Урок разряды числительных. План-конспект урока «Количественные числительные. IV. Введение в тему урока

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками разных разрядов количественных числительных.

1.Формировать умение грамотно и правильно писать числительные.

2.Развивать связную устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывать любовь к родному языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Оборудование:

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

Сегодня мы продолжим изучение интересной темы “Имя числительное”. Вспомним всё, что вы узнали об этой части речи на предыдущих занятиях, а также познакомимся с новой информацией по теме. Так как тема урока тесно связана с математикой, то в качестве эпиграфа мы возьмём такие слова: “Без грамматики не выучишь математики”

I. Взаимопроверка домашнего упражнения 193.

А) Языковая разминка. “Что интересного я подготовил об имени числительном?”

Семь пятниц на неделе.

За тридевять земель.

Народу собралось тьма.

Б) Народные загадки с числительными:

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна).

Четыре братца под одним шатром стоят. (Стул).

Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ль досталось? (По полпирога).

В) Кто быстрее? Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят числительные.

Устно составляем предложения с 2-3 фразеологизмами. Одно предложение записываем, выполняем синтаксический разбор. Обращаем внимание учащихся, что фразеологизм-это один член предложения.

Вова за один присест управился с заданием.(4)

3) Выбери правильный ответ.

1. Имя числительное- часть речи, которая обозначает:

а) количество предметов;

б) качество предметов;

в) признак предметов.

2. По составу количественные числительные бывают (найдите неверное утверждение)

а) простыми; б) средними; в) сложными; г) составными.

II. Объяснение нового материала

  1. Работа с учебником. Учащиеся рассматривают материал для наблюдения на с. 93

А) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Б) В гору-то семеро тащат, а с горы один столкнёт.

В) Один дурак пятерых умных ссорит.

Г) Одна десятая секунды отделяла спортсмена от победы.

Д) Две третьих пути все ехали молча.

Прочитайте предложения. Как понимаете смысл пословиц?

Найдите и выпишите количественные числительные.

Все ли числительные в данных предложениях являются количественными?

Как вы думаете, есть ли разница в обозначении количества при использовании этих числительных?

Что обозначают эти числа?

На основе наблюдений сформулируйте тему урока. (Разряды количественных числительных)

Сформулируйте цель урока, опираясь на тему (Познакомиться с разрядами количественных числительных).

Исходя из цели урока, сформулируйте задачи. (Учиться отличать числительные одного разряда от другого; правильно употреблять в речи; совершенствовать умение правильного написания числительных).

2 Прочитайте правило на с.93.Сформулируйте вопросы по прочитанному материалу.

  1. Оформите теоретические сведения в тетрадь для опорных конспектов (Самостоятельно)

Разряды количественных числительных.

4 Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?

III Закрепление изученного.

1.Упражнение 195. Письменно, по заданию.

2. Распределительный диктант. Распределите данные числительные по группам:

А) числительные, обозначающие целые числа;

Б) числительные, обозначающие дробные числа;

В) числительные собирательные.

Два, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна девятая, одиннадцать, семеро,

3 . Словарная работа.

Поясните смысл слова.

Дайте толкование его лексического значения.

Прочитайте в толковом словаре значение слова “диктор”. Диктор-человек, ясно, чётко проговаривающий слова для большой аудитории.

Побуквенно проговорим слово по слогам.

Запишите слово в тетрадь.

Закройте глаза, постарайтесь запомнить орфографический облик слова, (шёпотом) по слогам побуквенно его проговаривая.

Составьте со словом “диктор” словосочетание или предложение.

4.Устный диктант. Мы дикторы. Задача. Правильно проговорите сочетание числительного и существительного. Определите разряд количественного числительного.

Разность 200-100

Частное 99:11

Сумма 120+25

5 целых две пятых + 4 целых 2/4

Отношение 99 к 11

Убедились в том, что без грамматики не выучишь математики?

