В чем сходство и отличие стихотворения и поэмы как жанров. Поэма как поэтический жанр. История развития поэмы, ее особенности. Поэмы разных эпох. Отличить не всегда так уж просто

Петербург Пушкина. Кроссворд «Медный всадник». Образ Петербурга. Анализ фрагмента текста. Тест «Медный всадник». История публикации. Негативная информация. Петербург Пушкина. Ключевое словосочетание. Слово историкам. Стал ли вам понятен Петербург Пушкина. Позитивная информация. Произведение «Медный всадник». Любимый пушкинский размер. А.С.Пушкин любит Петербург. «Медный всадник». А.С.Пушкин признается в любви городу.

«Полтава» - Зачем король не меж гостей? Стихотворный размер. Аллитерация – это… Пир Петра I. Сходство: ритмическая стихотворная форма, выражение чувств. Олицетворения -- ….. Нравственная оценка поступков Мазепы. Поэма А.С.Пушкина «Полтава». Эпитеты -- ….. Гений Пушкина универсален. Авторский рассказ о событиях Авторские отступления Авторские комментарии. Кольцевая. Самым достоверным родственники поэта считали портрет, гравированный Н. Уткиным.

«Пушкин «Вновь я посетил»» - Простота и безыскусственность. Философская идея cтихотворения. Философская лирика А.С.Пушкина. Из мира вечности А.С.Пушкин обращается к вам. Образ неизменно обновляющегося леса. Художественные особенности стихотворения. Сосны, молодая поросль – символический образ. Знакомство с философской лирикой. Идея семьи. Как выражена философская идея стихотворения. «Вновь я посетил…» (1835). Композиция. Актуализация знаний.

«Онегин и Байрон» - Одиночество. Скука. Творчество Байрона. Пресыщенность. Сравнительная характеристика. Разочарование в любви. Пушкин и Байрон. Отличия образа. Ветреность. Открытое сравнение. Значение образов. Тоска человечества. Лень. Образ жизни. Нелюдимость.

«Стихи об осени Пушкина» - Лесов таинственная сень. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Няня А. С. Пушкина. Октябрь уж наступил. Встаёт заря во мгле холодной. Довольно скучная пора. Конь дорожный. С печальным шумом обнажалась. В семье было трое детей. Уж реже солнышко блистало. Отец поэта. Унылая пора. Александр Сергеевич Пушкин. Пастух. Ложился на поля туман. С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. Гусей крикливых караван.

«Поэма «Полтава»» - Ретив и смирен верный конь. Еще напор - и враг бежит… Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. (песнь первая). Движенья быстры. Погода стояла отвратительная. Идет. Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава», 1828 г. Назовите произведения А.С. Пушкина на исторические темы. "Полтаве" предпослано необыкновенно поэтическое, полное глубокого чувства посвящение. Перенос (переброс) (франц. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком.

Поэма!

Поэма (др.-греч. Ποίημα ) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.

Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.

Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.

Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).

В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.

Поэмы - самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.

Ранние образцы эпических поэм: в Индии - народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции - «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме - «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.

Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра - эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.

Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться - поэма деградирует, получая целый ряд отличий.

В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы. Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее. Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).

Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки). В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.

Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.

В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.

Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.

Другие статьи этого раздела:

  • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
  • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
  • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
  • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
  • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
  • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
  • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
  • Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
  • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
  • Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
  • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
  • Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!
  • Живопись! Живопись это искусство! Живопись это искусство художника! Каноны живописи. Мастера живописи.
  • Вернисаж – «vernissage» - торжественное открытие художественной выставки!
  • Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.
  • Стоимость картин современных художников. Как купить картину?

Ответ оставил Гость

Стихотворение - Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами.

поэма - Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.) . Эпическая п. (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы) . Лирическая п. (чередующая повествование лирическими отступлениями) . Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин. || Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.) . П. Гоголя "Мертвые души". Петербургская п. Достоевского "Двойник". Роман "Война и мир" - героическая п. о двенадцатом годе. 2. перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.) . Вид на Кавказский хребет при восходе солнца - это целая п. ! 3. Название нек-рых музыкальных произведений (муз.) . "Поэма экстаза" Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

отличие в том что не каждое стихотворение поэма... но каждая поэма - стихотворение.... одно является подмножеством другого)

Творческий процесс понятие сумбурное и личное, поэтому точно и четко разграничить жанры стихотворения и прозы невозможно. Какой бы ни был параметр, это получается далеко не всегда. Существуют относительные правила, которые условно делят эти два текстовых выражения творчества.

