Интервью об афганской войне. Урок мужества "афганская война". Кем Вы были на войне

В своей истории Россия пережила немало вооруженных конфликтов, но именно в XX столетии возникает массовый социально-психологический феномен «человека воюющего». О том, как это явление отразилось в народном сознании и повлияло на судьбу нескольких поколений наших соотечественников, рассказывает эта книга. Главная ее тема - человек в экстремальных условиях войны, его мысли, чувства, поведение. Психология боя и солдатский фатализм; героический порыв и паника; особенности фронтового быта; взаимоотношения рядового и офицерского состава; взаимодействие и соперничество родов войск; роль идеологии и пропаганды; символы и мифы войны; солдатские суеверия; формирование и эволюция образа врага; феномен участия женщин в боевых действиях, - вот далеко не полный перечень проблем, которые впервые в исторической литературе раскрываются на примере всех внешних войн нашей страны в XX веке - от русско-японской до Афганской. Книга основана на редких архивных документах, письмах, дневниках, воспоминаниях участников войн и материалах «устной истории». Она будет интересна не только специалистам, но и всем, кому небезразлична история Отечества. Эта книга - возвращение долга нашим предкам, солдатам и офицерам Русской Армии, незаслуженно забытым героям давних войн. Это - дань уважения и памяти фронтовому поколению Великой Отечественной, моему отцу и его боевым товарищам. Это - дань уважения участникам «малых войн», моим ровесникам и друзьям, воевавшим в Афганистане. Это - боль за тех мальчиков, что проливают сегодня кровь в «горячих точках», и за тех, кому только предстоит пройти через войну…


Приложения

Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов XX века{9}

1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).

2. Участником какой войны вы являетесь?

3. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)

4. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?

5. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?

6. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?

7. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?

8. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?

9. Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)

10. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?

11. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля - смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?

12. Участвовали ли вы в разведке, во взятии „языков“ и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?

13. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.

14. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило?

15. Ваше мнение о союзниках, если они были.

16. Отношения с местным населением.

17. Боевая техника (оружие) - свое и противника: на равных шла борьба или нет? Особенности партизанской войны. Система взаимоотношений „человек и техника“; чем было для вас личное оружие?

18. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили?

19. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.

20. Взаимоотношения солдат и офицеров (рядовых и командиров).

21. Знакомы ли вам понятия „тыловая крыса“, „штабная крыса“, „окопная братва“? Есть ли современные аналоги?

22. Как снабжалась армия (ваше формирование) на войне? Были ли аналоги „наркомовским 100 граммам“, офицерским доппайкам и т. п.?

23. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.

24. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?

25. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели?

26. Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни?

27. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?

28. Женщины на войне. Как относились вы и ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были?

29. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?

30. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?

31. Что такое война - для вас? Знакомо ли вам чувство „фронтовой ностальгии“? Мучают ли вас воспоминания, военные сны?

32. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?

33. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, тогда и теперь.

34. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь?

В результате проведенного автором интервьюирования участников Великой Отечественной и Афганской войн получен интересный и обширный материал, который применим для анализа широкого спектра историко-психологических проблем. Тематически он гораздо шире, чем круг вопросов, рассматриваемых в настоящем исследовании. Поэтому в монографии используются ответы только на часть вопросов обследования, касающихся освещения следующих проблем: феноменов, возникающих в связи с тем, что война является экстремальной ситуацией (вопросы No№ 9, 10); формирования образа врага и отношения к нему (No№ 11, 12, 13, 16); особенностей фронтового быта (No№ 22, 23, 25); веры и атеизма на войне (№ 24); отношения к женщинам в армии (№ 28); выхода из войны и постгравматического синдрома (No№ 30, 31, 32, 34).

Практически все респонденты в ходе опроса дали весьма полезную и очень интересную информацию. Все ответы носили неформальный характер, отличались большим разбросом информативности, детализации фактов, степенью эмоциональности и т. д. Вместе с тем, ответы одних и тех же респондентов на разные вопросы не были равноценны, в ряде случаев ответы на какую-то часть вопроса оказались опущены. Некоторые из респондентов просили, чтобы при использовании материалов интервью оно рассматривалось как анонимное; большинство разрешило указать их имена и основные биографические данные.

Читайте еще:

Наряду с упомянутыми страхами, к одной из наиболее частых причин аноргазмии относится навязчивая концентрация внимания на тех сексуальных ощущениях, от которых ожидается, что они непосредственно предшествуют оргазму. Такие и аналогичные формы полного сомнения в процессе самонаблюдения...

Русский — это не вопрос крови. Русским можно стать. Есть даже такое слово «обрусеть».
Об одном из русских, на этот раз «пуштунской национальности», мне рассказали во время поездки на Донбасс.

Этого воина России зовут Абдулла. Он снайпер, недавно перенес тяжелейшее ранение — лишился обеих ног. Но он не собирается ни сдаваться, ни унывать.

Воин Новороссии

Афганец Абдула: «Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?»

На всех фронтах ЛДНР сегодня - относительное затишье. Война политтехнологически трансформирована в условное перемирие, подморожена, но граница, как всегда, кровоточит. С украинской стороны постоянны провокации, обстрелы, разведывательно-диверсионные вылазки. Пресекая одну из таких вылазок, получил тяжелейшее ранение (лишился ног) известный в республиках боец-разведчик и активист ряда общественных организаций, апологет Красной Империи - СССР-2, мусульманин левых взглядов Рафи Джабар, позывной - «Абдула». Воин афганского происхождения, пуштун по крови, русский по духу. Он, как и все воюющие в Новороссии добровольцы разных национальностей, руководствуется принципом: Россия или исчезновение, Империя или смерть.

