Страстная неделя. Страстная неделя – календарь и хронология событий. На страстной неделе

На Страстной неделе

Жених в полуночи грядет!

Но где же раб Его блаженный,

Кого Он бдящего найдет,

И кто с лампадою возжженной

На брачный пир войдет за Ним?

В ком света тьма не поглотила?

О, да исправится, как дым

Благоуханного кадила,

Моя молитва пред Тобой!

Я с безутешною тоскою

В слезах взираю издалека

И своего не смею ока

Вознесть к чертогу Твоему.

Где одеяние возьму?

О, Боже, просвети одежду

Души истерзанной моей,

Дай на спасенье мне надежду

Во дни святых Твоих Страстей!

Услышь, Господь, мои моленья

И тайной вечери Твоей,

И всечестного омовенья

Прими причастника меня!

Врагам не выдам тайны я,

Воспомянуть не дам Иуду

Тебе в лобзании моем,

Но за разбойником я буду

Перед Святым Твоим крестом

Взывать коленопреклоненный:

О, помяни, Творец вселенной,

Меня во царствии Твоем!

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

VII. Великие дни страстной седмицы. По прошествии субботнего дня, в который Иисус пришел в Вифанию, множество Идуеев, проходивших в Иерусалим по случаю наступающего праздника Пасхи, узнав, что Иисус остановился в доме Лазаря, поспешили туда, чтобы увидеть Его, сотворившего

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему на неделе о мытаре и фарисее не соблюдаются среда и пятница как постные дни? иеромонах Иов (Гумеров)Притча о мытаре и фарисее образно выражают ту духовную истину, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Фарисеи были представителями

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Первый день по неделе, Понедельник. глава отсутствует

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Второй день по неделе, Вторник. глава отсутствует

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Средний день по неделе, Среда. глава отсутствует

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Четвертый день по неделе, Четверток. глава

Из книги Пасхальная книга для детей [Рассказы и стихи русских писателей и поэтов] автора Антология

Пятый день по неделе, Пяток. глава отсутствует

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Шестой день по неделе, Суббота. глава отсутствует

Из книги Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника автора Кавелин Леонид

Первая неделя по неделе всех святых Память преподобного отца нашего Феолипта, епископа Филадельфийского (память его совершается в первую неделю по неделе всех святых) Богомудрый отец наш Феолипт родился в г. Никее в малой Азии, около 1252 г. Император византийский Михаил

Из книги Повести и рассказы автора Чехов Антон Павлович

СТРАСТНОЙ МОНАСТЫРЬ «В селе Палицы, принадлежавшем нижегородской вотчине князя Б. М. Лыкова, была одна женщина, одержимая бесом. После семи лет тяжелых страданий обратилась она с молитвой к Божьей Матери и просила избавить ее от бесовского мучения. И дала обет: в случае

Из книги автора

У всенощной на Страстной неделе На улице шумной – вечерняя служба во храме. Вхожу в этот тихий, манящий к раздумью приют, Лампады и свечи мерцают в седом фимиаме, И певчие в сумраке грустным напевом поют: «Чертог Твой я вижу в лучах красоты и сиянья, Одежды же нет у меня,

Из книги автора

На Страстной неделе Жених в полуночи грядет! Но где же раб Его блаженный, Кого Он бдящего найдет, И кто с лампадою возжженной На брачный пир войдет за Ним? В ком света тьма не поглотила? О, да исправится, как дым Благоуханного кадила, Моя молитва пред Тобой! Я с безутешною

Из книги автора

Страстной четверг Вчера я исповедовался во второй раз в моей жизни. Со страхом пошёл я за ширмочки, где сидел священник в чёрной епитрахили. Перед ним, на аналое, лежали Крест и Евангелие. Сегодня я приобщался и целый день не бегал, а всё сидел возле бабушки и читал ей

Из книги автора

Четверг страстной недели Наступил праздник Пасхи. Иисус Христос велел своим ученикам, Петру и Иоанну, приготовить Пасху. И они спросили его, где же они могут это сделать:– При входе в город вы встретите человека с кувшином воды. Идите за ним в дом, куда он войдёт, и скажите

