Почему 1 мировую называют 2 отечественной. Как это может быть у разноязычных народов? они как то должны были понимать друг друга!!!? Кто жил в Российской империи

Все мы слышали выражение «стяжание Духа Святого». А что оно означает? Как объяснить его человеку, далекому от церкви? Стяжание - это что такое? Начнем с того, что слово редко употребляется в миру. Оно относится к старославянскому языку, встречается у А. С. Пушкина. Толковые словари объясняют его неоднозначно. Одни связывают смысл термина с получение, другие с корыстью или имуществом. Однако смысл приведенной фразы далек от всего материального. Давайте попробуем разобрать, стяжание - это корысть или получение?

Происхождение выражения

Ввел эту фразу в обращение Серафим Саровский. Как-то он беседовал с Мотовиловым о духовных вопросах. Рассуждения их касались сути веры, того, что происходит с человеком во время сказал, что подобно человеку, пытающемуся добиться богатства и славы, действует и молящийся. Только его «достижения» лежат в иной сфере. Верующий стремится добыть Дух Святой, объединяющий с Господом. Выражение такое позаимствовано из обычной мирской веры. Стяжание Духа Святого - это приобретение благодати. Серафим Саровский сравнил работу верующего с той, что мы производим в обычной жизни. Труды человека направлены на получение благ для себя и семьи. Это всем понятно и не требует дополнительных разъяснений. А вот работу души, стремящейся к Господу, следует растолковывать, так как люди не могут образно представить, в чем она заключается. Серафим Саровский попытался подобрать понятное для прихожан выражение. В его устах стяжание - это получение или приобретение посредством трудов. Причем то, ради чего работает человек, является априори наивысшей ценностью.

Что означает слово «стяжание»

Чтобы получить дополнительные сведения, покопаемся в книгах. Д. Н. Ушаков приводит цитату А. С. Пушкина: «Из хат, из келий, из темниц они (разбойники) стеклися для стяжаний». Здесь понятно, что к духовной работе слово не имеет отношения. Однако оно означает работу, пусть и греховную, так как относится к деятельности бандитов. Те собирались, чтобы пополнить собственные карманы чужим богатством. Получается, что стяжание - это получение чего-то, приобретение. Причем конкретный философски-моральный аспект слова уточняется контекстом предложения. Можно говорить о стяжании богатства праведным трудом или воровством. Суть не изменяется. Слово означает приобретение или получение. А вот дополнительные термины в выражении наполняют его смыслом. У А. С. Пушкина это будет противоправная, аморальная деятельность. В устах же Серафима Саровского - высшая работа души.

Синонимы нашего термина

Словари разъясняют наш термин исходя из его мирского содержания. Синонимами к нему называются «корыстолюбие», «сникание» или «имущество». Человек стремится к более благополучной жизни. Одни честно работают, другие хитрят и обманывают. Но цель у них одна - разбогатеть, сладко кушать, находиться в безопасности, жить лучше других. То есть под стяжанием понимается приобретение ценности любыми путями. Опять же смысл слова уточняется дополнительными во фразе. Например, у А. Н. Апухтина есть выражение «Стяжанием неправедным богатый». Суть его вполне понятна. Говорится о человеке, обогатившемся воровством.

Что означает «стяжание Духа Святого»

Вернемся к объяснениям Серафима Саровского. Он довольно подробно растолковал фразу. У человека есть три источника желаний, воли. Первая - духовная, она подталкивает к единению с Господом, обретению благодати. Вторая - собственная, третья - бесовская. Последняя заставляет действовать из корысти, гордыни или тщеславия. Есть она у всякого и очень опасна. Вторая воля дает человеку выбор. Он сам решает, какие побудительные мотивы им руководят, что предпринимать и для чего. Одни воруют, другие добро творят. Но они действуют ради мирского результата. Облагодетельствовали ближнего, чтобы ему и себе приятно сделать. Только первая воля от Бога. Она подталкивает человека творить добрые дела ради Духа Святого. Когда ее человек слушает, он тоже «капитал» собирает. Но не мирской, подобный злату и деньгам, а вечный. Серафим Саровский говорил, что людям нужно накапливать этого богатства как можно больше. Не бояться его, а стремиться к стяжанию. Суть веры не в молитве, как таковой, и не в оправлении обрядов. Смысл всего, что делает воцерковленный человек, в стяжании Духа Святого, накоплении этого вечного богатства.

