Конспект урока-экскурсии «Нумерация многозначных чисел. Закрепление. II. Каллиграфическая минутка. V. Решение задач и выражений

Мы преследовали следующие цели:

1. Образовательная: Закрепить знания по нумерации чисел в пределах 1000 cиспользованием приемов сравнения и классификации.

2. Развивающая:Развить словесно логическое мышление (на математическом материале), словесно логическую память, произвольность внимания, математическую речь.

3. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение и интерес к математике.

На уроке мы совершим большое космическое путешествие, в ходе которого повторим знания о трехзначных числах, закрепим умения решать задачи и числовые выражения, уметь сравнивать числа, находить похожие и разные по разным признакам числа.

Представьте, что мы запускаем 3 космические межпланетные станции.

Нам необходимо выбрать командиров экипажей и определить девиз путешествия.

Нужно найти значение данных выражений, тогда узнаем девиз.

станция– 1 станция– 2 станция– 3
Д 348+1=349 Р 320-20=20 Т 400+56=456
У 500-1=499 Е 108-8=100 В 550-50=500
М 305+1=306 Ш 432+1=433 О 70+200=270
А 745-1=744 А 890-90=800 Р 600+42=642
Й 699+1=700 Й 750-700=50 И 315-10=305

С помощью приема сравнения учащиеся вспоминают, что каждое предыдущее число, которое стоит в ряде меньше на 1 следующего числа.

С использованием логического мышления учащимся предстоит закрепление десятичного состава числа в пределах 1000.

Учитель предлагает школьникам приготовиться к полету на Марс и в своих бортовых журналах записать дату полета.

Затем учитель рассказывает детям, что Марс меньше Земли и легче в 9 раз. Как и на Земле есть времена года, об этом ученые догадались, глядя в телескоп и увидев на полюсах снежные шапки, которые то появлялись, то исчезали.

Пока летим, необходимо определить режим работы:

Для успешной посадки:Год на Земле – 12 месяцев, а на Марсе в 2 раза длиннее. Сколько длится год на Марсе?

Учащиеся должны определить, сколько месяцев длится год на Марсе.

На этой планете нам необходимо выделить разряды в трехзначных числах (заменить суммой разрядных слагаемых).

Вывод: Через 67 часов 25 минут космического времени совершим посадку на удивительную планету, а пока отдохнем.

- Только что с Земли поступила радиограмма, расшифровав которую, мы узнаем, к какой планете приближаемся.

Вам необходимо расставить порядок действий, а затем цифры заменить буквами, тогда вы узнаете название планеты.

Учитель рассказывает учащимся, что Сатурн – необычная планета. Окружена кольцами – они вращаются вокруг планеты, как Луна вокруг Солнца. Это космическая пыль. Сатурн холодный и большой.

На этой планете нам предстоит решить следующую задачу(упр. 2 стр.11)

Назови номер той последовательности чисел, которая составлена по правилу.

“Каждое следующее число на 3 меньше предыдущего”

1) 8 11 14 17 20

2) 32 29 26 23 20

3) 48 45 43 40 38 35

По каким правилам составлены остальные ряды? (См. прил. 1)

Следующая планета Нептун, морей и океанов на ней нет. Она очень далеко. С Земли ее почти не видно. Это планета вращается очень быстро и год равен 16 часам.

На этой планете нам необходимо выполнить сравнение чисел:

485 * 489 305 * 35 185 * 815
500 * 499 96 * 960 218 * 228

Объясните, какие знаки поставили и почему?

Младшие школьники по группам решают задачу.

И конечно самое прекрасное – это возвращение домой. Нет лучше планеты, чем Земля.

Затем вместе с учащимися мы подвели итог урока.

Чему учились на уроке?

Что узнали нового?

Для успешной посадки, необходимо поработать самостоятельно и выполнить задание с Земли.

станция– 1:

Запиши число, следующее при счете за числом 239, 999

Запиши число, стоящее перед числом 140, 200.

Запиши число, стоящее между числами 499 и 501, 798 и 800.

станция– 2: 899 + 1 * 901 - 1 367 – 60 * 367 - 7
100 – 1 * 999 489 – 400 * 589 – 500

станция3:Найди сумму наименьшего трехзначного и наибольшего двузначного числа.

