Сообщение имя существительное. Самостоятельные части речи. Имя существительное. Окончания существительных с суффиксами

Имя существительное – одна из главных частей речи. Она является главной и по количеству слов, входящих в нее, и по частотности в речи, и по грамматической значимости, и по положению среди других частей речи.

I. Категориальное значение. ИС обозначает предмет. Слово «предмет» понимается широко, сюда входят не только конкретные вещи, предметы, но и действия, состояния, количество, признаки, отвлеченные от производителя действия, носителя признака. Для обнаружения значения предметности используются вопросы кто? что?

Существительное - это имя человека, место, предмет, идея или качество. Местоимение обычно заменяет существительное. Существительное называется «антецедентом». Личные местоимения: я, мой, я; ты, твой; он, его, его; она, ее, ее; это, его; мы, наши, мы; они, их, их.

Вопросительные местоимения: кто, чей, кого, что, что. Относительные местоимения: кто, кто, чей, что, что; кто бы ни был, кто бы ни был. Показательные местоимения: это, что, эти, те. Неопределенные местоимения: все, другое, любое, любое, любое, любое, каждое, каждое, каждый, каждый, каждый, все, многие, ни, никто, никто, никто, один, кто-то, кто-то, кто-то, кто-то такой.

II. Морфологические признаки. У существительного есть категория одушевленности/неодушевленности, категория рода (род у сущ. пост. признак), категория числа, категория падежа. Сущ. делятся на лексико-грамматические разряды: выделяются собственные и нарицательные сущ. Нарицательные сущ. в свою очередь делятся на конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные. Большинство сущ. изменяется по падежам и числам, т.е. склоняется. Таким образом, это склоняемая часть речи.

Окончания существительных с суффиксами

Интенсивные или рефлексивные местоимения: я, себя, себя, себя, себя, самих себя. Глагол выражает действие или условие. Примеры: Роберт съест гамбургер. Сара счастлива. Роберт не будет есть гамбургер. Роберт будет есть гамбургер? Наречие описывает глагол, прилагательное или другое наречие. Наречия обычно говорят, как, когда, где, сколько или почему.

Падежи и падежные окончания имен существительных

Пример: он всегда жует свою резину громко. Прилагательное описывает или ограничивает существительное. Примеры: высокий, молодой, симпатичный, легкий, синий, новый, белый. Прилагательные и наречия имеют три степени сравнения: положительные, сравнительные, превосходные.

III. Синтаксические признаки. Основная синтаксическая функция сущ. – подлежащее и дополнение. Может быть любым членом предложения: сказуемым, обстоятельством, несогласованным определением, приложением (разновидность согласованного определения).

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Роберт - умный ученик. Уильям более умный, чем Роберт. Ким - самый умный ученик. Белый автомобиль дешевле. Синий автомобиль наименее дорогой. Предлог обычно показывает связь между существительным или местоимением и другой частью предложения. Примеры. Мой карандаш лежит под моим столом.

Соединение соединяет слова, фразы и предложения. Координатные соединения соединяют слова, фразы и предложения равной ценности: и, или, но, но. Например, собака и кошка голодны. Например, и рыба, и змея жаждут. Подчиненные союзы связывают неравные предложения. Они включают в себя: после, хотя, как, потому что раньше, если, начиная с, хотя, если, пока, до, когда, где, пока. Например, после того, как они съели, у них был десерт.

2. Разряды существительных:

а) собственные/нарицательные.

Нарицательные сущ. являются обобщенным названием однородных предметов.

Собственные сущ. являются названием отдельных, единичных предметов, выделяемых из ряда однородных.

Среди собственных сущ. выделяются тематические группы: имена и фамилии людей, клички животных, географические названия, названия исторических событий, общественно-политических явлений, названия художественных произведений, газет, журналов, издательств, названия магазинов, кафе, бытовых учреждений, названия астрономические.

Междометие - это слово, которое выражает чувство или эмоцию; обычно за ним следует восклицательный знак. Восемь частей речи являются важными строительными блоками для обучения правильной грамматике детей. Преподавание восьми частей речи позволит детям учиться и выполнять надлежащую структуру предложения.

Существительное - это человек, место, предмет, животное, деятельность, качество или идея. Собственное существительное всегда начинается с заглавной буквы. Существительные, которые не ссылаются на конкретное имя человека, место или вещь, называются общими существительными.

Собственные и нарицательные сущ. отличаются в грамматическом плане, но эти грам. отличия не имеют всеобщего характера. Большинство нариц. сущ. изменяется по числам (но не все!), собственные сущ. не изменяются, обычно употребляются в форме ед. числа. От некоторых собственных сущ. можно образовать форму мн.ч. (Саши, Наташи, Ивановы).

Прилагательное - это слово, которое описывает существительное. В английском языке прилагательные часто идут перед существительным или идут за глаголом. Примерами прилагательных являются «синий», «деревянный», «быстрый», «старый», «короткий» и «большой».

Глагол - это слово, в котором говорится о действии или состоянии бытия. Примеры глаголов действия «бегут», «едят», «бросают», «играют», «пишут» и «разговаривают». Существует много типов глаголов. Глаголы могут быть прошлым, настоящим и будущим временем, например, в «Кайле побежали», «Кайл бежит» и «Кайл побежит». Некоторые глаголы считаются связующими глаголами. Связывание глаголов, таких как «есть», «быть», я, «есть», «было» и «было», связывать существительное с описанием этого существительного; они соединяют существительное или подчиняются существительному или прилагательному.

б) Нарицательные сущ. делятся на 4 разряда по значению: конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные.

