Для чего необходимо самообразование. Что такое самообразование и как составить индивидуальный план. Самообразование в педагогике

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

Развивающиеся потребности личности, общества, государства;

Расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

2. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

4.Организация самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

Одна из годовых задач ОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

Разработка новых форм, методов и приемов обучения

Доклады, выступления

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

Создание комплектов педагогических разработок

Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Образование необходимо каждому культурному человеку. Вы заблуждаетесь, если считаете, что эти знания вам ничего не дают, ведь они дают самое главное: базу и ресурсы для самостоятельного усвоения навыков и знаний всю последующую жизнь. Человек с высшим образованием ведет себя более гибко и изворотливо в тяжелых жизненных ситуациях, чем человек без образования. Как говорил Ральф Уолдо Эмерсон: "Учёба в школах и университетах - это не образование, а только способ получить образование".

Что такое самообразование?

В каком-то смысле с самообразованием мы сталкиваемся практически каждый день. Например, вам было непонятно какое-то иностранное слово в игре и вы решили посмотреть его значение в интернете. Это уже является ситуативным самообразованием, но оно не обладает одной очень важной характеристикой - систематичностью. Такие поиски информации в интернете являются случайными и малоэффективными.

Самообразование - это путь, пронизывающий всю жизнь наиболее целеустремленных и успешных людей; это целенаправленная деятельность, мотивированная профессиональными или личностными интересами человека. В процессе самообразования недостаточно только читать учебники и книги на интересные темы (хотя это, безусловно, является очень важным аспектом полноценного саморазвития). Важно следовать определённой стратегии, системе, которая бы определяла продуктивность данного процесса. Нужно найти для себя цели и задачи самообразования, методы и средства его осуществления. Таким образом, чертами самообразования являются:

  1. отсутствие образовательного учреждения;
  2. отсутствие учителя/педагога;
  3. наличие внутренней мотивации;
  4. свобода выбора источников и методов изучения информации;
  5. наличие определенной системы;
  6. самоконтроль.

Почему самообразование является эффективным?

При правильно построенной системе самообразования, темы и проблемы, которые человек изучает без участия преподавателей и контроля посторонних лиц, усваиваются намного прочнее, чем знания, полученные в ходе обучения в образовательном учреждении. Это происходит из-за того что изучающаяся проблема изначально близка человеку. Согласитесь, человек вряд ли выберет для самообразования неинтересную и ненужную ему тему. То есть у человека есть внутренняя мотивация, что, пожалуй, в прочном усвоении знаний играет решающую роль. Кроме того, систематичность занятий и методы самоконтроля можно подстроить под собственный жизненный график и индивидуальные особенности характера.

Сегодня в этой статье я хотел бы поговорить про важную деталь, которая называется – САМООБРАЗОВАНИЕ. Почему я считаю, что самообразование очень важная деталь в нашей современной жизни? Да потому что многие люди без самообразования начинают деградировать. Для начала я Вам расскажу, что такое самообразование, потом приведу серьезные аргументы, которые должны Вас заставить время от времени заниматься самообразованием.

Что такое самообразование?

Самообразование – что это такое? Я жду от Вас ответа!!! Не получается ответить? Тогда прочтите мое определение. Самообразование – это самостоятельное обучение в конкретной области для получения необходимых навыков и знаний. Самообразование – это один из видов и . Поскольку термин «самообразование» происходит от слова «само» , то становится понятно, что человек проявляет личный интерес к каким-либо знаниям и навыкам.

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Для наглядности я приведу конкретные примеры. Ваня стать классным танцором, и для этого он записался в танцевальную школу, название которой «Cool Dancer» . Без разницы какой стиль он выбрал – hip-hop или popping. Его решение – стать классным танцором. Он посещает школу «Cool Dancer» три раза в неделю по два часа, то есть в неделю это составляет шесть часов.

И как Вы считаете, станет ли Ваня супер танцором через семь лет, занимаясь в школе «Cool Dancer» всего лишь 6 часов в неделю? За семь лет это будет 2190 часов без пропусков. Я уверен, что он многому научится, но очуменным танцором навряд ли ему удастся стать. Чтобы стать профи, по закону одного знаменитого человека, необходимо отзаниматься 10 000 часов. За десять лет такое возможно, если каждый день заниматься какой-либо деятельностью по 2,5-3 часа в день.

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил . Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало!!!

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Важность самообразования

Чтобы достичь успехов в танцах или в иностранном языке, разумеется, необходима самостоятельная работа. Для танцев это самостоятельная работа над своим стилем, оттачивание изученных приемов, попадание в ритм музыки и так далее. Для успешного изучения иностранного языка необходимо пополнять словарный запас, самостоятельная письменная работа, постоянное общение с носителями языка. Это понятно, да вот только кто бы все это сделал за нас, а мы бы получили прогресс???

