Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат». Дню победы посвящается. плавучая батарея «не тронь меня

Евангельский сюжет, описывающий явление Христа Марии Магдалине. Сюжет изображался на множестве икон.

  • Не тронь меня - броненосная плавучая батарея русского императорского флота, построенная в 1860-х годах.
  • Не тронь меня - общее название чувствительных к прикосновению растений, например Mimosa pudica или Недотрога обыкновенная .
  • Не тронь меня - роман филиппинского и малайского писателя и поэта Хосе Рисаля .
  • Не тронь меня - плавучая зенитная батарея № 3. Сделана из «цитадели» - недостроенного центрального отсека линкора. Отличилась при защите Севастополя. С ноября 1941 года по 19 июня 1942 года батарея сбила 22 (по неподтвержденным данным 28) немецких самолета.

  • Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Не торопи любовь
    • Не тронь меня (плавучая батарея)

    Смотреть что такое "Не тронь меня" в других словарях:

      Не тронь меня - (иноск.), человѣкъ недотрога, недотыка, обидчивый (намекъ на цвѣтъ: «не тронь меня», котораго листья сжимаются, когда дотронуться до нихъ). Ср. Noli me tangere … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      не тронь меня - (иноск.) человек недотрога, недотыка, обидчивый (намек на цвет: не тронь меня, которого листья сжимаются, когда дотронуться до них) Ср. Noli me tangere … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

      не-тронь-меня - сущ., кол во синонимов: 2 недотрога (14) растение (4422) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      не тронь меня - сущ., кол во синонимов: 2 мимоза (13) растение (4422) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      не-тронь-меня - (растение) … Орфографический словарь-справочник

      Не-тронь-меня - нескл. ср. Травянистое растение семейства бальзаминовых; недотрога. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      не-тронь-меня - не тро/нь меня/ (растение) … Слитно. Раздельно. Через дефис.

      Не тронь меня - (Impatiens noli me tangere) см. Недотрога … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      не-тронь-меня - не тр онь мен я, нескл., ср. (растение) … Русский орфографический словарь

      не-тронь-меня - нескл., с. (растение) … Орфографический словарь русского языка

    Книги

    • Зенитная цитадель. "Не тронь меня!" , Шурыгин В.И.. «НЕ ТРОНЬ МЕНЯ!» – под этим грозным прозвищем Севастопольская плавучая зенитная батарея № 3 вошла в легенду. Этот «самый странный корабль советского флота» поставил абсолютный рекорд ПВО…
    Класс и тип судна Броненосная плавучая батарея (с 1 февраля 1892 года - броненосец береговой обороны ; с 11 марта 1895 года выведена из боевого состава Балтийского Флота и использовалась в качестве блокшива при Минной школе флота) Выведен из состава флота 2 сентября 1905 года (исключена из списков флота 29 сентября 1905 года ; с 1908 года и вплоть до потопления в Великую Отечественную войну на Неве , использовалась как сухогрузная несамоходная баржа)

    «Не тронь меня́» - броненосная плавучая батарея (броненосец береговой обороны) Российского императорского флота .

    История

    Русское морское ведомство решило для плавания в океанах и линейного боя оставить бортовые броненосцы с полным парусным вооружением и с броней умеренной толщины, а для атаки и обороны портов и гаваней строить броненосцы береговой обороны, способные нести самые тяжелые орудия и самую толстую броню. Поскольку первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны.

    Постройка в 1861 году небольшой броненосной лодки «Опыт» показала, что заводы царской России не в состоянии были выполнить требования морского ведомства. Поэтому первый российский броненосец - плавучая батарея «Первенец » - сооружался в Англии. Её строительство было использовано для обучения русских инженеров и мастеров, командированных с этой целью в Англию.

    Батарея «Не тронь меня» строилась уже в России, на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге по контракту с английским заводчиком Ч. Митчелом. Морское министерство обязалось устроить на Галерном острове эллинг со всеми приспособлениями, склад для хранения материалов, мастерские с приводом станков от паровой машины, печи, горны, паровые подвижные краны, железные дороги и газовое освещение. В сооружении верфи и постройке батареи «Не тронь меня» участвовали многие русские инженеры и мастеровые. Наблюдающим за постройкой от Кораблестроительного технического комитета был назначен корабельный инженер А. X. Соболев. Паровая машина работы завода Хамфрейса (Англия, 1858 год) и четыре бывших в употреблении паровых котла были сняты с винтового корабля «Константин». Ремонт паровой машины производил петербургский завод Берда.