Из книги автора

Страстной путь Пилатов дом. – Место бичевания. – Арка «Се Человек». – Место первого падения под Крестом Искупителя. – Австрийский странноприимный дом. – Место домов евангельского богача и Лазаря. – Место встречи Божественного Страдальца с Симоном Киринейским. –

Из книги автора

На Страстной неделе – Иди, уже звонят. Да смотри не шали в церкви, а то Бог накажет.Мать сует мне на расходы несколько медных монет и тотчас же, забыв про меня, бежит с остывшим утюгом в кухню. Я отлично знаю, что после исповеди мне не дадут ни есть, ни пить, а потому, прежде

В стихотворении «На Страстной» описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения – изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня, темноты и света, зимы и весны, что подтверждают средства контраста (ночная мгла – рань на свете; земля голым – гола – колеблется земли уклад). Особенные метафоры и эпитеты создают впечатление подвижности перемен, которые охватили весь мир (март разбрасывает снег; сады выходят из оград; вода буравит берега и вьет водовороты).

Прием психологического параллелизма – основной принцип построения произведения. Б. Пастернак показывает внешний мир параллельно внутреннему, поэтому напряженная борьба стихий происходит не только в природе, а и в душе лирического героя. Перед нами разворачивается символический пейзаж: деревья, сады, вода, лес, утро, март принимают участие в библейском сюжете про Страстную неделю. Это полная аллегория, с помощью которой автор утверждает мысль о том, что настоящая жизнь человека (как и жизнь природы) – всегда борьба добра и зла, жизни и смерти. Страдания Христа, его распятие и Воскресение должны напомнить каждому про его собственный выбор.

Вообще же и в романе о докторе Живаго, и в стихотворениях, написанных от его имени, отчетливо видна одна мысль, мысль о том, что наша судьба предрешена, ее нельзя изменить и нет смысла бороться со стихией. Эта мысль высказывается автором и в стихотворении «Гефсиманский сад»:

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Может быть именно поэтому, из-за этой предрешенности Юрий Андреевич выступает в романе таким безвольным человеком. Возможно он просто понимает, что бороться со стихией бесполезно, что нужно просто покориться судьбе, ведь изменить ничего нельзя. Герой безропотно принимает то, что преподносит ему стихия, и не пытается удержать того, что она отнимает.

В стихотворениях Юрия Живаго присутствует, как ив романе, стихия страсти:

Сними ладонь с моей груди,

Мы провода под током.

Друг к другу вновь, того гляди,

Нас бросит ненароком.

(«Объяснение»)

И герой покоряется и ей тоже. Он дает закружить себя в эту круговерть, как бы желая посмотреть, куда его занесет. Он знает, что стихия страсти может погубить, но это сладкая гибель:

Ты – благо гибельного шага.

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты – отвага,

И это тянет нас друг к другу.

И он, зная о возможной гибели, не пытается защищаться, спастись, это не его доля:

Мы брать преград не обещали,

Мы будем гибнуть откровенно.

Из этого стихотворения («Осень») мы видим, что герой прекрасно

понимает, что его несет стихия на погибель, но он сознательно подчиняется этому – «мы будем гибнуть откровенно».

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Борис Леонидович Пастернак – поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть...
  2. В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл...
  3. В 18 лет Борис Пастернак влюбился в московскую красавицу Иду Высоцкую. Которая была завидной невестой, так как являлась дочерью состоятельного...
  4. Стихотворение «Степь» (1917) принадлежит к философской лирике Пастернака: дан не отдельный пейзаж, картинка природы, а целостный образ мироздания: Тенистая полночь...

На мой взгляд, неоспоримое достоинство стихов Бориса Пастернака на библейские темы – его умение вплетать библейские цитаты в стихотворный метр, почти не изменяя их. Поэтому, если у других поэтов мы видим что угодно – размышления, переживания, собственные рефлексии на библейские темы, то Пастернак – удивительно объективен.

