Неодушевленный предмет. Современный русский язык

Кажется, что различить одушевленные и неодушевленные предметы до неприличного просто: это как игра в живое-неживое. Но те, кто руководствуются таким принципом, очень сильно ошибаются. Одушевленность, как, соответственно, и неодушевленность - отдельная категория в характеристике не имеющая ничего общего с внешними признаками некоторого объекта. Вот как объяснить то, что, согласно правилам, слово «труп» считается неодушевленным, а «покойник» - одушевленным? Действовать наугад? Ни в коем случае! Будем разбираться.

Особые глубинные заслуживают имен переменных. Что касается формирования множественного числа, то полезно отметить, что правила многочисленны и исключений не хватает. Исключения: крылатые крылья; оружие - оружие. Окончание или сингулярное молчание во множественном числе, например. кузнец - кузнецы; насекомые - насекомые. Окончание и сингулярное молчание во множественном числе, например. актер - актеры; цветы - цветы. Что касается структуры, имена можно различить в примитивных, производных, измененных и составных.

Во многих случаях элементы могут быть добавлены к корню. Они могут быть размещены перед корнем и затем префиксны либо после корня, либо перед окончанием, а затем суффикса. Имена, которые формируются из корня примитивного имени и суффикса, который лишь слегка изменяет значение, поскольку он выражает качественные нюансы, называется измененным. Они могут выразить идею величия, малости, презрения или милосердия. Иногда уменьшительный может быть невыгодным, например. работа - работа; роман - романтика.

Для самых маленьких

Начнём с самых основ. Одушевленные и неодушевленные предметы отвечают на разные вопросы - «кто» и «что» соответственно. Можно сказать, постановка вопроса - самый примитивный, хоть и очень ненадёжный способ определения данной категории. Обычно с ним знакомят детей в первом-втором классе. Для того чтобы попрактиковать этот способ, можно вместе с учениками заполнить пропуски в следующем тексте:

Имена, которые, будучи составлены из объединения двух или более слов, выражают уникальную идею, называются соединениями. Они сочетают в себе смысл двух автономных терминов и тонких речей, поскольку они делают более длинные выражения только одним словом. Прилагательное прилагательное прилагается. вечнозеленые предлоги. Что касается образования множественного числа, названия соединений не все следуют одному правилу, и поэтому в случае сомнений хорошо проконсультироваться со словарем, в любом случае есть важные указания.

Существенные существительные Существительные, образованные двумя существительными, изменяют во множественном числе только второй конец. радуга - радуга банкноты - банкноты цветная капуста - цветная капуста железная дорога - железная дорога. Голова. Существительные, составленные из слова «голова», не всегда ведут себя одинаково.

«В сонном забытьи течёт великая (что?). Вокруг (что?) и (что?). (Кто?) не спеша двигал лыжами, стряхивал (что?) с ушей шапки. (Кто?) быстро сделал лунку, и началась (что?). Скоро он вытащил огромного (кого?). Его зеркальная (что?) ярко блестела на солнце ». Слова, которые предлагается вставить: лёд, чешуя, рыбак, иней, река, карп, снег, рыбалка . Одно слово повторяется дважды.

Если в главном слове указывается «позиция преобладания или начала чего-то», множественное число формируется путем изменения только окончания второго элемента. Новый год - канун новогоднего головокружения - шедевр головокружения - шедевры. Если состав женского пола и название головы относится к женщине, которая во главе чего-то, множественное число неизменно. глава семьи - главы семьи глава дома - глава начальника - начальник.

Прилагательные прилагательные Имена, образованные существительным, сопровождаемым прилагательным, преобразуют оба компонентных слова во множественное число. босс заканчивается - босс заканчивает ломовую бумагу - карты разбивают сильную коробку - сильные обжимают красную кожу - красные шкуры сильного квадрата - квадраты сильные.

