Грамматические значения слов. Грамматическое значение и грамматическая форма слова

Грамматическое значение

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1. Грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово. Даже самые отвлеченные лексические значения (например, значения таких слов, как бесконечность, скорость) менее абстрактны, чем грамматические значения.

2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, имя существительное волком в предложении Я волком бы выгрыз бюрократизм (М.) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа (значение сравнения: `подобно волку, как волк`). Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется категориальным (общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, количественности у имени числительного и т. д.

Категориальное значение слова дополняется и конкретизируется частными (частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа.

Грамматическое значение всегда сопутствует лексическому, а лексическое не всегда сопутствует грамматическому значению.

Например: океан - человек (разное лексическое значение, но одинаковое грамматическое - существительное, ед.ч, И.п) [Лекант 2007: 239-240].

Способы выражения грамматических значений

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный.

При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией, т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво), значительно реже - чередованием звуков и ударением (умереть - умирать; масла - спец. масла), а также супплетивно, т.е. образованиями от разных корней (человек - люди, хорошо - лучше). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода - воды), а также с чередованием звуков (сон - сна).

При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах (слушать - буду слушать).

При смешанном, или гибридном способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду).

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание - ут выражает и лицо, и число, и наклонение [Интернет ресурс 6].

Грамматическая категория -- это совокупность противопоставленных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содержанием. Например, формы пишу -- пишешь -- пишет указывают на лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую категорию лица; формы писал -- пишу -- буду писать выражают время и образуют категорию времени, словоформы стол -- столы, книга -- книги выражают представление о количестве предметов, они объединяются в категорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические категории формируются частными морфологическими парадигмами. Грамматические категории в целом имеют три особенности.

1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые системы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамматической категории предопределено структурой языка и в целом (в синхронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории может быть представлен как одной, так и несколькими однофункциональными формами. Так, грамматическая категория числа существительных образуется двумя членами, один из которых представлен формами единственного числа (стол, книга, перо), другой -- формами множественного числа (столы, книги, перья). Существительные и прилагательные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количественный состав некоторых грамматических категорий в литературе определяется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории, а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10 и большее количество падежей. Однако это отражает только разные приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического строя языка, то в нем падежная система регламентирована существующими типами склонения.

2) Выражение грамматического значения (содержания) между формами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое лицо, пишешь -- второе, пишет -- третье; стол, книга, перо указывают на единственное число, а столы, книги, перья -- на множественное число, большой -- это мужской род, большая -- женский, а большое -- средний, форма большие на род не указывает.

3) Формы, образующие морфологические категории, должны объединяться общим содержательным компонентом (что отражено в определении грамматической категории). Это обязательное условие для выделения грамматической категории. Без указанной общности грамматические категории не формируются. Например, противопоставление переходных и непереходных глаголов не образует морфологической категории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По той же причине не являются морфологическими категориями и другие лексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных частях речи [Камынина 1999: 10-14].

Знаменательные и служебные части речи

Части речи -- это основные грамматические классы слов, которые устанавливаются с учетом морфологических свойств слов. Эти классы слов важны не только для морфологии, но также для лексикологии и синтаксиса.

У слов, относящихся к одной части речи, есть общие грамматические признаки:

1) одинаковое обобщенное грамматическое значение, называемое частеречным (например, для всех существительных значение предметности);

2) одинаковый набор морфологических категорий (для существительных характерны категории одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа). Кроме того, слова одной части речи обладают словообразовательной близостью и выполняют одинаковые синтаксические функции в составе предложения.

В современном русском языке выделяются самостоятельные и служебные части речи, а также междометия.

Самостоятельные части речи служат для обозначения предметов, признаков, процессов и других явлений действительности. Такие слова обычно являются самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение. Различаются следующие самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Внутри самостоятельных частей речи противопоставляются полнознаменательные и неполнознаменательные слова. Полнознаменательные слова (существительные, прилагательные, числительные, глаголы, большая часть наречий) служат для называния определенных предметов, явлений, признаков, а неполнознаменательные слова (это местоимения и местоименные наречия) лишь указывают на предметы, явления, признаки, не называя их.

Важно еще одно разграничение в рамках самостоятельных частей речи: имена (существительные, прилагательные, числительные, а также местоимения) как части речи склоняемые (изменяемые по падежам) противопоставлены глаголу как части речи, для которой характерно спряжение (изменение по наклонениям, временам, лицам).

Служебные части речи (частицы, союзы, предлоги) не называют явлений действительности, а обозначают отношения, существующие между этими явлениями. Они не являются самостоятельными членами предложения, обычно не имеют словесного ударения.

Междометия (ах!, ура! и др.) не входят в число ни самостоятельных, ни служебных частей речи, они составляют особый грамматический разряд слов. Междометия выражают (но не называют) чувства говорящего [Лекант 2007: 243-245].

Поскольку части речи - понятие грамматическое, очевидно, что и принципы, основания выделения частей речи должны быть прежде всего грамматические. Во-первых, такими основаниями являются синтаксические свойства слова. Одни слова входят в грамматический состав предложения, другие не входят. Одни из входящих в грамматический состав предложения являются самостоятельными членами предложения, другие нет, поскольку могут выполнять лишь функцию служебного элемента, устанавливающего отношения между членами предложения, частями предложения и т.д. Во-вторых, существенными являются морфологические признаки слов: их изменяемость или неизменяемость, характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово, система его форм.

Исходя из сказанного все слова русского языка подразделяются на входящие в грамматический состав предложения и не входящие в этот состав. Первые представляют собой подавляющее большинство слов. Среди них выделяются слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова являются самостоятельными членами предложения. К ним относятся: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, наречия, категория состояния.

Знаменательные слова и принято называть частями речи. Среди знаменательных слов по морфологическому признаку изменяемости-неизменяемости выделяются, с одной стороны, имена и глагол, с другой - наречие и категория состояния.

Два последних разряда - наречия и категория состояния - различаются синтаксической функцией (наречия служат главным образом обстоятельством, категория состояния - сказуемым безличного предложения: "Мне грустно, потому что весело тебе" (Л.), а также тем, что в отличие от наречий слова категории состояния способны управлять ("Мне грустно", "весело тебе"; "Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!"- П.).

Служебные слова (их называют еще частицами речи) объединяет то, что они (входя в грамматический состав предложения) служат лишь для выражения разного рода грамматических отношений либо участвуют в образовании форм других слов, т.е. не являются членами предложения. С морфологической точки зрения их объединяет также неизменяемость.

К ним относятся предлоги, союзы и частицы. При этом предлоги служат для выражения отношения существительного к другим словам, союзы устанавливают связь между членами предложения и частями сложного предложения. Частицы участвуют в образовании некоторых глагольных форм, в построении определенного типа предложений (например, вопросительных). К словам, не входящим в грамматический состав предложения, относятся модальные слова, междометия и звукоподражания.

Модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, по-видимому, пожалуй, разумеется и др.) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания. Междометия служат для выражения чувств и волевых побуждений (ах, ой-ой-ой, брысь, ну и т.д.). Звукоподражания - слова, передающие какие-нибудь звуки и шумы. Эти три последних разряда слов, как и служебные слова, являются неизменяемыми [Рахманова 1997: 20].

Самым важным и основным для грамматики является понятие грамматического значения (по-другому, граммемы).

