Литературно-исторические заметки юного техника. Внутренняя политика Александра I. Сосредоточение русских сил в Корфу

1) «Об обязанных крестьянах»

2) «О вольных хлебопашцах»

3) «Об учреждении IIIотделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»

4) «О введении всеобщей воинской повинности»

А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIXв.?

1) боярство 3) купечество

2) дворянство 4) духовенство (священство)

А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?

1) Священному Синоду 3) Сенату

2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету

А4.Как в XIXв. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?

1) посессионные 3) временнообязанные

2) капиталистые 4) черносотенные

А5.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»

1) Ватерлоо 3) Аустерлиц

2) Тильзит 4) Санкт-Петербург

А6.В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?

1) Смоленской 3) Ливонской

2) Северной 4) Отечественной

А7.В XIXв. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через

1) городские думы 3) губных старост

2) мировых посредников 4) земские комитеты

А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.

2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

А9.По реформе 1861 г. крестьяне получили право

1) перехода в другие сословия

2) избирать и быть избранными в Государственную думу

3) выходить из общины и селиться в хуторах

4) на все земли помещика

А10.Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.

«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».

1) Павел Петрович 3) Николай Павлович

2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич

А11. Что из названного произошло в XIX веке?

1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей

2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права

А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе

2) марксисты 4) народовольцы

А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат

2) Государственная Дума 4) Святейший Синод

А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

1) появлению первых мануфактур

2) появлению первых общероссийских ярмарок

3) уменьшению численности городского населения

4) формированию фабричных центров

А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

1) западниками 3) славянофилами

А16.Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

A) отмена рекрутского набора в армию

Б) ограничение барщины тремя днями в неделю

B) создание губернских и уездных земств

Г) запрещение продавать крестьян без земли

Д) введение института присяжных заседателей

Укажите верный ответ

АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД пожалуйста помогите

Какой из названных указов был подписан императором в 1803 г.?1) «Об обязанных крестьянах»2) «О вольных хлебопашцах»3) «Об учреждении III отделения Собственной Е. И.В. Канцелярии»4) «О введении всеобщей воинской повинности»А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIX в.?1) боярство 3) купечество2) дворянство 4) духовенство (священство)А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?1) Священному Синоду 3) Сенату2) Верховному Тайному совету 4) Государственному советуА4. Как в XIX в. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?1) посессионные 3) временнообязанные2) капиталистые 4) черносотенныеА5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»1) Ватерлоо 3) Аустерлиц2) Тильзит 4) Санкт-ПетербургА6. В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?1) Смоленской 3) Ливонской2) Северной 4) ОтечественнойА7. В XIX в. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через1) городские думы 3) губных старост2) мировых посредников 4) земские комитетыА8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.А9. По реформе 1861 г. крестьяне получили право1) перехода в другие сословия2) избирать и быть избранными в Государственную думу3) выходить из общины и селиться в хуторах4) на все земли помещикаА10. Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».1) Павел Петрович 3) Николай Павлович2) Александр Павлович 4) Александр НиколаевичА11. Что из названного произошло в XIX веке?1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного праваА12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе1) славянофилы 3) декабристы2) марксисты 4) народовольцыА13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат2) Государственная Дума 4) Святейший СинодА14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал1) появлению первых мануфактур2) появлению первых общероссийских ярмарок3) уменьшению численности городского населения4) формированию фабричных центровА15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались1) западниками 3) славянофилами2) социал-демократами 4) декабристамиА16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.A) отмена рекрутского набора в армиюБ) ограничение барщины тремя днями в неделюB) создание губернских и уездных земствГ) запрещение продавать крестьян без землиД) введение института присяжных заседателейУкажите верный ответ1) АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД

Правление Николая 1 продолжалась с 14 декабря 1825 года по февраль 1855 года. У этого императора удивительная судьба, но примечателен факт того, что начало и окончание его правления характеризуются важными политическими событиями в стране. Так приход к власти Николая ознаменовался восстанием декабристов, а гибель императора пришлась на дни обороны Севастополя.

