Откуда появились грузины как национальность. Возникновение грузин и особенности формирования грузинской национальности. История страны с древнейших времен

Грузия - (на грузинском языке - Сакартвэло, Сакартвело; на восточных языках - Гюрджистан) - древнее государство в Закавказье. Грузия, а также ее исторические земли - государственные образования, за трехтысячелетнюю историю государственности известны как Колхидское царство (Эгриси), Иверия, или Иберия (Картли, Карталиния), Лазское царство, или Лазика (Эгриси), Абхазское (Западно-Грузинское) царство, Грузинское царство (Сакартвэло), княжества Абхазия , Гурия , Мегрелия (Мингрелия, Одиши) , Самцхе-Саатабаго и Сванетия . С присоединением Карталинско-Кахетинского царства к Российской империи (1801 г.) началось упразднение грузинских государственных образований и включение их территории непосредственно в состав России. После распада Российской империи (1917 г.) воссоздается независимая государственность - Грузинская Демократическая Республика (1918 - 1921 гг.). Образованная после большевистской оккупации (1921 г.) Грузинская Советская Социалистическая Республика просуществовала до 1990 г. После распада СССР (1991 г.) Грузия - вновь независимое государство: Республика Грузия.

В Грузии проживают грузины (самоназвание - картвелы) и абхазы (самоназвание - апсуа), а также представители азербайджанского, армянского, ассирийского, греческого, еврейского, курдского, осетинского, русского, украинского и других народов. Грузинский язык (вместе с мегрельским и сванским) входит в картвельскую группу иберо-кавказских языков, абхазский язык - в абхазо-адыгейскую группу иберо-кавказских языков.

Основная часть населения Грузии исповедует православие, часть - католицизм, григорианство, часть - ислам (аджарцы, лазы, ингилойцы, часть месхов). Часть абхазов (в основном абжуйцы) исповедуют православие, а часть - ислам (в основном бзыбские).

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в юго-западном регионе исторической Грузии сформировались два крупных объединения - раннеклассовых государства: Диа-охи (Таохи, Тао) и Колха (Колхида). В начале VII в. до н.э. Диа-охи была разгромлена государством Урарту. В 30 - 20-е гг. VIII в. до н.э. древнеколхидское государство, о котором сохранились воспоминания в древнегреческом сказании об аргонавтах, было разгромлено вторгшимися с севера киммерийцами.

В VI в. до н.э. колхские племена образовали раннерабовладельческое государство - Колхидское царство (Колхети, Эгриси). Развитию городской жизни и торговли в Колхиде способствовало возникновение греческих колоний (Фазис, Диоскурия, Гюэнос и др.). С VI в. до н.э. в Колхиде чеканились серебряные монеты - “колхидские тетри” (“колхидки”). В конце VI в. и первой половине V в. до н.э. Колхидское царство находилось в зависимости от ахеменидского Ирана. В конце IV в. до н.э. правитель Колхиды Куджи вместе с картлийским царем Фарнавазом возглавил движение за создание объединенного грузинского государства. В конце II в. до н.э. Колхидское царство было подчинено Понтийским царством, а в I в. до н.э. - Римом.

В VI - IV вв. до н.э. интенсивно происходит консолидация картлийских (восточно-грузинских) племен на востоке и юге исторической Грузии, что завершилось образованием Картлийского Царства (Иберия) с центром в городе Мцхета. Древнегрузинские источники это событие датируют концом IV в. до н.э. и связывают с победой, одержанной потомком мцхетских старейшин (мамасахлиси) Фарнавазом (фарнаозом) над сыном царя Ариан-Картли Азо. Фарнаваз добивается независимости царства и становится основателем династии Фарнавазианов. Историческая традиция связывает с именем Фарнаваза создание грузинской письменности. В III в. до н.э. при Саурмаге и Мириане, царствовавших после Фарнаваза, Картли стала обширной и могущественной державой, в которую уже входила значительная часть Западной Грузии (Аджара, Аргвети), Эгриси признавало верховенство картлийских правителей. Картли удалось установить свой контроль над горцами, заселявшими оба склона Кавказского хребта.