«ЗАВТРА». Вопрос первый - традиционный: как и когда для тебя началась эта война?

Абдула. Эта война для меня началась очень давно. В 1985 году по межправительственному соглашению между СССР и Демократической республикой Афганистан в Союз вывезли 4,5 тысячи детей. Каждого из нас целовала у трапа самолёта жена Бабрака Кармаля - председателя Революционного совета нашей республики. У каждого из нас было два паспорта: на человека из бедной, никому не известной семьи и настоящий паспорт. Секретили потому, что почти все мы были из семей военно-политической элиты ДРА.

Отец мой, Абдул Джабар - учитель, активист Народно-демократической партии Афганистана, участник Апрельской революции 1978 года. Его направили в Кундуз, избрали мэром, потом он возглавил провинцию Бадахшан. Там он был зверски убит моджахедами. А троюродный мой дядя - Гульбеддин Хекматияр («Мясник Кабула») был лидером Исламской партии, воевал против советских войск, позже стал премьер-министром, а в 2003 году по инициативе США объявлен «глобальным террористом» и внесён в «чёрный список» ООН.

В Союзе нас воспитывали в специнтернатах под присмотром КГБ и афганской спецслужбы ХАД. Отношение к нам было наилучшее, учили нас основательно, без идеологических ограничений. Историю нашей страны преподавали во всей полноте, включая основы ислама. Ставилась цель воспитать плеяду идейных специалистов: врачей, военных, чиновников, - которые создадут в Афганистане справедливое общество, выведут страну из феодально-архаического тупика. Я очень благодарен русским учителям. Они привили нам любовь к Империи, к тому, что великий - один из наиболее мной почитаемых мыслителей - Константин Леонтьев, назвал «цветущей сложностью».

С первых дней Русской Весны я внимательно следил за всеми событиями. И настал день, когда я понял: здесь может повториться то, что происходило в Афганистане. Война на Донбассе - только начало, прелюдия, а цель тех, кто стравливает народы, ясна: перекинуть войну на территорию России.

Я не хотел такой судьбы для страны, которая стала мне второй Родиной. Ты знаешь, для многих бойцов то, что происходит в Новороссии, - это продолжение войны против нацизма, которую вели их деды и прадеды во время Великой Отечественной, а для меня здесь - продолжение той войны, которая была в Афганистане. Ведь и там, и здесь кровопролитие вызвано одними и теми же внешними силами. Там одни афганцы убивали во славу Аллаха других афганцев, стремившихся к заповеданной Пророком справедливости. Здесь одни русские, считающие себя «европейцами», убивают других, не желающих предавать свою русскость, своё историческое предназначение. Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?

Российскую империю скрепляла монархия - все были подданными и принимали Белого Царя как Защитника от внешнего и внутреннего произвола и, пока монарх выполнял свою функцию - никто в его праве на самодержавную власть не сомневался. Советское общество объединяла идеология и до тех пор, пока идеи равенства и справедливости разделяло большинство, а правящая партия действительно старалась эти идеи воплотить - СССР был несокрушим. Новую Россию ничего не объединяет, кроме личности Владимира Путина и стремления россиян к самосохранению, они на историческом опыте убедились: крах государства (даже такого несовершенного, как теперешнее) - приведёт к уничтожению этносов, объединившихся в этом государстве.

Всем, кто внимательно следит за происходящим в мире - всё уже понятно. В Новороссии - не локальный конфликт, здесь идёт война за физическое выживание народов, связавших свою судьбу с Россией. Сюда ехали и едут в тоске по Русской Империи, без которой не будет на планете ни казахов, ни русских, ни дагестанцев, ни украинцев, ни татар, ни якутов…

«ЗАВТРА». В ту пору было много эмиссаров, которые вербовали мусульман РФ для участия в различных войнах против «неверных». Встречались ли тебе те, кто соблазнился перевранной экстремистскими толкователями идеей джихада и уехал воевать за великий халифат?

Абдула. Прошу обратить внимание: среди арестованных эмиссаров ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ. - Ред.) и других организаций, занимавшихся вербовкой на территории РФ, не было афганцев. Насколько мне известно, ни один из живших в России афганцев не поддался на игиловскую пропаганду и не воюет за халифат ни в Сирии, ни в других местах. Почему? Всё просто: на своей исторической Родине мы уже видели, к чему приводят призывы к чистоте веры. Нас нагло обманули: русские безбожники всё разрушат, запретят изучать Коран, будут растлевать женщин, отберут у всех землю. Тогда мы поверили, а сейчас у нас, афганцев, выработался иммунитет. Нас уже тошнит от всяких спекуляций на темы защиты чистоты веры и халифата.

«ЗАВТРА». У тебя на эти темы были дискуссии с мусульманами других национальностей, коренными россиянами?

Абдула. Да, конечно! С кем только не схватывались - от татар до дагестанцев. Деление чёткое: одни навсегда с русскими и страной, в которой родились, другие - таких меньшинство - считают себя угнетёнными и верят любому бреду эмиссаров. Объясняется это тем, что у них нет опыта обмана и кровавого разочарования, какой есть у нас. Они ещё не видели горя. Не голодали до колик в желудке. Не ютились в лохмотьях, грязные и вшивые, вместе с крысами в Аллахом забытом кишлаке, где мечтают не о кроссовере или смартфоне - о глотке чистой воды. Не работали до кровавых волдырей на ладонях камнетёсом за один доллар в сутки. Они - сытые, хорошо одетые, образованные - хотят романтики, внушают себе, что в России плохо, а в иллюзорном халифате им будет хорошо…