Грамматическое значение – обобщенное, абстрактное значение, присущее целому ряду слов, словоформ, синтаксическим конструкциям и имеющее в языке свое регулярное и стандартное выражение. Можно сказать по-другому – это формально выраженное значение.

В морфологии это значение предметности, признаковости, процессуальности, указательности и т.д. (то есть общие категориальные значения, присущие определенным частям речи), а также более конкретные значения слов и словоформ, такие, например, как значения времени, лица, числа, рода, падежа и т.д.

В синтаксисе это значение предикативности, субъекта, объекта, квалификатора, обстоятельственное, семантика тема-рематических отношений в простом предложении и отношений между предикативными единицами в составе сложного предложения.

В отличие от лексического грамматическое значение характеризуется следующими признаками:

1) высшей степенью абстракции . Для грамматики слова дом, город, шкаф – всего лишь предметы; слова дома, города, шкафа, седьмого, читающего, его – объединены одинаковым значением Р.п., которое не связано с лексическим значением этих слов. Если лексическое значение индивидуально для каждого слова, то ГЗ – общее для целых групп и классов слов.

2) ГЗ не обязательно соотнесено с внеязыковым референтом. Многие ГЗ имеют лишь языковую природу. Например, существительные озеро, водоем имеют разное родовое значение, хотя сходны по лексическому. О необязательной связи ГЗ с внеязыковым референтом свидетельствует то, что не всегда в разных языках соответствуют ГЗ слов, которые имеют одни и те же референты. Например: укр. – дах (чол.р.) – русск. крыша (ж.р.); укр. – мова (ж.р.) – русск. – язык (м.р.) и т.д.; одну и ту же ситуацию можно описать разными способами: Ученик читает книгу (ГЗ активности) – Книга читается учеником (ГЗ пассивности).

3) ГЗ характеризуется регулярностью своего выражения . Каждое ГЗ имеет ограниченный набор способов своего выражения. Например, значение совершенного вида однократного действия выражается суффиксом – -ну- (стукнуть, крикнуть ), значение Д.п. существительных выражается при помощи окончания (столу ), (весне ), (ржи ), т.е.разными морфемами. В отличие от лексического значения, которое является относительно свободным, т.е. оно может быть выбрано говорящим по его усмотрению, грамматическое значение не выбирается, оно задано грамматической системой, если выбрано какое-либо слово (например, буран из синонимичного ряда), то оно должно быть оформлено как существительное муж.р. при помощи соответствующих окончаний, т.е. его ГЗ рода должно быть объективировано определенным образом. ГЗ являются заданными языковой системой.



4) ГЗ характеризуются обязательностью . Этот признак связан с предыдущим, т.е. с регулярностью.

ГЗ – это такие, без которых нельзя употреблять определенный класс слов. Например, существительное нельзя употреблять без ГЗ рода, числа, падежа. Обязательность выражения ГЗ является универсальным, независимым от типа языка критерием определения грамматических явлений.

В системе ГЗ объективируются – через систему понятий – знания о предметах и явлениях действительности, их связях и отношениях: так, понятие действия (в широком смысле – как процессуального признака) абстрагированно выявляется в общем значении глагола и в системе более частных категориальных значений, присущих глаголу (время, вид, залог и др.); понятие количества – в ГЗ числа (категория числа, имя числительное как особая часть речи и др.); различные отношения предметов к другим предметам, действиям, свойствам – в системе ГЗ, выражаемых падежными формами и предлогами.

Различаются ГЗ референциальные (несинтаксические), отражающие свойства предметов и явлений внеязыковой действительности, например, значения количественные, пространственные, временные, орудия или производителя действия, и ГЗ реляционные (синтаксические), указывающие на связь словоформ в составе словосочетаний и предложений (соединительные, противительные значения союзных конструкций) или на связь основ с составе сложных слов (соединительные, словообразовательные значения). Особое место занимают ГЗ, отражающие отношение говорящего к тому, о чем идет речь или к собеседнику: субъективная модальность, субъективная оценка, вежливость, непринужденность и др.



Нужно, безусловно, различать лексическое и грамматическое значения, но нельзя считать, что между ними лежит пропасть. В одном и том же языке одно и то же значение может быть передано и лексически, и грамматически (совершенный вид может передаваться при помощи формообразующей приставки, несовершенный вид – при помощи суффикса, мены суффиксов и др.; а может супплетивным способом: брать – взять, ловить – поймать , т.е. лексически); временное значение может выражаться лексически (Я вчера иду домой и думаю… Я шел домой ). При лексическом выражении ГЗ мы имеем синтагматическое удобство, потому что используем одно слово с нерасчлененным выражением лексического и ГЗ (наблюдается упрощение, укорочение текста, т.е. языковая экономия), но при этом возникает парадигматическое неудобство, т.к. увеличивается число единиц языкового кода. При грамматическом выражении происходит все наоборот.

Прежде чем говорить о ГК, необходимо дать определение грамматической формы (ГФ). ГФ – в широком смысле слова это знак, в котором обобщенное, отвлеченное ГЗ находит свое регулярное (стандартное) выражение.

Конкретное слово в его определенной морфологической форме называется словоформой. Так, например, одна и та же морфологическая форма И.п. мн.ч. существительных представлена в русском языке разными словоформами (столы, окна, стены …). Все формы изменяемого слова составляют его парадигму.

ГК – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. (ГК времени глагола объединяет – форму настоящего времени (ГЗ настоящего времени) + форму прошедшего времени (ГЗ прошедшего времени) + форму будущего времени (ГЗ будущего времени). В русской грамматике выделяются именные ГК – рода, одушевленности-неодушевленности, числа, падежа, степени сравнения; глагольные – вида, залога, наклонения, времени, лица. Количество противопоставленных членов в рамках ГК различно: категория рода – три ряда словоформ, категория числа – два ряда словоформ, категория падежа – шесть рядов словоформ.

ГК характеризуется двумя признаками :

1) противопоставленность ГЗ;

2) имеет формальное выражение. Наличие или отсутствие формального выражения является основным критерием различения грамматических и понятийных категорий. Например, понятийная категория пола присуща всем говорящим независимо от того, на каком языке они общаются: все различают мужской и женский пол. Такое разделение опирается на неязыковую действительность, поэтому понятийные категории являются универсальными, интернациональными. В противовес понятийной категории пола грамматическая категория рода существует только в тех языках, где она имеет формальное выражение (славянских, балтийских, немецком, романских) – специальные окончания (или артикли). А например, в английском, тюркских языках таких показателей нет, следовательно, нет и такой категории, как род.

ГК не являются неизменными. В процессе исторического развития язык может утрачивать или приобретать ГК, или изменять ее структуру. Например, ГК времени в древнерусском языке состояла из 3-х членов (единственное, двойственное, множественное числа), а в современном русском языке – из двух (единственное и множественное).

Все ГК можно разделить на морфологические и синтаксические. К морфологическим относятся категории рода, числа, падежа, вида, времени, наклонения, лица. Границы использования понятия ГК в синтаксисе еще не до конца определены. Очевидно, сюда можно отнести категорию коммуникативной направленности (повествовательные, вопросительные, побудительные), категорию активности и пассивности, категорию утвердительности и отрицательности, категорию синтаксического времени и синтаксического наклонения, которые формируют парадигму предложения.