В I в. до н.э. Иберия на некоторое время подчинилась Риму. С именами святых апостолов Андрея Первозванного и Симеона Кананита связано появление первых грузинских христианских общин в I в. н.э. В начале новой эры Картлийское царство окрепло и усилилось, а во время царствования Фарамана II (30 - 50-е гг. II в. н.э.) достигло большого могущества и расширило свои границы. С III в. Картлийское царство попадает под влияние сасанидского Ирана.

На рубеже I - II вв. на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство - Лазика (Эгриси - грузинских источников), которое со временем распространяет свое внимание на всю территорию бывшего Колхидского царства, в том числе Апсилию, Абазгию и Санигию.

В начале раннего средневековья на территории Грузии существовало два государства: восточногрузинское царство Картли (Иберия), которое простиралось от Кавказского хребта на юг до Албании и Армении, и Эгриси (Лазика), охватывающая всю Западную Грузию со столицей в Цихе-Годжи (Археополис, Нокалакеви).

Около 337 г. при царе Мириане и царице Нане государственной религией Картлийского царства объявляется христианство. Это судьбоносное для Грузии событие тесно связано с именем святой равноапостольной Нино - святительницы Грузии. В Лазском царстве христианство становится государственной религией при царе Цатэ в 523 г.

Царь Картли Вахтанг I Горгасал (вторая половина V в.), стремившийся к централизации Грузии и ликвидации вассальной зависимости от Ирана, возглавляет большое объединенное восстание грузин, албанцев и армян против Ирана, усмиряет кавказских горцев, значительно расширяет границы царства (охватывающего уже почти всю Грузию), проводит церковную реформу, основывает город Тбилиси, куда вскоре переносится столица Картлийского царства. При Вахтанге I восточногрузинская церковь получила автокефалию от Антиохийской патриархии и грузинскую церковь возглавил католикос (впоследствии католикос-патриарх).

Наследники Вахтанга I Горгасала продолжили борьбу против Ирана. Но восстание 523 г. под предводительством царя Гургена потерпело поражение. Царская власть в Картли была вскоре упразднена, во главе страны Ираном был поставлен правитель - марзпан. В 70-е годы VI в. в Картли была установлена власть представителя вельможной знати, “первого среди равных”, которого источники именуют эрисмтаваром. Фамильная хроника считает эрисмтаваров Картли представителями рода Багратидов (Багратионов).

С середины VI в. Лазское царство, а с начала VII в. - Картли подпали под власть Византии. С середины VII в. по IX в. значительная часть грузинских земель была захвачена арабами.

В VIII в. в Западной Грузии усиливается Абхазское эриставство. Абхазские эриставы умело используют арабо-византийские противоречия, с помощью хазар освобождаются от византийской власти и объединяют всю Западную Грузию. Абхазский эристав Леон II принимает титул царя. По происхождению царской династии и ведущей роли Абхазского эриставства новое западногрузинское политическое объединение получило название Абхазского царства, но из восьми его эриставств собственно Абхазия была представлена двумя (Абхазским и Цхумским). Столицей царства стал Кутаиси. Западногрузинские церковные епархии, находящиеся под юрисдикцией Константинопольского патриархата, переподчиняются мцхетскому католикосу.