Конкретные сущ. – названия конкретных предметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потому допускающих счет (камень – камни, два камня, гроза – грозы, три грозы).

Вещественные сущ. обозначают сплошные, не распадающиеся на отдельные экземпляры вещества. При делении их на части они сохраняют свойства целого. Сюда входят названия полезных ископаемых (медь, олово, нефть, глина); названия различных минералов (малахит); продуктов питания (масло, мед, песок, зефир); названия лекарственных препаратов (аспирин, димедрол); названия сыпучих веществ, состоящих из мелких частиц, счет которых не находит применения в быту (рожь, ячмень, горох, гравий). Вещ. сущ. измеряются. т.е. сочетаются с единицами мер (2 кг масла, литр молока).

Помогающие глаголы используются до действия или связывания глагола. Примеры помогающих глаголов: «мог», «может», «был», «есть» и «сделал». Наречие изменяет прилагательное, глагол или другое наречие. Наречие объясняет время, место, способ или степень. Они используются для описания того, как, когда, где, как часто и почему что-то происходит. Наречия часто заканчиваются «ли». Примеры наречий «громко», «легко», «осторожно», «правильно», «быстро», в, «выходить», «никогда», «обычно», «после», «сейчас», «скоро», здесь и там.

Местоимение - это слово, которое заменяет существительное. Существует пять типов местоимений: личные, относительные, неопределенные, вопросительные и показательные. Предлог является связующим словом, которое показывает отношение существительного или местоимения к другому слову. Предлог - это начало фразы с предлогами. Предложенная фраза - это вся часть предложения, которая описывает существительное.

Собирательные сущ. обозначают совокупность однородных предметов, лиц как единое целое. В этом их отличие от форм мн.ч. конкр. сущ., которые обозначают множество раздельных предметов (студенчество – ср.: студенты, воронье – ср.: вороны).

Отвлеченные (абстрактные) сущ. наиболее четко противопоставлены конкретным сущ. Они обозначают качества, свойства, действия и состояния в отвлечении от носителя признака или производителя действия. Например: шум, дружба, свежесть, терпение.

Например, «Алиса танцевала в течение часа» содержит пропозициональную фразу «в течение часа». «Для» - это предлог. Сопряжения - это слова, которые объединяют другие слова. Существует три типа союзов; координации, подчинения и корреляции. Координирующие союзы соединяют слово со словом, фразу или фразу или предложение к пункту. Они часто используются для соединения двух независимых предложений в сложных предложениях. Примерами координирующих союзов являются и, «но», «за», «или» и «так». Субординирующие союзы часто используются в сложных предложениях, которые содержат независимое и зависимое предложение.

Одушевленные сущ. являются наименованием предметов живой природы, отвечают на вопрос кто? К одуш. сущ. относятся в основном сущ. м.р. и ж.р. Сущ. ср.р. – дитя, существо, лицо (=человек), животное, на –ище, субст. П и Пч типа млекопитающее.

Неодушевленные сущ. являются наименованием предметов неживой природы, отвечают на вопрос что? Широко представлены существительными всех трех родов.

Они показывают взаимосвязь между предложениями. Корреляционные союзы работают парами, чтобы соединить слова равной важности. Примерами коррелятивных союзов являются «не только» и «но», «либо» и «или», «ни» и «ни», ни «есть ли» и «или». Примечание. В том же значении, что и «существительное», термин «существительное» используется в немецкой грамматике. В латинской грамматике каждый понимает, что-то другое.

Определение формы существительного

Объяснение различных названий уклонов можно найти в разделе. Номинальное существительное существительного - именное единственное число. В этой форме существительные также находятся в словаре. Что вам нужно сделать, чтобы определить форму существительного?

Грамматическим средством выражения категории одуш./неодуш. является форма В.п. мн.ч.

У одуш. сущ.: В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.

У неодуш. сущ.: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Деление на одуш. и неодуш. сущ. в грамматике не всегда совпадает с делением на живое/неживое в природе. Обратите внимание на два момента:

1. Некоторые сущ. по лекс. признакам обозначают неживое, но имеют грам. признаки одуш. сущ. (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.). Такие сущ. принято относить к одушевленным:

Назовите категории, которые выражают форму существительного. Чтобы правильно определить случай и число, вы должны признать существительное. Добавьте номинальную форму существительного. Добавьте род существительного. Добавьте значение существительного. Добавьте буквальный перевод формы существительного, даже если он точно не отражает функцию в тексте. В случае с случаем также в немецком доступном случае достаточно просто. П.; если аблатив в предложении уже связан с предлогом, перевод обычно получается автоматически.

Многие формы склонения не уникальны. Какая форма предназначена только из контекста текста. Иногда форма может также принадлежать к разным словам. Ключевые слова: вход, структурированный ввод, улучшение текста, речевая инструкция. Его цели заключались в том, чтобы участники как идентифицировали теоретические принципы этих методов, так и создали действия в соответствии с их руководящими принципами. Ключевые слова: вход, структурированный ввод, текстовое улучшение, грамматическая инструкция на основе дискурса.

1) игрушки в виде человека:(вижу) кукол, матрешек, неваляшек; 2) фигуры некоторых игр: (разыграть) королей, ферзей;3) умершие: (вижу) покойников, утопленников, но труп (неодуш.); 4) вымышленные существа: (вижу) русалок, леших, домовых.

2. Сущ., обозначающие живых существ, являются по грам. признакам неодушевленными:

1) совокупности живых существ: народ, толпа, группа, войско, стая (конкр.-собир.); 2) растения, грибы: (собирать) лисички.