Начало правления

Говоря о личности Николая 1 важно понимать, что этого человека изначально на роль императора России никто не готовил. Это был третий сын Павла 1 (Александр - старший, Константин - средний и Николай - младший). Александр Первый умер 1 декабря 1825 года, не оставив после себя наследника. Поэтому власть по законам того времени приходила к среднему сыну Павла 1 - Константину. И 1 декабря правительство России присягнула ему на верность. В том числе присягу на верность приносил и сам Николай. Проблема заключалась в том, что Константин был женат на женщине не знатного рода, проживал в Польше и не стремился к престолу. Поэтому он передал полномочия на управление Николаю Первому. Тем не менее между этими событиями прошло 2 недели, в ходе которых Россия находилась фактически без власти.

Необходимо отметить основные особенности правления Николая 1, которые были характерны его чертами характера:

  • Военное образование. Известно, что Николай плохо усваивал любые науки кроме военных. Его воспитателями были военные и практически всё его окружение были бывшими военнослужащими. Именно в этом нужно искать истоки того, что Николай 1 говорил "В России каждый должен служить", а также его любовь к мундиру, который он заставлял носить всех без исключения в стране.
  • Восстание декабристов. Первый день власти нового императора ознаменовался крупным восстанием. Это показало основную угрозу, которые несли либеральные идеи для России. Поэтому основной задачей его правления была именно борьба с революцией.
  • Отсутствие связи с западными странами. Если рассматривать историю России, начиная с эпохи Петра Великого, то при дворе всегда говорили на иностранных языках: на голландском, на английском, на французском, на немецком. Николай 1 - это прекратил. Теперь все разговоры велись исключительно на русском языке, люди носили традиционную русскую одежду, шла пропаганда традиционных русских ценностей и традиций.

Во многих учебниках истории говорится о том, что николаевская эпоха характеризуется реакционным правлением. Тем не менее управлять страной в тех условиях было очень сложно, поскольку вся Европа буквально погрязла в революциях, очаг который мог сместиться в сторону России. И с этим нужно было бороться. Второй важный момент - необходимость решение крестьянского вопроса, где сам император выступал за отмену крепостного права.

Изменения внутри страны

Николай 1 был военным человеком, поэтому его правление связано с попытками перенести армейские порядки и обычаи на повседневную жизнь и управление страной.

В армии четкий порядок и субординация. Здесь действуют законы и нет никаких противоречий. Здесь всё четко и понятно: одни приказывают, другие повинуются. И всё это для достижения единой цели. Именно поэтому мне так комфортно среди этих людей.

Николай Первый

Это фраза лучше всего подчеркивает то, в чем император видел в порядок. И именно этот порядок он стремился привнести во все органы государственной власти. Прежде всего в николаевскую эпоху произошло укрепление полицейской и бюрократической власти. По мнению императора это было необходимо для борьбы с революцией.

3 июля 1826 года было создано III отделение, которая выполняла функции высшей полиции. Фактически этот орган следил за порядком в стране. Данный факт интересен тем, что он существенно расширить полномочия обычных полицейских, наделив их практически неограниченной властью. Третье отделение насчитывал порядка 6000 человек, что было огромным количеством на тот момент. Они изучали общественное настроение, наблюдали за иностранными гражданами и организациями в России, собирали статистику, проверяли все частные письма и так далее. На втором этапе правления императора 3 отделение ещё больше расширила свои полномочия, создав сеть агентов для работы за рубежом.

Систематизация законов

Ещё в эпоху Александра в России начались попытки систематизации законов. Это было крайне необходимо, поскольку законов существовало огромное количество, многие из них противоречили друг другу, многие находились только в рукописной версии в архиве, и законы действовали ещё с 1649 года. Поэтому до николаевской эпохи судьи руководствовались больше не буквой закона, а скорее общими порядками и миропониманием. Для решения этой проблемы Николай 1 решил обратиться к Сперанскому, которого наделил полномочиями по систематизации законов Российской Империи.

Сперанский предлагал провести всю работу в три этапа:

  1. Собрать в хронологическом порядке все законы, изданные с 1649 года и до конца правления Александра 1.
  2. Опубликовать свод действующих в настоящее время законов империи. Здесь речь идет не об изменениях в законах, о рассмотрении того, какие из старых законов можно отменить, а какие нет.
  3. Создание нового "Уложения", которое должно было внести изменения в действующее законодательство согласно текущим потребностям государства.

Николай 1 был страшным противником нововведений (исключение только армия). Поэтому он позволил провести первые два этапа, категорически запретил проведение третьего.

Работа комиссии началась в 1828 году, а в 1832 году был издан 15 томный «Свод законов российской империи». Именно кодификация законов при эпохе правления Николая 1 к сыграла огромную роль для становления российского абсолютизма. Фактически страна кардинально не изменилась, но получила реальные структуры по качественному управлению.