С конца VIII в. - начала IX в. территория Грузии охватывала: Кахетинское княжество, Картвельское княжество-куропалатство (Тао -Кларджети), царство Эрети, Абхазское царство и Тбилисский, или Картлийский, эмират, первоначально управляемый наместниками арабских халифов. На протяжении IX - X вв. между этими политическими объединениями с переменным успехом велась напряженная борьба за овладение центральной частью Грузии - Шида Картли - традиционным политическим, экономическим и культурным центром грузинской государственности. Эта борьба завершилась объединением Грузии и созданием единого грузинского феодального государства. Грузинская знать во главе с эриставом Иоанэ Марушисдзе предложила Давиду III Куропалату из династии Багратиони, могущественному правителю Южной Грузии, “выступить со своими силами, захватить Картли и занять престол самому или передать его Баграту, сыну Гургена”, который также происходил из дома Багратиони. Баграту, приемному сыну бездетного Давида III Куропалата, по наследству принадлежали Картвельское царство (со стороны отца) и Абхазское царство (со стороны матери Гурандухт, сестры бездетного абхазского царя Феодосия). В 975 г. Баграт Багратиони получил Шида Картли. В 978 г. Баграт был возведен на западногрузинский (абхазский) престол с титулом “царь абхазов”. В 1001 г. после смерти Давида III Куропалата Баграт III получает титул куропалата, а в 1008 г. - после смерти отца - титул “царя картвелов” (Грузии). В 1008 - 1010 гг. Баграт III присоединяет Кахети, Эрети и Рани. “Царь абхазов, картвелов, ранов и кахов” Баграт III Багратиони осуществил начатое при Фарнавазе и продолженное при Вахтанге I Горгасале объединение всей Грузии в единое государство; возникает понятие “Сакартвело” для обозначения всей Грузии.

XI - XII вв. были периодами наибольшего политического могущества, расцвета экономики и культуры феодальной Грузии. При царе Давиде Строителе (1089 - 1125 гг.) были проведены важные преобразования, направленные на укрепление центральной власти и единства государства, военная реформа. В первой четверти XII в. Грузия отразила нашествие турок- сельджуков и освободила от них значительную часть Закавказья - Ширван и Северная Армения была включены в состав Грузинского государства.

В царствование Георгия III (1156 - 1184 гг.) и Тамар (1184 - ок. 1213 гг.) влияние Грузии распространяется на Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Иранский Азербайджан, всю Армению и Юго-Западное Причерноморье (Тра- пезундская империя). Грузия стала одним из сильнейших государств на Ближнем Востоке. Внешние связи Грузии расширялись не только на восток, но и на север, в XII в. установились культурно-экономические связи с Киевской Русью.

Во второй четверти XIII в. Грузию покорили татаро-монголы. Нашествия Тамерлана во второй половине XIV в. разорили страну. Во второй половине XV в. единое Грузинское государство в результате непрерывных нашествий чужеземных захватчиков и экономического упадка распалось на Картлийское, Кахетинское и Имеретинское царства и княжество Самцхе-Саатабаго.

В XVI - XVII вв. от Имеретинского царства отделились Одишское (Мегрельское), Гурийское, Абхазское (по XVII в. входящее в Одиши) и Сванское княжества, лишь номинально продолжавшие признавать верховенство Имеретинского царя .

В XVI - XVIII вв. Грузия стала ареной борьбы Ирана и Турции за господство в Закавказье. Грузинские правители неоднократно обращаются с просьбой об оказании военной помощи к России - ими ставился и вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. В конце XVII в. в Москве возникает грузинская колония. Царь Картли Вахтанг VI (1703 - 1724 гг.) упорядочивает государственное правление, феодальные порядки, издает законодательные акты, разворачивает строительные работы и восстанавливает оросительную систему, однако в условиях турецкого и иранского засилья вынужден покинуть престол и вместе со многими грузинскими политическими и культурными деятелями находит убежище в России.

Со второй половины XVIII в. соотношение сил в Закавказье существенно изменилось: царь Картли Теймураз II и его сын царь Кахети Ираклий II политически настолько окрепли, что в 1749 - 1750 гг. Ереванское, Нахичеванское и Ганджийское ханства стали данниками Грузии. Ираклий II одержал победу над властителем Тавриза Азат-ханом и дагестанскими феодалами. После смерти в 1762 г. Теймураза II, находившегося в Петербурге в поисках поддержки, получив по наследству Карталинский престол, Ираклий II провозгласил себя царем Картли-Кахети, объединив Восточную Грузию. 24 июля 1783 г. в Георгиевске был подписан русско-грузинский трактат, ратифицированный Ираклием II 24 января 1784 г. По условиям трактата Российская империя брала под покровительство Карталинско-Кахетинское царство, гарантировала его целостность, брала обязательство возвратить Грузии захваченные врагами земли, сохраняла царский престол за Ираклием II и его потомками, не вмешивалась во внутренние дела царства. Со своей стороны Ираклий II признавал верховную власть Императора России.

