этого историки называют тяжелые условия обработки земли, когда у леса с трудом отвоевывалась пашня - у «лесных» племен в связи с этим дольше, чем у других, держался уравнительный принцип распределения продукта, который соответствовал языческому принципу: «всем богам поровну, главному богу рода больше; всем членам рода поровну, старейшине больше». Неравенство с трудом пробивало себе дорогу в этих краях. А ведь именно оно разрушало принцип уравнительного распределения и наносило удар по язычеству.

Инициаторами перемены религии стали племенная знать и дружинники во главе с князем. При накоплении материальных благ они первыми отказались от полигамии (это распыляло наследство), от человеческих жертвоприношений по жребию и от кровной мести, от которой не были застрахованы. Сильное недовольство язычеством возникло, прежде всего, в дружинной среде. Дружинники, как известно, первыми принимали крещение.

Те из славянских племен, которые жили «у великого водного пути», сближавшего их между собою и знакомившего с просвещенной Византией, скорее других вошли в состав Русского государства и первыми приняли христианство. Обитатели же Орловского края находились в стороне от него, посреди дремучих лесов, непроходимых топей и болот, в соседстве с финнами, хазарами и печенегами, которые стояли к ним во враждебных отношениях и, во всяком случае, не могли служить хотя бы косвенными проводниками христианства.

Россия ждала себе просвещения с юга, со стороны православного Царьграда, а географические условия ставили наших предков лицом то к мрачному северу, где они должны были завоевывать у финнов место для своих поселений, то к варварскому востоку, который готовился сделать их своими данниками. Вятичи первые из южнорусских славян должны были признать над собою власть хазар и последними вышли из-под их зависимости. Хазарское владычество тяготело над ними более века. А жизнь в кругу враждебных соседей, чуждых им по языку, нравам и обычаям, при полном разобщении с единоплеменниками, группировавшимися у Днепровского бассейна, развивала в вятичах исключительную самозамкнутость, строгий племенной сепаратизм и слепую преданность своим началам. Вот почему, когда под грозными ударами Святослава Игоревича сокрушилось могущество хазар и пало их царство, наши предки с такой энергией принялись защищать свою свободу от Русских князей и после, когда они принуждены были уступить силе русского меча, - так долго и упорно отстаивали ещё свой языческий быт и свои предания.

В IX-Х веках вятичи вынуждены были платить дань хазарам. Великому князю Святославу Игоревичу (правил с 957 по 972 г.г.), победившему хазар, удалось обложить их данью, но он не смог их окончательно покорить. Никоновская летопись донесла до нас смутное известие о том, что киевский князь Владимир Святославович крестил «лучших мужей» вятичей, расселенных в пограничных городах по рекам Десне, Осетру, Трубежу и Суле. Основная же масса вятичей по-прежнему оставалась языческой. В бывших племенных центрах, возможно, во Мценске, Кромах, Дедославле и других, князь располагает свою администрацию и гарнизоны, а после крещения Руси - духовенство. Строятся новые города и первые церкви, а вятические городища-убежища передаются боярам под владельческие замки. Но Владимир не лишил вятичей самоуправления и перед смертью не назначил сюда на княжение ни одного из своих сыновей.

Вятичи регулярно отказывались платить дань киевским князьям, и те приводили их к покорности. Отголоски того времени отражены в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, в которой, возможно, изображен поход княжеского дружинника против вятического князька. Вероятно, имя «Соловей» являлось не только именем собственным, но и племенным тотемом. В верховьях реки Вытебеть находились владения Соловья Рахматовича. Там, по преданию, в урочище Девять Дубов (современный Хотынецкий район), произошла его схватка с Ильей Муромцем. Село находится недалеко от водораздела рек Снежеть и Цон, и Соловей- разбойник мог нападать на воинские и купеческие суда, когда они пользовались переволокой, чтобы попасть из бассейна Десны в Оку. Здесь же протекает и упоминаемая в былине речка Смородинка.

Страна вятичей была глухим углом Киевского государства. Сюда с юга не было прямой дороги. Когда в 1015 году князь Глеб из Мурома, на Оке, ехал в Киев, то повернул на северо-запад, пересёк Волгу выше Твери, свернул к югу на Смоленск и по Днепру спустился в Киев.

В 1078 - 1097 гг. Черниговский князь Владимир Мономах предпринимает два зимних похода и заставляет это племя признать свою власть. Существует предание, что князь решил наказать вятичей за отказ платить дань и военное сопротивление, и поэтому двинул свою рать вглубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князья - Ходота и его сын Кордн. Они были разобщены между собой, и Мономах убил непокорных Ходоту и Кордна, а Кукшу взял живым в плен. (Впрочем, существует другая интерпретация слова Кордн, или Кордно, считающая его названием города).

После Любечского съезда и договора 1097 года земли вятичей окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму - все течение реки Сосны. Позднее из него образуются три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако их земли в церковном отношении пока составляли нечто единое и находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей. Первые миссионеры появляются в этих краях в начале XII века.

В 1113 году в область Вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Иаков Тихомиров считал, что, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя Кукшу от наследственной власти, Владимир Мономах отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. «Спустя много времени, некогда воинственный князь вятичей делается известным в истории уже под именем смиренного инока Кукши, просветителя своего народа», - замечает Тихомиров. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещенных святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали дополнительное свидетельство его знатного происхождения. Обычай, кроме христианского имени, иметь ещё и народное, долго сохранялся в нашем крае после принятия христианства. Даже при царе Михаиле Федоровиче в переписных книгах Болховской десятни, изданных Апухтиным, упоминаются такие имена: «Медведь Нечаевъ, сынъ Кишаевъ», «Неустрой Ивановъ, сынъ Беленихинъ», «Селя Ивановъ, сынъ Кокоревъ», «Дружина Василевъ», «Миленька Карповъ, сынъ Калининъ», «Шестакъ Мих, сынъ Иващенцевъ», «Жданко Ивановъ, сынъ Кудиновъ». Среди таких имен обычным было и имя Кукши.

Орловским Церковным историко-археологическим обществом в ХIХ веке были сделаны попытки филологически объяснить имя подвижника. Указывалось, что на языке народа, который вятичи вытеснили из нашего края, «Кукшею» назывался молитвенный дом, и служитель храма на том же языке тоже мог получить имя Кукши. По мнению сторонника финно-угорского происхождения вятичей П.И.Якобия, в основе имени священномученика лежит корень Кук, что означает сухой. Обширный список географических названий Орловской губернии начала XX века с этим корнем убеждает в том, что св. Кукша являлся выходцем из земель вятичей.

Достоверно известно то, что святой равноапостольный священномученик Иоанн Кукша был иноком знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI века преподобным Антонием в княжение Ярослава Мудрого. Уже во времена основателя численность монастырской братии достигла ста человек. Обитель был ведущим духовным центром, а монахи, по выражению Н. М. Карамзина, «служили ревностно Богу и человечеству», оставляя свои имена в отечественной истории.

Одной из основных форм деятельности монастыря в то время была апостольская миссия в землях язычников. В этом отношении территория вятичей, вероятно, давно привлекала внимание киевских иноков, в числе которых упоминается некий Феодосий из области курской, соседней вятичам, а потом в обитель вступает преподобный Никола Святоша, князь Черниговский. Он и посещавшие его черниговские князья с семействами могли немало рассказать о воинственных язычниках.

Киево-Печерская Лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятнее всего, на проповедь Евангелия среди вятичей святого Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает свое внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.

В 1113 г. архиепископа Иоанна сменил святой Феоктист, игумен Киево-Печерского монастыря с 1103 по 1113 годы, ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Духовная миссия под настоятельством преподобного Кукши соединила лучшие силы Киево-Печерской лавры и Черниговской епархии, при содействии со стороны светской власти.

Историки полагают, что миссионеры отправились в путь весной-летом 1113 года, а не осенью и не зимой, так как вообще лучшими путями сообщения служили водные артерии, а к вятичам вел только один удобный путь из Чepнигова - по реке Десне. Из летописи известно, что св. Кукша шёл на проповедь к вятичам именно по этой реке.

Далее путь представлял уже значительные трудности. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные северянами, миссия достигла пределов вятичей вблизи города Брянска и развернула свою деятельность. В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о «великом муже», когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по реке отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям, святой Кукша во мценской Введенской церкви - маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости - поставил чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и большой восьмиконечный каменный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой - ковчег для Святых Даров. Вскоре о нем пошла весть, что он исцеляет и имеет чудотворную силу. В 1238 году, когда Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске.

Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. О них составителем песнопений в честь святого сказано так: «Кукше священне со учеником сосуды священник суще, пронесесте имя Христово пред неверными, их же знамении и чудесы удививши к благоразумию приведосте». Как поется в 4-й и 5-й песне канона, Кукша «недужных исцелял и чудодеиствием многих приведе ко Христу».

В Печерском Патерике читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский преподобный Симон (Симеон), в своем послании к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево-Печерского монастыря, писал: «Не подобает глаголати много, идеже дела свидетельствуют ясно, якоже и о сих блаженных. Блаженный же священномученик, нарицаемый Кукша, един от отец святого Печерского монастыря, всем знаем бе, зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори». Он бесов прогна, «дождь с невесе сведе, езеро иссуши». В числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озера и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». Таким образом, иссушенное святым Кукшей озеро имело для вятичей священный характер.