Запищи все возможные числа из цифр 5, 4,

Приемы классификации и сравнения помогали младшим школьникам быть активными и заинтересованными на уроке математики.

Во время проверочной работы мы сосчитали результаты успеваемости учащихся применяющих приемы сравнения и классификации на уроке математики.

За каждый правильный ответ учащиеся получали по 1 баллу. В конце урока мы суммировали полученные младшими школьниками баллы и распределили их на три уровня: высокий, средний и низкий.

Суммировав баллы, полученные в результате исследовательской работы, мы получили следующие результаты, представленные в таблице.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов;

Средний уровень – от 6 до 8 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 5баллов.

В контрольной группе 5 человек имеют высокий уровень, 9 человек – средний уровень, а 6 человек имеют низкий уровень сформированности умения применять приемы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел.

Заключение

Работа, нацеленная на необходимое формирование у младших школьников умения изучения нумерации чисел ведется по следующим направлениям:

Применения приема сравнения;

Использование приема классификации как способа изучения нумерации чисел;

Обучение нумерации чисел различными способами.

В теоретической части нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения нумерации чисел младших школьников.

Так же нами были изучены методики обучения младших школьников приемам сравнения и классификации в различных методических системах.

Подход к решению задачи, при котором изучение нумерации чисел выступает как объект исследования, а ее решение как объект применения приемов сравнения и классификации, позволил предположить, что целенаправленное и систематическое применение приемов сравнения и классификации в процессе обучения математике и, в частности, изучении нумерации чисел, позволит сформировать у младших школьников умение изучать нумерацию чисел различными способами.
В практической части исследования мы провели экспериментальную работу на первом этапе, которой были сформированы задачи эксперимента, определен объем выборки: проводился выбор контрольной и экспериментальной групп для участия в формирующем эксперименте, проведен констатирующий этап эксперимента с целью установления фактического исходного состояния объекта исследования перед формирующим этапом эксперимента. На данном этапе педагогического эксперимента наиболее адекватными методами исследования были: наблюдение, педагогический эксперимент.

А так же был проведен контрольный эксперимент, и сопоставление результатов с гипотезой, обобщение материалов исследования. Методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической статистики.

Итак, цель наша была достигнута, поставленные задачи выполнены. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении.

Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях:

· Развитие приемов творческой работы над арифметической задачей.

· Использование приемов сравнения и классификации преобразованию и составлению задач на уроках математики в начальной школе.

Список литературы

1. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная пресса,2006.

2. Бантова, М.А., Бельтюкова. Г.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.

3. Волкова, С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. - М.: Просвещение, 1993.

4. Депман, И.Я. История Арифметики. - М. "Просвещение" - 1959.

5. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: Владос, 1999

6. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980.

7. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.

8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие. - М., 1999.

9. Каплан, Б.С. Методы обучения математике. - М., 1981.

10. Леонтьев, А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. - М.: Баласс, 2000.

11. Маркова, А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

13. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989.

14. Метлина, Л.С. Математика в начальной школе. - М.: “Просвещение”, 1984.

15. Моро, М.И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2002.

16. Моршнева, Л.Г. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвешение”, 1999.

17. Носова, Е.А., Непомнящая Р.Л. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвещение”, 1985.

18. Семенова, Н.И., кандидат технических наук. Формирование познавательных учебных действий в начальной школе на примере построения классификации. (Сайт ext.spb.ru)

19. Сергеев, И.Н., Олехин, С.Н. Примени математику. - М.: “Наука”, 1991.

20. Свечников, А.А., "Путешествие в историю математики", изд. "Педагогика-Пресс", 1995 г.;

21. Стойлова, Л.П. Математика. - М.: Академия, 2002.

22. Столяренко, Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000.

24. Суворова, Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в мало-комплектной начальной школе. - М., 1980.

25. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, - М., 1988.

26. Ушинский, К.Д. Педагогика.М. - 2000.

27. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М., 1983.

28. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995.

29. Эрднеев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Просвещение, 1988.

30. Якиманская, И.С. Как развивать учащихся на уроках математики: (Учебно - метод, пособие).- М.: Б.и., 1996. - 106 с.

Приложения

1.

1. Организация класса к уроку.

Ровно встали, подравнялись

К нам, сегодня, пришли гости.

Давайте поприветствуем гостей.

Здравствуйте!

2.Актуализация знаний учащихся.

Учитель.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки.

