Как сделать собственный шрифт. Создаем свой шрифт

Для создания шрифтов я рекомендую использовать редактор FontCreator от High-Logic. Сразу скажу, программа платная, но это лучший из, попавшихся мне на глаза, вариантов. Если же Вам нужен бесплатный редактор шрифтов, обратите внимание на программу Type light от cr8software и онлайн сервис Glyphr Studio . Я же остановлюсь на FontCreator (если не ошибаюсь, это была версия 6.0) .

Шаг 1: и так, запускаем редактор и используя команду: File > New (Файл > Новый) - создаём новый шрифт. В открывшемся окне New Font (с англ. Новый Шрифт ) , вам нужно будет указать ряд параметров:

  • Font family name - название семейства шрифтов, т.е. просто название шрифта, вроде того же Times New Roman , я указал My Font .
  • Character set - набор включенных в шрифт символов, рекомендую выбрать Unicode (characters) .
  • Font style - стиль шрифта, для каждого стиля здесь нужно создавать отдельный файл. Для обычного (по умолчанию) стиля шрифта выберите вариант Regular .
  • Predefined outlines - встроенные контуры. Рекомендую выбрать вариант Don’t include outlines, что позволит создать чистый бланк силуэтов.

Шаг 2: перед Вами появится окно с бланком силуэтов некоторых символов, цифр и латинских букв. Для добавления кириллицы в шрифт, Вам нужно выполнить следующие действия:

2.1. Используя команду: Insert > Characters… (Вставить > Символы…) - откройте окно Insert Characters (с англ. вставка символов ).

При этом Вы можете получить сообщение:

This operation is not undoable. Do you want to continue?

Оно сообщает Вам о том, что операция является необратимой и для её выполнения Вам нужно подтвердить своё действие, жмём кнопку «Yes ».

2.2. Далее перед Вами появится таблица символов. Для удобства, в списке Fonts выберите шрифт Arial . В списке Go to Unicode Block выберите Cyrillic . Используя поле Selected Character , смотрит код букв «А» ($0410) и «я» ($044F) . В поле Add these characters and/or character ranges… добавляем нужные символы и/или диапазон символов, в нашем случае это: $0410-$044F . Жмём кнопку «OK ».

2.3. В Ваш бланк шрифта будут добавлены символы букв кириллицы. Таким же образом, но уже по отдельности, Вы можете добавить буквы «ё» ($0451) и «Ё» ($0401) , не вошедшие в указанный, на предыдущем шаге, диапазон символов.

Шаг 3: теперь можно приступать к созданию символов. Здесь, помимо векторного редактирования, с использованием соответствующих инструментов, FontCreator позволяет создавать символы из картинок, путём их преобразования в векторное изображение. Очевидно, что для каждого символа понадобится нарисовать отдельную картинку.

3.1. В качестве примера я нарисовать прописную букву «А».

3.2. В принципе, уже после сканирования, этот файл картинки можно использовать для импорта. Для этого выберите в бланке образ нужного символа. Затем, используя команду: Tools > Import Image… (Инструменты > Импорт Изображения) - откройте окно Import Raster Image (с англ. импорт растрового изображения ) .


3.3. В открывшемся окне нажмите кнопку «Load… » (с англ. загрузить ) и выберите нужный Вам файл картинки.

3.4. Передвигая бегунок Threshold (с англ. порог ) установите уровень затемнения изображения для создания более чёткого контура. Также Вы можете использовать фильтры:

  • Smooth Filter - фильтр сглаживания.
  • Erode - размытие, делает символ более жирным.
  • Dilate - растягивание, делает шрифт более тонком.

Import Mode (с англ. режим импорта ) лучше оставить Trace , для преобразование в кривые. С Negative (с англ. негатив ) , думаю, всё и так понятно. Так что кликаем кнопку «Generate ».

Шаг 4: перейдя в режим редактирования, двойным кликом по символу в бланке, Вам останется лишь исправить неровности, подогнать размер и выставить линию отступа. Так же понадобится сделать и для других символов.

В целом, процесс создания шрифта нельзя назвать особо сложным. Здесь требуется терпение и масса времени. С помощью редактора шрифтов FontCreator это время можно во многом сэкономить, используя импорт и преобразование картинки символа в вектор. Тем не менее, даже такой вариант это немалый труд. На этом у меня всё. Спасибо за внимание. Удачи!