«Осененный благодатию свыше, - говорится о Кукше в Словаре Историческом Святых, прославленных в Российской Церкви,- он творил многия чудеса», и «изумленные чудною его силою язычники начали принимать учение св. проповедника и креститься». В Киево-Печерском патерике сообщается, что святой «много чудес сотвори, и по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». О том, кем он был, сведений до нас не дошло, но Киево-Печерская Лавра совершает его память вместе с памятью святого Кукши и постника Пимена. Так как святой Симон не называет Никона священномучеником, то не подлежит сомнению и то, что он не имел священного сана, а был простым послушником или келейником при Кукше.

По преданию, для молитвы святой просветитель Орловщины в 12 км от города Мценска, по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный», или «страдальческий святой», колодец. В начале ХХ века местные жители говорили, что святой Кукша жил в этих местах. Местный старый крестьянин рассказал Тихомирову, что от своих дедов слышал, будто Кукша пришел во Мценск, возле Карандаковой кровь пролил, и показал место, расположенное в полуверсте от колодцев, в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. На дне его виднелось немного воды.

Видимо, августовской ночью язычники именно здесь напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша «по многих муках от неверных», был отведён на полверсты в сторону и у болота обезглавлен - мечом «усечен бысть с учеником своим» (Никоном). Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. В Печерском Патерике мы читаем, что он тоже от Бога «прозрел усечение отстоящего далече, посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть. И сие рек, преставися во един день с Кукшею, святым учеником его». Слова «против света», вероятнее всего, надо понимать так, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа 1113 г. Видимо, убийцы стремились застать его врасплох.

Нет сведений об убийцах святого Кукши. Составители «Исторического словаря о святых, прославленных в Российской Церкви», полагали, что мучителями и убийцами преподобного были жрецы из вятичей. Хотя, если допустить отсутствие у вятичей, как и у других славян, особого жреческого сословия, то, возможно, убийцами были старейшины, потомки князей, боровшиеся с русским владычеством. Г. М. Пясецкий предполагал, что, лишившись политического значения в своей стране, эти старейшины надеялись удержать за собой влияние в религии и быту племени.

Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Прибывшие на место трагедии печерские иноки увезли только мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне. Ученик Кукши Никон мог быть связан и отведен для расправы на другое место. Ходили легенды о его мощах, которые, возможно, откроются в селе Григорово. Память святого мученика Кукши празднуется Русской Православной Церковью 22 августа (8 сентября).

Анонимный автор «Церковно-исторического исследования о древней области вятичей» (1862 г.) писал о святом Кукше так: «Великость совершенного им подвига затмила в памяти современников прежние не столь благоприятные усилия; и близкие к тому времени летописцы, благоговея перед памятью святаго мученика, относили к его лицу всю честь обращения суровых вятичей». Христианская проповедь священномученика пустила корни в вятической среде.

Спустя пять лет по смерти Кукши можно найти следы христианства в городах края. Так, возле Кром, в 1147 году, был подписан и утвержден крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками. В клятве 1147 года, подтверждающей верность черниговским князьям, они ведут речь о повиновении земным властям - эти идеи почерпнуты ими из христианского вероучения. Историк В. И. Татищев отмечал, что не только посадники, но и значительная часть вятической «старшины» уже были приобщены к христианству. К этому времени относятся и первые летописные упоминания о городе Мценске, входившем в Северское княжество. Епископы Порфирий I и Порфирий II на своем пути во Владимир не раз проезжали через Мценский край. Помощниками епископам в деле христианского просвещения края являлись его светские властители - князья Черниговские и Северские, строившие церкви и достойно их украшавшие.

Так, при тесном только единении великих центров христианской жизни Киева и Чернигова, смогла наконец образоваться духовная миссия, имевшая своею задачей насадить и утвердить христианство в пределах Орловского края и смежных с ним местностях. В этом благодетельном взаимодействии не сомневался и Черниговский архиепископ Филарет: «По времени, к которому должны быть отнесены подвиги просветителя Вятчан преподобного Кукши, по благочестию преподобного епископа Феоктиста и по духовной любви, связывавшей Печерских подвижников, не можем сомневаться в том, что Черниговский святитель Феоктист принимал живое участие в апостольском подвиге преподобного Кукши и содействовал ему всеми способами, зависевшими от него». Автор «Истории Русской Церкви», профессор Е. Е. Голубинский считает святого Кукшу только одним из многих проповедников в земле вятичей; он говорит: «Из немалого, вероятно, числа проповедников, трудившихся над обращением особенно упорных в отечестве людей, мы знаем только одного стороннего, - монаха Печерского монастыря св. Кукшу».

По церковному делению XI века, земля вятичей была отнесена к Черниговской епархии. Поддержать начатое святым Кукшей дело христианского просвещения вятичей было, следовательно, обязанностью черниговских архиереев. И черниговские епископы исполнили эту обязанность: они посылали к вятичам новых проповедников и священников для укрепления и распространения христианства, совершения служб и таинств, иногда и сами, хотя бы проездом, посещали этот далекий от них край.

Память о священномученике Кукше первое время поддерживалась. Так, святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ум. в 1226 году) писал о том, что в его время святой Кукша был всеми знаем и почитаем.

По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом» и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота на месте гибели священномученика Кукши, над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем, его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно, на второй день праздника Святой Троицы - День Сошествия Святого Духа, собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На вопрос, что их заставляет идти с иконами так далеко от села, они отвечали: «Наши деды и отцы так молились, и мы молимся; а как не помолимся, так случится какая-либо беда». Рассказывали, что в один год местные жители не пошли молиться на колодец, и случилась засуха, горели нивы, падал скот. Устрашенные бедствиями, крестьяне пошли крестным ходом с иконами к колодцу. Вскоре бедствия прекратились. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени это почитание постепенно стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились и были возобновлены только в начале ХХ века. Видимо, эти места долго находилось в забвении потому, что в крепостное время владелец Карандаково помещик Шереметьев купил у помещика Лыкова крестьян из деревни Рыбиной (Мценского уезда) и поселил их в Карандаковой. Коренных же ее жителей он перевел под Белев и Москву.

На Орловской земле старые языческие верования тогда были ещё сильны. Язычники по-прежнему сходились между селами «на игрища и на плясания и на бесовския песни, и тут умыкали себе жен, с какою кто из них совещался наперед»; имели у себя по две и по три жены. Покойников своих не хоронили, а сжигали на кострах и, собрав пепел в глиняные урны, уставляли ими перепутья дорог. Рядом с мирным населением жили во множестве и разбойники, мешавшие проповедникам. В четырех верстах от Нарышкино у села Сергиевское была гора с трясиной посередине, окаймленная лесом. По преданию, здесь жил разбойник Кудеяр, пока, под старость, не переселился в Брянские леса. В Болхове покрытые дубами овражистые урочища Рагозино, Обрынь, Ястребиный, Охотный - служили прибежищем разбойников; не менее был страшен и Алляной луг, а Сухая Зуша Мценского уезда была ещё ужаснее. Те, кто ехал из Болхова во Мценск, прощались с родными, готовясь на смерть, и по ним плакали, как по покойникам.

Только к середине XII века движение переселенцев «сквозе вятичей» проложило настолько свободный путь с юга на север, что по этой дороге Юрий Долгорукий водил полки. Первоначально сюда переселялись жители Новгорода, а затем, в бегстве от кочевников, и киевляне.

К этому времени относится предание о том, что в середине XII века в Новосиле Ольгой - женой Юрия Долгорукого, был основан женский монастырь. Однако других сведений о нем нет. К середине XII века появляются и крепнут первые города: Вщиж (1142 г.), Болдыж (1146), Брянск (1146), Карачев (1146), Севск (1146), Домагощ (1147), Елец (1147), Кромы (1147), Мценск (1147), Новосиль (1155), Трубчевск (1185). В некоторых из этих городов поселяются Черниговские князья, в других - княжеские посадники, обязанные собирать дань с окрестностей. Нетрудно понять сколь сильную поддержку черниговским архиереям в деле христианского просвещения вятичей оказывали светские владетели края - черниговские, северские и муромо-рязанские князья. Надеясь посредством христианской веры сплотить в одно целое разноплеменный состав языческого населения в своих княжествах или по искреннему расположению к христианской вере, князья, прибегая часто к военной силе, утверждали христианство в своих уделах, особенно в тех городах, которые служили их резиденциями. Результатом этой совместной деятельности черниговских архиереев и князей было увеличение христианских общих среди вятичей, построение и украшение храмов, снабжение их церковной утварью и земельными угодьями. Первыми руководителями верующих в пределах Орловского края были Черниговские иерархи, разделившие впоследствии власть с Рязанскими епископами; им обязаны были наши предки проповедию святого Кукши и первыми успехами веры Христовой; но вообще медленно и с большими препятствиями укреплялась у нас церковь Христова под духовным рукодительством Черниговских архипастырей.