    • 10 июля 1862 года - батарея была зачислена в списки судов Балтийского флота
    • 15 января 1863 года - заложена на эллинге Галерного острова в Санкт-Петербурге (официально 9 ноября 1863)
    • 11 июня 1864 года - спущена на воду и в плавдоке отбуксирована в Кронштадт для достройки.
    • 6 июля 1865 года - вступила в строй
    • 1 февраля 1892 года - переклассифицирована в броненосец береговой обороны 2-го ранга
    • c 11 марта 1895 года - использовалась в качестве блокшива при Минной школе Балтийского флота
    • 2 сентября 1905 года - разоружена и сдана к Кронштадтскому военному порту на хранение
    • 29 сентября 1905 года - исключена из списков судов Балтийского флота
    • 26 августа 1908 года - продана частной фирме для использования в качестве сухогрузной несамоходной баржи.
    • После гражданской войны и национализации флота передана НКПС для работы в Петроградском морском торговом порту
    • 24 июня 1925 года куплена Ленинградским металлическим заводом.
    • в годы Великой Отечественной войны затонула на Неве в Ленинграде
    • в 1950 году поднята АСС КВМК и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл.

    Аварии

    За время службы плавучая батарея «отличились» в нескольких авариях. В 1869 году «Не тронь меня» столкнулась с полуброненосным фрегатом «Петропавловск», а в 1883 году серьёзно повредила норвежское судно «Хайден».

    Конструкция

    На батарее «Не тронь меня» уклон бортов начинался от батарейной палубы. Батарея имела массивные бронированные таранные штевни в носу и в корме, ахтерштевень служил также для защиты руля и винта.

    Корпус батареи имел одно дно, а пространство между флорами заливали в качестве балласта раствором цемента с песком. Рулевая рама, фор- и ахтерштевни изготовляли коваными, килевые листы - из 28,5-мм железа, шпангоуты - из 10,5-мм железа при ширине 254 мм. Обшивку бортов толщиной под водой 16,5 и над водой 13,5 мм крепили при помощи уголкового железа. Три непрерывные палубы - верхнюю, батарейную и жилую настилали поверх 10,8-мм бимсов, подкрепленных сплошными коваными пиллерсами. Корпус был разделён на семь отсеков водонепроницаемыми переборками толщиной 13,5 мм, доходившими до батарейной палубы.

    Чтобы избежать значительной бортовой качки на батарее использовали скуловые кили, впервые примененные на кораблях российского флота. Такие кили длиной по 6,1 м и шириной по 305 мм были установлены на батарее «Не тронь меня» уже в процессе постройки. В бортовых отсеках разместили особые цистерны. При заполнении этих цистерн батарея дополнительно углублялась на 305 мм, благодаря чему уменьшалась поражаемая поверхность.

    Бронезащита

    Броневая защита «Не тронь меня» полностью покрывала надводный борт и опускалась примерно на 1,2 м ниже ватерлинии. Толщина кованой железной брони 114 мм в середине и 102 мм в оконечностях. Тиковая подкладка под броню - 254 мм (на отвесных бортах усилена до 457 мм). Жилая и верхняя палубы поверх 6,5 мм железных листов были покрыты сосновыми, батарейная - 102 мм дубовыми досками. Броня крепилась к корпусу сквозными болтами диаметром 36,1 мм и опиралась на специальный выступ в шпангоутах. На батарейной палубе в броне имелись орудийные порты высотой в свету 864 мм. Круглая в плане боевая рубка была защищена 114-мм плитами. Жилую и верхнюю палубы поверх 6,5-мм железных листов застилали сосновыми досками, а батарейную - 102-мм дубовыми. На «Не тронь меня» для защиты от навесных выстрелов по бимсам нижней палубы над крюйт-камерами и бомбовыми погребами были положены 25,4-мм железные листы.

    На «Не тронь меня» был трехлопастной гребной винт. Батареи с их полными обводами при средней осадке от 4,4 до 4,6 м и умеренной мощности машин отличались плохими ходовыми качествами.

    Вооружение

    Первоначально батарею предполагалось вооружить 24-мя гладкоствольными пушками. Два орудия располагались на поворотных платформах на верхней палубе, остальные - в закрытой батарее. Заводу

    Прошло несколько лет после войны, и однажды, днем будничным и неприметным, в Северную бухту Севастополя буксиры ввели странное сооружение – подобие большой железной коробки.

    Караван следовал мимо стоявших под парами серых громад крейсеров и невольно приковывал к себе внимание. С бортов кораблей, замедлив дела, смотрели моряки. Братва в белых брезентовых робах, круглолицая, дотошная.

    – Что за штуковина, ребята? Вроде бы как корабль, а ни кормы, ни носа…

    – Гляди-ка – зенитки! Одна, две… четыре! Семидесятишестимиллиметровки! И прожектор в углу, разбитый… Странная посудина…

    – Сам ты «посудина»! Смотри!

    Борта скользившей мимо железной коробки несли на себе черные подпалины – следы былого огня и дыма, доверяясь поводырям-буксирам, слепо глядели на свет выбитыми глазницами иллюминаторов…

    Разговоры сами собой смолкли. И не воевавшим стало очевидно, что железная коробка честно прожила свой флотский век. Бывалые офицеры и старшины ее тут же узнали:

    – Это плавбатарея! Знаменитая «Не тронь меня!».