Политика в отношении образования и просвещения

Николай полагал, что события 14 декабря 1825 года связаны с системой воспитания, которая была построена при Александре. Поэтому одним из первых распоряжений императора на своём посту случилось 18 августа 1827 года, в котором Николай потребовал пересмотреть уставы всех учебных заведений страны. В результате этого пересмотра поступать в высшие учебные заведения было запрещено любым крестьянам, была отменена философия как наука, усилился надзор за частными учебными заведениями. Контроль за данной работой исполнял Шишков, занимающий должность министра народного просвещения. Николай 1 абсолютно доверять этому человеку, поскольку их основные взгляды сходились. При этом достаточно рассмотреть всего одну фразу Шишкова, чтобы понять какая суть стояла за тогдашней системой образования.

Науки подобны соли. Они полезны и могут доставлять удовольствие только если преподносятся в умеренном количестве. Людей нужно обучать только такой грамоте, которая соответствует их положению в обществе. Образование всех без исключения людей принесет, без сомнения, больше вреда, чем пользы.

А.С. Шишков

Итогом этого этапа правления становится создание 3 типов учебных заведений:

  1. Для низших сословий вводилось одноклассное образование, на базе приходских школ. Людей учили только 4 действиям арифметики (сложение, вычитание, умножение, деление), чтению, письму, законам Божьим.
  2. Для средних сословий (купцы, мещане и так далее) трехклассное обучение. В качестве дополнительных предметов водилось геометрия, география и история.
  3. Для высших сословий вводилось семиклассное образование, получение которого гарантировало право поступления в университеты.

Решение крестьянского вопроса

Николай 1 часто говорил о том, что основная задача его правления это отмена крепостного права. Тем не менее непосредственно решить данную проблему он не смог. Здесь важно понимать, что император сталкивался с собственной элитой, которая была категорически против этого. Вопрос отмены крепостного права был крайне сложным и крайней острым. Достаточно только посмотреть на крестьянские восстания 19 века, чтобы понять, что они происходили буквально каждое десятилетие, причём сила их с каждым разом увеличивалось. Вот, например, что говорил начальник третьего отделения.

Крепостное право это пороховой заряд под зданием Российской Империи.

А.Х. Бенкендорф

Сам Николай Первый тоже понимал всю значимость данной проблемы.

Изменения лучше начать самостоятельно, постепенно, осторожно. Нужно начать хоть с чего-нибудь, поскольку в противном случае, мы дождемся когда изменения пойдут от самого народа.

Николай 1

Для решения крестьянских проблем был создан секретный комитет. Всего в николаевскую эпоху по данному вопросу собиралось 9 секретных комитетов. Наибольшие изменения коснулись исключительно государственных крестьян, причём эти изменения были поверхностными, и незначительными. Главная проблема наделение крестьян собственной землей и правом трудиться на себя решено не было. Всего же за время правления и работы 9 секретных комитетов были решены следующие проблемы крестьян:

  • Крестьян запрещалось продавать
  • Запрещалось разлучать семьи
  • Крестьянам разрешалось покупать недвижимость
  • Запрещалось отправлять стариков в Сибирь

Всего за время правления Николая 1 было принято около 100 указов, которые относились к решению крестьянского вопроса. Именно здесь нужно искать ту базу, которая привела к событиям 1861 года их отмены крепостного права.

Отношения с другими странами

Император Николай 1 свято чтил «Священный союз», договор, подписанный Александром 1, о помощи со стороны России странам, где начались восстания. Россия была европейским жандармом. По сути своей реализация «Священного союза» России ничего не давала. Россияне решали проблемы европейцев и ни с чем возвращались домой. В июле 1830 года российская армия готовилась к походу во Францию, где состоялась революция, но события в Польше сорвали этот поход. В Польше вспыхнуло крупное восстание, которое возглавил Чарторыйский. Николай 1 назначил командующим армией для похода на Польшу графа Паскевича, который в сентябре 1831 года разбил польские войска. Восстание было подавлено, а автономия самой Польши стала практически формальной.

