Государственный строй монгольской империи. Государственный строй Золотой Орды

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами раз- личных рангов и наименований. Нередко эти функции воз- лагались на руководителей местных мусульманских религи- озных общин - старшин (шейхов). Судебные функции в халифате были отделены от адми- нистративных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией ду- ховенства. Высшую судебную власть на практике осущест- вляла коллегия наиболее авторитетных богословов, кото- рые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за ис- полнением судебных решений, осуществляли надзор за мес- тами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, за- ведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного тол- кования. Судебные решения и приговоры кади, как прави- ло, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства. Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей хали- фов считалось завоевание территории, населенной нему- сульманами, путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в "священной войне" и отряды "неверных" (немусульман). На первом этапе завоеваний арабская армия представ- ляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия ста- ла состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII - VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. На- емничество в это время почти не практиковалось. Огромная, состоящая из разнородных частей, средневе- ковая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое центра- лизованное государство. Начиная с IX в. в государствен- ном строе халифата происходят значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение светс- кой власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного пра- вителя от реальных рычагов власти и управления. К нача- лу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руково- дившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наем- ная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влия- ние усиливается настолько, что гвардейские военачальни- ки расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. По- являются целые династии эмиров, в лучшем случае призна- вавших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превраща- ются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободи- тельных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оста- ваясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически конт- ролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными коче- выми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Глава 27 . Средневековое государство Китая Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархаль- но-родовых и рабовладельческих отношений, неравномер- ность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать на- чало средневековой истории традиционного Китая. Как указывалось выше, еще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога. При периодизации истории государства в средневековом Китае необходимо учитывать периодические смены царству- ющих династий и становления крупных империй. Государс- тво непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах. Распад Ханьской империи в III в. в результате кон- центрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внут- ренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государс- твенного единства было связано с процессами централиза- ции в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Этому способствовали реформы, основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государствен- ной собственностью, а самостоятельные крестьяне - по- датными держателями государственных наделов. Они под- разделялись на податных первого разряда - мужчин и жен- щин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование" (70 му" земли для мужчин и 30 му для женщин) и "подат- ные наделы" (соответственно 50 му и 30 му), урожай с которых целиком передавался государству в качестве на- лога и платы за землю; и податных второго разряда - всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его ника- ких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности. Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облага- лись налогами и повинностями и должны были обрабаты- ваться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего). 1 му - 1/16 га земли. Новый вариант надельной системы (система "равных по- лей") был введен в 485 году в Северном Китае при динас- тии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была расп- ространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, по- садку тутовых деревьев. Большая часть земельного участ- ка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначав- шаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во вре- менное пользование и отбиралась государством у кресть- янина после превышения им податного возраста или в слу- чае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству. Надельная система означала не только укрепление тра- диционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прик- репления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответствен- ностью перед государственной казной. Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Например, система "равных полей" давала право земельному собственнику, эксплуатирующему труд зависимых работников, получать наделы и на них. Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было, например, продать в случае переезда семьи, с целью со- вершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали рос- ту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впос- ледствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собствен- ников. Вместе с тем в Танской империи система "равных полей" способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельнос- ти в городах, определенной стабилизации политической обстановки. Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратиз- ма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением долж- ностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных ог- ромными военными полномочиями для борьбы с непрекращаю- щимися набегами кочевников и пр. Губернаторы преврати- лись со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью. Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с новым "злом скопления земель", массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резер- вов казенных земель, предназначенных для раздачи сель- скому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам свое- го землевладения, при этом не учитывались ни возраст, ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновремен- но были сняты запреты с продажи, отменены переделы зем- ли, что создавало новые возможности для роста основан- ного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения. Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственни- ческой эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству. Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе кото- рых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьян- ских хозяйств, традиционная система их эксплуатации. Определенное равновесие государственного и крупного частного землевладения было достигнуто, например, с ут- верждением, после периода смут и мощных крестьянских восстаний конца IX - начала Х в., династии Сун (X-XIII вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского сановника Вам Анъши в XI в., когда были приняты новые законы, направленные на восстановление и развитие крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой систе- мы на основе введения земельного кадастра. Предусматри- вались меры по улучшению условий крестьянского земледе- лия, строительству ирригационных сооружений и пр. Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности импера- торской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилие чиновничьей элиты. В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань. Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую бюрократическую организацию, прис- пособленную для выкачивания налогов с податного кресть- янства. Интересно отметить, что именно в это время рез- ко возросла в Китае численность рабов, оброчных неволь- ников. Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское гос- подство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стреми- лась поддерживать равновесие государственного и частно- го землевладения. В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые уста- новили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции 1911-1913гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем. Сословно-классовая структура. Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных соци- альных слоев, сословий,^ групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъ- ективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности оп- ределялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принад- лежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями. Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись зако- ном и традицией, которые закрепляли объем прав и обя- занностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр. Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословие-классовые группы: "благород- ных", "добрых" и "подлых" людей. Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц - светскую и ду- ховную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных на- казаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладель- цами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствова- ния династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родствен- ников" императора, обладающих высокими титулами, ранга- ми, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений. В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладель- цев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благо- родных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика по- купки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за со- вершенное преступление путем зачета ранга и пр. В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии - чиновничеству. Образованная сословная группа - шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных кресть- ян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слои лиц, непос- редственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический го- сударственный аппарат, вторую - огромная армия кандида- тов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной влас- ти Китая. Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки об- разование и сдавших экзамены. Фактически получить обра- зование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей". Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу ко- торых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней"), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохраня- лись вместе с делением на высших, средних и низших чи- новников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной ве- личины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их воз- награждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов. Представители второй непривилегированной сослов- но-классовой группы относились к простонародью, "мелко- му люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремеслен- ники, на которых и лежало основное бремя налоговых вып- лат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основ- ная масса крестьян фактически превратилась в арендато- ров государственных земель. К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные - го- сударственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к рос- ту числа безземельных и малоземельных крестьян-аренда- торов, нередко прикрепляемых к земле.