Хорошо известно, что роль входа в приобретение второго языка жизненно важна. Если мы исходим из предпосылки, предложенной Лонг, что приобретение второго языка - это процесс, который обучение стремится облегчить, тогда педагогические вмешательства, основанные на учете, приобретают существенную роль в нашей практике. К счастью, более тридцати лет исследований предоставили нам информацию о том, как взрослые люди приобретают язык, отличный от материнского, и как обучение может облегчить такое приобретение.

В этом семинаре кратко описываются теоретические принципы, на которых основаны три метода ввода грамматики, и даются руководящие принципы, чтобы инструктор мог изменять или создавать свои собственные действия, применяя принципы этих трех методов. Он называется входом в язык, на котором учащийся подвергается в коммуникативном контексте. Иными словами, это язык, который ученик слышит, читает или видит и который посещает, чтобы интерпретировать сообщение. Вонг описывает, что вход содержит сообщение, и поэтому тот, кто слушает его, читает или видит, имеет повод для его рассмотрения.

Некоторые сущ. испытывают колебания между неод. и одуш. сущ. К колеблющимся по признаку одушевленности/неодушевленности относятся, например, слова микроб, амеба, вирус, бактерия (названия простейших живых существ). Ср.: вижу микробов = нет микробов и вижу микробы = есть микробы.

2. Распределение сущ. по родам.

3. Род несклоняемых сущ.

Роль ввода в приобретении

Примером ввода является то, что студент в классе слышит «Завтра не будет домашней работы» и при чтении знака «Не курить». Ввод или первичные лингвистические данные, как его называет Шварц, содержат, в частности, фонетические, грамматические и лексические примеры, и это сырье, с которым питаются психические процессы овладения языком. Напомним, что процесс приобретения второго языка является сложным и предполагает создание неявной, абстрактной и бессознательной языковой системы. Тривиально отметить, что никто не может выучить второй язык без какого-либо ввода.

У неодуш. сущ. (а таких существительных в языке около 80%), род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью. Принадлежность к роду неодуш. сущ. никак не связана со значением слова, не мотивирована (стол, парта).

У одушевленных существительных - названий лиц или животных – род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама - папа, сын - дочь, корова - бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Значение рода у одуш сущ. не до конца последовательно. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных - названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов - названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).

Правописание имен существительных

Короче говоря, если вход отсутствует, сбор не происходит. Исходя из вышесказанного, следует, что в нашей практике мы должны обеспечить, чтобы наши студенты подвергались большому количеству вкладов. Однако для приобретения не требуется никакого ввода. Для того, чтобы процессы восприятия психики использовали этот ввод, учащийся должен уметь понимать хотя бы часть сообщения или общую идею сообщения. То есть, ввод должен быть понят или понят, как Крашен утверждал в своей «Вводной гипотезе» более 25 лет назад.

1. Способ аффиксации. Основное средство – окончание. Дополнительные средства – суффиксы у некоторых сущ.: волк – волчиха, учитель – учительница.

2. Синтаксический способ – выражается согласованием с зависимыми словами: большой дом, известная фамилия. Синт. способ – единственный способ выражения рода несклоняемых сущ. Этим способом пользуются в нач. школе, связывая сущ. с мест.: он мой, она моя, оно мое.

Для учащегося не обязательно понимать каждое слово или присваивать значение каждому языковому компоненту, однако он должен иметь возможность извлечь что-то из содержимого сообщения, которое он адресует. Просмотр телевизора, например, или чтение новостей в газете, не понимая вообще, очень мало для того, чтобы приобрести второй язык.

Кроме того, люди по своей природе имеют ограниченное внимание. Мы не можем воспринимать и обрабатывать все, что получаем из нашей среды, потому что у нас нет ресурсов или когнитивных способностей. Поэтому, когда дело доходит до лингвистического ввода, ученик не может следить за всеми морфологическими, синтаксическими, прагматическими, фонетическими, дискурсивными и другими компонентами, которые содержит вход. Это заставляет некоторые вещи заботиться, а другие остаются незамеченными. К лингвистической информации, которая посещается и понимается, обычно называют потреблением, и это материал, который может быть использован умственными процессами приобретения для развития межъязыкового.

3. Лексический способ. У одуш. сущ. род может выражаться лексически, т.е. разными словами: брат – сестра, лев – львица, баран – овца.

2. Сущ. в русском языке делятся на след. группы по отношению к роду: сущ. м.р., сущ. ж.р., сущ. ср.р. Выделяется немногочисленная группа сущ. так называемого общ. рода. Нужно иметь в виду, что в контексте слова общего рода будут относиться или к м.р., или к ж.р., таким образом общий род – это не какой-то новый род у русских существительных. Сущ. pluralia tantum не имеют рода.

Сущ. мужского рода:

1. Сущ. с основой на тв. согл. и нулевым окончанием в И.п. ед.ч.:

стол, дом.

2. Сущ. с основой на j и нулевым окончанием в И.п. ед.ч.:

герой, соловей.

3. Сущ. с основой на мягкий согл. или шип. согл. с в И.п. ед.ч., окончанием -а/-я в Р.п. ед.ч.:

конь – коня, нож – ножа.

4. Одуш. сущ. с окончанием -а/-я в И.п. ед.ч: мужчина, дядя.

5. Сущ. с суф. -ишк(о/а), -ищ(е), -ушк(о), обр. от С м.р.: домишко, волчище.

6. Сущ. подмастерье, образованное от сущ. мастер.

7. Сущ. путь.