Турция, подстрекаемая Францией и Англией, всячески старалась не допустить осуществления условий трактата - настраивала против Грузии соседних мусульманских владетелей. В 1785 г. аварский владетель Омар-хан вторгся и опустошил Восточную Грузию. В июле 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя удаления русских войск из Грузии и признания Ираклия II турецким вассалом. В августе того же года Турция объявила войну России. Открыть второй, кавказский фронт (наряду с балканским) Россия не решилась и в сентябре вывела войска из Грузии - тем самым условия Георгиевского трактата были нарушены. В 1795 г. Ага-Магомед-хан, объединивший почти весь Иран, вторгся и опустошил Тбилиси. В 1798 г. скончался царь Ираклий II.

При Георгии XII (1798 - 1800) усилилась борьба за обладание троном между многочисленными сыновьями и внуками Ираклия II и Георгия XII. Вокруг претендентов образовались враждующие между собой группировки. Остро стоял вопрос внешнеполитической ориентации. Георгий XII, будучи тяжело больным, начал добиваться восстановления условий трактата 1783 г. и утверждения наследником трона своего сына Давида. Император Павел I формально удовлетворил просьбу царя, в 1799 г. перебросил в Грузию полк русских войск, однако принял решение об упразднении карталинско-кахетинского царства и присоединении его к России. Представители императора при Карталинско-Кахетинском дворе получили тайный приказ: в случае смерти царя Георгия XII не допустить вступления на престол царевича Давида. 28 декабря царь Георгий XII скончался. 18 января 1801 г. в Петербурге, а 16 февраля в Тбилиси был обнародован манифест Павла I о присоединении Грузии к России. Окончательное упразднение Карталинско- Кахетинского царства и присоединение к Российской империи были утверждены 12 сентября 1801 г. манифестом Императора Александра I. Члены грузинской царской семьи были в принудительном порядке вывезены в Россию. В 1811 г. была упразднена независимость Грузинской церкви.

История Имеретинского царства ознаменована постоянными феодальными смутами. Царю Соломону I (1751 - 1784 гг.) удалось укрепть царскую власть, запретить поощряемую Турцией работорговлю, одержать победу над турками (1757 г.) и создать военный союз с Картли-Кахети. Имеретинские цари неоднократно обращались за помощью к России, но просьбы отклонялись во избежание осложнений с Турцией. После 1801 г. царь Имерети Соломон II попытался объединить всю Западную Грузию, возглавить борьбу за восстановление Карталинско-Кахетинского царства. Однако Россия, поддержав сепаратизм мегрельского, абхазского, гурийского и сванского вледетелей, обрекла борьбу Соломона II на поражение и в 1804 г. принудила его по Елазнаурскому трактату принять покровительство России. В 1810 г. в Имерети было также установлено русское правление.

Княжество Самцхе-Саатабаго с начала XVI в. попало в вассальную зависимость от Турции. В 30 - 90- е гг. XVI в. турки начали захват территории Самцхе-Саатабаго, создание собственных административных единиц и в 20 - 30-е гг. XVII в. ликвидировали остатки независимости княжества. Началось методическое омусульманивание населения.

Мегрельское (Мингрельское) княжество (Одиши) обрело самостоятельность около середины XVI в., и с 1550 г. его владетели, из рода Дадиани, признавали власть имеретинских царей лишь номинально. До начала XVII в. в состав Мегрельского княжества входила и Абхазия. В конце XVII в. в Одиши усилился лечхумский азнаур (дворянин) Кация Чиковани, свергнувший ранее правившую там династию. Его сын Георгий принял титул и фамилию прежних владетелей Мегрельского княжества - Дадиани. Владетельный князь Мегрелии Григол (Григорий) I Дадиани в 1803 г. перешел в подданство Российской империи, сохранив за собой автономию в гражданских делах. После смерти владетеля Давида Дадиани (1853 г.) в связи с малолетством наследника князя Николая до 1857 г. княжеством управляла его мать княгиня Екатерина Александровна Дадиани (урожденная княжна Чавчавадзе). В 1857 г. наместник Кавказа кн. Барятинский, воспользовавшись неурядицами в результате крестьянских волнений в Одиши, ввел особое управление княжеством. В 1867 г. Мингрельское княжество юридически прекратило существование и вошло в состав Российской империи.