Государственное устройство в монгольскую эпоху носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Во главе государства стоял хан. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, одновременно являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти - диуан, в который входили дамиры - секретари, битакчи - писцы, салыкчи - налоговые чиновники, казначи - чиновники финансового ведомства и их помощники - туткаулы, бакаулы и есаулы. В административном отношении вся территория делилась на улусы. Данная система управления государством называлась военнно-административной, так как высшие чиновники, занимавшие государственные посты, одновременно являлись командующими различными по численности военными отрядами, кроме того, в государственных делах соблюдалась жесткая военная дисциплина.

На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - "Джасак" или "Яса", созданные Чингис-ханом. В данных правовых нормах определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем, среди знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право - шариат.

Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую, левую руку и центр. Самым мелким военным отрядом являлся десяток (он), десятки объединялись в сотни (жуз), сотни объединялись в тысячи (мын), тысячи объединялись в десятитысячные военные отряды (тумен). Командовании военными отрядами осуществляли:

Туменбасы (десятитысячники),

Мынбасы (тысячники),

Жузбасы (сотники),

Онбасы (десятники).

Кроме того, в государстве была установлена своеобразная система налогообложения местного населения: к

1) кочевники-скотоводы обязаны были платить:

-"копчур" - одну голову со ста голов скота,

-"тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража.

2) земледельцы платили налог "харджи-хараджат".

3) кроме прямых налогов, все население несло повинности:

-"коналга", содержание войск на постое,

-"джамалга", обеспечение гонцов и административных лиц,

Уртонную повинность - содержание почтовых станций.

4) купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга".

5) русские княжества платили "выход" - дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства.

Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. - через откупщиков и местную знать.

Население было полиэтничным. Собственно количество монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территории Казахстана, монголы были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.

"Жалованная грамота городам"
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было гор...

Катар во 2-й половине XIX в.: между Британией и Османской империей
Упорное нежелание катарских шейхов вступать в какие-либо отношения с Англией объясняется во многом тем влиянием, которым продолжали пользоваться в этой стране ваххабиты. Формальная зависимость от Порты давала возможность ссылаться при этом на международную правовую практику. В 1-й половине XIX в. Англия мирилась с таким положением дел: ...

Военное обучение
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», котор...

Монгольское нашествие.

В 11в - 12в монгольские племена расселялись на Орхоне и Керулене. К середине 12в прошли на запад и оттеснили найманов и кипчаков с верховий Иртыша и Алтая. Территория (до походов): от Байкала, верховий Енисея и Иртыша до пустыни Гоби. Чингис-хан (Темучин) родился в 1155г в племени Борджингов, его отец – богатый нойон (нойон - вождь рода\племени) Есугай-баатур. Воспитывался при дворе хана кереитов Тогрул-хана. Начало чингизидам положил брачный союз Чингис-хана с Борте из рода конырат. К единоличной власти Ч шел 20 лет. В 1205г на хурале (съезде) избран правителем. Военно-феодальное государство Чингис-хана сложилось в начале 13в. Основной задачей Чингис-хана было завоевание западных земель: Средняя Азия, Иран, Ближний Восток, Закавказье, Восточная Европа. Ч считает себя «монголом», а государство «монгольским». До вторжения в К Чингис-хан покорил якутов, киргизов, уйгур, бурятов, Северный Китай (1211г -1215г).
Семиречье заняли без сопротивления (оно было ослаблено Кучлуком – он гонял мусульман) со 150т воинов. Для того чтобы привлечь народ Семиречья на свою сторону, Ч запретил грабежи и резню в крае. Город Баласагун сдался Ч без боя, так как городская администрация пошла на союз с ним. 1216г – первое столкновение Хорезма с Ч. В 1218г торговый караван Чингис-хана был уничтожен по приказу Каир-хана (наместника хорезмшаха) - «Отрарская катастрофа». Это было поводом вторжения Ч в К и Мавереннахр (владения хорезмшаха) в 1219г (численность войск – 150 т человек: монголов 111 т + карлуки и уйгуры). Правитель Отрара Каир-хан (Гаир-хан) 5 месяцев до последнего защищал свой город с 80 тысячным войском (ему сделана «посмертная серебряная маска»). Отрар был полностью уничтожен (1219г – 1220г, основная причина поражения – предательство сторонников). Город Сыгнак на Сырдарье оказал сильное сопротивление, он защищался 7 дней. Завоевание Средней Азии завершено к 1221г. На реке Калке в 1223г монголам оказали сопротивление объединенные силы русских и половцев (т.е. кипчаков). Ср. Азия и К покорены Ч за 5 лет (19г - 24г).

Территория монголии.

К окончательно вошла в состав империи в 1224г и входила в 3 улуса сыновей Ч:
Джучи (Жушы): земли к западу от Иртыша, север Семиречья, Восточный Дешт-и-Кипчак.
Чагатая: южный и юго-восточный К, восточный Туркестан, Мавераннахр (т.е. Семиречье и Ср. Азия). Угудэя: северо-восток Семиречья Тулуя (младшего сына): собственно монгольские земли.
Еще не завоеванные земли к западу от Иртыша, Арала и Амударьи Чингис-хан отдал старшему сыну Джучи. В 1227г Чингис-хан скончался, и его империя стала распадаться (в том же году ранее умер Джучи). В 1260г распалась на независимые улусы. Территория Семиречья (Юго-Восточный К) была разорвана между 3 улусами: север – улус Джучи, юг – Чагатая, северо-восток – Угудэя. Здесь находились главные ставки улусных ханов. В 1251г улус Угудэя ликвидирован, земли отданы сторонникам Мунке (сын Тулуя). После смерти Мунке ханами улуса Чагатая в 1260г объявили себя Ариг-Буга и Хубилай; жестоко усилились усобицы и войны, экономика разрушена, сильно страдает простой народ.

Государственное устройство:

Государство основывалось на военно-административных принципах. Страна разделена на 3 округа: правое крыло (барнгар), левое (джунгар) и центр (кул). Округ = несколько туменов. Тумен = 10 «тысяч». Тысяча = 10 «сотен», и т.д. до «десятки» - 10 воинов. Столица Монгольской империи при Ч – Каракорум. Начальниками округов, туменов и тысяч были родственники и сподвижники Ч. Победам монголов способствовало: военная дисциплина, внезапность действий, военный опыт других народов, смелые командиры (выдвигаемые независимо от этнического и социального происхождения). Военная техника в армии монголов появилась после вторжения в Китай.

