Факторы влияющие на эмоциональную устойчивость. Эмоциональная устойчивость личности и как её достичь. Факторы эмоциональной устойчивости

Современный человек является прогрессивным существом, которое никогда не останавливается и не может представить свою жизнь без постоянного развития. Некоторые люди просто гоняться за богатством, стремятся к славе и считают, что только деньги заставляют мир вращаться, другие посвящают лучшее и самое продуктивное время своей жизни на образование. Хотя деньги и знания являются ключами, которые открывают практически все двери, иногда этого не достаточно. К сожалению, часто бывает так, что богатые люди с большой эрудиции не могут использовать свои знания и статус в этой суровом и сложном мире.

Почему так происходит? Прежде всего, это проблема психически слабых личностей, которым не хватает и не знают, как держать себя при сложных жизненных ситуациях. Деньги и эрудиция могут исчезнуть со временем, но умственные способности и эмоциональная стабильность всегда будут оставаться в вашем уме, потому что эти качества, как внутренний якорь.

Если вы очень ранимый, чувствительный человек, и вы больны и устали быть рабом своего ума, то вы должны открыть себя для новых впечатлений и превратиться в сильного и уверенного в себе личность. Я понимаю, что эта задача может показаться невозможным, но настало время, чтобы собрать все свои силы воедино и сделать первый уверенный шаг на пути к личностному росту. Эмоциональная устойчивость, как развить и обрести эмоциональную стабильность?

1. Сформируйте свою собственную точку зрения.

Точка зрения — это уникальная вещь дается каждому человеку в мире. Однако не все достаточно сильны, чтобы отстаивать своё мнение и убеждения несмотря ни на что. Но это не значит, что вы должны придерживаться определенных ваших позиций и не обращать внимания на чужие советы и мнения. Если вы хотите стать успешной, вы должны развивать навыки, проявляющие гибкость и тренировать терпение в общении с людьми, которых вы любите, уважаете или просто сотрудничаете.

Излишняя прямолинейность и бескомпромиссность сделают вас эмоционально сильнее, но существенно ограничат ваше развитие и загонят вас однажды в тупик. Как только вы формируете свою собственную точку зрения, научитесь уважать свой выбор и закроете глаза либо на обоснованную или необоснованную общественную критики, вы почувствуете внутреннюю силу и уверенность в себе, пробегающий через ваши вены и поймёте, что вы самодостаточный человек, который никогда не держит склонённую голову.

Кроме того, вы станете более популярной среди других, потому что люди, как правило, люди смотрят на психически сильных индивидуальностей, которые не зависят от социального мнения, имеют свои собственные стандарты, ценности и смотрят на мир с уважением.

2. Развивайте чувство юмора.

Может показаться странным, но чувство юмора является неотъемлемой частью вашей эмоциональной стабильности и благополучия. Неважно, являетесь ли вы топ-менеджером или флористом, вы должны знать, как расслабиться и выпустить пар время от времени. В противном случае, ваш ум никогда не сможет достигнуть эмоциональной стабильности.

Самый лучший и самый дешевый способом, чтобы повысить свои умственные силы и оградить себя от повседневных стрессов и конфликтов является юмор. Подходящая шутка и анекдот или даже искусственная улыбка могут отбить эмоциональную атаку. Таким образом, вы выйдете из положения и поставите в тупик агрессивного человека в мгновение ока. Я стараюсь как можно больше шутить, особенно на работе. Это мой идеальный щит, который помогает мне справляться с повседневным негативом с высоко поднятой головой.

3. Будьте готовы выглядеть глупо.

Существует стереотип, что люди, которые делают глупые и необычные вещи, являются неудачниками и шутами. Я считаю, что те, кто может легко покинуть зону комфорта, адаптироваться к новым условиям и не боятся делать то, что им нравится в глазах других людей являются самыми счастливыми личностями в мире.