    – Легенда, а не корабль… Рассказать – не поверишь…

    И тут же, сначала на одном, затем на другом, и так на всех кораблях, были отданы команды внимания и памяти. Над бухтой протяжно зазвучали гудки, матросы замерли по команде «смирно», офицеры взяли под козырек, приветствуя проходившую мимо плавбатарею…

    Годы отодвигают от нас прошлое. Память соединяет нас с ним.

    Плавбатарея… Что знаем мы о ней? Чем заслужила она столь долгую и прочную память?

    …В этой книге нет вымышленных имен и ситуаций. Автор лишь неспешно и добросовестно прошел по следам минувшего.

    ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ

    «В течение ночи 6 июля продолжались упорные бои на островском, полоцком, борисовском и новоград-волынском направлениях и бессарабском участке фронта.

    На остальных направлениях и участках фронта происходили бои местного значения, ночные поиски разведчиков».

    …и казалась она мирной, вечной, панорама летнего Севастополя: полуденное выцветшее небо, жаркое высокое солнце; полуподкова Константиновского равелина, отгородившая от зеленого моря лазурную Северную бухту; раскинувшийся на холмах – всегда, сколько он есть – белокаменный город. Люди на улицах, багряные цветы на Приморском бульваре.

    Жизнь не спешила менять декорации. Словно и не было войны. А между тем она уже шла.

    Две недели под черными рупорами собирались молчаливые люди, и железный голос диктора вещал о сданных населенных пунктах, об упорных кровопролитных боях на всех участках фронта. Все чаще с наступлением темноты фашистские самолеты зловеще гудели над городом.

    Весть о каждой упавшей в Севастополе бомбе передавалась как нечто чрезвычайное и в то же время как бы не имеющее никакого отношения к жизни города и его людей.

    Сочетание привычного, мирного, с новым, тревожным, еще не укладывалось, не уживалось в сознании. Лишь одно виделось и воспринималось контрастно – флот. Он работал. Уходили в дозор и возвращались корабли. Многочисленные посты наблюдения и связи немедленно докладывали о появлявшихся самолетах противника, о координатах падения бомб и мин. Чуть свет водную гладь распахивали тральщики, пытаясь найти и подорвать сброшенные с неба магнитные, еще не известные нашим минерам «сюрпризы».

    Ранним июньским утром к старому затону, где ржавели корпуса списанных на переплавку кораблей, спешил Бутаков – рослый моряк с нашивками капитана 2-го ранга.

    Он выглядел бы куда моложе своих сорока семи лет, если бы не густая черная борода, прибавлявшая к истинному возрасту добрых пять лет…

    Моряк хорошо ориентировался в печальном многообразии отживших свой век кораблей. По тонким обводам корпуса узнавал некогда бойкий миноносец… По толщине изгрызенного автогеном борта определял останки давно разобранного на металл дредноута… В щербатом, точно изъеденном оспой, тупоносом титане признавал пароход, поднятый ЭПРОНом с морского дна…

    Моряк остановился возле притопленной громады – сооружения без кормы и без носа, некоего подобия громадного железного ящика. Задрав голову так, что обнажилась незагорелая кадыкастая шея, сощурясь, осматривал борта странного сооружения высотою с шестиэтажный дом…

    Бутаков знал размеры интересующего его объекта: пятнадцать метров в высоту, пятьдесят в длину, тридцать в ширину. Впрочем, что считать длиной, а что шириной – если так называемые були были как раз у меньших сторон квадрата… И если все это было тридцатиметровой «вырезкой» из огромной части – длины будущего корабля, то какой должна быть ширина его палубы? Сорок семь метров?!

    У самых больших линейных кораблей, строившихся в стране, такой широкой палубы не было…

    В 1941 году составляло государственную тайну то, что сразу на всех крупнейших судостроительных заводах была произведена закладка и началось строительство линейных кораблей нового проекта, каждый из которых имел длину 269,4, ширину – 38,9, высоту борта 10,4 метра. Вооружение – 3 трехорудийных башни с орудиями калибра 406 мм, 6 двухорудийных башен со 152-мм орудиями, 4 двухорудийных башни с орудиями 100 мм). На Балтийском заводе в июле 1938 года был заложен и строился линкор «Советский Союз», в Николаеве, на Заводе имени А. Марти в октябре 1938 года заложен и строился линкор «Советская Украина», в Молотовске, на северном машиностроительном предприятии за год до начала войны заложили линкор «Советская Белоруссия»…

    Что касается громадной стальной «коробки», которая интересовала пришедшего к затону Бутакова, то история ее, возможно, и не относилась к уже стоявшему на стапелях и строившемуся в Николаеве линкору, а скорее к какому-то другому, почему-то не реализованному, проекту…

    Железная «коробка» была опытным отсеком линейного корабля-монстра, его средней частью-цитаделью. В первой жизни испытывали, как поведет она себя в качку и в определенных аварийных ситуациях. Вторая ее жизнь свелась к испытаниям на живучесть. На ней испробовали действие торпед. Топили – не утопили. До снарядов дело не дошло. Снаряды приберегли для боевых дел, а плавучую мишень отбуксировали в корабельный затон, где и ржавела она, никому не нужная, вроде бы отжившая свой недолгий век…