5. Прочитай текст. Какой это тип текста? В каком стиле он написан? Числа запиши словами. Определи разряд количественных числительных.

Территория Красночикойского района составляет 28 тысяч квадратных километров, что составляет 6,6% территории Забайкальского края. По общей конфигурации район представляет вытянутый с запада на восток неправильный четырёхугольник протяжением в этом направлении около 250 километров, и с севера на юг около 160 километров. Хребты в верховьях рек Чикой и Чикокон имеют высоты около 2000-2250 метров.

IV. Итог урока.

1. Назовите разряды количественных числительных.

2. Дайте развёрнутое определение количественных числительных с указанием изученных постоянных признаков.

3.Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:

1. Правило с. 93. 2. Закончить работу с текстом.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Тема: Количественные числительные

Цели :

Учебная: закрепление умений правильного написания числительных, различение количественных и порядковых числительных, определение морфологических признаков этой части речи, знакомство с разрядами количественных числительных, повторить правописание словарных слов.

Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.

Оснащение:

    карточки с текстами;

    макет газеты “Волшебное число”.

    видеопроектор

Межпредметные связи: русский язык и математика.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

На уроке мы повторим все то, что мы знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового.

А проведём урок в форме деловой игры: “Редакция”. Попробуем сами выпустить газету, которая будет называться “Волшебное число”.

Мы привыкли записывать числа цифрами. Теперь мы знаем, числа можно записать и словами. Вот об этих удивительных, волшебных числах и наша газета.

2. Лексическая работа.

Учитель: На доске записаны новые слова, которые будут сегодня звучать на уроке:

Редактировать, Редакция

Журналист

Запишите их в тетради-словари, запомните написание и подумайте над лексическим значением.

Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Редакция –

1. Помещение, где редактируют какое-нибудь издание.
2. Группа работников, редактирующих текст.

1. Раздел, подразделение.
2. Заголовок раздела в газете.

(На доске вы видите в нашей газете три рубрики)

Журналист – литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах.

На прошлом уроке мы с вами знакомились со словами корректор и корреспондент. Напомните, чем занимаются эти люди?

Учащиеся: ( эталон ответа ) Корректор – работник типографии, занимающийся исправлением ошибок на оттиске типографического набора. Корреспондент – автор сообщений о текущих событиях.

Учитель: В нашей редакции будет три отдела: редакторов, корреспондентов и журналистов.

Все ли готовы работать в нашей редакции покажет разминка .

Итак, начнем! Открываем тетради записываем число.

    Актуализация знаний.

Словарная работа с самопроверкой.

А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

четыреста

Полученный результат разделить на 2

двести

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

10.

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

10.

От полученного результата вычесть 5

шесть

11.

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

12.

Десять одинаковых предметов

десяток

Какое число получилось? Молодцы!

А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

    Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным.

    Почему другие слова не являются числительными?

    Дайте определение количественного числительного.

Числительные

    Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?

Числительные, состоящие из одного слова - простые, из двух или более слов- составные.

Учитель проходит и смотрит, как учащиеся справляются с заданием.

Проверка: один ученик читает, как он выполнил, остальные проверяют, обсуждают.

Учитель: Теперь я вижу, что все готовы к работе в редакции. Приступаем. Работаем дружно, сосредоточенно. Экономим время. Газета должна быть готова к концу урока.

1-я рубрика: “Вести из школы”

Задание для всех отделов на повторение.

( Учащиеся получают карточки с текстом )

Учитель: Наши корреспонденты побывали на отчётном собрании в 6-А классе. Вот их сообщение.

В редакцию они предоставили выступление командира класса.

