Инновационные технологии в системе воспитания. Инновационные технологии в воспитательном процессе. Арт- технология

Доклад

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

Век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Выпускник современной школы должен:

Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

Четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

Грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии .

Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модел ь совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

    по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

    по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

    по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

    по подходу к ребёнку

Современные воспитательные технологии

    технология проектного обучения;

    личностно-ориентированная технология;

    технология здоровьесберегающая;

    технология учебной деловой игры;

    технология развития критического мышления;

    технология КТД И. П. Иванова;

    технология проведения учебных дискуссий;

    Тьюторство – технология педагогической поддержки;

    технология создания ситуации успеха;

    шоу-технологии;

    ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

коллективное творчество;

единое дело и добровольное участие в нём;

свобода выбора форм деятельности;

содружество взрослых и детей;

развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя

Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Особенны любимы такие приёмы, как «аквариум», «вертушка», «пила», «мозговой штурм». Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология педагогических мастерских и педагоги, разрабатывающие сценарии классных часов или родительских собраний вызывают у меня уважение, так как я сама не разработала ни одну мастерскую. Я только использую разработки из журнала «Новое образование» от ИПК и ПРО. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте . На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные- неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц ПМИ, ведение дневника, . На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер:за и против».

В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.

Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня мы ль способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивные игры («Не тормози») Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс.(можно заниматься в одной аудитории с одним компьютером или каждый ребёнок индивидуально) . Одним из главных помощников для учителя является Интернет.Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru

Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей.

Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе, скрыть информацию, открыть, перетащить.

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

будет

Татьяна Коноплина
Инновационные педагогические технологии в воспитании дошкольников

Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования . Основной задачей педагогов ДОУ – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные технологии , оптимально соответствующие поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребёнка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка, как личности.

«Педагогическая технология - это совокупность психолого – педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения воспитательных средств , она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачёв Б. Т.)

Педагогическая технология – это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с обеспечением комфортных условий для детей. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра инновационных педагогических технологий . Самые важные из них : здоровье сберегающая и оздоровительная технологии , которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребёнка (ежедневные прогулки на свежем воздухе, игротренинги, самомассаж, психогимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, правила здорового питания, обеспечение двигательной активности, релаксация и многое другое.)

Из них вытекают медико- профилактические технологии (прививки, кварцевание, авитаминизация, точечный массаж, контроль за соблюдением норм и требований СанПина, организация мониторинга здоровья, контроль за питанием, физкультурно-оздоровительные (зарядка, физкультурные занятия, прогулки, подвижные и спортивные игры) . Технология социально-психологического благополучия ребёнка включает в себя диагностику, консультации, коррекционную работу и направлена на обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического сочувствия ребёнка в процессе общения. Также в этом направлении необходима технология валеологического просвещения родителей (наглядный материал, консультации, родительские собрания, спортивные оздоровительные праздники). Широко в работе с дошкольниками используются игровые технологии , технологии ТРИЗ , которые позволяют использовать разнообразие игр (познавательные, развивающие, сюжетно- ролевые, имитационные, дидактические и т. д.) Различают игры по видам деятельности, по характеру педагогического процесса , по игровой методике, по игровой среде. Игровые технологии дают возможность повысить значимость игры, воспитывать через игровые действия, развивает мышление, творческое воображение, поисковую активность.

Гуманно-личностные технологии направлены на оказание помощи детям с ослабленным здоровьем, в период адаптации. Технология сотрудничества – это равенство в отношениях педагога с ребёнком , партнёрство между ними.

Технология проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, развивает и обогащает социально- личностный опыт, мотивирует на активный осознанный поиск. Технология исследовательской деятельности формирует способность к исследовательскому типу мышления.

Использование ИКТ в работе с детьми заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, повышение квалификации педагога . Это даёт возможность педагогу оперативно сочетать разнообразие средств, способствующих глубокому усвоению материала, даёт возможность пользоваться опытом других и распространять свой опыт.

Владение воспитательными технологиями - одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога . Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя .

Литература : «Разнообразие форм воспитательной работы » Воронов В. В.

Коноплина Т. И. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»

Публикации по теме:

Инновационные технологии в условиях введения ФГОС дошкольного образования Аннотация. В своей работе я продемонстрировала важные моменты современного подхода к процессу обучения детей дошкольного возраста. Дала.

Инновационные психолого-педагогические технологии совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования связана по крайней мере с тремя причинами: а) наличие хорошего здоровья позволяет.

Инновационные технологии в ДОУ Под педагогическими инновациями следует понимать: Нововведения в педагогическую деятельность Изменения в содержании и технологии обучения.

Инновационные технологии в области «Физическая культура» Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной.

Консультация «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе детского сада» Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят.


Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.




Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха








Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы: создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; различные варианты школы полного дня; создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы; телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека); нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон); социальное проектирование; организационно-деятельностные игры (ОДИ); технология исследовательской деятельности;


Технология социально-педагогического диагностирования; технология программирования; технология реализации плана; технология разноуровневой дифференциации; модульная педагогическая технология; технология проектов; технология дидактической игры; проблемное обучение; здоровьесберегающая технология; личностно- ориентированная технология; экологообразовательные; кейс – технологии; арт-технологии


Ток-шоу достоинства: -обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме; -аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения; -ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга; -в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. -особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.


Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих(«сцену») и зрителей(«зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. Шоу-технологии


Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Интерактивные технологии и методы метод карусели; эвристическая беседа; - дискуссии, дебаты; конференции; деловые игры; технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов


Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.


Технология «КТД» Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. Технология КТД(по Иванову) - 6 этапов: -совместное решение о проведении дела, - - коллективное планирование, -- коллективная подготовка, -- проведение дела, - - коллективный анализ, -- решение о последействии.


ЭтапТрадиционное КТД Личностно-ориентированное КТД 1. коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива Дело как потенциал личностного развития и роста 2. коллективное планирование Акцент на групповой работе, групповом вкладе Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений 3. коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность 4. проведение дела Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений 5. коллективный анализ Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?» Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность


Проектная технология - организация исследовательской деятельности. Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии: 1. Интеллектуальное развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются по­пытки обновления практики образования. Приоритетный национальный проект «Образование» и Комплексный проект модернизации образования направлены на скорейшее распространение инновационной практики.
Образовательные учре­ждения рано или поздно встают перед выбором: идти по сложному пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, со­храняя приверженность проверенным методикам.

Особый интерес вызывают два менее распространенных варианта проведения дебатов – дискуссионные качели и британские дебаты.
Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую цензуру в отношении СМИ, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость цензуры. На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распо­ряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей пози­ции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противополож­ную (по аналогии с качелями, совершающими ход в противоположную сторону). Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппо­нентов. Здесь очень важно не повторяться в аргументации, а постараться найти новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищае­мую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функ­цию – она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут со­гласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.
Британские дебаты воспроизводят процедуру обсуждения пробле­мы в Британском парламенте. Представители каждой из сторон получают право изложить свою точку зрения, далее трибуна предоставляется для во­просов, комментариев и заключений строго поочередно. Так достигается формальное равновесие в суждениях оппонентов. На чью сторону склонят­ся участники дискуссии, зависит от яркости и убедительности выступаю­щих, умения парировать аргументы, быстро находить контраргументы и уязвимые места в позиции противной стороны. Победа в британских деба­тах достигается не количеством сказанного, а качеством;
разворачивающуюся интригу. Один из эффективных способов включить детей в дискуссию – представить материал в виде связного рас­сказа, который предъявляется ребятам по частям. Каждый смысловой от­резок истории обрывается в кульминационный момент – точке конфликта, ветвления вариантов продолжения истории, неопределенности. Задача ре­бят – развить сюжетную линию истории в соответствии с имеющимися у них представлениями о ее возможном ходе. Таким образом, разворачивающаяся интрига связана с постепенным «приоткрыванием» обстоятельств, деталей проблемной педагогической ситуации и проработкой вариантов поведенческого реагирования в зависимости от вновь обнаруженных условий;
мозговой штурм. Он предполагает разработку идей в микрогруппах, результаты которой объединяются в единый список, с которым потом работает группа экспертов. В групповой работе принимают участие также и те, кто при традиционной форме проведения занятий выступает в качестве лекторов. Здесь преподаватели на равных с другими членами группы участвуют в решении проблем, выдвигают аргументы и идеи;
развивающуюся кооперацию. В этом варианте первоначальный список идей и решений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парах или тройках, далее группы укрупняются, а идеи вновь кооперируются. В итоге появляется общий список предложений. Итоговое решение принимается при помощи техники ранжирования.
Перечисленные варианты основаны на групповой работе.
Работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий организации дискуссии, так как она дает возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Ее следует использовать тогда, когда нужно решить проблему, которую ребята не могут решить самостоятельно. Организуя групповую работу, преподавателю следует придерживаться следующих рекомендаций:
Выбирайте размер группы. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они оперативнее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
Постоянно держите в поле зрения работу малых групп. Обходите аудиторию, помогайте обучающимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Переходите от группы к группе, наблюдая и оценивая происходящее. Одним из способов дать возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение «наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет «наблюдателей» дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме.
Грамотно распределяйте детей по группам. Наш опыт подсказывает, что эффективнее работают группы с разнородным составом, включающим разных по уровню развития детей. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями.
Распределяйте роли внутри групп. При работе в малой группе воспитанники могут выполнять следующие роли: регистратор (записывает результаты работы); спикер (докладывает результаты работы группы всей аудитории); наблюдатель (см. роль наблюдателя выше); хранитель времени (следит за временем, отпущенным на выполнение задания). Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, детей следует поменять ролями. Если один из учащихся должен отчитаться перед аудиторией о работе группы, обеспечьте справедливый выбор спикера.
Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для дискуссионных методов обучения.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Инструктаж должен касаться как содержания, так и процессуальной и временной стороны предстоящей работы. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.
Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы: учащиеся сидят в кружке – «плечом к плечу, глаза в глаза».
Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
Для обострения дискуссии полезно использовать специальные провоцирующие приемы, например, демонстрацию непонимания, выражение сомнения, проблематизацию отдельных высказываний, доведение отдельных идей или мыслей до абсурда, «нет-стратегию». Эти приемы удерживают внимание на теме дискуссии, порождают неравнодушное отношение к предмету дискуссии. Благодаря этому вопрос очерчивается рельефнее, глубже, с разных сторон.
Управление общением ориентировано на овладение способами взаи­модействия с людьми, когда из множества индивидуальных точек зрения складывается согласованная позиция, общее видение проблемы во всей ее сложности. Педагог должен убедить учащихся в том, что любое локальное суждение в той или иной мере помогает глубже, рельефнее осознать про­блему. Для того чтобы общение было полноценным, учителю необходимо позаботиться о «блокировке фильтров», т.е. о создании обстановки, ис­ключающей критику любого, пусть даже самого фантастического или не­реального мнения. Для этого необходимо воздерживаться от текущих за­мечаний, так как школьников не должно тревожить, будут ли приняты или отвергнуты их соображения.
Работая в рамках метода дискуссионной (коммуникативно-диалоговой) деятельности, школьники учатся публично выражать собственные позиции, мнения, обмениваться суждениями и точками зрения и отстаивать их, выражать сло­вами свои чувства и отношения.
Метод игровой имитации позволяет включить в воспитательный процесс «проживание» конкретных ситуаций. В качестве примера игровой имитации приведем ситуацию «Выборы в СССР», описанную М. В. Клариным. Цель игры состоит в том, чтобы показать, что право голоса, не подкрепленное правом выбора, не обеспечивает демократического характера общественного устройства. Педагог предлагает школьникам разыграть «выборы по-советски» и обсудить те чувства и переживания, которые они вызывают. Педагог назначает комитет из нескольких ребят, который оп­ределяет имена кандидатов. Никому другому не разрешается выдвигать своих кандидатов. На каждый условный пост назначается только один кандидат, программа которого не известна и не обсуждается. Все обязаны выбирать из списка в одну кандидатуру. Это объявляется воплощением права избирать и быть избранным.
По ходу игры ребята не могут вмешиваться в ее ход, но имеют воз­можность записывать возникающие у них чувства, фразы и слова, которые приходят в голову. После разыгрывания выборов проводится обсуждение. Педагог обращается к чувствам детей, ведь выражение их лиц во время игры дает массу информации о переживаниях и впечатлениях. Эмоциональные высказывания детей о том, что они почувствовали, когда узнали, что им предстоит выбирать из «списка» с единственным кандидатом, служат основой для более глубоких обобщений.
Метод игровой имитации позволяет погрузить детей в осваиваемую реальную ситуацию, принять на себя роли конкретных действующих лиц, осмыслить произошедшие события и принятые решения. Метод позволяет прожить определенный культурный отрезок, оживить безликую, не затрагивающую непосредственно детей информацию.
Игровую имитацию можно проводить не только на основе реальных, действительно имевших место событий, но и на основе гипотетических ус­ловий. К числу таких игр относится известная игра «Кораблекрушение». Игровые инструкции побуждают детей в ограниченное время прийти к общему согласованному решению. Яркий игровой опыт детей служит ос­новой для обобщений о необходимости согласованных действий при лич­ной заинтересованности каждого.
Одной из наиболее часто встречающихся форм применения технологии игровой имитации в образовательных учреждениях можно назвать организацию ученического самоуправления.