Такие люди не могут быть всегда эмоционально устойчивыми, но я могу с уверенностью сказать, что они психически сильные и смелые. Если вы также хотите попрощаться со своей зоной комфорта, вы должны осознать и признать, что даже весьма успешные и счастливые люди могут выглядеть глупо, когда они делают что-то в первый или даже во второй раз. Их способность справляться с изменениями, неопределенностью и возможными неудачами или стрессовой ситуации, секрет их счастья в эмоциональной стабильности и успехе. Этот навык помогает им увидеть мир в ярких красках и думать оптимистично.

4. Научитесь планировать свой следующий день.

Мой друг часто говорит, что каждый может обрабатывать заказ, но только гений может справиться с хаосом. Если вы гений или мастер импровизации, то планирование не ваша стихия. Но если вы обычный человек, не наделенный экстраординарными возможностями, то привычка планировать свой следующий день вам пригодится.

Как ни крути, импровизация — это постоянный стресс, который держит вас в напряжении весь день. Тому, кто хоть немного боится неопределенности, следует избегать импровизации, пока он не станет профессионалом во всем, что он делает, потому что неопределенность является источником паники и страха.

Не верьте тем, кто говорит, что жить по плану — это скучно и выбор психически слабых людей. Это не правда. Это выбор профессионалов, которые на первое место ставят продуктивность жизни и, как правило, эффективно управляют своим временем.

5. Сломайте привычку брать на себя чрезмерную ответственность.

Основная проблема людей, которым не хватает психической энергии и эмоциональной устойчивости привычка брать ответственность за всё происходящее в их жизни. Эта негативная привычка должна быть как можно скорее устранена, поскольку чрезмерная ответственность может испортить качество жизни чувствительному человеку в довольно короткий промежуток времени.

В первую очередь может повлиять на ваше психическое благополучие, поскольку существует тонкая грань между ответственностью и беспокойством. Если вы хотите избежать психологических проблем в будущем, постарайтесь выработать правильное отношение к своим обязанностям и понять, что у ваших обязанностей есть границы.

6. Хватит себя корить за то, что Вы не можете изменить.

Чувство необоснованной вины — это побочный эффект чрезмерной ответственности. Если вы не делаете ничего, чтобы справиться со своими обязанностями и не подавляете желание контролировать неконтролируемое, вы постепенно превращаетесь в поджигателя паники и начинаете страдать от различных навязчивых мыслей.

Если вы хотите почувствовать силу в своем разуме, перестать искать виновного, потому что это может сыграть злую шутку с вами. Просто постарайтесь понять, что вы можете поменять работу, прическу, стиль жизни, но вы никогда не заставите другого человека думать как вы хотите. Ваши негативные мысли о невозможности изменить ситуацию в свою пользу может только спровоцировать тревогу и внутренние конфликты. Если что-то выходит из рук и вы поймёте, что вы ничего не можете с этим поделать, просто смирись и подчиниться происходящему.

7. Научитесь двигаться вперёд, даже когда тяжело.

Когда я была студенткой, я столкнулась с большим количеством проблем в своей жизни. Иногда даже казалось, что весь мир был против меня, но я никогда не сдавалась. Я хотела преодолеть свои страхи, неуверенность в себе и стать сильной. Откровенно говоря, процесс приобретения опыта и взросления не приятная вещь, но игра стоила свеч.

Если вы хотите увеличить умственную власть, то вы должны изменить свое отношение к ошибкам и понимать, когда вы решаете неудачу с чувством собственного достоинства, развиваете эмоциональную силу и стабильность вашего разума.

Путь к психической устойчивости является сложный и тернистый, требует много времени и напряженной умственной работы. Но вы не должны делать шаг назад, потому что нет непреодолимых барьеров в этой жизни. Просто следуйте этим советам, и вы быстро добьетесь желаемого результата.

Существует четыре основных подхода к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских психологов.

Для первого характерно сведение эмоциональной устойчивости к проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать, ослаблять, тормозить, подавлять и т.д.). Так, например, человек может во- левым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном, некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Напри- мер, в книге "Психологический отбор летчиков" написано, что под эмоциональной устойчивостью "понимается, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий." Некоторые исследователи считают, что эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Но изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.

