Что является объектами государственного экологического мониторинга. Экологический мониторинг. Государственный экологический мониторинг. Экологический мониторинг окружающей среды

Закон классифицирует нарушения законодательства как вредительство, направленное на личность или собственность. Имущественный вред имеет финансовое выражение и влечет за собой материальные последствия. Пострадавшая сторона вправе потребовать компенсацию понесённых потерь, то есть возмещения материального ущерба, если доказано, что убытки реальны.

Законодательная база

Основополагающий законодательный акт, который регулирует вопросы возмещения материального вреда – гражданский кодекс РФ. Глава 59 посвящена обязательствам граждан или юридических лиц вследствие причинения вреда за исключением 4 параграфа, который освещает вопросы компенсации за причинение морального ущерба. Таким образом, закон разграничивает материальный и моральный урон и квалифицирует эти понятия по-разному.

Трудовой кодекс также регулирует вопросы материальной ответственности в отношениях между сотрудником и нанимателем в главах 37-39, ст. 233, 237-250.

Основания для компенсации материального ущерба

Материальный ущерб пострадавшей стороне присуждается постановлением суда. Рассмотрение дела начинается после того, как истец подает исковое заявление. В нем отражается суть претензий и требование о восполнении понесенных убытков. Именно оно является основанием для начала судебного разбирательства.

Суд рассматривает вопрос об основательности претензии истца о том, что необходимо возместить материальный ущерб. Если принято положительное решение, то оно становится основанием для того, чтобы ответчик оплатил убытки. Если постановление суда с положительным решением отсутствует, то истец не имеет право требовать компенсации материального ущерба, ведь это значит, что суд не увидел веских оснований для удовлетворения иска.

Порядок возмещения

Не существует стандартного правила возмещения материального вреда. Порядок рассмотрения базируется на индивидуальных обстоятельствах дела, претензиях сторон, конкретных деталях каждого случая. Частные случаи отношений между сторонами могут быть рассмотрены на основании норм Трудового кодекса, например, взаимоотношения между сотрудником и нанимателем.

Порядок процедуры компенсации убытков в данном случае предусматривает обязанность ответчика добровольно погасить нанесенный материальный ущерб истцу. При этом работодатель должен предоставить весомые доказательства того, что ущерб реален и нанесен именно этим гражданином. Если сотрудник не согласен добровольно погасить долг, работодатель имеет право обратиться в суд.

Таким образом, алгоритм возмещения убытков должен происходить поэтапно, не зависимо от того, кто являются участниками разбирательства:

  1. Добровольное возмещение.
  2. Подача иска в суд (в случае невыполнения п.1).
  3. Рассмотрение судом иска.
  4. Вынесение решения о возмещении убытков (или отказ).

Срок компенсации финансовых потерь устанавливается в индивидуальном порядке, но, исходя из судебной практики, он не может быть более 3 лет.

Существует исковая давность обращения – 1 год с того момента, когда ущерб был нанесен.

Место рассмотрения заявления зависит от размера компенсации: если иск оценивается в пределах 50 тыс. руб., то его рассматривает мировой суд. В остальных случаях – суд общей юрисдикции.

Исковое заявление

При подготовке искового заявления необходимо основываться на нормах гражданского законодательства, в котором регулируются вопросы формы и содержания исковых заявлений. В шапке иска указывается название судебной инстанции, сведения об истце и ответчике (если это физические лица, то Ф.И.О, если юридические – то наименование компании или учреждения).

  • признаки имущества, которому причинен ущерб, какие действия или бездействие привели к убыткам;
  • в чем выражается вред;
  • причинно-следственные связи совершенного деяния, то есть, каким образом ответчик получил доступ к имуществу;
  • требование заявителя о взыскании ущерба с указанием суммы выплаты.

Образец такого искового заявления Вы можете скачать .

Необходимо приложить к заявлению расчет, который внесет ясность в указанный размер выплат. Истец может оценить сумму ущерба самостоятельно или привлечь к этому независимого оценщика.

Приложением к иску должны стать документы: свидетельские показания об обстоятельствах произошедшего, если таковые имелись, акт экспертизы, копия договора, если истец и ответчик состояли в договорных отношениях.

В качестве доказательной базы выступают все документы, которые подтверждают факт нанесения материального ущерба либо бездействия гражданина, что повлекло за собой убытки. Иск подписывает заявитель лично или его доверенное лицо.

Иск о выплате материального ущерба подается в судебную инстанцию по месту жительства ответчика, если речь идет о конфликте между физическими лицами. Если требования предъявляются к предприятию, то иск подается по месту его нахождения. Трудность выбора судебной инстанции может возникнуть, если ответчик не имеет постоянного места жительства, либо истец не знает о месте его проживания. В этом случае заявление подается в суд по последнему известному месту жительства этого гражданина.