Успешному распространению христианства в Орловском крае препятствовала обширность Черниговской епархии, в состав которой, по описанию Черниговского архиепископа Филарета, входили следующие губернии: Черниговская, Орловская, Курская, Калужская, Тульская, Рязанская и отчасти - Воронежская, Владимирская, Московская, Могилевская и Смоленская. Понятно, что, при такой обширности епархиальной территории и при скудости просветительных средств, Черниговские архипастыри не могли лично наблюдать за состоянием своей паствы и своевременно удовлетворять духовным ее нуждам. Летописец упоминает о двух только путешествиях Черниговского владыки в течение XII века на дальний север своей епархии; но и эти путешествия, предпринятые епископом Порфирием в 1177 и 1187 г., были вызваны не нуждами церкви, а политическими видами Черниговского князя, и были так поспешны, что, во всяком случае, не могли сопровождаться благодетельными последствиями для Орловского края, чрез который должен был проезжать архипастырь. Кроме того, деятельность Черниговских иерархов по отношению к Орловскому краю немало стеснялась враждой, существовавшей между Черниговскими и Северскими князьями. При этом архипастырь, естественно, должен был поддерживать интересы первых, ближайших своих государей и покровителей, и находиться в некотором отдалении от последних. К счастью, недостаток епархиального внимания к духовным интересам Орловского края в значительной мере восполнялся благочестивым стремлением Северских князей к искоренению язычества между своими подданными. При этом, занимая нередко великокняжеский престол, Северские князья нередко находились в самых близких отношениях к Киево-Печерской лавре и могли удобно пользоваться ее духовными богатствами для христианского просвещения своей области.

Близкая духовная связь между Печерской обителью и Северскими владетелями, установившаяся со времен св. Кукши, продолжалась не только в XII-м веке, когда память о святом Кукше и его равноапостольных подвигах была ещё жива, но и спустя долгое время.

Подобно Северским князьям, заботились о своей волости и князья Рязанские. В 1198 году юго-восточная часть края, в бассейне реки Сосны, вошла во вновь образованную Рязанскую епархию. Размеры тогдашних епархий затрудняли проповедь христианства (от Орла до Рязани или Чернигова не менее 350 километров).

Это разделение Орловской губернии между двумя соседними епархиями было, без сомнения, выгодно для нее в церковном отношении. Но, прежде чем христианство успело одержать здесь полную победу над язычеством, обе эти кафедры - Черниговская и Рязанская, подверглись совершенному разорению от монголов.

В 1240 году, при нападении Батыя на Чернигов, Черниговский епископ Порфирий II был взят в плен и отведен в Глухов. Отсюда татары позволили ему идти, куда он хочет; но удрученный бедствиями святитель, как видно из жития святого благоверного князя Михаила Черниговского, не возвратился уже в Чернигов, где все предано было огню и мечу, а искал себе нового места для поселения. Наиболее удобным местом для пребывания Черниговских архипастырей представлялся тогда город Брянск, в котором утвердил свою резиденцию Черниговский князь Борис Михайлович, а с ними поселились бояре и все «лучшие люди» Черниговского княжества.

Для Орловщины это имело положительное значение: после сожжения Чернигова в середине ХШ века архиерейская кафедра была перенесена в Брянск, что приблизило центр духовного просвещения к территории будущей Орловской епархии. Но это случилось, когда здешняя округа вошла в состав Литвы. Захват земель края Литвой в 1365 году создал особенно нестабильную ситуацию. В течение полутора веков Черниговская епархия переходила то к Литовской митрополии, то под юрисдикцию Москвы. Великий князь литовский Ольгерд прилагал все свои усилия к тому, чтобы православная Русь на юге отделилась от Московского митрополита и подчинялась Константинопольскому Патриарху.

Время литовского владычества над Орловским краем - кровавая драма, разыгравшаяся на фоне спора сторон за обладание этими землями, продолжавшася около полутора веков. Спор вели и ханы Золотой Орды, и князья Рязанские, и князья Московские. Города Мценск, Карачев, Брянск, Трубчевск не один раз переходили из рук в руки, не один раз предавались огню и грабежу вместе со своими селами; жителей уводили в плен то в Орду, то в Рязань, то в Москву. «Жалобы слышались со всех четырех сторон; и все оправдывались друг перед другом огнем, пленом и убийством». Брянская епархия делается предметом долгой борьбы между Московским митрополитом и Литовским. Город Мценск тоже переходил из рук в руки; по настоянию литовского князя он был отчислен от Рязанской епархии к Брянской и таким образом разделил участь западных городов.

Борьба за Брянскую епархию сопровождалась разорением жилищ, церквей, городов, кровопролитием, причиняемыми литовским князем Ольгердом под влиянием митрополита Романа обитателям Брянской земли. Успех в этой борьбе был то на стороне литовского, то московского митрополита. Брянские епископы, втянутые в усобицу, иногда добровольно переходили на сторону литовского митрополита (как, например, архиепископ Исаакий).

В 1500 году западные города Орловского края были окончательно отвоеваны великим князем Московским Иоанном III (1462 - 1505) у литовского князя Александра. Брянский епископ Иона, сторонник литовского князя, был отправлен в Москву в качестве пленника, и Брянская епархия снова перешла в ведение Московского митрополита.

Время, когда пределы Черниговско-Брянской епархии были ареной политической и церковной борьбы между Москвой и Литвой, было неблагоприятным для церковного дела в западных пределах Орловского края. Смута вносила смущение и дезорганизацию в церковную жизнь - брянская паства все время колебалась между неизбежным выбором Московского или Литовского митрополита, Православия или унии с Римом.

В те годы окраина Руси находилась в 300 км от Москвы, и города края, в первую очередь, Мценск, находились на границе литовских владений с русскими. Великий князь Московский и митрополит не могли мириться с тем, что рядом с ними живут язычники, тем более, что Мценск оказался под Литвой сравнительно недавно.

В период временного обладания краем Москвой, по повелению князей Василия и Андрея 29 мая 1415 года происходит крещение амчан. Вот как об этом повествует древнее сказание об обращении жителей Мценска в христианство в 1415 г. и о явлении им чудотворного образа святителя Николая, предполагаемым автором которого являлся пресвитер Фотий, известный также под именем Иоанна: «В лето 6923, правящу скипетры великого княжества Василия Димитриевича и брата его Андрея Димитриевича, в пределех и градех и во всех весех неверующих просвещаху во Христову веру. Во граде Мценске мнози (беша) неверующи во Христа Бога нашего».

Это утверждение косвенно подтверждает и то, что христиане в городе имелись, пусть и малочисленные. И язычники, и христиане жили одной семьей, называя себя «амчанами». Политические смуты и нападения литовцев и татар, столкновения с соседями сближали их. «Тогда послани беша от князей великих вои со многим воинством и от митрополита Фотия просвитер (по преданию - Иоанн). Живущии Мецияне устрашишася и ратоваша на них, и одержими бяху слепотою», - то есть жители Мценска выступили против принятия христиантва и в наказание были поражены слепотой.

Это подействовало на них так, что они сами крестились и стали призывать других. «Они же прихождаху, и увещеваху их ко святому крещению. Десятый неделе по Пасце, в пяток, прием святое Крещение, мецняне Ходины, Юшинки, и Зикии и прозреши; и обретоша крест Господень, ино камень изсечен, и образ Святителя Николая, яко воин, в руце имущ ковчег, в нем жезлы тела и кровь Господни. Во граде вероваху, всяких недуг свобождавшеся; окрест страны живущий прихождаху, всякий болезни свобождахуся и создаша церковь десятыя недели пятка». Таким образом, сказание указывает, что первыми из жителей Мценска крестились Ходины, Юшинки и Зикии, тут же прозревшие, и нашли у подножия крутой горы образ Святителя Николая и большой каменный восьмиконечный Крест, спрятанные по преданию ещё при нападении войск Батыя в XIII веке.

В честь этого события жители Мценска построили на соборной горе два храма. Один - деревянный - в честь св. мученицы Параскевы Пятницы, так как событие это произошло в ее день, а другой - каменный - в честь Святителя Николая Мирликийского. Вплоть до революции паломничество ко Кресту было постоянным и многочисленным.

Приложение 1.

Материал по теме «История Орловского края»


  1. В глубокой древности наш край был покрыт густыми лесами. Лишь возле рек были поляны и луга. В то далёкое время земли современной Орловской области заселило одно из славянских племён. Старейшину этого племени звали Вятко. По его имени и племя называло себя вятичами.
Вятичи выбирали для своих поселений места, удобные для земледелия. Под пашню приходилось вырубать леса. Трудились вятичи сообща, земля и скот были общими. Торговля шла водным путём. Проходили столетия.

Во второй половине 11 века вятичи были подчинены киевскому князю. Шло время. Крупные поселения стали превращаться в города. После длительной борьбы между князьями, земли вятичей вошли в состав Черниговского княжества.