8. Субстантивированные прилагательные с окончанием -ий, -ый, -ой,: ведущий, постовой, раненый.

Сущ. женского рода:

1. Сущ. с окончанием –а/-я в И.п. ед.ч.:

страна (все неодуш.сущ. с -а/-я ж.р.), внучка (лицо ж.пола).

2. Сущ. с основой на мягкий согл., шип. согл. и в И.п. ед.ч., в Р.п. ед.ч. имеют окончание –и:

тень – тени, ночь – ночи.

3. Субстантивированные прилагательные с окончанием -ая/-яя (столовая, прихожая).

Сущ. среднего рода:

1. Все сущ. с окончанием -о/-е в И.п. ед.ч.:

окно, поле.

2. 10 сущ. на -мя: время, бремя, семя, стремя, темя, племя, пламя, имя, вымя, знамя.

3. Сущ. дитя.

4. Субстантивированные прилагательные с окончанием -ое/-ее: съестное, будущее

Существительные общего рода

Среди сущ. со значением лица выделяется небольшая группа сущ. общего рода.

Различается 3 группы слов общего рода:

1. Сущ. с окончанием -а/я, которые выражают оценку, чаще отрицательную: невежа, ханжа, тупица, тихоня, зануда, умница, молодчина. Род их определяется в зависимости от того, кого они называют: Он ханжа, она ханжа.

2. Личные имена: Саша, Валя, Женя.

Фамилии иноязычного происхождения, оканчивающиеся на гласный: Гюго, Виардо. Некоторые русские фамилии: Седых, Черных, Хитрово.

3. Отдельные заимствованные сущ., оканчивающиеся на гласный, называющие лиц: протеже, визави, коллега.

Не относятся к общему роду:

1) сущ., обозначающие лиц по возрасту, семейному и обществ.положению: судья, воевода (м.р.); 2) оценочные слова, которые не имеют окончания -а: баловень, негодник; 3) сущ. типа пила, шляпа, лиса, кот, употребляемые в переносном значении; 4) слова, называющие лиц по профессии, и т.п.: врач, учитель, профессор.

Среди этих слов есть: а) сущ. м.р., имеющие парное сущ. ж.р.: поэт – поэтесса, учитель – учительница; б) не имеющие парного соответствия в литературном языке: педагог, врач. Эти сущ. в разг. речи могут употребляться с прилагательные в ф. ж.р., с глаголом пр.вр. в ж.р. (врач назначила). Однако в книжных стилях такое употребление недопустимо.

В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе - мужской/ средний род, шампунь - мужской /женский род.

3. Род несклоняемых сущ.

1. Неодуш. сущ. – ср.р. (пальто, алоэ).

Искл.: м.р. – названия языков (хинди, суахили), названия ветров (торнадо, сирокко), кофе, пенальти, экю; ж.р. – авеню (улица), кольраби (сорт капусты), салями.

2. Одуш. сущ. со значением лица относятся к м. или ж. роду в зависимости от значения (по половому признаку): денди – м.р., леди – ж.р.

3. Одуш. сущ., обозначающие животных и птиц – к м.р. Допустимо в тексте при подчеркивании пола отнесение к женскому роду (красивая кенгуру). Искл.: ж.р. – иваси, колибри, цеце.

4. Неодуш. собств. сущ. – род определяется по нариц. сущ., с которым соотносятся:

Онтарио (озеро), Токио (город), «Юманите» (газета).

5. Род аббревиатур определяется по роду главного слова словосочетания, на базе которого образована аббревиатура: МГУ –м.р., т.к. университет. Есть искл.: МИД – м.р.

1. Значение и грам. выражение категории числа.

2. Сущ. разных ЛГР по отношению к категории числа.

3. Доп. значения форм числа у конкр., вещ., отвлеч. сущ.

Сущ. изменяются по числам: крокодил – крокодилы, стол – столы. Категория числа выражает противопоставление одного предмета множеству таких предметов, причем расчлененных, не собирательной множественности. Это противопоставление выражено у конкретных существительных, именно у них есть соотносительные формы ед. и мн. числа (дом – дома, торт – торты).

Грамматические средства выражения категории числа:

1. Окончание: книга – книги. Самое частое средство.

2. Суффиксы: брат – братья, болгарин – болгары.

3. Чередование: друг – друзья, ухо – уши.

4. Ударение: реки – реки, места – места.

5. Супплетивная основа: ребенок – дети, человек – люди.

6. Синтаксическое средство – с помощью согласования сущ. с прилагательные и глаголом: длинное пальто, длинные пальто, пальто висит, висят.

1. Сущ., имеющие форму обоих чисел, изменяющиеся по числам (стол – столы)

2. Сущ., имеющие форму только ед.ч. (грусть, молоко).

3. Сущ., имеющие форму только мн.ч. (сливки, хлопоты, ножницы, щипцы).

Сущ., не изменяющиеся по числам (вещ и отвлеч.), могут образовывать формы мн.числа. Но эти формы всегда связаны с изменением лексического значения.

У вещ. сущ. ф. мн.ч. употребляется: 1) для обозначения сортов, разновидностей, марок (мин. воды, французские вина); 2) для подчеркивания широкого охвата пространства (Льды Антарктиды). Встречаются редко.

У отвлеч. сущ. возможна ф. мн.ч.: 1) для подчеркивания продолжительности, длительности во времени какого-то явления (Наступили холода); 2) для обозначения конкретных проявлений абстрактных качеств, и действий: красоты природы, первые радости, морские глубины.