Гражданский иск о компенсации материального ущерба

Иск о возмещении материального ущерба подается в судебную инстанцию в форме заявления, в котором должны быть описаны обстоятельства, в результате которых истец потерпел убытки от второй стороны. Помимо описания деталей дела, необходимо указать сумму восполнения ущерба на восстановление нарушенных прав граждан или юридических лиц. Закон квалифицирует данный документ как гражданский иск.

Истец должен знать, что перед тем как подать иск в суд, он должен отправить ответчику требование о компенсации ущерба в досудебном порядке. Если должник не согласен с тем, что он является виновником нанесенных убытков и отказывается выплачивать ущерб, то гражданин может обращаться в суд с просьбой разрешить проблему. Отказ ответчика желателен в письменной форме.

Особенности возмещения материального ущерба работником работодателю и работодателем работнику

Согласно закону, работник обязан возместить нанесенный им ущерб работодателю. В некоторых ситуациях конфликт разрешается в суде:

  • сумма ущерба находится в пределах размера доходов работника, но с момента расчета ущерба прошло более 1 месяца;
  • сумма убытков превышает размер заработной платы гражданина, поэтому он не согласен выплачивать его добровольно;
  • работник уволился, не погашает задолженность предприятию в счет возмещения нанесенного им ущерба.

Если размер убытка составляет сумму, меньшую чем заработная плата сотрудника, то руководитель имеет право взыскать деньги без обращения в суд, издав приказ не позднее 30 дней со дня выявления факта нанесения ущерба. Работник, который не согласен с решением работодателя, может обратиться в суд с иском о неправомерности предъявленных требований.

Во избежание обращения в суд, работник и работодатель могут достичь взаимной договоренности о том, в каком порядке будут выполняться обязательства. Работник может расплатиться с предприятием в денежной форме или имуществом. Обычно такая ситуация заканчивается .

В ситуации, когда претензии к работодателю исходят со стороны работника, алгоритм его действий идентичный тому, который предпринимает работодатель, то есть, это – обращение в суд, если не достигнута досудебная договорённость. Причинами конфликта может стать невыплата полагающегося или обещанного работнику вознаграждения, доплат, заработной платы.

Возмещение материального урона от совершения преступных действий

При совершении преступления потерпевшему может быть нанесен имущественный ущерб, например, если ценные вещи, повреждено или уничтожено имущество. В этом случае с виновного взимается материальный ущерб, равный стоимости похищенных или испорченных вещей либо сумме, которую потратил потерпевший на восстановление или ремонт.

Заявление о возмещении убытков принимает следователь от потерпевшей стороны и прилагает его к расследуемому уголовному делу. В дальнейшем суд рассматривает его параллельно с рассмотрением дела о преступлении. Если потерпевший подает заявление по окончании судебного дела, то оно также подлежит рассмотрению. Текст иска аналогичен тому, который подается на стадии предварительного расследования.

Текст иска о взыскании материальной компенсации можно скачать , его заполнение по образцу не вызовет трудностей. Гораздо более трудно подтвердить претензии, то есть предоставить доказательную базу предъявленным в иске требованиям.

Когда нужно возмещать материальный ущерб?

Материальный ущерб взыскивается судом, если гражданам или компании нанесен урон. Истец требует в заявлении выплату, если ущерб можно оценить в деньгах. Это может быть потеря доходов, имущества или упущение возможности получить средства по вине другой стороны.

Как вариант, истец может предъявить возмещение ущерба в денежном эквиваленте, если нанесен ущерб здоровью, на восстановление которого понадобятся деньги: на лечение, приобретение лекарственных средств, реабилитацию.

Право на возмещение материального ущерба имеют и физические, и юридические лица. Основания для подачи иска:

  • Гражданин не получил или получил не полностью доход по вине недобросовестности, халатности должностного лица.
  • Имущество граждан потеряно, испорчено в результате действий других лиц.
  • Граждане понесли расходы по вине других лиц.

Бездействие человека, которое повлекло за собой убытки, также дает право гражданам или компании написать заявление в суд о компенсации понесенного ущерба.

Каков размер компенсации, и от чего он зависит?

Законодательство РФ предусматривает презумпцию вины лица, которое обвиняется в нанесении материального ущерба. Она предполагает, что ответчик должен самостоятельно собрать доказательную базу того, что предъявленное ему обвинение необоснованно и не имеет под собой почвы. Истец, в свою очередь, предоставляет доказательную базу, которая подтверждает факт причинения имущественного вреда именно этим гражданином, компанией или официальным лицом.