История:

Население Монголии «татарами» (13в) называли китайцы. Число городов южного К в 15в по сравнению с 12в уменьшилось в три раза. Производительные силы экономики К резко ослабли. При установлении монгольского господства городам не разрешалось «иметь стены и ворота» - Марко Поло.
О монгольских завоеваниях писал историк Плано Карпини. Около 30 городов полностью с населением ликвидированы, из них 3 наших (Отрар, Сыгнак, Ашнас). «Яса» (свод обычного права) Чингис-хана для К имело положительное последствие (3/4 законов – воинские преступления). Хорезмшах и Ч пришли к торговому заключению. В 1 половине 13в произошло восстание Тараби в Бухаре.

Последствия нашествия:

Экономика в полной разрухе. Истребление людей. Разрушение городов, полей, ирригаций. Из-за монголов в Семиречье пропала оседло-земледельческая и городская культуры (главным стало кочевое скотоводство). До 20 видов повинностей (обязанностей). С другой стороны, власти стимулировали торговлю, связь, ввели почтовую службу. Монгольская государственность оказала влияние на государства следующей эпохи истории. Широкое взаимодействие культур. В Туркестане появились племена Конырат, Жалаир.

Чингизиды:

Сыновья Чингис-хана: Джучи, Чагатай, Угудэй, Тулуй
Сыновья Джучи: Орда Еджен, Батый и Шайбани
При Чингис-хане монгольская империя была действительным единым, сильным государством. Но после его смерти, улусы его потомков начали проявлять тенденцию к обособлению, со временем окончательно став независимыми от великого (главного) хана монголов. Все это сопровождалось не совсем ясными геополитическими событиями, бесконечными распрями и междоусобицами.

Золотая Орда (1242г – середина 15в)

Европейские походы Батыя длились с 1236г до 1242г, в итоге которых завоеваны земли от Волги до низовий Дуная. Значительную часть его армии составляли кипчаки, поэтому армию называли кичакской. Золотая орда образовалась в 40-х годах 13в. Территория: Восточный Дешт-И-Кипчак, часть Хорезма и Западной Сибири, а также завоеванные западные земли. Основатель – Батый (Бату, стал преемником своего отца Джучи в 1227г). В восточных источниках называется «Улусом Джучи», в исторической литературе – «Кипчакский улус». При Берке-хане (56г – 66г) ЗО стала независимой от Монгольской империи (1260г). При Менгу-хане (66г – 80г) стала чеканить собственные монеты (он поддерживал Хайду против Хубилая). При Узбек-хане (12г – 42г) в 1312г ислам стал государственной религией. При Узбеке и его сыне Жанибеке (42г – 57г) – процветала (первая половина 14в). Период 1357г – 1380г называется «Великая смута» (сменилось два с половиной десятка ханов). После победы эмира Темира в 1379г Тохтамыш выдвигается во власть. Темник Мамай (фактический правитель ЗО) был разбит Дмитрием Донским на Куликовом поле в 1380г, и Тохтамыш захватил власть, в 1382г сжег Москву, совершил походы в Мавераннахр и Закавказье. Золотая Орда разгромлена в результате опустошительных походов эмира Тимура (Тамерлана) в 1389, 1391 и 1395 годах. Борьбу Тимура и Тохтамыша описал Асан-Кайгы. ЗО перестала существовать в середине 15в. В результате окончательного распада появились Большая Орда (между Волгой и Днепром), Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства (севернее и западнее казахских степей).
Во время Золотой Орды началось оживление городов и городской культуры. Столица – Сарай-Бату (возле Астрахани). Позднее столицей стал Сарай-Берке. Государственное устройство как у Чингис-хана. Улусная система управления землями. Делится на правое крыло - западное (Батыя и его преемников) и левое - восточное (Орда Еджена). В левом крыле была большая часть К. В результате тюркизации население Золотой Орды стало называться татарами. Большую прибыль степным правителям приносили захватнические войны. Племена монголов составляли меньшинство. Самое многочисленное племя – кипчаки. Главный язык – кипчакский. В ЗО было много разных языков и религий. Произведение «Хосров и Ширин» написано в 14в на тюркском языке. Город Сарайчик (основан во 2 половине 13в) – на р. Урал и торговом пути.
Ярлык - право княжения русскому князю. Баскаки (и даруги) – назначались для сбора налогов. Беклербек – дипломат и военачальник. Диван - центральный орган исполнительной власти (финансы, налоги, внутренняя жизнь). Везир – глава дивана, глава финансов. Курултай – созыв для решения государственных дел. Крупные нойоны, беки, бахадуры являлись военачальниками – темниками, тысячниками, сотниками.

Средневековые государства

Ак Орда (Белая Орда) (13в – 1428г)

Первое крупное государство в послемонгольское время. Возникла на территории улуса Джучи. Основатель – Орда Еджен, ему помогал выходец Майкы из рода Уйсун. Первый хан – Сасы-Бука. Полная самостоятельность от Золотой Орды к середине 14в при ханах Ерзене (Эрдене) и его сыне Мубараке (монеты). Урус-хан (Орыс) (60е–70е 14в): укрепил Ак Орду, объявил ее независимой, самостоятельной и активно противостоял Тамерлану. Тохтамыш – ставленник Тамерлана захватил власть и завоевал в 1380г запад улуса Джучи. Барак-хан (23г – 28г) – последний хан, внук Уруса. Ак Орда ослаблена и побеждена Тамерланом (после этого он направился в Могулистан). Большая часть отошла Шайбаниду Абулхаиру (ханство Абулхаира), остальная Ногайской Орде. Населена разными тюркоязычными племенами. Оглан – удельный владетель из Джучидов. Инджу – форма землевладения. Ак Орду еще называют Кок Ордой (Синей Ордой) и Узбекским Улусом. Ставка 13в – на Иртыше возле озера Алаколь. В 14в подчинили улус Шайбана (Яик, Иргиз, Приаралье), в К лишь Семиречье (гос-во Чагатаидов) осталось неподконтрольным. Столицей стал Сыгнак.

