Падежные вопросы имени прилагательного. Имя прилагательное. Склонение — Гипермаркет знаний

Данные об авторе

Сазонова Галина Васильевна

Место работы, должность:

Краснодарский край,г. Новокубанск, МОБУГ № 2, учитель

Краснодарский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

*

*

*

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Т.Г.Рамзаева "Русский язык",4 класс

Толковый словарик школьника, О.Д.Ушакова

Используемое оборудование:

Таблица "Склонение имен прилагательных"

Краткое описание:

Урок русского языка в 4 классе

Тема : Изменение имён прилагательных по падежам

Цель:

* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного;

* познакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе;

* развивать внимание, память, речь учащихся.

Оборудование: таблица «Склонение имен прилагательных», ММП, ноутбук, экран

Ход урока

1.Организационный момент и сообщение цели урока

Хороший день, о хорошем рассказе, хорошему поступку.

Почему прилагательные хороший, хорошем, хорошему имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (У них разные падежи.)

Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением имен прилагательных в единственном числе.

2.Словарно-орфографическая работа

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете кроссворд (см. прикрепленный файл):(слайд)

1. Длинная палка. (Шест.)

2. Как называется крупный населенный пункт? (Город.)

3. Предмет для сидения. (Стул.)

4. Большая, высокая копна сена. (Стог.)

5. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (Аллея.)

Какое слово получилось? (Это слово шоссе .)

Что такое шоссе?

Сначала дети высказывают свои предположения, затем

находят объяснение в толковом словаре. (Это дорога с твердым покрытием.)

Напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.

Подберите к слову шоссе подходящие имена прилагательные. (Гладкое шоссе, широкое шоссе.)

Для чего употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные употребляются для того, чтобы речь была более точной и красивой.)

Назовите грамматические признаки прилагательного. (Прилагательные изменяются по родам и по числам.)

Как определить род имени прилагательного? (Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.)

Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак прилагательного.

3. Работа по теме урока

Коллективная работа

Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий мужского рода, так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая женского рода, так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора , которые находятся в единственном числе.)

В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

Просклоняйте данные словосочетания.

какой ? какое ? какая ?

Им.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора

какого ? какого ? какой ?

Р.п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы

какому ? какому ? какой ?

Д.п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе

какой ? какое ? какую ?

В.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

каким ? каким ? какой ?

Т.п . глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

о каком ? о каком ? о какой ?

П.п . о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание -ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу

имени существительного.)

4. Физкультминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

5. Закрепление изученного

а) Упражнение «Определите род, число и падеж прилагательного»

На доске записаны словосочетания.

По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу, на высоком дереве, с любимым котенком, на книжной полке, в зеленой роще, синей волной.

б) Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр.124.

Чтение памятки на стр.124.

Упражнение 283 стр.125.

Напиши по памяти, определи падеж прилагательного. (Прозрачное - в В.п .)

в) Самостоятельная работа (взаимопроверка).

Подобрать и вставить прилагательные, связывая их по смыслу с существительными. Определить падеж прилагательных. Выделить окончания.

В _________ стужу в лесу стоит тишина. От __________ холода попрятались все звери. Вдруг с шумом пронеслись клесты над _________ поляной. Птицы облепили вершину _________ ели. На самой верхушке висели гроздья ___________ шишек. Когтями птицы стали таскать ___________ семена.

6.Итог урока

Продолжи фразу:

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. Найти ……, к которому относится………
  2. Определить падеж ……
  3. По падежу …… определить падеж ……

7. Домашнее задание

Упражнение 281, стр.124

144. Устно просклоняйте одно из данных имён прилагательных вместе с именем существительным. При склонении пользуйтесь таблицей (см. выше).

      Лесной (дом), лесная (ягода), лесное (озеро).
      Морской (берег), морская (волна), морское (дно).

Обратите внимание! У имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже пишется окончание -ого или -его . На месте буквы г в окончаниях -ого и -его всегда произносится звук [в] .