Это вечная проблема неофитов: только начал знакомиться с Кораном - и сразу пламенная устремленность к сокрушению «неверных», фантазии о джихаде; радикализм там, где требуется терпеливое, вдумчивое, длительное постижение. Они не понимают, что Коран - Откровение, необъятное для человеческого восприятия, и можно лишь капля за каплей впитывать кораническую мудрость. Созидать свой внутренний мир и, согласно учению Пророка, обустраивать мир внешний - это тяжело и мучительно, требует реального самоотречения, а пойти убивать и за чьи-то интересы быть убитым - это просто, ума и воли для этого не требуется. Сказано же в Коране: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». Спрашивал я околдованных эмиссарами кандидатов в «шахиды» - разве в России кто-то против вас сражается, закрывает мечети, запрещает хадж? Нет ответа…

«ЗАВТРА». Ты здесь с мая 2014 года, постоянно на передовой. Какой бой для тебя стал знаковым, высвечивающим суть этой войны?

Абдула. Знаковый и самый мне запомнившийся - это бой в аэропорту 26 мая, вскоре после моего приезда. Наша группа (28 добровольцев-чеченцев и я, тогда уже замкомандира) пришла на помощь донецким братикам. Расположились на крыше нового терминала. Смотрю: на крыше старого терминала встаёт в полный рост украинский десантник-снайпер (там была Кировоградская бригада ВДВ). Я тоже встал в полный рост… помню, думал о том, что за человек передо мной, есть ли у него семья, понимает ли он - против кого и за что воюет. И в это время он начал делать круговые движения рукой… Я сначала не понял, в чем дело, а минут через пять прилетели со стороны Авдеевки шесть вертолётов, и стало ясно: он предупреждал нас - прячьтесь!

Вертолёты попёрли в атаку, (никаких ПЗРК у нас тогда в помине не было) и - одновременно с огнём со старого терминала из АГС, пулемётов, СВД, гранатомётов, «зушек» - выработали по нам весь боекомплект. Зрелище было ого-го, ощущения - самые бодрящие! У нас - один погибший и трое раненых. «Вертушки» исчезли, начался длительный бой. Там я понял, что такое реальное мужество и боевое братство, когда все действуют согласованно, в доли секунды ориентируясь, жертвуя собой ради товарищей. Знаковым тот бой я считаю вот почему. В нём участвовали русские и чеченцы, которые когда-то в Чечне сражались друг с другом. Поначалу их отношения были о-очень напряжёнными. Но, как только начался бой, появился первый раненый - всё вмиг изменилось… Люди, которые испытывали взаимную ненависть, - теперь готовы были отдать жизнь, только бы спасти того, кто недавно для них был врагом. Когда русские вытаскивали раненых чеченцев - все ликовали, кричали: «Аллах акбар!» и «Христос воскресе!» Тогда я прочувствовал на своём опыте: боевое братство - это и есть суть Империи, её смысловое ядро.

«ЗАВТРА». Кого из встреченных на этой войне бойцов ты вспоминаешь чаще всего и почему?

Абдула. В 2015 у Ясиноватой я попал к неординарному командиру, позывной - «Крест». Он и сейчас воюет, передовая стала для него домом. Это его бойцы за два дня зашли на «промку» (Авдеевская промзона) и с тех пор дальше никто ни на метр не смог продвинуться. Крест взял меня с собой в разведку. Я думал, что я уже достаточно опытный воин, но, глядя на работу Креста, понял, как много ещё мне нужно учиться. Меня оставили замыкающим, а я не улавливал, когда нужно смотреть за тылом, как при неожиданных перемещениях правильно держать дистанцию, и в какой момент переключиться на сигналы разведчиков и точно по их сигналам действовать. Группа Креста работала виртуозно: согласованность просто телепатическая, чутьё на мины и растяжки - волчье, ориентация - как у летучих мышей, реакция на приближение противника - мгновенная, огонь по врагу - экономный и точный, как в тире. Киношные американские спецназовцы, в сравнении с мастерством Креста, - просто мальчишки, в пейнтбол играющие. Крест мне потом сказал: «Ещё один „косяк“ - и в разведку больше не пойдёшь». Но «косяков» больше не было, я сделал выводы. Крест научил меня главному - умению правильно оценивать обстановку на поле боя, мгновенной мобилизации психической энергии, включению на полную мощь всех нужных в данный момент способностей.

Многому научился и у нашего бойца, фамилия Лазаренко, позывной - «Росс». Он - боль сердца моего. Севастопольский, служил в украинской армии, в 2014 перешёл на нашу сторону, разведчик в четвёртом поколении, его дед - основатель «Каскада». Погиб он в аэропорту, в ситуации, о которой я не могу пока рассказывать. В последние перед смертью мгновения он, страшно раненый, невероятным усилием сделал своё лицо умиротворённым, почти радостным. Никогда больше не видел я такого преображения… Росс, христианин, хорошо знал историю Ислама. Помню, на чей-то вопрос, не боится ли он смерти, улыбнулся, ответил хадисом: «Место в Раю, маленькое как ресница, лучше, чем весь этот мир и всё, что находится в нём».

Он был - Воин. Настоящий. Некоторые за всю жизнь не совершат столько, сколько он успел на этой войне. Один только пример приведу, и всё будет ясно. В мае 2014 года во время боёв за Карловку появился у нацистов батальона «Донбасс» снайпер-профи. Многих наших убил, урод… А у нас из профессионалов были тогда только два экс-"альфовца" без реального опыта антиснайперской борьбы и - Росс. Он вычислил лёжку снайпера, бухнул туда «Вог», продырявив шифер, а в дыру ещё закинул «Вог».