Классификационные – это такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова. Например, число, падеж, время, наклонение, лицо, степень сравнения – словоизменительные категории (т.е. такие, члены которых могут быть представлены разными формами одного и того же слова, в пределах его парадигмы); род в именах прилагательных – словоизменительная категория, а в именах существительных – несловоизменительная (т.е. классификационная), т.к. существительные по родам не изменяются.

От грамматических категорий следует отличать лексико-грамматические разряды (категории). Это такие группировки слов, которые характеризуются сходством лексического значения и при этом имеют те или иные особенности в образовании форм и в выражении морфологических категориальных значений. Эти разряды слов выделяются внутри той или иной части речи и непосредственно связаны с определенной грамматической категорией или категориями. Так, среди имен существительных выделяются разряды имен собственных и нарицательных; отвлеченных, вещественных, собирательных, конкретных, причем эти противопоставления связаны с особенностями выражения категории числа. Среди имен прилагательных выделяются разряды качественных и относительных, из которых качественные прилагательные обладают специфической категорией степени сравнения, образуют краткие формы и имеют ряд других особенностей. В глаголе аспектуальные разряды (способы глагольного действия) непосредственно связаны с категорией вида и выражением видовой парности, разряды возвратных глаголов – с категорией залога, разряд безличных глаголов – с категорией лица; все они имеют особенности и с точки зрения глагольной парадигмы. Свои грамматические особенности имеют также разряды количественных и порядковых числительных, семантические разряды местоимений, разряды качественных и обстоятельственных наречий.

Морфологическое описание каждой из знаменательных частей речи включает рассмотрение ее лексико-грамматических разрядов, морфологических категорий и парадигматики (словоизменения). Служебные части речи и междометия характеризуются с точки зрения их функций и структуры.

МОРФОЛОГИЯ

Раздел науки о языке, изучающий способы выражения грамматических выражений, закономерности изменения слов, грамматические классы слов и присущие им грамматические категории.

Понятие грамматического значения

Обобщенное значение, которое регулярно выражается в языке типизированными средствами - глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

Признаки грамматических значений

Абстрактность

Регулярность

Обязательность

Распространенность на целый класс

Закрытость списка

Языки различаются тем, какие значения выбираются в них в качестве грамматических

Виды грамматических значений

1) Номинативные ― отражают внеязыковую действительность (отражает реальность)

2) Синтаксические ― не связаны с внеязыковой действительностью, они отражают только способность данной словоформы сочетаться с другими словоформами (отражают особенности сочетаемости (род у существительных))

Способы выражения грамматических значений

1) Синтетический ― грамматическое значение при помощи аффиксов. (Гулял - прошедшее время, мужской род)

Супплетивизм ― выражение грамматических знаний посредством мены основ (человек ― люди)

2) Аналитический ― использования служебных слов (если бы - сослагательное наклонение)

Для русского языка характерны оба способа.

Грамматическая форма и словоформа

Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение. В речи в конкретных высказываниях слово стоит в одной из своих грамматических форм.

Словоформа - слово, стоящее в какой-либо грамматической форме.

Морфологическая парадигма

Морфологическая парадигма слова - система грамматических форм одного слова

деревянный ― 24, стол ― 12 компонентов

Полная парадигма - включает весь набор форм, характерный для данной части речи.

Избыточная парадигма - имеет в составе избыточные компоненты (машу-махаю )

Молодежь ― 6, неполная, брюки ― 6, неполная.

Понятие грамматической категории

Грамматические формы объединены в грамматические категории.

Форма единственного числа + Форма множественного числа = Грамматическая категория числа

Типы грамматических категорий

Бинарные/не бинарные

Словоизменительные/не словоизменительные

Проблема частей речи в РЯ

Изучение вопроса о количестве частей речи в том или ином языке восходит ещё к античным грамматикам.

При выделении частей речи можно использовать различные подходы. В русской грамматике XXI и XX веках сформировалось несколько подходов:

1) Формальный - основными критериями классификации являются особенности словоизменения, набор грамматических характеристик.

2) Синтетическая функция слова

3) Логический, лексико-семантический (общекатегориальное значение слова

В современной русистике классификация частей речи учитывают сразу несколько подходов:

Часть речи ― класс слов, который характеризуется:

2) Общий набор грамматических категорий

3) Общие синтаксические функции

4) Словообразовательные особенности.

Несколько вариантов современной классификации частей речи

1) Школьная грамматика ― 10 частей речи

1. В грамматике 80 также представлена классификация из 10 частей речи. Знаменательные части речи ― существительное, местоимение, прилагательное, числительное, наречие, глагол

Служебное ― предлог, союз, частица, междометие

2) А.Н. Тихонов

Знаменательные ― существительное, прилагательное, причастие, числительное, местоимение, глагол, деепричастие, наречие, категория состояния.

Служебное ― предлог, союз, частица,

Междометие

Звукоподражание

Модальные (очевидно, конечно, вероятно)

Любая классификация частей речи всегда результат компромиссов между разными подходами.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В РЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Часть речи, которая обозначает предмет и выполняет это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, одушевленности/неодушевленности

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Группа слов, которые проявляют своеобразие в выражении тех или иных грамматических категорий.

Первый уровень членения

На первом уровне членения все существительные можно разделить на 2 группы:

1) Собственные ― называют индивидуальные предметы

Наименования «Большевичка»

Имеют либо только форму st, либо только pl

2) Нарицательные ― называют предмет по принадлежности к тому или иному классу.

Следующий уровень членения

- Вещественные

1) Особые значения ― обозначают однородную массу вещества, которую можно разделить на части, но нельзя сосчитать (молоко )

2) Грамматические особенности: только одна форма числа

3) Словообразование ― большая часть ― не производны

В речи вещественные существительные, имеющие только форму среднего числа, в ряде случаев могут образовывать форму множественного числа (сухие вина )

Меняется значение существительного (сорт, кол-во)

- Собирательные

совокупность лиц или предметов, как одно неделимое целое (молодежь, студенчество ). Все собирательные существительные имеют только формы единственного числа. Собирательные существительные производные как правило. Необходимо отличать от конкретных существительных типа народ, класс, группа, отряд, табун .

Вещественные и собирательные тесно связаны между собой. Иногда бывает трудно ответить на вопрос вещественное или собирательное. Иногда даже говорят о вещественно-собирательных (пыль)

- Отвлеченные (абстрактные)

Имеют только форму единственного числа. Очень многие производны. В некоторых случаях существительные могут стоять в форме множественного числа (радости жизни, счастливые сны, ежегодные чтения ) так как происходит изменение значения существительных.

- Существительные общего рода

Проявляют своеобразие в выражении грамматической категории. Зануда, сладкоежка. Основная особенность ― в разных контекстах бывает то женского, то мужского рода. Относятся существительные с флексией а, чаще всего разговорного стиля, имена сокращенные ― Саша, Женя, Валя . Иногда относят некоторые несклоняемые существительные как визави . С существительными общего рода нельзя путать врач, учитель, офицер , которые могут называть лиц женского рода, но сами слова остаются мужского рода.

- Конкретные существительные

слова, называющие считаемые предметы, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету. Имеют две формы числа, являются эталоном существительного как части речи. Однако, небольшая группа конкретных существительных имеет только форму множественного числа. (сани )

Одушевленность

Одушевленность/неодушевленность

Основное правило ― Во множественном числе В.п.=Р.п ― одушевленное, В.п.=И.п. - неодушевлённое.