145. Прочитайте.

1. Волнуется синее море . 2. Старик жил у синего моря . 3. Корабль плыл по синему морю . 4. Мы увидели синее море . 5. Лебеди летели над синим морем . 6. Дельфины плавали в синем море .

  • Определите падеж имени существительного море в каждом предложении. По падежу имени существительного море определите падеж имени прилагательного синий .
  • Задайте вопрос от имени существительного море к имени прилагательному синий . Выпишите эти словосочетания из каждого предложения вместе с вопросами.


146. Прочитайте. Подготовьтесь написать пословицы под диктовку.

1. Плохая шутка до добра не доведёт. 2. На чужой стороне и солнце не греет. 3. К большому терпенью придёт уменье. 4. На красный цветок и пчела летит. 5. Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Укажите падеж имён прилагательных.

147. Прочитайте выразительно.

      Белеет парус одинокий
      В тумане моря голубом!
      Что ищет он в стране далёкой?
      Что кинул он в краю родном?
      (М. Лермонтов)

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Определите падеж имён прилагательных.

148. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Он был маленький, ж..лто-з..лёный, с тёмными волнистыми п..лосками по туловищу и синими пятнышками у клюва. За яркую в..сёлую окраску и нежный х..х..лок на г..л..ве Оксана назв..ла попугая Петрушей. На птичьем рынке Оксане понравился бойкий попугай .

(Н. Михайлова)

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные буквы.
  • Объясните, как определить число, род и падеж выделенных имён существительных и имён прилагательных.

149. Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл. Спишите.

1. Жить чужим умом. 2. От чистого сердца. 3. По горячим следам. 4. Сделать на скорую руку. 5. Черепашьим шагом. 6. В ежовых рукавицах. 7. В добрый час.

  • Определите падеж каждого имени прилагательного по вопросу или по падежу имени существительного.
  • Устно составьте предложение с любым фразеологизмом.

150. Прочитайте Памятку 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имени прилагательного как части речи.

151. Прочитайте.

1. Дремлет чуткий камыш. 2. Над полями вечерняя зорька горит. 3. Тихо веет тёплый ветерок. 4. Зимняя вьюга шумит и гудит. 5. Светлые заливы в камышах блестят. 6. В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.

(И. Никитин)

  • Разберите любое имя прилагательное как часть речи сначала устно по образцу, затем письменно по Памятке.

    Образец. Чуткий - это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному камыш (чуткий камыш). Начальная форма - чуткий . Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом.

152. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.

Утренняя заря, ... р..стение, ... к..лл..ктив, ... м..рковь, ... п..м..дор, ... к..ртоф..ль, ... чу..ство, ... к..ртина, ... в..р..бей, ... м..тро, ... р..машка, ... Кремль, ... ш..ссе, ... лес..н..ца, ... с..рень.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Проверьте по словарю написание слов с непроверяемыми орфограммами.
  • Составьте предложение с любым словосочетанием.

153. Прочитайте. Дополните предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.

В лесу наступила _______. По деревьям постукивает _______. С веток осыпается _______. Над лесом синеет _______. На нём рассыпаны _______. Похрустывает _______. Сквозь кусты пробирается _______. Через поляну мчится _______. Утром взойдёт и заиграет над лесом _______. На скатерти снегов охотники увидят _______ звериных следов.

(И. Соколов-Микитов)

Словосочетания: весел... зимн... солнце, тёмн... зимн... ночь, высок... небо, мягк... снег, хитр... рыле... лисица, трескуч... мороз, ярк... зимн... звёзды, лёгк... серебрист... иней, красив... узоры, робк... длинноух... зайчишка.


154. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».

Опорные слова: смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, чёрные густые волосы, розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант, смугло-розовый персик, белоснежная скатерть, листья клёна, серебряный нож, серебристо-дневной свет, солнечные блики, просторная комната, старинная мебель.

155. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На ч..рной воде оз..ра плавала громадная птица. Оп..рение её п..р..ливалось лимонным и розовым цветом. Птица выт..щила из воды мал..н..кую гол..ву, величиной с яйцо, з..росшую курчавым пухом. К г..л..ве был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. Это пеликан.

(К. Паустовский)


Проверь себя

1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные?

2. Прочитайте слова. Докажите, что только одно слово является именем прилагательным.

Зелень, зелёный, зеленеть.

3. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Над именами прилагательными укажите род.

Мышь, помидор, метро, помощь.

4. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи соответствует каждая схема? Объясните свой ответ.

5. Прочитайте. В каком из словосочетаний имя прилагательное стоит в начальной форме?

Радостное чувство, дальний край, весенняя погода, асфальтированная дорога.

6. Прочитайте. Спишите. Найдите в предложении слова, которые изменяются в единственном числе по родам. Укажите над этими словами часть речи.

Пёстрый дятел несёт в клюве сосновую шишку.

  • Выпишите из предложения словосочетания, образованные из имени существительного и имени прилагательного.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «какой», «какая», «какие», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым, подлежащим, предикатом.

Например, большая машина, красивая девочка.

Основным постоянным морфологическим признаком имени прилагательного является разряд. Существует 3 разряда прилагательных: качественные , относительные и притяжательные .

1. Качественные прилагательные - обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (зеленый, страшный, богатый), имеют формы сравнения и краткие формы.

2. Относительные прилагательные - указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (комнатный, стеклянный);

3. Притяжательные прилагательные - обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (мамин, кошачий).

Для того, чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

Степени сравнения прилагательных

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную .

Сравнительная степень указывает на то, что у данного предмета (лица) признак проявляется в большей мере, чем у других предметов (лиц), или на то, что у данного предмета признак проявляется в большей степени, чем у того же предмета в иных случаях: «Моя рубашка короче твоей». «Диван оказался мягче , чем кровать»
Превосходная степень указывает на высшую степень проявления данного качества по сравнению с другими предметами: «Мой дядя – добрейший человек».

Прилагательные бывают краткими . Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (бел, чист), в единственном числе женского рода - окончания -а, -я (бела, чиста), в единственном числе среднего рода - окончания -о, -е (бело, чисто), а во множественном числе всех родов - окончания -и, -ы (белы, чисты). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как прекрасен этот день»)

Склонение прилагательных

Каждое прилагательное изменяется по числам и падежам, а в единственном числе – и по родам, поэтому в именительном падеже прилагательные имеют родовое различие: падежные окончания мужского рода, женского и среднего рода разные. Во множественном числе имена прилагательные родовых различий не имеют.
В современном русском языке прилагательные имеют три основных типа склонения имен прилагательных:
I. Склонение качественных и относительных прилагательных.
II. Склонение прилагательных на –ий.
III. Склонение притяжательных прилагательных.

Полные качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. При этом различаются две разновидности склонения:
1. Прилагательные с основой на твердый согласный образуют твердое склонение;
2. прилагательные с основой на мягкий согласный – мягкое склонение.
Следует помнить, что:
-В мужском и среднем роде единственного числа у прилагательных наблюдаются общие окончания, кроме именительного и винительного падежей;
-Особыми родовыми окончаниями прилагательные обладают в женском роде единственного числа;
-Во множественном числе прилагательные всех родов имеют общие окончания.
Анализ склонения прилагательных позволяет сделать следующие выводы:
1. различия между твердым и мягким склонениями не являются типологическими и обусловлены лишь влиянием твердого или мягкого согласного основы на последующий гласный звук окончания;
2. прилагательные твердого склонения в мужском роде в именительном падеже единственного числа под ударением имеют окончание –ой, в безударном положении –ый;
3. в творительном падеже единственного числа прилагательные женского рода, наряду с основным окончанием –ой, -ей, имеют вариант окончания –ою, -ею, носящий оттенок книжности;
4. по современным фонетическим нормам у прилагательных с основой на заднеязычный все формы твердого склонения, имеющие в окончании начальный звук [ы], заменяют формами мягкого склонения со звуком [и], смягчающим предшествующий согласный: глубокий ров, глухих переулков, дорогим друзьям;
5. прилагательные с основой на ж, ш следует относить к твердому склонению, хотя орфографически у них могут быть обозначены окончания мягкого склонения: большие дома, погожих дней;

