Урок стрекоза и муравей с ууд. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей. Что летом родится, то зимой пригодится

Конспект урока чтения: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова, раскрыть мораль произведения.

Развивать логическое мышление, внимание, беглое, правильное, выразительное чтение.

Расширять кругозор, словарный запас.

Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: предметные картинки или слайды из презентации к уроку, опорные карточки, декорации, костюмы действующих героев басни, учебник, доска.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

Прежде, чем приступить к работе над домашним заданием, проведем разминку, подготовим речевой аппарат.

Поиграем, представьте, что вы сейчас не просто ученики, а поэты. Кто такой поэт?

На доске записаны слоги - это начало предложения, нужно закончить его так, чтобы получилась рифмовочка.

(Используются слайды из презентации к уроку)

Са-са-са-са … (картинка с изображением осы ) Прилетела к нам оса.

За-за-за-за … (картинка с изображением стрекозы) Ах, какая стрекоза!

Ма-ма-ма-ма … (картинка с изображением зимнего пейзажа) Приближается зима.

Су-су-су-су… (картинка с изображением заблудившихся в лесу детей)

Заблудились мы в лесу.

Рок-рок-рок-рок… - Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Какое произведение готовили к уроку?

(«Лягушка-путешественница» Всеволод Гаршин.)

* Работа с I частью произведения.

А) выборочное чтение:

* где жила лягушка.

* как ей жилось на белом свете.

Иллюстрация с изображением болота и сидящими в нем лягушками. Найти и показать лягушку, о которой идет речь в произведении.

(Лягушка, сидящая на коряге, торчащей из воды)

* Работа со II частью произведения

Скажите, кто посетил болото, где жила лягушка?

Прочитайте, как утки расхваливали юг?

* Работа с III частью произведения

Рассказ по иллюстрации (стр. 37)

Расскажите, какой эпизод сказки здесь изображен?

Какое качество характера присуще лягушке?

Добралась ли лягушка до юга? Почему?

Какое качество характера ей помешало?

Чему учит сказка? Что хотел сказать автор?

Докажите, что это произведение- сказка.

  1. Физкультминутка.

Раз, два- закачались деревца. (Покачивание руками над головой).

Ветер тише, тише, тише, (Руки опустить и присесть на корточки).

Деревца все выше, выше! (Встать на носочки, руки поднять вверх и потянуться).

V. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова.

(На доску вывешивается или проектируется на экран портрет Крылова).

Иван Андреевич Крылов- известный русский баснописец. Его басни читают в Англии и во Франции, в Америке и в других странах. А в Санкт- Петербурге ему поставили памятник, у ног писателя собрались герои его басен.

(Показ иллюстраций к басням Крылова).

Что такое – басня?

(Басня- это стихотворение, где главными действующими лицами (у Крылова) являются животные, а подразумеваются люди. В басне высмеиваются отрицательные черты человека).

Все предметы распределены по группам, существует группа «ягоды», «грибы», «мебель». А к какой группе отнесем стрекозу и муравья?

(Показ картинок: стрекоза, муравей).

  1. Первичное знакомство с басней.

Сценка «Стрекоза и Муравей».

  1. Проверка восприятия .

- Почему Стрекоза поползла к Муравью?

Почему он отказал ей в помощи?

4. Подготовка к беглому чтению.

Доска: по: п/ ры/ гу:нь/я

Ог/ля/ну/ла:сь

Со:б/ра:ть/ся

С:т:ра:н/но чтение с наращиванием

В:с:к:ру/жи/ло чтение с наращиванием

5.Слоговое чтение со звуковым ориентиром + словарная работа по ходу чтения.

  • попрыгунья – беззаботная, не думает о завтрашнем дне
  • зима катит в глаза – наступила зима
  • помертвело чисто поле – поле покрыто снегом
  • злой тоской удручена – холод и голод заставил идти к Муравью
  • до вешних дней – до весны

6. Выявление качеств характера Стрекоза и Муравья.

