Военная школа морских летчиков

Единственная в России школа летчиков-испытателей, база, где к орбитальным полетам готовили первый отряд советских космонавтов. Легендарный научный центр - летно-исследовательский институт имени Громова отмечает 75-летие.

В данном случае хвост - не главное. Не влезает в ангар - можно оставить и на улице. Этот Ил-76 не просто самолет: лаборатория, в каких здесь испытывают то, благодаря чему человек умеет летать. Впрочем, про эти испытания мы вряд ли узнаем больше.

"Данная летающая лаборатория создана на базе серийного самолета Миг-29. Предназначена она для испытания боевых комплексов. Каких боевых комплексов - я вам сказать не могу. Это военная тайна", - говорит инженер Иван Хонякин.

Сегодня здесь куда не надо не пролетит и муха. А когда-то на лётном поле был в буквальном смысле проходной двор.

Бывшему директору и действующему сотруднику ЛИИ Арсению Дмитриевичу Миронову 99 лет. В институте он с момента основания. Был летчиком, штурманом, инженером, участвовал в расследованиях авиакатастроф, в том числе той, что привела к гибели Юрия Гагарина. Космонавт номер один для ЛИИ тоже не чужой.

Началось всё с того, что аэродром на Ходынке перестал справляться с нагрузками. И под Москвой у платформы "Отдых" стали строить новое лётное поле для испытаний. Потом оно обрастёт домами и улицами, которые станут городом Жуковским. А в марте 41-го на базе аэродрома создадут ЛИИ под началом легендарного лётчика Михаила Громова.

С этого момента здесь стали не просто, как говорят авиаторы, "облётывать" машины, но и заниматься наукой. Изучать аэродинамику, термодинамику, устойчивость, управляемость. Тестировать двигатели, кресла, противообледенительные системы.

Кадры готовят сами. Школа лётчиков-испытателей при ЛИИ - единственное подобное учебное заведение в стране.

Вот как было раньше. На тренажере моделировались разные нештатные ситуации. Если пилот чувствовал себя чересчур комфортно, можно было устроить ему, например, потерю топлива или отказ пары систем - пусть выкручивается. Ну, а за тем, как он выкручивается, следило специальное устройство. По нынешним временам - ноутбук или планшет. Каждая ячейка этого компьютера отвечала за конкретный параметр полёта.

Теперь у пилота вместо ламповых телевизоров - панорамный обзор, а инструктор усложняет ему жизнь кликами мышки.

"Школа летчиков-испытателей существует почти с первого года существования ЛИИ. И все лётчики-испытатели обязательно проходят через школу летчиков-испытателей", - отмечает начальник Школы летчиков-испытателей при ЛИИ им.Громова Александр Крутов.

Это не обман зрения: один движок действительно больше остальных. И этот "Ил-76" - тоже летающая лаборатория. Двигатель-гигант будут ставить на новый отечественный пассажирский лайнер МС-21. А пока обкатывают, сняли один из штатных двигателей "Ила", усилили крыло и напичкали борт аппаратурой, которая будет измерять около тысячи параметров работы новичка.

"Пока самолет тоже проходит конструкторские доработки, будет выходить на испытания, мы уже опережающими темпами готовим двигатель к постановке на МС-21 и дальнейшим испытаниям на этом самолете", - рассказывает ведущий инженер летающей лаборатории Владимир Попов.

С вышки за Илом присматривает диспетчер: вот здесь уже всё как в обычном аэропорту. Разве что самолетов меньше, а взлетная полоса - наоборот самая длинная в Европе и способна принимать любые типы самолетов. Универсальность тут вообще уважают.

"Я и сейчас летаю на всём: и на вертолетах на всех, и на самолетах, и на истребителях, в том числе, и на тяжёлых. Это же моя жизнь!" - говорит летчик-испытатель, герой России Александр Крутов.