Второй подход основывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования. В них могут войти разные психические явления. Это относится и к эмоциональной устойчивости. Видимо, поэтому ряд авторов определяет ее как интегративное свойство личности. Так, сопоставив различные точки зрения на нее, П.И. Зильберман приходит к выводу, что под эмоциональной устойчивостью "следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке."

В рамках второго подхода находится понимание эмоциональной устойчивости как свойства психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем соответственно эмоционального компонента. В противном случае произойдет отождествление эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личностными качествами и опытом человека.

Третий поход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств, на теории самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость возможна в таком случае на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.

Суть этого подхода выражается в следующем определении: " ... эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее... надежно выполнять целевые задачи... деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии".

Рациональный момент в подходе авторов к изучению эмоциональной устойчивости - подчеркивание роли эмоционального возбуждения в экстремальных условиях деятельности. Действительно, поскольку эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации различных функций организма, повышением психической готовности к различным неожиданным действиям, постольку оно является необходимым условием использования ресурсов личности для успешного выполнения деятельности.

Польский психолог Я.Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1) человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2) человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений. Основными направлениями исследований эмоциональной устойчивости, по Я. Рейковскому, являются: физиологическое (изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы), структурное (изучение регуляторных структур личности) и поиск особого механизма в виде самоконтроля.

Рассмотрим четвертый подход к пониманию и исследованию эмоциональной устойчивости. Известно, что каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Применительно к эмоциональному процессу это означает, что ни волевой, ни познавательный процессы, ни тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в его состав. Четвертый подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости.

Американский психолог К.Е.Изард, отвечая на поставленный им же вопрос о том, устойчивы или изменчивы эмоции, приводит различие между эмоциональными состояниями и эмоциональной чертой человека, показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они сами не являются необходимой частью эмоций.

Советский психолог О.А. Черникова понимает под эмоциональной устойчивостью: а) относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б) устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач.

Из вышесказанного, обобщив все сведения, можно сделать следующий вывод: если первый подход основные психологические факторы эмоциональной устойчивости выносит за ее пределы и усматривает их прежде всего в волевых качествах, а второй подход считает ее следствием интеграции разных психических процессов и явлений, то третий подход при рассмотрении эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервно-психической энергии, четвертый же - прежде всего качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации.

Как людям удаётся пережить психологические травмы? Каким образом в ситуациях, когда одним хочется лечь и умереть, другие демонстрируют поразительную жизнестойкость? Стивен Саутвик и Деннис Чарни в течение 20 лет изучали людей с несгибаемым характером.

Они беседовали с вьетнамскими военнопленными, инструкторами спецназа и теми, кто сталкивался с серьёзными проблемами со здоровьем, насилием и травмами. Свои открытия и выводы они собрали в книге «Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям» (Resilience: The Science of Mastering Life’s Greatest Challenges).

1. Будьте оптимистичны

Да, умение видеть светлые стороны поддерживает. Что интересно, в данном случае речь идёт не о «розовых очках». По-настоящему стойкие люди, которым приходится переживать самые тяжёлые ситуации и всё равно идти к цели (военнопленные, солдаты спецподразделений), умеют соблюдать баланс между позитивным прогнозом и реалистичным взглядом на вещи.

Реалистичные оптимисты принимают во внимание отрицательную информацию, которая относится к текущей проблеме. Однако, в отличие от пессимистов, они не зацикливаются на ней. Как правило, они быстро абстрагируются от неразрешимых на данный момент проблем и концентрируют всё внимание на тех, которые могут решить.

И не только Саутвик и Чарни выявили эту особенность. Когда американский журналист и писатель Лоуренс Гонсалес (Laurence Gonzales) изучал психологию людей, выживших в экстремальных ситуациях, он обнаружил то же самое: они балансируют между позитивным отношением к ситуации и реализмом.

