Некоторые архивные данные о городище хаджи-тархан. Городище "Хаджи-Тархан". Архивные материалы. Производственные сооружения Хаджи Тархана

Хаджи-Тархан или Аждархан (тат. Xacitarxan, Хаgитархан) - средневековый город, располагавшийся на правом берегу Волги, в 12 км. к северу от современной Астрахани, между поселками Новолесное и Стрелецкое.



Первое упоминание о городе относится к 1333 году. Хаджи-Тархан был одним из главных торговых и политических центров Золотой Орды. Тогда же нижневолжские города посетил арабский путешественник, секретарь багдадского халифа Ибн-Батута. Он оставил запись о Хаджи-Тархане как о значительном городе с караван-сараями, базарами, купцами разных национальностей и религии. Судя по описанию Ибн-Батуты, этот город был цветущим торговым центром: "Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани). Тархан значит у них место, изъятое от податей... Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом. Это один из лучших городов с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды... По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но (при этом) тонут и погибают".



О городе писал и венецианский купец Франческо Балдуччи Пегалотти: «город Цитрахань (Астрахань) прежде славился своей обширностью и богатством. Пряности и шёлк доставляли в Тан (Азов) через Цитрахань и потом уже на венецианских галерах привозились в Италию». Вскоре Хаджи-Тархан превратился в «яблоко раздора» политических соперников. После поражения Мамая на Куликовом поле хан Тохтамыш «завоевал удел Хаджи-Черкеса в Астрахани». Недалеко от Астрахани на месте посёлка Комсомольский Красноярского района Тохтамыш основал город Орду-ал-Муаззам - «Высокая ставка». В начале 90-х годов двадцатого века археологи раскопали остатки дворца. Тохтамыш на время объединил разрозненные части Золотой Орды, но его стремления столкнулись с геополитическими амбициями среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлан). «Зимой 1395-1396 гг., оставив царевичей в ставке на Северном Кавказе, сам направлялся к Астрахани. «... Взяв город, Тимур всё, что в нём было живого и неживого (имущества), подвергал грабежу, после чего всех жителей выселили за черту города, а город сожгли» (Из истории походов Тимура).
Городище с тех времен у жителей получило название «Куюк-кала» -«горелый, жареный город». Разрушения были настолько велики, что восстанавливать город на старом месте оказалось невозможным. «Оставив город в развалинах, жители построили город на другом месте - на левом берегу Волги недалеко от нынешней Астрахани» (В.В. Бартольд «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», с.94). С 1396 года Астрахань стала ордой Тимура-Кутлук. Его преемник, хан Шадибек, в 1402 году чеканил здесь монеты под названием «Ени Астрахань» - «Новая Астрахань» (Марков. «Инвентарный каталог монет Эрмитажа», с.94). Новая Астрахань постепенно залечивала раны, нанесенные Тимуром, но вернуться к временам Ибна-Батуты она не смогла. Золотая Орда распадалась на удельные ханства.
Хаджи-Тархан был вновь отстроен и стал столицей Хаджи-Тарханского (Астраханского) ханства в 1459 году. Территория ханства почти совпадала с территорией Хазарского царства: восточная граница шла по правому берегу Волги до современного Волгодонска, западная по Дону, Тереку и берегу Каспия, занимая выгодные природно-хозяйственное и стратегическое положения. Степи, поймы, дельта - исконная колыбель народов края. Ханство унаследовало древние традиции кочевой и осёдлой жизни. «Все кочевали в астраханских степях и возвращались зимовать в Астрахань». Город Астрахань (Хаджи-Тархан) оставался великим татарским торжищем. Его посещали купцы Армении, Персии, Руси, Казани, Крыма и других стран. Изобилие в пределах ханства богатых пастбищ, воды, рыбных мест, соляных озёр обеспечивали потребности астраханцев», - утверждает исследователь. (М.Г.Сафаргалиев. «Распад 3олтотой 0рды», Саранск, 1960г.).



В 1556 году Иван Грозный захватил и сжёг Хаджи-Тархан и подчинил себе всё Астраханское ханство. Поход на Астрахань возглавили стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин, казачий атаман Колупаев и начальник вятчан Писемский. Но ещё до их прибытия, на город успешно напал атаман Л. Филимонов, разогнавший всех жителей, хотя от пленных было известно о прибытии из Крыма в Астрахань 700 татар и 300 янычар с пушками. Вступив в город, стрельцы и казаки укрепили его и отправились к морю, где нашли и уничтожили астраханские суда. Затем они вступили в бой с самим Дервишем-Али. Сначала они одержали победу, но затем с боем отошли в город. Новый поворот событий опять был связан с междоусобицей в Ногайской Орде, закончившейся примирением детей Юсуфа с Измаилом и подчинением их России.


Так завершилось покорение Астрахани. На этот раз ханство ликвидировалось, территория его включалась в состав России. Все население (князья, мурзы, шейхи и "вся чернь Астраханской земли") принесло присягу царю на верность. Воеводы "раздавали острова и пашни по старине и приказали ясак платить по старине, как прежним царям платили, а князи от себя прислали, чтобы их государь в Крым и в ногаи не выдал и в холопстве у себя учинил".