Правило сформировано для множественного числа, так как наиболее чётко грамматическая категория числа выражена во множественном числе. Для двух групп существительных мужского рода (студент, часовой ) правило работает и в единственном числе.

В русском языке лексическая и грамматическая одушевлённости могут и не совпадать. Также есть существительные, которые испытывают колебания в выражении одушевлённости ― неодушевленности. Вижу куклы ― вижу кукол . Есть существительные, которые в одном значении одушевленные, в другом ― нет. Звезды. Молодежь ― вне грамматической категории, так как нет множественного числа.

В школьной грамматике говорят о мужском, женском, среднем роде.

Зализняк предложил четвертый род ― парный, слова с формой только множественного числа. (ворота, часы ). Предложил говорить о 7 согласовательных классах:

1 ― м.р. неод.

2 ― м.р. од.

3 ― ж.р. неод.

4 ― ж.р. од.

5 ― ср.р неод.

6 ― ср.р од.

7 ― парный род.

Род в РЯ выражается морфологическим, синтаксическим и лексико-семантическим способом.

Морфологический ― выражение грамматического значения рода при помощи флексий. Такой способ принято называть непоследовательным, так как амонимичные окончания могут иметь значение разных родов. Стол, дочь

Синтаксический ― выражение рода через форму согласуемого с существительным слова. Помимо согласованных слов такую функцию могут выполнять формы сказуемого в прошедшем времени или в сослагательном наклонении

Лексико-семантический - основан на соотношении грамматического значения рода и лексического значения пола. Такой способ актуален только для небольшого количества существительных, называющих людей. Для этих существительных значение рода является номинативным. Для всех остальных синтаксическим.

Иногда значение рода определяется лексическим значением пола, также у некоторых зоонимов.

Единственное число

1) Основным значением является значение единичности, то есть указание на один предмет

2) Обобщенно-собирательное значение - форма единственного числа указывает на множество предметов, понимаемых как совокупность. Во время сессии студент отдыхает

3) Распределительное\дистрибутивное - форма единственного числа указывает на предмет, который есть одновременно у нескольких лиц. Откройте учебник на … странице.

Множественное число

1) Основное значение ― Значение раздельного множества. От 2 до множества.

2) Собирательное множество ― форма множественного числа указывает на совокупность людей, объединено по какому-либо признаку. Он долго жил среди англичан

3) Гиперболическое множество ― указывает на намеренное устранение от конкретной единичности такое можно наблюдать в двух случаях.

Указывает на важность предмета К нам гости приехали ― дочь

Для выражения упрёка, порицания Мы в университетах не обучались

4) Непрерывное множество ― имеет значение длительности, особой протяжённости, интенсивности. Кругом снега и льды

Вопрос о падежном значении.

Падежное значение ― значение, связанное с выражением значения существительного к другим словам в словосочетании или предложении.

В настоящее время выделяются типы падежных значений:

1) Субъектное значение

2) Объектное значение

3) Определительное

4) Обстоятельственное

5) Некоторыми учёными выделяется комплективное/добавляющее значение.

Эти значения не закреплены за формой конкретного падежа.

1) Субъектное значение ― значение реального деятеля, носителя признака или состояния. Люди идут по улице. Студентам холодно

2) Объектное значение - значение отношения предмета к действию, которое распространяется на этот предмет. Мы пьем чай

Объектное значение может быть разных видов:

Значение прямого объекта. Реальный объект. Ловить рыбу

Внутренний объект. Объект речи, мысли, чувства. Вспоминать о поездке.

Объект адресат. Я читаю лекцию студентам.

Объект средство. Заклеить клеем

Объект посредник. Передать посылку через проводника

Есть и другие виды объектов.

3) Определительное значение ― значение существительных, характеризующее предмет по какому-либо признаку:

Собственно-определительные Девушка в шляпке. Дом из кирпича.

Предикативно-определительные Мой брат красавец

4) Обстоятельственное значение ― значение существительного, которое характеризует действия или признак с точки зрения меры, времени и так далее.

1) Временное ― вернуться в мае

2) Значение места ― гулять в лесу

3) Причинное ― плакать из-за ошибки

4) Условное ― при полете будьте осторожными

5) Значение цели ― послать за врачом

6) Меры и степени ― завяз по горло

7) Уступительные ― вопреки советам, он уехал

8) Образ и способ действия ― петь басом

5) Комплективное значение ― значение восполнения информативно неполных единиц в предложении. Он слыл болтуном (он слыл ― неполн). Его звали Ваней (его звали ― неполн.)

На то, какое значение выражает падеж влияет несколько факторов: это и форма самого существительного, и его значение, и форма и значение слова, с которым существительное связано, и наличие/отсутствие предлога, и характер предлога.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

― часть речи, которая обозначает не процессуальный признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, а также категориях степеней сравнения и полноты краткости

Форма сравнительной степени

Указывает на большую или меньшую по сравнению с чем-либо степень признака.

ФСС могут быть синтетическими и аналитическими.

Синтетическая ― образуется при помощи трех суффиксов: е, ее, ше (громче, белее, больше ) Продуктивный ― ее. Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного с суффиксами ск, суффиксами субъективной оценки (слабенький ), от прилагательного с суффиксами ущ, ющ (передающийся ), л (бывалый ), от сложных прилагательных (длиннорукий ), с приставкой не (непростой ). Есть и другие ограничения.

Аналитическая - образуется при помощи вспомогательных слов более и менее. В гр.80 отсутствует.

Значение формы степеней сравнения.

Сравнительная степень (компаратив) ― имеет два основных значения.

1) признак присущ одному предмету в большей или меньшей степени, чем другому. Кошка умнее собаки

2) признак одного и того же предмета в одной ситуации представлен в большей или меньшей степени, чем в другой. Зима в этом году холоднее

Аналитическая форма имеет меньше ограничений в образовании.

Форма простой сравнительной степени, как правило, является частью сказуемого. Аналитическая может быть и сказуемым, и определением.

Формы превосходной степени

Традиционно, значение форм превосходной степени определяется как предельная степень проявления признака.

Форма превосходной степени так же образуется синтетическим и аналитическим способом.

Простая ― ейш, айш. Составная ― самый, наиболее, наименее, всех (всего) + синт. Форма сравнительной степени (красивее всех, важнее всего ).

ПриФорма превосходной степени, имеющая значения самой высокой степени проявления признака называется суперлятивом

Однако, формы превосходной степени могут иметь значение просто большой степени. (элатив) красивейшее здание. (а не красивейшее здание в городе)

Большинство современных лингвистов не считают, что у прилагательных есть формы превосходной степени.

Для образования синтетических форм актуальны те же ограничения, что и для образования форм сравнительной степени. Форма превосходной степени, образующейся при помощи слова самый, имеют в своём составе прилагательное в положительной степени. Самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом, самый лучший вариант ― исключение.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

В языке идея количества может быть передана разными средствами: грамматической категорией числа, при помощи существительных (сотня, дюжина ), так же при помощи особых слов, которых называют числительными.

Часть ли речи числительное ― неоднозначный вопрос. В школьной практике к числительным относятся и количественные, и порядковые, и собирательные, и дробные числительные. В грамматике 80 к числительным относятся только количественные числительные и собирательные. Порядковые относятся к прилагательным, а дробные рассматриваются как сочетание слов, принадлежащих различным частям речи. К числительным относятся также такие слова, как много и мало. Концепция Тихонова исключает много и мало, но относит дробные числительные, количественные и собирательные числительные. Концепция Панова ― порядковые, а количественные и порядковые числительные являются формами одного и того же слова.