Притяжательные прилагательные склоняются несколько по-иному, чем прилагательные качественные и относительные. В одних падежах они имеют обычные окончания прилагательных, а в других - окончания существительных.
Например:
И.п.: долгожданное дедово наследство;
Р.п.: долгожданного дедова наследства;
Д.п.: долгожданному дедову наследству;
В.п.: долгожданное дедово наследство;
Т.п.: долгожданным дедовым наследством;
П.п.: о долгожданном дедовом наследстве.
Эти совпадения зависят от того, с каким именно суффиксом образовано данное прилагательное и к существительному какого рода оно относится.

При склонении имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам (от сущ.).

Разновидности склонения

Краткие формы прил. не склоняются, т.е. не имеют категорию падежа!

5. Субстантивация имен прилагательных (переход в разряд сущ.)

Субстантивированные прил. м.р. (архаич. наименования профессий (зодчий, городничий, портной, лесничий …), совр. наимен. проф. (рядовой, дежурный, уполномоченный, участковый… ), наимен. лиц по какому-л. признаку (больной, заразный, обвиняемый, подсудимый, русский, военный, безработный, глухой, слепой, голодающий, учащийся …) и др.).

Субст. прил. ж.р. (наименование помещений (столовая, проходная, ванная, мастерская, операционная, чайная ), наимен. офиц. бумаг (накладная, служебная ), песен (застольная, колыбельная ), мира (вселенная, поднебесная ) и др.)

Субст. прил. ср.р. (наимен. блюд (первое, заливное, горячее, жаркое ), вин (красное, белое ), лекарств (внутреннее, мочегонное, снотворное ), термины (вычитаемое, млекопитающее, сказуемое ), отвл. понятия (прошедшее, главное ) и др.)

Субст. прил. мн.ч. (наимен. денег (подъемные, чаевые, наличные …), лиц (молодые, родные, влюбленные …), посевов (яровые, озимые …) и др.).

Схема разбора прилагательного

    Словоформа в тексте.

    Часть речи.

    Начальная форма (Им. п., ед. ч., м. р.).

    Лексико-грамматический разряд (качественное / относительное / притяжательное/переходный случай).

    У качественных: исходная, сравнительная, превосходная степень, полная / краткая (нет падежа) форма.

    От какого слова зависит: род, число, падеж существительного (и прилаг.).

    Разновидность склонения (адъективное, относительно-притяжательное, собственно-притяжательное).

    Синтаксическая функция.

Разберите все прилагательные из предложения по схеме

На нем была кожаная куртка с двойными обшлагами, красный жилет с зелеными стеклянными пуговицами, узкая лакированная шляпа, вокруг шеи клетчатый шарф, а на ногах мягкие сапоги.

Имя числительное

Это знаменательная часть речи, обозначающая число, количество предметов, порядок их при счете, место в счетном ряду. Эти значения выражаются в грамматической категории падежа, отчасти рода и числа. Сочетаются только с существительными.

Числительные формировались на базе других частей речи (счетных сущ-ых и прилаг.), поэтому до сих пор не решен вопрос об отличии числительных от других частей речи.

Лексико-грамматические разряды

1. Количественные

а) собственно-количественные (39 слов) - обозначают счет, общее количество предметов. Включают в себя:

Название единиц и величин до 19

Название десятков с 20 до 90

Название сотен со 100 до 900

Слова тысяча, миллион, миллиард

Морфологической особенностью кол. числ. является то, что большая их часть не выражает категорию рода и числа, а изменяются только по падежам. Только числит.1,2, тыс., мл, мр. выражают значение рода, и (кроме2 ) числа.