Возникает логичный вопрос: как, чёрт побери, они это делают? Гонсалес понял: отличие таких людей в том, что они реалисты, уверенные в своих силах. Они видят мир таким, каков он есть, но верят, что они в нём рок-звёзды.

Неврология утверждает: единственный реальный способ справиться со страхом - посмотреть ему в глаза. Именно так и делают эмоционально устойчивые люди. Когда мы избегаем пугающих вещей, нам становится ещё страшнее. Когда мы сталкиваемся со страхами лицом к лицу, мы перестаём бояться.

Чтобы избавиться от воспоминания о страхе, нужно испытать этот страх в безопасной среде. И воздействие должно быть достаточно длительным, чтобы мозг сформировал новую связь: в данном окружении раздражитель, вызывающий страх, не опасен.

Исследователи предполагают, что подавление страха влечёт за собой повышение активности префронтальной коры головного мозга и торможение реакций страха в миндалевидном теле.

Этот метод доказал эффективность при использовании для лечения тревожных расстройств, таких как посттравматический стресс и фобии. Суть его в том, что пациента заставляют встретиться со страхом лицом к лицу.

Медик и инструктор спецподразделения Марк Хики (Mark Hickey) верит, что встреча со страхами помогает осознать их, держит в тонусе, развивает мужество, усиливает чувство собственного достоинства и контроля над ситуацией. Когда Хики страшно, он думает: «Мне страшно, но это испытание сделает меня сильнее».

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

3. Настройте моральный компас

Саутвик и Чарни обнаружили, что у эмоционально устойчивых людей очень развито чувство правильного и неправильного. Даже находясь в ситуации, угрожающей жизни, они всегда думали о других, а не только о себе.

Во время интервью мы поняли, что многие стойкие личности отличались острым чувством правильного и неправильного, что укрепляло их в периоды сильного стресса и в то время, когда они возвращались к жизни после потрясений. Бескорыстие, забота о других, помощь без ожидания ответной выгоды для себя - эти качества часто являются стержнем системы ценностей у таких людей.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

4. Обратитесь к духовным практикам

Главная особенность, объединяющая людей, которые смогли пережить трагедию.

Доктор Амад (Dr. Amad) обнаружил, что религиозная вера - та самая мощная сила, действием которой выжившие объясняют и саму трагедию, и своё выживание.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Но что, если вы не религиозны? Нет проблем.

Положительное действие религиозной активности заключается в том, что вы становитесь частью сообщества. Так что вам не нужно делать ничего такого, во что вы не верите, вам просто нужно стать частью группы, которая укрепляет вашу стойкость.

Связь между религией и стойкостью отчасти может быть объяснена социальными аспектами религиозной жизни. Слово «религия» происходит от латинского religare - «связывать». Люди, которые регулярно посещают религиозные службы, получают доступ к более глубокой форме социальной поддержки, чем та, которая доступна в светском обществе.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

5. Умейте оказывать и принимать социальную поддержку

Даже если вы не являетесь частью религиозного или другого сообщества, вас могут поддержать друзья и близкие. Когда адмирал Роберт Шамакер (Robert Shumaker) попал в плен во Вьетнаме, его изолировали от других пленников. Как же он сохранил самообладание? Стучал в стену камеры. Пленные в соседней камере стучали в ответ. До смешного просто, однако именно эти перестукивания напоминали им, что они не одиноки в своих страданиях.

За 8 лет, проведённых в тюрьмах Северного Вьетнама, Шамакер использовал свой острый ум и творческий потенциал, чтобы разработать уникальный метод общения при помощи перестукиваний, известный как Tap Code. Это стало переломным моментом, благодаря которому десятки заключённых смогли связаться друг с другом и выжить.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Наш мозг нуждается в социальной поддержке, чтобы работать в оптимальном режиме. Во время общения с окружающими высвобождается окситоцин, который успокаивает ум и снижает уровень стресса.

Окситоцин снижает активность миндалевидного тела, что объясняет, почему поддержка со стороны окружающих уменьшает стресс.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

И необходимо не только получать помощь от других, но и оказывать её. Дейл Карнеги (Dale Carnegie) говорил: «Вы сможете за два месяца завести больше друзей, чем за два года, если будете интересоваться людьми, а не пытаться заинтересовать их собой».