1960 год... Мы стоим с Головановым на стоянке, где базируются самолеты ГосНИИ ГА, - вспоминает А. А. Лебедев. Мимо нас проносится только что приземлившийся Ту-104. Аэрофлот вот уже несколько лет эксплуатирует тяжелые пассажирские реактивные машины. Я с завистью провожаю «сто четвертую». От Голованова мой взгляд не укрылся.
- Завидуешь? - в его голосе звучит сочувствие. - И я подтверждаю; завидую... - Но мне дорога на эти машины заказана, а ты-то что топчешься?
- А что делать? Уходить в Аэрофлот линейным летчиком?
- Зачем? Иди в школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности. В октябре в Жуковском начинаются занятия. Первый набор от гражданской авиации, - он помолчал. Молчал и я, застигнутый врасплох столь неожиданным предложением.
- Ну что, тебя вносить в список?
- Да, - я так быстро ответил, что Голованов рассмеялся, махнул рукой и ушел.
...На учебу мы ездили каждый день в электричке, и мало кто из ее пассажиров мог бы угадать, кто же мы на самом деле. Студенты, как студенты, листают учебники, конспекты, рассказывают веселые истории... Хотя ездили мы в необычное учебное заведение.
А школа-то действительно была уникальной. Демократия -полнейшая. Занятия начинались без привычных звонков. В перерывах можешь сыграть в настольный теннис или на биллиарде с преподавателем. А преподаватели у нас - специалисты высшей квалификации: С.А.Анохин, М.Л.Галлай, Я.И.Берников... Что ни имя - легенда.
Ко времени в школе относились бережно, по-деловому. Вот лишь один пример. Приближались сроки вылета на самолете Ил-28. Мы-то привыкли, что будут лекции по изучению самолета, двигателя... А их нет. Не вытерпели, пошли к начальнику штаба с вопросом, когда, мол, начнем? Ответ нас обескуражил:
- На это мы учебные часы не планируем. Руководство по самолету - в библиотеке, а зачеты по знанию материальной части будете сдавать инженеру школы прямо на стоянке у Ил-28.
...Год учебы пролетел незаметно. И вот уже сдан последний экзамен, выполнен последний учебный полет. Пришла пора расставаться с полюбившимся всем нам коллективом преподавателей и испытателей школы.
Как провести выпускной вечер? Посоветовались и... решили «купить» теплоход. Им оказался «Максим Горький». Приглашены были все преподаватели и инструкторы, летчики с женами, выпускники группы МДП, которые учились с нами параллельно.
Каждому был вручен пригласительный билет такого содержания.

Уважаемый товарищ Лебедев А.А. Группа выпускников, летчиков ГссНИИ ГА, приглашает Вас с супругой в субботу 30 июня 1962 года на ПРОГУЛКУ ПО КАНАЛУ им. МОСКВЫ,
ПОСВЯЩЕННУЮ
ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ ЛЕТЧИКОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ Вам предлагается прибыть к 12.30 (мск.) на Речной вокзал Химки. Теплоход «Максим Горький» отплывает в 13.00 (мск.) (при себе иметь: свежую голову и пустой желудок).
Приблизительная программа прогулки
I ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ
Доклад начальника школы (коротенько, минут на сорок). Ответный содоклад (хвалебный) одного из выпускников. Вручение дипломов (по одному каждому выпускнику).
II. ОБЕД (скромный)
Сопровождается остроумными тостами и лекцией о вреде алкоголя (лекцию читает не кандидат медицинских наук тов. А. С. Томилин).
III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ (самодеятельность.
Желательно без цирка)
Исполняется Авиационный гимн (поют стоя. Женщины тихо сидят).
Короткие рассказы о том, кто как летал (рассказывают все сразу).
Традиционные песни, например «Подмосковные вечера» и др. (поют хором все, дружно, главное громко!).
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельно любоваться красотой берегов, одновременно - заверения в дружбе (рукопожатия, объятия и т. д.).
Прибытие в Москву. Вывод с теплохода, развод по такси (выполняют жены).
Предупреждение: опоздавшие лишаются возможности попасть
на торжественную часть.