Вот и получается, что без самообразования человек растет сверх медленно. Чтобы такого не было, обязательно должна присутствовать позитивная мотивация. Человек обязательно должен видеть конечный результат своего .

Возьмем меня. Я хожу на танцы, но самостоятельно я не тренируюсь, так как у меня нет цели стать очуменным танцором. Я хожу на занятия и то не всегда. Так же я изучаю английский язык. Здесь совсем другой случай. Я точно знаю, что он мне позарез необходим и поэтому я еще дома занимаюсь по несколько часов в день. Да я от переводчика не отхожу. Плюс я создал англоязычный сайт – http://www.worldmagik.com для того, чтобы приятное с полезным сочетать. Во втором случае самообразование присутствует, в первом случае напрочь отсутствует. Понятно, что на английском языке я когда-нибудь заговорю, а крутым денсером (танцором от анг. dancer) не стану. Теперь Вы понимаете, какую важную роль играет самообразование и самостоятельная работа?

Чтобы человек занимался самостоятельно, конечно же нужно желание. Если человека заставляют делать что-либо принужденно, а он сам того не хочет, тогда ничего не выйдет. Человек должен сам понимать, зачем ему это надо. Пинки под зад не помогут, я это точно знаю.

Самая лучшая для самообразования это конечно же занятие любимым делом. У меня есть знакомый – теска, который любит играть на рояле. Он каждый день сам занимается по три часа в день, плюс два раза в неделю посещает занятия сольфеджио. Сольфеджио – это очень скучно, но для него это нормально. Так же он сам в интернете ищет композиции и пытается их играть. То есть процесс самообразования есть, причем добровольный. Честно говоря, самообразование – это всегда добровольный процесс.

Понятно, что если человек не развивается, то тогда он деградирует. Если цветок не растет, он вянет. Многие люди после окончания ВУЗов перестают свое развитие. Они устраиваются на работу и перестают думать о своем личном развитии. Так уж у нас заведено.

Чтобы такого не допустить – найдите свою цель и думайте о том, как ее достичь. Тогда и самообразование будет и и результаты. Я искренне Вам этого желаю.

Самообразование

Нравится

Современный мир - это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны.

Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом - потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.

Что такое самообразование?

Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения.

Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс - от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Самообразование в педагогике

Педагогика - это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания.

В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом?

Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.

Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям.

План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.

Попытки регламентации самообразования

Ни одно специализированное учебное заведение не сумеет дать молодым специалистов максимально важные темы по самообразованию. Во-первых, это крайне индивидуализированный и субъективный процесс; во-вторых, не существует стандартного набора тем, спектр которых охватывал бы всю глубину и разнообразие современного мира. Такие понятия, как «самообразование по ФГОС» и «обязательные курсы повышения квалификации», знакомы каждому педагогу. Но, несмотря на наличие норм, регламентов и внешнего контроля, процесс профессионального самообразования остается личным выбором каждого.

Педагогические вузы акцентируют внимание на том, насколько важно и необходимо постоянное самообразование учителя. Однако, навыки и умения, необходимые для организации этого процесса, не закладываются во время лекций и семинаров по педагогике и методике преподавания. Умение составить план по самообразованию воспитателя или учителя приходит с опытом работы, а также в процессе анализа собственной деятельности, сравнения ее с работой коллег и изучения новинок в сфере методологии.

Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину - стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко.

Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.

Психологическая функция самообразования

Каждые несколько лет мозг должен получать «встряску», сознание должно выходить за рамки привычного, и зоны комфорта должны расширяться. Именно таким образом человек сохраняет свою активность на высоком уровне, именно в этом заключается ценность постоянного развития. Самообразование - это действие, поддерживающее познавательные процессы человека в постоянном тонусе.

Психологическая функция самообразования состоит в том, что этот процесс создает ряд препятствий, поддерживающих человеческий мозг и сознание в состоянии бдительности и готовности. Такой человек обладает гораздо большей профессиональной и личностной ценностью для макро- и микросоциума.

Необходимость самосовершенствования

Самообразование — это составной процесс самосовершенствования, который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа. Момент, когда человек осознает возможность и необходимость стать лучше, является основным побудителем работы над собой - процесса, длиною в жизнь.

Самосовершенствование - это самостоятельный, осознанный процесс развития нравственных, интеллектуальных и физических качеств путем постоянной работы над собой, постановки и решения новых проблем, выполнения более сложных задач и формирования лучшей версии себя - той, которая сможет не только ориентироваться, но и максимально проявлять себя в быстро изменяющемся мире.