Стихотворный прозаический текст

Первый вид текста представляют всевозможные жанры – песни, поэмы, стихи, баллады, частушки и многое другое. По сути, это авторское выражение оригинальной мысли с помощью построения ритмичных предложений. То есть слова, наделенные смыслом и обладающие рифмой.

Стихи – это крайне эмоциональное и очень личное творчество . Даже жесткие гражданские произведения или меланхоличные описания погоды часто содержат яркие переживания автора. Например, за простыми строками «лапы у елей дрожат на ветру» Высоцкого звучит некая внутренняя дрожь и беспокойство автора. Кроме того, творчество поэта часто символично и общается с читателями не прямыми формулировками, а намеками.

Прозаический текст считается более приземленным и обстоятельным . Он в большинстве своем описывает события, а на их фоне уже проваляются эмоции. Жанры прозы обычно больше и не подразумевают такой благозвучности, как стихотворный текст.

Прозаические тексты это описание эмоций, а не их символичное выражение, как в стихах. Однако все эти правила, особенно после эпохи модернизма и постмодернизма сильно расшатаны и некоторые авторы, например, Шарль Бодлер, называют свои явно прозаичные рассказы стихами. Спорить с автором бессмысленно, поэтому искусство слова принимает в себя все новшества нового времени.

Различия между прозой и стихотворением

Если не брать во внимание радикальных новаторов, можно утверждать следующие различия между данными видами творчества:

  1. Стихотворения в подавляющем большинстве более эмоциональны, чем прозаический текст, а значит, и вызывают более чувственную реакцию, чем умственную.
  2. Стихи это ритмичные предложения, оформленные по строгим правилам, даже тексты, не отличающиеся мелодичностью, обычно имеют ряд условий, без выполнения которых они не относятся к нужному жанру, например, японские хокку. Проза, особенно современная, свободна от таких условий и может проявляться в любом виде. Например, существует роман в виде кроссворда Павича Милорада «Пейзаж, нарисованный чаем» или книга рецептов с сюжетом от Лауры Эскивель «Чампуррадо для жены моего мужа». Конечно прозаические тексты имеют определенный ритм, однако он менее строг и не требует какой-либо мелодичности на слух. Безусловно, красоту прозы невозможно сравнивать со стихотворной – это абсолютно разные вещи.
  3. Проза зачастую подразумевает более общее и отстраненное описание событий. Даже если автор выражает нечто очень личное, как у Марселя Пруста, он описывает это несколько отстранено, через рассказ о внешнем мире. Стихи же выражают острую эмоцию почти в чистом виде, насколько это вообще возможно словами. Здесь нет обстоятельности в описании.
  4. Стихотворный текст гораздо плотнее наполнен символами и ассоциациями. Если автор стиха пишет об иве, это почти всегда не просто дерево, а обозначение девичьей чистоты или хрупкости, печальной судьбы страны или героя и так далее. У прозаика любое дерево, почти всегда просто растительность в почве и нужно для фона.
  5. Смысл стиха часто более узкий, но от этого не обязательно более плоский или простой. Скорее наоборот, возможности такого построения текста безграничны, потому что буквально парой предложений автор может вызвать бурю эмоций, впечатлений, мыслей. Суть здесь проявляется шире, а значит и каждый человек может понимать ее по своему, согласно своему убеждению, характеру и моральным принципам. Проза, наоборот, благодаря точному описанию может сузить смысл и привести читатель именно к тем мыслям, которые задумывал автор.
  6. Стихи сложнее однозначно расшифровать, точно сказать, что имел в виду автор. Проза часто более понятна, ее легче воспринять одинаково, хотя и вызывать она может различные эмоции.
  7. В стихотворении составляющие части часто примерно равного размера. Такая ситуация диктуется необходимостью в рифме и мелодичности. Проза же может быть в любой форме, главы, абзацы, могут быть любого размера, это не повлияет на их звучание.

Все эти различия действуют для подавляющего большинства текстов. Надо сказать, что есть стихи и проза, не вписывающиеся в то или иное правило. Например, существовали авторы, придумывающие для своих стихов новые, не понятные никому слова. В итоге произведении выглядели как ритмичный набор звуков и по сути, для аудитории не имели никакого смысла.