В заявлении о восполнении убытков заявитель указывает сумму, в которую вылился ущерб. Простое указание суммы будет голословным, если истец не подкрепит его документом с расчетом ущерба в денежном эквиваленте. Чем подробнее он будет составлен, тем более доказательным будет расчет.

Непосредственно сумма выплат не может быть однозначной. Ее величина зависит от реальных убытков, рассчитанных независимыми экспертами и подтвержденных документально. Например, размер ущерба можно определить, когда испорчено имущество, если взять в расчет стоимость ремонтных или восстановительных работ.

Когда возможно освобождение от ответственности?

Законодательство регламентирует случаи, когда ответчик освобождается от компенсации материальных убытков. Компенсация может быть уменьшена или отменена полностью, если суд усмотрит в процессе рассмотрения дела такие обстоятельства:

  • умысел и содействие самого потерпевшего в нанесении вреда имуществу;
  • неосторожность истца привела к возникновению ситуации, результатом которой стала порча имущества;
  • вины ответчика в причинении убытков нет.

Суд может вынести решение о снижении размера выплат, даже если вина ответчика будет доказана. Поводом для этого может послужить его личное материальное положение: низкая заработная плата, отсутствие доходов вследствие тяжелого заболевания и прочие индивидуальные причины.

Материальный ущерб определяется по его фактическому проявлению. Потерпевший может проанализировать нанесенный вред, высчитать цену убытков и заявить в суд об их возмещении. Но восстановление ущерба производится только по решению судьи.

Получите ответ юриста за 5 минут

компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда. Гражданское законодательство РФ содержит общее правило о необходимости полного В.в. Лицо, ответственное за вред, должно полностью возместить его в натуре (предоставить вещь такого же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или полностью возместить причиненные убытки. Однако вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА (ущерба)

1) содержание охранительного обязательства по приведению лица, потерпевшего от нарушения его субъективного гражданского имущественного права, в положение, существовавшее до нарушения, за счет и силами нарушителя права - причинителя вреда (ущерба); обыкновенно достигается путем денежных выплат в сумме оценки вреда (ущерба) (см. Возмещение убытков); 2) содержание деликтного обязательства - обязательства по приведению лица, потерпевшего от неправомерных действий по нарушению его абсолютных прав, в положение, существовавшее до нарушения, за счет и силами нарушителя; имеет правовую форму: а) возмещения убытков; б) В.в., причиненного жизни и здоровью; в) компенсации морального вреда.

Под имущественным вредом в гражданском. праве понимается всякое умаление субъективного имущественного права, охраняемого законом интереса или иного имущественного блага, влекущее материальные (имущественные) потери у потерпевшего.

Подлежит возмещению только такой вред, который причинен неправомерными и виновными действиями (ст. 1064 ГК РФ). Однако известны случаи В.в., причиненного правомерными действиями, а также случаи В.в., причиненного без вины. В В.в. может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя не нарушают нравственные принципы общества.

Имущественный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако законом могут быть установлены и случаи, когда: вред подлежит возмещению не в полном объеме, а только частично; наоборот, установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх В.в.; обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся его причинителем.

К числу случаев, когда подлежит возмещению вред, причиненный правомерными действиями, ГК РФ (далее - ГК) прямо относит необходимую оборону (ст. 1066 ГК), состояние крайней необходимости (ст. 1067 ГК). Однако в последнем случае, учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

ГК предусмотрел два случая частичного имущественного В.в.: а) В.в. лицом, застраховавшим свою ответственность в пользу потерпевшего. Такое лицо в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, покрывает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 1072 ГК); б) В.в., причиненного несовершеннолетними (ст. 1073, 1074 ГК) и недееспособными (ст. 1076 ГК).

