Опубликованы результаты рейтинга Quacquarelli Symonds. Российские университеты достигли наивысших позиций в рейтинге QS в истории

Чем сильны российские вузы, какой рекорд побил МГУ и почему предметным рейтингам можно доверять - в материале сайт.

28 российских университетов вошло в 2017 году в предметный рейтинг QS (World University Rankings by Subject). Они заняли 147 мест по 46 предметам. Для сравнения: в прошлом году в рейтинг попало только 17 российских вузов (28 предметных областей). Всего в исследовании оценивались университеты из 74 стран.

Первую строчку в 2017 году занял Гарвард, став лучшим университетом мира в 15 различных направлениях. На втором месте расположился Массачусетский технологический институт, получивший первое место в 12 дисциплинах.

Среди российских вузов лучший результат показал МГУ имени М.В. Ломоносова. Он установил рекорд за всю историю показателей QS World University Rankings by Subject и попал в список 50 ведущих вузов мира по семи предметам. МГУ поднялся на 13-е место по «Лингвистике», занял 21-е место по «Физике и астрономии», 33-е место по «Математике».

«Мы активно развиваемся во всех областях, и естественнонаучной, и гуманитарной. МГУ подтверждает свой статус крупнейшего международного центра науки и образования, с лучшей профессурой и целеустремленными студентами, - прокомментировал ректор МГУ Виктор Садовничий. - Данный рейтинг в очередной раз доказывает, что Московский университет входит в число влиятельных высших учебных заведений мира, формирующих международное научно-образовательное пространство.

Современный уровень развития фундаментальных и прикладных научных исследований требует подготовки специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями. Именно понимание необходимости междисциплинарного подхода к обучению сподвигло нас создать факультеты биоинженерии и биоинформатики, наук о материалах, фундаментальной медицины, иностранных языков и регионоведения, а также Высшую школу перевода. В этом году впервые будет проводиться набор на факультет космических исследований. Успешно развиваются межфакультетские курсы, мы видим их востребованность со стороны студентов».

Добились успехов и другие вузы: Санкт-Петербургский горный институт стал 15-м в мире по предмету «Инженерное дело - Добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» также вошел в «Инженерное дело - Добыча полезных ископаемых и горная промышленность», заняв 31-е место.

Московский физико-технический институт поднялся до 42-й строки по направлению «Физика и Астрономия». Новосибирский государственный университет занимает 50-е место по «Физике и Астрономии». Это единственный предмет, по которому сразу несколько российских вузов вошли в 50 лучших университетов.

ВУЗ Кол-во упоминаний* Лучшая дисциплина Лучший результат
МГУ имени М.В. Ломоносова 33 Лингвистика 13
СПбГУ 18 Лингвистика, математика 51-100
Экономика и эконометрия
Высшая школа экономики 15 Политика и Международные отношения 51-100
Социология
Новосибирский государственный университет 12 Физика и Астрономия 50
Казанский федеральный университет 9 Лингвистика 101-150
Московский физико-технический институт 8 Физика и Астрономия 42
МГТУ имени Н.Э. Баумана 6 Техника - Машиностроение** 151-200
Техника - Электротехника и Электроника
СПбПУ 6 Техника - Машиностроение** 201-250
Физика и Астрономия
Томский политехнический университет 6 Техника - Химичеcкая технология 201-250

Вузы не должны стремиться только к тому, чтобы улучшать свои позиции в международных рейтингах, отметил проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев. «Продвижение в рейтингах - лишь индикатор достигнутых результатов. Физтех выбрал, как и положено вузу такого уровня, более консервативную стратегию, имеющую в своей основе глубинные изменения в вузе, а не просто погоню за рейтингами. Человеческий капитал - это главное, за что идет борьба в XXI веке. Наша задача быть центром притяжения не только талантливых студентов, но и лучших ученых, инженеров, предпринимателей, всех тех, кто создает новые знания, технологии и умеет внедрять их в экономику», - заявил Аушев.

Эксперты отмечают, что российских университетов в международных рейтингах становится все больше. «Причин тут может быть несколько. Это происходит и за счет того, что растет финансирование этих вузов, и сами они отправляют более полные данные. Кроме того, надо учитывать, что за последние годы российские вузы приобрели опыт в конкурентной борьбе за место на рынке образования», - рассказал сайт руководитель центра развития цифровой экономики МГУ, член рабочей группы по созданию Московского международного рейтинга «Три миссии университета» Барасби Карамурзов.