Ханство Абулхаира (1428г - 1468г)

Территория от Яика до Балхаша, от Арала до Тобола и Иртыша. Шайбанид Абулхаир правил 40 лет (1428г - 1468г). Столицы: Тара \ Орда-Базар \ Сыгнак (1446г).
В 1428г захватил Сибирское Ханство (столица – Тура) (после смерти Абулхаира его возглавил Ибак-хан).
В 1430г на короткое время захватил Хорезм. В 1446г захватил Сыгнак, Сузак, Самарканд.
В 50-х годах набеги на Самарканд, Бухару (владения Тимуридов). В 1457г под Сыгнаком потерпел жестокое поражение от ойратов (Уз Темир Тайши) и заключил с ними мир на тяжелых условиях. Умер в 1468г в пути похода на Джанибека и Керея. Завоеванные города Абулхаир раздавал вождям племен. Его внутренними противниками были джучиды. Одна из форм протеста султанов – откочевка (вообще это характерная для средневековья форма протеста). Причины распада ханства: отсутствие в государстве единства, постоянные распри и усобицы, феодальный гнет, неудачи во внешней политике. Племена называют «узбеками», а государство «Узбекское ханство», «Государство кочевых узбеков».

Ногайская Орда (начало 15в – 16в)

Территория: междуречье Волги и Урала. Столица – Сарайчик. Основатель – Едиге (правил около 15 лет, был убит в 1419г). Окончательно обособилась от Золотой Орды к середине 15в при Нур-ад-Дине (сын Едиге), и начала двигаться на восток и юг на земли Абулхаира до Сибири и Арала. Помогали Абулхаиру в захвате городов на Сырдарье. С казахскими ханами то воевали то дружили. Титул правителя – хан. Глава улусов – мурза (у них неограниченная власть). Князья – имели наследственную власть (военную, дипломатическую, административную). Большие доходы аристократии давали набеги и войны (до 300т воинов). Самое большое племя – мангыты. Ногайскую Орду называли «Мангытским Юртом». Во 2 половине 15в появилось название «ногаи».
После смерти Берке, хана Золтой Орды, земли от Дона до Дуная контролировались Ногаем. Ногай женился на дочери Византийского императора. После деления Ногайской Орды (по р. Волга - Идиль) Восточный удел стал называться Старший Ногай (находился в Восточном Идиле), и его население вошло в состав Младшего жуза. Западный – Младший Ногай – отошел к Русскому государству.

Чагатайское государство (Государство Хайду) (13в – конец 14в)

Государство потомков Чагатая. Стало независимым от великого (старшего) хана Хубилая в 1269г. Территория: улус Чагатая. В том же году Хайду провел курултай на Таласе, чтобы оградить оседло-земледельческое население от разорения, но усобицы Чинигизидов и войны Хайду наложили крест на этой инициативе. Междоусобицы преемников Хайду в 1 половине 14в довершили процесс экономической разрухи в Семиречье (сыновья Хайду ↔ Дува-хан – правнук Чагатая).
Реформа Масуд бека: серебряные дирхемы – Отрар (1271г), Тараз и Кенджед (1272г) – любой мог чеканить дирхемы на 15 монетных дворах. Благодаря Кебек-хану (сын Дува-хана) (1318г - 1326г) восстановлены города южного К и был расцвет государства. Он порвал с кочевым образом жизни, ушел из Семиречья в Мавераннахр, провел реформы. Реформа Кебека: новая серебряная монета динар «кебеки» в 1321г (6 дирхем). После смерти Кебек-хана власть попадает в руки местной администрации В результате распада государства Чагатая образовался Могулистан.

Могулистан (могулы) (1348г – 1514г)

Территория: Юго-Восточный К (улус Чагатая). Столица – Алмалык. Основатель – Эмир Пуладчи (глава феодальной знати племени дуглатов). Основатель династии правителей Могулистана – Тоглук-Тимур (первый хан). Племена: дулаты, канглы, кереи, усуни и др. Ханы:
Ильяс–Ходжа: «грязевая» батпакская битва 1365г (возле Ташкента) – победил Тамерлан, 10т погибших
Хизр-ходжа (конец 14в): признал себя вассалом Тимура.
Мухаммед (нач. 15в): М стал независимым от Тимуридов, гос.религия ислам для укрепления государства.
Вайс (Уаис): оказал сопротивление ойратам (калмакам), перенес ставку Турфан → Илибалык.
Есенбуга: с Абулхаиром борется против ойратов. Вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью обезопасить свои границы.
В первой половине 15в на М с востока нападали ойраты. Чаще всего М приходилось обороняться от государства Тимура, для этого они вошли в союз с Ак Ордой. Про М рассказывает труд «Тарих и Рашиди» Мухаммеда Хайдара. Хану помогал совет знати и улусбек из рода дуглат. Завершился процесс формирования казахского Старшего жуза в Семиречье и казахской народности.

Тамерлан (Тимур)

Выходец из монгольского племени барлас. Выдвинулся в 60-х годах. Правил в Средней Азии в 1370г – 1405г самым огромным государством 14в. Столица – Самарканд. В 70-80-е предпринял около десятка набегов на Ак Орду и Могулистан (первые жертвы его жестокой завоевательной политики), чтобы потом подчинить Золотую Орду. Построил мавзолей Ахмеда Яссауи чтобы подчеркнуть духовное единство народов ислама и показать мощь своей империи. Разгромил Тохтамыша и подчинил Золотую Орду в 1395г (битву описал Сыпыр-жырау). К концу жизни его держава включала территории: Мавераннахра, Туркестана, Хорезма, Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья и часть Индии. Скончался в Отраре при походе на Китай в феврале 1405г. Похоронен в Самарканде. Снял запрет на крепостные стены.

Культура позднего средневековья

Литература:

«Кодекс куманикус» - памятник литературы кипчакского языка с образцами тюркского фольклора. Устная народная литература в 13в - 14в была на кипчакском языке. В 14в - 15в из кипчако-ногайской подгруппы кипчакской группы тюркских языков выделился казахский язык (в этой подгруппе еще ногайский и каракалпакский языки).