Товарищи одноклассники! В этом месяце наш пятый “а” класс добился огромных успехов. Мы завоевали первое место в соревновании с пятым “б” классом за лучшую успеваемость и лучшее поведение. В этом месяце нами получено сто пятьдесят семь пятерок. Это на две пятерок меньше, чем в “б” классе. В этом месяце мы сдали макулатуры сто двадцать килограммов. Это, правда, на двадцать пять кг больше, чем в прошлом месяце, но зато на восемь килограммов меньше, чем в “б” классе. И, наконец, в этом месяце мы участвовали на спортивных соревнованиях четыре раза. Правда, этот показатель у нас одинаков с “б” классом.

Задание:

1. Определить, какими частями речи являются выделенные слова.
2. У числительных определить грамматические признаки – простое или составное, количественное или порядковое.

Ответ: ( учащиеся записывают в тетрадь )

1. шестой – числительное, простое, порядковое;
2. первое – числительное, простое, порядковое;
3. сто пятьдесят семь – числительное, составное, количественное;
4. две – числительное, простое, количественное;
5. двойки – существительное;
6. девятнадцать – числительное, простое, количественное;
7. три – числительное, простое, количественное;
8. три тысячи семьсот - числительное, составное, количественное;
9. двести - числительное, простое, количественное;
10. восемь - числительное, простое, количественное;
11. тридцать один - числительное, составное, количественное.

Проверка – светофорами.

2-я рубрика: “ Повторенье – мать ученья”

Учитель: При работе над этой рубрикой нам придётся разделиться, чтобы собрать как можно больше материала. Редакторы займутся редактированием упражнения №353. Здесь числа в предложениях записаны цифрами. Ваша задача записать их словами.

Журналисты, творческие личности, постараются вспомнить и записать как можно больше пословиц, поговорок и загадок с числительными. Сверху над числительными укажите разряд (количественные или порядковые).

Корреспонденты отправятся на урок математики и попробуют решить задачу.

Задача: В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 110 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б. Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух.

Задание:

1. Запишите числительные, которые читал мальчик, словами.
2. Посчитайте, сколько раз была написана вами буква ь.
3. Сколько сложных числительных он назвал?

Ответ:

1. Восемьсот девяносто, семьсот восемьдесят, шестьсот семьдесят, пятьсот шестьдесят, четыреста пятьдесят, триста сорок, двести тридцать, сто двадцать, десять.
2. 11 раз.
3. 8 сложных числительных.

Проверка:

1. Вслух зачитываем пословицы журналистов. (Предполагаемый ответ: Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. В пяти колодчиках сидят пять молодчиков. Пять братьев годами равные, ростом разные. Семь пятниц на неделе. Четыре брата стоят под одной шляпой, одним кушаком подпоясаны.)
2. Выполнение упражнения проверяется взаимопроверкой.
3.
Решение задачи разбирается вместе с учителем . Корреспонденты называют свои ответы, написание числительных сверяют с правильной записью на доске.

3-я рубрика: “Узнаём новое.

Ребята,теперь я предлагаю вам послушать диалоги человечков, с которыми я встретилась в парке. Внимательно слушайте.

В стране Числительное, в г. Количественное живут странные человечки. Наши корреспонденты встретились с ними и записали разговор между ними.

Вот откуда-то из-за угла появилась группа человечков.

Мы сегодня в парке посадили сто двадцать восемь деревьев. Будет ЦЕЛЫЙ лес.

А я сорвала одиннадцать ромашек – получился ЦЕЛЫЙ букет, - похвасталась одна местная жительница.

Нас пять человек, но мы ЦЕЛЫЙ класс, - заявили человечки с рюкзаками за спиной.

(Показ слайда №1)

Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что все числительные употребляют одно и то же слово? Какое? (Целый). Правильно, они так и называются – «числительные, обозначающие целые числа» . (Показ слайда №2, запись числительных в тетрадь)

Со следующей группой я встретились в небольшом, уютном кафе. Человечки заказывали блюда и напитки, но делали это как-то необычно:

Мне, пожалуйста, одну вторую яблока, - попросил один.

А мне только одну третью стакана сока, больше я не осилю, - говорил другой.