Я благодарю Бога за то, что встретился с такими людьми, как Крест и Росс, воевать вместе с ними - великая честь. Я счастливый человек, у меня много таких братьев, настоящих Воинов.

Геннадий Дубовой

P.S. Выпуск донецкого канала, где рассказывается об Абдулле.

24.05.2016 ИНТЕРВЬЮ С ВОИНАМИ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМИ СЕЛА Яковцево

Яковцевская библиотека

ИНТЕРВЬЮ С ВОИНАМИ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМИ

СЕЛА Яковцево (СКАЧАТЬ)

Они пришли с войны

Наши земляки:

Калашников

Виктор Николаевич;

Чежидов

Александр Вячеславович;

Царегородцев

Сергей Васильевич.

Из пламени Афганистана

Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется, но ни обнародование политических, стратегических и тактических наших ошибок в этой необъявленной войне, ни выявление конкретных виновников, не избавят от горя матерей и вдов, не излечат инвалидов, не затянут душевных ран многих молодых людей. Это значит, что правда об этой войне, какой бы она ни была для нас горькой, должна быть известна народу. Это объективные, правдивые рассказы о людях, об их героизме и мужестве, об их трагических судьбах.

Они пришли с войны,

Похожие на вас.

Они пришли с войны,

Не пробил смертный час…

Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие, они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на афганской земле не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, на старости лет, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.

Возвратившись с войны, «афганцы» входили в мирную жизнью. Они внесли в нашу жизнь какую-то неповторимую тревожную ноту. Они принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине, познанную вдали от нее и доставшуюся им такой дорогой ценой. Они в какой-то мере вернули нам высокие понятия патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.

Вот и все… Мы сегодня уходим домой,

В край снегов, край рябин и стремительных сосен.

Здесь, в афганских горах, каждый камень чужой,

Пусть останется все за далекой межой,

За собой мы не знаем вины и прощенья не просим.

Проходит время,

и мы переводим его в годы,

а ушедшие годы – в вечность.

тем все больше понимаешь подвиг –

подвиг молодых ребят далеких 80-х.

Калашников Виктор Николаевич

Их поколение мы называем «мирным. Восемнадцатилетним юношей он попал в горнило войны.

Виктор родился в деревне Караваево в 1968 году, окончил 10 классов в с. Яковцево. Учился хорошо, мечтал поступить в институт на автодорожный факультет.По направлению от военкомата выучился на водителя, вскоре ушел в армию. Сначала прослужил пять месяцев в «учебке» в Батуми, потом попал в Афганистан, в провинцию Шиндант. 9 месяцев Виктор Николаевич был водителем на машине «Урал» в Кандагаре, возил снаряды. Как он сам вспоминает: «Участвовал в шестнадцати боевых операциях». Технику ремонтировали, чинили – и опять на боевые операции. Был в разведбате, ходил в засады. Границ между Ираном, Пакистаном и Афганистаном нет. Погибло много товарищей, взвод был из 18 человек, погибло 8. Сам получил осколочное ранение в голову, пролежал в госпитале 1,5 месяца».

Виктор Николаевич рассказывал эпизод из госпитальной жизни: «Прибежала медсестричка, в соседней палате у раненого майора остановилось сердце, я не растерялся, напрямую подключил ему кислородный баллон, … сердце заработало, опять остановка! Делал искусственное дыхание. Тут подоспела и медицинская помощь. Майора спасли. Мне он за это подарил наручные часы с гравировкой и сказал: «Гарантия – 32 года!». Жалко, что не сохранились.

Очень удивляло, что у них там феодальный строй, как в XIV веке, пахали деревянной сохой, но в ушах - наушники от плеера. Днем – «друзья», а ночью – враги».

Реактивный полк, в котором служил Виктор Николаевич, возил снаряды. Снаряд вместе с ящиком весил 100 кг.и «улетал» за 13 секунд. Снаряды сгружали и разгружали сами водители, помогая друг другу. Техника была новая, запчастей много, ремонтировали тоже вместе. По словам бывшего воина – интернационалиста, боевое братство – очень крепкое.Их взвод был многонациональный. 10 национальностей: узбек, литовец, молдаванин, эстонец, украинец…, жили очень дружно, национальность значения не имела. Выручали друг друга, как в одной семье. Сейчас, к сожалению, многие из них живут за границей, поэтому встретиться очень трудно.

Тот, кто побывал в Афганистане,

Вспоминать о нем не перестанет,

Не забудет дружбы боевой…

Прошло много лет, но события Афганской войны в памяти воина не потускнели. От своих сверстников бывшие солдаты отличались не только таинственным загаром обветренных лиц, не только ранней сединой,но еще не потускневшим блеском боевых наград.

Часто уезжали на боевые задания на 3 месяца, уезжали очень далеко: «…бывало выезжали в рейд в 4 утра, часов семнадцать ехали, бывало и задремлешь, но спать нельзя, дорога из бетонных плит напоминала стиральную доску, так была изуродована минами. Ехали без света, на фарах – светомаскировка, дистанция до машин – 2 метра. Постоянно обстреливали. Если вставали на ночь, выкапывали окоп, спали не больше 4 часов и ехали дальше».

Ползет колонна между скал.

За поворотом – поворот,

За перевалом – перевал.

Здесь не Европа, а Восток

И в моде минная война.

Не угадаешь, где рванет,

Под кем сработает запал…

Эти стихотворные строки полностью передают воспоминания бывшего солдата: «…Запомнился последний рейд перед выходом из Афганистана. Это было в провинции Чакчаран. Очень крутые длинные перевалы, мотор у машины еле работал. Справа – пропасть, слева – скала. Скалы очень часто минировали душманы.

Здесь склоны, как колонны, -

Попробуй поднимись!