Астраханские дела Ивана Грозного

Союзником Ивана Грозного в «астраханских делах» был глава поволжских ногайцев князь Исмаил. В 1551 году его зимние кочевья «располагались вблизи города верст за десять». В Москве находился бывший астраханский хан, племянник Исмаила Дервиш-Али. В апреле 1554 года Дервиш-Али был отправлен в Астрахань в сопровождении трех полков под командованием воеводы Пронского численностью 3 тысячи, а по подсчету М. Сафаргалиева не менее 10 тысяч. 29 июня войска на судах подошли к Переволоке, границе ханства. Встреча русского войска князя Вяземского с ханскими отрядами произошла возле Черного острова. Отряд хана был разбит. Войска на судах продолжали путь к городу. Дленные, разведчики доложили, что хан Ямгурчей стоит в 5 верстах «на царевом стане» («Ямгурчев городок»). Отряд Вяземского направился к хану, остальное войско двинулось к городу. 2 июля 1554 года Хаджи-Тархан был взят без боя.
«Узнав о взятии города, хан бежал на конях, а цариц с детьми пустил на судах к морю» (И.Зайцев, с. 154) по протоку Царев (Тиек), Чагану к старой Волги к морю в сторону Терека. По летописи «Сказание о взятии Астрахани» царицы и царевны Ямгурчея были пойманы позже казаками и возвращены к Астрахани. В улусы ханства были разосланы письма с гарантиями безопасности. К Пронскому вернулись 3 тысячи знати и с 17000 простых и «черных людей». Дервиш-Али был объявлен ханом, вассальным от Москвы.
Иван IV включил в свой титул «царь Астраханский». С независимостью Астрахани и ханства было покончено, легитимность Дервиш-Али была дипломатической ширмой «усыпления» соседних правителей. На город была наложена дань «в 1000 рублей деньгами, 3000 рыб». Московские рыболовы получили право ловить рыбу без контроля и пошлин на Волге от реки Кизани до Каспия» (И. Зайцев, с. 160).
Между тем свергнутый Ямгурчей не смирился с потерей ханства. Основные русские войска ушли из города. В мае 1555 года П. Тургенев, оставленный в Астрахани, сообщил в Москву о нападении Ямгургея и детей Юсуфа на Астрахань. Дервиш-Али сумел переманить детей Юсуфа на свою сторону, и они разбили Ямгургея. В Астрахань был послан царем Левонтий Мансуров. Крымский хан начал склонять Дервиш-Али против Москвы. Обманутые царем о передаче Астрахани ногаи тоже относились враждебно. В воздухе снова пахло войной. К Астрахани были направлены войска. В сентябре 1556 года отряды казаков Ляпуна «пришли ночью на царя и побили в улусах у него много людей». Очевидно, казаки, минуя город, занялись грабежом. «На утро собрался Дервиш царь с мурзами ногайскими и с крымцы и со всеми астраханцы, и бились с ними до Волги, идучи весь день» (И. Зайцев, с. 170). Эти события происходили в улусе Мочаги (Каспийск). Основные русские силы под командованием Черемисинова и Колупаева заняли город без боя. Воеводы начали укреплять старый город к обороне «как им бесстрашно сидеть, и на Волге казаков и стрельцов расставили и отняли всю волю у Ногай».
На приглашение воевод Дервиш-Али в Астрахань не вернулся, готовил силы напасть на город. Окончательную точку в «астраханских делах» поставил князь Исмаил. Осенью 1556 года он с Юсуфовыми детьми начал военные действия против Дервиша-Али, отбил у него артиллерию, присланную ему из Крыма, и отправил ее в город И. Черемисинову и М. Колупаеву (И.Зайцев, с. 170). Потеряв всех союзников, преследуемые ногаями, Дервиш бежит в Азов и оттуда направляется в паломничество в Мекку.
Воеводы налаживали отношения с населением ханства «черными, улусными людьми, и жителями ханских и бийских земель, велел им «жити по старому у города у Азторохане и дань давати по старине» (Летопись).




Завоевание Астрахани и присоединение к Руси вполне продуманный и поэтапный шаг Москвы после взятия Казани. Астрахань завоевана военными силами, большинство горожан погибло в стычках, коротких битвах, грабежах. Административная и духовная знать города взята в «аманаты» - заложники. В последствии, часть из них погибла, часть крещены и потеряли связь с родиной. После взятия Астрахани «мурзы и черные татары», оставшиеся в городе, были записаны в службу. Они получили название «юртовые», или «домовные», а оставшиеся в степях - «кочевные» (И. Зайцев, с. 175). Потомки их: юртовские татары Приволжского района и ногайцы Красноярского района.
В начале 1557 года Астрахань была в составе России. «Окрестные татары и ногаи зимою этого года кочевали спокойно под самим городом и торговали всю зиму, а из многих земель присылали из Шевказ, из Дербена, из Юргенга о братстве...и на весне хотели торги в Астрахани», - сообщали воеводы в Москву. Население города значительно пополнилось ногайцами из Орды.
Первым воеводой покоренного края был Иван Черемисинов. Главной задачей воевод была: охрана перевозов через Волгу, торгового пути по реке, содержания крепости в боевой готовности. Старая ханская крепость была укреплена валом и тыном, заделана каменой стеной, оснащена боевой защитой. Все ворота на ночь запирались, а ключи отдавались воеводе.
О перенесении города с правого на левый берег нет никаких сведений. Воевода с осени 1556 года до весны 1557 года, использовал Хаджи-Тархан, что на бугре от собора св. Владимира до Больших Исад.
Весной 1557 года воеводами были приняты срочные меры по закладке новой крепости, согласно фортификаций российских крепостей середины XVI века. К лету 1558 года новая крепость была построена, и первым ее посетил представитель английской торговой компании Антони Дженкинсон. «14 июля пройдя мимо старого замка, где была старая Астрахань, которую русский царь завоевал». В 1602 году Астрахань по пути в Персию навестили Какаш и Тектандер, и оставили запись: «Город Астрахань не особенно велик... большей частью постройки все деревянные, за исключением замка, окруженного плохою стеною. Город этот лет тридцать тому назад отбит у турок (татар) и находится в то время не на этом месте, а одной милею дальше». Очевидно, они с кремлевского бугра видели развалины Хаджи-Тархана. Позже при царе Борисе Годунове начато строительство Астраханского кремля. Старый город был разобран на кирпичи стен и башен кремля, сослужив добрую службу своему наследнику, дав младенцу свое имя, украсив кремлевские башни глазурным нарядом. В XVIII веке канал Варвация прорыл остатки старого города, а на бугре стали селиться беглый, «люди без роду и племени», на фундаментах мечетей и дворцов, мавзолеев выросли церкви и монастыри.





По материалам Астраханского краеведческого музея

и исследованиям Равиля Джуманова - историка, члена Союза журналистов РФ

В 12 км выше современной Астрахани, на правом берегу волги, между поселками Стрелецкое и Новолесное находится урочище Шареный Бугор. Оно издавна привлекало к себе внимание местных жителей и ученых обилием находок старинных предметов, кирпича, остатков строений на поверхности земли и в обнажениях обрывов.

Традиционно на это место учеными помещается старая Астрахань, или иначе Хаджи-Тархан. Обосновывают.ту традицию предания, летописи и другие исторические свидетельства. Вот, например, что говорит Е. Карнович об осаде Астрахани, крымскими татарами.

«Когда Касим – паша и Дивлет-Гирей приблизились к Астрахани, то они расположили свой стан недалеко от самого города (т.е. русской Астрахани), на так называемом городище».

«По совету татар турки удержались, и атаку свою претворили в осаду и начали делать городок или шанец на том же месте, где была старая Астрахань».

Но существовала тенденция к удревлению истории Астрахани, а в частности - городища Шареный Бугор. Многие исследователи относили городищ к эпохе Хазарского каганата и помещали на этом месте его легендарную столицу – Итиль (Атель):

«Столицей хазарского царства появляется город, называющийся различно: Атель, Итиль, Этель. Развалины его открыты немного выше нынешней Астрахани, на правом берегу Волги. Интересные сведения о хазарах и их столице находятся у арабских и турецких писателей: ибн -Фадлана, ибн-Хаукаля, Масуди, Эль Идриси, Абул Феды, Хаджи Халфы, Эвлин Эфенди. В сочинениях ибн –Хальледуна и д.р. также находятся описание истоков Волги и ее населения. В 12 или 13 веках появляется название Астрахани, а первое, возможно полное описание ее относится к 1473 году и принадлежит Венецианскому послу Амброзо Контарини. Имя Олеария, писавшего об Астрахани, слишком известно, чтобы говорить о нем».