    Ах, люди, люди… Как любят они все новое, молодое, сильное. Как несправедливо порой спешат избавиться от того, что в силу времени либо других каких-то причин и обстоятельств стало вдруг невыгодно отличаться от этого нового, молодого. Если б только на корабли переносили они свою поспешность… Если бы только на корабли…

    Через торпедную пробоину капитан 2-го ранга легко проник внутрь «коробки». Достал из саквояжа фонарик и, высвечивая им, долго ходил по пустым и гулким палубам, лазил по шатким ненадежным трапам, что-то прикидывал, высчитывал… Снова прошел в отсек, где зияла торпедная пробоина. В отсеке, словно в гроте, ритмично и звонко плескалась вода. Отраженные ею блики ложились на лицо моряка, дрожали и качались на стальных клепаных переборках…

    Прислонившись к прохладной броне, Бутаков думал…

    Идея переоборудования стального корпуса недостроенного линкора в плавучую зенитную батарею родилась в начале войны. В штабе флота зашел разговор о противовоздушной обороне кораблей и сухопутных объектов флота. Один командир флотской ПВО рассуждал вслух:

    «Немецкие самолеты базируются на румынских аэродромах и потому летят к нам кратчайшим путем со стороны моря. Всегда со стороны моря. Так? На ложные обходы и маневры у них просто не хватит горючего. Ну и плюс ко всему фашистское нахальство, привычка переть напролом… Вот бы и встречать их в море, на сравнительно ближних подходах к Севастополю, чтобы у них уже не было возможности уклониться, обойти стороной встречающие их наши корабли».

    К 70-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

    Оборона Севастополя 1941-1942г.г. навечно вписала множество ярких героических страниц в историю Великой Отечественной войны. 30 октября 1941 года севастопольцы услышали отдалённые громовые раскаты. Это артиллерия Первого оборонительного пояса, на острие которого находилась 54-я береговая батарея, в районе посёлка Николаевка вступила в бой с наступавшими подвижными гитлеровскими войсками.

    Прорвав Ишуньский оборонительный рубеж наших воинских соединений, фашисты решили сходу взять Севастополь. Но, наткнувшись на яростное сопротивление советских воинов, противник вынужден был втянуться в позиционные бои на дальних подступах к городу. Перегруппировав основные ударные силы и подтянув резервы, враг 11 ноября начал первый штурм Севастополя, продолжавшийся до 24 ноября. Двухнедельные непрерывные бои не принесли успеха гитлеровцам, и они прекратили крупномасштабные боевые действия

    Наступившая пауза была использована войсками севастопольского гарнизона для восстановления и совершенствования оборонительных сооружений и накопления сил. Между тем неприятель лихорадочно готовился ко второму штурму города, выполняя директиву Гитлера, в которой говорилось: «Необходимо с усиленной энергией бороться за овладение Севастополем, с тем, чтобы освободить резервы и перебросить их из Крыма для группы армий «Юг».

    Второй штурм города начался 17 декабря 1942 года. Имея двойное превосходство в авиации, танках, живой силе и многократное в артиллерии, враг обрушил на защитников Севастополя всю мощь своего оружия. В хронике событий первого дня штурма сообщалось, что в авианалётах этого дня участвовало 98 самолётов, совершивших около 400 самолётовылетов Только на батарею №3 было сделано пять налётов и сброшено 45 авиабомб. При этом экипаж плавбатареи продолжал вести огонь и сбил вражеский бомбардировщик.

    Уникальная плавбатарея не только осуществляла дозор противовоздушной обороны города, но и наводила ужас на пилотов Люфтваффе. Идею создания батареи воплотил в жизнь капитан I-го ранга Г.А. Бутаков, которому была поручена проверка организации службы охраны водного района.

    – В ходе этой работы, – рассказывал Григорий Александрович Бутаков, – у меня возникла идея о необходимости поста оповещения – зенитной батареи на дальних подступах к базе Черноморского флота со стороны моря. Сначала родился проект, а затем – плавучая батарея №3.

    Г.А. Бутаков относился к знаменитой династии морских офицеров Бутаковых, ведущей свою родословную со времён Петра Первого, и являлся внуком адмирала Григория Ивановича Бутакова – героя Первой обороны Севастополя 1854-1855гг., основоположника тактики боевых действий броненосного флота.