Вторгшиеся в русские земли в 1237 году полчища хана Батыя подвергли опустошению большую часть нашего края. Жители нашего края участвовали в битве с монголо- татарами. После свержения в 1480 году монголо- татарского ига Русское государство росло и крепло. Но у него появились новые враги- крымские татары. Чтобы преградить путь татарам к Москве, было решено укрепить южные границы нашего государства, проходившие по нашему краю. Частые набеги крымских татар требовали укрепления, строительства крепостей. В летописи 16 века рассказывается, как однажды царь Иван 4 приказал построить новую крепость в том месте, где Орлик впадает в Оку. Это было в 1566 году. Эту дату принято считать годом основания города Орла.

В 16 веке в нашем крае было много свободных земель. На них селились беглые крестьяне из других мест, спасавшихся от крепостного гнёта. В стране началось крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова. Царь и помещики жестоко расправились с восставшими.

В ночь на 24 июня 1812 года французская армия вторглась в пределы России. На защиту Отечества поднялся народ Только из нашего края за короткое время встало 11 тысяч человек. В городах и деревнях Орловской губернии начался сбор продовольствия, тёплой одежды и обуви для армии. Многие орловцы проявили храбрость в борьбе с французскими завоевателями.

2) Борьба крестьян против крепостнического гнёта заставила царя и помещиков отменить крепостное право. По закону 1861 года крестьяне были освобождены от власти помещиков, но земли им дали ничтожно мало. В это время стали появляться заводы и фабрики, прокладывалась железная дорога.

28 февраля 1917 года в Орёл поступило сообщение о свержении царя. Свергнутые помещики и капиталисты хотели восстановить свою власть. Началась гражданская война, в которой многие орловцы показали себя настоящими героями Красной Армии.

После гражданской войны нужно было победить не менее грозного противника- разруху. На Орловщине строились электростанции, фабрики, заводы, создавались колхозы.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину. Как все советские люди орловцы героически сражались за свою Родину и победили очень сильного врага.

Страшную картину представляла Орловская земля после изгнания гитлеровских полчищ. Трудом рабочих и крестьян отстроили города, восстановили заводы и фабрики, железнодорожные дороги и больницы.

Сейчас Орловская область - это субъект Российской Федерации. В области сохранились многие достопримечательности и памятные места. Орловщина известна как родина многих мастеров художественного слова.

Материал по теме «Поверхность нашего края. Растительный и животный мир»

1) Поверхность Орловской области представляет собой сильно изрезанную балками и оврагами холмистую равнину, невысоко поднятую над уровнем моря.

Самая высока точка находится в Новодеревеньковском районе – 282 метра.

Климат нашего края умеренно тёплый и влажный.

Почвы являются одним из главных богатств области. Они в различных местах нашего края по своим свойствам и плодородию не одинаковы. Хорошо обработанная и удобренная почва вознаграждает затраченный труд богатым урожаем.

2) Орловская область находится в лесостепной зоне, однако лесов в нашем крае осталось мало. Они занимают всего 9% её площади. Размещаются они неравномерно, больше в западных районах. Леса нашего края состоят из лиственных и хвойных пород.

Лес даёт для народного хозяйства древесину, пушнину, грибы, ягоды.

Степи нашего края почти целиком распаханы и превращены в культурные поля. Степная растительность сохранилась лишь по склонам оврагов и балок, у крутых берегов.

Животный мир области разнообразен. Здесь обитают 65 видов млекопитающих, 11 видов земноводных, 7 видов пресмыкающихся, 150 видов птиц и около тысячи беспозвоночных.

Материал по теме «Водоёмы нашего края. Жизнь пресного водоёма»

1) В Орловской области протекает 265 рек и речек. Самая большая из них Ока, впадающая в Волгу. Длина Оки около 1500 километров, из них в пределах нашего края 211 километров.

Есть источники, в которых пишут, что название реки Оки произошло от финского «йоки», что в переводе обозначает «вода».

Реки наполняются водой в весеннее время от тающих снегов, летом – ливневыми дождями, а все времена года – грунтовыми водами.

На территории Орловской области обитают 33 вида рыб.

2) Воды рек широко используются в народном хозяйстве. На крупных реках построены гидроэлектростанции. Заводы Орла не могут работать без воды, которую дают Ока, Сосна Зуша. В сельском хозяйстве тоже не обойтись без воды. Подземные воды обеспечивают питьевой водой все города, посёлки и деревни. Кроме рек в нашей области много прудов – искусственных водоёмов. Вода прудов используется для полива, в некоторых прудах разводят рыбу, водоплавающую птицу. Пруды питают грунтовые воды.

В результате воздействия людей на состояние рек, они заиляются, по берегам рек образуются свалки мусора, распашка берегов рек влечёт за собой смыв с полей удобрений и гибель водных организмов. Вырубка околоводной растительности уменьшает водность рек, мойка машин на реке способствует попаданию в воду нефтепродуктов.

Материал по теме «Что даёт наш край стране?»

1) Наш край богат разнообразными полезными ископаемыми. Для строительства нужен строительный материал – камень, песок, глина. Для обжига на известь и производства цемента используют известняки и доломиты - камни жёлтого и белого цвета. Обнажения известняков хорошо прослеживаются по долинам рек Оки, Зуши, Сосны и их притоков.

Для производства силикатного кирпича, асфальта и бетона используют песок. Крупное месторождение песка, Казначеевское, находится в 20 км севернее Орла.

Орловская область богата пластическими и цветными глинами. Глины имеются во всех районах.

На территории Орловской области находятся месторождения железных руд.

2) Орловская область входит в состав регионального экономического объединения «Черноземье» (9 областей). Экономика её представлена крупными промышленными и агропромышленными комплексами.

В структуре промышленности ведущее место занимают: чёрная металлургия (Орловский сталепрокатный завод), цветная металлургия (Мценский завод цветных металлов и сплавов, Мценский завод алюминиевого литья), машиностроение

(предприятия выпускают технологическое оборудование). Предприятия машиностроения расположены в Орле, Болхове, Ливнах, Мценске. Развивается пищевая промышленность. В Орле и Ливнах действуют тепловые электростанции.

3) В агропромышленном комплексе преобладает земледелие. Область занимает одно из первых мест в России по производству зерна на душу населения. (1,5 т.) В животноводстве ведущая роль принадлежит скотоводству, свиноводству и птицеводству.

Материал по теме «Охрана окружающей среды в Орловской области»

1)В природе всё взаимосвязано – неживая и живая природа, растения и животные и человек.

Есть пословица «Как аукнется, так и откликнется». Если по вине людей нарушается равновесие в природе, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди – это единое целое.

В области проводится природоохранная работа. Здесь создан национальный парк «Орловское полесье», образовано 23 заказника, 31 охотничье хозяйство, взят под охрану 131 памятник природы. Общая площадь «Орловского полесья» составляет 84 205 гектаров.

2) В Орловской области появилась собственная Красная книга. В издание включены 120 видов редких растений и животных, встречающихся на территории Орловской области.
Красная книга Орловской области - 250 страниц полноцветного издания. Описание каждого вида сопровождается картой его обитания и двумя иллюстрациями.

Орловская область во времена Киевской Руси

Древнейшими обитателями Opловского края были вятичи; первые города, оплот от нападений печенегов и половцев, возникают с начала XI в. В это же время начинает проникать сюда и христианство, распространившееся, однако, не ранее XII в., во время проповедничества святого Кукши, одного из первых просветителей края. С начала XII до половины XIII в. в крае были княжества Вщижское, Елецкое, Трубчевское и Карачевское. Позже Орел, расположенный на реке Оке, стал центром обширного хлебного рынка, обеспечивавшего Москву зерном и мукой. Затем территория края входит в состав Черниговской Руси, а после ее распада в состав Верховских княжеств, затем Литовского государства, и только в XV в. территория области переходит под власть Москвы.

Орловская область в XIII-XVII вв.

Орловский край не раз становился местом сражений с татарскими кочевниками, здесь разворачивались драматические события Смутного времени в начале ХVII века. Орловские жители были служилыми людьми на неспокойном пограничье, которое противостояло татарским набегам, прикрывало Москву от лютого врага.
Город Орел начинает свою историю с 8 сентября 1566 года, когда по указу Ивана Грозного началось строительство Орловской крепости на южной границе Московского государства, он сразу же стал центром большого Орловского уезда. Свое название, по мнению историков, город получил от реки Орел, на берегу которой и был построен.
В 1611 году Орел был опустошен поляками, а еще через четыре года он был разрушен до основания. И только 1636 г. крепость Орел была восстановлена и вновь заселена. За все время своего существования город не раз разорялся, выгорал дотла и возрождался заново.
Как город - крепость Орел существовал до 1702 года, постепенно он терял свое военное значение и благодаря плодородным землям, труду крестьян, выращивающим на ней пшеницу и рожь, город заслужил славу хлебного города. Вскоре Орел стал центром хлебного рынка, который обеспечивал Москву зерном и мукой.
Орёл с 1708 года входил в состав Киевской губернии, в 1719 году была образована Орловская провинция, в 1727 году включённая в Белгородскую губернию.
Указ Екатерины II об образовании Орловской губернии последовал в 1774 году. 5 сентября 1778 года последовал указ об образовании Орловского наместничества из 13 уездов, в январе 1779 года наместничество торжественно открыто.
С 1781 года Орловским и Курским наместничествами управлял один генерал-губернатор.
В 1796 году вновь восстановлено название Орловская губерния. Уездными городами Орловской губернии были: Болхов, Брянск, Дешкин, Елец, Кромы, Карачев, Ливны, Лугань, Малоархангельск, Мценск, Орел, Севск, Трубчевск. В 1782 году уездным городом стал Дмитровск.