Создается впечатление, будто к 19 в. люди забыли о Хаджи Тархане. Вот что писала газета «Астраханский справочный листок», №24 за 1869 г.: «Развалины находятся в верстах 10-12 выше от города Астрахани, на правом берегу реки Волги, у самой почти Рыболовной Стрелецкой ватаги. Тут нашёл и именно два города, один над другим. Обрыв Волжского берега, на котором находится замечательная древность, ясно даёт заметить это, при наглядном обозрении. Отсюда вытекает такое заключение: город Атель, известный доныне по одному только названию, и находящийся, как теперь открывается, под верхним городом Баланджаром, который был основан уже впоследствии на пепелище первого…

…В нижнем городе, Атель, я нашёл почти совершенно целый кувшин удивительной сохранности: в нём была земля нугли. Вероятно, он содержал пепел от сожженных человеческих костей, как принято было, при погребении у Хазаров. Там же найдено много других мелких, но замечательных предметов – по их целости, например, чешуи, нисколько не испортившейся, особенно костей, даже останки обуглившегося дерева и, кроме того, целые пласты угля, в значительном количестве (3) находящиеся по протяжению береговому, из чего несомненно следует, что город Атель был сожжен, как свидетельствуют наши краткие исторические указания, упоминающие об его разорении».

Даже петровское общество исследователей Астраханского края поддерживало эту мысль:

«Столицей Хазар был город Итиль, местонахождение которого, по разным литературным источникам, можно отнести к Шареному бугру. Этот город посещали в своё время многие арабские путешественники. Они – то и повествуют о той торговой деятельности Хазар и оригинальном строе их государства, который так интересует нас теперь. К Итилю приплывали с верховьев реки Волги десятки кораблей с товарами, строились по берегу деревянные торговые помещения (5) и сбывали рабов, меха, мечи, медь, шёл бойкий торг девушками-невольницами. Сами Хазары производили белужий клей и вывозили в Персию, Индию и Испанию русские произведения. Русские совершали не однократные воинские набеги на Каспийское море, и Хазары пропускали их иногда, но случалось, что вблизи Итиля Хазары встречали с оружием в руках руссов. И отбирали ими захваченное».

В начале нашего века С.С. Краснозубровский уже как об общеизвестном факте говорит: «При персидском царе Хозрое Великом (532-580) в устье Волги появляется родоначальник современной Астрахани – город Балангиал. От Хозроя же обитатели южного Поволжья получили свое имя – хозар… (4) Скоро евреи из Балангиала переносят сюда свою столицу, ближе к рынкам сбыта своих товаров, город Семендер (нынешний Тарху), но оттуда их вытесняют арабы и хатаны, их основываются в 80-х гг. 7-го столетия на Шареном бугре, положил основание городу Итиль, который впоследствии раскидывается по обоим берегам Волги».

Что же представляла из себя Хазарская держава и ее столица. Вот извлечение и Географического труда арабского историка Эдриси: «Этель есть город хазар и притом их главный город. Он состоит из двух городов, поселенных вдоль по берегу реки, который он дал свое название. Хан живет в городе на западном берегу. Купцы и народ живут в городе на восточном берегу. Длина города Этель почти около трех миль

Хазары суть христиане, мусульмане и язычники; из них ни один не беспокоит другого из-за религии. Река Этель, которая течет: «Из восточной страны выходит из округа Хархир». (2)

«За 1000 лет до нас низовье Волги представляется оживленно торговом и другими международными сношениями, а на Шареном бугре сосредотачивается придворная жизнь.

Итиль разрушен, Святославом в 969 году, и Хазарская держава пала. Но не это делает бугор таким замечательным пунктом для археолога. Древняя татарская Астрахань, раньше присоединенная к России находилась на этом же месте, до перенесения ее на луговую сторону. Название бугра «Шареный» или «Жареный» - позднейшее. В седую древность бугор этот назывался просто «старым городищем». В 60-х годах астраханский губернский землемер и бывший редактор «Астраханского справочного листа» Архипов А.П. посетил Шареный бугор, предоставил очевидное доказательство того, что на бугре погребены остатки двух городов. Следы остатков в береговом обрыве двух городищ были явственны, Архипов тогда решил, несмотря на найденные им в верхнем солее монеты золотоордынской чеканки, что нижний пласт бугра, обнаживший следы древнего города Итиль, а верхний – беленджер, то есть тоже хазарский город.

Но секретарь археологического общества В.Т. Тизингаузен кстати внес поправку к поспешным заключениям А.П. Архипова, уверил, что верхний город «древнейшая Астрахань» (5)

Так сформировался нейтральный вариант – в нижнем слое городища Шареный бугор находится Итиль, а в верхнем слое – Хаджи – Тархан, феноменальный многослойный памятник. Наиболее кратко сформировал эту идею Бирюков в «Истории Астраханского края»: «Астрахань возникла на развалинах древнего хазарского Итиля». (6)

Но скорее желание видеть Итиль на месте Хаджи – Тархана витало над исследователями в прошлом (19 веке) веке, чем археологические данные.

Г. Федоров – Давыдов в работе «Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья» так определил общие особенности градостроительство в золотой орде:

«Золотоордынские города нижнего Поволжья представляют интереснейший исторический феномен. Он возникли на «пустом месте» (нигде не обнаружено подстилающего предмонгольского слоя), там, где не было традиций длительной оседлости, они развивались в быстрые сроки благодаря градостроительной деятельности золотоордынских ханов, поддерживались их политикой и, как только центральная власть стала терять силы, пришли в упадок». (7)

Существует множество легенд насчет основания Астрахани и ее названия:

« В первоначальное образование царства потомков бытовых племен… такая идиллическая легенда: жил некто Аши. Совершив ряд «подвигов», Аши получил от своего главного обладателя свободу и стал называться Аши – Тарханом. И вот этот Аши – Тархан удаляется со своими подданными в низовья Волги, и здесь закладывает свой город и образует свое государство, получающее название по его имени. Династия Аши – Тархана существует долго, создав целое поколение великих и славных ханов, доживающих хана Узбека. Из последующих «славных» ханов хан Джанибек на месте восприятия ханом узбеком магометанства воздвигает каменную крепость и называет ее Гаджи – Тархан (в честь своего ханского достоинства и пребывания у него в гостях великих гаджей). Подданные, разумеется, с великой радостью воспринимают новое название города и царства; но по привычке называют город по – прежнему. Астраханское ханство доживает до ней хана Ямгурчея, тоже «славного» царя, но неудачного. На Ямгурчея тоже нападает воевода «славного» царя Ивана Грозного и астраханское ханство приходит к концу, а оставшийся город Аши – тархан и, по русской особенности смягчать слова, получает название Астрахань». (5)

Имеется и такой вариант, которого придерживается Ф.П. Зыков:

«Асы, народ, издревле обитавший в Прикаспийском крае, промышленный и торговый, по свидетельству Иосифа Барбары, разоренный Батыем, воспользовался настоятельными нуждами Батыя и принял на себя их удовлетворение, обратился к обычному своему занятию – торговле. Но торговля требует и свободы, и покровительства, и первая привилегия – свобода с сословиями ремесленников, промышленников и торговцев, нераздельная, выражающаяся словом Тархан и была присвоена асам. От названия Асов тарханами, то есть привилегированными, свободными, торговыми асами, образовалось сложное слово Ас – Тархан, от двух первообразных: от слова ас – имя народа и слова Тархан, означающего свободного, промышленного, мастерового, торгового. Из этого следует, что первоначально под словом Ас – Тархан разумелись не местность, не город, и даже не деревня, даже не квартал и не улица, а сословие мастеровых, промышленников, торговцев.