Деньги:

В середине 13в возобновил работу после монгольского нашествия монетный двор Отрара и начал выпускать все 3 типа монет: динары (основная монета), дирхемы (чеканилась 13 лет, с эпитетом «менгу хани», мелкая торговля) и фельсы (мелкая разменная монета). Во 2 половине 13в деньги выпускали еще Кенджед и Дженд. Серебряные монеты 14в выпускали: Отрар, Тараз, Испиджаб, Сыгнак и Сарайчик. Монеты Тимура – «эмир». Новые «Медные динары» стали чеканиться в 1428г Улугбеком сразу во многих городах Средней Азии, после обмена старых на новые только Бухара выпускала монеты до 15в.

Хозяйство:

Основное занятие – кочевое скотоводство. В жилье суфа (приподнятая отапливаемая часть) стала занимать всю площадь. Новый тип очага – тандыр с дымоходом – универсальный тип очага.

Искусство:

Мавзолей Дауд-бека (14в, Тараз) – самый ранний памятнкик. Мавзолеи Алаш-хана и Джучи (центр К) относятся к 14в – 15в. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави (Туркестан) – самая грандиозная постройка рубежа 14в – 15в. Бани – тоже архитектурные памятники. Вместо терракотовых облицовок – поливные изразцы.

Определения:

Сойургал – удельная земля феодала. Тархан – землевладелец. Тарханный дар – освобождение от налогов. Богара – с/х земли без полива. Жырау – народный певец.

1.2 Государственная власть в монгольскую эпоху

Государственное устройство в монгольскую эпоху носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Во главе государства стоял хан. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, одновременно являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти - диуан, в который входили дамиры - секретари, битакчи - писцы, салыкчи - налоговые чиновники, казначи - чиновники финансового ведомства и их помощники - туткаулы, бакаулы и есаулы. В административном отношении вся территория делилась на улусы. Данная система управления государством называлась военнно-административной, так как высшие чиновники, занимавшие государственные посты, одновременно являлись командующими различными по численности военными отрядами, кроме того, в государственных делах соблюдалась жесткая военная дисциплина.

На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - "Джасак" или "Яса", созданные Чингис-ханом. В данных правовых нормах определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем, среди знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право - шариат.

Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую, левую руку и центр. Самым мелким военным отрядом являлся десяток (он), десятки объединялись в сотни (жуз), сотни объединялись в тысячи (мын), тысячи объединялись в десятитысячные военные отряды (тумен). Командовании военными отрядами осуществляли:

Туменбасы (десятитысячники),

Мынбасы (тысячники),

Жузбасы (сотники),

Онбасы (десятники).

Кроме того, в государстве была установлена своеобразная система налогообложения местного населения: к

1) кочевники-скотоводы обязаны были платить:

-"копчур" - одну голову со ста голов скота,

-"тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража.

2) земледельцы платили налог "харджи-хараджат".

3) кроме прямых налогов, все население несло повинности:

-"коналга", содержание войск на постое,

-"джамалга", обеспечение гонцов и административных лиц,

Уртонную повинность - содержание почтовых станций.

4) купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга".

5) русские княжества платили "выход" - дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства.

Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. - через откупщиков и местную знать.

Население было полиэтничным. Собственно количество монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территории Казахстана, монголы были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.

1.3 Государственное управление в Казахском ханстве

В управлении Казахским ханством сохранялась, основа, заложенная монгольскими завоевателями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп:

Ак суек – белая кость (чингизиды и ходжи);

Кара суек – все остальное население.

Чингизиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись титулы оглан и торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингиз-хана по мужской линии. Чингизиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые собирались осенью на курултай для решения государственных вопросов.

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, право на ханский престол имел старший в династийном роде. Хан выполнял следующие функции:

Был верховным главнокомандующим;

Объявлял войну и заключал мир;

Определял внешнеполитический курс;

Был главным действующим лицом в дипломатических отношениях;

Являлся верховным законодателем и судьей.

Нецарсвующие султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. Территория улуса, его передача или отчуждение определялись ханом. Султан при этом управлял и улусным войском. Султаны не имели никаких повинностей, кроме военной. Они не подлежали суду биев, судить их мог только сам хан.

В составе черной кости особыми правами обладали бии – предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Бии играли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов они участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи – богатые, и кедей – бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не составляли особое сословие. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других социальных групп. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода средневековья участи в управлении государством зависело от происхождения государственного деятеля. Власть передавалась по наследству, во главе государства стоял единоличный правитель, который опирался в правлении на представителей знати. Таким образом, существующую в средневековье систему государственной власти можно отнести к монархии.


Глава 2. Изменения в вопросах государственной власти в Казахстане в составе Российской Империи

В данной главе освещается процесс государственного управления в Казахстане в период присоединения к Российской Империи, и как следствии этого, колонизации края.

Данная глава содержит описание процесса первоначального ослабления ханской власти со стороны правительства Российской Империи, а также дальнейшей ликвидации ханской власти в Казахстане.


Улусов Джучи и Чагатая определились основные узлы этногенеза казахской народности, политические, государственные формы ее развития. Важную роль в развитии казахской народности и ее государственности в позднее средневековье сыграли такие государства, как Могулистан (в его составе - Жетысу), Ногайская Орда (Западный Казахстан), так называемое «Государства кочевых узбеков» или Ханство Абулхайра (...

И развития института юридических лиц стала необходимость в выделении предприятий разных форм собственности и деятельности в отдельный субъект гражданского права. 2. Начало государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан было положено в период существования СССР. 3. Правовая основа деятельности юридических лиц с течением времени претерпела множество изменений на пути адаптации...

Монарха в различных странах различна и мы не можем определить конкретно степень влияния монарха в осуществлении государственного руководства для всех стран. Однако мне кажется, что монархическая форма государственного правления не исчезнет и даже не будет упразднена до "формальной" монархии. Монархий стало намного меньше, в сравнении, например, с XVII веком, но также нельзя забывать, что монарх...