Тексты Писания в его стихотворениях живут, как драгоценные камни в оправе – не теряя собственного блеска, они приобретают и что-то еще: настроение и те образы и идеи, над которыми размышляет поэт. В итоге и сам библейский сюжет, мимо которого легко пройти, потому что «я это уже много раз слышал», обретая новые краски, остается в сознании читателя.

Среди «Стихотворений Юрия Живаго» библейским сюжетам формально посвящены шесть – «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина I», «Магдалина II», «Гефсиманский сад». Но, поскольку в нашу задачу не входит академический анализ стихотворного цикла, мы выберем из них произвольно лишь те, которые соотносятся с идеями и настроением Страстной седмицы.

Великий Понедельник

Чудо

Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.

И так углубился он в мысли свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило дотла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Повествование о бесплодной смоковнице – евангельское событие Великого понедельника. Однако поэт находит в этом сюжете свои акценты.

Во-первых, это – состояние природы. Началась Страстная – и весь мир замер в предчувствии грядущих событий. Не двигаются дым, камыш, Мертвое море. Настроение горечи поддерживает и запах полыни, внезапно возникающий то ли в округе, то ли в мешающемся сознании Христа (и ощущение здесь явно важнее вопроса о том, растет ли полынь в Палестине и может ли пахнуть в это время года).

Новое значение приобретает и сама смоковница, «обидная и недаровитая». У нее был шанс утешить Бога в Его страданиях. И вместо этого она дарит Ему встречу «безотрадней гранита».

Завершается стихотворение обращением, пожалуй, к главной теме недели. Грядущего Воскресения автор здесь не упоминает, но рассуждает о качествах чуда, подчеркивая его всесилие, независимость от наших настроений и неожиданность:

Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Каким бы ни было наше настроение и состояние к концу Страстной седмицы, ее главное чудо обязательно случится.

После вступления Иисуса в Иерусалим (Вербное воскресенье) начинается Страстная неделя – последняя неделя перед Пасхой, названная так в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Это последняя неделя перед распятием Спасителя, в которую Он был осужден на страдания и мученическую смерть. Все дни Страстной недели верующие называют Великими, и второе название этой недели - Великая седмица. Каждый день Страстной недели посвящен определенному евангельскому событию.
Особенно важными являются дни - четверг, пятница и суббота, в четверг Иисус был предан и арестован, в пятницу - распят, в субботу - погребен. В последний день Великой седмицы - в воскресенье - почитается главное событие, составляющее основу христианского учения - Воскресение Христа, в этот день верующие с ликованием празднуют Пасху Христову.

Великий понедельник
В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный завистливыми братьями в Египет за 20 сребреников, как прообраз страдающего Иисуса Христа, проданного за 30 сребреников, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий вторник
В Великий вторник верующие вспоминают, как Христос учил в Иерусалимском храме, обличал фарисеев и книжников, и народ почитал Его за пророка, а первосвященники и старейшины хотели напасть на Него, но не решались. В этот день также воспоминают притчи, произнесенные Им в храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Великая среда
В этот день в селении Вифания в доме Симона прокаженного, где остановился в ночь на среду Иисус, некая «грешница» возлила драгоценное миро на Его главу. Тем самым, как сказал Христос, она приготовила Его к погребению. Здесь же в душе Иуды родилось преступное намерение предать своего Учителя совету первосвященников и книжников, который уже решил взять Христа хитростью и убить Его.
В церковной службе в среду Страстной седмицы прославляется «грешница» и осуждается сребролюбие и предательство Иуды. В этот день на вечерней службе все верующие стараются исповедаться..

Великий четверг
В Великий четверг или Чистый четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (от греческого «благодарение») - таинства причащения Тела и Крови Христовых. На последнем ужине с учениками в Сионской горнице Христос совершил омовение ног своим ученикам и предсказал, что Пётр трижды отречется от него («прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня»), и хотя Пётр это горячо отрицал, через несколько часов, после того, как Иисуса арестовали, именно так и случилось. После Тайной вечери Христос с учениками вышли в Гефсиманский сад, где Христос молился, чтобы Его миновала чаша сия (Моление о чаше). Затем своим предательским поцелуем Иуда указал на Учителя, и его взяли под стражу.