Концепция, выделяющая в составе числительных количественные, порядковые и собирательные числительные.

Имя числительное ― часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счёте и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа (последовательно) и в грамматических категориях рода и числа (не последовательно). В составе числительных выделяется три лексико-грамматических разряда:

1) количественные

2) порядковые

3) собирательные

Некоторые лингвисты выделяют только количественные и порядковые, а собирательные относят к количественным.

По структуре все числительные делятся на простые, имеющие один корень (сорок, пятые, пятеро ), сложные, имеющие в составе два корня (пятьдесят ) и составные, состоящие из двух и более слов (тридцать пять, три тысячи тридцатый )

Лексико-грамматический разряды количественных числительных:

Количественные числительные обозначают:

1) абстрактное количество (к 8 + 3 будет 11 )

2) количество как признак предмета (два года, пять книг )

3) место предмета при счёте (дом шесть )

Грамматические особенности:

НИКОГДА не изменяются по числам (вне грамматической категории числа)

Изменяются по падежам, но падеж числительного не выражает ни субъектное, ни объектное значение, а лишь указывает на синтаксическую связь числительного с существительным.

Не изменяются по родам за исключением слов один-одна-одно, два-две .

Синтетические особенности:

От 1 до 4 в именительном и винительном падежах сочетаются с существительным в единственном числе

В именительном и винительном падежах управляют существительным (три чашки, пять столов ), в остальных падежах согласуются с существительными

Особенности некоторых количественных числительных:

Один по-разному рассматривается лингвистами, иногда не относят к числительным и называют местоименным прилагательным, либо счётно-количественным прилагательным (грамматика 70), некоторые считают, что это числительное только в составных числительных. Расхождения во мнениях объясняются тем, что слово один ведет себя не так, как другие числительные: изменяется по родам и по числам, всегда согласуется с существительным. Кроме того, помимо количественного значения, слово один имеет значение какой-то, отдельные и т. д. Таким образом слово один ведет себя как числительное действительно только в составных числительных. Во всех остальных случаях ― местоименное прилагательное.

Тысяча, миллион, миллиард в школьной грамматике ― числительные, а грамматика 80 однозначно относит к существительным, так как изменяются по числам. Есть точка зрения, согласно которой эти слова имеет смысл называть существительными только в тех случаях, когда они или не называют точного числа (миллион проблем), либо употреблены в форме множественного числа.

Правило употребления с предлогом по:

- Два, полтора, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа, совпадающего с именительным. Взяли двести рублей.

Остальные имеют вариантные формы (взяли по пять рублей или взяли по пяти рублей)

Один всегда в форме дательного падежа (раздали по одному карандашу )

Лексико-грамматический разряд собирательных числительных:

Образуются от количественных при помощи суффиксов о, j, (два, двое ) и э, эр (чертыре, четверо )

Норма ограничивает число собирательных числительных рядом от двух до десяти, но встречаются и другие. Традиционно считается, что значение собирательных числительных это обозначение количества как совокупности. Но многие лингвисты не согласны с этим утверждением и считают, что собирательные числительные по значению ничем не отличаются от количественных.

Грамматические особенности:

Вне грамматической категории числа

Вне грамматической категории рода

Падеж не выражает значения, а указывает на сочетаемость с существительным

Синтетические особенности:

Сочетаемость с существительными: собирательные числительные могут сочетаться с существительными мужского рода или со словами общего рода (двое друзей, трое зевак ), но не могут сочетаться с существительными женского рода.

Могут сочетаться с существительными pluralia tantum (двое часов, трое суток )

Собирательные числительные сочетаются с существительными дети, ребята, люди, лица.

Могут сочетаться с существительными со значением не взрослости (семеро козлят )

Могут сочетаться с субстантивированными прилагательными (двое больных )

Могут сочетаться с личными местоимениями (нас трое )

Некоторые относят оба, обе к собирательным числительным, однако они не имеют числового значения, поэтому целесообразно считать местоимениями. Кроме того у этих слов иные правила сочетаемости с существительными.

Лексико-грамматический разряд порядковых числительных:

Называют порядковый номер предмета при счёте.

Грамматические особенности:

Могут изменяться по падежам, числам, родам

Всегда согласуются с существительными

Склонение числительных:

Порядковые склоняются как относительные прилагательные (адъективный тип)

Остальные по характеру окончаний различаются 6 типов склонения:

3) 50, 60, 70, 80

4) 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900

5) 40, 90, 100, полтора, полтораста

6) собирательные

МЕСТОИМЕНИЕ

С одной стороны, они употребляются как самостоятельные слова, с другой стороны, они не называют явлений, предметов, а лишь указывают на них. Многие лингвисты считают, что местоимения появились раньше имён.

Отличающие признаки:

1) Для местоимений характерна соотнесённость одного и того же слова с широким кругом предметов окружающей действительности. Направление в каждом отдельном случае может означать разные лица и разные предметы

2) Функции:

Диектическая ― указание на условие речевого акта. Соотнесение того, о чем говорится с условиями речевого акта и его участниками. Я пишу (пишет говорящий), я ― говорящий, вы ― слушающий, он ― третье лицо.

Местоимения первого и второго лица, отсылающие к говорящему (я, мы) или к слушающему (ты, вы). Так же указательные местоимения, отсылающие к объекту, на которого направлен указательный жест говорящего (тот, этот, это, та..)

Анафорическая ― соотнесение данного сообщения с другими сообщениями. Это функция отсылки к чему-либо известному. Могут замещать в тексте имена предметов, действия и даже целые предложения. Мой брат пришёл и сказал, что он уезжает. Н иколай собрался и вышел. Петя сделал тоже самое. Я напишу ему письма, если это нужно.

Выполняют:

Личные местоимения третьего лица

Указательные местоимения

Возвратные (себя, друг-друга)

Относительные местоимения

Эмоционально-оценочная функция Ваша Ольга (в конце письма)

эффимизм ― функция табу ― сто один вопрос про «это»

Классификация местоимений.

1) Традиционная.

- Личные ― указывают на участников речевого акта.

- Возвратные ― себя. Это местоимение не имеет именительного падежа, а это указывает на то, что объект или адресат действия совпадает с субъектом действия.

- Притяжательные ― принадлежность предмета первому, второму или третьему лицу. (мой, твой, его, свой (принадлежность тому, что названо подлежащим) его, её, их ― личные местоимения с функцией притяжательности

- Указательные (тот, этот, такой, сей, оный ) ― выделяют предметы или признаки, связанные с участниками речевого акта или речевым пространством.

- Определительные ― указывают на признаки обобщающие (всякий, каждый, любой, весь ) или выделительные (сам, самый )

- Вопросительные (кто, что, какой, который, чей )

- Относительные совпадают с вопросительными, но принципиально отличаются от них синтаксической функцией, выступая в роли союзных словМальчик разбил вазу, которая стояла на столе.

- Неопределённые ― аффиксы не, постфиксы -то, -либо, -нибудь, аффиксоид кое- Указывает на нечто, неизвестное говорящему

- Отрицательные ― не и ни. Отсутствие предметов, признаков, обстоятельств.