Гурийское княжество выделилось из Имеретинского царства в XVI в. Под властью владетелей из рода Гуриели (потомков сванского эристава Варданидзе) была и Аджария. Частые междуусобицы грузинских феодалов и тяжелая борьба с турецкими захватчиками привели княжество в упадок. В XVII в. Аджарию завоевали турки и начали активно насаждать ислам. Владетели Гурии стали вассалами царей Имерети и в 1804 г. в составе Имеретинского царства поступили под покровительство России. В 1811г. Гурийское княжество с сохранением внутренней автономии было присоединено к Российской империи, а в 1828 г. было окончательно упразднено.

Абхазское княжество оформилось в начале XVII в. и вступило в непосредственную вассальную зависимость от имеретинского царя. Восточная граница княжества передвигается к реке Келасури, по линии которой владетель Мегрелии Леван II Дадиани строит западную часть большой оборонительной стены. В конце XVII - начале XVIII вв., захватив часть территории Мегрельского княжества, абхазские владетели из рода Шервашидзе (Чачба) расширили свои границы до реки Ингури. В Абхазии активно распространяется ислам и усиливается зависимость от Турции.

На основании обращения владетеля Абхазии Георгия (Сафар-бея) Шарвашидзе (Шервашидзе) манифестом Александра I от 17 февраля 1810г. Абхазское княжество было присоединено к Российской империи с сохранением ограниченной власти владетеля. Самурзаканские правители Манучар и Леван Шервашидзе приняли присягу на “верноподданство” еще в 1805 г.. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено - был создан Сухумский военный отдел с военным правлением, замененный в 1883 г. гражданским правлением с включением Сухумского округа в состав Кутаисской губернии.

После распада в XV в. единого грузинского государства, часть Сванетии вошла в состав Мегрельского княжества. Остальная часть формально подчинялась имеретинскому царю и делилась на Вольную Сванетию и Княжество Сванетия (владение князей Геловани, затем князей Дадешкелиани). Княжеская власть в Сванетии была упразднена в 1857 - 1859 гг., после того как последний владетельный князь Константин Дадешкелиани в 1857 г. при попытке ареста собственноручно убил кутаисского губернатора князя Гагарина и трех его служителей, а также ранил нескольких солдат. Князь Дадешкелиани в 1858 г. был расстрелян по решению военно-полевого суда.

В течение XIX в. и начале XX в. Российской империей при активной поддержке грузинского дворянства и крестьянства была отвоевана часть захваченных в разные периоды времени Турцией грузинских исторических земель. Тавады и азнаури (князья и дворяне) грузинских царств и княжеств были признаны в княжеском и дворянском достоинствах Российской империи. ...

Крепость Ахалдаба

Крепость Ахалдаба занимает вершину высокой горы, находящейся на правой стороне Куры. Ущелье Куры от Ташискари до Боржоми очень узкое. Именно это место ущелья закрывала крепость. Здесь даже небольшой гарнизон мог перекрыть проход.

Крепость сильно разрушена, и нет никакой возможности - полностью представить ее первоначальный вид. Крепость отличалась труднодоступностью, но была ...

Мцхетоба-Светицховлоба (Праздник Хитона Господня)

Праздник Хитона Господня - празднуется в Грузии 14-го (по старому 1-го) октября в Мцхете, отстоящем на 22 версты от Тифлиса по Гартискарской дороге. Мцхета - древняя столица Иверии - теперь деревушка, и только два уцелевшие хра­ма свидетельствуют о ее древнем величии. Один из этих храмов Мцхетский собор во имя 12 апостолов. Он воздвигнуть на том самом месте, где был сокрыть Хитон Господень. ...