Важную роль играет проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100», считает региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. «Рост количества и качества представительства российских университетов в предметных рейтингах QS отчасти является результатом проекта "5-100". 59 новых номинаций среди 28 университетов, включая впервые вошедшие в публикуемые таблицы МИСиС, ИТМО, РЭШ и прочие вузы, подтверждает, что проект дает эффект не только для участников, но и всех вузов страны. Особенно приятно то, что такой рост является для многих органичным, а не искусственно накрученным», - отметила она.

Такого же мнения придерживается и и.о. директора ФГАНУ «Социоцентр» (Проект «5-100») Надежда Полихина. «Если в прошлом году в рейтинги входило девять университетов проекта, а в топ-100 присутствовало только два вуза в единственной категории "Физика и астрономия", то в этом году вузы-участники проекта "5-100" совершили настоящий скачок: 15 вузов в рейтинге, сразу три университета: МИСиС, МФТИ и НГУ - попало в топ-50, еще два, МИФИ и ВШЭ, вошло в число 100 лучших. В общей сложности университеты-участники проекта присутствуют в топ-100 пяти предметных рейтингов», - рассказала сайт Полихина.

Предметные рейтинги можно считать одними из наиболее объективных. «Попасть в предметные рейтинги не так просто, поскольку там нет репутационной оценки, которая могла бы отразиться на позиции университета. А если репутационная оценка и присутствует, то ее проводит узкий круг экспертов-специалистов по данному направлению. Отмечу, что важно очень осторожно подходить к рейтингам. Наша рабочая группа по созданию международного рейтинга «Три миссии университета» провела анализ, который показал, что репутационные рейтинги достаточно субъективны. Ведущие мировые рейтинги, скажем Times Higher Education или Шанхайский рейтинг, не оценивают влияние университета на общество, а ведь это одна из важнейших функций университета, особенно если он классического типа», - рассказал Барасби Карамурзов.

«Предметные рейтинги наиболее точно отражают реальные достижения университетов в науке и образовании: они в лучшей степени учитывают качество научных публикаций, и оценка репутации вуза проводится профессионалами, а «не понаслышке», как это случается в так называемых институциональных или сводных рейтингах, где оцениваются вузы в целом», - отметили в пресс-службе Высшей школы экономики.

«Ценность подобных рейтингов по учебным дисциплинам заключается в том, что они позволяют получить более углубленную информацию по сравнению с рейтингами общей направленности. И еще раз подтверждают, что на уровне конкретных предметов и наук российские вузы занимают достойные позиции среди лучших учебных заведений мира», - отметил начальник исследовательского отдела QS Бен Саутер.

, что надо делать российским вузам, чтобы подняться в этом списке и что изменилось в системе подсчета британских эспертов, разбирался Indicator.Ru.

Международный рейтинг QS выходит с 2004 года, и изначально в подготовке его методологии участвовали эксперты из британского издания Times Higher Education (THE). С 2010 года аналитическая компания Quacquarelli Symonds Ltd. начала издавать рейтинг независимо. При составлении рейтинга учитывается статистическая информация из библиометрической базы данных Scopus.

Место*

Вуз Страна

Массачусетский технологический институт

США
2

Стэнфорд

США
3 США
4

Калифорнийский технологический институт

США
5

Кембридж

Великобритания
6 Великобритания
7

Университетский колледж Лондона

Великобритания
8

Имперский колледж Лондона

Великобритания
9

Университет Чикаго

США
10

Швейцарский федеральный технологический институт

Швейцария

По сравнению с предыдущим годом позиция вузов осталась практически неизменной: на одну позицию поднялся Калифорнийский технологический институт, тогда как Кембридж, напротив, спустился; Имперский колледж Лондона и университет Чикаго в прошлогоднем рейтинге занимали, соответственно, 9 и 10 место, а Швейцарский федеральный технологический институт спустился на две позиции.

В числе 300 лучших вузов также находятся Санкт-Петербургский государственный университет (240-е место), Новосибирский государственный университет (250-е место) и МГТУ им. Баумана (291-е место). По данным QS, индекс цитируемости в НГУ , в отличие от других отечественных вузов, также вырос.