У продавца были очень точные весы, а на стаканчиках, в которых продавался сок, мы заметили деления.

За соседним столиком резали пирог.

Давайте одну четвёртую часть съедим сейчас, а три четвертых унесём с собой, - внёс предложение человечек с линейкой в руках.

(Показ слайда №3)

Почему вы так любите всё делить? – поинтересовались мы.

А мы числительные очень справедливые и точные. Мы привыкли всё резать, отмерять, делить, ДРОБИТЬ. Мы так и называемся…… Догадались как?

(Дробные числительные)

(Показ слайда №4, запись числительных в тетрадь)

А вот у наших братьев в соседнем дворе свои порядки, - сказал один из человечков, - познакомьтесь с ними поближе.

Братья, как выяснилось, тоже жили в языке по особым законам. По улицам города они никогда не ходили по одному. Вот показалась пара:

СОБИРАЙСЯ, народ! Нас двое ! Мы идем прыгать в классики! Присоединяйтесь!

Заинтересовавшиеся подходили, узнавали, в чём дело, и вот уже через минуту выкрикивали:

Нас трое ! Ой, нет, теперь четверо ! Мы идём прыгать в классики! СОБИРАЙСЯ, народ!

Затем снова:

Нас уже семеро ! Присоединяйтесь!

(Показ слайда №5)

Что вы так кричите? – полюбопытствовали мы.

Народ СОБИРАЕМ! Вот уже семерых собрали. Нам скучно, и мы хотим СОБРАТЬ как можно больше человечков в свою компанию. Мы ведь так и называемся ……….. (Собирательные числительные)

(Показ слайда №6, запись числительных в тетрадь)

Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть числительные, указать их разряды.

( Запись на доске и в тетради )

Целые (целые числа)
Количественные дробные (дробные числа)
Cобирательные (несколько предметов как одно целое)

Работа с учебником. Упр. №356

Задание дифференцированное:

Редакторы – в каждую колонку записать по два правильных словосочетания из упражнения.

Корреспонденты – в каждую колонку записать одно словосочетание из учебника, второе придумать.

Журналисты – в каждую колонку записать по два придуманных словосочетания.

Проверка: взаимная.

Итог:

Учитель: Потрудились хорошо. Создали свою газету для других школьников, которая поможет понять эту удивительную часть речи – имя числительное. (По ходу урока на ватман, где уже оформлены заглавия газеты и рубрик, прикрепляются напечатанные тексты с репортажем, с задачей, с пословицами, с записью нового материала. Получается занимательно-поучительная газета по русскому языку.)

Скажите, что на уроке мы с вами повторили?

Что нового узнали о числительных?

Что общего у целых, дробных и собирательных числительных?

Дом. Задание

Из нашей районной газеты выпишите словосочетания с числительными. Укажите разряд количественных числительных.

Конспект урока по морфологии, 6 класс

Преподаватель МАОУ «СОШ № 5 г.Челябинска»

Петухова С.С.

2013-2014 учебный год

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цели урока:

    Обучающая цель:

      1. познакомить с разрядами количественных числительных

        учить определять разряд количественного числительного;

        повторить («сверхзадачи»):

    правописание Ь в числительных и для смягчения согласных в середине слова;

    постановку знаков препинания при обращении;

    правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением путем подбора сложносокращенного слова;

    понятие ФЕ;

    изученное в разделе «Имя числительное»;

4. расширить лексический запас учащихся за счет новых лексем и ФЕ.

    Развивающая цель: развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, классифицировать, делать выводы, развивать связную грамотную речь.

    Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, к изучению родного языка, понимать учительное зерно народной мудрости, зафиксированной в народном слове - пословицах, поговорках, крылатых словах.

Тип урока: урок изучения нового материала по морфологии.