При этом новом значении каждое местечко, каждый пункт, на котором обитали торговцы, промышленники и ремесленники, сделался известным под названием Ас’тархан, свободный город, торговое местечко. Под именем Астрахань должно разуметь вольные города и местечки в пределах нынешней Астрахани и части Самарской губернии по реке Волге, все пространство от берегов этой реки до Кавказа, то есть земли, занимаемые отраслью аланов, называвшихся ас, с которыми слиты, были, вероятно, и славяне, составлявшие обитателей княжества Тмутараканского, подобие тому, как некогда слились с днепровскими славянами скандинавские дружины.

Города собственно с именем Астрахань до присоединения низов Волги к России не существовало; под нарицательным словом Астрахань разумелись все вообще города, образовавшиеся в царстве Батыя и ассов, смешавшиеся с руссами и другими вольными племенами.

Разорение Тамерланом Астрахани, о котором говорит отечественная история, не должно разуметь разорением одного местечка или города, но все торговых мест в царстве Батыя существовавших. Почему слова Тамерлана о предании «Батыевой Державы губительному ветру истребления» имеют значения разорения не одного сарая и не одного города Астрахань, но и всех торговых местечек, в царстве Батыя существовавших». (8)

Достаточно оригинальное мнение, но оно не подтверждается никем из историков, даже опровергается анонимной картой 1351 года, на которой в дельте Волги помещается Хаджи – Тархан (в транскрипции Ажи-Тархан), а также данными нумизматики – на многих золотоордынских монетах стоит название места чеканки – Хаджи – Тархан. (9)

Город Хаджи – Тархан (Хаджитархан) возник как торговый центр и 13-14 вв. был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток – Запад. Караваны с восточными товарами прибывали сюда из Сарая и отправлялись дальше по направлениям: на Юг в предкавказские степи и на Запад – в Азак, где их ждали венецианские, генуэзские купцы. То, что Хаджи – Тархан был в это время еще морским портом, можно лишь предполагать, так как источники на этот счет не содержат никакой информации.

Хаджи – Тархан был также и крупным административным центром, одним из крупнейших городов Орды: «Ясное дело, что татарское Поволжье было заселено также, если не гуще, чем теперь, что Татарские города, если не все, то наиболее выдающиеся, как Старый и Новый Сарай, Итиль (Астрахань), не уступали лучшим городам Востока». (4)

М. Рыбушкин так пишет в статье «О начале Астрахани»: «В исходе 13 века на берегах каспийского моря господствует царство Кыпчакское или Золотая Орда, а неподалеку от бывшего Балангиара образуется Астрахань (город Астрахань первоначально находился на нагорной стороне Волги, выше нынешнего на 8 верст, где теперь урочище Шареный бугор. В рукописных замечаниях о старой Астрахани сказано: на западном или нагорном берегу Волги, там, где за несколько перед сим лет добывали селитру, приметны на бугре развалины города, куда до сего времени ходят рыть землю, думая, что здесь некогда находились старые татарские золотые и серебряные монеты, серьги, запястья и прочие вещи) или Цитархань, которая в конце 14 столетия становится столицею царства Астраханского, могущество которого продолжалось до покорения его под державу Российскую.

Тогда как положение нынешнего края астраханского от 4 до 14 столетия, то есть в промежутке тысячелетия, было сомнительно существование города того или другого наименования при устьях Волги зависело от произвола случайных обстоятельств, или от набегов неприятелей, а, может быть и от действия моря, некоторые писатели думали, что царство астраханское в старину именовалось Тмутараканью и более 200 лет находилось под Державою Князей Российских, что продолжалось од времен Батыревых. В это время усиливавшиеся Татары, удержав за собою сие царство, неподалеку от нынешней Астрахани основали свою столицу.

Рычков говорит: «могло статься, что оный город, Тьмутаракань, «некогда перенесен был к устью Волги, где ныне Астрахань и назывался сперва прежним именем от реки Терека, или от старинного города Тарка, по – русски Таракань, чье имя сие впоследствии превращено в Астрахань…

Город Астрахань прежде назывался Хаджи – Тархан или Адяш – Тархан. «Хаджи – Тархан» на арабском языке означает: «Меккский богомолец, даровавший свободу». Один из знатных татар, возвратившийся с богомолья из Мекки в то время, когда народ занимался заложением переносимого с прежнего места на новое города Астрахани (нынешняя Астрахань занимает бугры: Заячий, Киселев, Паробичев, Казачий, Голодный и другие) в память ли благополучного своего прибытия из путешествия, или, может быть по установлению Магомедову, дал свободу одному из рабов своих, что и побудило жителей назвать вновь строенный город Хаджи – Тархан, как и до сего времени называют его татары». (10)

«Татары основали в низовьях Волги свои татарские городки и между ними древнюю Астрахань, которая называлась Хазитарханью, Аштарханью, Аджитарханью, Цитарханью.

В 8 верстах от Астрахани на так называемом Шареном или Жареном бугре сохранились остатки сгоревшего кочевья и осколки битой посуды, угли монеты. Предполагают, что это старая, прежняя Астрахань». (11)