291 306=

МГТУ им Н.Э Баумана

323 377= 355 350= 373 350= 373 401-410

НИЯУ «МИФИ»

382 411-420 386 400= 401-410 411-420

СПбПУ Петра Великого

441-450 501-550 491-500 601-650 501-550 601-650

НИТУ «МИСиС»

501-550 601-650 551-600 551-600

НИ СГУ им Н.Г. Чернышевского

551-600 551-600 601-650 551-600 601-650 701+

Университет ИТМО

701-750 701+ 801-1000 701+

РЭУ им Г.В. Плеханова

801-1000 701+

СНИУ им С.П. Королева

801-1000 701+

Методология рейтинга в этом года претерпела незначительные изменения. Зоя Зайцева прокомментировала: «Во-первых, изменилось соотношение весов голосов отечественных и международных работодателей. Раньше это было 30/70, с этого года вес будет равным, 50/50. Это серьезный плюс для российских вузов, которые, наконец, стали гораздо интенсивнее работать со своими контактами в компаниях».

Кроме этого изменился анализ базы данных Scopus. «Раньше мы рассматривали пятилетнее окно, захватывающее цитаты года публикации рейтинга, - поясняет Зайцева. - Однако после длительных обсуждений с нашим Академическим советом было принято решение расширить окно до шести лет. Так, в этом году мы анализировали цитирование 2011-2016 года, обращающиеся к статьям, опубликованным в период с 2011-го по 2015-й год. Это повышает значимость последнего года в анализе и дает нам чуть более аккуратные данные».

Эксперты компании Quacquarelli Symonds утверждают, что грамотное планирование деятельности российских вузов, направленное на улучшение репутации, безусловно помогло им подняться в рейтинге. «Достижения российских университетов в этом году указывают на то, что тщательное, долгосрочное стратегическое планирование, целенаправленные и последовательные инвестиции, а также стремление к интернационализации, в конечном итоге приведут к ощутимым положительным изменениям позиций российских вузов в рейтинге. Несмотря на то, что российским университетам по-прежнему мешают относительно низкие результаты библиометрических индикаторов, за высокими результатами этого года стоят стремление российских университетов усилить свои позиции на международной арене и внедрение международной стратегии как неотъемлимой части развития университета», - рассказал Бен Саутер, руководитель отдела исследований QS Intelligence Unit.

Источники

Томский политехнический университет (tpu.ru), 08/06/2017
Департамент образования Новосибирской области (minobr.nso.ru), 08/06/2017
РЕФ РФ (referatwork.ru), 08/06/2017
Россия для всех (rus.rus4all.ru), 08/06/2017
Пульс Планеты 24/7 (puls-planety247.ru), 08/06/2017
Вести. Экономика (vestifinance.ru), 08/06/2017
Национальная Служба Новостей (nsn.fm), 08/06/2017
Медицинский вестник (medvestnik.ru), 08/06/2017
Новосибирский краеведческий портал (kraeved.ngonb.ru), 13/06/2017

При выборе учебного заведения многие родители и учащиеся обращают внимание на рейтинг вуза. Особенно это актуально, если речь идет о зарубежном вузе. Сегодня представляем вашему вниманию результаты 14-го рейтинга Quacquarelli Symonds (QS): ТОП-10 лучших университетов и три российских вуза, которые заняли почетные места в мировом рейтинге.
Но сначала хотелось бы поподробнее остановиться на том, что такое рейтинг QS и по каким показателям оцениваются образовательные организации.

Рейтинг QS – это результат широкомасштабного экспертно-аналитического исследования деятельности мировых университетов, которое проводится специалистами британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds. Ежегодно, начиная с 2004 года, QS составляет рейтинг 500 лучших университетов мира по таким показателям, как:

    ✔ качество и активность научно-исследовательской деятельности;
    ✔ карьерный потенциал и мнение работодателей;
    ✔ интернационализация и преподавание;
    ✔ репутация вуза в академической среде.

Отметим, что до 2010 года рейтинг QS был известен как The World University Rankings, который затем был разделен на два самостоятельных издания:
The World University Rankings, выпускаемый Times Higher Education совместно с Thomson Reuters;
QS World University Rankings, выпускаемый Quacquarelli Symonds.

Оценка деятельности университетов производится на основании анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных, глобального опроса работодателей (компании из более чем 90 стран мира) и международного академического сообщества (руководители и профессора вузов со средним стажем в науке 19,6 лет).