К числу случаев, когда обязанность возмещения имущественного вреда возлагается на третьих лиц, относятся следующие: а) вред, причиненный работниками юридического лица либо гражданина или членами хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей, а также при осуществлении ими предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива (обязанность В.в. возлагается на соответствующее юридическое лицо или гражданина - ст. 1068 ГК); б) вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (обязанность его возмещения возлагается на казну РФ, либо казну субъекта РФ, или казну муниципального образования - ст. 1069 ГК); в) вред, причиненный гражданину должностным лицом органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры или суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания, в виде ареста или исправительных работ(обязанность В.в. возлагается на казну РФ либо казну субъекта РФ или казну муниципального образования - ст. 1070 ГК); г) вред, причиненный малолетними (подлежит возмещению их родителями, усыновителями или опекунами, в том числе учреждениями, осуществляющими функции опекунов, либо учреждениями, обязанными осуществлять надзор за малолетними, если они не докажут, что вред возник не по их вине - ст. 1073 ГК); д) вред, причиненный несовершеннолетними (в возрасте от 14 до 18 лет) в случаях, когда у них нет доходов или иного имущества, достаточных для В.в. (подлежит возмещению их родителями, усыновителями или попечителями, в том числе учреждениями, осуществляющими функции попечителей, если они не докажут, что вред возник не по их вине - ст. 1074 ГК): е) вред, причиненный недееспособными (подлежит возмещению их опекунами либо организациями, обязанными осуществлять надзор за недееспособными, если они не докажут, что вред возник не по их вине - ст. 1076 ГК); ж) вред, причиненный лицом, которое не могло понимать значения своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства (обязанность В.в. может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом его трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей, которые знали о психическом расстройстве причинителя вреда, но не ставили вопрос о признании его недееспособным - ст. 1078 ГК); з) вред, причиненный совместно несколькими лицами (может быть возмещен одним или несколькими причинителями солидарно - ст. 1080 ГК). Имущественный вред возмещается либо в натуре (путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п.), либо в форме возмещения убытков (ст. 1082 ГК). Натуральное В.в. применяется при причинении вреда каким-либо индивидуально-определенным вещам или вещам, имеющим особую ценность для потерпевшего.

Если причиненный вред - последствие эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать причинителя, помимо В.в., приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ст. 1065 ГК).

Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. № 4892.

В случае причинения гражданину увечья или иного повреждения его здоровья возмещается утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (ст. 1085 ГК).

При определении утраченного заработка (дохода)пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера В.в. (не засчитываются в счет В.в.). В счет В.в. не засчитывается заработок(доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья, а также суммы страхового возмещения, полученного гражданином, застраховавшимся от несчастного случая. Порядок определения размера утраченного заработка регулируется ст. 1086 ГК.

Объем и размер В.в., причитающегося потерпевшему в соответствии с нормами ст. 1085 ГК, могут быть увеличены только законом или договором, но ни в коем случае не решением суда и не актами каких-либо иных органов. Ни при каких обстоятельствах объем и размер В.в. не могут быть уменьшены в сравнении с теми, что предусмотрены ст. 1085 ГК.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья (ст. 1087 ГК). По достижении потерпевшим 14 лет, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить помимо расходов, вызванных повреждением здоровья, также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из пятикратного установленного законом МРОТ. Если же ко времени повреждения его здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред возмещается исходя из размера этого заработка, но не ниже пятикратного установленного законом МРОТ (ст. 1087 ГК).

После начала трудовой деятельности несовершеннолетний, здоровью которого был ранее причинен вред, вправе требовать увеличения размера В.в. исходя из получаемого им заработка, но не ниже размера вознаграждения, установленного занимаемой им должности, или заработка работника той же квалификации по месту его работы (ст. 1087 ГК).

В.в., причиненного смертью потерпевшего, закон называет также «В.в., причиненного смертью (потерей) кормильца»; при этом имеется в виду. что смерть лица может причинить имущественный вред только тем, чье материальное благосостояние зависело от его деятельности. В случае смерти лица, не являвшегося кормильцем(например, малолетнего или домохозяйки, не имеющей заработка), вопроса о В.в. имущественного не возникает.

В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на В.в. имеют: а) нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; б) ребенок умершего, родившийся после его смерти; в) один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися (по состоянию здоровья) в постороннем уходе; г) лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти (ст. 1088 ГК).

Право на В.в., причиненного потерей кормильца, прекращается: а) в отношении несовершеннолетних - по достижении ими 18 лет, а если они являются учащимися очной формы обучения - по окончании учебы, но не более чем до 23 лет; б) в отношении родителя, супруга либо другого члена семьи, занятого уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами - по достижении ими 14 лет; в) в отношении инвалидов - по окончании срока инвалидности. Право на В.в. существует пожизненно: у женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.

Размер В.в., причиненного смертью кормильца, определяется по нормам ст. 1089 ГК. Лицам, имеющим право на В.в. в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении В.в. этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются его пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.

При определении размера В.в. в счет возмещения не засчитываются пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок (доход) и стипендия, страховые выплаты на случай смерти кормильца и пособие на его погребение, получаемые этими лицами (см. также Моральный вред).

Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. Однако по заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на них ответственность в долях, определенных в соответствии со степенью вины каждого причинителя, а при невозможности определить степень вины - в равных долях. Только после полного В.в. совместные причинители могут разбираться между собой по вопросам об объемах возмещения, падающих на каждого из них (о В.в., причиненного источником повышенной опасности, см. Источник повышенной опасности; о В.в. после того, как вред возмещен одним из причинителей, см. Регрессный иск).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Возмещение вреда ГК РФ определяет как процедуру, в рамках которой потерпевший получает компенсацию за понесенные убытки и страдания. Какие при этом используются способы выплаты возмещения и как определяются размеры выплат, будет рассказано в статье ниже.

Соглашение о возмещении вреда

Обычно с инициативой возмещения вреда выступает пострадавший, ведь именно в его интересах получить компенсацию. Но если лицо, причинившее вред или несущее ответственность за его причинение, согласно со всеми требованиями пострадавшего, то достигнутую договоренность стороны могут закрепить в письменном соглашении.

Используется именно письменная форма для оформления, так как только в этом случае у сторон на руках будут доказательства того, что по определенным условиям они пришли к согласию. Эти условия могут даже отличаться от правил, которые закреплены в ГК РФ, если это прямо не противоречит закону, — тогда для разрешения спора будут использоваться нормы договора, а не законодательства.

В ГК РФ нет прямого упоминания о таком виде договора, как соглашение о возмещении вреда. Оно относится к так называемым непоименованным видам договоров, поэтому каких-то четких требований к его форме и содержанию нет, стороны свободны в определении его условий. Как именно будет решаться вопрос возмещения вреда, зависит от достигнутых договоренностей.

Обычно в соглашении указываются:

  • размер возмещения;
  • порядок осуществления выплат;
  • ответственность сторон за несоблюдение условий соглашения;
  • порядок разрешения споров между сторонами.

Стороны могут договориться о выплате возмещения, размер которого будет меньше, чем это положено по закону (если потерпевший сознательно пошел на уменьшение размера компенсации, это допустимо). Главное, чтобы не было оснований для признания в дальнейшем сделки недействительной.

Способы возмещения: в натуре и в денежной форме

Если брать во внимание общие положения о возмещении вреда, закрепленные в § 1 главы 59 ГК РФ, то там указано 2 возможных варианта:

  1. Возмещение в натуре.
  2. Возмещение убытков.

В первом случае лицо, обязанное возместить вред, должно отдать пострадавшему вещь, аналогичную поврежденной, или произвести ремонт поврежденной. Такой вариант возмещения первичен, и только если возместить вред в натуре нет возможности, пострадавшему возмещаются убытки.

Под возмещением же убытков подразумевается выплата в денежной форме. Основная сложность здесь — определение размера выплаты. Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимается либо реальный ущерб, либо упущенная выгода. Размер реального ущерба установить проще, т. к. для этого используется стоимость имущества, действующая на момент возмещения вреда, а вот расчет размера неполученного дохода весьма условен.

Пострадавший может и по собственной инициативе отказаться от возмещения вреда в натуре (например, если он не доверяет осуществить ремонт лицу, ответственному за возмещение вреда). Если суд посчитает сомнения обоснованными, то может пойти навстречу потерпевшему и утвердить размер убытков, выраженный в денежном эквиваленте.

Следует учитывать, что способ и размер возмещения вреда зависят еще и от его вида. Вред, нанесенный таким нематериальным благам, как здоровье и жизнь, обычно возмещается в денежной форме. Хотя существуют и исключения. Например, если врач из-за неправильно поставленного диагноза нанес вред здоровью своего пациента, вместо денежного возмещения он может предложить пострадавшему бесплатное лечение, т. е. возместить вред в натуре. Однако такой вариант возможен только при получении согласия на это от пострадавшего.

Еще одним способом возмещения вреда можно считать компенсацию морального вреда. Она возможно только в денежной форме.

Размер возмещения имущественного вреда

Имущественный вред возмещается полностью. Есть была уничтожена вещь, то ее владелец может требовать выплаты полной стоимости этой вещи. Если вещь была поломана, то возмещению подлежит стоимость ремонта.

При этом в Гражданском кодексе есть основания, по которым виновный в причинении вреда может быть освобожден от необходимости возмещения. Так, согласно п. 1 ст. 1083 ГК РФ, если причиной возникновения вреда был умысел самого пострадавшего, о возмещении ущерба речи не идет.

В пп. 2 и 3 ст. 1083 перечислены основания для уменьшения размера возмещения. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если в возникновении вреда или его увеличении частично виновен сам потерпевший, который спровоцировал появление негативных последствий своей грубой неосторожностью.
  2. Если полное возмещение невозможно в виду тяжелого имущественного состояния виновного лица (но это не касается вреда, нанесенного умышлено)

Насколько в этих случаях уменьшается размер возмещения, решает суд.