Осёдлое население Золотой Орры начинало к концу XIII в. нач. XIV в. приобретать всё больший вес и значение, хотя хан со своей ставкой продолжал кочевать по левобережью Волги, подчёркивая кочевую основу государства., кочевая аристократия была чрезвычайно сильная, животноводство являлось основой сельского хозяйства, но города приобрели значение торговых, экономических, политических и культурных центров. Расцвет градостроительства приходится на время правления хана Узбека (первая половина 14 века). По всей стране воздвигаются замечательные здания в мусульманском стиле, отстраивается новая столица – Сарай – Ал – Джидид. Растёт и процветает Хаджи-Тархан. Жёсткое правило запрещало строить оборонительные сооружения в золотоордынских городах. Не имел их в о время и Хаджи-Тархан. Только в смутное время «Великой Замятни» в Орде (1359-1379 г.г.) Появляются городские укрепления. Постоянные усобицы, раздиравшие державу, ослабили государство Джучидов, привели к воцарению авантюриста Мамая, бесславному его концу. Только Тохтамыш смог объединить ненадолго сепаратистки настроенных предводителей улусов некогда великой и единой страны. Но походы Тимура в 1395 годах были последним ударом, после которого Золотая Орда уже не смогла оправится и фактически перестала существовать как единое государство. Суровой зимой 1395 г. Решилась судьба Хаджи-Тархана: «Когда Омар-и-Табан, один (12) из слуг Тимура, который согласно приказу занимался управление Хаджи-Тарханом, заметил проявления враждебности со стороны тамошнего старшины Мухаммеди и доложил об этом у подножия высочайшего трона, то Тимур обратил высокое внимание на разрушение Хаджи-Тархана и Сарая, оставил мирзу Мухаммед-Сейф-ал-дина и других эмиров при обозе, а сам отправился в набег. В ту зиму был сильный холод и выпало много снега. Победоносные войска Тимура шли утаптывая снег. Хаджи-Тархан лежит на берегу р. Итиля, и укрепления его проведены, начиная от берега этой реки вплотную к воде так, что обогнув город, опять доходят до реки. Таким образом с одной стороны место укрепления занимает река. Так как зимой там лёд достаточно крепкий, то поверхность воды становится такой же, как поверхность земли, и по берегу реки из кусков льда, вместо кирпича и глины, строят стену, которую ночью поливают водой. Воистину, это прекрасное устройство и поэтому и поэтому, здесь рассказано. Итак, подойдя близко к Хаджи-Тархану, Тимур с немногими людьми из своих приближенных, утром поскакал к Хаджи-Тархану. Правитель тамошний, Мухаммеди, поневоле вышел навстречу и его величество отправил его с Мирзой Пир-Мухаммедом, эмиром Джехан-шахом, эмиром Шейх-нур-ад-дином, Тимур-Хаджа-н-Ак-Бугой и с войском по направлению к Сараю. Тимур вошёл в Хаджи-Тархан и после раскладки денег и получения их, всё что в нём было одушевлённого и неодушевленного имущества, подверглось разграблению. Упомянутый царевич и эмиры переправились через Итиль по льду и, согласно приказанию, отправили Мухаммеди под лёд, где он сделался добычей рыб. Выселив всех жителей Хаджи-Тархана, город зажгли, и Тимур с войском вернулся на зимовье. Вследствие сильного холода и мороза войско Тимура ослабело и упало духом. Большая часть скота погибла. По этому царственное милосердие пожертвовало воинам добычу Хаджи-Тархана и Сарая – хлеб, деньги и прочие виды добычи, которую привезли оттуда и навечно распределили между ними. Некоторые пешие вследствие этого сделались конными».

Хаджи-Тархан смог вырасти даже после такого разорения. Но уже никогда не возродился в прежнем виде. Жизнь теплилась на окраинах, роскошные дворцы в центре зарастали и разрушались.

После распада Большой Орды Ахмата образовалось Астраханское ханство со столицей в Хаджи-Тархане (Астрахани).

«Город это принадлежал трём племянникам нынешнего татарского хана, которые со всем народом своим кочуют на равнинах Черкессии и около Таны, приближаясь иногда во время жаров для прохлады и свежих пажитей к пределам России, а в Цитрахани живут только зимою, а продолжении нескольких месяцев. Самый город, лежащий на берегу Волги, не очень обширен и окружён низкою стеною. Домы же в нём почти все мазанные, хотя кое-где видны ещё свежие остатки больших зданий, разрушенных, вероятно, в недалёком времени. Говорят, что прежде Цитрахань была значительным торговым местом и что сюда привозились все товары, отправляешься из Венеции через Тану». (1)

А вот свидетельство Иосафата Барбаро:

«На востоке от Тюмени, в расстоянии 7 дней пути течёт река Эрдиль, на которой стоит г. Цитрахань. Теперь он совершенно разорён, но прежде славился своею обширностью и богатством. До разрушения его Тамерланом пряные коренья и шёлк, отправляемые ныне ерез Сирию, доставлялись в Тану через Цитрахань, и потом уже на 6 или 7 венецианских галерах перевозились в Италию, ибо в то время на Венециане, ни другие приморские жители не проводили в Сирии никакой торговли».

Понятно, что такое ослабленное государство, каким было в то время Астраханское ханство, быстро было втянуто в сферу интересов молодого растущего Московского государства, и в 1556-58 г.г. произошло присоединение Астраханского ханства к России. Новы русский город был построен не на старом месте, а на бугре Заячьем, на левом берегу Волги. Первый кремль был деревянным, выстроен из местного леса, укреплён земляным валами. Первые укрепления, по словам современников, имели довольно неприглядный вид. Начинала история нового города. А старый город, тем временем, пришёл в запустение.

В течении долгого времени городищем интересовались лишь местные жители, добывавшие там селитру, и лишь с 19 в. начались археологические исследования на бугре.

«Невообразимое множество костей человеческих и костей различных животных, множество обломков различной домашней утвари видны повсюду на береговом обрыве стены, занимающей 200-300 саженей в длину. Найдено так же на поверхности бугра и на самом берегу Волги, под обрывом, в разных местах, много различных древних вещей: стеклянных разноцветных бус и т.п. украшений, а от калмыков приобретены подобные же безделки и, в том числе, серебряная подвеска (3) от серьги странной формы, не встречающейся ныне у туземцев мусульман».

Вот сообщение И.А.Житецкого, действительного члена (13) Петровского Общества исследователей Астраханского края: (17)

Астраханские губернские ведомости.

Шареные или Жареные Бугры (в Астр. уезде)