Крепость Атени

Крепость Атени . Атенское ущелье занимает центральную часть Картли. По этому ущелью проходила одна из главных дорог, соединявшая центральную Картли с южной Картли и со странами расположенными к югу. Естественно, что эту часть Грузии надо было обязательно укрепить. К концу раннего средневековья здесь уже стояли такие крепости, как Атени, Вере и Цедиси . В начале позднего средневековья в ...

Крепость Парцхиси

Парцхисская крепость находится на левой стороне р. Алгети . В отличие от многих крепостей, она занимает невысокий холм. Очевидно, для строителей крепости главным было воздвигнуть ее именно на этом месте. Это был важный пункт на одной из главных трасс Южной Грузии. В данном случае не учитывалось и не принималось во внимание то что место было доступным, но зато большое внимание было обращено ...церемонийстером , которому подчинялись также все служители “сааджо кари”, места заседаний царского суда, и “сагамгео”, управительского дома. Мандатуртухуцес строго следил за соблюдением церемониала и придворного этикета. Символом власти ...

Царь Вахтанг Горгасали

Царь Вахтанг Горгаслан (446-499). Продолжая работу первых грузинских царей-объединителей на протяжении многих веков, народы Картвельского племени при царе Вахтанге Горгаслане в политическом отношении делаются настолько сильными, что две монарха того времени, c востока Персия, а с запада Византия, принуждены были считаться с Иверией, которая в борьбе с каждой в отдельности не раз выходит ...

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.


1. Источники по этногенезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказских народов и ихэтнической общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для освобождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мокцеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.


2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кавказские племена шли с юга и заселяли Кавказ поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образованиеИберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.


3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н. э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т. д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н. э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н. э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н. э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т. е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н. э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н. э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н. э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н. э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н. э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. до н. э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

Грузия – государство, расположенное на восточном побережье Чёрного моря. Относится к Азии, но часто рассматривается как часть Европы. Грузинский народ принял христианство в начале IV века нашей эры пытаясь заручиться поддержкой Византийской империи против персов на востоке. Святым покровителем новой стал святой Георгий, отсюда и возникло название «Гурджистан», в том числе современный русский экзоним – Грузия.

В других европейских языках и в англоговорящих странах прочно закрепилось латинское название – Георгия (Georgia). Название страны очень похоже на название штата в Северной Америке – , почему в СМИ и других источниках периодически возникает путаница.

Возникновение грузин и особенности формирования грузинской национальности

Сами грузины (georgians) называют себя как картвелеби, а своё государство – Сакартвело. Эти названия произошли от легендарного грузинского героя – Картлоса, родоначальника грузин и основателя Картли – региона-колыбели Грузии. По преданию, родословная Картлоса берёт начало из рода Фогармы – библейского патриарха от которого также ведут род армяне, дагестанцы, албанцы и другие народности Кавказа.


Предки грузинов образовались из большого разнообразия мелких племён и вылились в три самые крупные этнические (ethnic) группы грузин:

  • карты или картвелы (так зовут себя сами грузины, жители центральных регионов);

  • сваны (жители горных массивов – Сванетии).

Процесс ассимиляции длился вплоть до VI-X века нашей эры вместе с образованием первых грузинских государств, тогда же и начал формироваться общий грузинский язык.

Антропологически и по происхождению, грузины входят в состав Понтозагросского типа балкано-кавказской расы. Их расовые отличия характеризуются меньшими размерами среди других кавказских групп и брахицефалическим строением черепа.

Основная масса современного населения Грузии довольно однородна из-за особенностей географического расположения страны и отсутствия путей миграции других народностей через Закавказье.


Большинство грузин коренасты, хорошо сложены, мускулисты. Обладают смуглой кожей, тёмными карими глазами и чёрными волосами. Вопреки распространённой точке зрения, среди грузин встречаются золотоволосые, рыжие, русые горцы с ярко выраженными зелёными или голубыми глазами. Грузинки чаще имеют более светлые оттенки кожи.

Характерная особенность всех грузин – знаменитое кавказское гостеприимство и следование законам чести. Грузинская нация характеризуется чрезмерной открытостью, горячностью, жизнелюбием. Большинство грузин довольно лёгкие на подъем, склонны к активной разнообразной работе и недолюбливают повседневную рутину.