В традиционной классификации не учтено местоимение друг-друга. Это местоимение часто выделяют в особый разряд, называемый взаимно-возвратным.

2) Функционально-семантическая классификация:

Личные, притяжательные, возвратные + друг друга, выделительно-указательные (этот, тот, такой, таковой ) , выделительно-усилительные (сам, самый ), вопросительные, относительные, неопределённые, обобщенно-распределительные (каждый, любой, весь, всякий ), отрицательные.

3) Формально-грамматическая классификация:

1) местоимения существительные ― указывают на лицо или предмет, падеж выражают последовательно, род и число не последовательно (личные, возвратные, некоторые вопросительные (кто, что ), некоторые отрицательные (никто, ничто ), некоторые неопределённые (некто, кто-то )

2) местоимения прилагательные ― указывают на признак, выражают значение в зависимых грамматических категориях рода, числа, падежа. (твой, мой, ваш, наш, какой-нибудь, некоторый )

3) местоимения числительные ― указывают на неопределённое количества, вне грамматической категории числа и имеют те же особенности сочетаемости с существительными. (сколько, сколько-то )

4) местоимения наречия ― неизменяемые местоимения (здесь, там, оттуда, где-то, когда-нибудь …) Некоторые лингвисты относят к наречиям.

Особенности склонения

Склонение личных местоимений характеризуется изменением основы в косвенных падежах. Я, меня, мне, мы, нас.

Местоимения он, она, оно при сочетании с предлогом имеют формы с начальной фонемой н. У него, при ней, о них

Местоимение себя не имеет формы именительного падежа

Грамматические особенности других местоимений, а именно прилагательных, наречий, числительных, полностью повторяют особенности соответствующей части речи.

ГЛАГОЛ

Глагол в русском языке противопоставлен именам, так как имеет свой набор грамматических категорий. Обозначает также признак предмета, но это особый признак – признак как процесс.

Глагол - часть речи, обозначающая процессуальный признак и выражает это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени и т.д. Основная функция - сказуемого.

Парадигма глагола

Так же более сложная, чем парадигма имен.

3 группы глагольных форм.

1) Инфинитив - начальная форма глагола, но это очень условно.

2) Спрягаемые формы (предикативные)

3) Неспрягаемые формы (атрибутивные) причастия и деепричастия. Не все ученые относят к глаголу.

Каждая из этих групп характеризуется особенным набором грамматических категорий.

Спряжение глагола

Спряжение - обычно употребляется в следующих ситуациях:

1) Спряжением глагола - изменение глагола в узком понимании по лицам и числам в настоящем или будущем простом времени, в широком понимании изменение глагола по временам, наклонениям, лицам, числам и так далее.

2) Под спряжением также понимается система глагольных флексий в настоящем или будущем простом времени.

В зависимости от того, какие флексии представлены, все глаголы можно разделить на два больших класса: первого и второго спряжения.

Глагол 1го спряжения - нести

Я несу, ты несешь, он, она, оно несет,

Мы несем, вы несете, они несут

Глагол 2го спряжения - решить

Я решу, ты решишь, он решит

Мы решим, вы решите, они решат

Кроме флексий глаголы первого и второго спряжения отличаются друг от друга особенностями чередования: у глаголов второго спряжения чередование появляется только в форме первого лица единственного числа (любить - люблю ), у глаголов первого спряжения чередование появляется в четырех формах - второго и третьего лица единственного числа, и первого и второго лица множественного числа (пеку - печешь, печем, печете ).

Глаголы 1 и 2 спряжения отличаются друг от друга финалью основы (оконцовкой), у глаголов 1го спряжения основа настоящего или будущего простого времени может оканчиваться на шипящий - скачут, на j - краснеют, на парно твердый согласный - несут, глаголы второго спряжения в этом случае могут также оканчиваться на шипящие, на j, и на парно-мягкий согласный.

Что нужно чтобы определить спряжение?

1) поставить глагол в форму 3 лица ед. числа

2) Смотрим ударно ли окончание

3) Если окончание ударное, то спрягаем глагол по лицам и числам

4) Если окончание безударное, возвращаемся к инфинитиву

5) Если финаль инфинитива на ить, то 2ое, если не на ить, 1ое

6) Вспоминаем, не исключение ли это? (брить, стелить, гнать, держать, дышать, обидеть)

В языке есть также разно спрягаемые глаголы - хотеть, бежать, чтить (чтят, чтут),

Глагольные словоизменения

Система глагольного словоизменения характеризуется большей сложностью по сравнению со словоизменением имен. Для каждого русского глагола необходимо установить его принадлежность: а) к словоизмененительному классу и б) к типу спряжения

Критерий Маслова

Видовая пара имеет место тогда и только тогда, когда глаголы имеют тождественное значение.

Специальные диагностические контексты:

1) Для глаголов совершенного вида. Он вернулся из командировки, поднялся по лестнице, открыл дверь...

2) Для глаголов несовершенного вида. Описание повторяющихся событий. Каждый год в это время он возвращается из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

3) Для глаголов несовершенного вида. Повествование в настоящем историческом. Возвращается он вчера из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

Таким образом, можно сделать вывод, что эти пары глаголов являются видовыми глагольными парами, поскольку глаголы в каждой паре обозначают одно и то же событие. В контекстах два и три употребление глаголов совершенного вида исключается, таким образом говорящие должен употребить глагол с тождественным значением, но несовершенного вида.

Двувидовые глаголы

Посматривать, стукнуть, учительствовать и так далее. Является либо совершенного вида, либо не совершенного, но пары не имеют - непарные глаголы. Перфектива тантум - совершенного вида, имперфектива тантум - несовершенного вида

Среди непарных глаголов так же встречаются двувидовые глаголы.

Двувидовые глаголы - в разных контекстах могут быть и глаголами совершенного и глаголами несовершенного вида.

Когда Алексей женился, он сразу уехал в Париж. Когда Алексей женился, гостей было 100 человек.

Среди двувидовых глаголов исконно русских глаголов немного (телеграфировать, асфальтировать, госпитализировать)

Вид двувидовых глаголов может быть определен только по контексту.

Образование форм страдательного залога в русском языке.

Образуются по-разному у глаголов совершенного и не совершенного вида.

У глаголов совершенного вида форма страдательного залога образуется, как правило, при помощи формообразующего постфикса -ся.

У глаголов совершенного вида формы страдательного залога образуются, как правило, аналитическим способом при помощи вспомогательного глагола быть, в соответствующей личной форме и краткого страдательного причастия.

Исключения: Он был любим всеми. Эта книга прочиталась очень легко.

Глаголы в форме страдательного залога могут изменяться по временам, лицам, числам, и так далее.

Дом построен рабочими в прошлом году .

Формы настоящего времени

Образуют только глаголы несовершенного вида! Формы настоящего времени не имеют специальных суффиксов в русском языке, окончания глаголов со значением того или иного лица и числа (я говорю, ты говоришь ) служат также формальным выражением значения настоящего времени, если они присоединяются к основам того же вида.

Форма настоящего времени может выражать несколько значений.

Первое значение этой формы называется настоящее актуальное .

Форма настоящего времени в этом случае указывает на действие, совпадающее с моментом речи. Я сейчас читаю лекцию .

Второе основное значение формы настоящего времени - настоящее неактуальное . В этих случаях указывает на то, что действие не связано с моментом речи. Я хорошо плаваю . Имеет несколько подтипов: расширенное настоящее - он давно уже любит ее ; постоянное непрерывное - Москва стоит на 7 холмах ; и так далее.