Угадав загадку, вы узнаете, кто вам приготовил путешествие?

В реке, в пруду и в море

Живет и не знает горя.

Можешь удочкой поймать

И загадку отгадать. (РЫБА) Цепляю на доску рыбку.

Учитель.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по водными пространствами математического моря. Но на чем? .... Загадка.

Через море - океан,

В сильный шторм или ураган

Уверенно вперед следует,

А на нем народ путешествует. (КОРАБЛЬ) Цепляю на доску корабль

Учитель.

Договариваемся-не шуметь.

Руку хорошо поднимать.

Четко всем отвечать,

На уроке не дремать.

А знание скорее хватать,

Чтобы не было нам мороки,

Все готовы к уроку? (Да)

Хорошо, мы отправляемся в дорогу.

Мы будем останавливаться на островах и искать сокровище. Я уверена, что до конца урока мы найдем драгоценное сокровище. А какой узнаем позже.

3. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока-письменная нумерация чисел 11-20. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого .

На уроке мы проверим и закрепим полученные знания. Будем логически мыслить, будем внимательными, сообразительными и аккуратными.

Что вы ожидаете от урока-путешествия? (Узнать новое, считать, записывать изученные числа, решать задачи).

4. Работа с новым материалом.

Отправляемся в путешествие. Закрыли все глаза и представили, что вы плывете на хорошем, большом корабле, шум моря, тепло, солнечные лучики греют носики... (Открываем глазки)

Остановка - Остров ЧИСЕЛ. (Рисунок острова)

Чтобы туда попасть-надо хорошо считать.

Ежедневное повторение-прочные знания.

Устный счет от 11 до 20 (цифры на доске)

Парные, нечетные числа

Повторение образования чисел второго десятка

Я называю числа, а ученики отвечают.

1 дес.1ед.-

1 дес.2ед.- на доске

1 дес.3ед.-

1дес.4ед.-

Молодцы!!!

Какое число мы создали последним - 14. Это и будет наша каллиграфическая минутка

Тетрадь свою я открываю и под наклоном кладу.

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь.

За работу сразу возьмусь.

Минутку каллиграфии начинай.

(Я на доске показываю), а ученики пишут в тетрадях число 14.

Какое число следует за числом 14? 15

Какое число предшествует числу 14? 13

А как можно получить число 14? (10 и 4, 4 и 10,) Молодцы!!!

Учитель.

На остров мы попали, а нас встретил на острове пират, охраняющий этот остров (рисунок пирата)

Пират говорит, что пропустит нас дальше на остров, если мы выполним его задачи.

Пора нам взяться за ручку и тетрадь

Числа быстрее написать

Чему научились показать.

5. Математический диктант

Найти сумму чисел 4 и 2 (6)

6 увеличить на 2 (8)

К 8 прибавить 2 (10)

Найти разность чисел 10 и 5 (5)

От 5 вычесть 2 (3)

Записать соседей числа 3 (2 и 4).

(Одни ученики зачитывают ответы, остальные проверяют)

Проверка диктанта.

Учитель.

Пират сказал, что вы-молодцы, и он пропускает нас дальше.

На этом острове поселился кот Леопольд (рисунок)

Он очень любит рыбку

Но рыбка вокруг этого острова не простая.

Чтобы ее поймать, надо знать математику.

А кот в школу не ходил,

Арифметику не учил.

Но рыбки так хочется,

Что усатому поделать?

Дорогие, детки, поможем-

Коту рыбки наловить.

6. Работа в группах.

Объединитесь в группы (конвертики белые на столах). Что у вас в конвертиках? (рыбки)

На рыбках выражения, которые вы должны решить, чтобы у котика была удачная рыбалка)

(Выражения образования чисел второго десятка)

Проверка.

1 група- все на образование числа 15

2 группа - на образование числа 16

3 группа - на образование числа 17

4 группа - на образование числа 18

5 группа - на образование числа 19

(рыбки для котика крепят командиры)

7. Работа над новым материалом.

На этом острове мы побывали. С пиратом познакомились и знания показали. Леопольду помогли. Время отправляться на другой остров. (шум моря)

Следующая остановка-остров новых знаний (вешаю на доске остров)

На этом острове нас встретила Обезьянка. Она очень любит бананы. В своих лапках она держит их. Давайте посчитаем, сколько бананов у обезьянки? (считаем вместе)

Какие можно составить выражение по рисунку. Мы составляем, а ученик записывает на доске.