    Созданная батарея 3 августа 1941 года вошла в боевой состав охраны водных рубежей ЧФ и стала на мёртвый якорь к северо-западу от Херсонеского маяка. Она представляла собой плавающую платформу прямоугольной формы размером 47х25,5м. и высотой 15 м., на которой было размещено вооружение, состоявшее из 4-х зенитных пушек калибра 76 мм., 3-х пушек – 37 мм., 2-х пулемётов ДШК и 2-х 130-мм. пушек, которые впоследствии были сняты и установлены на берегу Платформой служил экспериментальный блок недостроенного линкора «проекта 23 «Советский Союз», внутри которого находились жилые кубрики для гарнизона в 130 человек. Плавающий остров раскрасили камуфляжем под цвет бушующего моря. Белые и синие волнообразные полосы изменили очертания корпуса. Сначала батарею назвали «Коломбиной», а затем, во время обороны города, во флоте её прозвали «Не тронь меня». Именно так называлась одна из севастопольских батарей Крымской войны 1854-1855г.г. А песенка, сочинённая в обороняющемся Севастополе, отражала непримиримый «характер» плавбатареи:

    «Не тронь меня, фашист проклятый!

    А коль нарушишь неба тишь,

    Из пламенных моих объятий

    Живым назад не улетишь».

    Гитлеровцы называли батарею «Пронеси Господи!», «Чёрный квадрат», «Квадрат смерти». В письме одного из фашистских «асов», адресованном на родину, сообщалось: «Позавчера в «Квадрате смерти» погиб Ганс… Сегодня оттуда же не вернулся Ульрих». Всего за 9 месяцев боёв батареей было уничтожено 26 самолётов противника. Подбитые и не упавшие в море воздушные пираты не учитывались. Командовал батареей капитан-лейтенант С.Я. Мошенский, который за всё время обороны всего один раз сходил на берег для получения ордена Красного Знамени. Несмотря на то, что прямым попаданием авиабомбы 19 июня 1942 года плавбатарея была серьёзно повреждена, она оставалась в строю, являясь грозным оружием для немецких лётчиков Оставшиеся в живых 47 человек экипажа вели заградительный огонь из уцелевших двух 76-мм. орудий, двух 37-мм. автоматов и пулемёта ДШК. На исходе были боеприпасы, пополнить которые было уже невозможно. 27 июня 1942г. командование СОР приняло решение о расформировании плавбатареи №3. В это время погиб и её бессменный командир – капитан-лейтенант Сергей Мошенский. Во время обороны города на батарею было совершено более 450 воздушных атак (в среднем ежедневно по 1-2 атаки). Этот «квадрат» – самое удивительное боевое судно Военно-Морского флота. Упоминания о нём нет ни в одном справочнике по ВМФ, хотя этому кораблю принадлежит боевой рекорд. 28 июня батарею посадили на отмель и притопили в Казачьей бухте. Личный состав сошёл на берег и влился в морскую пехоту, защищавшую последние рубежи севастопольской земли. Так закончилась героическая эпопея «плавучей крепости» с грозным названием «Не тронь меня!».

    Вооружение

    Несамоходная плавучая зенитная батарея № 3 Черноморского флота "Не тронь меня". Была переоборудована на Севастопольском морском заводе из опытного отсека линкора проекта 23, построенного на заводе №198 в Николаеве. Просуществовала с 3 августа 1941 года по 27 июня 1942 года, командовал батареей старший лейтенант (с марта 1942 года - капитан-лейтенант) С.А.Мошенский. За десять месяцев батарея отразила 449 атак самолетов противника, сбив при этом по разным оценкам от 18 до 28 самолетов противника.

    История создания

    Во второй половине 1930-х годов на судостроительном заводе №198 в Николаеве для проведения натурных испытаний по чертежам линкора проекта 23 был построен отсек, на котором воспроизводилась конструкция системы ПМЗ корабля. Он имел форму прямоугольника с размерами - длина 50 м, ширина 30 м, высота борта 15 м. В 1938 году в Севастополе прошел второй этап натурных опытов, в ходе которых были проведены 27 подрывов отсека. По результатам этих опытов, комиссия определила, что предельным для ПМЗ линкора проекта 23 была мощность взрыва заряда в 750 кг. После окончания испытаний опытовый отсек использовали в качестве мишени для учебных стрельб, а потом его поставили на прикол в одной из севастопольских бухт.

    Григорий Александрович Бутаков

    После начала войны к отсеку проявил интерес капитан 2 ранга Г.А. Бутаков (внук известного русского адмирала Г.И.Бутакова). В ходе проверки организации службы охраны водного района Главной базы флота он предложил командованию ЧФ использовать его для создания поста оповещения - зенитной батареи на дальних подступах к базе с моря. По его плану "квадрат" (так отсек называли в документах того времени) планировалось вооружить и установить на якоре в районе Бельбекской долины в нескольких милях от Севастополя. Он должен был усилить ПВО Главной базы флота и обезопасить подступы к ней со стороны моря. По данным разведки ожидалась высадка в Крыму немецкого десанта, и плавучая батарея должна была этому помешать. Командующий ЧФ Ф.С. Октябрьский поддержал рапорт Г.А. Бутакова, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов одобрил эту идею.