Грамматическое объяснение

Но стоит идти дальше, правильно? Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет, опираясь на правила, а не на интуицию? Разница между этими двумя категориями состоит в различных падежных формах имён существительного. У неодушевленных существительных совпадает форма именительного и во множественном числе, тогда как у одушевленных - родительного и винительного в этом же самом числе. Конечно, разобраться на конкретных примерах будет гораздо проще.

Названия, состоящие из высоких и низких слов, допускаются две формы множественного числа: доменная печь - доменные печи или доменные печи - плато - высокогорье или плато. дно - низменность или низменность. бассопиан - бассопиан или бассипиани. барельеф - барельефы или барельефы.

Существительные, образованные глаголом и существительным, ведут себя по-разному в зависимости от того, является ли существительное сингулярным или множественным. Если существительное является множественным, составное имя остается неизменным: прикуриватель - прикуриватель штопора - штопор заслонки - шампунь для обуви - шампунь для обуви - зонтики - зонты с зубочистками - зубочистки.


Берём существительное «кот ». Ставим его во множественное число «коты» и начинаем склонять: именительный - «коты », родительный - «котов », винительный - «котов » - как видите, совпадают формы родительного и винительного падежей. Тогда как для существительного «стол », которое для определения данной категории превращается в «столы » при склонении «столы-столов-столы » одинаковыми оказываются винительный и

Если существительное является сингулярным, составное имя может принимать множественное число или оставаться неизменным. Он предполагает, что множественное число заканчивается, когда существительный компонент имеет мужской пол. пререкание - брызговики - брызговики молнии - молнии паспорт - паспорта.

Он остается неизменным, когда женский компонент является женским. пылесос - пылесос отвертка - отвертка пепельница - пепельница спасательный круг - спасательный круг. Произношение или Прилагательное Произнесенные Имена, состоящие из предлога или наречия и существительного, на самом деле не являются составными, но предопределенными существительными.

Таким образом, разделить одушевленный и неодушевленный предмет правило позволяет только при постановке их во множественное число и последующем склонении. А дальше, уже по совпадению падежных форм, и определяется данная категория.

Исключения

Но, как известно, в русском языке очень мало правил, у которых нет никаких исключений. Так, разделить одушевленные и неодушевленные предметы порой можно и логически. Да, все живые существа будут одушевленными, но вместе с тем к этой же категории относятся мифические существа (леший-лешие-леших-леших ) и названия игрушек (матрёшки-матрёшек-матрёшек ) - здесь ещё можно найти логическое объяснение. А также карточные и шахматные масти-фигуры (пики-пик-пики, пешки-пешек-пешки ), которые даже по формам своим к этой категории не подходят.

Есть также имена, состоящие из более чем двух элементов; среди них мы помним имена, состоящие из двух существительных, соединенных предлогом, таких как фикодиния, фиордалисо, мессинсцена, которые образуют соответственно фичидиндию, фиордалиси, мессинсен.

Частный случай представлен помидорным названием, которое имеет три множественных числа: помидоры, помодори, помидоро. Адресная книга Анны Скудьеро. Модель поэзии, которая стоит за этим утверждением, вероятно, является машиной, исполненной друзьями Уильямса - художниками прецизионных художников, Чарльзом Демутом или Чарльзом Шейлером, или Делоне, Леже, или итальянскими футуристами - генераторами, фабриками, машинами, самолетами, пассажирскими кораблями-лайнерами, скульптурами скорость и энергия 2.


Идём дальше. К неодушевленным же существительным, в свою очередь, относятся большие группы людей (толпы-толп-толпы ) и некоторые живые организмы (зародыши-зародышей-зародыши; микробы-микробов-микробы ) - объяснить это явление невозможно, придётся просто принять и запомнить.

Электростанция в форме стула красного кирпича высотой 90 футов. На которых представлены рисунки двух металлических дымоходов - алюминий - 4. Сходство между стихотворением и электростанцией здесь вовсе не одномерное. Да, их отношения можно считать чисто образными: текст изображает объектную машину по ее описанию или воскрешению.