ОРГГРУППА В солнечный июньский день, в указанное время, участники торжества заполнили палубы теплохода, опоздавших не было. Теплоход снялся со швартовых, и мы отправились в путешествие но каналу имени Москвы. Пока жены любовались красотой пронизывающих берегов, а в залах ресторана накрывался праздничный стол, в музыкальном салоне теплохода проходило торжественное заседание.
С речью к выпускникам обратился начальник школы А. И. Розанов, который и вручил каждому из нас диплом об окончании школы летчиков-испытателей МАП. С ответной речью от выпускников выступил Б.А.Анопов.
По окончании торжественной части все были приглашены за прекрасно сервированный стол ресторана. Летчик-инструктор Мих. Мих. Котельников, так его сокращенно именовали, попросил снова. Разговоры притихли, а он с напускной серьезностью сказал:
- Почему не выполняются пункты, указанные в пригласительном билете?
- Кто-то робко спросил:
- Какие?
- Как какие? Пора начинать петь Авиационный гимн! «Все выше, и выше...» - и, не дожидаясь нашего согласия, встав на свое кресло, он начал петь и дирижировать всеми поющими...
После веселого обеда на палубе начались танцы. Кто до танцев был не горазд, заверяли друг друга в любви и вечной дружбе.
Причалили к речному порту поздно вечером. Вместе со своими старшими товарищами с корабля сошли дипломированные летчики-испытатели: Б.А.Анопов, Б.А.Возяков, В.В.Козлов, А.С.Томилин, В.Д.Попов, В.М.Алексеев, С.И.Горчилин и А.А.Лебедев.
Я достал дома из кармана прямоугольную голубую книжицу. перечитал оценки, вплоть до «отлично» по математике. Поглядел нa подписи, печати...
- Не веришь, Саша? - тихонько спросила жена, войдя в комнату, где я разглядывал свой диплом.
- Не верю... - сказал я.
И долго еще не мог поверить в то, что мечта моя наконец-то сбылась и я получил высшую квалификацию в летном деле - летчика-испытателя.
Но будни отодвигали все дальше в прошлое наше плавание, а с ним - и воспоминания о школе. Я втягивался в работу на новых машинах...

«Если очень хочешь, станешь» - так ли это? Илья Павлович Мазурук рассказывает

Торжественный вечер, посвященный 65-летию школы летчиков-испытателей имени А.В.Федотова, состоялся 20 октября в Дворце культуры города Жуковского. В числе почетных гостей на этом мероприятии присутствовала Нина Георгиевна Громова – вдова легендарного М.М.Громова, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации. Именно он стал инициатором создания ШЛИ.
Школа была создана в 1947 году на базе Летно-исследовательского института для подготовки летчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации.
Первым ее начальником был Михаил Котельников. Бывший фронтовой летчик, генерал-майор авиации, с которым Громова свела судьба еще в годы войны: дивизия Котельникова входила в состав авиационной армии под его командованием. Первых претендентов в число слушателей Михаил Васильевич набирал лично: ездил по воинским частям, присматривал кандидатов в испытатели в строевых авиационных подразделениях. Отбор Котельникова прошел проверку временем и оказался безупречным: многие из его «ореликов» впоследствии стали высококлассными испытателями и Героями Советского Союза.
С 1984 года ШЛИ носит имя А.В.Федотова – Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации, заслуженного тренера СССР, мастера спорта международного класса, хорошо известного всем жуковчанам. В зале Дворца культуры присутствовала его вдова – Галина Васильевна, получившая, так же как и Нина Георгиевна Громова, от организаторов роскошный букет цветов – знак внимания и уважения.

Славные страницы истории школы летчиков-испытателей относятся в основном к советскому времени. После распада великой державы для ШЛИ им. А.В.Федотова наступил очень тяжелый период. Авиация – не коммерция, без государственного финансирования ее нормальное существование нереально.
Как сказала в своем выступлении на торжественном вечере единственная женщина, прошедшая полный курс подготовки ШЛИ, Светлана Савицкая, «в 90-е годы прошлого века случались вообще непонятно какие наборы, просто люди за деньги учились летать на самолетах». Есть надежда, что этого больше не повторится. Герой России, заслуженный летчик-испытатель, начальник ЛИИ им. М.М.Громова Павел Власов с удовлетворением сообщил в приветственном слове:
– Сегодня есть решение Совета безопасности Российской Федерации о государственной поддержке ШЛИ. Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин подписал Протокол о финансовом оздоровлении ЛИИ и школы. В самое ближайшее время будет много положительных изменений.
Павел Власов под аплодисменты ветеранов вручил Почетные грамоты группе сотрудников ШЛИ за добросовестный труд и верность своему делу.

За время работы ШЛИ им. В.А.Федотова подготовлено 722 летчика-испытателя, 50 штурманов, сотни высококлассных бортпроводников. 90 выпускников удостоены звания Героев Советского Союза и России, 2 – Героя Социалистического труда. 248 выпускников стали заслуженными летчиками-испытателями, 12 – заслуженными пилотами, 9 – лауреатами Ленинских и Государственных премий.
120 выпускников и инструкторов ШЛИ не вернулись из полета.
Минутой молчания почтили их память собравшиеся в этот торжественный вечер в жуковском Дворце культуры.