Здесь пропасти бездонны –

Смотри-ка, не сорвись!

Поехали снимать «точку». У «духов» наш парень, перебежчик, был начальником артиллерии. К русским солдатам он относился очень жестко. «Точку» сняли, поставили других солдат, отъехали 5 км.,а их всех убили. Еще вспоминается случай: «Ехал по Кандагару, доехал до полка, смотрю, у машины пробита боковая форточка, снайпер поработал. Если бы со мной ехал офицер, его бы убило. За них снайперам платили больше, а я – рядовой, на мне много не заработаешь…». Этот случай произошел за 5 дней до увольнения. Выручали, конечно, письма. Писали из дома, писала любимая девушка, в дальнейшем ставшая женой. О службе писать было нельзя, но все новости с Родины я знал.

В 1988 году вернулся домой, мирная жизнь ошеломила – другая жизнь. Долгое время, когда уже работал водителем на машине в колхозе, не мог привыкнуть: все вертел головой, боясь снайпера, ехал осторожно, боясь подорваться, сказывалась военная жизнь. Как вспоминает Виктор«Даже во сне, бывает, приснится, что еду по «бетонке».

Тем повезло, те разминулись

Фугасом, выстрелом в упор…

Но в глубине российских улиц

Встает мираж афганских гор.

Виктор женился, продолжает работать водителем в колхозе по настоящее время. Сын окончил школу с серебряной медалью, институт…

Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на афганской земле не исключение. Она еще долго будет напоминать о себе – пока живы матери, на старости лет потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Пройдут годы, у «афганцев» вырастут дети, которые будут знать о войне, на которой тем довелось побывать.

Ежегодно 15 февраля воины-интернационалисты района собираются на встречу. Они вспоминают своих боевых товарищей, солдатское братство.

С их помощью собрали деньги на возведение памятника воинам-интернационалистам в районном центре. Они сами участвовали в строительных работах.

«Время выбрало нас, закружило в афганской метели, нас позвали друзья в грозный час, мы особую форму надели…» - эти слова относятся ко всем воинам, выполнившим свой воинский долг.

И вот вернулись мальчики.

Поседели.

У сердца – боевые ордена.

И шрамы – как отметины на теле.

И в душах – не кончается война.

Царегородцев Сергей Васильевич

Рос он шустрым и умным мальчиком. Главной чертой его характера была общительность, умение находить общий язык с разными людьми. Окончив школу, в 1981 году он поступил в сельскохозяйственный институт на инженера – механика. Проучившись три года, по семейным обстоятельствам был вынужден взять академический отпуск. В 1984 году получил повестку в военкомат.


Курс молодого бойца проходил в Курске, затем три месяца в городе Термес (Узбекистан). Уже тогда было ясно, где предстоит служить в дальнейшем. Напротив была афганская граница…

«Учебка научила многому. Взвод выводили в степь, давали сухой паек, воду и оставляли на сутки лежать (привыкать) – так вырабатывали выносливость. Кто не выдерживал, тех отправляли в часть. Вскоре получил воинскую специальность – артиллерист Д-30».

На вертушках забросили в провинцию Кундус. Их из Вачи было 5 человек. Армейское братство сохранилось и после возвращения домой.

Что ни говори, а мы с тобой, товарищ,

Пороху понюхали тогда.

Сквозь огонь боев и дым пожарищ

Нас вела заветная звезда.

Что ни говори, а мы умеем верить

В дружбу, закаленную в огне,

И без слез оплакивать потери,

Что ж… на войне, как на войне.

«В армии был старшиной, 5 машин САУ (самоходная установка)сопровождали колонны по всему Афгану. Очень часто обстреливали. Подрывали первую и последнюю машины, и начинали бой… Часто минировали дороги и скалы».

Со слезами вспоминает бывший воин погибших товарищей. У него у самого 2 контузии. Два раза лежал в госпитале. В САУ жили по 6 месяцев, ходили на Саланг, сопровождали колонну. «Страшно было. Не видишь, куда строчишь, ползешь по-пластунски, не понимаешь, кто строчит. Это, конечно, все было вначале. Потом ориентировались уже по малейшему движению и шороху. Ходили в горы, «вызов давали», 4 человека добровольцев, корректировщиков, чтобы вызвать огонь на себя. Так обнаруживали «духов». И всегда в кармане были 2 лимонки, на всякий случай».

За хорошую службу Сергею было присвоено звание - старшина. В его подчинении было 40 рядовых. Своих солдат любил и берег.

Добро соседствует со злом,

А ты давно уже забыл, что именуется добром.

Пыль со скулы смывает пот,

В глазах - багровый карнавал.

Вот, прогудев над головой,

Вертушки в сторону ушли.

И перестроился конвой.

В 1986 году демобилизовался. К мирной жизни привыкать было тяжело. Сказывались контузии. Восстановился в институте, но так и не окончил его. Вскоре женился. Супруга работает учителем, растят сына.

Будут сниться мне афганские дороги,

Боевые броневые корабли

И безмолвные, бессмертные, как боги,

Пехотинцы в гепатитовой пыли.

Слышу я, как сердце друга бьется рядом,

Мы идем плечо к плечу, судьба к судьбе…

Чежидов Александр Вячеславович

Текла обычная мирная жизнь. Александр жил в деревне Высоково. После окончания школы учился в городе Павлово в автошколе. Работал механизатором в колхозе села Чулково. В 1986 году получил повестку из военкомата, ушел в армию. Сначала была «учебка» в Батуми, где солдатам уже сообщили, что впереди их ждет Афганистан. Учеба была напряженная, марши колонной по 100-150 км. Место дислокации – провинция Газни. Александр был водителем на ГАЗ-66, на БТР, на ЗИЛе. В медроте возил раненых и убитых. Раненых – в санчасть, убитых – в аэропорт. В санчасти на специально оборудованной машине ГАЗ-66, обязательно с охраной, а то обстреляют, вместе с военным врачом, выезжали по вызову за ранеными. С боевых операций, с подрывов, обстрелов, возили раненых бойцов. Легкораненых доставляли в местную санчасть, для тяжелораненых по рации вызывали «вертушку».