    Переоборудование

    В июле 1941 года на "квадрате" начались работы по монтажу общекорабельных систем и установке вооружения. Работу над проектом возглавлял главный конструктор инженер Л.И. Ивицкий. Строительство батареи осуществлялось рабочими Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе (директор - Сургучев, главный инженер - Феликс Иванович Кривчик) во главе со старшим строителем инженером В.А. Лозенко, с привлечением личного состава будущей батареи. Бригадиры Анатолий Раслундовский и Савелий Койга со своими бригадами чтобы не тратить время на поездки домой и обратно, устраивались на короткий ночной отдых прямо в отсеке. Внутри отсека оборудовали жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады и погреба. На палубе установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора. Для спуска-подъема шлюпки смонтировали шлюпбалку. Якорь использовали готовый, по утверждению рабочих завода, это был адмиралтейский якорь с линкора "Императрица Мария". Общее время переоборудования составило 17 суток (по другим данным 18 дней).

    Плавбатарея получила искажающую камуфляжную окраску под цвет штормового Черного моря - белые и синие волнообразные полосы. Экипаж плавбатареи составили 130 человек (по другим данным 150), 50 из них призвали из запаса, остальных набрали с кораблей ЧФ.

    3 августа 1941 года на отдельной плавучей батарее №3 был поднят военно-морской флаг. Приказом командующего ЧФ от 4 августа она была включена в состав Охраны водного района Главной базы. Командиром плавбатареи №3 был назначен старший лейтенант Сергей Яковлевич Мошенский, военным комиссаром - старший политрук Нестор Степанович Середа (призван из запаса).

    Вооружение

    Артиллерия плавбатареи №3 была сведена в три орудийные батареи:

    • две 130-мм орудийные установки Б-13 (поставлены из арсенала), командир полубатареи – лейтенант Михаил З. Лопатко; в боекомплект орудий включили "ныряющие" снаряды для борьбы с подводными лодками;
    • четыре 76,2-мм зенитных орудийных установки 34-К, командир батареи – лейтенант Семён Абрамович Хигер (закончил Черноморское училище)
    • три 37-мм зенитных автомата 70-К, командир батареи – лейтенант Николай Даньшин
    • три 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК.

    Есть сведения, что позднее дополнительно была смонтирована счетверенная установка пулеметов «Максим».

    В конце октября 1941 года оба 130-мм орудия демонтировали и вместе с расчетами отправили на сухопутный фронт. Весь боезапас снарядов для них, кроме "ныряющих", также был свезен на берег. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек.

    Происхождение наименования

    В документах новая единица сил охраны водного района именовалась "несамоходная плавучая зенитная батарея №3". В обиходе ее шутливо называли "Коломбина".

    Существует две версии происхождения названия. По первой, вскоре после вступления в строй на плавбатарее родилась песня:

    Не тронь меня фашист, проклятый!

    А коль нарушишь неба тишь,

    Из пламенных моих объятий

    Живым назад не улетишь!

    По первым словам этой песни батарею и стали называть: "Не тронь меня!"

    Согласно второй, более академической версии, батарея названа в честь входившей в состав российского флота во второй половине XIX века броненосной плавучей батареи "Не тронь меня".

    Немцы называли плавбатарею №3 - "Пронеси, господи" и "Квадрат смерти"

    Служба

    Плавбатарея решала задачи в тесном взаимодействии со вторым дивизионом 61-го артполка. Связь между командным пунктом и батареей осуществлялась по радио.

    Первые месяцы службы

    9 августа буксиры перевели плавбатарею в Бельбекскую бухту. Место стоянки батареи отгородили несколькими рядами противолодочных сетей, с берега она была прикрыта береговыми батареями. Экипаж батареи приступил к ежедневным отработкам борьбы за живучесть, учебным стрельбам и другим тренировкам.

    16 августа 1941 года два буксира вывели батарею на внешний рейд, где она была установлена на мертвый якорь в 4-х милях к северо-западу от входа в главную базу мористее Херсонесского маяка. В море перед плавбатареей было установлено 36 противоторпедных сетей с глубиной притопления 10–12 метров. Общий сектор ограждения составил 156 градусов.

    Перед экипажем плавбатареи командованием были поставлены три задачи:

    • не допускать авиацию противника к главной базе флота, расстраивать зенитным огнем боевые порядки самолетов, срывая тем самым прицельное бомбометание по базе и кораблям;
    • быть готовыми к отражению атак подводных лодок и торпедных катеров;
    • вести постоянное наблюдение за воздухом и морем, своевременно оповещать командование ПВО флота о появлении морских и воздушных сил врага, а также о сброшенных с его самолетов минах.

    18 августа 1941 года батарея впервые открыла огонь по самолетам противника. Был отражен налет 9 бомбардировщиков Ju-88, во время которого на батарею были сброшены 36 бомб.

    31 августа 1941 года в 10 часов 25 минут на дистанции 21 кб сигнальщиками батареи был замечен перископ подводной лодки. Батарея открыла огонь из 130-мм орудий, произведя 15 выстрелов "ныряющими" снарядами. В 16.27 по пеленгу 300° на дистанции 50 кб с батареи наблюдали взрыв большой силы.