Однако мы не можем всегда находиться в окружении близких. Что же делать в этом случае?

6. Подражайте сильным личностям

Что поддерживает детей, которые растут в жалких условиях, но продолжают жить нормальной, полноценной жизнью? У них есть модели для подражания, которые демонстрируют положительный пример и поддерживают их.

Эмми Вернер (Emmy Werner), одна из первых психологов, изучавших жизнестойкость, наблюдала за жизнью детей, которые выросли в бедности, в неблагополучных семьях, где как минимум один из родителей был алкоголиком, психически больным или склонным к насилию.

Вернер обнаружила, что у эмоционально устойчивых детей, которые стали продуктивными, эмоционально здоровыми взрослыми, был в жизни хотя бы один человек, который действительно поддерживал их и был образцом для подражания.

В нашем исследовании была обнаружена аналогичная связь: многие люди, у которых мы брали интервью, рассказывали, что у них есть пример для подражания - человек, чьи убеждения, мироощущение и поведение их вдохновляют.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Иногда сложно найти среди знакомых того, на кого хотелось бы походить. Это нормально. Саутвик и Чарни обнаружили, что часто достаточно иметь перед глазами отрицательный пример - человека, на которого вы ни в коем случае не хотите быть похожим.

7. Поддерживайте хорошую физическую форму

Вновь и вновь Саутвик и Чарни убеждались, что наиболее эмоционально устойчивые люди имели привычку поддерживать в хорошей форме тело и разум.

Многие из тех, с кем мы беседовали, регулярно занимались спортом и считали, что хорошая физическая форма помогла им в тяжёлой ситуации и во время восстановления после травмы. Некоторым она даже спасла жизнь.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Что интересно, поддержание физической формы важнее для эмоционально более хрупких людей. Почему?
Потому что стресс от упражнений помогает адаптироваться к стрессу, который мы испытаем, когда жизнь бросит нам вызов.

Исследователи считают, что во время активной аэробной тренировки человек вынужден испытывать те же симптомы, которые проявляются в минуты страха или волнения: учащённое сердцебиение и дыхание, потливость. Спустя некоторое время человек, продолжающий интенсивно заниматься, может привыкнуть к тому, что эти симптомы не опасны, и интенсивность страха, вызываемого ими, постепенно снизится.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

8. Тренируйте ум

Нет, мы не призываем вас сыграть в пару логических игр на телефоне. Несгибаемые люди учатся на протяжении всей жизни, постоянно обогащают ум, стремятся адаптироваться к новой информации об окружающем мире.

По нашему опыту, жизнестойкие люди постоянно ищут возможности поддерживать и развивать свои умственные способности.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Кстати, кроме стойкости, развитие ума имеет ещё много преимуществ.

Кэти Хаммонд (Cathie Hammond) в своём исследовании 2004 года, проведённом в Лондонском университете, пришла к выводу, что постоянное обучение оказывает комплексное положительное воздействие на психическое здоровье: обеспечивает хорошее самочувствие, возможность восстановиться после психологических травм, способность противостоять стрессу, развитое чувство собственного достоинства и самодостаточности и многое другое. Постоянное обучение развивало эти качества благодаря расширению границ - процессу, который является главным в обучении.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

9. Развивайте когнитивную гибкость

У каждого из нас есть способ, которым мы обычно справляемся с тяжёлыми ситуациями. Но самых эмоционально стойких людей отличает то, что они используют несколько способов справиться с трудностями.

Жизнестойкие люди обычно гибкие - смотрят на проблемы с разных точек зрения и по-разному реагируют на стресс. Они не придерживаются только одного метода борьбы с трудностями. Вместо этого они переключаются с одной стратегии выживания на другую в зависимости от обстоятельств.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Какой же самый верный способ преодоления трудностей, который определённо работает? Быть жёстким? Нет. Игнорировать происходящее? Нет. Все упоминали юмор.