Мне кажется у многих из тех, кто увлечен рисованием буковок и создания леттеринга, в какой-то момент возникает мысль: а не превратить ли всю эту красоту в шрифт? Чтобы можно было не только любоваться на конкретную композицию, но печатать эти прекрасные буковки на настоящей клавиатуре и создавать еще больше красоты... Ну по крайней мере так было у меня:) Когда я осознала, что шрифт можно создать самостоятельно, у меня случился буквально переворот сознания (наверное, это именно то, что в английском называется «aha-moment»).

И я начала пытаться понять, как же это сделать. Информации было мало, а та, что была, была непонятная и сложная. Я заблудилась в этом дремучем лесу терминов и чуть было не забросила затею научиться создавать шрифты. Но каким-то чудом не сдалась, продолжила пытаться и сделала свой первый шрифт Bronks - далекий от идеала, но очень ценный в плане опыта. Про то, как создавался Бронкс я, кстати, уже писала . А сегодня хочу рассказать более подробно про процесс создания шрифта в целом, чтобы вам было проще понять, «ваше» ли это занятие и интересно ли вам будет пробовать.

ШРИФТ НАЧИНАЕТСЯ С БРИФА

ОТРИСОВКА ГЛИФОВ - ДЕЛО ДНЯ:)

Собравшись с духом, то есть с вдохновением, я обычно жду момента, когда у меня будет свободна хотя бы половина дня (в идеале - целый день) и сажусь за отрисовку глифов. Глифы - это символы шрифта, как буквы, так и цифры, и все эти знаки вроде плюса, запятой, вопросительного знака и так далее.

Насколько широко я отрисовываю шрифт - то есть сколько создаю глифов - зависит прямым образом от целевой аудитории. Понятно, что чем больше глифов - тем ценнее шрифт, но при этом есть глифы, на которые тратить время стоит, а есть - на которые не очень (например, если вы создаете стандартный хенддроун шрифт для условных малых бизнеов, широкая языковая поддержка будет куда актуальнее, чем все-все-все математические знаки, многие из которых я, честно говоря, увидела впервые в программе Glyphs:)). Подробно о том, какие глифы отрисовывать стоит обязательно, а какие - дополнительно и в каком количестве, я буду рассказывать в воркшопе про создание шрифта, над которым я усердно работаю (про него в конце заметки:)).

Коротко могу сказать, что первый шрифт я бы советовала делать простым и лаконичным, иначе, если будете сразу пытаться сделать и начальные, и конечные варианты букв, и кириллицу добавить к латинице, то вы просто не доделаете шрифт (а если доделаете, вряд ли это окупится, тк в шрифтоделании без ошибок не обойтись, умение видеть маленькие помарки и детали, которые влияют на качество шрифта, появляется только с практикой). Поэтому вначале лучше всего обойтись стандартным набором A-Z, a-z, 0-9, основные знаки препинания.

Почему я выделяю для отрисовки шрифта полдня-день? Потому что когда «ловишь волну», то есть нащупываешь некий стиль, атмосферу шрифта, то лучше отрисовать все в один заход, пока рука разработана. Это, наверное, касается больше рукописных шрифтов (другие делать пока не пробовала). Если отложить и попробовать нарисовать оставшуюся часть букв потом, они гарантированно будут отличаться, и уйдет время на то, чтобы снова «настроить руку» и начать попадать в общий стиль.

Отрисовка шрифта - это самый творческий процесс из всего действа. Если вы наивно полагаете, что создание шрифтов - это сплошное творчество и праздник вдохновения, спешу вас огорчить: творчество и рисование буковок занимают от силы 20% (чаще - меньше) времени, которое уходит на создание шрифта. Остальное - техника: сканирование, обработка, вытраивание алфавита, тюнинг, экспорт в программу, спейсинги и кернинги, настройки кода, тестирование и все такое прочее. Поэтому если вам хочется исключительно рисовать буковки, а про техническую часть вам даже думать скучно, то лучше создавать леттеринг.

ЦИФРОВАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА

Когда шрифт нарисован, настает пора его оцифровывать. Моя цепочка обработки выглядит так: сканер - фотошоп - иллюстратор. В сканере выставляю максимальные настройки, в фотошопе делаю выше контраст и чуток чищу контуры, в иллюстраторе делаю трейс, нахожу алфавит (то есть расставляю буковки в последовательности, пробую «собрать» несколько слов, чтобы проверить, как все выглядит) и чищу-чищу-чищу буковки.