Орловская область во время Гражданской войны

Осенью 1919 года под Орлом и Кромами произошли кровопролитные сражения войск Деникина и Красной Армии.
После революции Орловская губерния претерпела значительные административно-территориальные изменения: в 1920 году в связи с образованием Брянской губернии из Орловской губернии были выделены Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды, затем в 1928 году территория Орловской губернии в качестве Орловского и Елецкого округов вошла в состав вновь образованной Центрально-Черноземной области. В 1934 году Орел и прилегающие районы вошли в состав Курской области. Орловская область была образована Постановлением ЦИК СССР 27 сентября 1937 года.

Орловская область в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны для области начались годы суровых испытаний, еще продолжались оборонительные бои на северном и южном фасах Курского выступа, а советское командование уже готовило наступление под кодовым названием "Кутузов". Войска трех фронтов - Западного, Брянского и Центрального должны были нанести удары с севера, востока и юга на Орел.
Наступление началось 12 июля 1943 года. Прорвав оборону гитлеровцев и заставив их отступить, Советская Армия 5 августа изгнала их из Орла. Память об этом событии в Первомайском сквере Орла (сейчас сквер танкистов) на братской могиле 7 августа 1943г. установлен танк "Т-70".
В честь освобождения Орла 5 августа 1943 года в Москве был дан первый за годы Великой Отечественной войны салют.
Орловщина — родина 179 Героев Советского Союза.

Орловская область в послевоенные годы

После завершения Великой Отечественной войны в сжатые сроки были восстановлены промышленные предприятия и коммунальное хозяйство, за короткий период промышленный потенциал города был многократно увеличен. В городе появились предприятия новых отраслей: сталепрокатный и часовой заводы, а так же предприятия приборостроения и электроники. В городах области также сложилась многоотраслевая промышленность: машиностроение, электроника, металлургия. В 1966 году город Орел отметил свое 400-летие, в честь этого праздника был воздвигнут двадцатиметровый монумент, у основания которого было замуровано письмо для поколения 2066 года. А в 1996 году город Орел отметил свое 430-летие.
Замечательная среднерусская природа, мудрые крестьянские традиции и исконная народная культура стали той благодатной почвой, на которой взросла целая плеяда известных не только в России, но и во всем мире талантов. Орловщина — родина писателей И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Л.Н.Андреева, поэтов А.Н.Апухтина, А.А.Фета, философов С.Н.Булгакова, М.М.Бахтина, историка Т.Н.Грановского. С орловским краем связаны жизнь и творчество Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, М.М.Пришвина.
Главной особенностью культурной среды Орловского края является неразрывная связь с его историческим прошлым, славными традициями Российской культуры и искусства, развития, самореализации личности, сохранения национальной самобытности.
На Орловщине в последние годы идет процесс возрождения давних традиций земства, казачества (в области создан Орловский казачий Союз, в Новодеревеньковском районе — казачий округ).

При чтении в Государственном архиве Орловской области подшивок губернской газеты «Орловский вестник» натолкнулся я на большой материал под названием «Благотворители». Публиковался он несколько номеров подряд, с 27 января по 17 февраля 1882 года, и подписан был псевдонимом «Старожил». Кто скрывался под этой маской – выяснить мне пока не удалось. Но писавший был явно неравнодушен к истории Орла и его замечательным людям. Несколько страниц своего живописного повествования он посвятил орловским масонам.

Вольные каменщики Орла и их тайные собрания
Прежде чем говорить о них, приведу короткие справочные данные:
«Масо;нство - движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации, берущей своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI - начале XVII века, предположительно - корпоративных цехов каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-ma;on (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия - вольный каменщик. Масонство административно организовано в независимые великие ложи.
Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или - в других версиях - от Ордена Розенкрейцеров...».
Начало активного распространения масонства в России относится к 80-ым годам XVIII века. И вот что писал об этом в «Орловском вестнике» Старожил:
«В то время в Орле уже существовала масонская ложа в духе московских мартинистов, под председательством вице-губернатора Захара Яковлевича Карнеева (он занимал эту должность с 1785 по 1796 год – А.П.). В ней были членами: губернатор Неплюев, статский советник Свербеев, члены губернских палат Нелединский и Ржевский, асессоры – Милонов и Карнееев-младший. Кроме того, много других знатных лиц. Где собиралась ложа, - достоверных сведений не сохранилось; однако, есть предание, что собрания происходили близ Никитской церкви, в так называемой мацневской усадьбе, где теперь духовное училище.
Там, будто бы, при перестройке дома для учебного заведения, находили подземные павильоны и ходы в другой дом, бывший на два квартала левее, тоже с громадным садом.
Едва ли есть основание допустить там собрание ложи. Во-первых, подземные ходы и павильоны не есть необходимая принадлежность масонских лож: это, скорее, напоминает хлыстовщину. ...Масоны не имели необходимости прятаться.
Не больше заслуживает доверия и другое предание – о собрании лож близ теперешней военной гимназии, где будто бы был дом члена ложи Свербеева. Правда, улица, ведущая от театра к Троицкому кладбищу, называется Свербеевским переулком (неизвестно, по отношению к какой улице этот переулок!), но, по всей вероятности, это название усвоено гораздо позже, когда в Орле уже не существовали ложи, а, может, была усадьба Свербеева, более видная и известная, нежели другие...»

«Делать удовольствие людям...»
Старожил, перечисляя фамилии орловских масонов, не назвал ещё одно имя, гораздо более известное в общероссийском масштабе, - Ивана Владимировича Лопухина, философа, публициста, мемуариста, издателя, действительного тайного советника и сенатора.
В "Записках из некоторых обстоятельств жизни и службы..." Ивана Лопухина, опубликованных в 1860 году в Лондоне, он писал, что родился 24 февраля 1756 года. Случилось это знаменательное событие в селе Ретяжи (Воскресенское) Кромского уезда, в имении его отца, генерал-поручика, Владимира Ивановича Лопухина.
Владимир Иванович, проживший долгую жизнь (94 года), приобрёл село Ретяжи в царствование императрицы Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов, доставшихся в приданое его жене, Евдокии Ильиничне Исаевой. Детство свое Иван Лопухин провел частью в Ретяжах, частью в Киеве, где Владимир Иванович был губернатором.
И хоть учили генеральского сына не самые лучшие учителя, да и здоровьем он всю жизнь был некрепок, но благодаря самообразованию и нравственным наставлениям родителей, получился из Ивана Лопухина человек, редкий в дворянской среде. "Делать удовольствие людям всегда было его страстью"; "будучи еще ребенком, - писал он в мемуарах, - я нарочно проигрывал мальчику, служившему при мне, деньги, какие у меня случались, и любовался его о том радостью". "Расположение к милостыне" он считал не добродетелью своей, а "природной склонностью, как в иных бывает к разным охотам". "Природной склонностью" была в нем и любовь к справедливости.
Начав свою карьеру с военной службы, он ушёл в отставку в 1782 году в полковничьем чине. Переход к гражданской службе был связан, в значительной степени, с начавшимся его отходом от «вольтерьянства» и увлечением масонскими идеями.

Иван Владимирович Лопухин

«Блистающая звезда» Ивана Лопухина
С конца 1782 года Лопухин стал старшим советником, а затем председателем Московской уголовной, палаты, где всячески стремился облегчить участь обвиняемых. Вступив в связи с этим в конфликт с московским главнокомандующим Я. А. Брюсом, в мае 1785 вышел в отставку с чином статского советника. С начала 1780-х гг. Лопухин сблизился с Н. И. Новиковым, а в 1782 году вступил в масонский орден розенкрейцеров. Стал «мастером стула» ложи «Латона», получил масонское имя Филус. В 1783 году Иван Владимирович основал свою типографию, в которой печатался масонский журнал «Магазин свободнокаменщический». 31 мая 1784 года под управлением Лопухина открылась масонская ложа «Блистающей звезды». Иван Владимирович часто выступал с речами в масонских собраниях, ведал несколькими ложами в Петербурге, Орле, Вологде, Кременчуге. Способствовал распространению книг в Курске, Орле. Вместе с масонами Н.И. Новиковым, И. П. Тургеневым и другими много занимался филантропической деятельностью.
Активная деятельность масонов вызвала неудовольствие императрицы Екатерины II. Последовали ограничения в выпуске масонской литературы, потом дело дошло до разгрома их типографий и, наконец, завершилось арестом Н.И.Новикова и заключением его в крепость. Другие масоны, в том числе и Иван Лопухин, почти не пострадали, но были вынуждены объясняться и просить прощения у императрицы.
При Павле I Лопухин становится тайным советником и сенатором Московского департамента, решительно выступая против чрезмерно суровых приговоров по уголовным делам, например, в отношении раскольников и духоборов.
Последние годы своей жизни, с декабря 1812 по лето 1816 года Иван Владимирович провёл в родовом имении Ретяжи Кромского уезда, в котором имелся двухэтажный деревянный помещичий дом с усадьбой вокруг него. Почти сотня дворовых людей и около 900 крепостных крестьян принадлежали здесь Лопухину.
«Тайный советник и многих орденов кавалер», проведя в Ретяжах три с половиной года, постоянно болел, активно лечился (в том числе исконно русским средством – жаркой баней с нырянием в снег), заботился о племяннике, писал письма, принимал гостей, часто посещал Воскресенский храм и внимательно следил за тем, как русская армия в Европе добивала Наполеона, отзываясь на эти события очень экзотически.
Вот что Лопухин писал в одном из писем: «Здесь у нас на берегу пруда по сторонам дерева кладутся два больших камня диких. Один на месте отдыха, в виде кресел, с надписью: "19 марта 1814 года взят Париж”; а другой совсем необделанный и как бы на могиле положен, с надписью: "и память вражия погибе с шумом”. Дорожка от них ведет к довольно огромному для деревни, из нескольких больших гранитных же камней, стоящему монументу с надписью: "”Благочестию Александра І и Славе доблестей Русских в 1812 году”". Это был фактически первый памятник победы России над Наполеоном.
Умер Иван Владимирович Лопухин 22 июня 1816 года, едва перейдя 60-летний рубеж. Похоронили сенатора рядом с Воскресенской церковью села Ретяжи, построенной его отцом-генералом.