Собств. сущ. приобретают способность образовывать ф. мн.ч., когда приобретают значение нариц. сущ. Они употребляются: а) для обозначения группы лиц по их типичности: хлестаковы, чичиковы; б) для обозначения рода: семья Ивановых; в) для обозначения одноименных географических названий: 25 Александровок.

2. Способы и средства выражения категории падежа.

3. Значения падежей.

В современном русском языке 6 падежей, к каждому может быть поставлен свой вопрос. В ДРЯ было 7 падежей: был еще звательный падеж (в значении обращения). Он постепенно утратился, хотя в некоторых слав. языках (укр., белорус.) сохранился. Остатки зв.падежа в совр. русском языке сохранились. в некоторых формах: Чего тебе надобно, старче? (П.); в междометии боже мой.

И.п. является синтаксически независимым падежом. Все остальные падежи называются косвенными. Они могут употребляться с предлогами и без. П.п. всегда употребляется с предлогами. И.п. – всегда без предлога.

К каждому падежу можно поставить вопросы, по ним прежде всего падеж и определяется.

2. Способы и средства выражения падежа:

1. Способ аффиксации. Флексии (осн. средство): окно, нет окна, к окну.

2. Способ служебных слов. В выражении падежа и его значения помогают предлоги: от окна, из окна, перед окном. В учебниках для нач. кл. нередко помещается таблица, в которой указано, с каким предлогом может употребляться тот или иной падеж. Так, с Р.п. употребляются предлоги без, у, от, до, из, около, возле, подле, с; с Д.п. – к, по; с В.п. – в, за, на, про, через; с Т.п. – за, с, над, перед, под; с П.п. – в, об, на, при, о.

3. Способ ударения: (И.п. мн.ч.) – руки (Р.п. ед.ч.).

4. Синтаксический способ. Средство – падеж выражается формами согласуемых с сущ. прилагательные, мест. и т.д.: яркое кашне (И.п.), яркого кашне (Р.п.), яркому кашне (Д.п.).

5. Способ порядка слов. Например: Мать любит дочь. Клен заслоняет дуб. Дуб заслоняет клен.

3. Основные значения падежей можно определить по синтаксической функции сущ. Для этого нужно поставить к существительному от главного слова наряду с падежным вопросом логический (смысловой вопрос). Например: Он подошел к остановке. Подошел (к чему?) падежный вопрос (куда?) смысловой вопрос. Д.п. здесь имеет значение обстоятельственное места.

Итак, определив, по смысловому вопросу роль сущ. в предложении, мы можем выделить у падежей след. значения:

1. подл. – значение субъекта (реже – объекта);

2. сказ. – значение сказуемого;

3. дополнение – значение объекта (реже – субъекта);

4. определение – определительное значение;

5. обстоятельство – обстоятельственное значение места, времени, цели, образа действия, причины, уступки (в зависимости от разряда обстоятельства);

6. приложение – значение приложения;

7. обращение – значение обращения.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.

Склонение находит свое выражение в окончании.

Типичные сущ. распределяются по трем типам склонения (1, 2, 3 скл.), выделяется небольшая группа разноскл. сущ., по-особому склоняются сущ. pluralia tantum типа ножницы.

Кроме того, сущ, перешедшие из прилаг. или прич., склоняются как прилагательные: служащий, служащего, служащему. Такое склонение называется адъективным .

1 склонение. Сущ. ж.р. и м.р. с окончанием -а/-я. Особый подтип: сущ. на -ия.

2 склонение. Сущ. м.р. с нул. оконч., ср.р. с окончанием -о/-е. Особый подтип: сущ. на -ий, -ие.

3 склонение. Сущ. ж.р. с нулевым окончанием.

Все три типа склонения четко различаются в ед.ч., а во мн.ч. между ними четких границ нет.

Разносклоняемые сущ. имеют падежные окончания разных типов склонения. К разносклоняемым сущ. относятся 10 сущ. на -мя, сущ. дитя, путь. Сущ. на -мя в И. и В.п. имеют окончания 1 скл., в Р.,Д., П.п. – окончание -и (как у 3 скл.), в Т.п. – окончания 2 скл.

Сущ. дитя В Р., Д., П. п. – форма дитяти, окончание -и. В Т.п. – дитятей.

Сущ. путь в Т.п. – окончания 2 скл. (путем), в остальных падежах – окончания 3 скл.

Сущ. pluralia tantum склоняются по образцу субстантивного склонения, 1, 2, 3 скл., невозможно точно определить, по какому из трех, т.к. во мн.ч. у всех этих сущ. окончания практически одинаковы. Можно говорить, что у этих сущ. особое склонение.

Вне типов склонения стоят неизменяемые сущ., или несклоняемые сущ. Падежное значение у них определяется синтаксически, по прилагательному, а также путем замены склоняемым существительным (подойти к молодой леди).

Смешанное склонение.

Русские фамилии в Т.п. имеют окончания прилагательных (Ивановым, Ивановой, Кузьминым), в остальных падежах изменяются по 1 или 2 склонению. Во мн.ч. во всех падежах, кроме И.п., имеют окончания прилагательных (Ивановых, Ивановым, Ивановыми).

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Имя прилагательное как часть речи

1. Категориальное значение – значение признака предмета. Под признаком понимается широкий круг свойств, качеств, которые характеризуют предмет (стеклянный, вторичный, дядин, красивый).

2. Морфологические признаки – категории рода, числа, падежа. Эти категории зависят от соответствующих категорий существительных и не вносят никаких дополнительных значений. Полные прилагательные изменяются не только по числам и падежам, как сущ., но и по родам (в ед.ч.). Во мн.ч. у прилагательных нет рода. Краткие прилагательные изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Свое выражение категории рода, числа и падежа находят в окончании.