Версты 2-3 выше Астрахани, на волге, против истока Болды правый берег, до этого пункта совершенно низменный, принимает холмистый или лучше – волнообразный вид. Возвышения и впадины чередуются приблизительно через равные промежутки и постепенно переходят одни в другие, то доходя до уровня воды в реке, то поднимаясь сажень на 4-5 над его поверхностью: словно почва застыла в момент своего волнения. На вершине 1-го из частых холмов – волн находится поселение Калмыцкий Базар, затем не той же волне расположено селение Хохлацкое, за которым следуют один за другим 3 бугра: последних общее название «Шареные» (или «Жареные»?). 1-й бугор от селения Хохлацкого самый низкий, а третий самый высокий между ними. Поверхность 1 и 2 холмов не имеет остатков обитания в прошлом, поверхность же последнего усеяна разной величины холмами и усыпана битой глиняной посудой, кусками изразцов и обожжённых кирпичей. Версты на 2-3 в окружности, если не более. Несомненно, что здесь было когда-то довольно большое поселение. Форма холмов (круглая) и некоторые особенности посуды, изразцов, кирпича даже в деталях напоминают холмы, изразцы и кирпичи и пр., находившиеся в местности около г. Царева, где была когда-то известная столица Золотой Орды - Сараево. Гораздо больше интереса представляют бугры с берега реки. Волга, несколько выше крайнего, 3-го бугра, делает изгиб с юго-востока на юго-запад и потому течение, бьющее здесь постоянно с берега, размывает во время половодья холмы, производит ежегодные обвалы и постепенно из года в год обнажает все новые и новые остатки старины, скрытые в грунте Шареных бугров. Нам пришлось видеть их непосредственно под спад воды, - в половине июля настоящего года, и вот какая картина представилась нам с берега. У подошвы обрыва среднего бугра разбросано множество хорошо сохранившихся черепов и других больших костей человеческого скелета. В самом обрыве, на расстоянии 2-3 сажень от основания и около сажени от поверхности обнажено целый ряд могил, отстоящих одна от одно почти на одинаковом промежутке. Во всех могильниках скелеты обращены ногами на восток. Нам удалось раскопать с вершины грунт над некоторыми могильниками настолько, что можно было рассмотреть поближе, при этом кроме скелетов, не было ничего, - вероятно, покойники клались без всяких украшений и гробов, а только в некоторых погребальных ямах делались небольшие склепы (годные для одного покойника) из необожжённого кирпича или же толстых досок, не сбитых ни металлическими, ни деревянными гвоздями. Интересно здесь то, что могилы из кирпича расположены в самом центре бугра, за ними по спуску идут могилы с деревянными склепами, а по двум сторонам последних – без всяких склепов. Значит, среди населения, чьи покойники здесь погребались существовало уже социальное неравенство и что правящим классом были люди богатые, так как они пользовались привилегией на лучшие места на общественном кладбище и имели достатки выстраивать склепы для своих покойников. Из сказанного видно, что средний бугор представляет собой кладбище, может быть, того населения, которое обитало на соседнем 3-м бугре. В центральной части обрыва этого бугра был обнажён ряд довольно оригинальных кувшиновидных ям, которые заполнены были глиной, песком, золой, костями, обломками посуды. Из мусора одной из таких ям был извлечён неразбитый кувшин, существующей и теперь формы, но сделанный довольно грубо. Своею формой эти обнажения напоминают те каменные ямы, в которых теперь крестьяне Малороссии сберегают картофель и зерновой хлеб, а в старину в таких ямах русские славяне хранили весь свой домашний скарб. У подошвы обрыва 3 бугра разбросано множество битой посуды, кусков обожженных кирпичей, большие обломки цемента и пр. И здесь же в одном месте, ближе к южному началу бугра, где бывает особенно сильный прибой волны, найдены были амии амулет из грубо отделанного сердолика, с отверстием в узкой части и более десяти медных монет неодинаковой величины (достоинство которых я предложу оценить нумизмату), монеты были отысканы на враз все, а сначала около семи монет, затем через час 2 монеты, и часа через 3 – ещё 2. Очевидно, что их вымывали из берегового грунта волны реки, которые в день осмотра были довольно велики. Здесь же нам посчастливилось услышать от татарина из окрестностей предание о разрушении поселения на бугре (3-м), именно, что тут был когда-то город Ямбен-Хан. В одно время кто-то из врагов царя привязал к хвосту кошки тряпку и зажёг её, а на кошку спустил собаку, которая загнала её в город, через что город сгорел совершенно. От Ямбен-Хана остались деньги, несколько бочонков с золотом, которые были зарыты именно в том месте, где теперь были нами монеты. Невольно при этом на память другое предание, слышанное год назад от русских рыбаков. По их словам, здесь на Шаренных буграх, жили когда-то разбойники, которые грабили народ и оставили после себя много спрятанного золота. Как видите, народное воображение, сводящее невольно к материальным удобствам жизни, свело и предание в обоих рассказах к золоту.

В полном собрании учёных путешествий по России, изданном в 1824 г. Говорится:

«Шареный бугор, по-татарски Каюк-Кыла, по-калмыцки, от испорченного татарского слова, Кухяла (сгоревший город) против так называемого длинного острова, в 10 верстах выше Астрахани, есть ничто иное, как развалины, или лучше сказать, следы бывшего татарского города, который по преданию, был местом пребывания хана Янгурчея, а по сказаниям других – местом старой Астрахани, перевезённой отсюда на остров Волги…

Восточная сторона следует непосредственно по берегу реки Волги и частью подмыла, частью обрушена, от чего ближе к реке иногда находят куски кирпичей, синие глазурованные обломки изразцов или глиняной посуды, или части человеческих черепов на самом месте нет даже и следов фундаментов от домов, улиц, сводов и проч., но вся восточная поверхность состоит из мелких рвов и мелких холмов. Западная часть, по которой следует дорога из Астрахани в Царицын, имеет более заваленных рвов. В холмах находят (14) только камни и горшёчные черепки, частью с синим глазуром».

А вот таблиц вещей с «Жареных бугров», находящихся близ Астрахани, представленная в 1892 г. на выставке древностей императорской археологической комиссии на воззрение Государя Императора:

«На таблице помещены: характерные оловянные кружки, встречаемые во всех ордынских городах и найденные также в Средней Азии, обломки зеркала и другие незначительные вещицы, Наиболее интересный предмет – медная стрелка (такие употреблялись в низовьях Волги, по-видимому, и в довольно (15) позднее время), а наиболее старый – крупная тёмно-коричневая буса с чёрными глазками».

Профессиональная археология заинтересовалась Шареными буграми лишь в 19 в. (16)

В заседании Астраханского Петровского Общества 5 июня 1893 г., г. Малиновский читал реферат об археологической экскурсии А.А. Спицына в Астраханский край; содержание доклада было помещено в Астраханском Вестнике (№1136): Императорской Археологической Комиссией командирован был в минувшем мае в Астрахань А.А. Спицын с целью исследования Шареного бугра, считающегося местонахождением древнехазарского города Итиля, а позднее древней татарской Астрахани.

На Шареном бугре г. Спицын пробыл два дня, измерил местность, нанёс её на план и вёл беседы с местными старожилами. Один из последних, ветеринар В.П. Кваченков, между прочим, рассказал, что берег Волги в данной местности (у с. Хохлацкого) с каждым половодьем систематически разрушается, так что в каждые 10 лет он обваливается на 20 саж. (вглубь разреза). По словам старожилов, при обвалах этих обнажаются кувшины старой формы, медные и железные вещи, монеты и т.д.

Наняв 4 работников, г. Спицын произвёл при помощи их раскопки в трёх местах Шареного бугра, глубиною до 2 арш. Найдены были: несколько костяков, множество битого кирпича, посуды, отдельных костей, разных металлических вещей, несколько бронзовых стрел, медных и серебряных монет. Г. Спицын пришёл к заключению, что данная местность полна историко-археологического интереса, почему систематическое её исследование является необходимым. Несомненно, что на Шареном бугре было в древности какое-то поселение (между прочим, в одном разрезе открыты следы правильного кирпичного сооружения, масса пепла, угля, битого камня, черепков). На поверхности земли также усматриваются остатки старины, в особенности же много монет (серебряных и медных монет). Г. Спицыну удалось собрать их до 20 штук. По некоторым внешним признакам, г. Спицын относит эти монеты не ко времени хазаров, а к эпохе владычества татар, но несколько монет (преимущественно серебряных) признаются им за арабские. Вообще следов хазарской культуры г. Спицын не открыл, но высказал предположение, что таковые отыщутся, если постоянно и внмательно будет исследоваться содержимое хотя бы только одних береговых разрезов.