Электростанция действительно могла быть той машиной, которую Уильямс рассматривал как модель для его поэзии, и действительно, такой механизм сразу вспомнил модернизм - но это не единственная модель машины, типичная для этой эпохи. На окраине господствующего модернизма были созданы альтернативные машины, так называемые холостяцкие машины. такие как Альфред Ярри, Марсель Дюшан, Франц Кафка и Раймонд Руссель 5. Это не машины с быстродействием и мощностью, а скорее машины для воспроизведения и имитации: пишущие машинки, машины для обработки изображений, копировальные машины.

Ещё сложности

Хотелось бы ещё добавить, что одушевленные и неодушевленные предметы в грамматическом смысле имеют свои особенности. Так, например, для одушевленных существительных мужского рода совпадают формы родительного и винительного падежей и в единственном числе: Антон-Антона-Антона, бухгалтер-бухгалтера-бухгалтера , правда, наблюдается это явление только у существительных второго склонения (сравните: Дима-Димы-Диму , хотя это тоже одушевленное существительное мужского рода). Так что, в принципе, эту закономерность можно использовать в качестве ещё одного нехитрого, пусть и не очень известного, способа определения категории одушевленности у имен существительных.

Можно сказать, что замена модели скоростного и энергетического оборудования моделью воспроизводства и имитации будет одной из отличительных особенностей постмодернизма. Другими словами, текст Русселя - более высокий уровень «механизации», чем Уильямс, - это уже не «машина, построенная на словах», а скорее «машина, построенная из машиностроительных слов». Признание альтернативных машин Русселя как самого интересного в модернизме - это не только моя субъективная точка зрения, но скорее отражение позднего, но растущего влияния Русселя на настоящую эпоху.


Запутать хочу

Стоит заметить, что в русском языке встречается изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Это обычно связано с употреблением слова как аналогии к живому существу: В сарае лежит тюфяк - Да тюфяк он безвольный! или же Велик и могуч русский язык! - Этот язык (=пленный) нам всё расскажет .

Сначала они «открыли» его и считали сюрреалистов своим предшественником, а затем - в конце лет. В свете удивительного нашествия влияния Русселя он хотел бы приписать все проявления механического письма этому источнику. На самом деле их было больше, и не все, кто теоретически разделяет эстетику машины Русселя, действительно черпают вдохновение из этого - иногда даже не нужно осознавать его существование. Например, Барретт Уоттен 7 утверждает, что механическое письмо было изобретено независимо американскими модернистами, такими как Луи Зукёфски, которые, в свою очередь, передали их таким художникам, как Джон Кейдж, Джексон Мак Лоу и другие представители американского авангарда.


Точно такое же явление встречается и с использованием одушевленных существительных в качестве неодушевленных: В голубом небе парит воздушный змей; Истребитель пошёл на снижение . Здесь категория одушевленности и неодушевленности определяется исходя из смыслового наполнения существительного.

Крайняя неоднородность практики механического письма в современной поэзии получена, в частности, из многообразной и разветвленной генеалогии. Цель этой работы - частично уменьшить эту гетерогенность до минимального концептуального порядка. Однако, прежде чем приступить к такой задаче, следует изучить некоторые из методов постмодернистского механического письма.

И долгое время Помните каждый интерес Некоторые, как ум и каждый. Он видит Гипоса себя и самого экстремального. Рот; восток, селезенка, рот для рук; восток, земля. Позвони мне Измаил. Это моя замена пистолетом и мячом. В этом нет ничего удивительного. Если бы они знали это, почти все люди в их степени, в какой-то момент, почти все те же чувства к океану со мной. Используйте буквы в первом предложении главы как шаблон, который определяет выбор из исходного текста. Поместите третью строфу, выбрав третье слово, которое начинается с букв, четвертой строфы, четвертой и т.д. если после слова следует препинание, держите его; Также сохраняйте заглавные буквы, но заглавные буквы начинаются с первых слов каждой строки и слов, которые появляются после точек. Согласно этой процедуре, это механически, новый текст, все из которого исходят из более раннего исходного текста. 8. Чтобы приблизиться к методу Мак-Лоу для польского читателя, мы приводим пример стихотворения, созданного на основе фрагмента прозы 9, начала рассказа «Ночь Бруно Шульца» в июле.