Оставался Маунтбеттен. Таким образом, получив показной статус доминиона, Индийский союз фактически оставался в полной зависимости от Англии. 2. Становление основ индийской государственности Позиции английского капитала в экономике Индии, зависимость национального производства от английского рынка – все это обусловило стремление индийской буржуазии сохранить Индию в рамках Британского...

Великий хан был абсолютным монархом, и его власть, по крайней мере теоретически, была неограниченной. Как говорит Иоанн де Плано Карпини, «он обладает удивительной властью над всеми своими подданными ». Согласно заявлению монаха Бенедикта из Польши в изложении Симона из св. Квентина, когда трон был предложен Гуюку на выборном курултае, последний сказал знати: «Если вы хотите, чтобы я правил над вами, то готов ли каждый из вас делать, что я прикажу, прийти, когда бы я не призвал, отправиться, куда бы я вас ни послал, убить любого, кого я прикажу? », Они ответили утвердительно. По словам Рашида ад‑Дина, «Чингис был Богом Созвездия Планет, монархом Земли и Времени и все монгольские роды и племена стали его рабами и слугами ».

Другая интересная формула, описывающая власть великого хана обнаружена в поздней монгольской летописи «Алтай Тобчи» («Золотой итог»). Согласно ей, Чингисхан был Богом Пяти Цветов. Для того чтобы понять полное значение этой фразы, мы должны вспомнить, что с древних времен китайцы обозначили стороны света цветами. Черный был цветом севера, красный – юга, синий – востока, белый – запада. Центральная территория была представлена желтым. Все вместе пять цветов символизировали весь мир.

Поскольку желтый цвет – цвет золота, это, предположительно, побудило династию Чжурчжэней принять имя Цзинь, что означает «золотая». Китайская концепция пяти цветов была принята многими евразийскими кочевниками, включая монголов. Желтый стал императорским цветом. Государственный шатер в орде великого хана стал известен как Золотая Орда (Orda Aurea, Алтай Орду). В подобном шатре был возведен на трон Гуюк. По этим же причинам монгольская императорская семья – потомки Чингисхана – были известны как Золотая Родня (Алтан Уруг).

Все подданные великого хана – монголы или вновь завоеванные народы – должны были служить государству и подчиняться воле хана. И все же существовало, по крайней мере, психологическое, различие в степени подчинения: Монголы были правящей нацией, и подданные великого хана также были избранным народом, сюзереном которого он являлся. Их родовые вожди избрали Чингисхана на трон. Им принадлежали плоды завоевания и из них избирались армейские командиры и чиновники администрации. Клянясь в неизменном повиновении вновь избранному хану Гуюку, монгольская знать ожидала от него «щедрых даров, наслаждения справедливостью и почета для каждого князя и вождя сообразно с его рангом». Тюрки Центральной Азии и Южной Руси, равно как и аланы, принимались в братство наций степей под монгольским покровительством. Оседлое население, завоеванное монголами, находилось внизу политической иерархии.

Высшее положение в этой иерархии занимал сам род Чингисхана, и в особенности его потомки – Золотая родня. Будущие императоры и ханы избирались исключительно из мужчин рода. Первоначально выбирать императора среди них могла через родовых вождей вся монгольская нация, в более поздний период это стало прерогативой курултая, состоящего лишь из родственников правящей династии. После выборов каждого великого хана члены императорской семьи должны были поддержать его политику всем своим достоянием и влиянием. Если кто‑либо из них оказывался нелояльным или нарушал установления Великой Ясы иным путем, он получал предостережение великого хана, а если обнаруживалось его упрямство, то он мог подвергнуться тюремному заключению и даже смертной казни, но этого нельзя было сделать без рассмотрения вопроса собранием сородичей.

Основанием богатства и власти главных родичей были наделы, полученные ими от их предка Чингисхана. Правовая природа этих наделов – спорный вопрос. В. Владимирцов склонен называть все их улусами (государствами). Существует, однако, отличительная черта между двумя типами улусов. Многим князьям выделялось определенное количество юрт; эти семьи обеспечивали содержание господина, который, как мы знаем, мог также собирать войско, выбранное из этих людей. Все сыновья Чингисхана получили подобные наделы. В дополнение каждый сын имел определенное количество сотен или тысяч регулярной армии. Это означает, что он был не только феодальным властителем, но и наместником хана в своем улусе; его должность была должностью заместителя императора, которому вменялось в обязанность управление частью империи. Таким путем появились региональные ханства, подобные иль‑ханству Персии и Золотой Орде в Южной Руси. Очевидно, что эти большие, выглядевшие как государства, улусы не были того же уровня, что и наделы более мелких принцев местного значения. Владения последних стали известны как инджю . Разумеется, правящий император также обладал собственными владениями, и они обычно значительно превышали размерами наделы его родичей. Поэтому можно сказать, что немалая часть территории и населения Монгольской империи скорее подчинялась полуфеодальному режиму, нежели органам обычной государственной администрации.

Имперские владения должны были составлять могучий экономический организм. Он имел своим центром дворец великого хана. При Чингисхане дворцовая администрация состояла из четырех частей, каждая из которых была известна как орда. При Хубилае дворцовая администрация, кажется, была централизована. Люди, приписанные к императорским владениям, снабжали дворцовые склады всем необходимым для поддержания ханского хозяйства и удовлетворения потребностей хана. Следует вспомнить, что русские, поселенные близ Пекина в 1330 г., должны были поставлять дичь и рыбу к императорскому столу. Русская колония была лишь одной из многих подобных групп поставщиков ко двору. Их работа находилась под наблюдением чиновников дворцовой администрации, каждый из которых заведовал специальным департаментом, занятым разведением лошадей и скота, сбором зерна и овощей, охотой и рыболовством. Важным должен был быть и департамент соколиной охоты. В дополнение во дворце, или же для него, работали различные ремесленники, включая ювелиров высокого класса, подобных русскому Космасу при дворе Гуюка и французу Буше при дворе Мункэ.