Качественные прилагательные имеет формы степени сравнения, полные и краткие формы.

3. Синтаксические признаки. а) Полные прилагательные в предложении являются обычно согласованными определениями (Солнечный день), краткие прилагательные – частью составного сказуемого (Он виноват . Я должен работать ). Полные прилагательные также могут быть частью сказуемого (День был солнечным ).

б) Прилагательные согласуются с существительными в общих формах (роде, числе, падеже).

2. Лексико-грамматические разряды прилагательных

По значению и грамматическим признакам выделяется три ЛГР прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают непосредственный признак предмета, который может видоизменяться, проявляться в большей/меньшей степени. Обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика по форме (прямой, круглый), размеру, цвету, вкусу, весу, температуре, величине, по физическим и духовным качествам человека или животного (здоровый, умный, молодой). Многие качественные прилагательные являются непроизводными, т.е. ни от чего не образованными с точки зрения современного русского языка.

Относительные прилагательные обозначают признак опосредованно, через отношение его к другим предметам, явлению, понятию, действию. Они могут обозначать признак через его отношение

К месту: московский; пришкольный;

Ко времени: предвоенный;

К цели: чайный, купальный;

К числу: двойной;

К понятию: философский;

К материалу: деревянный;

К действию: измерительный, надувной.

Все относительные прилагательные образованы от других слов, т.е. производны. Словосочетание «относительные прилагательные + существительное» можно обычно заменить словосочетанием «существительное + существительное»: купальный халат – халат для купания, пригородный участок – участок при городе.

Притяжательные прилагательные обозначают признак по индивидуальной или родовой принадлежности лицу или животному. Суффиксы притяжательных прилагательные – -ов-/-ев-, -ин-, -иj-.

Типичные притяжательные прилагательные – с суффиксами -ов-/-ев-, -ин- с краткими окончаниями. Эта группа немногочисленна в СРЯ, вытесняется конструкцией с существительным в Р.п.: Отцов галстук – галстук отца, сестрина книга – книга сестры, Машин портфель.

Притяжательные прилагательные всегда производны.

Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных не только по значению, но и по грамматическим признакам:

1) имеют степени сравнения: белый – белее.

2) большинство имеют краткую форму: бел, бела, бело, белы.

3) способны сочетаться с наречием меры и степени: очень белый, весьма добрый.

Не все качественные прилагательные обладают всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если имеет хотя бы один признак качественного прилагательного. Всегда качественными являются прилагательные, обозначающие цвет, если даже у них нет ни одного грамматического признака качественных прилагательных (голубой, карий, фиолетовый), масти животных (гнедой, каурый).

Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой разряд, приобретая в контексте значение другого разряда.

Относительные прилагательные могут переходить в качественные: воздушный бой – воздушное платье.

Притяжательные прилагательные могут переходить в качественные: медвежья берлога – медвежья походка.

Качественные и притяжательные прилагательные могут переходить в относительные: кислая ягода (кач.) – кислая реакция (отн.), лисья нора (притяж.) – лисий воротник (отн.).

В разряд притяжательных прилагательных качественные и относительные прилагательные переходить не могут.

3. Полные и краткие формы качественных прилагательных

В современном русском языке только качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Исторически более ранними формами были краткие прилагательные, от них образовались полные формы. Сейчас мы рассматриваем краткие формы как образованные от полных форм.

Полные прилагательные изменяются по падежам, числам и в ед. числе по родам. В предложении бывают определением или частью сказ.

Краткие прилагательные изменяются по числам и в ед.числе по родам. По падежам не изменяются. В предложении краткие прилагательные являются частью сказуемого.

4. Степени сравнения прилагательных

Степени сравнения есть только у качественных прилагательных – может быть сравнительная и превосходная степень, простая и составная. Исходную форму прилагательного принято называть термином положительная степень сравнения. Это чисто условный термин.

Не все качественные прилагательные имеют степени сравнения.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что один предмет обладает каким-то качеством в большей/меньшей степени по сравнению с другим/другими.

Простая форма образуется синтетически, при помощи суффиксов

Ее-/-ей-, -е-, -ше- (непрод.): быстрее, тверже, старше от старый.

От отдельных прилагательных простая форма образуется супплетивно: хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

Все простые формы могут сочетаться с приставкой по-: побыстрее.

Составная форма сравнительной степени образуется аналитически, путем прибавления к положительной степени сравнения слов более, менее: более умный, менее значимый.

Превосходная степень прилагательного обозначает признак, содержащийся в данном предмете в наибольшей/наименьшей степени по сравнению с другими предметами.

Простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, высочайший. От немногих прилагательных образуется супплетивно: хороший – лучший.

В книжной речи употребительна форма с приставкой наи-: наистрожайший.

Составная форма образуется двумя способами:

а) с помощью слов самый, наиболее, наименее, добавляемых к положительной степени сравнения: самый умный, наиболее умный;

б) с помощью слов всего, всех, добавляемых к простой сравнительной степени: всего умнее.

От превосходной степени следует отличать элятив. Это прилагательные, которое обозначает предельную степень качества, но без сравнения с другими предметами (кратчайшее расстояние, милейший человек).

5. Склонение прилагательных

Выделяется два основных типа склонения прилагательных:

1. Качественно-относительный тип склонения – склонение большинства качественных и относительных прилагательных..

2. Склонение притяжательных прилагательных. Прилагательные имеют окончания в ряде форм как у качественных и относительных прилагательных (-ого), в остальных формах имеют окончания существительных (-а, -и).