Преступное сообщество. - Либерально-масонское подполье действует. - Рост масонских лож. - Тайная координация всех антирусских сил. - Создание верховного совета российских масонов. - Подрывная, подстрекательская роль международного масонства. - Масоны стремятся к власти.

Блок антирусских сил, созданный на парижском совещании оппозиционных и революционных партий, к концу 1905 года превратился в огромное преступное сообщество. Ядром и координирующим Центром этого сообщества стало либерально-масонское подполье, сконцентрировавшееся к тому времени, главным образом, в кадетской партии, руководство которой было чисто масонским. Это, конечно, не означало, что членов масонских лож не было в других партиях. Преимущественно масонским было руководство эсеровской партии. Принадлежали к масонству и некоторые соратники Ленина (Скворцов-Степанов, Луначарский и др.). Координация антирусских сил велась на внепартийном уровне чисто масонской конспирации. Как позднее признавалась жена одного из основателей «Союза освобождения» масона Прокоповича Е.Д. Кускова:

«Цель масонства политическая, работать в подполье на освобождение России (точнее, на ее разрушение - О.П.)… Почему выбрана была такая? Чтобы захватить высшие и даже придворные круги… Князей и графов было много… Движение это было огромно. Везде были „свои люди“. Такие общества, как вольно-экономическое, техническое были захвачены целиком. В земствах то же самое…»

Работа масонских организаций велась в строгой тайне. Нижестоящие в масонской иерархии не знали тайн вышестоящих. Рядовые масоны, выполняя приказания, не знали, от кого они исходят. Письменного делопроизводства и протоколов заседаний не велось. За нарушение дисциплины многие члены масонских лож подвергались процедуре радиирования (исключения) с обязательством соблюдать тайну под страхом смерти.

Ведение масонской интриги разрабатывалось на заседаниях во всех деталях с принятием всех возможных мер предосторожности, чтобы политические силы, среди которых масоны вели свою работу, не догадывались, что являются средством тайной политической манипуляции.

Прием новых членов осуществлялся очень разборчиво, искали их исключительно в среде себе подобных ненавистников исторической России, лишенных русского национального самосознания. Определенному члену ложи поручали собирать все необходимые сведения о кандидате, всесторонне обсуждали их на заседании масонской ложи, и после подробной проверки кандидату делалось предложение вступить в некое общество, преследующее «благородные» политические цели. Если кандидат соглашался, то его приглашали на предварительные переговоры, допрашивали по определенной схеме и только после всего этого проводили ритуальную церемонию посвящения в масоны. Новичок клялся соблюдать тайну и подчиняться масонской дисциплине. В 1905…1906 годы посвящением в масоны занимаются специальные эмиссары французской ложи Великий Восток Франции. Эмиссары, действовавшие под псевдонимом Сеньшоль и Буле, по сути дела, в те дни руководили российским масонством, привлекая туда нужные для себя элементы сомнительной порядочности и неразборчивости в средствах. Одного из будущих руководителей российского масонства М.С. Маргулиеса французские эмиссары посвятили сразу же в высокую масонскую степень 18 градуса в петербургской тюрьме «Кресты», где он сидел за политические преступления и связь с террористическими группами. Впрочем, в масонские сети порой попадались, чаще всего ненадолго, и порядочные люди. По рассказам писателя В.В. Вересаева (Смидовича), автора хороших книг, его в 1905 (или в 1906?) году приняли в масоны в Москве (Никитская, угол Мерзляковского, 15). Принимал его видный масонский конспиратор князь С.Д. Урусов («Записки губернатора»). Он же ввел туда будущего редактора «Известий», известного большевистского функционера Скворцова-Степанова. Там же был принят и другой писатель, И.И. Попов. Учрежденным в России ложам Великий Восток Франции предоставил особые права - они могли, не спрашивая санкции Парижа, открывать новые ложи. В силу этого права в 1908…1909 годах были открыты ложи в Нижнем Новгороде («Железное Кольцо», досточтимый мастер Кильвейн), Киеве (досточтимый мастер барон Штейнгель) и еще в четырех местах. Финансировал все эти ложи граф Орлов-Давыдов, «прославившийся» аморальным образом жизни. Как пишет «брат» Кандауров, происшедший с Орловым-Давыдовым «скандал» (иск к нему актрисы Пуаре о признании внебрачного ребенка), к которому так или иначе оказались прикосновенны и были вызваны в качестве свидетелей многие члены ложи «Северная Звезда», сильно повредили спокойствию организации.

«В организационном отношении каждая ложа имела председателя Венерабля, оратора и двух надзирателей, старшего и младшего, из которых младший исполнял функции секретаря. (…)

Все заседания открывал Венерабль, который на них и председательствовал. После открытия заседания все усаживались полукругом; Венерабль задавал традиционные вопросы: «Закрыта ли дверь?» и др.

Функции оратора сводились к наблюдению за соблюдением устава; он же и хранил устав, произносил приветственные речи новым членам…

Все члены ложи платили членские взносы, их принимал Венерабль и передавал секретарю Верховного Совета.

Конспирация и организация была выдержана последовательно и строго. Члены одной ложи не знали никого из других лож. Масонского знака, по которому масоны в других странах опознают друг друга, в России не существовало. Все сношения лож с другими ячейками организации происходили через одного председателя ложи - Венерабля. Членов ложи, которые раньше состояли в различных революционных организациях, поражала выдержанность и последовательность конспирации. Позднее, когда я был секретарем Верховного Совета и знал по своему положению почти всех членов лож, мне бывало почти смешно видеть, как иногда члены разных лож меня же агитировали в духе последнего решения Верховного Совета, не догадываясь, с кем имеют дело.

Вновь вступивший в ложу получал при приеме звание ученика. Через некоторое время, обычно через год, его возводили в степень мастера. Право решения вопроса, когда именно следует произвести подобное повышение, принадлежало ложе. Но иногда повышение в степень производили по инициативе Верховного Совета. В этих последних случаях действовали обычно соображениями политического и организационного характера, т.е. Верховный Совет считал полезным то или иное лицо, которым он дорожил, продвинуть вперед по лестнице масонской иерархии»

Руководящий орган российского масонства, Верховный Совет, контролировал всю работу масонских лож. Выборы в Верховный Совет были тайными. Имена лиц, вошедших в Верховный Совет, никому не были известны. Инструкции и приказы от Верховного Совета масонским ложам поступали через определенное лицо и только через это же лицо масонские ложи связывались с Верховным Советом.

Первоначально этот Верховный Совет существовал не как самостоятельная организация, а как совещание представителей русских лож, аффилированных к Великому Востоку Франции. В 1907…1909 годах Верховный Совет состоял из пяти человек. Председатель князь С.Д. Урусов, два заместителя - Ф.А. Головин (председатель второй Государственной Думы) и М.С. Маргулиес (кадет). Казначей - граф Орлов-Давыдов. Секретарь - князь Д.О. Бебутов, аферист, состоявший одно время осведомителем Министерства внутренних дел, и будущий немецкий шпион.

Российские масоны находились в постоянном контакте с политическими формированиями революционных партий и даже приглашали их представителей для «нравственной» поддержки своей террористической деятельности. Так, в начале 1905 года к руководителю боевой бандитской организации эсеров Гоцу в Ниццу приехал представитель левого крыла либералов из «Союза освобождения», связанный, в частности, с масоном Маргулиесом. По сообщению агента полиции Азефа, «этот представитель, скрывавшийся под фамилией Афанасьев, прибыл с предложением, чтобы партия эсеров оказала нравственное содействие образовавшемуся в Петербурге кружку (человек 15…18) крупной интеллигенции в террористических предприятиях, направленных против его Величества и некоторых лиц… Кружок состоит из литераторов, адвокатов и других лиц интеллигентных профессий (это и так называемое левое крыло либералов из Освобождения). Кружок обладает деньгами, Афанасьев говорил - 20000 рублей, и людьми для выступления. Афанасьев просил только, чтобы С.Р. оказали нравственное содействие, т.е. проповедовали эти акты».