Самосовершенствование ведет за собой повышение самооценки, расширение зоны комфорта, личностное и профессиональное развитие. Существует ряд профессий, представители которых не мыслят эффективного выполнения обязанностей без постоянного процесса самообразования. Медики, педагоги, психологи, юристы и многие другие профессионалы нуждаются в постоянном саморазвитии как личных, так и профессиональных качеств.

Личностный рост

Способность к саморазвитию, самообразованию и постоянному личностному росту является залогом формирования успешного человека, основными чертами которого будут ответственность, самостоятельность, уверенность в своих силах и настойчивость в достижении целей. Именно такие личности особенно ценны для общества и пользуются огромным успехом во всех сферах жизнедеятельности.

Психологи характеризуют человеческую личность как сумму трех составляющих - эмоциональной, познавательной и поведенческой. Личностные качества оцениваются по тому, насколько развита каждая из трех составляющих. Фактически это то, что человек знает о себе и об окружающем мире, что он чувствует, и как он это выражает и использует.

Постоянный личностный рост особенно важен в педагогике. Учителя, воспитатели детских садов и преподаватели вузов готовят к жизни будущие поколения, и делают это, не только передавая определенный набор знаний и навыков, но и собственным примером и жизненным опытом. Преподаватель, способный практически продемонстрировать преимущества саморазвития и самообразования, влияет на мировоззрение своих учеников гораздо сильнее и глубже.

Профессиональный рост

Каждый профессионал на определенном этапе своей карьеры оказывается на перепутье, где его ждет указательный камень, описывающий три возможных пути его профессионального развития:

  • самосовершенствование;
  • стагнация;
  • адаптация.

Путь самосовершенствования самый трудный, на нем множество препятствий, трясин и неожиданных поворотов, но именно он способен привести идущего к наиболее полной самореализации, раскрытию и использованию своего потенциала.

Путь адаптации - проторенная дорога, ведущая из пункта А в пункт В, с определенным количеством ям, кочек и крутых поворотов. В результате в пункт В прибывает достойный профессионал среднего уровня, ориентирующийся в пути по дорожным знакам и сборнику правил.

Путь стагнации - ровная изолированная тропа, ведущая по кругу. Фактически, стагнация - это застой. Мозг стремится затратить минимум энергии и автоматизирует привычные действия до такого уровня, когда что-либо новое или непривычное воспринимается в штыки.

Самообразование воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, методистов и даже чиновников в сфере образования должно всегда идти по пути самосовершенствования.

Что нужно для самообразования?

Чтобы получить ощутимые результаты от процесса самообразования, саморазвития и самосовершенствования, нужны, в первую очередь, желание и сила воли. Однако этим ряд необходимых предпосылок, личных качеств и требуемых действий не отграничивается.

Для успешного процесса необходимы внешние и внутренние стимулы. Среди внешних профессиональных побудителей могут быть:

  • конкуренция;
  • профессиональные требования;
  • общественное мнение;
  • карьерный рост;
  • финансовое вознаграждение.

Внутренними профессиональными и личностными стимулами, мотивирующими самообразование учителя, являются:

  • профессиональные амбиции;
  • интерес и преданность делу;
  • творческий подход;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • потребность в новых знаниях и опыте.

Среди личностных качеств и навыков, необходимых для успешного процесса самообразования, стоит выделить:

  • умение видеть и оценивать конечный результат процесса;
  • настойчивость и скрупулезность;
  • любознательность;
  • умение планировать и оценивать процесс самообразования;
  • способность мыслить критически и аналитически;
  • развитые процессы восприятия и переработки новой информации.

Мотивация

Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация.

Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала - процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию.

«Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» - это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.

Мотивационные приемы

Для поощрения продолжительной познавательной, психологической и физической деятельности используются мотивационные приемы, разделяющиеся на две группы, - стимулирование и принуждение самого себя. К приемам самостимулирования относятся:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • внушение.

Самопринуждение разделяется на:

  • осуждение;
  • запрет;
  • приказ.

План самообразования учителя необязательно должен быть изложен на бумаге, но, тем не менее, необходимо строго и неукоснительно следовать его пунктам. Для поддержания мотивации важна отчетность. Если человек способен давать самому себе объективный отчет о проделанной работе, усвоенных знаниях и полученном опыте, это само по себе является отличным стимулом к продолжению деятельности.

Самообразование — это неотъемлемая часть педагогической деятельности, потому что учитель является не только носителем знаний, но и личным примером. Знания и эрудированное мнение педагога не должны ограничиваться его предметом и академическими знаниями в общем, а покрывать всю сферу возможных интересов его учеников.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Залогом успешного повышения своего мастерства является умение самостоятельно организовывать себе процесс обучения и получения новой информации. Это очень эффективно, и поэтому сегодня я решил поднять такую тему, как самообразование с чего начать план действий.