В период с 1826 – 1828 гг. правления Николая Первого Россия была втянута в войну с Ираном. Ее причины заключались в том, что Иран был недоволен миром 1813 когда, когда они потеряли часть своей территории. Поэтому Иран решил воспользоваться восстанием в России, чтобы вернуть утерянное. Война началась для России внезапно, однако, к концу 1826 года российские войска полностью изгнали иранцев со своей территории, а в 1827 году русская армия перешла в наступление. Иран терпел поражение, под угрозой было существование страны. Русская армия расчистила себе путь к Тегерану. В 1828 году Иран предложил мир. Россия получила ханства Нахичеванские и Ереванское. Иран так же обязался выплатить России 20 миллионов рублей. Война для России была успешной, был завоеван выход в Каспийское море.

Едва закончилась война с Ираном, началась война с Турцией. Османская Империя, как и Иран, хотела воспользоваться видимой слабостью России и вернуть себе часть потерянных ранее земель. В результате в 1828 году началась русско-турецкая война. Продлилась она до 2 сентября 1829 года, когда был подписан Адрианопольский мирный договор. Турки потерпели жестокое поражение, которое стоило им их позиций на Балканах. Фактически этой войной император Николай 1 добился дипломатического подчинения Османской империи.

В 1849 году Европа полыхала в революционном огне. Император Николай 1, исполняя союзный дог, в 1849 году отправил армию в Венгрию, где в течение нескольких недель русская армия безоговорочно разбила революционные силы Венгрии и Австрии.

Большое внимание император Николай 1 уделял борьбе с революционерами, памятуя о событиях 1825 года. С этой целью он создал специальную канцелярию, которая подчинялась только императору и вела только деятельность против революционеров. Несмотря на все усилия императора, революционные кружки в России активно развивались.

Завершилось правление Николая 1 в 1855 году, когда Россия была втянута в новую войну, Крымскую, которая завершилась печально для нашего государства. Завершилась эта война уже после смерти Николая, когда страной правил его сын, Александр 2.

20 февраля 1803 г.

Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, .могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываяся входить в другой род жизни.

Находя с одной стороны, что по силе существующих законов, как то, по манифесту 1775 и указу 12 декабря 1801 годов увольнение крестьян и владение уволенным землею в собственность дозволено; а с другой, что утверждение таковое земель в собственность может во многих случаях представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение земледелия и других частей государственного хозяйства: мы считаем справедливым и полезным, как ему графу Румянцеву, так и всем, кто из помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить; а дабы имело оно законную свою силу, находим нужным постановить следующее:

    Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.

    Таковые условия, сделанные помещиком, с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и ненарушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные.

    В случае неустойки той, или другой стороны в сих условиях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыскания по общим узаконениям о контрактах и крепостях, с таковым при том наблюдением, что если крестьянин, или и целое.селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.

    Крестьяне и селения от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

    Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступать в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность. Сие распространяется и на Тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного.

    Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою, и исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят.

    Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне; по владениям же землею разбираются по крепостям, как владельцы недвижимой собственности.

    Как скоро исполнением условий, крестьяне, таковые получают землю в собственность: они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя однакож участков менее 8 десятин; равно имеют они право вновь покупать земли; а потому и переходить из одной губернии в другую; но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.

    Поелику крестьяне таковые имеют недвижимую собственность: то и могут они входить во всякие обязательства; и указы 1761 и 1765 годов, запрещающие крестьянам без дозволения их начальств вступать в условии, на них не простираются.

    В случае, ежели бы крестьяне, отпущаемые помещиком на волю с землею, состояли в казенном или частном залоге: они могут с дозволения казенных мест и с согласием частных кредиторов принимать на себя долг, на имении том лежащий, вносить его в условия; а во взыскании сего долгу, на себя ими принимаемого, поступать с ними, как с помещичьими.

На сем основании Правительствующий Сенат не оставит учинить от себя все нужные распоряжения.

ПСЗ, с 1649 года. Т. XXVII. 1802-1803. СПб., 1830 стр. 462-463, N 20620.


Уже в день восшествия на престол молодой император объявил, что управлять государством он намерен согласно тем принципам, которые воспитала в нем покойная бабушка, . И в официальных бумагах, и в частных беседах он постоянно подчеркивал, что собирается заменить личный произвол во всех сферах государственной жизни на строгую законность, поскольку главным недостатком государственного порядка в империи считал самоуправство тех, кто находится у власти.

