Физиологическая роль эмоций. Физиологические основы эмоций: понятие, свойства и закономерности. Теория, мотивация и виды эмоций. О влиянии эмоций на организм человека

Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.

Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.

На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».

Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.

Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).

Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)

При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.

В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.

Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.

8.1. Определение эмоций

Определение эмоции вызывает определенные трудности, так как почувствовать эмоцию можно только интроспективно. Общепринятого определения нет. Поэтому приводим несколько определений.
Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человеком действительности, его отношение к окружающему миру и к самому себе, это одна из форм отражения объективной действительности, при которой доминирует активный субъективный характер процесса.
Более конкретным определением является следующее. Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем их удовлетворения. Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Субъективность эмоций проявляется в переживании человеком его отношения к окружающей действительности. По словам П.К.Анохина, эмоциональное состояние характеризуется ярко выраженной субъективной окраской и охватывает все виды ощущений и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущения жизни.

8.2. Классификация эмоций

Различают эмоции:
1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.
2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).
4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).
5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).
Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

8.3. Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр. Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.
У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

8.4. Биологическое значение эмоций

Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, он состоит в том, что они служат тонким индикатором состояния организма, и в передаче сигналов различного рода на расстоянии для других особей данного и других видов (феномен эмоционального резонанса). Следовательно, "эмоциональное выражение" закрепилось в процессе эволюции как одна из форм сигнальной деятельности и одновременно - как способ приспособления к изменениям окружающей среды. Двигательные, вегетативные и эндокринные компоненты эмоций служат, с одной стороны, познавательным процессам, а с другой - влияют на сами эмоции по принципу обратной связи.
В настоящее время есть две теории, объясняющие их значение.

8.4.1. Биологическая теория П.К.Анохина

По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.

8.4.2. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Существует определенный оптимум мотивации , порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.
Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.
Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:

Э = - П (Н-С),

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);
П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами;
Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.
Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.
Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле:

СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс),

где СН - состояние эмоционального напряжения;
Ц - цель;
ИнВнЭн - необходимые информация, время, энергия;
ИсВсЭс - существующие у организма информация, время, энергия.
Первая стадия напряжения (СН I) - характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.
Вторая стадия напряжения (СН II) - характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, - это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.
Третья стадия напряжения (СН III) - астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.
Четвертая стадия напряжения (СН IV) - стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии - депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.
Гипертимии - повышенное настроение.
В основе нарушений эмоциональной сферы - генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов - моноаминергических систем организма.

8.5. Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.
1. Отражательно-оценочная функция , так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен­ного индивидуального опыта.
2. Регуляторные функции . К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.
Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.
Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.
Подкрепляющая функция - частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

8.6. Происхождение эмоций

8.6.1. Периферическая теория

По одной из первых теорий эмоции (в конце XIX века), "периферической теории" Джеймса-Ланге, эмоции возникают как отражение, осознание изменений в работе внутренних органов, особенно кровообращения, и мышц (человек печален потому, что он плачет, испытывает ярость или страх потому, что бьет другого или дрожит).

8.6.2. Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.
Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими.
Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела - реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.
Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).
Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу . Например, нарушение кровообращения миокарда при спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

8.6.3. Понятие об эмоциогенных зонах мозга

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре - в области медиального пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

8.6.4. Роль моноаминергических систем мозга

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу - латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.
Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

8.7. Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.
У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.
Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.
И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.
Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.
Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

Эмоции - это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям . Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А.Н. Леонтьев): 1. Аффекты - сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию, например страх, ужас при непосредственной угрозе жизни. 2. Собственно эмоции - длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации (печаль, тревога, радость). 3. Предметные чувства - постоянные эмоции, связанные с каким - либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.). Функции эмоций: 1. Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность еѐ удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода, т.е. интенсивностью соответствующей эмоции. 2. Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение. 3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения. 4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. С помощью мимики передаются эмоции, а не мысли.

Эмоции выражаются определѐнными двигательными и вегетативными реакциями. Например, при определѐнных эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастает тонус скелетных мышц, изменяется голос, учащается сердцебиение, повышается АД. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центров симпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников (полиграфия). Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе, особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоций нарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека возникают страх, ярость, гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временном выключении левого полушария возникают отрицательные эмоции - настроение становится пессимистичным. При выключении правого возникает противоположное настроение. Установлено, что первоначальное чувство благодушия, беспечности, лѐгкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразу вызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга - юмор). Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается; при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.

С физиологической точки зрения эмоция - активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями) .

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множествофизиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление,пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.

Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным - приматам, собакам и другим

9. Теории эмоций (Джеймса-Ланге, Фрейда, Кэннона-Барда, Папейза)

Теория эмоций Джеймса–Ланге Теория, согласно которой возникновение эмоций обусловлено состоянием внутренних органов и поведенческими реакциями. По мнению Джеймса, «мы печальны потому, что плачем, боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся». При этом Ланге особое значение придавал состоянию иннервации сосудов. Теория предложена независимо друг от друга в 80-х гг. XIX в. американским психологом W. James (1842–1910) и датским психологом C. Lange (1834–1900).

философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться – и тогда постепенно появятся положительные эмоции.

Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда.

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими

ПЕЙПЕЗА, ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ Одна из первых теоретических попыток определить конкретные кортикальные механизмы, лежащие в основе эмоций. Эта теория была разработана Дж. В. Пейпезом в 1930-х гг., и в ней предлагалось три взаимосвязанных системы (сенсорная, гипоталамическая и таламическая), которые, как предполагалось, объединялись в коре, где возникал "психологический продукт" эмоций. Эта теория не подвергалась тщательному анатомическому исследованию, но она оказалась влиятельной в плане признания участия гипоталамуса и привлечения внимания к интегративной роли коры..

10. Посттравматические стрессовые реакции, первичные и вторичные симптомы.

11. Посттравматические стрессовые реакции, фазы развития, типы психической дизадаптации.(+см 7, 10)

12. Психо-эмоциональный стресс (ПЭС). Классификация. Синдромы. Признаки ПЭС.

Синдромы:

Инернтность, нервно-псих расстройства, БА, ИБС, Сах. диабет.

Генез неясен. Возможно на нервной почве.

13. Стресс жизни, профессиональный стресс

14-16. Коррекция функциональных состояний. Обоснование. Схемы и показания к применению.

15. Средства и способы коррекции (физиологические, витаминотерапия, фармакологические). (см14)

16. Средства и способы коррекции (психологические, психофизиологические) (см 14).

17-20. Методы оценки функционального состояния. Параметры сенсорной деятельности.

18. Методы оценки функционального состояния. Параметры деятельности физиологических систем.

19. Психологические методы оценки функционального состояния и работоспособности.

20. Математические методы оценки физической и умственной работы.

21. Специфические функциональные состояния. Монотония, утомление, механизмы, диагностика.

22. Специфические функциональные состояния. Гипокинезия. Нервно-эмоциональное напряжение, механизмы, диагностика.(см 21)

23. Характеристика дыхательной системы человека с позиций ее участия в стрессовых реакциях.

Ауторегуляция дыхания .

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

24. Значение энерготрат в экстремальных условиях. Основные понятия. (а вот хз, надеюсь, что не попадется на экз)

25. Тепловые поражения организма и их профилактика. Индекс теплового стресса.

26. Адаптивные реакции мигрантов в высоких широтах.

27. Социально-психологическая адаптация и работоспособность в условиях крайнего севера.

28. Адаптивные реакции мигрантов в низких широтах.

29. Биологическое значение боли. Классификация. Методы оценки.

30. Химическая теория боли. Воротная система боли.

31. Болевая система боли. Подходы к обезболиванию.

4. Функциональные системы (акад. П.К.Анохин), схема, классификация.

Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: -> афферентный синтез, -> принятие решения, -> акцептор результатов действия, -> эфферентный синтез, -> формирование действия, и, наконец, -> оценка достигнутого результата

1. АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens - приносящий), несущий к органу или в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна). ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна. АКЦЕПТОР (от лат. acceptor - принимающий).

Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза . Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного.

2 Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения , которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта –формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей .

Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение , попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.

До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.

3. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией . Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.
Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности.

Классификация эмоциональных явлений.

1. Первая группа – это ведущие эмоции . Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности, прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно увязаны с типом и особенностями породившей его потребности.

Вторая группа эмоциональных переживаний – ситуативные эмоции . Они возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результатов действия с ожидаемыми эмоциональные переживания носят положительный характер.

Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище.

Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.

Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности . Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения .

Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1168 | Нарушение авторского права страницы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) ...

Эмоция - одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивациями, так и уровнем вероятности их удовлетворения. Эмоции являются рефлекторными реакциями организма на внешние и внутренние раздражения и характеризу­ются ярко выраженной субъективной окраской.

Основное физиологическое значение эмоций заключается в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций состоит в обобщенной оценке событий. Эмоции сигнализируют об успешности или неуспешности выполняемого действия, полезности или вредности определенного воздействия. Эмоциональное состояние вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски, дающие общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более пол­ное, детальное восприятие. Это вызывает быструю мобилизацию всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом какого (полезного или вредного) воздействия на организм служит данный раздражитель. В этом заключается приспособительная роль сигнальной функции эмоций.

Регуляторная функция эмоций заключается в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потреб­ностей, а также на усиление или прекращение действия раздражи­телей. Эмоции выявляют зону поиска, где будет найдено решение задачи удовлетворения потребности. Неудовлетворенные потреб­ности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности сопровождается приятным эмоциональным переживанием.