4 + 6 + 2 = 12

4 + 6 + 1 + 1 = 12

10 + 2 = 12 или 1 дес. 2 ед. Образовали число 12.

Какое предварительное число-11, а какое следующее 13.

Запишите эти выражения в тетради.

Физкультминутка (музыкальная)

8. Игра «Задуманное число» от Обезьянки.

1 дес.6ед.

1 дес.4ед.

1 дес.9ед.

1 дес.2ед.

2 дес.

Ученик записывает образованные числа на доске.

А теперь самостоятельно запишите в тетрадях. (Проверка) зачитывает ученик 12, 14, 16, 19, 20. Какие числа пропущены: 11, 13, 15, 17, 18.

Молодцы!!!

Путешествие продолжается. Путешествуем дальше и попадаем на остров Задачный.

9. Работа с учебником

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого

Ученики читают задачу с учителем.

Было -5 груш

Положили -? груш

Стало -9 груш

Тип задачи: на нахождение неизвестного слагаемого. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы вычесть известное слагаемое.

9-5 = 4 (гр..) - положили 4 груши.

Ответ: 4 груши.

Физкультминутка (подвижная)

Учитель.

Итак, мы доплыли до Острова Сокровищ. (рисунок)

Сокровище - это ваши знания. И сегодня, я думаю, вы получили еще больше сокровищ.

Но в ваших каютах осталось одно задание в желтых конвертиках. Опять объединитесь в группы, откройте этот конвертик и из геометрических фигур составьте предметы, которые помогали в путешествии. (овал, четырехугольник, треугольник, круг, прямоугольник.)

1 группа составила рыбку - мы начинали наш урок с загадки про рыбку

2 группа-корабль-путешествие было на корабле.

И т.п.

10. Итог урока.

Все прекрасно работали.

А оправдались ли ваши ожидания? Да. Что мы делали на уроке? (ответы учащихся)

Что больше всего понравилось?

Молодцы мои малыши

Дорогие мальчики и девочки.

Прошу всех поаплодировать друг другу. Я вас благодарю за вашу работу на уроке.

11. Домашнее задание

Задача рассказать родителям о путешествии, где мы побывали и чему научились.

Тема. Фрагмент урока-путешествия «В гостях у лесных жителей»

Число и цифра 7. Написание цифры 7. Сравнение чисел в пределах 7.

Последовательность чисел в пределах 7. Прямой и обратный

порядок счета в пределах 7.

Цель. - Ознакомить уч-ся с образованием числа семь и цифрой 7.

- Научить уч-ся писать цифру 7. Упражнять детей в сравнении

чисел от 1 до 7, составлении и решении примеров на сложение.

- Повторить последовательность чисел в пределах 7, прямой и

обратный порядок счета в пределах 7.

- Развивать логическое мышление.

- Воспитывать интерес к обучению.

Оборудование : сказочные герои: Белоснежка и семь гномов, семеро козлят, белочка, зайчата; раздаточный материал: желуди, грибы, орешки; таблица состава числа 6; цифра 7.

Ход урока

I Организационное начало урока

Учитель. Создадим хорошее дружелюбное настроение.

Улыбнитесь друг другу, гостям, садитесь! Руки?

Дети. На месте!

Учитель. Ноги?

Дети. На месте!

Учитель. Локти?

Дети. У края!

Учитель. Спина?

Дети. Прямая!

II Повторение изученного материала

Учитель. Сегодня к нам на урок пришли Белоснежка и семь гномов, они нас приглашают в гости к лесным жителям. Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно сосчитать гномов, все ли на месте.

    Устный счет

а). прямой и обратный счет гномов (в пределах 6)

Сколько гномов, ребята? (6)

А сколько должно их быть? (7)

Наверное, один гном устал и присел отдохнуть, поэтому отстал.

Ребята, а какой это гном по порядку? А этот?

А теперь посчитаем гномов в обратном порядке. (6, 5, 4, 3, 2, 1)

Отправляемся в путешествие! Путешествуя по лесу, мы увидели избушку.

Вспомним таблицу состава числа 6.

    Каллиграфическая минутка

Ребята, вспомним, как правильно и красиво писать цифру 6.