Оборудование:

    справочник,

    толковый словарь, ученические словари,

План урока:

    1. Орфографическая зарядка............................................................................2 минуты

      Проверка домашнего задания и опрос работающих у доски....................5 минут

      Изучение нового материала:

      • предварительная беседа.............................................................2 минуты

        работа с материалом для наблюдений......................................2 минуты

        работа с таблицей в справочнике..............................................4 минуты

4. Закрепление:

    устное морфологическое упражнение......................................5 минуты

    диктант с грамматическим заданием.........................................7 минут

    устный распределительный диктант......................................... 2 минуты

5. Словарная работа...........................................................................................5 минут

6. Задавание на дом...........................................................................................2 минуты

7. Итоги урока....................................................................................................4 минуты

Ход урока

1. Орфографическая зарядка.

У: Запишем сегодняшнее число. Двадцатое февраля. Классная работа. Обозначим орфограммы в записи числа. Как можно охарактеризовать числительное, исплдбзованное для записи числа?

Д: Двадцатое - числительное простое, порядковое.

У: Выполните морфемный разбор этого слова. Обратите внимание на выделение суффикса числительного. Вспомните правила выделения корня и суффикса в слове.

Образец записи числа после обозначения орфограмм.

Двадцатое февраля (февраль).

Классная (какая?) работа (прораб).

Образец выполнения морфемного разбора.

д в а д ц а т о е 2 - числ.

2. Проверка домашнего задания и опрос :

    работа проверяющих;

    проверка выполнения письменного домашнего задания.

Один ученик записывает на доске колонку «Ь в середине числительных» с обозначением орфограммы. При проверке формулирует правило.

Второй ученик выписывает на доску составленные предложения, графически объясняя постановку знаков препинания, и выполняет морфемный разбор.

Остальные по цепочке читают колонку «Ь для обозначения мягкости», объясняя условия выбора орфограммы.

Образец выполнения домашнего задания (упр. 354)

семьдесят

восемьдесят

шестьсот

пятьдесят

возьми польза сельдь

помощник нянчить вскользь

четырьмя кочка почка

письмо меньше восьмой

седьмой каменщик

помощник - сущ., (г//ж//щ)

Дима, сложи восемьсот и пятьдесят.

Пожалуйста, одолжи мне семьдесят рублей, Катя!

3. Изучение нового материала .

Предварительная беседа.

У: Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

Д: Мы изучаем морфологию.

У: Что изучает морфология?

Д: Морфология изучает слово как часть речи.

У: Сейчас мы продолжаем узнавать новое о числительном. На какие две большие группы делится имя числительное? Что обозначают числительные каждой группы?

Д: Имена числительные бывают количественными, если обозначают количество предметов, и порядковыми, если обозначают порядок предметов при счете.

Работа с материалом для наблюдений, записанным на доске.

Материал для наблюдений.

семь десятых

семьдесят

семидесятый

У: Прочитайте слова, записанные на доске. К какой части речи они принадлежат?

Д: Это числительные.

У: Какие из них порядковые, а какие количественные?

Класс определяет, один из учащихся подписывает.

Материал для наблюдений после определения группы числительных.

семь десятых к

семьдесят к

семидесятый п

седьмой п

У: Но все количественные числительные в нашем примере разные. Какое количество предметов они обозначают?

Д: Целое число (семь, семьдесят), дробное число (семь десятых).

У: А семеро?

Учащиеся рассматривают таблицу в справочнике, узнают о целых, дробных и собирательных числительных, их морфологических признаках, приводят свои примеры на каждый разряд.

Таблица в справочнике.

Разряды числительных

обозначают целые числа

2, 110, 3860

обозначают дробные числа

3 4 2 2,1 5,4

5 11 7

обозначают несколько предметов как единое целое

трое, семеро, четверо

обозначают порядок предметов при счете

первый, шестой, сорок первый

2. Состав

числитель - количественное числительное, знаменатель - порядковое числительное в Р.п.