Существуют доказательства того, что юмор помогает преодолевать трудности. Исследования с участием ветеранов боевых действий, больных раком и пациентов, переживших хирургические операции, показали, что юмор позволяет снизить накал напряжённой ситуации, ассоциируется с жизнестойкостью и способностью переносить стресс.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

10. Найдите смысл жизни

У жизнестойких людей нет работы - у них есть призвание. У них есть миссия и цель, которые придают смысл всему, что они делают. И в тяжёлые времена эта цель толкает их вперёд.

Согласно теории австрийского психиатра Виктора Франкла (Viktor Frankl) о том, что работа является одним из столпов смысла жизни, возможность видеть в своей работе призвание повышает эмоциональную устойчивость. Это справедливо даже для людей, выполняющих низкоквалифицированную работу (например, уборщицы в больнице), и для людей, у которых не получилось заниматься выбранным делом.

«Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям»

Резюме: что поможет укрепить эмоциональную устойчивость

  1. Питайте оптимизм. Не отрицайте реальность, смотрите на мир ясно, но верьте в свои возможности.
  2. Посмотрите страхам в глаза. Прячась от страха, вы ухудшаете ситуацию. Посмотрите ему в лицо, и вы сможете через него переступить.
  3. Настройте моральный компас. Развитое чувство правильного и неправильного подсказывает, как мы должны поступить, и подталкивает нас вперёд, даже когда силы на исходе.
  4. Станьте частью группы, которая сильно во что-то верит.
  5. Оказывайте и принимайте социальную поддержку: даже перестукивания через стену камеры поддерживают.
  6. Старайтесь соответствовать примеру для подражания или, напротив, держите в уме личность, которой вы не хотите стать.
  7. Занимайтесь спортом: физическая активность адаптирует организм к стрессу.
  8. Учитесь всю жизнь: ваш ум должен быть в тонусе, чтобы подкинуть верные решения, когда вы будете в них нуждаться.
  9. Справляйтесь с трудностями по-разному и не забывайте посмеяться даже в самых ужасных ситуациях.
  10. Наполните жизнь смыслом: у вас должно быть призвание и цель.

Мы часто слышим о посттравматических психических расстройствах, но редко - о посттравматическом развитии. А ведь оно есть. Многие люди, которые смогли преодолеть трудности, становятся сильнее.

В течение месяца 1 700 людей, переживших хотя бы одно из этих кошмарных событий, прошли наши тесты. К нашему удивлению, люди, которые пережили одно ужасное событие, были более сильными (следовательно, более благополучными), чем те, кто не пережил ни одного. Те, кому пришлось перенести два тяжёлых события, были сильнее тех, на чью долю выпало одно. И те люди, у которых в жизни случилось три ужасающих события (например, изнасилование, пытки, удержание против воли), были сильнее, чем те, кто пережил два.

«Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия», Мартин Селигман

Похоже, Ницше был прав, сказав: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». А один из собеседников Саутвика и Чарни сказал так: «Я более уязвим, чем я думал, но гораздо сильнее, чем когда-либо воображал».

Эмоциональная устойчивость, самоконтроль. По мнению специалистов, эмоциональная устойчивость означает оптимальную стабильность в различных ситуациях, в том числе и стрессовых. Б.Кретти считает, что спортсмен сможет добиться успеха в стрессовых ситуациях только в том случае, если сумеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием. Он установил, что американские футболисты-студенты отличаются более высокой эмоциональной устойчивостью, чем обычные студенты того же колледжа. А. Сперлинг также обнаружил, что для спортсменов характерна более благоприятная личностная адаптация.

Обнаружены различия в эмоциональной устойчивости между спортсменами разных специализаций. Г.Слашер с помощью MMPI установил, что у пловцов невротичность ниже, чем у представителей видов спорта с физическим контактом с соперником. По данным Дж.Джонсона с сотр. оказалось, что борцы могут достаточно хорошо управлять своими эмоциями.