(показ и объяснение учителя)

    Физкультминутка

Мы вышли на полянку, где гуляют зайчата. Зайчата приглашают нас на физкультминутку!

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал:

Зайка – прыг – и убежал.

III Изучение нового материала

    Сообщение темы урока

Сегодня на уроке Белоснежка поможет нам выучить цифру 7, которая обозначает число 7, будем учиться сравнивать числа в пределах семи, составлять примеры на сложение.

    Ознакомление с цифрой 7

Наконец-то нас догнал гном, сколько теперь гномов? (7)

Как получили число 7 ? (к 6 прибавили 1)

Кол-во гномов запишем цифрой 7.

(показ цифры на доске)

Цифра 7 – что кочерга. 7

У нее одна нога.

Путешествуя, мы попали в гости к козлятам. Сколько их? (7)

Какой цифрой запишем кол-во козлят? (7)

    Написание цифры 7.

(объяснение учителем написания цифры 7)

Ой, а кто это в дупле? (Белка)

Белка вас угостила орешками, чтобы вы попробовали выложить из орешков цифру 7.

Молодцы, справились с заданием белки, а теперь попробуем написать цифру 7 в рабочей тетради.

(Написание детьми цифры 7 в рабочей тетради.)

Молодцы, справились с заданием!

    Сравнение чисел в пределах 7

Сначала белка собрала грибов? (4) Желудей? (3) Чего больше собрала?

Как составить пример на сравнение? (4 3)

Потом белка нашла (учитель выставляет 2 гриба) сколько грибов?

Желудей? (выставляет 5 шт.) Составьте пример. (2

А теперь сколько грибов? (7) А желудей? (7)

Как составить пример? (7= 7)

    Решение примеров на сложение

- Гном нашел в дупле у белки

Шесть лесных орешков мелких.

Вот еще один укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка,

Все орешки сосчитай-ка! (7 орешков)

Как узнали, что 7 орешков? (К 6 прибавили 1, получили 7)

Следующее задание приготовили для вас зайчата:

3 + 2 3 + 3 5 + 1 4 + 3 2 + 2

Какие вы, ребята, молодцы, справились и с этим заданием! А сейчас мы отдохнем вместе с лесными зверятами!

    Физкультминутка

(Дети исполняют танец «На танцующих утят…» и покидают класс)

Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1.Образовательные:

— закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании в пределах 10;

формирование умения анализировать арифметические задачи, составлять по рисунку, решать их;

— формирование навыка каллиграфического письма.

2.Развивающие:

— развитие познавательной активности учащихся;

— развитие мелкой моторики кистей рук;

— развитие наблюдательности;

— развитие потребности в познании окружающего мира.

3.Воспитательные:

— воспитание бережного отношения к природе и животным;

— воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия::

    развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;

    мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия:

    умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия:

    активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач ;

    логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений .

коммуникативные действия:

    готовность слушать собеседника и вести диалог;

    готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

    участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.

Тип урока : закрепление полученных знаний.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (конверты со счётным материалом), кленовые листики с примерами, карточки обратной связи.

ПЛАН УРОКА:

1.Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний.

Устные упражнения.

    Работа в парах.

    Числовой ряд.

    Игра «Не зевай».

    Назови «соседей числа»

    Задача на смекалку.

    Состав чисел.

4. Физкультминутка.

5.Применение полученных знаний и умений.

    Игра «Собери букет».

    Деление фигур по разным признакам (форме, размеру, цвету).

    Составление задач по рисунку.

    Работа по учебнику.

    «Чей путь короче?»

6.Физкультминутка.

7. Отработка алгоритма действия.

    Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.

    Проверка работы (карточки обратной связи).

8. Рефлексия.

9.Итог урока.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

— Улыбнитесь друг другу. Какие у вас замечательные улыбки! У всех хорошее настроение, все готовы работать!(Слайд 1)

Дети настраиваются на урок, улыбаются друг другу.

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок математики?

А что вы уже узнали на уроках математики, чему научились?

Узнавать цифры и числа, учиться решать примеры и задачи, учиться думать.

Знаем числа от 1 до 10, умеем с ними решать примеры, знаем арифметические знаки, сравниваем числа и выражения…

Регулятивные УУД,

личностные УУД.

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Чтение стихотворения. (Слайд 2)

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

стали дни холоднее.