Давайте обратимся теперь к общей государственной администрации. Прежде всего следует подчеркнуть, что Монгольская империя была создана в процессе военного завоевания. Поэтому вполне естественно, что армия стала хребтом администрации, по крайней мере, в ранний период развития империи. Через армейских офицеров – от темника до десятника – народ узнавал приказы великого хана. Офицеры должны были находиться в постоянном личном контакте с императором: «Темники, тысяцкие и сотники, которые приходят услышать наши мысли в начале и конце года, а затем возвращаются (к своим постам), могут командовать нашими войсками; состояние тех, кто сидит в своих юртах и не слышит этих мыслей, подобно камню, который падает в глубоководье, или же стреле, которая выпущена в камыши, – они пропадают. Таким людям не подобает командовать »(Билик,разд.З). Как известно, контроль императора над армией осуществлялся через императорскую гвардию. Высшие офицеры гвардии были всегда готовы для консультаций с императором и получения приказов от него. Предположительно, они составляли нечто наподобие постоянного совета при императоре. Когда это было необходимо, собиралось заседание ханского совета. На подобных сборищах при Угэдэе присутствовали братья и старшие родичи великого хана, а также командиры всех армейских соединений.

Менее заметной, но не менее важной была роль немногочисленных высококвалифицированных и опытных гражданских советников великого хана, каждый из которых занимал место, сравнимое с постом государственного секретаря или министра. Первоначально почти все они были немонголами. Как мы видели, высшими вельможами при Чингисхане и Угэдэе были выходец из Китая, уроженец Уйгурии и мусульманин из Центральной Азии. Лишь главный судья был монголом. Сначала никому из них не давалось той власти, которой пользовался ближневосточный визирь. Следует вспомнить, что один из них, мусульманин, попытался получить власть визиря в регентство Туракины, но немедленно пал после прихода на трон Гуюка. Лишь в поздний период монгольской истории, в особенности в правление иль‑ханов, визирство стало важным институтом. В Китае, начиная с Хубилая, центральные посты в администрации развивались согласно китайскому типу.

При помощи советников император устанавливал принципы деятельности правительства и основные его задачи; он так же инструктировал и контролировал крупных деятелей провинциальной и районной администрации. Последняя создавалась вокруг центров армейских округов, на которые делилась страна.

Нижеследующее высказывание Иоанна де Плано Карпини может помочь нам понять основные черты чингисхановской системы распределения армейских соединений по стране и его контроля над этой системой: «Он (хан) приказывает, где должны жить темники; темники в свою очередь, дают приказания тысяцким; последние – сотникам, а они – десятникам. Более того, когда бы, что бы и кому бы император ни приказал, будь то война, жизнь или смерть, они подчиняются ему, не прекословя ».

Глава каждого подразделения получал нагрудный знак своего ранга. В древние времена среди тюрков – и также, возможно, среди монголов – лук и стрелы служили знаком власти. Согласно тюркской исторической традиции, прародитель тюрков Огуз‑хан приказал, чтобы лук был знаком командиров войск правой руки, а стрела – войск левой руки. В гуннской империи V века золотой лук являлся эмблемой власти заместителей Аттилы. По свидетельству «Тайной истории», Чингисхан награждал некоторых из своих ближайших сподвижников правом носить колчан, лук и стрелы ; эта экипировка была известна по‑турецки как садак или сайдак (по‑древнерусски, сайдак или сагайдак ).Поскольку каждый монгольский всадник был обеспечен колчаном, луком и стрелами, Чингисхан должно быть подразумевал в этом случае не реальное оружие, а символ, знак привилегированного положения его носителя и того, что он имеет статус дархана, освобожденного от налогов. Однако в обычной администрации Монгольской империи не лук (или колчан) использовался в качестве знака, а «пластина власти», как называет ее Марко Поло. Она была известна как паице (по‑русски, пайцза ).При Чингисхане знаком чиновника первого ранга была золотая пластина с головой тигра; на ней содержалась иероглифическая надпись: «Священный Декрет Тьен‑це («Данного небом»), императора Чингиса. Пусть дела вершатся по воле его ».Знаком второго ранга была простая золотая пластинка с той же первоначальной формулой, сопровождавшаяся одним словом – «срочно». Серебряная пластина с той же надписью представляла знак третьего ранга. В Персии, при иль‑хане Газане (1295‑1304 гг.), знак высшего ранга был круглым и сделан из золота, он имел изображение головы тигра; знак второго ранга, похожий на него, был особым образом декорирован. При Хубилае пластина темника, сделанная из золота, имела выгравированную голову льва; тысяцкого – из золота или позолоченного серебра; сотника – из серебра. Когда обстоятельства требовали наделения официального лица высшей властью, символом на пластинке был кречет.

Лагерь каждого из армейских командиров становился центром местной администрации. Следует помнить, что, в отличие от императорской гвардии, армия не находилась на постоянной службе; предполагалось, однако, что возможно проведение мгновенной мобилизации. Для достижения этой цели вся страна была поделена на множество военных округов, соответствующих размеру и численности армейских соединений и названных на основании их распределения. Так, наиболее крупные районы были известны как тумены; и каждый тумен подразделялся на тысячи, сотни и десятки. В каждом таком районе, вплоть до сотни, находился руководящий штаб соответствующего армейского соединения, который в случае необходимости служил центром мобилизации.

Население каждого района поставляло по уведомлению свою часть людей и коней с полной экипировкой. Так, население каждой тысячи должно было дать во взаимодействии с низшими единицами тысячу воинов и две – пять тысяч коней. Число солдат, которых должно было поставлять население района в целом, можно назвать лишь приблизительно, поскольку точные цифры отсутствуют. Предполагается, что все население Монголии к моменту смерти Чингисхана составляло около одного миллиона человек. Чтобы обеспечить существование армии общим числом 129 000 воинов, а такой армией он обладал, каждый район должен был мобилизовать около 13% своего населения. Это число может быть сопоставлено с пропорцией воинов «ордо армий» в Китае при династии Ляо (Кидан) в XI веке и в начале XII века. Согласно китайским источникам этого периода, максимальная общая численность этих армий составляла 101 000 конников; они рекрутировались из 203 000 хозяйств с мужским взрослым населением 408 000 человек. Все взрослое население этих хозяйств должно было составлять около 800 000 человек. Поэтому пропорция воинов ко всему взрослому населению была около 12,5%.