Однако у спортсменов могут быть выражены компенсаторные качества. Если они недостаточно эмоционально устойчивы, то у них более чем достаточно могут быть выражены такие качества, как твердость характера, потребность в достижении и другие, что обеспечивает им нужное оптимальное психическое поведение во время соревнований. Б.Кретти предполагает, что у спортсменов мирового класса либо эмоциональные проблемы находятся под эффективным контролем, либо они в личностном плане чрезвычайно эмоционально устойчивы.

По мнению Р.Кеттелла, индивид с выраженной «силой Я» отличается зрелостью, твердостью, настойчивостью, спокойствием, чувством реальности при решении проблем и незначительным уровнем так называемой «невротической усталости». А менее эмоционально устойчивый индивид характеризуется склонностью к невротизму, непостоянством, неспособностью выносить фрустрации. Он уклоняется от принятия решений и действует, как правило, импульсивно. Более того, неустойчивые индивиды часто испытывают утомление даже и при отсутствии значительных физических нагрузок. Подобный «синдром усилий» часто отмечается у чрезвычайно невротичных субъектов.

По мнению О.А.Черниковой, эмоциональная устойчивость как положительное психологическое качество выражается в том, что она в определенные ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной степени интенсивности, характеризуясь при этом стабильностью определенных качественных особенностей и имея устойчивую направленность на решение спортивных задач.

Оптимальный уровень интенсивности эмоциональных переживаний и состояний в течение спортивной борьбы не остается величиной постоянной. Она изменяется соответственно ситуации спортивных действий, их задачам. Однако этот «оптимум эмоций» должен быть относительно устойчивым, оставаясь в то же время динамичным, что и характеризует Эмоциональную устойчивость спортсмена.

Эмоциональная неустойчивость спортсмена часто становится причиной его неудачных выступлений на соревнованиях при неумении преодолевать неблагоприятные влияния возникающих эмоциональных состояний и отношений.

В.Э.Мильман в качестве личностных факторов стресса выделяет общие свойства личности, специальные свойства личности, индивидуальный стиль соревновательной деятельности, Он считает, что общие свойства личности являются тем, что Г.Оллпорт называет личностными чертами, а специальные свойства личности представляют собой ситуативные качества.

Ситуативное свойство-это свойство-состояние менее устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства имеют более глубокие психофизиологические основания; ситуативные качества автор характеризует как специфические внутренние способы действий.

По мнению автора, специальные свойства личности (ССЛ) отчетливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. В.Э.Мильман выделяет четыре основных качества этого типа.

Соревновательная эмоциональная устойчивость является согласно автору наиболее важным из специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Именно поэтому эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом (Л.М.Аболин, П.Б.Зильберман, О.А.Сиротин). Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.

Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения.

В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсменов на соревновании.

Стабильность - помехоустойчивость характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, неэкстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей этого свойства является степень сформированности той системы действия, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации. В.Э.Мильман характерные соревновательные проявления специальных свойств личности спортсмена сводит в определенные группы (табл. 2).

Таблица 2

Специальные свойства личности спортсмена

Соревновательная эмоциональная устойчивость

Положительный полюс

Отрицательный полюс

Относительно ровный эмоциональный фон в выступлении. Внешние события оцениваются трезво, рационально. Эмоции не вступают в противоречие с трезвым расчетом и намеченным планом действий

Эмоции оптимально регулируют энергетический потенциал в предстартовой ситуации и в ходе спортивной борьбы.

Большие перепады в эмоциональном фоне выступления. Внешние события вызывают сильные эмоциональные реакции.

Эмоции могут управлять спортивными действиями часто в противоречии с трезвым расчетом.

Возможна нерациональная трата энергии, в том числе «нервной», что может приводить к преждевременному утомлению, «перегоранию».

Спортивная саморегуляция

Умение произвольно настроить себя перед началом, в перерывах и в ходе спортивной борьбы.

Умение произвольно планировать свои действия, четко следовать намеченному плану, хороший самоконтроль своих действий.