Стоит отметить, что, несмотря на все требования преподавателей пользоваться правилами, большая часть учеников продолжают опираться на интуицию. Как показывают вышеприведённые примеры, внутреннее чутье - не всегда надёжный помощник в вопросах филологии. Однозначно можно сказать, что одушевленными всегда будут названия профессий, названия людей по семейной принадлежности, национальности и прочим группам, сюда же можно отнести названия животных. Кстати говоря, среди одушевленных имен существительных, как считают некоторые исследователи, встречаются слова только мужского и женского рода, тогда как средний род - это уже неодушевленные, как и все названия объектов природы и прочих предметов.

Поэма - после создания легких грамматических сглаживаний, которые на английском языке не обязательно принимаются во внимание - будет звучать так. После нашей открытой, заселенной атмосферы моей экспансивной кровати. О характере экрана Сияющий экран нашего и электрического Пока он всегда был на аромате, он заправил экран крошечным.

Фрагмент, из которого генерируется песня. Это часть, добавленная редактором. Можно ли сравнить тебя с летним днем? В это время года ты сможешь увидеть меня. Прощай! ты слишком дорог для моего владения. Затем каждый стих сводится к четырем самым важным словам и устанавливает четыре набора в столбцах, соответствующих частям речи.

Практика для самых маленьких

Теперь, когда мы разобрались, как же отличить одну категорию существительных от другой, стоит обобщить всё вышесказанное. Одушевлённые и неодушевлённые предметы для дошкольников, которые ещё понятия не имеют о том, что же такое падежи, различаются по вопросам «кто» и «что» соответственно. Для практики можно поиграть с малышами в «живое-неживое», где называется слово, а ребёнок должен определить, каким является этот предмет.

Затем элементы со второй строки перемещаются на одно место влево по отношению к первой строке; третья строка с двумя местами слева; и четвертая строка оставила три места слева. Теперь прочитайте каждый столбец, начиная с того, что изначально было первым словом каждой строки, и запишите четыре новые строки, которые были созданы.

Наконец, достаточно отбросить заброшенные слова из исходных строк, чтобы сформировать, как выразился Мэтьюз, «начала четырех непокрытых шекспировских сонетов». Если бы элементы были перемещены вправо, а не слева на втором шаге алгоритма, мы получили бы совершенно другой набор перестановок. Вместо обработки «найденного» материала, как в примере, описанном выше, вы можете использовать оригинальный материал, например собственную идею линейки; Также возможно использовать фрагменты повествования истории вместо наборов слов и, таким образом, добиться перестановки повествования по аналогии с стихами стихов, показанными в этом примере.


Или же ещё одно интересное задание для младших школьников - предложить ряд одушевленных существительных, которые заменой одной буквы можно превратить в неодушевленные: лиса (липа), коза (коса), цапля (капля) .

Закончить статью о том, как различать одушевленные и неодушевленные предметы, хотелось бы тем, что, какой бы простой ни казалась эта тема, лучше не искушать судьбу и не действовать наобум, доверившись интуиции. Минута, затраченная на проверку категории имени существительного, порой может изменить ваше о нем представление. Так что не жалейте сил и практикуйтесь в великом и могучем русском языке.

Все нарицательные имена существительные в русском языке делятся на два разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные - на вопрос «что?»

Например, «кто?» - мальчик, собака, птица ; «что?» - книга, камень, земля .