В зале Дворца культуры Жуковского прозвучало приветствие Сергея Крикалева, записанное в Казахстане. Выпускник ШЛИ, Герой Советского Союза и Герой России (один из четырех человек, удостоенных обоих званий), рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Крикалев, ныне занимающий должность начальника центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, в дни празднования 65-летия школы летчиков-испытателей оказался в ко­мандировке на Байконуре.

От имени Комитета по обороне Государственной Думы РФ всех присутствующих приветствовала Светлана Савицкая – первая женщина в мире, совершившая выход в космическое пространство, первая и единственная женщина дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР.
Лично поздравил коллег Игорь Волк – летчик-космонавт СССР, первый командир жуковского отряда космонавтов, успешно прошедший полный курс подготовки полета на «Буране», ныне – президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».
В зале присутствовал другой легендарный участник «волчьей стаи», как прозвали жуковчане команду Игоря Волка, Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, ныне член консультативного Совета при Президенте РФ, а также президент российской корпорации «Авиация», почетный президент МАКСа и почетный президент Федерации ушу-саньда города Москвы.
В числе почетных гостей на этом мероприятии был Петр Дайнекин – бывший Главнокомандующий ВВС Советского Союза и России, доктор военных наук, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке. Он имел возможность много раз убедиться на деле, чего стоит выучка выпускников ШЛИ. От души сказал «спасибо» всем, кто имеет отношение к учебному процессу в школе и, конечно, выразил искреннее восхищение мастерством выпускников ШЛИ. «65 лет – юношеский возраст, – в шутку сказал Петр Дайнекин, – ВВС в этом году отмечали столетие. Вот это дата! Желаю всем нам встретиться на вековом юбилее школы, отпраздновать этот юбилей с присущим авиаторам размахом!»

Трое выпускников в этом году окончили обучение в школе: им вручили дипломы и выдали свидетельства установленного образца на торжественном вечере в присутствии живых легенд авиации. Запомните эти имена: Александр Денисюк, Олег Хохлов, Александр Павленко. Они начинают свою карьеру летчиками-испытателями 3 класса.

Очередная авиационная катастрофа 24 июня в Подмосковье, когда во время испытательного полета на землю рухнул военно-транспортный вертолет Ка-60 «Касатка», приоткрыла небывалую ранее проблему нашего воздушного флота. Выяснилось, что пилотировали винтокрылую машину лётчики-испытатели, возраст которых даже по сугубо гражданским меркам — предпенсионный. Одному 57, другому 59 лет. Оказывается, это примерно средний возраст современного лётчика-испытателя в России. И дело не только в том, что некогда одна из самых привлекательных профессий ушла в аутсайдеры по популярности, уступив первенство таким видам деятельности, как менеджмент, брокерство, юриспруденция, шоу-бизнес и пр. Беда ещё и в другом: если учебных заведений для освоения названных выше профессий — пруд пруди, то для подготовки летчиков-испытателей их практически не осталось.

Главной кузницей пилотов этой категории была Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, которая не так давно отмечала 60-летний юбилей, похоже, последний в своей славной истории. Когда еще до Великой Отечественной войны началось бурное развитие отечественной авиации и возникло много опытно-конструкторских бюро, то каждое из них старалось идти своим путем, каждый конструктор проектировал, строил и испытывал что-то свое. И вскоре начала вырисовываться печальная картина — резко возросла аварийность. Возникла потребность в выработке единой методики испытаний авиационной техники, единой школы подготовки.

Созданию такой школы помешала война. Но сразу после Победы по инициативе Михаила Михайловича Громова, первого начальника Летно-испытательного института, Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) была создана.

20 октября 1947 года Сталин подписал постановление Совета Министров СССР, в котором сказано: «В целях организации подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро и предприятиям авиационной промышленности Совет Министров постановляет: разрешить Министерству авиационной промышленности организовать при Летно-исследовательском институте Школу подготовки летчиков-испытателей…»

Прежде всего решался главный вопрос — безопасность полетов. Слушателей набирали из Военно-Воздушных Сил, как правило, летчиков опытных, в основном, не ниже 1-го класса. Программа летного обучения в ШЛИ включала в себя освоение ими 10−12 типов самолетов с общим налетом 120 часов и содержала: полеты на простой и сложный пилотаж; полеты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днем и ночью; полеты по определению летных характеристик воздушных судов и двигателей; полеты по определению характеристик маневренности, устойчивости и управляемости; полеты по программам летных исследований заводских серийных самолетов; полеты на отработку действий летчика при отказах двигателей на различных режимах полета, отказах систем управления и другие варианты исследований.