    1. Массачусетский технологический институт (основан в 1861 году) – состоит из пяти школ (факультетов) и одного колледжа, специализируется на научно-технологических исследованиях, финансируется государственными учреждениями (Департаментом здравоохранения, Министерством обороны, социальными службами и т.д.).
    2. Стэнфордский университет (основан в 1891 году) – состоит из семи школ (факультетов), является новатором в области высоких технологий, большая часть проектов финансируется Федеральным правительством.
    3. Гарвардский университет (основан в 1636 году) – состоит из 12 школ (факультетов) и Института перспективных исследований Рэдклиффа, славится своей школой бизнеса и разработками в самых разных сферах науки, обладает самым крупным эндаументом.
    4. Калифорнийский технологический университет (основан в 1891 году) – состоит из 6 отделений, каждое из которых предлагает несколько направлений подготовки, специализируется на точных науках и инженерии, многие проекты финансируются штатом Калифорния и Федеральным правительством.
    5. Кембриджский университет (основан в 1209 году) – состоит из 6 отдельных школ и более 150 факультетов, широко известен своим консерватизмом и традициями, занимает первое место по количеству Нобелевских лауреатов (130 человек).
    6. Оксфордский университет (основан в 1096 году) – состоит из 38 колледжей и 6 закрытых образовательных организаций, специализируется на гуманитарных дисциплинах, практикуется уникальная система тьюторства.
    7. Университетский колледж Лондона (основан в 1826 году) – состоит из 11 факультетов, каждый из которых включает в себя несколько школ, считается лучшим исследовательским университетом Лондона, имеет самый лучший в Англии показатель студент/преподаватель (10:1).
    8. Имперский колледж Лондона (основан в 1907 году) – состоит из 3 факультетов и бизнес-школы, специализируется на медицине, инженерии, естественных науках и менеджменте, до 2007 года являлся одним из колледжей Лондонского университета.
    9. Чикагский университет (основан в 1890 году) – состоит из Колледжа, различных аспирантур, междисциплинарных комитетов и 7 институтов, программы МВА Чикагского университета признаны одними из самых лучших в мире, имеет одну из самых больших университетских библиотек, обслуживаемую роботом.
    10. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (основана в 1855 году) – состоит из 16 факультетов, сгруппированных по 5 основным направлениям, является одним из лучших инженерно-технических вузов мира.

Если говорить о в рейтинге QS, то одному отечественному альма матер наконец-то удалось войти в ТОП-100 лучших вузов мира – почетную 95 позицию занимает Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , который сумел добиться таких показателей:

    Общее количество баллов - 65
    Академическая репутация - 82
    Репутация среди работодателей – 79,6
    Соотношение студент/преподаватель – 99,7
    % иностранных студентов - 48,7
Второе место среди российских вузов и 250 позицию в рейтинге QS занимает Новосибирский государственный университет с такими показателями:
    Общее количество баллов – 41,3
    Академическая репутация – 37,6
    Репутация среди работодателей – 43,6
    Соотношение студент/преподаватель – 82,4
    % иностранных студентов – 56,3
Замыкает присутствие российский вузов в ТОП-300 рейтинга QS Московский государственный технический университет имени
Н.Э. Баумана
(291 позиция) с такими показателями:
    Общее количество баллов – 38,2
    Академическая репутация – 28
    Репутация среди работодателей – 60,2
    Соотношение студент/преподаватель – 99,9

При составлении всех рейтингов, в том числе и Quacquarelli Symonds World University Rankings, учитываются не только статистические данные, основанные на предоставленных вузами сведениях, но и личное мнение участников образовательного процесса. Поэтому за каждой позицией рейтинга скрываются как объективные, так и субъективные факторы.

Под объективными факторами принято понимать достоверные сведения о проценте выданных "красных" дипломов, вступительных баллах, финансировании материально-технической и учебной базы университета. Также к объективным данным относятся сведения о количественной оценке научного веса университетских работ за определенный период времени.

Субъективные факторы это тоже статистические данные, но основанные на личном мнении учащихся, на которое могут оказывать влияние разные, не относящиеся к учебному процессу обстоятельства.

Именно поэтому рейтинги, даже такие серьезные как QS World University Rankings, рекомендуется рассматриваться исключительно в качестве информации для размышления. По большому счету рейтинги призваны оказывать помощь абитуриентам в обозначении общих ориентиров и выборе программы обучения.
Кроме того, рейтинги позволяют определять позиции того или иного вуза по отношению к конкурентам, благодаря чему руководство университета может корректировать работу учебного заведения для улучшения качества работы.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.