1. Категория одушевленности - неодушевленности - категория грамматическая

Кажется, что всё просто: категория одушевленности - неодушевленности основана на различении живого и неживого. Однако в русском языке нередки случаи, когда грамматика противоречит здравому смыслу. Достаточно вспомнить синонимы труп и мертвец .

Имя существительное «труп» является неодушевлённым, а имя существительное «мертвец» - одушевлённым. Отличие обнаруживается только в форме В.п. ед.ч.: вижу мертвеца - вижу труп , ср.: вижу слона - вижу стул .

У одушевленных существительных совпадают формы множественного числа В.п. и Р.п. (а у существительных м.р. 2-го склонения и формы В.п. и Р.п. единственного числа), а у неодушевленных - нет. У неодушевленных существительных совпадают формы И.п. и В.п. множественного числа.

Вижу (кого?) слонов, нет (кого?) слонов; вижу (кого?) мышей, нет (кого?) мышей.

Вижу (что?) книги, нет (чего?) книг; вижу (что?) дома ́, нет (чего?) домов.

К одушевлённым существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т. д., то есть живых существ. К неодушевлённым существительным - названия предметов, явлений действительности, не причисляемых к живым существам.

2. Следует обратить внимание

Обратите внимание:

  • названия шахматных и карточных фигур и имена существительные «мертвец», «покойник», а также названия кукол (петрушка, марионетка ) и само слово «кукла» - одушевлённые имена существительные;
  • а слова, которые называют совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т. п. - это имена существительные неодушевлённые.

В основном к одушевлённым существительным относятся имена существительные мужского и женского рода. Одушевлённых существительных среднего рода в русском языке немного. Сюда относятся несколько имен существительных с суффиксом -ище (чудовище, страшилище ), отдельные существительные (образовавшиеся от прилагательных или причастий): млекопитающее, насекомое, животное и

существительные дитя, лицо (в значении «человек»).

3. Типичные ошибки

Ошибки в употреблении категории одушевленности - неодушевленности существительных можно разделить на две группы:

Первая - употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных, например: Все смотрели на него как на призрака . Проверим по формуле «В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.»: (вижу) призраки - (нет) призраков. Окончания не совпадают, следовательно, существительное призрак - неодушевленное, поэтому предложение, согласно грамматическим нормам русского языка, должно выглядеть так: Все смотрели на него как на призрак.

Вторая - употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных. Например: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали два человека. Правильно: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали двух человек.

Запомните: в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, В.п. числительного сохраняет форму Им.п., независимо от категории одушевленности. Например: Водителю необходимо было доставить двадцать три спортсмена.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

Упражнение 1.

Выпишите слова в 2 колонки - одушевленные существительные и неодушевленные существительные:

Существо, дворник, чудовище, олово, журналистика, молодёжь, насекомое, двигатель, уголь, труп, теплота, упрямство, студент, рябчик, гриб, кукла, разносчик, мошкара, пехотинец, дух, Сахалин, детвора, отряд, сталь, уголёк, бедность, колпак, пехота, мелюзга, генерал, стадо, консервы, стол, личинка, алюминий, змея, волокита, ворона, лиса, человечество, родня, боярин, Каракумы, конь, молодняк, гений, молодость, колокольчик, молоко, птенец, шёлк, чучело, горошина, щупальце, горох, товарищ, варка, нефть, посуда, цемент, беднота, родственник, сахар, чай, мёд, чайник, дрожжи, чаинка, табун, белизна, жалость, упрямец, герой, мебель, сияние, восторг, героизм, бег, журналист, ходьба, жемчуг, генералитет, жемчужина, свежесть, вороньё.

Упражнение №2

Прочитайте сказку Л. Успенского:

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:

Ты живой?

А чем докажешь?

Двигаюсь.

Я плыву, а ты сидишь.

Захочу — буду шевелиться.

Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.

Кот подумал и говорит:

Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

Помогите коту, докажите, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.