Цифра 129 000 для монгольской армии представляла кульминацию национального прорыва в критический период экспансии. После того как главное завоевание состоялось, напряжение должно было спасть. Обычная суммарная сила чисто монгольских контингентов в императорских армиях едва ли превышала 100 000 человек. Если принять это, то соотношение воинов ко всему населению должно было примерно равняться тому, что существовало в хитанской армии, т.е. не более 10%. Это дает нам возможность привести предположительные цифры народонаселения в военных округах. Население сотни, видимо, было не менее, а возможно, и более одной тысячи, тысячи – десять тысяч и более, а тумена – сто тысяч и более.

Районные штабы становились центром гражданской, равно как и военной администрации. Через них были организованы и поддерживались системы почтово‑конной (ям) и курьерской служб, а также сбора налогов. Таким образом, каждый командир более крупного армейского соединения становился одновременно гражданским наместником района. Нормальная организация почтово‑конной службы была существенна для поддержания быстрой связи через курьеров между центральным правительством и его местными представительствами, равно как и для координации действий армейских соединений. Иностранные послы также имели привилегию использования лошадей. Купцам сначала разрешалось использовать ямскую службу бесплатно, но позднее Мункэ постановил, что они должны путешествовать за собственный счет. Купцы, в любом случае, имели солидную выгоду от безопасности дорог. Почтово‑конные станции строились через некоторые интервалы пути на главных дорогах. По приказу Угэдэя, определенное количество всадников, возниц и служащих, равно как и коней, быков и кибиток должны были приписываться к каждой станции. Кобылы и овцы содержались на таких станциях для обеспечения путешественников кумысом и мясом; несколько коней стояли, уже оседланными для императорских курьеров. Каждый курьер носил пояс с колокольчиками: «И когда те, кто находился на следующем посту, слышали колокольчики, они готовили следующего коня и человека, экипированного таким же образом».

Был создан Ямской департамент для наблюдения за почтово‑конной службой. Почтовые дороги были разделены с целью лучшей организации управления на множество районов. Лежащие рядом тумены должны были поставлять все необходимое для поддержания службы каждого ямского района. Монгольская почтово‑конная служба была описана и высоко оценена Иоанном де Плано Карпини, Марко Поло и другими путешественниками. Это был, конечно же, весьма полезный и хорошо управляемый институт.

Чтобы избежать недоразумений и нарушений, чиновники и гонцы, ехавшие по делам службы, а также иностранные послы, получали пластины власти, схожие с теми знаками, что носили армейские предводители подразделений (пайцза). Эти пластины были сделаны из различного материала, в зависимости от ранга путешественника. Три серебряные пайцзы и одна железная сохранилась в Эрмитаже в Ленинграде. Пластины более низких рангов были деревянными. Путешественник с более значимой пластиной мог использовать больше коней, нежели с низшей по статусу пайцзой. Местные власти имели инструкции оказывать всяческую помощь держателям пластин. Будет уместным упомянуть, что эмблемы, подобные пайцзам, использовались в Персии до монголов. Когда Апполоний Тианский путешествовал из Экбатана в Индию в середине первого века, «идущим первым верблюд (его каравана) имел золотую пластину на лбу в качестве знака для всех встречавшихся, что путешественник был одним из друзей хана и ехал по воле хана ».

Достойной внимания чертой монгольской администрации являлась ее программа поддержки нуждающихся. Среди обязанностей императора была помощь бедным. Собрание высших чиновников и военных вождей при Угэдэе рекомендовало ввести специальный налог для создания благотворительного фонда. Отдельным декретом Угэдэй приказал вырыть колодцы в районах засухи, чтобы сделать их пригодными для жизни. В более поздний период, согласно имеющимся источникам, существовали зернохранилища и склады, устроенные правительством для помощи нуждающимся во времена голода. Как было сказано, последний император династии Юань также учредил программу общественных работ для регулирования течения Желтой реки.

Что же касается государственного дохода, то основная тяжесть налогов лежала на населении покоренных стран. При Чингисхане монголы не должны были платить каких‑либо налогов. При Угэдэе был введен натуральный налог. Из каждого стада овец один годовалый баран должен был поставляться ежегодно к ханскому столу и одна годовалая овца из сотни овец в фонд поддержки нуждающихся. Дополнительные налоги могли быть введены в более поздний период. Однако не государственные налоги, а сборы и службы различного рода, возложенные на население владений князей, являлись тяжелой ношей для монголов в XIV и XV веках, в особенности потому, что владения князей значительно разрослись в этот период. Комплекс натуральных налогов и служб, требуемый от каждого хозяйства, был известен как албан .

Напротив, бремя налогов, которое несли побежденные народы, было тяжелым с самого начала монгольской экспансии. Каждая покоренная нация должна была во‑первых, заплатить ежегодную дань монголам, а во‑вторых – регулярные налоги. Они были трех основных видов, согласно трем основным социально‑экономическим делениям. Городские жители (торговцы и ремесленники) должны были уплатить налог, известный как тамга ; скотоводы – налог на скот (копчур ); земледельцы – поземельный налог (калан ). В‑третьих, в дополнение к основным были взимаемы многие специальные налоги, а также введены службы, которые надлежало выполнять завоеванным народам. Кроме того, следует иметь в виду, что монгольские князья и военачальники получили частные владения в завоеванных странах. Они принадлежали к типу инджю; местные жители, жившие на таких землях, были близки к крепостному состоянию.

Помимо этого, из каждой подчиненной нации в армию великого хана или региональных ханов рекрутировались воины, пополнявшие ее ряды. Чтобы обеспечить неуклонное выполнение всех вышеприведенных требований, завоеванные страны делились на военные округа, схожие с собственно монгольскими. В каждом таком районе базовый состав монгольских и тюркских офицеров имел своей задачей мобилизацию местных воинов для ханских армий и наблюдение за сбором налогов. Для обеспечения должного повиновения населения, командир военного района имел власть формировать под своей командой местные подразделения, рекрутированные из живущего на данной территории населения.

Взятая как единое целое, монгольская администрация покоренных стран являлась инструментом подавления и служила мрачной цели обеспечения и поддержания ханского контроля над местными жителями. Только когда ханская администрация была ослаблена на высшем уровне династическими и иными бедами, местное население увидело возможность освобождения от монгольского владычества.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.