В пути засады нас подстерегали,

В ущельях, так удобных для засад,

Мы шли с огнем, все преодолевая,

Не оставляя на пути преград.

Бывший воин вспоминает: «Война эта в основном была минная. Вначале службы было непривычно от мирной жизни вливаться в войну, привыкать к обстрелам, пустыням, поискам, верблюжьей колючке. Обстреливали отовсюду, из кишлаков, из колодцев… Но после того, как кишлаки после обстрелов разрушали «градом», эти обстрелы прекратились. Жили в палатках, температура на улице была 50-60 градусов. Со временем привык. Территория полка была обнесена колючей проволокой и вокруг заминирована. На высоких точках стояла охрана. На дежурной машине выезжали в любое время суток. Дорога - в основном бетонка – вся подорвана. Мин на дороге было очень много. Машины поодиночке не выезжали, только колонной, так как было очень опасно. Ехали «след в след» со скоростью 20-30 км.в час.

Из Павловской школы все 30 человек попали в один полк. С земляками часто вспоминали дом, родных, общих знакомых. Помогали письма из дома. Любимая девушка дождалась и в дальнейшем стала женой. О смерти как-то не думалось, хоть и страшно было, но привыкали…»

Все – от шофера до спецназа –

За далью призрачных дорог

Всегда следили в оба глаза,

А смерть смотрела в потолок.

«Наш полк был многонациональным. Служили и узбеки, и украинцы, казахи, русские…» За время службы был награжден медалью «За боевые заслуги». На Кандагаре стояли в охране. Охраняли армейскую колонну, растянутую на 150 км. Шли 1500-2000 машин, везли продукты, медикаменты, военную технику. Голова колонны уже далеко, а хвост – еще в Кабуле. Без охраны было нельзя, сам был в такой охране три раза, стояли по три месяца. Вспоминает операцию «Магистраль»: «Охраняли от духов колонну афганской армии через перевал, чтобы дорогу не минировали и не обстреливали».

Разные по возрастам и званьям,

Где-то в Кандагаре или Герате

Раненая молодость прошла,

И Отчизна, что сказала: «Надо!

Вам побыть в пороховом дыму», -

На героев смотрит виновато

И еще не знает, почему…

Демобилизовался Александр 5 мая 1988 года. Их полк вывели из Афганистана в Душанбе.

Выводим всех. Прощания минута.

И радость, не сдержал слезу комбат…

По возвращению домой работал водителем на ЗИЛе-133. Женился, дали квартиру. Вырастили двоих детей. В мирной жизни о войне старается не вспоминать.

Интервью воина-"афганца" Олега Кондратьевича Красноперова. Вопросы задает Дмитрий Зыкин.

Кем Вы были на войне?

Я служил во взводе связи первого батальона 357 полка. В Афганистане находился с 1983 по 1985 год. Но сначала полгода провел в «учебке» в Фергане, где нас готовили к боевым действиям. Считаю, что подготовили нас отлично: укрепляли физически, проводили тактические занятия, учили работать с техникой и т.д. А когда узнал, что поеду на войну, было такое, несколько азартное отношение. Даже ощутил кайф! Не забывайте, что мы тогда были молодыми парнями и рвались в бой. Серьезность пришла позже.

- Ваши первые впечатления от Афганистана?

Кабул показался мне серым и грязным городом. Это не СССР, не родной дом, и чужая земля приняла нас как-то не очень. А дальше все пошло обыденно: утром подъем, зарядка и проч.

Как Вы из мирного человека превращались в бойца?

Вы знаете, я до войны думал, что пули свистят, а они на самом деле шуршат. Звук совсем не такой, как это показано в кино. Причем на первых порах страха я не чувствовал, потому что просто не осознавал опасности. Но потом, когда возвратился с задания и начал думать о том, что произошло, то стало жутковато. Я же видел, как ранило товарища, и хочешь - не хочешь, а прокручиваешь в голове, что такое могло случиться и со мной.

Но долго о страхе думать не приходилось. Мы были загружены физическими занятиями, политической подготовкой и так далее. И, кстати, я до того свыкся с новой жизнью, что по возвращении домой в СССР меня тянуло назад в Афганистан.

Самый тяжелый момент службы можете назвать?

Да. Помню, мы сопровождали колонну и попали в засаду. Мне надо было связь поддерживать и от огня скрываться. Я говорю товарищу: «Прячься за броню, ложись за башню!» Мы уже вырывались из засады, почти выехали, и тут издалека, на излете пришла к нему пуля и попала точно в сердце… Вот это мне было тяжело пережить.

А было ли что-то веселое на войне?

Да, и еще какое! Я даже сейчас смеюсь, вспоминая, как ловил дикого козла. Мы ушли в горы, взяв с собой сухой паек, и обычно, когда паек подходил к концу, нам с вертолетов сбрасывали провиант. Но в тот раз «духи» заняли высоты рядом с нами и не подпускали наши «вертушки». Время идет, мы уже есть хотим, а тут вижу – стадо козлов. Я за одним урвался и начал его ловить. А он от меня уходит, причем движется как раз в сторону «духов».