Отличить не всегда так уж просто

Письменные произведения художественного характера начали появляться еще во времена Античности. Суть в том, что любой такой текст считался поэзией, какую бы форму не имел. И проза и стихотворения имеют одни корни поэтому, даже приобретя солидное количество различий, они постоянно соприкасаются и смешиваются.

Поэтому, чтобы различить эти два вида текста стоит полагаться не только на правила, но и на интуицию, а также читать то, что именно говорят о своих произведениях авторы.

Некоторые литературные жанры обладают схожими качествами, но при этом каждый из них сохраняет свою самобытность. Людей, которые не являются экспертами в данной отрасли, это сильно путает, поэтому мы решили пролить свет на один из нашумевших вопросов о том, чем баллада отличается от поэмы.

Вступление

Прежде чем мы выделим сходства и отличия этих двух жанров, давайте пересмотрим их историю. Дело в том, что и поэма, и баллада зародились в эпоху Средневековья, в тот период, когда все виды творчества плотно переплетались между собой. В данном случае в одно целое сложились стихотворение и музыка. Действительно, на первых порах существования никто не знал, и поэма. Отличия могли крыться в особенностях текста (рифма или ее отсутствие) и в жанре произведения. Люди никак не называли подобные сочинения, они просто придумывали их и исполняли, зачастую даже не записывая на бумагу. С приходом эпохи Возрождения литература и музыка стали отделяться друг от друга, а в каждой из этих отраслей начали появляться жанры. Тогда-то и появился тривиальный вопрос о том, чем баллада отличается от поэмы.

Баллада

Данный термин в наши дни имеет отношение и к литературе, и к музыке. Балладу можно встретить в книге и прочитать, не услышав ни единой ноты. А можно найти в музыкальных архивах и исполнить на одном из инструментов. Чтобы дать точную трактовку данному термину, следует обратиться к словарям:

  • Баллада - это лиро-эпический жанр, который сформировался на территории Британских островов в период с XIV по XVI века.
  • В Средневековой Франции слово «баллада» появилось в XIII столетии. Это были некие тексто-музыкальные или же просто стихотворные формы, которые являлись олицетворением провансальной поэзии.
  • Окончательная трактовка термина «баллада» сформировалась в XIX веке в Европе. Его определили как музыкально-поэтический жанр, рассказывающий одну историю за другой.

Обращаясь к истокам

Прежде чем мы определим главное отличие баллады от поэмы, стоит внимательно изучить историю возникновения хотя бы одной из них. Итак, как было сказано выше, родиной баллады является Франция, регион Прованс. В Средние века для жанра была характерна стихотворно-музыкальная форма с эпической окраской. Французы исполняли баллады в один голос и солист сам себе аккомпанировал. Когда норманнские завоеватели оказались на территории Англии, вместе с ними перекочевало туда и творчество. Сохранился эпический характер баллады, но появились новые черты. В таких произведениях могли описываться биографии (Робин Гуд) и даже военные походы. В конце концов о балладе узнал весь мир, в том числе и Россия. Композиторы стали писать соответствующую музыку, а литераторы - эпические рассказы.

Поэма

Этот жанр по праву можно назвать поэтическим. Изначально поэмы писались исключительно в стихах, при этом могли носить романтический или сатирический, эпический или критический окрас. В период Просветления люди точно знали, чем баллада отличается от поэмы, более того, каждый из этих жанров исполнялся для определенной публики. Аристократы предпочитали жеманные и сдержанные поэмы, написанные знаменитыми и почетными авторами. Их можно было читать или же просушивать в театрах. Баллада была достоянием менее обеспеченных слоев населения. В них часто воспевались тяжкие крепостные будни или воспоминания о былых подвигах героев-предков.

Подведем итоги

Итак, чем баллада отличается от поэмы:

  • Баллада представляет собой небольшое музыкально-литературное произведение. Автор (если таковой имеется) главным образом передает читателю свои мысли и переживания по поводу происходящего. Нередко баллады идентифицируют как фольклорные творения.
  • А вот поэма - это крупная литературная форма, которая написана конкретным автором. В ней всегда четко раскрыты характеры персонажей и места действий. В поэме прежде всего рассматриваются глобальные вопросы, а переживания автора и героев стоят на втором плане.
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.