Вне типов склонения стоят несклоняемые прилагательные: хаки, беж, плиссе, мини, макси, миди, гофре, бордо.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, называющая предмет (в грамматическом значении этого термина), имеющая постоянную категорию рода, изменяемые, независимые категории числа и падежа, а также категорию одушевлённости / неодушевлённости.

Лексико-грамматические разряды имён существительных

Имена существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: 1) собственные и нарицательные; 2) одушевлённые и неодушевлённые; 3) конкретные (собственно конкретные, вещественные, собирательные) и абстрактные (отвлечённые). Эти разряды в ряде случаев пересекаются; например, собственные и нарицательные имена делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные и нарицательные имена существительные

К собственным существительным относятся слова, обозначающие индивидуальные, единичные предметы, входящие в класс однородных предметов. Среди собственных имён выделяют: 1)имена собственные в узком понимании термина; 2)наименования.

Имена собственные в узком понимании термина включают: личные имена, фамилии, псевдонимы, прозвища (Нина, Андрей, Михаил Кузьмич, Федоров, Миронова); клички животных (Жучка, Шарик); географические названия (Симферополь, Салгир, Крым); названия государств, организаций (Канада, Англия); астрономические названия (Орион, Вега, Сириус) и т. д.

Наименования – имена собственные – включают в себя нарицательное существительное или сочетания слов. «При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию». Примеры: газета «Известия» , журнал «Юность» и т. д. Если названия представлены не однословно, а сочетаниями и предложениями, то такие собственные имена нельзя назвать существительными, ибо они не являются частью речи вообще.

Нарицательными называются имена существительные, обозначающие общие понятия, охватывающие однородные предметы, абстрактные понятия: толпа, дерево, собака, творчество, юность, понедельник, звезда, город. Эти существительные в большинстве своем употребляются как в единственном, так и во множественном числе (торт – торты, книга – книги). Границы между собственными и нарицательными существительными подвижны, между ними возможен взаимопереход. Имена собственные переходят в нарицательные, если 1) имя человека перешло на его изделие, изобретение (ом, ампер, джоуль, вольт, рентген, форд, батист, браунинг, кольт, маузер); 2) если изделию дано имя человека (катюша, максим, матрёшка); 3) если имя человека стало обозначением целого ряда однородных лиц (меценат, геркулес). Нарицательные имена переходят в собственные: Близнецы, Весы (названия созвездий), Орёл, Шахты (названия городов), Октябрь (название Октябрьской революции), «Восход», «Союз» (названия космических кораблей), Шарик, Валет (клички собак) и т. д. Собственными становятся нарицательные имена, употреблённые в баснях в качестве действующих лиц: Волк и Ягненок, Ворона, Кот и Повар.

Имена существительные собственно конкретные, вещественные, собирательные, абстрактные

Собственно конкретные существительные. К собственно конкретным следует отнести имена существительные, называющие материально представленные предметы, ограниченные в пространстве (иногда во времени). Ядро этой группы составляют исчисляемые существительные. Их грамматическими характеристиками являются следующие: числовая парадигма у большинства слов (тетрадь – тетради, собственник – собственники), сочетаемость с количественными числительными (две лампочки, десять студентов, девяносто девять страниц). Единственное число в них, как правило, обозначает один предмет, множественное – два и более предмета. Исключение составляют случаи использования таких существительных в обобщающих значениях (Собака – друг человека). На периферию этой группы помещают имена существительные, называющие единицы пространства, времени и т. д. (минута, час, сутки, метр, километр, ампер, киловатт и т. п.). Вещественные существительные. Вещественные существительные обозначают однородные по своему составу вещества, поддающиеся измерению, но не счёту. Их можно делить на части, каждая из которых обладает свойствами целого. Это названия пищевых и химических продуктов, полезных ископаемых, растений, тканей, отходов, лекарств и т. п. (суп, нефть, золото, шёлк, цемент, пшено, масло, очистки, чай, сливки и т.д.). В отличие от собственно конкретных существительных вещественные, как правило, употребляются в одном числе, чаще – только единственном (молоко, водка, медь и т. д.), реже – только во множественном (обрезки, белила и т. д.). Собирательные существительные. Собирательные существительные обозначают совокупность лиц, живых существ или предметов в виде некоего целого, например: крестьянство, студенчество, старостат, детвора, листва.Абстрактные (отвлечённые) существительные. Абстрактные существительные обозначают опредмеченные качества, свойства, действия, например: радость, творчество, дешевизна, прозябание, усердие и т. п. Большинство таких существительных мотивировано прилагательными и глаголами, реже – существительными. Грамматические признаки абстрактных существительных: они употребляются в форме только одного числа (преимущественно – единственного); не определяются числительными (не сочетаются с ними). Исключение составляются случаи конкретизации отвлеченных существительных и возникновения формы мн. ч. в окказиональном употреблении слова; ср.: красота – красоты Крыма, радость – маленькие радости.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Деление имен существительных в современном русском языке на одушевлённые и неодушевлённые не полностью совпадает с существующим научным представлением о живой и неживой природе. Грамматически категория одушевлённости / неодушевлённости выражается в совпадении или несовпадении форм им., род. и вин. падежей ед. и мн. числа. В мужском роде у одушевлённых имен существительных совпадают вин. и род. падежи ед. и мн. числа, у неодушевлённых – вин. и им. падежи ед. и мн. числа. Для других родов следует определять одушевлённость / неодушевлённость только по мн. числу. У имен существительных неодушевлённых всех трёх родов совпадают им. и вин. падежи, у одушевлённых – вин. и род. падежи мн. числа.Существительные относятся к неодушевлённым: сливки, сутки, ворота, брюки, каникулы.