Про этап чистки - раньше мне казалось, что «а зачем чистить, это же рукописный шрифт». Но позже вскрылась вот какая деталь: чем больше точек в векторе, тем больше вероятность того, что шрифт будет всячески глючить - от отказа Glyphs (или иной программы, в которой шрифт будет собираться) экспортировать файл, до невозможности конечных пользователей юзать его без ошибок. Поэтому минимум точек - залог комфорта, и да, чистить-таки надо, даже шрифты с текстурой.

Чищу буковки в иллюстраторе я несколькими способами: во-первых, волшебным ластиком от Astute Graphics (часть платного плагина , про который я ), к сожалению бесплатной альтернативы хотя бы приближенного качества я не знаю, во-вторых, стандартным иллюстраторским карандашом - выделяю контур и делаю его аккуратнее.

После этого я готовлю шрифт к экспорту - это отдельная большая история, про которую в будет, скорее всего, аж несколько видео, - и переношу буковки в Glyphs.

ХОРОШАЯ ШРИФТОВАЯ ПРОГРАММА - ЭТО ВАЖНО

Собирать шрифт, то есть превращать буковки векторные в функционирующие, такие, которые можно набить на клавиатуре, в теории можно в разных программах. Если погуглить - вы найдете внушительные списки вариантов на любой вкус и кошелек. Не привожу названий здесь, потому что не готова рекомендовать то, чего не знаю/никогда не пробовала. Я работаю в прграмме Glyphs и знаю только, что все серьезные шрифтовые дизайнеры (те, которые продают шрифты) делают их или в Glyphs, или в Fontlab. Скорее всего это связано с тем, что более дешевые/бесплатные программы не дают всех тех опций, которые нужны для создания интересных шрифтовых историй.

Я в свое время выбрала Glyphs потому что хотелось, с одной стороны, сразу привыкать к «правильной» шрифтовой программе (то есть той, которую можно использовать для создания действительно продуманных, сложных, насыщенных элементами шрифтов, а не тыкаться месяц в какой-нибудь бесплатной только чтобы потом выяснить, что там нельзя создавать условные лигатуры), с другой стороны, я не была готова платить в несколько раз дороже за Fontlab. Судя по всему выбор был правильный - знаю людей, которые перешли с Фонтлаба на Глифс и говорят, что у последнего интерфейс понятнее:)

Хорошая шрифтовая программа - это важно, потому что именно там происходит волшебное превращение просто буковок в функционирующий шрифт. Если программа не дает возможности создать языковую поддержку - вы не сможете ее создать. Если нельзя добавить альтернативный набор прописных букв, то вы не сможете их добавить, даже если уже нарисовали.

После экспорта в Глифс я настраиваю много разных штук: буквенные группы, спейсинг (негативное пространство слева и справа от букв, если грубо), кернинг (расстояния между конкретными парами букв), добавляю языковую поддержку, лигатуры (особые варианты буквенных сочетаний), начальные и конечные варианты (с длинными хвостиками-свошами-флоришами и вот этим всем) и альтернативные наборы, если предполагаются. Попутно настраивается код, чтобы у конечного пользователя все работало так, как я задумала, и без проблем. Вот этот этап, который я описала в пару предложений, это на самом деле то, что занимает около 70% времени при создании шрифта:) А коротко описываю я его не потому что жадина, а потому что про один только кернинг можно написать заметку в три раза длиннее этой, и все равно будет мало. В курсе про шрифты буду останавливаться на всех этих моментах очень подробно (вот как раз сейчас пытаюсь нащупать грань между «недостаточно подробно» и «слишком много информации для переваривания»).

Пошаговая инструкция, с иллюстрацией действий, по созданию шрифт с кириллицей в одной из наиболее популярных программ для создания шрифтов FontCreator.

FontCreator (с англ. создатель шрифтов ) — одна из наиболее популярных программ для создания шрифтов, разработанная компанией High-Logic под Windows.

В своей заметке я хотел бы пошагово рассказать вам о создании шрифтов, в частности в программе FontCreator. Не вдаваясь в лирику, приступим к делу.

Используя команду: File > New (Файл > Новый) – откройте окно New Font (с англ. Новый Шрифт ).

В поле Font family name (с англ. название семейства шрифтов ) введите, например: «My Font». Для Character set (с англ. набор символов ) выбирает: «Unicode (characters)». Для Font style (с англ. стиль шрифта ): «Regular». И для Predefined outlines (с англ. встроенные контуры ): «Don’t include outlines» — что позволит создать чистый бланк силуэтов.