Даже в наши дни, когда строительством разрушена основная часть городища, продолжают поступать сообщения о находках на месте старой Астрахани, возникают новые гипотезы:

«В 1947 г. на Шареном бугре размыт городской некрополь. В обрывах холма прослеживались зольные пятна – это был посёлок, расположенный за пределами города. Землянка – узкий, с покатыми полами вход ведёт в 4-хугольную яму площадью 10 м², вдоль стен – земляные нары, в углу – очаг с дымоходом, проходящим в нарах. Большие столбы поддерживали кровлю. Обнаружено было 2 гончарных горна – это была маленькая деревня гончаров. При сооружении печей учитывался господствующий в Нижнем Поволжье юго-восточный ветер: печи были западнее посёлка и искры относились в степь. Были собраны фрагменты бытовой керамики, что подтвердило сведения о торговых связях золотоордынских городов со Средней Азией, Кавказом и другими странами». (21)

«Имеется версия, что на Шареном бугре располагался Итиль, но археология это отвергла. Возможно на Шареном бугре находились далекие окраины Итиля.

В 1253 г. посол французского короля Вильгельма Рубруквист был в этих метах и утверждал, что на правом берегу Волги имеется бедное поселение из землянок. Но Астрахань выросла из усадьбы феодала-паломника к 1316-18 г.г., а к 14 в. Хаджи-Тархан становится торгово-земледельческим центром с правом чеканки монеты. После разрушения Тамерланом, Астрахань восстановилась и стала столицей Астраханского царства, но была неоднократно разрушена – в 1533 г. черкесами, в 1537г. ногайцами, в 1547 г. – крымским ханом Сагиб-Гиреем».

В настоящее время продолжается выявление границ городища. Поскольку памятник археологии городище Хаджи-Тархан существует в наше время лишь фрагментарно, то главная задача наша – сохранить от разрушения этот бесценный осколок прошлого.

18. 12 А.Михайлов. «Описание медных монет Золотой Орды». // Прибавление к Астраханским губернским ведомостям», 1843 г., №

19. «Астрахань в кармане», 1925 г.


Астрахань — один из 115 исторических городов России. Официальная дата основания города — 1558 год. Но в 13 веке задолго до основания Астрахани на западном берегу Итиля (Волги) существовал золотоордынский город Хаджи-Тархан. Первое упоминание встречается в записках арабского путешественника Мухаммеда Ибн-Батутты, посетившего город вместе с Узбек-ханом Золотой Орды в 1333 году: «Мы отправились в путь с султаном и со ставкой прибыли к городу Хаджитархану … Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира».
Находясь на пересечении торговых караванных путей Запад - Восток и Волжского пути Хаджи-Тархан становится центром транзитной торговли Золотой Орды. Караваны с восточными товарами (специи, шелк) отправлялись отсюда в предкавказские степи и через Дербентский проход в Закавказье и на запад — в Азак, где их ждали венецианские и генуэзские купцы.

После распада Золотой Орды Хаджи-Тархан в 1459 году становится столицей небольшого Астраханского ханства с численностью населения до 20 тыс. человек. Исчезновение мощной Золотой Орды изменило геополитическую обстановку в регионе и обострило борьбу Крымского ханства, Османской империи и Ногайской Орды за транзитный торговый центр на пересечении важных евразийских коммуникаций. Не дремало и Московское государство, заключившее с Астраханским ханством в 1533 году торгово-политический договор о союзе и взаимопомощи. Но приход к власти крымского ставленника заставило Ивана Грозного действовать более энергично. В результате русского похода служилых людей в 1556 году Астраханское ханство было ликвидировано, а его население принесло присягу русскому царю на верность. Нужно отдать должное Ивану Грозному, обладавшему стратегическим мышлением. Слабое государство, пронизанное коррупцией, не может долго контролировать важнейшие геополитические и геоэкономические узлы, что неоднократно в истории демонстрировала судьба Крыма.

После присоединения к Московскому государству Астраханского ханства первоочередной задачей становится укрепления вновь приобретённого южного форпоста. В 1558 году на левом берегу Волги в верховьях дельты закладывается крепость, состоялся чин закладки города Астрахани.

В том году началась 25-летняя Ливонская война на западных границах между Русским царством и Ливонским орденом, включая взятие Нарвы и Дерпта. В Западной Европе в сентябре 1558 года скончался бывший император Карл V Габсбург, самопровозглашённый император Священной Римской империи. Вторая попытка европейской интеграции на основе создания «Всемирной христианской империи» оказалась недолговечной. Средневековый «Европейский Союз» распался во второй раз.

О происхождении названия Астрахани существует несколько легенд. Наиболее распространена версия разноязычной трансформации названия Хаджи-Тархан, в котором «тархан» означает у татар место, освобожденное от податей.

Строительство Астраханской крепости было вызвано необходимостью создания военно-политического форпоста на юго-восточных рубежах Московского государства, где существовала реальная угроза со стороны Крымского ханства - вассала Османской империи. Крепость должна была обеспечить и безопасность для главных торговых ворот в Среднюю Азию, Персию, Индию и на Кавказ.

В течение длительного времени после присоединении Астраханского ханства к Московскому государству Астрахань оставалась единственным городом Поволжья от Казани до Каспийского моря. Другие волжские города-крепости были основаны позже — Самара (1586), Царицын (1589) и Саратов (1590). И лишь в 17 веке появляются на Нижней Волге небольшие городки-крепости (Черный Яр и Красный Яр).

В 1670 году вольнолюбивые астраханцы впустили в город Стеньку Разина и организовали самоуправление. Посланный царский воевода с войском через год подавил восстание.

В 1692 году эпидемия чумы унесла жизнь 10 тыс. горожан из 16 тыс. жителей.

В 1705/06 гг. произошло астраханское восстание стрельцов, солдат, посадских, работных и беглых людей из-за произвола и насилия местной администрации и воеводы, а также введения новых налогов. В результате погромов домов местного начальства и убийства офицеров гарнизона погибло более 300 человек. После начала восстания был создан «казачий круг» (народное собрание), по решению которого отменили чрезмерные налоги, конфисковали имущество местных крупных чиновников, а воеводу казнили.

Чтобы предотвратить распространение восстания Петр I приказал немедленно его подавить с помощью регулярной армии. Что было исполнено под командованием фельдмаршала Шереметьева. Мятежники сдались, а астраханский люд был приведён к присяге на верность царю и отечеству. Активные зачинщики и участники бунта были впоследствии казнены.

В 18 веке начинается интенсивная колонизация Нижней Волги. Указом Петра I от 22 ноября 1717 была образована обширная Астраханская губерния, объединившая значительную часть Поволжья. Астрахань получила статус губернского города. В 1722 году город посетил российский император, приложивший немало усилий к развитию Волго-Каспийского порта.

В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована казачья команда, на основе которой в 1750 году учрежден Астраханский казачий полк, численностью в 500 человек. В 1817 году создано Астраханское казачье войско.