две пятых, семь восьмых

3. Изменение (склонение)

один, два - изм. по числам, родам, падежам;

другие - по падежам

при склонении изменяются обе части

три пятых - тремя пятыми

склоняются как прилагательные во множественном числе

четверо - четверых (ср. веселых)

Изменяются по родам, числам, падежам. Простые: склоняются как прилагательные (на пятом этаже).

Составные: склоняется последнее слово (на тридцать пятом этаже)

4.Употребление в речи

У составных числительных склоняются все слова, из которых оно состоит

семь десят - семидесяти

И=В полтора часа, полторы минуты

Р=Д=Т=П полутора часов, полутора часам, полутора часами, о полутора часах

С собирательными числительными не сочетаются:

1. сущ. жен. рода (две девочки)

2. сущ, обозначающие единичные неодушевленные предметы (два стола),

3. названия взрослых животных (два медведя)

5. Образование

Й- : два - дво[йэ]

Ер- :пять - пятеро

десять - десятеро

1. от количественных числительных пять - пятый

2. сложением: триста - трехсотый

3. от количественных при помощи другого корня: один - первый

6. Синтаксическая роль

Двое друзей пошли в кино.

А кино мы встретили троих одноклассников.

Я сижу за первой партой.

Я, Иванов Сережа, родился первого января 1991 года.

4. Закрепление.

    Упражнение № 356 - устно.

Исправить ошибки в распределении числительных по разрядам. Разъясняются причины ошибок.

Образец таблицы после исправления.

Числительные,

обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные

Семнадцать рублей Тринадцать походов

Двадцать два градуса

Восемь груш

Одна пятая сада

Две десятых урожая

Пять седьмых пути

Три четвёртых метра

Трое суток Четверо малышей

Двое очков

Пятеро друзей

    Запись под диктовку с грамматическим заданием.

Записать предложения под диктовку, определить разряд количественных числительных. Образец записи.

собир. целое целое целое дробн.

Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь - один раз отрежь. К одной

дробн.

седьмой прибавить пять седьмых.

У: Число 7 не простое. Оно с древних времен считалось священным и было весьма распространено. Сколько дней в неделе? Что такое святая седмица? Это не случайно! Вспомните пословицы, поговорки, крылатые выражения, где бы упоминалось число 7.

Д: Семь чудес света.

До седьмого пота.

Семь пядей во лбу.

Семь верст до небес.

Семь верст киселя хлебать.

Быть на седьмом небе.

Семь пятниц на неделе.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Спустить семь шкур.

Объясняется значение каждой фразеологической единицы.

Записать три ФЕ и определить разряд числительного.

3. Физминутка. Устный распределительный диктант.

Если прозвучит целое числительное - хлопок над головой, дробное - дробь ногами, собирательное - подружитесь с соседом, пожмите друг другу руки.

Ц С Д С С Ц С Д Д

Семь, трое, три пятых, двое, десятеро, пять, пятеро, одна пятая, две

седьмых, одна девятая.

5. Словарная работа.

У: К какому разряду числительных относится числительное тысяча?

2. Справочник на странице 56 - рассказ о разрядах количественных числительных.

Дается инструктаж по выполнению упражнения.

7. Итоги урока.

У: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Д: Количественные числительные делятся на три разряда: целые, дробные, собирательные.

У: Выяснить, насколько хорошо вы научились отличать числительные одного разряда от другого, а также насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков, нам поможет игра «Третий - лишний!»

1. Два, две шестых, вдвое - (наречие).

2. Двое, двумя, двойка - (сущ.)

3. Двадцать два , двенадцать, два - (составное).

4. Четыре шестых, четверо, четвертый - (порядковое).

5. Сорок четыре , сороковой, четвертый - (количественное).

6. Шесть , семеро, девятеро - (целое).


Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока : Количественные числительные и их разряды.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс : 6

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока :

Обучающая цель: - сформировать умение определять разряд количественных числительных; - сформировать умения различать и правильно писать целые, дробные и собирательные числительные; - закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное; - расширить лексический запас учащихся; - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки. Развивающая цель: - развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Воспитывающая цель: - вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: объясняют положительные и отри цательные оценки поступков (в том числе неодно значных) с позиции общечеловеческих и нацио нальных гражданских ценностей.

Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнитель ные средства.

Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты.

Коммуникативные: понимают точку зрения авто ра, владеют правильным типом читательской дея тельности; самостоятельно используют приемы изучающего чтения при работе с различными тек стами, а также приемы слушания.

Деятельность учителя

Проверка домашнего задания. 1. Опрос по теме «Имя числительное», «Имена числительные простые, сложные, составные». - Что такое имя числительное?

На какие разряды делятся имена числительные?
- Какими членами предложения могут быть имена числительные?
- На какие разряды делятся имена числительные по строению?
- Чем отличаются друг от друга простые, сложные и составные числительные? Приведите примеры.

Расскажите о правописании Ь в именах числительных.

Как склоняются простые, сложные и составные количественные числительные?

2. Словарный диктант. Нисколько не интересный случай, туристская группа; не веселый, а грустный мотив; непродолжительное ненастье, миллион алых роз, песцовый воротник, камышовые заросли, лицевой счет, низкий каблук, дешевый костюм, ситцевое платье, освещать свечой, искусный мастер, искусственные цветы, миллиард звезд.

Отвечают на вопросы учителя. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?» и «какой?»
На количественные и порядковые.

Имена числительные могут быть любыми членами предложения.

По строению имена числительные делятся на простые, сложные и составные.
Простые числительные состоят из одного корня: пять. Сложные числительные состоят из двух и более корней: семьдесят. Составные числительные состоят из двух и более слов: двадцать пять.

В простых числительных 5-20 и 30 пишется Ь на конце слова. В сложных числительных 50-80 и 500-900- в середине слова пишется Ь.
При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части слова: пятьсот, пятисот, пятьюстами. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова: у двухсот двадцати пяти студентов. При склонении сложных порядковых числительных первая часть всегда стоит в форме Р.п., вторая – согласуется в роде, числе, падеже с тем словом, от которого зависит: шестидесятый день – шестидесятого дня. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: двести двадцать пятый день.

Пишут словарный диктант самостоятельно. При проверке оценивают друг друга.

1. Самостоятельное добывание знаний. Работа с теоретическим материалом учебника, § 13, стр. 63-64, 66, работа с рубрикой «Знаете ли вы, что…» на стр. 67. 2. Беседа по восприятию теории учебника.
- Какие бывают количественные числительные? Приведите примеры.

Что обозначают целые, дробные и собирательные числительные? Приведите примеры.

С какими частями речи употребляются собирательные числительные? Приведите примеры.

3. Работа с текстом. - Послушайте текст, перескажите друг другу в парах. Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирана, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. (В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь)

Самостоятельно, в парах, работают с теорией учебника. Обсуждают теорию учебника между собой, потом отвечают на вопросы учителя.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых), собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количество (десять книг). Дробные количественные числительные обозначают часть от целого либо целое и его часть или количество (две третьих класса). Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое (двое ножниц).
Собирательные числительные употребляются: с существительными: - называющими лиц мужского пола (двое мужчин); - дети, ребята, лицо (в значении «человек»), люди (трое людей); - обозначающими детенышей животных (семеро козлят); - имеющими форму только множественного числа (двое саней); - называющими парные предметы (двое носков); с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое).

Работают над текстом в парах, пересказывают друг другу.

Двое друзей; шестеро щенков; пять книг; одна вторая метра; семь раз отмерь, один – отрежь; пятнадцать килограмм; триста сорок грамм; двое очков; пять яблок; на улице минус десять градусов; сорок восемь рублей; из-за холодов погибло почти две третьих урожая зерна; у нас в этом году всего трое отличников.