П. В. Симонов выделяет также подкрепляющую функцию эмо­ций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное уча­стие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызываю­щие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. В экспериментах было доказано, что без возникновения положительной эмоции в результате удовлетворения потребности невозможно выработать условный рефлекс.

Переключательная функция эмоций ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая

потребность. Например, в экстремальных усло­виях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Можно говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мими­ческие и пантомимические движения позволяют человеку переда­вать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выра­зительные вздохи, изменение интонации являются «языком челове­ческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.


Классификация эмоций

Эмоции принято разделять на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют состояние организма, характе­ризующееся активными усилиями, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение состояния, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора.

В зависимости от способности повышать или понижать актив­ность организма различают эмоции стенические - вызывающие активную деятельность, и астенические - снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Существует деление эмоций на низшие и высшие. Низшие, эле­ментарные эмоции, связаны с удовлетворением органических потребностей и в свою очередь подразделяются на два вида:

гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и имеющие всегда отрицательный характер

Инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции связаны с социальными и идеальными потреб­ностями (интеллектуальными, моральными, эстетическими) и могут возникать только у человека.

Нервный субстрат и физиологический механизм эмоций

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, принадлежит Дж. Пей пецу (1937). В соответствии с ней возникновение эмоций связано с лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы направляются в мамиллярные тела, а затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов обусловлена распространением этих импульсов на дру­гие области коры (рис. 36). Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выра­жение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг» через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов.

Однако в настоящее время гипо­теза Дж. Пейпеца приходит в про­тиворечие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возник­новении эмоций. У человека стиму­ляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появле­нием эмоций (страха, гнева и т. п.). Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоцио­нальным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкор­ковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверо­холмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи, по-видимому, более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Предпола­гают, что поясная извилина выполняет функцию высшего коорди­натора различных систем мозга, вовлекаемых в организацию эмо­ций. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадле­жит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. В регуляции эмоций большое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникно­вения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикуляр­ной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоцио­нальных состояний.

Механизм возникновения эмоций может быть рассмотрен с точки зрения биологической теории П. К. Анохина. Сущность этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмо­циями. Если параметры реально полученного результата не совпа­дают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства - отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запро­граммированными в акцепторе результатов действия.

Язык и речь

Языком называется знаковая система любой физической при­роды, выполняющая коммуникативную и познавательную функ­ции в процессе человеческой деятельности. Язык возник в про­цессе развития общественного способа существования и является его необходимым атрибутом - средством координации деятель­ности людей. Язык служит инструментом выражения и формой существования мысли. Он теснейшим образом связан с мышле­нием, поскольку регистрирует и закрепляет в словах и предложе­ниях результаты его работы и делает возможным обмен мыслями. Однако язык представляет собой определенную систему с собст­венной внутренней организацией, вне которой нельзя понять при­роду и значение языкового знака. Он подчиняется специфическим законам, отличным от законов мышления, поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. Язык служит средством фиксации и сохранения накоп­ленных знаний и передачи их от поколения к поколению, играет огромную роль в формировании сознания человека - оно не может существовать вне языковой оболочки.

Речь - это форма деятельности, обеспечивающая общение между людьми. Речь позволяет мышлению снизить сложность понятийных структур и расчленить окружающий мир до масшта­бов, позволяющих ими манипулировать. Она одновременно явля­ется набором символов в их допустимых сочетаниях и отражением в мозге этих же символов и правил, определяющих их сочетание.

В качестве функциональной единицы речь использует слово - «сигнал сигналов». Смысловые характеристики слов являются идеальной сущностью обозначаемых ими внутренней структуры и внешних связей объектов реальности. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Функции речи

Коммуникативная функция речи состоит в том, что она явля­ется средством обшения. Эта деятельность осуществляется в виде двух самостоятельных, тесным образом связанных форм. Первая из них предусматривает участие субъекта, формулирующего рече­вое высказывание, и проявляется в форме экспрессивной речи. Вторая предполагает наличие субъекта, воспринимающего речевое сообщение, это импрессивная форма речи. Речь передаст вербальную и невербальную информацию.

Понятийная функция состоит в том, что речь служит орудием абстрактного мышления. С ее помощью не только осуществляется анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.

Программирующая функция заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений в переходе от внутреннего замысла к внешнему высказыванию. В основе этого процесса лежит внутреннее программирование при помощи речи. Эта функция страдает при поражении заднелобных и премоторных отделов коры.

Регулирующая функция речи проявляется в возможности посредством второй сигнальной системы организовывать и регулировать произвольное поведение. Человек способен выполнять команду, полученную от кого-либо или от самого себя. В результате преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь последняя становится механизмом, при помощи которого человек управляет собственными действиями.