Перед вами появится бланк с силуэтами некоторых символов, цифр и латинских букв. Для того чтобы добавить кириллицу понадобится сделать следующее:

Теперь можно приступить к созданию самих символов. Помимо векторного редактирования, с использованием соответствующих инструментов, FontCreator позволяет создавать символы из картинок, путём их преобразования в векторное изображение. Понятно, что для каждого символа придётся создать отдельную картинку. Приступим.

Для наглядности, я нарисовал письменную букву «А». В принципе, уже после сканирования этот файл картинки можно использовать для импорта. Выбрав образ нужного символа, используйте команду Tools > Import Image… (Инструменты > Импорт Изображения…) для открытия окна Import Raster Image (с англ. Импорт растрового изображения ).

В открывшемся окне нажмите кнопку Load… (с англ. загрузить ) и выберите соответствующий файл картинки. Передвигая бегунок Threshold (с англ. порог ) вы можете контролировать уровень затемнения изображения, используемого для генерирования контура будущего символа. Также вы можете использовать фильтры: Smooth Filter (с англ. фильтр сглаживания ), Erode (с англ. размывать ) — делает шрифт более жирным и Dilate (c англ. разширять ) — делает шрифт более тонким. Import Mode (с англ. режим импорта ) лучше оставить «Trace» для преобразования картинки в кривые. С Negative (с англ. негатив ) думаю всё и так понятно. Так что кликаем кнопку «Generate».

Адама Сэвиджа. В начале дня у него есть только материалы, а в конце он становится обладателем чего-то, что он хотел.

Поэтому я бросил себе вызов: создать с нуля абсолютно новый шрифт и отправить его в Google Fonts за 24 часа.

В старом блокноте у меня были эскизы нескольких букв. Я хотел создать узкий шрифт без засечек, который можно будет использовать на постерах или на других больших изображениях. Во время работы в Men’s Health я использовал шрифты вроде Tungsten или Heron , которые выглядят ужасно в тексте, но отлично смотрятся в заголовках или промоматериалах (которые и были моей основной работой). Это был стиль, который я и хотел создать.

Очень грубые наброски

13:00, среда

Я отправился в Adobe Illistrator с двумя-тремя буквами, которые были у меня в эскизах. Я создал сетку из пяти строк – для линии нижних выносных, базовой линии, линии строчных, линии прописных и линии верхних выносных букв. Затем я определил ширину прописных букв и толщину основного штриха.

Я много читал о пропорциях букв и измерил некоторые существующие шрифты, чтобы определить, какое отношение должно существовать между прописными и строчными буквами. Я составил несколько правил:

  • Линия строчных = 2 × высота линии верхних выносных / высота линии нижних выносных
  • Ширина основного штриха = ¼ ширины прописной буквы
  • Ширина строчной буквы = ¾ ширины прописной буквы

Вот как это выглядит на иллюстрации


Сначала я создал буквы O и B. Я решил, что эти буквы будут иметь не форму овала, а форму скругленного угла. Многие буквы будут выглядеть, как высокий прямоугольник, но O, B и D будут иметь скругленные углы вместо овалов.

Внешний угол имеет радиус 12 мм, а внутренний - 6 мм. С этими правилами я начал создавать прописные буквы.

Мой шрифт был очень простым, но с одним «украшением». Любая апертура, то есть, срез концов полуовала, должна была быть отрезана под углом. Самыми сложными буквами стали G и K.

Затем я приступил к строчным буквам. Это было сложнее, но с установленными правилами работать было проще. Я использовал больше «украшений», особенно в верхних выносных и нижних выносных элементах. Самыми сложными стали буквы f, g, a и e, так как они были абсолютно новыми.

21:00, среда

Я перешёл к другим символам, таким как восклицательный и вопросительный знаки. Я стал работать быстрее и успел создать около 35 знаков.

Утро четверга

Утром я довольно быстро закончил цифры от 0 до 9 и начал создавать файл с шрифтом. Это было совершенно новым опытом. Мой знакомый каллиграф Иэн Барнард посоветовал для этого программу Glyphs . Я скачал программу, посмотрел несколько обучающих видео и понял, что неверно создал файл в Illustrator. Поэтому мне пришлось вставлять каждый символ вручную и подгонять его под правила программы.


10:00, четверг

Я начал заниматься интервалами и кернингом. Это было ужасно долго. Прежде чем заняться этим, нужно освоить множество сочетаний клавиш в программе. И перед кернингом вам нужно сделать интервал как можно ближе к тому, что вы хотите видеть в итоге. Для этого нужно измерить ширину отверстия в букве О и разделить ее на три. Такой интервал стоит поместить слева и справа от буквы.