Как жилось Стрекозе летом?

Почему же она отравилась к Муравью?

Какая Стрекоза? (Какие черты характера ей присущи?)

Назовите черты характера Муравья?

(На доску прикрепляются опорные карточки).

7. Повторное чтение. (Работа над правильностью чтения и выразительностью).

1. Каким настроением пронизана басня? (Веселым, грустным)

2. Как жилось летом Стрекозе?

3.Что принесла с собой зима? С какой интонацией в голосе нужно читать эти строки?

  1. Какой была Стрекоза летом? А с наступлением зимы? Передайте это голосом при чтении.
  2. Как звучит голос Стрекозы?
  3. А голос Муравья?
  1. Итог урока.

Найдите в тексте басни слова, в которых выражена главная мысль басни.

Ты все пела: это дело!

Так пойди, же попляши!

Как понимаете смысл этих слов?

Чему учит эта басня?

Какие пословицы подходят к басне?

  • Кто не работает, тот не ест.
  • То труду и награда.

VI. Домашнее задание: выучить басню.


БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.

Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей ».

Цели : Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

Задачи :

Развивающие:

Развивать умение детей выразительно и ясно излагать свои мысли, умение поддерживать беседу. Развивать познавательный интерес к научному познанию космического пространства, творческое мышление и воображение, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность, развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.

Предварительная работа : знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями.

Оборудование : мнемо – таблица, презентация по теме.

Слово воспитателя : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам прочитаю перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России! Меня зовут Джейк. Я живу в жаркой стране под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И.А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня. Может быть вы мне поможете?»

Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.

Воспитатель раздает мнемо-таблицы к басне.

Презентация «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».-
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Беседа по басне:

  1. С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
  2. Почему муравей отказал в помощи?
  3. Чем занималась стрекоза все лето?
  4. Чем занимался муравей?
  5. Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?

Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. »

Заучивание басни с помощью мнемо- таблицы.

Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
  3. Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать следующие загадки.

  1. Не хочу читать, писать,

Папе с мамой помогать…

Поработай моя тень

Самому мне что то….(лень).

  1. Кому не скучно никогда?

Работа, труд его боится.

Он мастер дел и всеми любимый

Человек ….(трудолюбивый).

Хоровое чтение басни с помощью мнемо- таблицы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». А теперь давайте, ответим на вопрос африканца Джейка: чему учит нас эта басня?

Обсуждение ответов.

Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия.

Знакомство с басней Крылова « Стрекоза и муравей ».

Цели : Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

Задачи : развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.

Предварительная работа : знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями.

Оборудование : мнемо – таблица, презентация по теме.

Слово воспитателя : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам прочитаю перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России! Меня зовут Джейк. Я живу в жаркой стране под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И.А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня. Может быть вы мне поможете?»

Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.

Воспитатель раздает мнемо-таблицы к басне.

Презентация «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».-
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Беседа по басне:

  1. С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
  2. Почему муравей отказал в помощи?
  3. Чем занималась стрекоза все лето?
  4. Чем занимался муравей?
  5. Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?

Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. »

Заучивание басни с помощью мнемо- таблицы.

Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
  3. Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать следующие загадки.

  1. Не хочу читать, писать,

Папе с мамой помогать…

Поработай моя тень

Самому мне что то….(лень).

  1. Кому не скучно никогда?

Работа, труд его боится.

Он мастер дел и всеми любимый

Человек ….(трудолюбивый).

Хоровое чтение басни с помощью мнемо- таблицы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». А теперь давайте, ответим на вопрос африканца Джейка: чему учит нас эта басня?

Обсуждение ответов.

Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».


Конспект урока по литературному чтению (в соответствии с ФГОС)

И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей" в 4 классе

Панфилова Галина Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское

Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.


Тип урока: Открытие новых знаний.


Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.


Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.


Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, ЭОР, памятки для учащихся по работе с басней, сигнальные карточки, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.4 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы. (Слайд название учебного предмета)
2. Актуализация знаний.
Демонстрация флеш-анимации.
- Нанесите на карту литературных жанров названия или часть текста произведений.
- Какого литературного жанра не хватает? (Басни.)
- Чему посвящен сегодня урок? (басне)
- Вспомним, что такое басня? (Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки) Слайд (определение термина басня)
- А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль). Слайд (определение: Мораль - нравственное наставление автора. Мораль чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.)
- А как называют автора басни? (Баснописец)

Работа с иллюстрацией
- Посмотрите иллюстрации на доске.
-Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (Слайд: портрет И.А.Крылова)
Рассказ учителя: - Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». Строки его басен стали пословицами и поговорками.
3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.
- Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)
- Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно - выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).-
- А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.
Речевая разминка:
Речевые упражнения (текст на слайде)
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
- А почему именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)
-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.(Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей - подготовленные учащиеся.)
- Давайте послушаем рассказы героев о себе. (Приложение 1)
- Какими вы их представляете?
Парная работа. Определите черты характера главных героев. (О стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д., о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.)
Проверка работы.
Первичное восприятие текста
-А теперь давайте прослушаем текст басни. Какими в ней показаны герои?
(Слушание басни в аудиозаписи)
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются)
-Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.
Физминутка.
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело - ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.
Самостоятельная индивидуальная работа
-Прочтите басню в учебнике самостоятельно и ответьте на вопрос: сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет)
- Значит, чтобы найти смысл поучения басни, нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в ваших памятках к работе с литературными произведениями (http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm «Памятки для чтения»)
- Исследование будем проводить, работая в группах. Памятки на столе. (Приложение 2)
4.Этап открытия нового знания:
(Работа в группах (две) и повторение правил групповой работы
- Вспомним правила работы в группе: (на слайде)
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение.
Капитан определяет выступающего.
Самостоятельная работа в группах.
5.Этап применения нового знания:
-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по - очереди.
Викторина (по 6 вопросов каждой группе)
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Чтобы понять незнакомые слова и выражения, которые встретились в басне, выполним задание:
- Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд)
Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения)

Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена. Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
3. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
4. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
5. Настали ли нужда и голод для Муравья?
6. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
7. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
8.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
9. Как вы относитесь к Стрекозе?
10. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
11. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
12. Чему учит нас эта басня? Какова мораль? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.
6.Рефлексия. Итог урока:
Вывод по проблеме:
Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений –зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других - красный
7. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Приложение 1
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

Приложение 2

Памятка к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто является главными героями в басне?
4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что осуждается в басне?
6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7.Что должен понять из этой басни читатель?
8.Какое выражение басни стало крылатым?


Ирина Садовникова
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий.

Т Е М А :

Знакомство с басней И . А. Крылова «Стрекоза и Муравей »

Подготовительная группа.

Провела :

Воспитатель :

Садовникова Ирина Вячеславовна.

Предварительная работа :

Использование социо-игровых приемов для стимулирования мыслительной деятельности , развития интереса к художественной литературе :

Работа в микрогруппах

Обучение аргументации выводов

Обозначение характера персонажей сказок линией

Смена мизансцен во время занятий

Воспитание грамотного читателя на примере сказок.

Программное содержание :

Познакомить детей с литературоведческим термином «басня » , дать краткие сведения о баснописце И . А. Крылове .

Учить внимательно вслушиваться в литературный текст .

Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

Воспитывать нравственные качества : трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать , признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности .

Форма организации :

Интегрированное занятие .

Интеграция :

Чтение художественной литературы

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Художественно -эстетическое развитие

Познание

Развитие логического мышления

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Ребята, я сейчас вам задам очень сложный вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить?

Вы знаете? А вот я в затруднении.

Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

3. А чтобы быстрее найти решение , давайте объединимся в пары.