Со времени своего основания ШЛИ выпустила более 700 летчиков-испытателей самолетов и вертолетов, 63 штурмана-испытателя, около 3.500 тысяч авиационных специалистов различного профиля.

За высокое летное мастерство и мужество, проявленные при испытаниях авиационной техники, 56 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, 138 — звание «Заслуженный летчик-испытатель» и 16 — звание «Заслуженный штурман-испытатель».

В последние годы ШЛИ возглавляет заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Кондратенко, который вспоминал в интервью газете «Красная звезда»: «Когда мы вступили в эти так называемые рыночные отношения, то российской Школе летчиков-испытателей лиха досталось полной мерой. Раньше потребность в выпускниках школы была в пределах 10−20 человек ежегодно. Вначале у нас было двухгодичное обучение, затем плавно перешли на полуторагодичное.

Был период, когда в течение пяти-семи лет потребность в пополнении числа летчиков-испытателей вообще пропала. Школу можно было закрывать. Некоторое время мы прожили за счет старого багажа. Работы Школе летчиков-испытателей практически не было. Старели и уходили в поисках лучшей доли уникальнейшие, опытнейшие кадры.

В настоящее время средний возраст летчика-испытателя в России шагнул за 50-летний рубеж. Годы берут свое, люди уходят. И если не брать молодежь, то вскоре некому будет передать накопленный за полвека опыт. Страшно, если прервется преемственность в нашем деле".

К своему 60-летию школа подошла в плачевном состоянии. К занятиям в новом учебном году приступили аж три слушателя: два летчика с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре и один летчик из Нижнего Тагила из Института испытания металлов. Преподавательский состав школы не менее «могуч»: три летчика-инструктора и один штурман-инструктор. На торжества, посвященные юбилею ШЛИ, приехал сам Владимир Владимирович Путин. Он выразил надежду, что и впредь ШЛИ будет, как всегда, на высоте поставленных задач, и пожелал ей перспективного будущего.

Но уже через год с небольшим в Москве состоялось расширенное рабочее заседание представителей заинтересованных ведомств под красивым названием «Основные задачи создания Центр подготовки летного и инженерно — технического состава на базе Школы лётчиков-испытателей им. А.В. Федотова». Оно было организованно Министерством транспорта Российской Федерации, ГК «Ростехнологии», ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова, ФГУП ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и проводилось в рамках Государственной программы по безопасности полетов ВС ГА, а также в рамках концепции Транспортно-выставочного комплекса «ТВК-Россия», который создан по указу президента РФ № 217 от 20.02.2008 года.

В реформированной школе предложено организовать учебный процесс по следующим видам подготовки:

— специальная наземная и летная подготовка экипажей для действий в особо нестандартных условиях полетов;

— подготовка российских пилотов для полетов на иностранных воздушных судах (ВС);

— переподготовка ИТС для технического обслуживания ВС иностранного производства;

— первоначальное летное обучение и подготовка пилотов-любителей;

— подготовка летчиков стран импортеров, закупающих авиационную технику российского производства;

— подготовка коммерческих пилотов.

Тут виден явный крен в сторону коммерциализации работы ШЛИ, вместо того, чтобы наладить её чисто профессиональную деятельность.

По мнению летчика-испытателя СССР Владимира Кондратенко, «школу летчиков-испытателей надо сделать государственной. В мировой практике примеров достаточно: США, Англия, Франция. Эти страны гордятся своими школами летчиков-испытателей, считают их национальным достоянием и не жалеют средств на их развитие. Российская Школа летчиков-испытателей должна получать бюджетное финансирование. Денег на ее содержание государство много не затратит, а доход от этого будет иметь огромный».

Но кто сегодня прислушивается к профессионалам? В фаворе у кремлевских руководителей, похоже, только «короли коммерции».

Можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:

– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища;
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;
– медицинскую справку (форма N 086/у);
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет);
– общегражданский паспорт (копия и оригинал);
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.

Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.

Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.

Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».

Летчики-испытатели – где их готовят

Летчики-испытатели требуются как в военной , так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.

Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.