С. А. Тяпаев,
заместитель директора по УВР,
МОУ «СОШ № 9»,
г. Саратов

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя с родителями

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В.А.Сухомлинский

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Исходя из этого, классному руководителю необходимо уделить особое внимание совместной работе с родителями.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Достижение взаимопонимания между учителями и родителями - процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников, а родители обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Их сотрудничество должно быть основано на уважении, доверии и ответственности, направлено на действия в интересах развития личности ребенка.И сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиски новых форм работы с семьей.

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие в управлении школой.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

родительские конференции

индивидуальные и тематические консультация;

родительские собраниия;

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно помощью следующих форм деятельности:

дней творчества детей и родителей;

открытых уроков и внеклассных мероприятий;

помощь в организации и проведении внеклассных дел;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

участие родителей класса в работе совета школы;

участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общешкольного контроля.

Практика показывает: если родительский коллектив сплочен, то и ученики дружны, о чем мечтает каждый классный руководитель. В таком коллективе, если на праздник не смог прийти родитель, то ребенок не будет стоять, как сирота. Ведь каждый родитель переживает не только за своего ребенка, но и за весь класс в целом.

Я являюсь классным руководителем 11 класса и учителем физической культуры, и мне приходиться общаться не только с родителями своих учеников, но и с родителями учеников всех классов, где я преподаю свой предмет. Коллективные спортивные дела стали для нас традиционными, где участвуют родители и дети - это Дни здоровья, «Папа, мама, я спортивная семья, веселые старты, в них наряду с детьми участвуют и родители.

Целью всех данных мероприятий являются координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития обучающихся.

Итак, школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становиться легче и конструктивнее.

У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей? Нам еще предстоит много решать и думать.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.