Могут сочетаться как с формами ед., так и с формами мн. ч. (обусловлено исторически): 2 дня, 5 дней. Могут быть любым чл. предл.

Разряды количественных числительных по словообразовательной структуре

непроизводные производные

Склонение и особенности синтаксич. употребления кол. числит.

Выделяется до 17 типов склонения кол. числ. Можно выделить 7 основных групп:

1 – склоняется как мест. ЭТОТ. Согласуется с сущ. в р., ч., п. (может быть числит., неопредел. мест., прилаг., нареч., част.)

2, 3, 4 (имеют 4 различающиеся словоформы, напоминающие склонение прилагательных, поэтому их склонение называют на базе адъективного). Если эти числит. употребляются в И/В. п., они управляют сущ. в Р.п. ед.ч. В остальных падежах согласуются с сущ-ым.

Числительные после 4-ех также в И/В. п. управляют сущ., но в форме в Р.п. мн.ч . В остальных падежах согласуются с сущ-ым.

От 5 до 20, 30 (имеют 3 различающиеся словоформы как у сущ. лошадь – на базе субстантивного).

50, 60, 80 (имеют 3 различающиеся словоформы как у сущ. лошадь – на базе субстантивного).

40, 90, 100 (имеют 2 словоформы – на базе субстантивного)

Сотни от 200 до 900 (имеют 5 словоформ, 2 окончания! на базе субстантивного)

Тыс., млн., млр. – скл. как сущ.

Многозначность слова ОДИН:

Каждый человек должен в своей жизни вырастить хотя бы одно (числ.) дерево. Один (мест. + некий) человек сказал, что ты умеешь хорошо танцевать. Вокруг озера стояли березы, все одного (прил.) роста и одной толщины. Мы с тобой одной (прил.) крови. За грибами он всегда ходит один (нареч.). Там растут одни (част.+лишь) сосны.

б) собирательные (9) - обозначают количество однородных предметов как совокупность, как единое целое. Образуются от основ соб.-кол. числит. с помощью суф. -оj, -ер-.

Двое, трое…десятеро

Изменяется по падежам. Склоняется как прилагательное (адъективный тип).

В форме И/В.п. управляют сущ. в Р.п. мн.ч.; в косвенных падежах согласуются сущ. мн.ч.

Сочетаются только со следующими словами:

Сущ. м.р. и общ. Р., обозначающих мужчин;

С сущ. дети, люди, лица, ребята

С наименованиями детенышей животных

С неодуш. сущ. только во мн.ч. (с pl.t. двое, трое, четверо нельзя заменять на 2, 3, 4)

С сущ., обознач. парные предметы

С субст. прил., обозначающими лиц

С личн. местоим.

в) дробные – обозначают точное количество делимого на части предмета. Образуются сочетанием порядкового (знаменатель) и количественного (числитель) числительного (т.е. составные по структуре). При склонении меняются обе части. С числит. ОДНА в числителе образуют согласовательную форму, в остальных случаях – управляющую (в И/В. п.) и согласовательную (в косвенных падежах). Управляет сущ. как в ед., так и во мн.ч.

семнадцать двадцать пятых

2. Порядковые – указывают на порядок следования предметов при счете, место предметов в счетном ряду (незаконченное исчисление)

Третий, пятый

Склоняется как прилагательное (изменяются по р., ч., п.), выступают в роли согл. определ. Объединяют в себе семантические особенности числит. и прилаг.

Числительные могут переходить в другие части речи. Чаще всего происходит субстантивация (вошли трое, на второе у нас пюре). Числительные 1 (все формы) и до 10 могут прономинализироваться (приобретают значения неопределенных местоимений): Завтра к нам зайдет один человек, ты его не знаешь.

От основ числительных могут образовываться другие части речи (другой процесс).

Найдите числительные и определите их разряд.