    Перевод в Казачью бухту

    В начале ноября 1941 года на Чёрном море начались сильные штормы. Усилия станового якоря не хватало, чтобы удерживать плавбатарею на месте и волнами ее стало прибивать к берегу, который был уже занят немецкими войсками. К тому же точность огня зенитчиков батареи в условиях сильного волнения значительно снизилась. По предложению недавно назначенного на должность командующего ВВС ЧФ Н. А. Острякова было принято решение сменить место стоянки "квадрата".

    В ночь с 10 на 11 ноября 1941 года морские буксиры СП-13 и СП-14 перевели батарею в Казачью бухту и для придания ей большей устойчивости посадили на мель. Командованием перед экипажем была поставлена новая задача – прикрывать зенитным огнем Херсонесский аэродром.

    Днем 29 ноября 1941 года зенитчики плавбатареи №3 одержали первую победу – был сбит истребитель Bf-109, который упал на берегу.

    14 января 1942 года зенитчики батареи записали на свой счет еще один Ju-88, самолет упал в море. Всего за этот день, отражая атаки самолетов противника, согласно докладу командира было израсходовано боезапаса калибра 76,2 мм – 193 выстрела, 37-мм – 606 выстрелов, патронов к пулеметам ДШК – 456 выстрелов.

    19 марта 1942 года на батареи побывал писатель Леонид Соболев. Целый день он провел на "квадрате", побеседовал с командиром и экипажем, после чего был опубликован очерк "Не тронь меня!".

    В марте 1942 года командиру батареи С.Я. Мошенскому было присвоено очередное воинское звание капитан-лейтенант, а за боевые заслуги он был награждён орденом Красного Знамени. Награды за сбитые самолеты получили и другие члены экипажа.

    9 июня 1942 года в 14.13 плавбатарею № 3 тремя заходами бомбардировали с пикирования три самолета противника Ju-88. Во время третьего захода прямым попаданием 76,2-мм снаряда подбит один самолет, который резко снизился, потерял скорость и на расстоянии 110 кб упал в море. С 14.45 до 15.00, во время отражения налета на аэродром большой группы самолетов противника Ju-88 (до 40 машин), шедших со стороны Балаклавы на высоте 4200 метров и пикировавших при бомбометании до высоты 1800–2500 метров, с батареи наблюдались хорошие разрывы и прямые попадания снарядов калибра 76,2 мм и 37-мм автоматов. Один самолет, получивший прямое попадание в фюзеляж в районе крыльев, еще до начала пикирования резко отвернул и упал в море. Второй самолет, получивший две очереди прямых попаданий из 37-мм автоматов упал в море. За время стрельб израсходовано 76,2-мм шрапнели – 95 штук, 76,2-мм дистанционных гранат – 235 штук, 37-мм осколочно-трассирующих гранат – 371 штука, патронов к пулеметам ДШК – 291 штука. Потерь и повреждений батарея не имела. Для орудий 76,2-мм калибра осталось всего 602 выстрела.

    12 июня 1942 года в 19 часов 30 минут артогнем батареи подбит Bf-109, пытавшийся атаковать заходящий на посадку Ил-2. Поврежденный истребитель противника в сопровождении двух Bf-109 ушел курсом на Бельбек и позже упал в районе Учкуевки.

    14 июня 1942 года с 11.42 до 11.50 батарею атаковали 23 Ju-87, было сброшено 76 бомб, прямых попаданий нет. От близких разрывов авиабомб вышел из строя прожектор, осколками срезана шлюпбалка, три моряка были ранены. При отражении налета сбито два Ju-87. Во второй половине дня атаки продолжились. В 14.12 батарея отразила налет трех Ju-88. В 17.07 плавбатарею атаковали два Bf-109, сбросившие 4 бомбы в воду в 150–200 метрах. С 18.20 до 18.50 береговая батарея противника произвела обстрел плавбатареи №3, 13 снарядов разорвались у борта, имелись пробоины от осколков.

    19 июня 1942 года на "Не тронь меня!" был произведен очередной, 450-й по счету налет немецкой авиации. Из-за недостатка боеприпасов к орудиям немецким летчикам удалось прорваться к батарее. В 20.20 одна из бомб попала в левый борт "квадрата", вторая разорвалась прямо у борта. Убиты или ранены были расчеты зенитных орудий и автоматов, начался пожар в кормовом артпогребе, который, однако, удалось потушить. Погиб командир батареи и еще 28 членов экипажа. Было ранено 27 моряков, которые на катерах были переправлены на берег. К вечеру экипажу удалось ввести в строй 37-мм автомат и два пулемёта ДШК, но боеприпасов к ним практически не было.

    Последний бой

    25 июня 1942 года на батарее из боеприпасов оставались только патроны для пулеметов и по нескольку обойм для 37-мм зенитных автоматов. В этот день Плавбатарея №3 была уничтожена экипажем Ju-88 обер-лейтенанта Эрнста Хинрихса из состава 2-й эскадрильи эскадры KG 51 "Edelweiss". За эту победу Хинрихс был сразу же представлен к Рыцарскому Кресту, который получил 25 июля 1942 года.