Пристрелить его я не мог, потому что тогда вызвал бы огонь противника на себя. Крадусь, значит, за козлом, он все ближе и ближе к позиции душманов, и меня уже снизу по рации предупреждают, что «духи» за мной наблюдают. Но тут я его все же схватил, закинул на спину и давай с ним бежать к своим. Приволок я его, развели огонь, но так, чтобы его не заметил противник: пламя сверху накрыли палаткой. Командир взвода разделал козла, устроили шашлык на шомполах и стали есть. Мясо горькое! Соли нет. В общем, до сих пор козлятину терпеть не могу.

Кстати, а что входило в паек?

Пайков было несколько разных видов. Существовало пять эталонов, и все отличные. Первый эталон и вовсе включал в себя так много еды, что суточной нормы могло хватить на неделю. Кормили кашами, галетами, сосисочным фаршем, «завтраком туриста», паштетом, шоколадом. Пили фруктовый сок и чай.

Самая дорогая для вас награда?

Я участвовал в разных заданиях. Например, авиа- и артиллерийские наводчики отправлялись на высоту. Мы их прикрывали, и я обеспечивал связь. Приходилось и стрелять. Кстати, советское оружие – самое лучшее.

А самая памятная награда – это медаль «За отвагу». В тот день пуля пробила аккумуляторы в рации, антенну тоже подрезало, но меня учили, что делать в таких случаях. Батареи быстро заткнул подручными средствами, чтобы кислота полностью не вытекла, и я продолжил поддерживать связь с командованием, которое координировало движение нашего отряда десантников. «Духи» шли за нами, а по рации мне передавали, как правильно уйти от них. Моя задача в том и заключалась, чтобы обеспечить связь и вывести людей. Вот за это меня и наградили.

Уровень очень высокий. Я часто вспоминаю капитана Сергея Ильича Капустина. Это потомственный офицер, еще его дед служил в армии при царе. Сергей - отличный командир, он за солдата душу отдаст. Рядовые тоже показали себя настоящими, твердыми воинами. Мы понимали, что защищаем южные рубежи СССР и исполняем интернациональный долг. Мы знали, за что воюем. Сейчас всякое рассказывают про ту войну, но я говорю, как есть, как реально думали те, кто служил. Кстати, приезжал к нам и тогдашний министр обороны СССР Сергей Леонидович Соколов. В быту он держался, как простой человек.

Как складывались межнациональные отношения в советской армии?

Никаких проблем не было. Вместе нормально служили русские, белорусы, узбека Сержемана мы звали Сергеем. Он, кстати, был отличным переводчиком. Я лично дружу с татарином-«афганцем», Родионом Шайжановым (интервью с ним опубликовано - Прим. Ред.). Между прочим, никакого издевательства «дедов» над молодыми не было. Относились друг к другу как к товарищам.

Как относились к вам местные жители?

Дети везде одинаковы. Побегают к нам, мы им даем галеты, сгущенку, сахар. Они знали слово «дай», и, подходя к нам, говорили: «дай-дай-дай». А взрослые вели себя настороженно, напряженно. Вообще там царил феодальный строй, люди обрабатывали землю мотыгой, хотя тут же рядом мог лежать и японский приемник Panasonic. На что они его покупали, даже не представляю. Не за наркотики, это точно. Наркотой там занимались другие, мы их называли «караванщиками». А остальные в основном возделывали пшеницу, торговали пшеницей, а также чаем.

Что скажете о противнике?

Экипирован он был даже получше нашего. Удобные спальные мешки, ботинки, камуфляж – все американское. Поставки «духам» шли через Пакистан. Что касается боевых качеств, то были там и хорошо обученные в Пакистане душманы, но в основном – это обычные крестьяне, и нельзя их назвать матерыми воинами. Вооружены они были китайскими «Калашами», английскими винтовками «Бур», а в крупных группировках встречались и минометы, и легкая артиллерия. Они вели, по сути, партизанскую войну, и я ни разу не видел, чтобы у них были танки или боевые машины пехоты.

Как сложилась Ваша жизнь после войны?

У меня все нормально. Знаете, люди часто жалуются на то, что у них то работы нет, то приняли их как-то не так, то еще что-то. Но я считаю иначе. Кто хочет работать, тот работает, кто хочет пить, тот всегда найдет бутылку. И я не согласен с теми «афганцами», которые стали обвинять власть в своих проблемах.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

«Я до того свыкся с новой жизнью, что по возвращении домой в СССР меня тянуло назад в Афганистан»

Сегодня в нашем «афганском» цикле мы публикуем интервью Олега Кондратьевича Красноперова ..

- Кем Вы были на войне?

Я служил во взводе связи первого батальона 357 полка. В Афганистане находился с 1983 по 1985 год. Но сначала полгода провел в «учебке» в Фергане, где нас готовили к боевым действиям. Считаю, что подготовили нас отлично: укрепляли физически, проводили тактические занятия, учили работать с техникой и т.д. А когда узнал, что поеду на войну, было такое, несколько азартное отношение. Даже ощутил кайф! Не забывайте, что мы тогда были молодыми парнями и рвались в бой. Серьезность пришла позже.

- Ваши первые впечатления от Афганистана?

Кабул показался мне серым и грязным городом. Это не СССР, не родной дом, и чужая земля приняла нас как-то не очень. А дальше все пошло обыденно: утром подъем, зарядка и проч.

- Как Вы из мирного человека превращались в бойца?

Вы знаете, я до войны думал, что пули свистят, а они на самом деле шуршат. Звук совсем не такой, как это показано в кино. Причем на первых порах страха я не чувствовал, потому что просто не осознавал опасности. Но потом, когда возвратился с задания и начал думать о том, что произошло, то стало жутковато. Я же видел, как ранило товарища, и хочешь - не хочешь, а прокручиваешь в голове, что такое могло случиться и со мной.