Размер возмещения вреда, нанесенного нематериальным благам

К нематериальным благам в рамках этого раздела статьи относятся здоровье и жизнь человека. Порядок установления размера возмещения вреда, нанесенного этим объектам, описывается в § 2 главы 59 ГК РФ.

Вред здоровью складывается из расходов на лечение и размера утраченного заработка. Для подтверждения понесенных расходов на лечение необходимо собрать все чеки. Утраченный же заработок рассчитывается исходя из размера среднемесячного заработка за последний год.

Специфика вреда, нанесенного жизни, позволяет требовать его возмещения родственникам умершего, которые были на его содержании. Чтобы определить размер возмещения, нужно рассчитать, какую часть своего дохода умерший направлял на содержание иждивенцев. Эта сумма и назначается к выплате.

Размер компенсации морального вреда

Четкой методики оценки в денежной форме нравственных и физических страданий в законодательстве нет, поэтому размер требуемой компенсации устанавливается индивидуально. Закон лишь призывает при этом соблюдать принципы разумности и справедливости.

Конечно, можно запросить любую сумму, но нужно принимать в расчет и финансовые возможности лица, которое будет выплачивать компенсацию. Кроме того, выплачивать несоразмерно высокие суммы никто не согласится, и суд в итоге все равно уменьшит размер требований о компенсации морального вреда.

Заключение

Итак, вред может возмещаться в натуре или в денежной форме. Определение размера выплаты происходит с учетом вида нанесенного вреда, имущественного состояния сторон обязательства по возмещению, а также наличию и степени вины участников в происшествии.

Если потерпевший и виновник достигли согласия о размере и способе возмещения, то они могут оформить его в виде соглашения. При наличии спора между ними и желания потерпевшего получить компенсацию судебного разбирательства не избежать — и тогда размер возмещения устанавливается строго в соответствие с правилами, закрепленными в законодательстве.

Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности

Глобальная система основывается на системах национального монито­ринга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложив­шимся в той или иной стране исторически или обусловленным характе­ром экологических проблем.

Международные требования, которым дол­жны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, вклю­чают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных веществ и факторов воздействия), обязательность наблюдений за объек­тами, имеющими глобальную значимость, а также передачу информа­ции в Центр ГСМОС.

На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контро­ля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархи­ческому принципу.

В обработанном и систематизированном виде полученная информа­ция представлена в кадастровых изданиях, таких как «Ежегодные дан­ные о составе и качестве поверхностных вод суши» (по гидрохимичес­ким и гидробиологическим показателям), «Ежегодник состояния атмос­феры в городах и промышленных центрах» и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания имели гриф «Для служебного пользования», затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных биб­лиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа «Ежегодных данных...» в библиотеки практически не поступают. Некоторые матери­алы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Рос­гидромета.

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре­ды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом мини­стерств и ведомств (табл. 2).

Табл. 2. Государственные организации, ответственные за сбор и

накопление информации о состоянии окружающей среды и природо­охранной деятельности в Российской Федерации

Сокращения: МПР - Министерство природных ресурсов; ГМ - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; СЭС - Государ­ственная санитарно-эпидемиологическая служба (Департамент Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения); Зем - Федеральная служба земельного кадастра; С/х - Министерство сельского хозяйства и продовольствия России; Стр - Государ­ственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; НИИ - отраслевые научно-исследовательские учреждения (в государственной собственнос­ти); Стат - Государственный комитет по статистике.

* Главным образом, строительные нормы и правила.

t Накопление и обобщение данных.

ф Основной ответственный орган - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК

К сожалению, в настоящее время от­сутствует полноценный обмен информа­цией между ведомствами, осуществля­ющими мониторинг, что во многих слу­чаях приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к не­обходимой информации как для граж­дан, так и для государственных органи­заций. В 1993 г. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229 было ут­верждено решение о создании Единой государственной системы экологическо­го мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна была объединить возможно­сти и усилия различных служб для решения задач комплексного наблю­дения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации .

Предполагалось, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать:

Координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

Регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопо­ставимых данных;

Хранение и анализ информации, ведение специальных банков дан­ных, их согласование, создание межрегиональных сетей и государ­ственной информационной системы с выходом на международные эколого-информационные системы;

Деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружаю­щей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

Доступность интегрированной экологической информации широко­му кругу потребителей.

Создаваемая ЕГСЭМ имела иерархическую структуру, как и существу­ющая ОГСНК. В конце 90-х годов работы по созданию ЕГСЭМ велись в основном по ряду региональных проектов. В связи с упразднением Госкомэкологии и длительным реорганизационным периодом рабо­ты по ее созданию с июня 2000 г. по июль 2001 г. были приостановлены.