Пять яблок, семеро друзей, одна четвертая книги, миллион роз, половина дома, промчалась тройка, треть курса не пришла, второе место, тринадцатый разряд.

Схема разбора числительных

1. Словоформа в тексте (количественно-именной оборот).

2. Часть речи.

4. Начальная форма (И. п.).

5. Разряд по значению.

6. Разряд по словообразовательной структуре.

7. Род, число, если есть.

8. Падеж числительного и сочетающегося с ним существительного. Синтаксическая связь числительного с существительным (согласование, управление).

9. Особенности склонения (на базе субстантивного, на базе адъективного).

10. Синтаксическая функция.

Определите у следующих числительных разряд по значению и по словообразовательной структуре.

семьдесят

три пятых

сто сорок

одиннадцать

четверть восьмого

сто тридцать семь восемьдесят пятых

Определите, какая синтаксическая связь между числительным и существительным.

Через две недели поеду в лесничество. В эти пять дней много произошло. Я купил три стула. В дом культуры пригласили трех учительниц. В детстве я мечтал о трех друзьях. В нашем классе двадцать три человека. Он должен прийти к четырем часам. Дед прожил до ста трех лет.

Разберите числительные из предложений по схеме.

Разговор длился четыре минуты. Из пятнадцать человек пришло только трое мальчиков. Три седьмых кастрюли пришлось вылить. Выбор пал на седьмой номер.

Склонение
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый {снег), белая {скатерть), белое (платье), белые (волосы).
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Падеж М. р. Ср. р. Ж. р.

И. какой? какое? какая?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ая\

Р. какого? какого? какой?

юн\ого\ юн\ого\ юн\ой\

Д. какому? какому? какой?

юн\ому\ юн\ому\ юн\ой\

В. какой? какое? какую?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ую\

(возраст)

юн\ого\
(человека)

Т. каким? каким? какой?

юн\ым\ юн\ым\ юн\ой\

П. о каком? о каком? о какой?

о юн\ом\ о юн\ом\ о юн\ой\

Склонение имён прилагательных во множественном числе
И.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
Р.п. каких? низк\их\ деревянн\ых\ (домиков)
Д.п. каким? низк\им\ деревянн\ым\ (домикам)
неодуш.
В.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
одуш.
каких? высок\их\ красив\ых\ (людей)
Т.п. какими? низк\ими\ деревянн\ыми\ (домиками)
П.п. о каких? о низк\их\ деревянн\ых\ (домиках)

Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!

Упражнение 1*. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания .

Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.

Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.

Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2. Допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиши отгадки.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум прост... приметам:
Он в шубке сереньк... зимой,
А в рыж... шубке - летом.
2. Кто в беретке ярко-краен...,
В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение 3 . Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.

м. р. ср. р. ж. р. ед. ч. мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. Т. п. П. п.
Образец: тёмн\ый\ - тёмн\ое\ - тёмн\ая\; тёмн\ый\ - тёмн\ые\; тёмн\ый\ - тёмн\ого\ - тёмн\ому\ - тёмн\ым\ - о тёмн\ом\.

Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весенний.
Упражнение 4* . Подбери по 2 антонима к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом , употребив его в творительном падеже.

1. Аккуратный -
2. Бедный - ..., ... .
3. Бестолковый - ..., ... .
4. Вежливый - ........
5. Громкий - ..., ... .
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.

Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

(По М. Пришвину)
Упражнение 6. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула пташка
Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В выс... поднебесн... .
.......................
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.

(Е. Нечаев)

Упражнение 7 . Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.

Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) - мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8. Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9. Спиши . Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы ?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются.
3. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды - лишние слёзы.
5. В ч.-.жихруках л...моть велик.
Упражнение 10. Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звуко-буквенный разбор слова морковь.

Предмет Форма Цвет Вкус
Лимон


Гоанат


Черника


Репа


Морковь


О. Д. Ушакова, Русский язык . 4 класс , Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.