11:00, четверг

С расставленными интервалами я приступил к кернингу. Это стало очень болезненным процессом. Сначала я зашёл на этот сайт и вставил в их текст для кернинга свой шрифт.

В интернете в свободном доступе имеются сотни самых разных шрифтов, в том числе экзотических и рукописных, но даже такое их обилие окажется совершенно бесполезным, если вам нужен шрифт, имитирующий ваш собственный почерк. Причины, по которым может понадобиться такая имитация, могут быть различны, но дело не столько в причинах, а в том, как её реализовать.


Оказывается, что очень просто. Для этого понадобиться программа High-Logic FontCreator и немного усидчивости и терпения.

Перед тем как перейти к описанию процесса, позвольте сказать пару слов о самой . Предназначается эта программа для создания и редактирования шрифтов. С её помощью вы можете обновлять существующие и добавлять новые символы, исправлять их разметку, просматривать и устанавливать шрифты, исправлять некорректно отображаемые шрифты, а также преобразовывать изображения в текст.

Некоторые полезные сведения

Итак, устанавливаем и запускаем программу. Далее в главном меню выбираем File -> Open -> Font File и открываем любой кириллический шрифт , заранее скопированный в удобную вам папку. FontCreator проанализирует и выведет его содержимое во внутреннем окне, каждая ячейка которого будет содержать определённый символ.

Если по такой ячейке кликнуть два раза, программа откроет символ в небольшом окошке, имеющем разметку в виде сетки с направляющими.

Захватывая мышкой маркеры, можно изменять размер шрифта, его высоты и ширину, угол наклона, а также форму самих контуров.

Что касается направляющих. В FontCreator их семь: WinDescent, BaseLine, x-Height, CapHeight, WinAscent и ещё две вертикальных без имени.

BaseLine - опорная линия привязки, на которой «стоит» шрифт.
CapHeight - определяет высоту заглавных букв.
X-Height - определяет высоту строчных букв. Исключение составляют строчные буквы рукописных шрифтов, имеющие вверху «хвостик» . Высота таких символов определяется линией CapHeight .
Линии WinDescent и WinAscent служат для ограничения символов, имеющих дополнительные элементы, например, чёрточку в «И» кратком или хвостик в «Щ» или «р».
Безымянные вертикальные линии определяют ширину символа. Для каждого символа она своя.

Мы можем об этом даже не подозревать, но все эти линии учитываются текстовыми редакторами, благодаря чему буквы в тексте не наслаиваются друг на друга, не располагаются одна выше другой, а стоят ровно, как вымуштрованные солдаты на параде.

Создание собственного рукописного шрифта

Возьмите обычный лист белой бумаги формата А4 и напишите на нём в ряд все буквы (строчные и заглавные), а также все символы, которые вы предполагаете использовать при печати. Писать лучше всего чёрной гелевой ручкой, чтобы символы на листе были чёткими и хорошо выделялись. Далее сканируем лист в изображение формата JPEG или PNG . Если у вас есть устройство с поддержкой рукописного ввода стилусом, используйте его.

Выделяем символ на изображении и копируем участок в буфер обмена. Далее идём в FontCreator, находим тот же символ в таблице ячеек, двойным кликом открываем его в редакторе, выделяем и жмём кнопку Dеlete , а на его место вставляем наш выделенный участок изображения (в меню Edit -> Paste) .

Программа распознает картинку и преобразует её в доступный для редактирования контур. Теперь осталось выполнить масштабирование контура таким образом, чтобы его верхушка совпала с линией x-Height , если это строчная буква и с CapHeight , если это буква заглавная. Привязка к линии BaseLine производится автоматически. «Хвостики» букв «р» , «у» , «в» , «б» привязываем к WinDescent или WinAscent соответственно.

Чтобы не получилось никаких накладок и созданный вами рукописный шрифт выглядел естественно, правую вертикальную направляющую перетаскиваем в крайнюю правую точку масштабированного символа.

Точно таким же образом заменяем все нужные вам символы. Работа может показаться вам долгой и утомительной, но результат стоит приложенных усилий. После того как все символы будут заменены, экспортируем проект в нужный формат шрифта и производим его установку в систему.

Использованная в примере программа High-Logic FontCreator является лучшим инструментом для создания и редактирования шрифтов. К сожалению, она платная и при работе в пробном режиме не позволяет экспортировать проекты в готовые для установки форматы шрифтов. Но кто ищет, тот всегда находит. Полагаем, найти в интернете пусть и не самую свежую, но вполне рабочую версию для вас не составит особого труда.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.