С 2001 г. ЕГСЭМ продолжала развиваться в регионах, где были объе­динены усилия органов местного самоуправления и охраны природы, приняты законодательные акты по созданию ТСЭМ - территориальных систем экологического мониторинга. В число таких регионов входят Пермская, Иркутская, Свердловская, Самарская области, республики

Татарстан, Саха (Якутия), Чувашия и другие регионы . Постановле­ние, утверждавшее ЕГСЭМ, впоследствии было отменено Постановле­нием Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177, в котором сформули­рованы цели государственного мониторинга, распределены функции между специально уполномоченными федеральными органами испол­нительной власти .

В ведении МПР РФ в настоящее время находится ряд функциональ­ных подсистем экологического мониторинга, включая мониторинг со­стояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира. К числу основных функций МПР, кроме осуществления государствен­ного мониторинга, относится координация «деятельности федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению эко­логического мониторинга», а также обеспечение «совместимости инфор­мационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды» .

Работы в области развития государственной системы мониторинга продолжаются, в том числе, при участии международных организаций. Основные направления включают гармонизацию принципов нормиро­вания, наблюдения, сбора, интерпретации и обеспечения доступа заин­тересованных сторон к информации о состоянии окружающей среды и об источниках воздействия.

Регламентация государственных наблюдений

в сети Росгидромета

Система наблюдений в рамках государственного экологического мони­торинга регламентируется самым строгим образом. Список параметров состояния окружающей среды, определяемых государственными служ­бами, четко установлен, так же как требования к используемым сред­ствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.

В системе Росгидромета за качеством атмосферного воздуха населен­ных пунктов ведутся наблюдения со стационарных, маршрутных и пере­движных (подфакельных) постов. На стационарных постах устанавлива­ются павильоны типа «Пост-1», «Пост-2», «Воздух», оснащенные аппа­ратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологичес­ких параметров. Для постов наблюдений в соответствии с ГОСТом 17.2.3.07-86. Правила контроля воздуха населенных пунктов установ­лены четыре программы наблюдений: полная (ежедневные наблюдения в 1, 7, 13 и 19 часов с получением информации о среднесуточных и разовых концентрациях вредных веществ), неполная (ежедневные на­блюдения в 7, 13 и 19 часов с получением информации о разовых кон­центрациях вредных веществ), сокращенная (наблюдения в 7 и 13 часов при температуре воздуха ниже - 45° С в местах, где содержание приме­сей низкое) и суточная (непрерывный отбор проб для определения сред­несуточных концентраций вредных веществ). Методы пробоотбора и анализа детально описаны и регламентированы соответствующим руко­водством . Выбор исследуемых компонентов осуществляется в зави­симости от состава и количества выбросов, класса опасности загрязня­ющих веществ, характерного размера города, рассеивающей способнос­ти атмосферы конкретного района. При незначительных объемах выб­росов, когда приземные концентрации близки к фоновым, наблюдения можно не проводить.

В городе с миллионным населением, где расположено производство, использующее большие количества ртути, программа поста Росгидро­мета не включала наблюдений за этим вредным веществом. По всей вероятности, программа была сформирована с учетом декларирован­ного еще в 60-е годы рассеяния ртути исключительно в пределах пром­площадки предприятия, и сегодня использующего ртуть в технологи­ческом процессе. В то же время соединения ртути являлись и являют­ся типичными для городской среды и особо опасными загрязняющими веществами.

Порядок организации и проведения наблюдений за состоянием по­верхностных вод определен ГОСТом 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидро­сфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков и соот­ветствующими методическими указаниями. Разработанная система пре­дусматривает согласованную программу работ по гидрологии, гидрохи­мии и гидробиологии. Пункты наблюдений устанавливают в зависимо­сти от хозяйственного значения водных объектов, их размеров и эколо­гического состояния. Периодичность наблюдений определяется катего­рией пункта.

Пункты наблюдений первой и второй категорий устанавливают в круп­ных городах, в районах повторяющихся аварийных сбросов и высокой загрязненности. Пункты третьей категории устанавливаются в районах расположения городов с населением менее 0,5 млн. человек (большая часть населения России проживает в малых городах), в замыкающих створах больших и средних рек и водоемов, в районах организованного сброса сточных вод, где наблюдается систематическая загрязненность воды по одному или нескольким ингредиентам (показателям).

Наблюдения за уровнем загрязнения почв носят, как правило, экспе­диционный характер и выполняются в соответствии с требованиями

ГОСТа 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анали­за на определенных площадях по регулярной сети опробования, на ключевых участках, характеризующих типичные сочетания природных условий и антропогенного воздействия, на отдельных почвенно-геохи­мических профилях.