2. Работа с тренировочными упражнениями учебника .

Определение синтаксической роли числительных в тексте.

Упр. 79.

Определение разряда числительных.

Упр. 80, 81, 82.

Объяснение значений фразеологизмов.

Упр. 83.

Решение шутливой задачи.

Упр. 84.

Составление словосочетаний с собирательными числительными.

Упр. 85.

Работа с рубрикой «Проверяем себя».

1. Расскажите о разрядах количественных числительных.

2. В чем особенность сочетания собирательных числительных с существительными?

3. Найдите в каждом столбике четвертое «лишнее». Объясните, почему оно «лишнее».

1) шестнадцать, одиннадцать, двадцатый, двенадцатый;

2) пятый, шесть, седьмой, десятый;

3) тройной, тройка, трижды, третий;

4) три, третий, в-третьих, трое;

5) перво-наперво, впервые, во-первых, первый;

6) восемьсот, двести, двухсотый, двадцать.

- Домашнее задание. § 13 упр. 86 (Исправление ошибок в употреблении собирательных числительных), словарный диктант на стр. 67.

§ 1 Разряды числительных

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что в повседневной жизни сложно обойтись без специальных слов — имен числительных, при помощи которых мы можем определить ту или иную дату, сообщить номер телефона, найти сумму, разность, остаток и многое другое.

Используя эту часть речи, мы ведём диалог с продавцом в магазине, консультируемся у врача и активно употребляем при ответах на занятиях в школе.

В этом уроке познакомимся с разрядами количественных имён числительных.

Имена числительные, обозначающие отвлечённое число или количество предметов, делятся на три грамматических разряда:

Количественные числительные, обозначающие целые числа;

Собирательные;

Дробные.

§ 2 Количественные числительные

Первая группа числительных обозначает целое число (три, двенадцать, семьдесят восемь).

Вторая группа числительных - собирательные - обозначает несколько предметов как одно целое. Такие числительные сочетаются с существительными, употребляющимися только в форме мн.ч. и с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (семеро друзей, пятеро детей, трое волчат).

Последняя группа - дробные числительные - обозначает дробные величины (три седьмых, две третьих, одна шестая).

Числительные всех групп мы систематически используем в речи.

На уроках математики чаще всего обращаемся к дробным числительным и числительным, обозначающим целые числа. Вот как звучит одно из заданий в учебнике:

«Запишите пять раз подряд число 80. Прочитайте получившееся число.»

Для записи данного примера используются два количественных числительных: 5 и 80.

Они являются целыми.

На уроках литературы часто происходит знакомство с разными фольклорными жанрами. Познать народную мудрость помогают такие пословицы, как «Семеро одного не ждут» и «Двое пашут, а семеро - руками машут». В этих пословицах количественные числительные семеро и двое являются собирательными, поскольку обозначают группу людей как одно целое.

Путешествие по нашей стране на уроке географии также не обходится без помощи цифр. Читаем в учебнике:

«Россия занимает одну шестую часть суши».

В данном предложении используется дробное числительное - одна шестая.

Как видно из примеров, имена числительные всех разрядов широко применяются и в быту, и на школьных занятиях.

А теперь попробуем вместе распределить художественные произведения и пословицы, в которых упоминаются числительные, по группам.

В первую колонку впишем выражения с числительными, обозначающими целые числа. Во вторую - с собирательными. В третью помещаем фразы с дробными числительными.

Целые числа

Собирательные

«35 кило надежды»

«Трое в лодке, не считая собаки»

«Три дня молол, а в полтора съел»

«Три товарища»

«Пятеро из одного стручка»

ИТАК, количественные имена числительные делятся на следующие разряды:

Числительные, обозначающие целые числа;

Собирательные числительные, обозначающие несколько предметов как одно целое;

Дробные числительные, обозначающие не целые, а дробные величины.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
  5. Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.