Но долго о страхе думать не приходилось. Мы были загружены физическими занятиями, политической подготовкой и так далее. И, кстати, я до того свыкся с новой жизнью, что по возвращении домой в СССР меня тянуло назад в Афганистан.

- Самый тяжелый момент службы можете назвать?

Да. Помню, мы сопровождали колонну и попали в засаду. Мне надо было связь поддерживать и от огня скрываться. Я говорю товарищу: «Прячься за броню, ложись за башню!» Мы уже вырывались из засады, почти выехали, и тут издалека, на излете пришла к нему пуля и попала точно в сердце… Вот это мне было тяжело пережить.

- А было ли что-то веселое на войне?

Да, и еще какое! Я даже сейчас смеюсь, вспоминая, как ловил дикого козла. Мы ушли в горы, взяв с собой сухой паек, и обычно, когда паек подходил к концу, нам с вертолетов сбрасывали провиант. Но в тот раз «духи» заняли высоты рядом с нами и не подпускали наши «вертушки». Время идет, мы уже есть хотим, а тут вижу - стадо козлов. Я за одним урвался и начал его ловить. А он от меня уходит, причем движется как раз в сторону «духов».

Пристрелить его я не мог, потому что тогда вызвал бы огонь противника на себя. Крадусь, значит, за козлом, он все ближе и ближе к позиции душманов, и меня уже снизу по рации предупреждают, что «духи» за мной наблюдают. Но тут я его все же схватил, закинул на спину и давай с ним бежать к своим. Приволок я его, развели огонь, но так, чтобы его не заметил противник: пламя сверху накрыли палаткой. Командир взвода разделал козла, устроили шашлык на шомполах и стали есть. Мясо горькое! Соли нет. В общем, до сих пор козлятину терпеть не могу.

- Кстати, а что входило в паек?

Пайков было несколько разных видов. Существовало пять эталонов, и все отличные. Первый эталон и вовсе включал в себя так много еды, что суточной нормы могло хватить на неделю. Кормили кашами, галетами, сосисочным фаршем, «завтраком туриста», паштетом, шоколадом. Пили фруктовый сок и чай.

- Самая дорогая для вас награда?

Я участвовал в разных заданиях. Например, авиа- и артиллерийские наводчики отправлялись на высоту. Мы их прикрывали, и я обеспечивал связь. Приходилось и стрелять. Кстати, советское оружие - самое лучшее.

А самая памятная награда - это медаль «За отвагу». В тот день пуля пробила аккумуляторы в рации, антенну тоже подрезало, но меня учили, что делать в таких случаях. Батареи быстро заткнул подручными средствами, чтобы кислота полностью не вытекла, и я продолжил поддерживать связь с командованием, которое координировало движение нашего отряда десантников. «Духи» шли за нами, а по рации мне передавали, как правильно уйти от них. Моя задача в том и заключалась, чтобы обеспечить связь и вывести людей. Вот за это меня и наградили.

Уровень очень высокий. Я часто вспоминаю капитана Сергея Ильича Капустина. Это потомственный офицер, еще его дед служил в армии при царе. Сергей - отличный командир, он за солдата душу отдаст. Рядовые тоже показали себя настоящими, твердыми воинами. Мы понимали, что защищаем южные рубежи СССР и исполняем интернациональный долг. Мы знали, за что воюем. Сейчас всякое рассказывают про ту войну, но я говорю, как есть, как реально думали те, кто служил. Кстати, приезжал к нам и тогдашний министр обороны СССР Сергей Леонидович Соколов. В быту он держался, как простой человек.

- Как складывались межнациональные отношения в советской армии?

Никаких проблем не было. Вместе нормально служили русские, белорусы, узбека Сержемана мы звали Сергеем. Он, кстати, был отличным переводчиком. Я лично дружу с татарином-«афганцем», Родионом Шайжановым (интервью с ним опубликовано - Прим. Ред.). Между прочим, никакого издевательства «дедов» над молодыми не было. Относились друг к другу как к товарищам.

- Как относились к вам местные жители?

Дети везде одинаковы. Побегают к нам, мы им даем галеты, сгущенку, сахар. Они знали слово «дай», и, подходя к нам, говорили: «дай-дай-дай». А взрослые вели себя настороженно, напряженно. Вообще там царил феодальный строй, люди обрабатывали землю мотыгой, хотя тут же рядом мог лежать и японский приемник Panasonic. На что они его покупали, даже не представляю. Не за наркотики, это точно. Наркотой там занимались другие, мы их называли «караванщиками». А остальные в основном возделывали пшеницу, торговали пшеницей, а также чаем.

- Что скажете о противнике?

Экипирован он был даже получше нашего. Удобные спальные мешки, ботинки, камуфляж - все американское. Поставки «духам» шли через Пакистан. Что касается боевых качеств, то были там и хорошо обученные в Пакистане душманы, но в основном - это обычные крестьяне, и нельзя их назвать матерыми воинами. Вооружены они были китайскими «Калашами», английскими винтовками «Бур», а в крупных группировках встречались и минометы, и легкая артиллерия. Они вели, по сути, партизанскую войну, и я ни разу не видел, чтобы у них были танки или боевые машины пехоты.

- Как сложилась Ваша жизнь после войны?

У меня все нормально. Знаете, люди часто жалуются на то, что у них то работы нет, то приняли их как-то не так, то еще что-то. Но я считаю иначе. Кто хочет работать, тот работает, кто хочет пить, тот всегда найдет бутылку. И я не согласен с теми «афганцами», которые стали обвинять власть в своих проблемах.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.