Унифицированная и строго регламентированная система определяет сопоставимость данных, получаемых в сети мониторинга. Однако, в ряде случаев это приводит к тому, что выполняются анализы, результаты ко­торых не имеют особой практической ценности, в то время как реаль­ные проблемы могут остаться вне поля зрения службы мониторинга. В соответствии с нормативами можно использовать только стандартизо­ванные методики, а выполнять анализы - в аккредитованных лаборато­риях. Это обязательно следует иметь ввиду и при организации обще­ственного экологического мониторинга (см. раздел Выбор методов и оборудования).

Мониторинг –совокуп. методов\способов\приемов наблюдения за состоянием окр. среды, и происх. изменениями и последствиями.

Цель - наблюдение за состоянием окр. среды, в т.ч. за состоянием окр. среды в районах расположения источ. антропогенного воздействия, а также в целях обесп потребностей гос\юр\физ лиц в достоверной инфор., необходимой для предотвр. или уменьшения неблагопр. последствий изменения состояния окр. среды.

Виды мониторинга:

1. По мсштабу:

Глобальный – осущ. в соответствии с м\н соглашениями системой станций наблюдения, располож. в различных точках земли, путем обмена полученных различными гос. данных. Цель – наблюдение за сотоянием окр.среды, происходящими в ней изменениями.

Национальный – осущ. отдельными гос. в пределах своей территории. В РФ в 1993 году создана Единая гос. система эколог. мониторинга.

Региональный – в пределах административно-территор. обособл. единицы (субъекта РФ) или части такой единицы или нескольких субъектов, характ-ся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

Локальный – на обособл. производственном объекте (его части), объекте природного испол-ия, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающим правовым статусом (напр., в заповеднике, в зоне экологического бедствия)

2. От уровня измененности человеком окр.среды:

Фоновый – наблюдение за процессами и явлениями, происходящими в окр.среде, минимально затронутой вмешательством человека.

Импактный – в спец. выделенных зонах, где осущ. деят, связанная с повыш-ми эколог. рисками.

3. По объекту мониторинга:

водных ресурсов – наблюдение за качеством поверхности вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сточных вод. Метод проб. Периодически/сезонно.

Земли (почв) – базовые, периодические и оперативные наблюдения за состоянием всех земель с целью выявления их изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Атмосферного воздуха –качество атмос. воздуха, количество и состав содер-ся в нем вред. вещ. и оказываемым на него антропог. возд.

Животного мира – гос.система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания.

Социально-гигиенический – гос.система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека.

Субъекты : органы испол. власти РФ, субъектов РФ, органы МСУ, специализ. организации, уполном. на осущ. эколог. мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Объекты:

Окр.среда в целом и ее элементы

Потенциально опасные виды деятельности (для окр.среды, здоровья людей)

Оборудование, технологии, производс. объекты

Чрезвыч. и др.внезапно возникшие физические, химические, биологические обстоятельства (аварии, инциденты и пр.), способные оказать негативное воздействие на окр.среду и здоровье людей

Обладающие особым правовым статусом территории и объекты (напр., заповеднные).

Статья 63. Организация гос. мониторинга окр. среды (гос. экологического мониторинга)

Гос. мониторинг окр. среды осущ. в соот. с закон-ом в целях наблюдения за состоянием окр. среды, а также в целях обесп. потребностей гос\юр\физ лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоп. последствий изменения состояния окр.среды.

2. Порядок организ.\осущ. мониторинга окр. среды устанавливается Правительством РФ.

3. Информация о состоянии окр. среды, ее изменении, полученная при осущ. гос. мониторинга окр. среды, используется органами власти для разработки прогнозов социально-экономич. развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития.

Организацию и осущ. эколог. мониторинга обес-ют спец. уполном.фед. органы исп. власти

Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Фед. служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Фед. служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства РФ, Гос. комитет РФ и др.

В ноябре 2011 была создана единая система гос. эколог. мониторинга в целях обеспеч. охраны окр. среды. Она включает в себя подсистемы:

государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; атмосферного воздуха; радиационной обстановки на территории РФ; земель; объектов животного мира; лесопатологического мониторинга; состояния недр; водных объектов; водных биологических ресурсов; внутренних морских вод и территориального моря РФ; исключ. экономич. зоны РФ;

континентального шельфа РФ; уникальной экологической системы озера Байкал; охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга являются :

1) регулярные наблюдения за состоянием окр. среды, происходящими процессами и явлениями;

2) хранение, обработка информации о состоянии окружающей среды;

3) анализ полученной информации, оценка и прогноз этих изменений;

4) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.