Умение при необходимости отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Недостаточное умение настраивать себя и управлять своими эмоциями. Неумение четко планировать свои действия, точно следовать намеченному плану, недостаточный самоконтроль своих действий.

Неумение отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Соревновательная мотивация

Точная (возможно завышенная) постановка целей и задач.

Выступление с отдачей, желанием, эмоциональным зарядом.

Сложные ситуации активизируют.

Плохое, заниженное осознание собственных целей и задач.

Вялое выступление, без эмоционального заряда, неполная отдача. Снижение внимания в простых ситуациях.

Стабильность - помехоустойчивость

Отсутствие спонтанных колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители существенно не влияют на выступление. Уверенность в себе.

Наличие достаточно резких колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители действуют сбивающее.

Недостаточная уверенность в себе.

По мнению В.Э.Мильмана, если общие свойства личности представляют собой внутренние условия деятельности, то специальные свойства можно рассматривать как внутренние средства, которые субъект может целенаправленно развивать и в большей или меньшей степени управлять ими. Поэтому специальные свойства личности теснее связаны со спецификой спортивной деятельности и могут более существенно влиять на результаты, в первую очередь на надежность выступлений. Однако эти влияния также нельзя считать однозначными, а между специальными свойствами и параметрами деятельности автор выделяет еще один «слой» - личностной регуляции.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности в целом понимается та оптимальная форма организации психических и психофизиологических проявлений, которая должна способствовать наилучшему приспособлению индивидуальных качеств в целях достижения высокой эффективности и надежности деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин).

В.Э.Мильман индивидуальный стиль соревновательного поведения спортсмена в целом рассматривает как способ организации специфических средств деятельности, где в качестве специфических средств выступают специальные свойства личности спортсмена и их отдельные компоненты, в частности динамика эмоционального возбуждения, характер эмоциональной регуляции соревновательного поведения.

Типы индивидуального стиля соревновательной деятельности автор основывает на двух параметрах: характере эмоциональной регуляции деятельности и на характере ориентации в деятельности.

Типы эмоциональной регуляции он подразделяет на «ровный» и «взрывной». При «ровном» типе выступление и все соревновательное поведение характеризуется относительно ровным, без значительных колебаний, эмоциональным фоном, минимальной выраженностью значительных периодов расслабления и последующих резких подъемов. При «взрывном» типе для выступления характерны эмоциональные всплески, чередующиеся с периодами значительных спадов.

Автор типы ориентации в наиболее общем виде подразделяет на «внешний» и «внутренний». «Внешний» тип ориентации связан с преимущественной направленностью внимания в ходе выступления (а также в предстартовый период) на внешние моменты: тактики выступления, особенности поведения соперников и партнеров, окружающие условия. «Внутренняя» ориентация характеризуется основной направленностью внимания спортсмена на динамику своего внутреннего состояния и двигательного поведения. Дальнейшее детализация типов ориентации может быть направлена на выделение «узкого» и «широкого» типов внимания (как предлагает Р.Найдиффер). Особенности стиля каждого конкретного спортсмена определяются, с одной стороны, его индивидуальными характеристиками, с другой - требованиями вида спортивной деятельности.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности складывается на достаточно высоких ступенях спортивного мастерства, При этом параметры индивидуального стиля специализируются в соответствии со спецификой спортивной деятельности, с одной стороны, и индивидуальными особенностями спортсмена- с другой. Опосредующую роль в этом процессе играют специальные свойства личности и чувствительность к стресс-факторам. Тенденция влияний при этом такова:

  • - специальные свойства определяют преимущественно тип эмоциональной регуляции стиля деятельности. Эмоциональная устойчивость влияет скорее на развитие «ровного» типа. Эмоциональная неустойчивость коррелирует с «взрывным» типом. «Взрывность» также может быть связана с высокой соревновательной мотивацией;
  • - чувствительность к стресс-факторам значительно влияет на характер ориентации. «Внешний» или «внутренний» тип ориентации в большей степени определяется характером стрессорности, в первую очередь чувствительностью к стрессорам неопределенности.
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.