Масонские организации оказывали всяческую поддержку представителям революционных бандформирований, попавшим в руки правосудия. Масоны осуществляют бесплатную юридическую помощь эсеровским и большевистским террористам. Масон П.Н. Малянтович, например, защищал большевиков В. Воровского и П. Заломова, масон М.Л. Мандельштам - политического бандита эсера И. Каляева и большевика Н. Баумана, масон Н.К. Муравьев - (уже позднее) целый ряд большевиков, виновных в государственных преступлениях и заговоре против Царя.

Вокруг тайных масонских лож существовал ряд нелегальных организаций, действовавших под управлением масонов. Часто это были спиритуалистские и теософские организации.

В 1906 году существует кружок «Спиритуалистов-Догматиков». Выходили журналы «Спиритуалист» и «Голос Всеобщей Любви», а также ежедневная газета «Оттуда». Издателем этих журналов был почетный гражданин Владимир Быков, по сведению полиции, занимавший степень мастера стула одной из масонских лож, поддерживая отношения с «правильными» масонскими организациями Петербурга и Чернигова. Он же и возглавлял кружок «Спиритуалистов-Догматиков» в Москве, выбирая из его членов «наиболее достойных» для посвящения в масонство. Как установила полиция, этот Быков был большой жулик, продавая среди некоторых мистически настроенных московских купцов разные магические приборы от всевозможных недугов, а также за плату в 300 рублей посвящающий всех желающих в обрядность «ордена розенкрейцеров».

Под стать ему был и Петр Александрович Чистяков, издатель журнала «Русский Франк-Масон». По сведению полиции (ноябрь 1908 года), он находился в звании Великого Мастера Великой Ложи «Астрея» (существующей в Москве чуть ли не с 1827 года), секретарем ложи была Тира Соколовская. Ложа находилась в Москве.

В январе 1906 года масоны изучают общественное мнение по отношению к своей организации. Иначе трудно оценить открытое объявление, опубликованное в некоторых московских газетах, в котором предлагалось вступить в возрождающееся общество масонов. В приглашении говорилось, что общество возникает в силу прав, дарованных российскому населению Манифестом 17 октября в том объеме, в котором оно существовало в XVIII веке. Вступить в общество приглашались «все честные и нравственные» люди без различия вероисповедания. Ответы о согласии вступить в члены общества должны были посылаться в 17-ое почтовое отделение предъявителю штемпеля «В.М.». Когда таких объявлений будет получено от 500 желающих вступить в общество, будет объявлено об общем собрании. Это объявление сразу же взяла на контроль полиция. Несмотря на широкую публикацию, желающих вступить в масоны среди русских людей оказалось очень мало.

Однако, говоря о масонах, нельзя не упомянуть группу людей из среды интеллигенции, формально не состоявших в ложах, но во всем поддерживающих масонскую идеологию и принимавших участие в политических мероприятиях «вольных каменщиков».

Как признается посвященная во многие масонские тайны Н. Берберова, кроме собственно масонов, в политическом мире России существовал значительный слой людей, «не посвященных в тайны, но знавший о тайнах, молчавший о них, создававших некую невидимую, но ощутимую защиту доверия и дружбы. Некий сочувствующий „арьергард“.

Берберова приводит список сочувствующих:

Гейден П.А., 1840 - 1907, граф, предводитель дворянства, председатель Вольного экономического общества. Вместе с Шиповым и Гучковым основатель партии октябристов;

Дмитрюков И.И., 1872-?, член Государственной Думы, октябрист, товарищ министра земледелия;

Игнатьев П.Н., 1870 - 1926, граф, министр народного просвещения;

Кривошеин А.В., 1857 - 1920, министр земледелия, инициатор «прогрессивного блока»;

Крупенский П.Н., 1863 - 192?, октябрист, член Государственной Думы, председатель центра IV Думы;

Покровский Н.Н., министр иностранных дел, товарищ председателя военно-промышленного комитета;

Саблин Е.В., советник русского посольства в Англии, личный друг одного из самых высокопоставленных масонов Маргулиеса;

Савич Н.Н., октябрист, член Государственной Думы, активный деятель военно-промышленных комитетов;

Шипов Д.Н., член Государственного Совета, одно время председатель партии октябристов. На его квартире в Петербурге 29-30 октября 1905 года обсуждалось положение о выборах в Государственную Думу (из 14 приглашенных по крайней мере половина - масоны). Близкий друг известных масонов Муромцева, Г.Е. Львова, Головина, Гучкова;

Щербатов Н., князь, министр иностранных дел, на частных собраниях с Поливановым и Кривошеиным обсуждал меры борьбы с председателем Совета Министров Горемыкиным, т.е. интриговал против Царя.

Изучая международные связи российского либерального масонского подполья, можно с полной уверенностью говорить об инициации и поддержке многих русских антиправительственных сил со стороны международного, и прежде всего французского масонства.

Международное масонство безоговорочно признало кровавую революционную бесовщину и личное участие масонов в войне против русского правительства. В обращениях иностранных масонских лож к своим собратьям в России выражались протесты против права русского государства защищать себя от действий подрывных антирусских сил. Так, например, на собрании миланской ложи «Разум» по поводу событий в России 1905 года было сделано следующее постановление:

«Ложа „Разум“, посылая братский привет новой русской масонской семье, которая мужественно начинает свое существование в печальную минуту для страны и среди все более и более свирепствующей реакции - выражает пожелание, чтобы новая масонская сила, вышедшая из народа и стоящая за народ, скоро получила возможность водрузить свое зеленое знамя над освобожденным отечеством и благородно отплатить за бесчисленные жертвы теократической реакции».

Подобные обращения направляют и другие масонские ложи, выражая готовность помочь русским масонам в борьбе против законного правительства, за свержение существующего государственного строя.

Русское правительство французские масоны называли «стыдом цивилизованного мира» и подстрекали граждан России восставать против него. Революционная бесовщина 1905 года была для масонов борьбой за «прогресс и просвещение». Когда в 1906 году Царь распустил Государственную Думу, члены которой грубо нарушали законы России, французский масон Баро-Формиер (ложа «Работа и Совершенствование») поддержал врагов Царя, назвав их мучениками и героями русской независимой мысли.

На приеме депутата I Государственной Думы Кедрина Великим Востоком Франции 7 сентября 1906 года Великий оратор этой ложи заявил: «Нам вменяется в долг не только поощрять русских, которые страдают от давящей тирании, но еще и доставлять им средства победить деспотизм…». И доставляли! 7 мая 1907 года масон Лейтнер дал в ложе «Правосудие» отчет о своем посещении Комитета по оказанию помощи русским революционерам. В отчете русской разведки справедливо отмечается, что «Великий Восток тем или иным образом помогает русскому революционному движению».

«Радикальное большинство Великого Востока, - сообщается в отчете, - сменяется в настоящее время большинством социалистическим и что на некоторых социалистических конгрессах (например, 1906 года) выставлено требование, чтобы все масоны-социалисты во всех вопросах, обсуждающихся в ложах, имели прежде всего в виду высшие интересы международного социализма, то в недалеком будущем можно ожидать от Великого Востока Франции самого широкого содействия противоправительственным планам русских революционных элементов. Что же касается настоящего времени, то по многим признакам Великий Восток уже пошел по этому пути, держа все свои решения и действия в строжайшей тайне».

Насколько большое значение французские масоны придавали сохранению тайны их антирусской деятельности, свидетельствует тот факт, что всю переписку, касающуюся России и русских масонов, хранил лично Главный Секретарь Великого Востока Нарцисс Амедей Вадекар.

Инициативы всеобщего разоружения и мирного сосуществования государств, выдвигаемые Николаем II, мировое масонство стараюсь использовать в своих целях.

Министр иностранных дел России Ламздорф в письме министру внутренних дел П.Н. Дурново от 14 декабря 1905 года отмечает:

«Я не мог не обратить внимания на все разрастающееся влияние на Западе масонства, которое, между прочим, явно стремится извратить основную мысль, положенную в основу первой Мирной Конференции и придать мирному движению характер пропаганды интернационализма.

Предпринятое в этих видах исследование, хотя еще и не конченное и весьма затрудняемое глубокой тайной, покрывающей действия центральной масонской организации, позволяет однако уже ныне прийти к заключению, что масонство деятельно стремится к ниспровержению существующего политического и социального строя европейских государств, к искоренению в них начал национальности и христианской религии, а также к уничтожению национальных армий».

Ламздорф просит Дурново силами министерства внутренних дел собрать подробные сведения о масонском движении в России. Однако в ответ получает уклончивую отписку, косвенно подтверждающую упорные слухи о покровительстве Дурново масонской организации. Вместо того, чтобы исследовать вопрос, Дурново отвечает, что «исследование действий масонской организации и предполагаемого распространения масонского учения в Империи связано при настоящих обстоятельствах со значительными трудностями, не позволяющими ожидать успешных результатов от могущих быть принятыми в этом направлении мер». Дурново, безусловно, лукавил, ибо русская полиция к тому времени уже располагала определенным материалом о подрывной деятельности масонских лож.