Станем разведчиками. (Деление на пары с помощью игры «Разведчики» : дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и , по команде воспитателя, пары берутся за руки)

4. Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота. (Проводится игра по типу «Ручеек» ) Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос : «Что будет потом с этой шишкой?»

Воспитатель показывает шишку.

(дети отвечают на вопрос и проходят парами в «ворота» , «ворота» отвечают самыми последними.)

5. Рассаживайтесь, парочки, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно. Дети парами рассаживаются.

6. Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня . Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям , на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писательбаснописец Иван Андреевич Крылов . Самое интересное, что он с детства жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова .

Показать портрет Крылова и фотографию памятника.

Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова . Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем….

Чтение басни «Стрекоза и Муравей » название басни не дается .

Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит :

- «Зима катит в глаза» ? Она что на колесах?

(Рассуждения детей :быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер)

А вот такое выражение – «помертвело чисто поле» ? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

(Размышления детей : Опустело поле, т. к. убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо)

А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза ?

(Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается)

Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья ?

(Злой тоской удручена, к муравью ползет она )

А как вообще-то передвигается Стрекоза ? Кто видел стрекозу ? Мы говорим : «Ты как стрекоза О каком человеке так говорят?

(Рассуждения детей)

Какая пара изобразит, как летает стрекоза ? Как жила она летом? Покажите? (желающие пары показывают)

А в басне она ползет к Муравью , покажите как.

(желающие пары показывают)

А как же понять- «злой тоской удручена» ? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

(Дети высказываются : Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик)

Что же делать Стрекозе ? Пусть каждая пара подумает : есть ли у Стрекозы выход ? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

(Ответы детей были разными : Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь; Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит; Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны; Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.)

(Эксперименты детей с переделыванием концовки басни )

А что мы можем сказать про Муравья ? Какой он?

(Разнообразие ответов : Он трудолюбивый, он всегда строит дом; Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму; Он добрый; Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу .)

Почему он все-таки не помог Стрекозе , не пожалел ее?

(Дети : Потому что она вся грязная была, как бомжиха. Потому что она не умеет работать, а муравей любит , чтобы все работали; Он безжалостный какой-то; Нет, он справедливый (Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия)

Разойдитесь в разные стороны : в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно , а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Вы разные и мнения у вас разные.

Дети разделились на две группы

(Аргументы 1 группы : мы думаем, что муравей поступил правильно , потому что он ведь без стрекозы строил себе дом ; стрекоза бездельница ) (Аргументы 2 группы : Мы думаем, что муравей не прав , он мог помочь бедной стрекозке , надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму и ему было бы весело)

Сейчас, когда мы поговорили и о Стрекозе и о Муравье , пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни . (дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают парой и рисуют линию : прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т. д.)

Линии у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

Как бы вы назвали эту басню ? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы , через стрекозу высмеиваются недостатки)

А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей »

Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются ? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь , все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Опять у детей разные мнения : Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился; Зато он будет сытый зимой; Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости; Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы ; Зато у него много варения.)

Изобразите, как он работал летом. (Дети парами изображают)

Мне почему-то и Муравья жалко !

Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье . У нас у каждого свое мнение : кому-то жалко Муравья , кому-то стрекозу , кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже , каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.

Воспитатель показывает иллюстрации разных художников )

Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей ? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

Вот в чем отличие сказки от басни . Басня , хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей » ?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Как вам сегодня было на занятии ? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?

Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе.

И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.

Сегодня с нашей книжной полки уйдут сказки и освободят место новой гостье – басне . Крылов написал ведь очень много басен. Мы их с вами тоже почитаем.

А так как басня учит трудолюбию , не безделью, то здесь поставим книги о труде, пословицы и поговорки.

А еще Андрюша принес нам мультфильмы по басням Крылова . Мы их обязательно будем смотреть, в том числе и басню «Стрекоза и муравей »

Спасибо вам, дорогие мои, за увлекательную работу.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.