Исходя из этих намерений, с самого начала правления взял курс на либеральные реформы и разработку фундаментальных законов. Буквально в течение месяца царствования он разрешил всем, кого уволил его отец, вернуться на службу, снял запрет на ввоз многих товаров, в том числе тех, которые были запрещены жесткой цензурой - нот и книг, а также снова ввел дворянские выборы.

Реформа органов управления

С самого начала молодой император был окружен группой товарищей, которые по его просьбе помогали ему в проведении реформ. Это были В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский. На протяжении 1801 - 1803 гг. этот так называемый «Негласный комитет» разрабатывал проекты преобразований в государстве.

Начать было решено с центрального управления. С весны 1801 г. начал действовать постоянный «Непременный совет», чьей задачей было обсуждение постановлений и государственных дел. В него входили 12 сановников высшего ранга. Позднее, в 1810 г., его преобразовали в Государственный совет, а также пересмотрели структуру: в его составе выделили Общее собрание и четыре департамента - военный, законов, государственной экономии и гражданских и духовных дел. Главой Государственного совета был либо сам император, либо один из его членов, который назначался волей монарха. Совет был совещательным органом, задачей которого была централизация законодательных процедур, обеспечение юридических норм и недопущение противоречий в законах.

В феврале 1802 г. император подписал указ, который объявил Сенат верховным органом управления в России, в руках которого была сосредоточена административная, контролирующая и судебная власть. Однако в нем не были представлены первые сановники империи, и возможности непосредственно связываться с верховной властью у Сената не было, поэтому, даже принимая во внимание расширение полномочий, значение этого органа не возросло.

В начале 1802 г. Александр I провел министерскую реформу, согласно которой коллегии заменялись 8-ю министерствами, которые состояли из министра, его заместителя и канцелярии. Министр ведал делами своего министерства и подотчетен был лично императору. Для того чтобы организовать совместное обсуждение, был учрежден Комитет министров. В 1810 г. М.М.Сперанский подготовил манифест, согласно которому все государственные дела были разделены на 5 главных частей, а также провозглашались новые управления - министерство полиции и Главное управление духовных дел.

Подготовил также проект государственного управления, целью которого была модернизация и европеизация управления через введение буржуазных норм для того, чтобы укрепить самодержавие и сохранить сословный строй, однако высшие сановники не поддержали идеи преобразования. По настоянию императора, тем не менее, органы законодательной и исполнительной власти были реформированы.

Реформа образования


В 1803 г. императорским указом были провозглашены новые принципы системы образования в России: бессословность, бесплатность низших ступеней образования, а также преемственность учебных программ. Система образования находилась в ведении Главного управления училищ. За годы правления императора было основано 5 университетов, которым затем была предоставлена значительная самостоятельность. Также были созданы лицеи - средние учебные заведения.


Проекты решения крестьянского вопроса


Сразу же после восшествия на престол Александр I объявил о намерении прекратить раздачу государственных крестьян. В течение первых девяти лет своего правления он издал указы, разрешавшие государственным крестьянам покупать землю, а также запретившие помещикам ссылать крепостных в Сибирь. В голодные годы помещик был обязан снабжать своих крестьян едой.

С ухудшением экономического положения в государстве, однако, некоторые пункты законов о крестьянстве были пересмотрены: так, в 1810 - 11 гг. было продано более 10 000 казенных крестьян, а в 1822 помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь. Одновременно Аракчеев, Гурьев и Мордвинов разрабатывали проекты освобождения крестьян, которые так и не были реализованы.

Военные поселения


Первый опыт введения таких поселений был в 1810 - 12 гг., массовый же характер это явление приобрело в конце 1815 г. Целью создания военных поселений было освобождение населения от необходимости обеспечивать армию с помощью создания военно-земледельческое сословия, которое бы само себя содержало и комплектовало постоянную армию. Таким образом, предполагалось сохранить численность войск на уровне военного времени. Реформа была встречена в штыки и крестьянами, и казаками: они отреагировали многочисленными бунтами. Упразднены военные поселения были лишь в 1857г.

Итоги


Если в начале правления императора Александра его власть виделась реальной возможностью улучшить жизнь всех сословий империи, то уже к середине многие разочаровались в нем, почти во всеуслышание утверждая, что у правителя просто не хватает духа следовать тем либеральным принципам, о которых он так много и воодушевленно говорит. Многие исследователи склонны считать, что основной причиной неудач реформ Александра I была отнюдь не коррупция и склонность народа к консерватизму, а именно личные качества государя.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.