Если Дурново сам и не был связан с масонами, то, давая такой уклончивый ответ, возможно, выполнял инструкции Витте, не желавшего выступать против масонства. Опытный политик, к тому же друживший со многими лицами, принадлежность которых к масонству не вызывает сомнения, Витте прекрасно понимал, где координируются и регулируются силы антиправительственной оппозиции.

До сих пор продолжает поддерживаться миф о том, что либерально-масонские круги, и прежде всего выросшие из подпольного масонского «Союза освобождения» кадеты, после Манифеста 17 октября перестали выступать против Царя и пошли на сотрудничество с ним. Миф этот был создан большевиками, стремившимися преуменьшить роль кадетов в разрушении Царской власти и преувеличить свою. Исторические факты неопровержимо свидетельствуют совсем о другом.

У Царя в то время не было более последовательного и организованного врага, чем кадетская, а точнее либерально-масонская оппозиция. Именно в либеральных кругах вынашивалась тогда мысль о физическом уничтожении Царя. Личный друг одного из основателей российского масонства и «Союза освобождения» М.М. Ковалевского князь Д.О. Бебутов, в особняке которого собирался Кадетский клуб, в своих воспоминаниях рассказывает, как передавал руководителям эсеровской партии 12 тысяч рублей для убийства Николая II.

Еще одно покушение на Царя с участием масонов готовилось эсерами в 1906 году. Разрабатывались планы, в которые входило приобретение подводной лодки для нападения на Николая II во время летнего отдыха. Одновременно масон Н.В. Чайковский для организации этого покушения передал чертеж специального самолета, с которого и собирались осуществить убийство. В 1907 году эсеровская партия проводит в Мюнхене опыты в области самолетостроения. Однако последовавшее затем разоблачение Е. Азефа, отвечавшего за это дело, разрушило планы эсеровских и масонских конспираторов.

Либерально-масонское подполье одобряло и тайно поддерживало революционный террор. При подготовке вооруженного восстания в Москве власти захватили документы, из которых неопровержимо следовал вывод о преступной связи революционеров и либералов и о финансовой поддержке последними беспорядков в России.

После появления Манифеста 17 октября либерально-масонское подполье, легальными выразителями которого стали кадетская партия, Бюро земских съездов и некоторые другие общественные организации, почувствовало себя хозяином положения и поставило вопрос о захвате власти. Причем их уже не устраивало предложение Витте занять в новом правительстве ряд важных министерских постов (кроме финансов, иностранных дел, военного и морского). Приглашались в новый кабинет такие представители «прогрессивной общественности», как А.И. Гучков, М.А. Стахович, Е.Н. Трубецкой, С.Д. Урусов и Д.Н. Шипов.

Бюро земских съездов, куда Витте обратился со своим предложением, ответило ему через свою делегацию, что требует созыва Учредительного собрания для выработки новой конституции.

На съезде «русских земских людей», состоявшемся 6…13 ноября 1905 года в доме масона графа Орлова-Давыдова, «земские люди» объявили себя представительным органом и потребовали предоставления им чуть ли не прав Учредительного собрания.

Ядро и руководящая верхушка съезда состояли преимущественно из масонов. Председателем съезда был масон И.И. Петрункевич, его заместителями - А.А. Савельев, масон Ф.А. Головин, Н.Н. Щепкин, секретарями масон Н.И. Астров, Т.И. Полнер и масон В.А. Розенберг.

Здесь были представлены все лидеры либерально-масонской оппозиции - князь Долгоруков, князь Голицын, князья Трубецкие, Д.Н. Шипов, Ф.А. Головин, граф Гейден, С.А. Муромцев, Стаховичи, Р.И. Родичев, В.Д. Кузьмин-Караваев, князь Г.Е. Львов, П. Милюков. Как позднее признавался один из участников либеральномасонского подполья, эти люди не хотели унизиться до совместной работы с царской властью, а соглашались быть только хозяевами России.

«Если бы конституционалисты-демократы, либералы пришли ко мне тогда на помощь, - говорил Витте корреспонденту ньюйоркской еврейской газеты „День“ Бернштейну, - у нас в России теперь был бы настоящий конституционный строй. Стоило бы тогда вождям кадетской партии - профессору Павлу Милюкову, Гессену и другим - поддержать меня, у нас теперь была бы совершенно иная Россия. К сожалению, они так увлеклись своим энтузиазмом, что рассуждали по-детски. Они тогда хотели не такого образа правления, который во Франции существует теперь, а желали одним прыжком учредить в России французскую республику далекого будущего».

Конечно, дело было не в «детских» рассуждениях кадетов, просто они не верили в русский народ, считали его безликим статистом, который послушно идет в ту сторону, куда ему велит идти закулисный режиссер.

Либерально-масонское подполье верило в действенность вооруженного восстания и антирусский террор, которые затевались по всей России. И, наконец, подпольщики верили в поддержку международного масонства, которая, как мы видели, была вполне реальна.

С позиций сегодняшних исторических знаний можно сделать неопровержимый вывод, что если бы либерально-масонское подполье хотело бы остановить кровопролитие в конце 1905 года, оно смогло бы это сделать. Но оно этого не хотело и, более того, специально провоцировало затяжной государственный кризис, рассчитывая свалить Царя и захватить власть.

Тайная история масонства...

Благодаря своему местоположению, а также культурному наследию Орловская губерния считалась не только центром, но и сердцем России. Создание ее главного города Орла связано с правлением Ивана Грозного, а формирование вокруг него губернии происходило во времена Екатерины Великой.

Что же представляла собой губерния и ее главный город, можно узнать из статьи.

Место расположения

Орловская губерния была частью Российской империи, а позже Советской России. Она существовала с 1796 по 1928 год. Располагалась в европейской части страны, с ней граничили следующие губернии:

  • Калужская, Тульская, Курская (север).
  • Курская (юг).
  • Воронежская (восток).
  • Смоленская, Черниговская (запад).

Площадь составляла более сорока шести километров квадратных, а население достигало двух миллионов человек. Главным городом был Орел.

История земли

Орловская губерния была создана в восемнадцатом веке, но еще до того на этих землях жили славяне. Древнейшими обитателями считаются вятичи. В одиннадцатом веке они создали первые города для защиты от враждебных племен половцев и печенегов.

До шестнадцатого века земли были подвержены многочисленным нападениям и разорениям из-за монголо-татарского нашествия, а позже владычества Литвы и Польши. Одним из значимых в этот период являлось Брянское княжество, располагавшееся на землях будущей губернии.

История Орловской губернии связана с появлением города Орла. Годом его возникновения считается 1566-й. С этого времени формируется Орловский уезд. К восемнадцатому веку Орловская провинция была частью Киевской губернии, а позднее относилась к Белгородской, пока со временем не стала административно-территориальной единицей империи.

История губернии

В 1778 году императрицей Екатериной Второй был издан Указ, в результате которого была учреждена Орловская губерния. Изначально ее разделили на тринадцать уездов, хотя на протяжении истории их количество менялось. Политическим, религиозным, культурным центром стал город Орел.

После 1917 года губерния просуществовала еще одиннадцать лет, пока ее не упразднили. К 1937 году была создана Орловская область, в которую вошла часть бывшей губернии. Главным городом в образованной области вновь стал Орел.

Город Орел

Орловская губерния, фото которой представлены в виде всегда была связана со своим центральным городом. Основали его в 1566 году (по упоминанию в В это время по указу Ивана Четвертого Грозного основали крепость Орел с целью защитить южные границы царства.

С 1577 года здесь размещалась казачья слобода. Жили в ней городские казаки. В слободе была своя деревянная церковь, которая называлась Покровской.

В 1605 году город занял Лжедмитрий Первый с войском. А спустя еще два года он стал резиденцией Лжедмитрия Второго. Через несколько лет город был полностью разрушен поляками во главе с А. Лисовским. Восстановили его лишь в 1636 году, поскольку он имел особое значение в охране русских земель от татарских набегов.

Постепенно граница царства отодвигалась на юг. Поэтому в начале восемнадцатого века крепость в Орле была упразднена, утратив свое оборонное значение. Город начал специализироваться на хлебной торговле, а также стал центром созданной Орловской провинции, которая впоследствии преобразовалась в губернию, а в современное время является областью Российской Федерации.

Развиваться город стал в девятнадцатом веке. В этот период было уложено дорожное покрытие, создана городская профессиональная пожарная охрана, установлено телеграфное сообщение, развивалось банковское дело, появился водопровод. Проложенное железнодорожное и шоссейное покрытие связало Орел с землями Украины, Поволжья, Прибалтики и, конечно, Москвы. Это позволило ему стать крупным транспортным центром.

Известные люди губернии

Описание Орловской губернии было бы не полным без упоминания о выдающихся личностях края. На землях располагалось множество поместий известных в России дворянских родов. Связаны с Орловщиной имена таких писателей, как Тургенев И. С., Фет А. А., Пришвин М. М., Писарев Д. И.

Связывают появление большого количества писателей, философов, историков на этих землях с ее прекрасной природой, исконной народной культурой и мудрыми крестьянскими традициями.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.