В отличие от мусульман, роль женщины в грузинском сообществе довольно велика. Грузины, как известно, православного вероисповедания и культ Нины – христианской просветительницы, имеет для них большое значение.

История грузинской миграции и их сообщение с другими государствами

Современная турецкая территория включает в себя так называемую турецкую Грузию – юго-западные регионы бывшего древнего царства Тао-Кларджети. В IX веке грузинское царство было одно из самых процветающих: на территории Кларджети строились храмы и монастыри, которые сохранились по сей день и включены в списки культурного наследия ЮНЕСКО.

Исторически, этот регион был захвачен тюркскими племенами в X веке – сельджуками. В последствии, территория была освобождена грузинами, но захвачена Османской империей в XVI веке, которая назовёт захваченные регионы на свой лад: Артвин и Ардаган. По сей день Кларджети является провинцией современной Турции на которой сохранился грузинский этнос.

На данным момент в Турции проживает свыше 150 тысяч грузин, большая часть из которых исламизирована и является носителем турецкого языка.

Крупнейшей грузинской диаспорой грузин является Россия. По данным переписи, в России проживает около 200 тысяч грузин. Первые общины переселенцев появились в Москве и Петербурге в эпоху средневековья. Ещё один бурный рост грузинской общины происходил во второй половине XX века, когда Грузия была частью СССР.


Иранские грузины – этнос грузин, проживающих на современной территории Ирана. Первые грузинские поселения в Иране появлялись в начале XVII века в результате карательных операций Сефевидского государства (современная территория Ирана) против Грузии, откуда было выселено 30 тысяч грузинского населения на территорию Сефевидов, преимущественно в качестве рабов и воинов.

Современная грузинская диаспора в Иране насчитывает более 100 тысяч человек, многие из которых были исламизированы ещё в средневековье, но сохранили свой язык и традиции.

Многочисленную диаспору грузин также можно наблюдать в некоторых странах Европы и Средней Азии, куда в различные периоды времени стекались жители Грузии:

  • Украина.
  • Кипр.
  • Греция.
  • Испания.
  • Азербайджан.
  • Италия.
  • Узбекистан.
  • Казахстан.
  • Бельгия.

Языковые диалекты Грузии и их этимология

Грузинский язык (georgian language) является древнеписьменным, первые записи на древнегрузинском языке датируются V веком нашей эры.

Грузинский язык следует относить к картвельской языковой семье. Наиболее близкими к нему есть сванский, мегрельский и лазский языки, которыми свободно владеют некоторые субэтнографические группы населения Грузии (Сваны, Мегрелы), что не мешает им свободно говорить и на национальном языке. Помимо этого, грузинский этнос богат разнообразием горских и западно-грузинских диалектов.


Современный грузинский язык опирается на классиков грузинской литературы и является национальным языком государства. Его основа берётся из картлийского диалекта, и тесно связывается с кахетинским, мтиульским, рачинским и имеретинским.

Особенности культуры

Самая главная достопримечательность Грузии – грузинская и . Множество блюд из закавказского меню стало интернациональным достоянием и по популярности вышло за далеко за пределы своей страны:

  • суп-харчо;
  • хинкали;
  • хачапури;
  • цыплёнок табака;
  • сулугуни.

Продукты, приготовленные на основе грузинских рецептов, славятся своими контрастными сочетаниями пряного и острого, а их рецептура датируется прошлыми тысячелетиями и мало чем отличается от современного способа готовки.

«В Восточной и Западной Грузии существует своя уникальная рецептура приготовления одного и того же блюда».

Грузия – родина виноделия. На территории Грузии найдено множество археологических находок, связанных с виноделием и культурой виноградарства.

«Культ вина в Грузии нашел своё проявление в празднике сбора урожая винограда – Ртвели. Этот семейный праздник не привязан к какой-либо дате и зависит от времени начала сбора урожая. Чаще всего припадает на конец сентября».

Грузия богата на архитектурные памятники и имеет широкий спектр объектов культуры. Пик развития архитектуры пришелся на средневековье во время высокого развития государственности и храмового строения.

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.