И от птичьего крика

в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

прочь, за синее море.

Все деревья блистают

в разноцветном уборе.

(К. Бальмонт.)

Какое время года поэт описывает в стихотворении?

Как вы догадались?

Сегодня мы закрепим изученное по теме

« Нумерация чисел от 1 до 10. Ребята, мы с вами сейчас отправляемся на математическую экскурсию в лес, где нас ждет немало интересных встреч.

(Слайд 3)

— Представьте, что мы с вами подходим к лесу. Чувствуете, как запахло прелой травой, пожухлой листвой, спелыми грибами.

— Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.

Дни стали короче и холоднее. Птицы улетают в тёплые края.

Листья желтеют, краснеют и опадают.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1)- Чтобы войти в лес, мы должны показать хозяину леса, как хорошо и правильно мы научились устно считать. Индивидуальная работа у доски (3 человека). Работа в парах.

1 + * = 5 5 – * = 2 * – 8 = 0

2 – * = 0 6 – * = 6 * + 2 = 5

5 – * = 2 9 + * = 10 * – 1 = 9

4 – * = 3 8 – * = 7 * – 4 = 1

3 + * = 5 4 – * = 2 * + 2 = 2

Сосед по парте проверит решение.

2) Расположить рассыпанные цифры в порядке возрастания. (Слайды 4,5)

На тропинке к лесу появились числа. Расположите данные цифры в порядке возрастания.(3,5,7,2,9,10,4,6,8,1.)

Прочитайте, что у вас получилось.

Что вы можете рассказать об этих числах?

Назовите свойства натурального ряда чисел.

3) Игра «Не зевай». (Слайд 6)

Назови самое большое однозначное число.

Назови число, которое больше 6 на 1.

Назови число, которое меньше 3 на 1.

Какое число следует за числом 8?

Какое число при счете идет перед числом 7?

Сколько человек тянули репку?

— Без смекалки нам в лесу никак не обойтись. Проверим, умеете ли вы думать, смекать.

4)Задача на смекалку. (Слайд 7)

В лесу стоит дуб, на каждом суку по 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько яблок растет на дубе?

А вот из-за горки заячьи ушки торчат. Скажите, сколько за горкой зайчат сидят? (Горка убирается за ней трое зайчат).

5) Проверка индивидуальной работы

6) Назови « соседей» числа. (Слайд 8)

Вдруг появились на небе тучи.

Давайте разгоним их, пусть светит солнце нам в пути.

7)Состав чисел

Повторение состава чисел 6, 7 (Слайд 9)

Вот мы зашли в сосновый бор. Давайте отдохнем и заодно и веточки у елочек посчитаем

Состав числа 5

А под этими соснами спрятался ёжик. (Слайд 10)

Чем питается ёжик?

Ему нужно набрать 5 грибов, но шляпки грибов должны быть разного цвета.

У вас на партах есть грибы в конвертах и ёжик, выполненный вами в технике оригами.(Приложение 1)

— Сколько и каких грибов вы ему положите на «колючки»?

Состав числа 8

Возьмите все грибы двумя руками. Сколько всех грибов?

Сколько оказалось в левой руке, а сколько в правой?

Трое учащихся решают примеры у доски, затем другие учащиеся проверят решённые примеры.

Располагают магнитные цифры на доске

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Это натуральный ряд чисел. Самое маленькое число1. Натуральный ряд бесконечен. Каждое следующее число больше предыдущего на 1.

Яблоки на дубе не растут.

3 зайчика.

Соседи числа 4 — 3 и 5.

Соседи числа 6 – 5 и 7.

Соседи числа 8 – 7 и 9.

Соседи числа 9 – 8 и 10.

6 это 3 и 3; 2и4 ; 5 и1;

7 это 2 и 5; 4 и 3; 1 и 6

Ежи питаются насекомыми.

Выкладывают грибы ёжику на спинку в кармашек.

Возможные ответы:

4красных и 1 коричневый,

2 красных и 3 коричневых

3 красных и 2 коричневых,

1 красный и 4 коричневых.

Возможные ответы:

4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Вы хорошо считаете, и хозяин леса вас пропускает дальше в лес. Идём в лес и выполняем движения по тексту.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой.

Руки вниз – хлопок другой.

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

Дети выполняют движения по тексту.