Великая пятница
Великая пятница - самый скорбный день церковного года, в этот день Иисус был осужден, распят и умер на Кресте, искупая человеческие грехи.
На утренней читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых. На вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». В православии с закатом солнца до окончания пасхального богослужения существует традиция воздерживаться от пищи.

Великая суббота
В субботу, согласно учению Церкви, тело Христа «пребывало во гробе», но душою Спаситель сошел в ад и извел из него души праведников.
В этот день после утреннего богослужения совершается освящение пасхальной еды - куличей, яиц, пасхи. В Иерусалиме сходит Благодатный огонь. Вечером верующие собираются в храмах на торжественное богослужение, чтобы встретить Воскресение Христово.

Романов Константин
Н а С т р а с т н о й н е д е л е.

Жених в полуночи грядет!
Но где же раб Его блаженный,
Кого Он бдящего найдет,
И кто с лампадою возженной
На брачный пир войдет за Ним?
В ком света тьма не поглотила?

О, да исправится, как дым
Благоуханного кадила,
Моя молитва пред Тобой!
Я с безутешною тоской
В слезах взираю издалека
И своего не смею ока
Возвесть к чертогу Твоему.
Где одеяние возьму?

О, Боже, просвети одежду
Души истерзанной моей,
Дай на спасенье мне надежду
Во дни святых Твоих Страстей!
Услышь, Господь, мои моленья
И тайной вечери Твоей,
И всечестного омовенья
Прими причастника меня!

Врагам не выдам тайны я,
Воспомянуть не дам Иуду
Тебе в лобзании моем,
Но за разбойником я буду
Перед Святым Твоим крестом
Взывать коленопреклоненный:
О, помяни, Творец вселенной,
Меня во царствии Твоем!

Страстная Среда 1887, Мраморный дворец

В первой строфе стихотворения упоминается притча о рабах, ожидающих господина (Лк.12:35-40), в которой говорится, что "блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими" и, более красочно повествующая о том же, притча о 10 девах .(Мф. 25:1-13). Девы должны были ждать пришествия Жениха, под которым в Евангельских притчах подразумевается Иисус Христос. Пять мудрых дев запасли достаточно масла для светильников и были готовы к Его приходу. А 5 неразумных не запасли масла, поэтому их светильники к приходу Жениха погасли. Добыть масла им уже не удалось и двери брачного пира были перед ними закрыты. Светильники - это человеческие души, а масло - добродетели. Притчи говорят о том, что надо заботиться о своей душе и быть готовым в любой момент предстать перед Христом.

Во второй строфе можно проследить притчу о брачном пире ., излагаемую в Евангелиях от Луки (Лк. 14:16-24) и Матфея (Мф. 22:1-14). В ней говорится о том, что, приготовив брачный пир для своего сына, царь приглашал гостей, но многие отказались, сославшись на неотложные дела. Раз званые не пришли, велено было собирать всех, кто попадется. И один человек на пиру оказался не в брачной одежде, т.е.совершенно не готовый к празднеству, но думающий, что может принять в нем участие. И он с позором был изгнан без надежд на воскресение.

Под всечестным омовением (третья строфа) понимается омовение Господом ног своим ученикам на Тайной вечере.(Ин. 13:3-17). Это символизирует крайнее смирение, обряд омовения ног в Великий Четверг сохранился в Церкви до наших дней.

В четвертой строфе вспоминается лобзание Иуды, который поцеловал Христа в Гефсиманском саду, тем самым указав стражникам, кого надо арестовать.(Мф. 26:47-49; Мк. 14:44-45; Лк. 22:47-48). Далее поэт упомянул о благоразумном разбойнике, распятом справа от Христа, который сказал товарищу, распятому слева от Христа, что они-то достойны казни по злым делам своим, а Христос без вины страдает. Этот разбойник раскаялся и просил Иисуса помянуть его в Царствии своем (Мф. 27:44; Мк. 15:32; Лк 23:39-43; Ин. 19:18), понимая, что большего недостоин.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.