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Занимают особое место в морфологической парадигме глагола, поскольку они сочетают свойства глагола и других частей речи - соответственно прилагательных и наречий.

На этом основании причастия иногда выводятся из глагольной парадигмы и включаются в состав прилагательных, а деепричастия - в состав наречий (Пешковский) или же трактуются как самостоятельные части речи (Тихонов).

Причастие - «гибридная» форма глагола, обладающая признаками глагола и прилагательного.

Как глагол причастие проявляет себя благодаря категориям залога, вида и времени, лексико-грамматическим признакам переходности и возвратности, кроме того, причастия полностью сохраняют особенности глагольного управления: любить детей - любящий детей, руководить заводом - руководящий заводом .

МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ. ПРЕДМЕТ МОРФОЛОГИИ

Морфология является одним из разделов грамматики. Термин «грамматика» используется в языкознании в двояком значении: в значении грамматического строя языка и в значении учения о грамматическом строе языка, т.е. как обозначение соответствующей научной дисциплины. В последнем смысле грамматика представляет собой собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe форма, logos слово, учение), и синтаксис собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения (греч. syntaxis сочетание, построение).

Грамматика (морфология и синтаксис) дает правила изменения слов и сочетания слов в предложении, имея в виду не конкретные слова и предложения, а слова и предложения вообще. Грамматика абстрагируется от частного и конкретного в словах и предложениях и берет то, что есть в них общего.

Объектом изучения в морфологии являются отдельные слова. Однако в морфологии слова изучаются не так, как в лексикологии. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические свойства, употребляемость. Морфология же изучает грамматические свойства слова. Например, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), является авиационным термином и обозначает искусство управления летательным аппаратом. Для морфологии же важно то, что это слово является именем существительным, неодушевленным, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляется, способно определяться именем прилагательным (высший пилотаж ) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже ).

Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов.

Кроме того, традиционным в русской лингвистической науке является и отнесение к морфологии вопросов словообразования отдельных частей речи (общие вопросы словообразования, типы словообразования, изменения в морфологическом составе слова и другие выносятся в отдельный раздел).

Морфология, будучи учением о грамматической природе слова и его формах, прежде всего имеет дело с такими понятиями, как грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма.


Под грамматической категорией понимается системное противопоставление всех однородных грамматических значений, выражаемых грамматическими формальными средствами. Грамматические категории бывают морфологическими и синтаксическими .

Морфологическая категория представляет собой двуплановое явление, это единство грамматической семантики и ее формальных показателей; в рамках морфологических категорий грамматические значения слова изучаются не изолированно, а в противопоставлении всем другим однородным грамматическим значениям и всем формальным средствам выражения этих значений. Например, категорию глагольного вида составляют однородные значения совершенного и несовершенного вида, категорию лица - однородные значения 1-го, 2-го и 3-го лица.

При анализе морфологических категорий особенно важно учитывать единство смыслового и формального планов: если какой-либо план отсутствует, то нельзя рассматривать данное явление в качестве категории. Например, нет оснований считать морфологической категорией противопоставление имен собственных нарицательным, так как это противопоставление не находит последовательного формального выражения. Не является категорией и противопоставление глагольных спряжений, но уже по иной причине: четкие формальные показатели (окончания) I и II спряжений не служат для выражения смысловых различий между глаголами разных спряжений.

Словоизменительные категории находят свое выражение в противопоставлении разных словоформ одного и того же слова. Например, категория лица глагола является словоизменительной, так как для ее обнаружения достаточно сравнить разные формы одного глагола (иду, идёшь, идёт).

Несловоизменительные (классификационные, или лексико-грамматические) категории находят свое выражение в противопоставлении слов по их грамматическим свойствам. С учетом значений, выражаемых несловоизменительными категориями, словарный состав языка можно разбить на грамматические классы (поэтому морфологические категории данного типа и называют классификационными). Несловоизменительными являются, например, категории рода и одушевленности /неодушевленности существительных.

Основной морфологической категорией (причем категорией классификационного типа) является категория частей речи (категория частеречности ). Все остальные категории выделяются в рамках частей речи и являются частными морфологическими категориями по отношению к частям речи.

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д.

Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования . Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией. Так, любое существительное включается в систему падежных отношений, но не каждое из них включается в систему противопоставлений по роду: учитель – учительница, актер – актриса, но педагог, языковед, режиссер.

Та или иная грамматическая категория (категория рода, категория числа, категория падежа и т.д.) в каждом конкретном слове имеет определенное содержание. Так, например, категория рода, свойственная именам существительным, в слове книга обнаруживается тем, что это имя существительное является существительным женского рода; или категория вида, например, в глаголе рисовать имеет определенное содержание это глагол несовершенного вида. Подобные значения слов называются грамматическими значениями . Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова. Если лексическое значение соотносит звуковую оболочку слова с реалией (предметом, явлением, признаком, действием и т. д.), то грамматическое значение формирует конкретную форму слова (словоформу), необходимую, главным образом, для связи данного слова с другими словами в тексте.

Лексическое значение слова носит конкретный и индивидуальный, а грамматическое значение – абстрактный и обобщенный характер . Так, слова гора, стена, нора обозначают разные предметы и имеют разные лексические значения; но с точки зрения грамматики они входят в один разряд слов, имеющих один и тот же набор грамматических значений: предметности, именительного падежа, единственного числа, женского рода, неодушевленности.

Грамматические значения делятся на общие и частные. Общее грамматическое (категориальное) значение характеризует самые большие грамматические классы слов – части речи (предметности – у существительного, признака предмета – у прилагательного, действия как процесса – у глагола и т.д.). Частное грамматическое значение свойственно отдельным формам слов (значения числа, падежа, лица, наклонения, времени и т. д.).

Носителем грамматического значения на уровне слова является отдельно взятая форма слова – словоформа . Совокупность всех словоформ одного и того же слова называется парадигмой. Парадигма слова в зависимости от его грамматической характеристики может состоять как из одной словоформы (наречие сгоряча ), так и из нескольких словоформ (парадигма существительного дом состоит из 12 словоформ).

Способность слова образовывать парадигму, состоящую из двух и более словоформ, называется словоизменением . В современном русском языке действуют следующие системы словоизменения:

По падежам (склонение);

По лицам (спряжение);

По числам;

По родам;

По наклонениям;

По временам.

Способность слова образовывать особые формы называется формообразованием. Так образуются краткая форма и степени сравнения прилагательных, инфинитив, причастие и деепричастие у глаголов и др.

Итак, словоформа – это конкретное употребление слова.

Лексема – это слово как представитель группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением.

Парадигма – это вся совокупность словоформ, входящих в данную лексему.

Форма слова – это словоформа с определенными морфологическими характеристиками в отвлечении от её лексических особенностей.

Грамматические значения выражаются определенными языковыми средствами. Например: значение 1-го лица единственного числа в глаголе пишу выражается при помощи окончания , а общее значение творительного падежа в слове лесом выражается при помощи окончания -ом . Вот это выражение грамматических значений внешними языковыми средствами называется грамматической формой . Следовательно, формы слова – это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грамматическими значениями. Вне грамматической формы не существует ни одного грамматического значения. Грамматические значения могут выражаться не только при помощи морфологических видоизменений слова, но и при помощи других слов, с которыми оно связано в предложении. Например, в предложениях Он купил пальто и Он был в пальто форма слова пальто одинакова, однако в первом случае оно имеет грамматическое значение винительного падежа, а во втором - предложного падежа. Эти значения создаются разными связями этого слова с другими словами в предложении.