Личностные УУД, коммуникативные УУД

5.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Применим знания состава чисел первого десятка для решения математических выражений и решения задач.

— По дороге к лесу я собирала кленовые листья в букет, но подул ветер, и листья разлетелись.

— Помогите мне, ребята, собрать букет.

Игра «Собери букет»

4 – 3 6 + 2 2 + 2

5 – 2 4 – 2 6 + 1

5 – 3 3 +2 8 – 1

Молодцы! Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.

Разделите эти фигуры по разным признакам .(Слайд 11)

Вот к нам на тропинку прыгнула белка и просит помочь ей разделить геометрические фигуры по разным признакам.

По каким признакам можно разделить эти фигуры?

К какому из этих признаков соответствуют эти выражения? Докажите.

Найдите суммы данных выражений, читая каждое равенство новым способом.

Что заметили интересного? К каждому примеру на сложение составьте примеры на вычитание.

цвет 3 + 3 = 6 6-3 = 3

Составьте задачу по рисунку (Слайд 12)

— Лесные звери на зиму запасают себе корм. Белочка просит нас о помощи.

— Давайте поможем ей набрать шишек. Составь по картине задачу на сложение.

А теперь попробуйте составить задачу на вычитание.

Работа по учебнику

Осенью птицы улетают в тёплые края.

Составьте задачу о птицах по рисунку стр. 58 справа на вычитание.

Чей путь короче? (Слайд 13)

Встретились в лесу заяц, белка и ёжик. И пошли они к опушке леса разными путями. Чей путь короче? Почему?

Дети среднего ряда выходят по одному и решают примеры, записанные на кленовых листьях. Ставят лист в вазу. Получается красивый осенний букет из листьев.

По форме, размеру, цвету.

Форма: 5 многоугольников и один круг.

форма 5 + 1 = 6 6-1=5 6-5 = 1

Размер:4 фигуры маленькие, а две большие, это шестиугольник и красный квадрат.

размер 4 + 2 = 6 6-4 = 2 6-2 = 4

Цвет:3 фигуры красного цвета и 3 фигуры жёлтого цвета.

цвет 3 + 3 = 6 6-3 = 3

Белочка собрала в корзину 6 шишек. Одна шишка ещё на ветке висит. Сколько всего шишек?

На ветке было 7 шишек. Белочка сорвала 6 шишек. Сколько шишек осталось на ветке?

На ветке сидело 5 птиц. Одна улетела. Сколько птиц осталось?

Дети доказывают свою точку зрения.

личностные УУД.

Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА №2

Подготовим руки для работы в тетради.

Выполняется физкультминутка «Точильщики»

Точим, точим, точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, сыр, колбасы,

Помидоры, огурцы:

Угощайтесь, молодцы!

Дети выполняют движения эмитирующие движение ножа, чередуя руки. В конце хлопают в ладоши.

Личностные УУД Коммуникативные УУД

7.ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ.

Мы всё повторили, вооружились знаниями, а теперь выполните письменное задание в тетради на печатной основе.

Соотнеси картинку и запись.

Решите примеры самостоятельно.

Проверка по цепочке.(1 ряд)

(Карточки обратной связи)

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Самостоятельное решение примеров.

Регулятивные УУД,

личностные УУД

8.РЕФЛЕКСИЯ.

Мы сегодня побывали в лесу, в котором много интересного. – Какие задания вам больше всего понравились?

Какие задания для вас оказались очень трудными?

Если вам понравился урок, то в левом верхнем углу нарисуйте солнышко.

Если урок не понравился или вы остались собой недовольны, то нарисуйте тучку.

Дети называют то, что было интересно выполнять на уроке и то, что трудно давалось.

Рисуют солнце или тучку.

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

9.ИТОГ УРОКА.

Очень жаль, что путь недолог, (Слайд 14)

Возвращаться нам пора,

Но на следующем уроке

Вновь продолжиться игра!

Спасибо за хорошую работу. Осенний лес дарит листики самым активным ученикам.

Дети получают в подарок осенние листочки, вырезанные из цветного картона с надписью «Молодец».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – СПб.:ООО «Издательство «Кристалл»»; 1998

2.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс». – М.: Просвещение, 2008.

3.Дьячкова Г.Т. Устный счёт для начальной школы.-М.:Педагогическое общество России, 2001

4.Моро М. И., Бантова М. А. Математика: Учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

5.Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.