Регулирующая функция речи состоит и в управлении деятельностью различных органов и систем организма с помощью слова. Слово как физиологически активный фактор может оказывать влияние своим непосредственным содержанием, смысловым значением. Вовремя сказанное доброе слово может способствовать хорошему настроению, повысить работоспособность. Но словом можно и ранить человека. Это особенно важно в отношениях между врачом и пациентом. Неосторожное слово в присутствии пациента способно ухудшить состояние больного и даже привести к так называемым «ятрогенным заболеваниям».

Физиологические основы речи


Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь (центр Брока), находится у основания нижней лобной извилины (рис. 37). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Акустический центр речи (центр Вернике) находится в задней трети верхней височной извилины и прилегающей части - надкраевой извилине. Повреждение коры в указанных областях вызывает потерю способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи локализуется в угловой изви­лине. Поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать напи­санное.

Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного абстрактно­логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

Несмотря на определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат - соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию - потерю свойства узна­вания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылоч­ной зоны, слуховая агнозия - при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию - нарушение речи, аграфию - нарушение письма, амнезию - забывание слов.

Мышление

Мышление представляет собой высшую ступень человеческого познания. Оно позволяет получить знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть воспри­няты непосредственно при помощи органов чувств. Данные живого созерцания, опыта обрабатываются и обобщаются при помощи абстрактно-логического языкового мышления, которое осуществ­ляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие - это форма мышления, в которой отражается суть предметов и явлений реального мира в их существенных, необходи­мых признаках и отношениях. Объекты реальной действительности выступают в понятиях в обобщенном виде, за счет абстрагирования, обобщения, сравнения и идеализации. Понятия выражаются в язы­ковой форме в виде отдельных слов («белок», «орган») или словосоче­таний («гормональная регуляция», «обмен веществ»).

Суждение отражает закономерности связей между свойствами и признаками, предметами и явлениями Умозаключение - вывод о правильности (или ложности) како­го-либо суждения исходя из правильности (или ложности) других суждений. Умозаключение может осуществляться методом индук­ции - от частного к общему и дедукции - от общего к частному.

Характерной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.

Литература

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие / А. Г. Камкин, И. С. Киселева - 2010. - 408 с. : ил.

Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: М.: Изд-во ВЛАДОСТ - ПРЕСС, 2002 - 608 с.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по нормальной физиологии с основами морфология для студентов второго высшего и дополнительного образования фармацевтического факультета / Маркина Л.Д., Маркин В.В. - В-к: Медицина ДВ, 2006. - 120 с.

Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. М.: Мед. книга. - И. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. - 526 с.

Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

Вопросы для самоподготовки:

1. Определение ВНД.

2. Методы исследования ВНД. Основные ритмы ЭЭГ и их значение.

2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предпосылки возникновения учения И. П. Павлова о ВНД. Рефлекторная теория И. М. Сеченова.

3. Основные принципы рефлекторной теории.

4. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга.

5. Сенсорные системы в функциональной организации мозга, их отличия от понятия «анализатор». Строение анализатора и общие принципы работы сенсорных систем.

6. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга.

7. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. Особенности двигательного анализатора.

8. Третичные (ассоциативные) зоны коры как особый функциональный блок. Особенности их функционирования.

9. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты и инстинктивное поведение.

10. Функциональное состояние в структуре поведения. Уровни проявления функционального состояния. Шкалы функциональных состояний.

11. Дуги безусловного и условного рефлекса по Э. А. Асратяну.

12. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги по И. П. Павлову и Е. Н. Соколову.

13. Сон. Структура и теории сна. Электрофизиологические параметры. Засыпание.

14. Стресс. Значение, механизмы. Схема развития стрессовой реакции.

15. Концепция драйва и драйв-рефлексы по Ю. Конорскому. Импринтинг: необходимые условия и особенности.

16. Условные рефлексы как эффектзависимое обучение. Условия выработки условных рефлексов.

17. Механизмы образования условного рефлекса. Функциональные основы замыкания временной связи. Концепция Э. А. Асратяна.

18. Динамика условнорефлекторной деятельности.

19. Механизмы торможения условных рефлексов. Виды условного торможения.

20. Виды безусловного торможения условных рефлексов, их характеристика.

21. Доминанта. Динамика существования доминанты.

22. Нейрофизиологические особенности памяти. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения.

23. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения. Роль пластичности синапсов.

24. Структура поведенческого акта. Функциональная система П. К. Анохина. Стадии поведенческого акта.

25. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей.

26. Мотивация. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта.

27. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.

28. Эмоции. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций.

29. Нейроанатомиия и нейрохимия эмоций.

30. Особенности ВНД человека. Слово как сигнал сигналов. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка.

31. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Речевые функции полушарий.

32. Мозг, мышление и сознание.

33. Теория И. П. Павлова о типах ВНД. Общие и человеческие типы ВНД.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.