Основные способы выражения грамматических значений

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический, смешанный и другие.

При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией , т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво ), значительно реже – чередованием звуков и ударением (уме реть уми рать ; ма сла – спец. масла ), а также супплетивно , т.е. образованиями от разных корней (человек – люди, ребёнок – дети :значения ед. и мн. числа; брать – взять: значения несовершенного и совершенного вида; хорошо – лучше: значения положительной и сравнительной степени). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода – воды ), а также с чередованием звуков (сон – сна ).

При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах. Например, значение будущего времени глагола может быть выражено не только синтетически с помощью личного окончания (сыграю , сыграешь , сыграет ), но и аналитически с помощью глагольной связки быть (буду играть, будешь играть, будет играть ).

При смешанном , или гибридном, способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме ), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду ).

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание -ут выражает и лицо, и число, и наклонение.

Таким образом, парадигма одного слова может объединять синтетические, аналитические и супплетивные словоформы.

Грамматическое значение слова может быть выражено синтаксическим способом, т.е. с помощью сочетающейся с данной словоформой другой словоформы (крепкий кофе – значение мужского рода несклоняемого существительного, на что указывает словоформа прилагательного мужского рода; к пальто – значение дательного падежа несклоняемого существительного, на что указывает предлог к).

Иногда в качестве способа выражения грамматического значения выступают логико-семантические отношения в тексте. Например, в предложении Лето сменяет осень существительное осень является субъектом и стоит в форме именительного падежа, а лето – объектом и стоит в форме винительного падежа.

Любое слово в любом языке кроме индивидуального лексического, имеет также грамматическое значение, указывающее на отношение этого слова к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, отношение сообщаемого факта ко времени и т.д.

Если лексическое значение присуще всегда только одному конкретному слову, то грамматическое значение всегда характеризует целый класс слов. Так, например, лексическое значение «транспортное средство на четырех колесах, приводимое в движение посредством двигателя внутреннего сгорания» присуще только слову «автомобиль», а вот грамматическое значение мужского рода присуще в русском языке также словам «потолок», «человек», «огурец» и множеству других слов. Грамматическое значение вместе с лексическим образует так называемое общее значение слова.

Большинство слов обладают не одним, а несколькими грамматическими значениями. Так, глагол «написал» характеризуется грамматическим значением прошедшего времени, совершенного вида, мужского рода, единственного числа; прилагательное «высочайшая» характеризуется грамматическими значениями единственного числа, именительного падежа, женского рода, превосходной степени.

Грамматические значения могут быть постоянными (классифицирующими) и «переменными» (формообразующими). Так, например, значение мужского рода у существительного «стол» - постоянно, слово стол в русском языке ни при каких условиях не может перейти в средний или женский род, а вот значение именительного падежа единственного числа может быть изменено: «стола», «столу», «столам», «столами» и т.д.

Средства выражения грамматического значения могут быть либо синтетическими, либо аналитическими. Синтетическими называются такие средства выражения грамматического значения, которые связаны с изменением формы слова. Аналитическими называются такие формы выражения грамматического значения, которые являются внешними по отношению к слову и не связаны с изменением его формы.

Основным синтетическим средством выражения грамматического значения в большинстве языков мира является аффиксация. В качестве формообразующих могут выступать все виды аффиксов, кроме интерфиксов, которые строго закреплены за сферой словообразования.

Другим синтетическим средством выражения грамматического значения является супплетивизм. Супплетивизмом называется замена корня слова на другой в связи с изменением грамматического значения слова (иду - шел, хороший - лучше, человек - люди). Супплетивным способом передаются не все грамматические значения.

Так, например, во многих языках мира мы сталкиваемся с супплетивными формами числа или глагольного времени, но нигде не обнаружен супплетивный способ передачи падежных значений. Супплетивизм ни в одном языке мира не является основным средством выражения грамматического значения, но некоторое количество супплетивных форм встречается почти во всех языках мира. Впрочем, в некоторых языках, как, например, в китайском или дунганском, супплетивизм полностью отсутствует.

Во многих языках представлено и такое средство выражения грамматического значения, как перенос ударения. Русск.: «насы̀пать - насыпа̀ть», «нарѐзать - нареза̀ть» (совершенный - несовершенный вид); болгарск.: «пѝша» (пишет) - «пиша̀» (писал), «чѐта» (читает) - «чета̀» (читал) и т.д.

Такой способ как редупликация (удвоение корня слова) для русского языка не характерен; из индоевропейских языков наиболее активно употребляется в санскрите, древнегреческом, латинском. Так, например, в латыни формы перфекта многих глаголов образуются при помощи частичного удвоения корня: mordeo (кусаю) - momordi (укусил), do (даю) - dedi (дал), curro (бегу) - cucurri (прибежал) и т.д.

Особенно распространена редупликация в малайском и индонезийском языках, где с её помощью образуется множественное число существительных. Малайск.: orang (человек) - оrangorang (люди); индонезийск.: glombang (волна) - glombangglombang (волны).

В некоторых языках грамматическое значение может выражаться изменением музыкального тона корневого гласного. Так, в языке нуэр слово lei , произнесенное с падающей интонацией будет обозначать «животное», а lei с восходящей интонацией - «животные» (единственное - множественное число).

К аналитическим средствам выражения грамматического значения относятся разного рода частицы, предлоги, артикли, вспомогательные глаголы. Очень важным аналитическим средством выражения грамматического значения является порядок слов в предложении; изменение этого порядка в таких языках как английский, французский, немецкий, китайский, вьетнамский и др. может привести к полному изменению значения фразы. Ср. англ.: «A cat sees a dog.” и “A dog sees a cat.” (“Кошка видит собаку.” и “Собака видит кошку.”).

Очень важным аналитическим средством выражения грамматического значения является контекст. Так, например, в предложениях “На вешалке висели пальто.” и “Новые пальто стоят дорого” значение множественности, применительно к слову “пальто”, передается исключительно контекстом.

Установлению грамматического значения слова иногда способствует знание его лексического значения. Возьмём в качестве примера предложение «Газон переехал танк». И у существительного «газон», и у существительного «танк» именительный и винительный падежи совпадают. Понять, что слово «танк» стоит здесь в форме именительного падежа, и, следовательно, является подлежащим, а слово «газон» стоит в форме винительного падежа, и, следовательно, является прямым дополнением, мы можем только исходя из лексического значения этих слов.

Газон представляет собой кусок земли, засаженный травой или цветами, является объектом недвижимым, и переехать что-либо не может. Танк же, будучи бронированной самоходной машиной, вполне может что-либо переехать, из чего следует, что именно существительное «танк» стоит в данном случае в форме именительного падежа и является подлежащим.

Очень часто грамматическое значение слова передается не с помощью одного какого-либо средства, но с помощью комплекса различных средств, из которых одно, как правило, является основным, а остальные дополнительными. Так, например, в немецком die Bücher (книги) основным показателем множественного числа является окончание - er , а дополнительными - инфикс -ü- (в ед.ч. будет Buch) и артикль множественного числа die.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.