    К 26 июня 1942 года на батарее № 3 осталось менее половины действующих стволов и личного состава. Тяжелораненых, в их числе был и комиссар Н. С. Середа, отправили в Камышевую бухту.

    27 июня 1942 года согласно приказу контр-адмирала В. Фадеева плавбатарея №3 была расформирован. Моряки сошли на берег и влились в морскую пехоту, защищавшую Херсонесский аэродром и 35-ю береговую батарею. Раненых вывезли на Большую землю корабли Черноморского флота.

    Всего согласно корабельному журналу на батарею было сброшено более 1100 бомб.

    Координаты гибели плавбатареи №3 44°34"32"N 33°24"10"E

    Послевоенная судьба

    После освобождения Севастополя корпус плавбатареи №3 продолжал стоять на отмели в Казачьей бухте. В конце 1940-х годов его подняли и отбуксировали в Инкерман на разборку.

    Боевой счет батареи "Не тронь меня!"

    Согласно различным источникам, за 7 месяцев боев, батареей было сбито от 22 до 28 самолетов противника. Это своеобразный рекорд – лучшего результата нет ни у одного корабля ВМФ СССР.

    Сразу тремя документами (рапорт командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского о проведённом бое с указанием времени и места падения самолёта, подтверждение от постов ВНОС, или рапорты и доклады из частей, бывших свидетелями сбития, а также рапортом оперативного дежурного по ОВРу с указанием типа, времени и места сбития самолёта) подтверждено 18 побед зенитчиков батареи:

    • 29 ноября 1941 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf -109. Самолет упал в районе аэродрома Херсонес
    • 17 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в Камышовой бухте в 500 м от батареи
    • 22 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в районе аэродрома
    • 23 декабря 1941 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётом 76-мм орудий сбит Ju-88. Самолет упал у берега на траверзе аэродрома
    • 17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес в 10 ч 24 м расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 35-ой батареи
    • 17 января 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес 13 ч 21 м – 13 ч 31 м были подбиты и ушли в сторону Качи два He-111
    • 14 апреля 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес расчётом 37-мм ЗА сбит Ju-88, который упал в расположении 92-го ЗАД
    • 27 мая 1942 года в ходе налета на аэродром Херсонес расчётами 37-мм ЗА сбиты два Bf-109. Один самолет упал на мысе Херсонес у аэродрома, второй - в море у мыса Фиолент
    • 27 мая 1942 года в ходе второго налета на аэродром Херсонес сбит расчетом 76-мм ЗО Do-215. Самолет упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтовых
    • 9 июня 1942 года на аэродром Херсонес произведено сразу три налета. Расчётами 37-мм ЗА во время этих налетов сбито три Ju-88. Самолеты упали: один у береговой черты, один в море, один на мысе Фиолент
    • 12 июня 1942 года расчетом 37-мм ЗА сбит Bf-109, который упал на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем; немецкий летчик выжил и после войны в своих мемуарах все описал)
    • 13 июня 1942 года произведено два налета на аэродром Херсонес. В 16 ч 50 мин расчётом 76-мм ЗО сбит Ju-88. Самолет взорвался в воздухе
    • 14 июня 1942 года противник произвел три налета на аэродром Херсонес. Расчётами 37-мм ЗА и 76-мм ЗО сбито три Ju-87. Один упал в районе аэродрома Херсонес, один упал в море и один рядом с маяком на Херсонесе. Ещё два Ju-87 были повреждены и ушли в сторону Качи.
    • 19 июня 1942 года в ходе налtта на аэродром Херсонес расчетом 37-мм ЗА сбит Ju-88. Самолет упал в море в 10 кб от плавбатареи.

    Еще как минимум шесть побед подтверждаются единичным источником (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92-го ЗАД и командира ИАП), но на них не обнаружено рапортов командира батареи Мошенского, или второго подтверждения. Следует отметить, что не все рапорты Мошенского сохранились.

    Командиры

    • август 1941 – июнь 1942 года – старший лейтенант (с марта 1942 года – капитан-лейтенант) Сергей Мошенский

    Корабли, носившие имя "Не тронь меня!"

    • "Не тронь меня!", броненосная плавучая батарея Российского императорского флота (1864 - 1905)
    • Несамоходная плавучая зенитная батарея № 3 (1941)

    Литература и источники

    • Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны . - Київ: 1995 Т. Кн.1. - С. 123-124.
    • Игнатович Е.А. Зенитное братство Севастополя . - Киев: 1986.
    • Владислав Шурыгин Зенитная цитадель. Железный остров . - Эксмо, 2014. - (Война. Штрафбат. Они сражались за Родину). - ISBN 978-5-699-69589-8
    • Мирослав Морозов Воздушная битва за Севастополь 1941-1942 . - Яуза, Эксмо, 2007. - (Великая Отечественная: цена Победы). - ISBN 978-5-699-20863-0

    Галерея

    2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.