Плюсы самообразования

  • Расширяется круг знакомств, так как общение происходит с единомышленниками со всего мира, а это способствует развитию новых идей.
  • Знания человек получает на основе новой информации, актуальной в данное время в данном обществе.
  • Материал, подобранный для изучения, будет полностью соответствовать запросу. В институтах много лишних предметов, которые совсем не нужны для какой-то специфики, но при этом считаются базовыми. На это теряется время и ресурсы.
  • Это бесплатно. Максимум, внести символическую плату за пользование каким-либо ресурсом, хотя в просторах интернета очень много бесплатных ценных ссылок, сайтов и приложений.
  • Управление временем. Нет нужды подстраиваться под расписание какой-либо системы, не теряются минуты на дорогу и прочее. То есть, будет удобный индивидуальный график, с возможностью отвлекаться на форс-мажорные ситуации.
  • Выше уровень мотивации в силу того, что есть ценность и осознание вложенных усилий. В высших учебных заведениях роль мотиватора выполняют преподаватели, особенно когда оценивают уровень знаний. Поэтому фокус внимания смещается на них, и теряется ответственность за уровень полученного и усвоенного материала.
  • Возможность получать знания и опыт от лучших и успешных людей, готовый материал которых самостоятельно выбираешь. А не от преподавателей, которых уже по факту назначили вас чему-то научить, несмотря на отсутствие авторитета.

Виды

Что это такое, и какие плюсы у самообразования вы уже поняли, теперь хочу познакомить вас с его разновидностью:

  1. Бытовое. Научение чему-либо во время проведения досуга, либо для выполнения домашних обязанностей.
  2. Познавательное. Пополнение информации об окружающем мире.
  3. Самореализация. Развитие в себе интеллектуальных способностей, либо физической формы и выдержки, духовности и нравственности. О способах развития своей физической формы, вы можете
  4. Профессиональное. Повышение уровня квалификации, для того, чтобы достичь успеха и продвинуться в карьере и получить социальное признание и одобрение.

С чего начать, план действий


Программа у каждого индивидуальна, в зависимости от вида самообразования и целей. Но существует условно несколько общих пунктов, которые должны учитывать люди, решившие разработать собственный план.

  1. Учитывая то, что много важной и свежей информации поступает из других стран, стоит начать изучение английского языка. Он универсальный и на нем общается весь мир, поэтому, чтобы быть в курсе свежих новостей и идей – очень важно изучить.
  2. Должна быт постепенная проработка материалов. Не просто изучение абсолютно всей литературы по нужной теме, а отбор качественной информации.
  3. Развивайте в себе способность к самоорганизации, не позволяйте себе отвлекаться и расслабляться в специально выделенное время для обучения. Используйте каждые возможности, чтобы приняться за чтение. Даже во время дороги или в ожидании очереди организуйте себе продуктивное времяпрепровождение.
  4. Читайте сокращенные варианты популярных книг, это значительно сэкономит время.
  5. Общайтесь на форумах, ведь в беседе возникают гениальные идеи, налаживаются связи, закрепляется изученный материал и происходит обмен опытом. А также участвуйте в вебинарах, скайп-презентациях, тренингах и прочее.
  6. Используйте все методы для получения необходимой информации, в том числе и всякие онлайн курсы. Существует много онлайн-университетов, которые предлагают широкий выбор профессий совершенно бесплатно.
  7. Для того чтобы закрепить полученные знания и преобразовать их в умения и навыки, следует постоянно их применять, пробовать на практике. Тогда будет формироваться опыт, который запоминается намного лучше, чем просто теория.
  8. Улучшайте свою технику чтения, чтобы в максимально короткие сроки обрабатывать большое количество материала. На эту тему я публиковал статью, с ней вы можете ознакомиться по .
  9. Воспринимайте сложности и проблемы как шанс развития. Потому что именно тогда, пытаясь в чём-то разобраться, вы способны открыть истину для себя. Используйте не только специализированную литературу, но и поисковики, такие как Google и Yandex, чтобы найти ответы на свои вопросы.
  10. Распишите свои цели и сроки их реализации. Это позволит контролировать процесс обучения и замечать малейшие достижения. И составьте календарный план занятий, чтобы на каждый день присутствовал необходимый объём для обучения. О том ка достичь своей цели, мы с вами уже говорили, .

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Не отвлекайтесь от цели, и помните, что с помощью упорного труда вы сможете реализовать свои мечты и добиться высот. Пока, пока.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.