В 1769 утвержден генеральный план Астрахани, получившей регулярную планировку.

***
Геополитическое и геоэкономическое положение Астрахани на перенесении важнейших евразийских торговых путей способствовало созданию здесь важного центра российской внешней торговли. Ежегодно сотни судов с Верхней Волги прибывали в Астрахань за солью и осетрами.

В конце 16 века Московский двор заключает торговые договора с Шемахой и Бухарой. В 17 веке Персидский шах даровал русским торговым людям обширные льготы. В Астрахани образуются гостиные торговые подворья (караван-сараи): бухарское, персидское, индийское, армянское и др. Ведущую роль в астраханской торговле до начала 19 века играли армянские купцы, поставлявшие шелк-сырец из Персии. После падения Крымского ханства Александр Суворов переселил армян из Тавриды в Нахичевань-на-Дону и Астрахань, где образовалась колония в 2 тысячи армян. К началу 19 века среди астраханских предпринимателей получают известность армянские фамилии, в том числе — нефтепромышленники Лионозовы и владельцы рыбных промыслов Агабабовы. Царским указом 1847 года для армян Астрахани было определено самоуправление и судопроизводство.

В 19 веке в городе осуществляется кардинальная реконструкция, возводятся роскошные особняки, банки, торговые заведения в стиле модерн. В 1897 году по данным переписи в городе жили 112,9 тыс. человек, в том числе указывали родным русский язык 86,6 тыс., татарский — 15,4 тыс., армянский — 4 тыс., еврейский — 2,1 тыс. и немецкий — 1,6 тыс. человек.

Советская власть в результате сопротивления казачества установилась с большим трудом в феврале 1918 года. После Октябрьского переворота (революции) 1917 года власть в Астраханской губернии захватили при помощи матросов и солдат-дезертиров большевики, упразднившие Астраханское казачье войско. Новая власть начала осуществлять самочинный передел казачьих и калмыцких земель и собственности, проводить террор и репрессии в отношении гражданского населения. В результате 1200 казаков во главе с атаманом подняли 12 января 1918 года восстание против Советов и попытались вернуть контроль над Астраханью, но потерпели поражение. Атаман был арестован и расстрелян, а оставшиеся в живых казаки ушли на Дон, где сформировали Астраханскую армию (казачий корпус), реорганизованную в последствие в дивизию в составе Кавказской армии Вооруженных сил Юга России. После поражения Белой армии многие казаки и калмыки оказались в эмиграции, а оставшиеся подверглись репрессиям и выселениям.

В 1919 году на подступах к Астрахани шли ожесточенные бои гражданской войны.

С мая 1928 года до января 1934 года Астрахань административно входила в состав сначала в Нижне-Волжскую область, затем в Нижне-Волжский край с центром в городе Саратове, с 1934 года — в Сталинградский край, а затем в Сталинградскую область. С 1943 года Астрахань — административный центр Астраханской области.
В 30-е годы Волжское Понизовье становится важным рыбным цехом страны. Предвоенное десятилетие стало «золотым» для осетрового и икорного промысла. Экспорт чёрной икры в стране рабочих и крестьян стал важным источником получения валюты для индустриализации. Например, в 1929 году из СССР экспортировали 789 тонн чёрной икры на $15 млн., что в ценах 2014 года эквивалентно одному миллиарду долларов.

Модернизируется рыбное хозяйство, появляются первые в стране флотилии сейнеров. Ежегодно в 1931-1936 годы вылавливалось до 2,5 млн. центнеров воблы в год. Введены в строй Астраханский рыбоконсервно-холодильный комбинат, а также Прикаспийский, им. Володарского и Оранжерейный рыбокомбинаты.

Летом 1942 года немецкие войска подошли к Астрахани на расстояние до 100 км, но сплошной линии фронта не существовало. Авиация противника регулярно бомбила речные суда и железную дорогу, по которой перевозилась кавказская нефть и военные грузы. Во время войны в Астраханском кремле размещался штаб 28 армии, в городе располагалось много госпиталей.

После войны материальные средства выделялись на восстановлении западных регионов страны, поэтому в Астрахани не велось массового жилищного строительства. Многие кварталы с обветшалыми домами напоминали об относительном дореволюционном благополучии.

Центральная Октябрьская площадь с трамвайным кольцом выглядела к середине 50-х годов непрезентабельно. Мне запомнился разбитый асфальт и мазут (?) между трамвайными рейсами. Историческим центром был Астраханский кремль, где размещалась воинская часть, и он был недоступен для горожан.

Функции центра города выполнял так же Братский сквер (бывший губернский сад), где местные фотографы делали снимки на фоне колокольни Астраханского кремля. На снимке мои родители с друзьями, 1954 год.

Только к 450-летнем юбилею города (1958 год) был утверждён генеральный план развития и реконструкции города, включая создание новой центральной площади Ленина, частичную реконструкцию Кремля и набережной Волги.

Xacitarxan, Хаҗитархан ) - средневековый город Золотой Орды , располагавшийся в устье Волги . Известен так же под названием Астархан .

Город возник примерно в начале XIII века на высоком бугре правого берега Волги в 12-ти километрах северней современной Астрахани . Впервые документально город упомянут арабским путешественником в 1333 годe под именем Хаджи-Тархан (где Хаджи , судя по всему - титул правителя города, а Тархан - грамота).

Немного позже флорентийский купец Франческо Пелаготти в своих записках о путешествии в Сарай-Бату называет город находящийся в устье Волги - Астархан. А побывавший в XIV веке в городе венецианец Амвросий Контарини по своему услышал его название и пишет уже об Астрахани.

«Город Астрахань принадлежит трем братьям; они сыновья родного брата главного хана (Ахмеда), правящего в настоящее время татарами, которые живут в степях Черкесии и около Таны. Летом из-за жары они уходят к пределам России в поисках прохлады и травы. Зимой эти три брата проводят несколько месяцев в Астрахани , но летом они поступают так же, как и остальные татары Правитель Астрахани, по имени Касим-хан…»

Происхождение названия города Ас-Тархан связывают с основателями города - сарматским племенем асов . Согласно этой версии, Асы, за боевые заслуги получили от Батыя (Бату-хана) грамоту - тархан , дававшую значительные привилегии (вольности) городу Асов. А появление второго наименования города Хаджи-Тархан связывается с именем святого паломника из Мекки поселившегося в городе. Кроме того существуют и несколько поэтических легенд о возникновении города связанных с любимой дочерью хана - Астрой , и даже с городом царя-дракона - Аджидаара .

Находясь на пересечении торговых путей город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды . Основным строительным материалом был камыш и глина. Основной ремесленной сферой: гончарное, кузнечное и медное производство.

В 1547 году город был захвачен крымским ханом Сахибом I Гиреем . Хан Дервиш-Али был вынужден бежать к своему союзнику Ивану Грозному. В 1554 году Иван Грозный практически без боя захватил город и посадил на престол своего данника Дервиш-Али. В результате предательства Дервиш-Али в

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.