Присуща всем существительным за исключением слов, употребляемых только во множественном числе. (ножницы, сливки, ворота). Она является синтаксически независимой – род имени существительного определяет родовую форму согласуемых слов: большой дом, большая комната, большое слово. Существительные разных родов различаются парадигмой склонения (полностью или частично). У неодушевленных существительных род является формальным, а у одушевленных – знаменательным. М.р. – разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных – принадлежностью к ней существ мужского пола: стол, край, конь, юноша. К ж.р. относятся существительные, имеющие в именительном падеже ед.ч. окончание а(я) и существительные с основой на мягкий знак, которые в родительном падеже имеют окончание и. (Р. п: Жизни, соли)

Ж.р. - разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных – принадлежностью к ней существ женского пола: страна, Москва, вишня, радость. м.р. относятся существительные, имеющие в именительном падеже ед.ч.

Общий род – сирота, неряха, умница…

С.р. - разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения (частично совпадающей с парадигмой существительных мужского рода) и значением неодушевленности (за единичными исключениями): село, ружье, насекомое…

К с.р. относятся существительные, имеющие в именительном падеже ед.ч. окончание о(е), разносклоняемые существительные на –мя, несклоняемые неодушевленные существительные.

В зависимости от наличия разных форм числа выделяются 3 основных группы существительных: 1) существительные, имеющие полную числовую парадигму (книга – книги); 2) существительные, употребляемые только в единственном числе, (молоко); 3) существительные, употребляемые только в форме множественного числа, (сливки).

Семантическое наполнение у существительных, имеющих числовую парадигму, может быть разным. Имя существительное в форме ед. ч. может обозначать: один предмет (тетрадь, книга, ручка); совокупность предметов, называемых другими словами (стая – совокупность птиц, животных). Имя существительное в форме мн. ч. может обозначать два и более предмета, представленных в виде расчленённого множества (тетради, книги, ручки).

«Категория падежа – это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе словосочетания или предложения. Категория падежа представлена шестью рядами форм, каждая из которых является носителем определённого комплекса категориальных морфологических значений»

Традиционно в современных вузовских и школьных грамматиках выделяется 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Именительный падеж имеет значения: субъектное: пароход плывет, Петя читает; определительное: город- герой, красавица -весна и др.

Родительный падеж Родительный приглагольный может обозначать:

прямой объект действия при глаголе с отрицанием: не читает газет, не рвет ягод;

объект действия при глаголах со значением желания, достижения или лишения, удаления: желать добра, избежать переедания; дату: праздновать 8 Марта.

Родительный присубстантивный (приименный) обозначает: принадлежность: шапка брата; отношение целого и части: ветка дерева; субъекта действия, носителя признака: храбрость воина, гудок автомобиля; признака предмета в его отношении к другому предмету: результаты выборов; прямой объект при отглагольных существительных: чтение газеты, уборка помещения; объект счёта или измерения (родительной меры): литр молока, килограмм сахару, страница тетради; родительный даты: праздник 8 Марта.

Родительный приадъективный обозначает предмет, с которым что-либо сравнивается: тверже стали, старше брата, достойный благодарности.

Дательный падеж Дательный приглагольный может быть: дательным косвенного объекта: дать ребенку, объяснить прохожему;

дательный субъекта обозначает живое существо или предмет, которые испытывают какое-либо состояние, выраженное главным членом односоставного безличного предложения: Тане не спится.

Дательный приименный имеет значение: живого существа или предмета, к которым направлено действие (рекомендации пешеходу, помощь старику); предмета с оттенком назначения: памятник Суворову, награды спортсмену.

Винительный падеж Винительный падеж может иметь значение прямого объекта, на который действие переходит полностью: читать книгу, мыть полы, слышно шум. Этот же падеж может передавать временные и пространственные отношения: отдыхать неделю, пробежать километр.

Выделяют винительный содержания, в котором наблюдается тавтология по отношению к господствующему слову: петь песни, думать думу, вековать век.

Творительный падеж Творительный приглагольный имеет следующие значения: орудия или средства действия: писать авторучкой, поливать водой; семантического субъекта в страдательных оборотах: ремонтируется мастером, составлен кафедрой; объекта действия: руководить практикой, управлять машиной; обстоятельств разных типов: петь баритоном, идти берегом, встретить осенью и под.; выступая в качестве компонента сказуемого, творительный предикативный обозначает врeменное состояние, пребывание в какой-либо роли: вернулся студентом. Творительный присубстантивный выражает те же основные значения, что и творительный приглагольный. Творительный приадъективный называет область применения какого-либо признака: похож фигурой, гордый успехами, слаб здоровьем.

Предложный падеж Предложный приглагольный и приименный падеж имеет значения: объектное: рассуждать о строительстве, писать о недостатках; обстоятельственное: работать в университете, плыть на пароходе; определительное: работа в университете.

Изучение имен существительных в начальной школе

Задачи изучения имен существительных в I-III классах:

1) формирование грамматического понятия «имя существительное»;2) овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без термина);3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;4) ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце;5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мяг –ия -ий -иет а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом);7) обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи (в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных,- ознакомление с существительными - синонимами и антонимами);8) овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения.

Еще по теме 10. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных (нарицательные и собственные; личные и неличные; одушевленные и неодушевленные; конкретные и отвлеченные; вещественные; собирательные). Категория рода, числа и падежа. Изучение имен существительных в начальной школе.:

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.