Стяжание Духа Святого - учение прп. Серафима Саровского о главной цели христианской жизни, изложенное им в беседе с Н. А. Мотовиловым:

«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего... Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Духа Святого...»

«Как же стяжание? — спросил я батюшку Серафима. — Я что-то не понимаю».

«Стяжание — все равно что приобретение, — отвечал мне он. — Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так вот все равно и стяжание Духа Божиего. Ведь вы, ваше боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание денег, получение почестей, отличий и других наград. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, чиновный и временный, приобретается почти одними и теми путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею... Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа, без которого и спасения никому нет и быть не может. Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческого Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему Всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному Слову Божиему: «Вселюся в них, и похожду, и буду им в Бога, и тии будут людие Мои». Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа... Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся...»

«Батюшка, — сказал я, — вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого как о цели христианской жизни, но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?»

«Благодать Духа Святого, — отвечал старец, — есть свет, просвещающий человека. Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого в тех людях, которых он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните Моисея... Вспомните преображение Господа на горе Фаворе».

«Каким же образом, — спросил я батюшку отца Серафима, — узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?»

«Это, ваше боголюбие, очень просто! — отвечал он мне, взял меня весьма крепко за плечи и сказал: — Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой!.. Что же ты не смотришь на меня?»

Я отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!»

О. Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть».

И, преклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:

«Благодарите же Господа за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Твоих, когда благоволишь являться в свете великолепной славы Твоей». И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же не благодарить Его за неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая по предстательству самой Матери Божией... Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами!»

«Что же чувствуете вы теперь?» — спросил меня о. Серафим.

«Необыкновенно хорошо!» — сказал я.

«Да как же хорошо? Что именно?»

Я отвечал: «Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!»

«Это, ваше боголюбие, — сказал батюшка о. Серафим, — тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир Мой даю вам, не яко же мир дает, Аз даю вам. Аще бы от мира бысте были, мир убо свое любил бы, но Аз избрах вас от мира, сего ради ненавидит вас мир. Но дерзайте, яко Аз победих мир». Вот этим-то людям, избранным от Господа, и дает Господь тот мир, который вы в себе теперь чувствуете. «Мир», по слову апостольскому, «всякий ум преимущий» (Флп. 4:7). Что же еще чувствуете вы?»

«Необыкновенную сладость!» — отвечал я.

«Что же еще вы чувствуете?»

«Необыкновенную радость во всем моем сердце!»

Батюшка о. Серафим продолжал: «Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «Жена, егда рождает, скорбь имать... егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость». Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той «ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело на душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована на небесах плачущим здесь на земле?.. Что же вы чувствуете, ваше боголюбие?»

Я отвечал: «Теплоту необыкновенную!»

«Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?»

Я отвечал: «А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку...»

«И запах, — спросил он меня, — такой же, как из бани?»

«Нет, — отвечал я, — на земле нет ничего подобного этому благоуханию...»

Батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал: «И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас — так ли вы это чувствуете?.. Ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и над нами тоже, стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: «Теплотою Духа Святого согрей мя!» Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть». Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого! Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?»

«Не знаю, батюшка! — сказал я. — Удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость Божию».

«А я мню, — отвечал мне отец Серафим, — что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами утверждались в деле Божием и другим могли бы быть полезными».

Современные молодые люди часто не понимают, почему войну назвали Отечественной, да ещё и Великой. И чем от неё отличается Вторая мировая война?

Может быть, это совсем разные исторические события, не пересекающиеся между собой? А какие ещё отечественные войны были на русской земле? И почему они так называются? Вопросов очень много. Чтобы найти на них ответ, стоит заглянуть в историю России.

Отечественная война 1812 года

Каждому патриоту следует знать историю своей Родины. Чтобы найти ответ на вопрос о том, почему войну назвали Отечественной, нужно понять, что означает само это слово. По-другому страна, в которой человек родился и живёт, называется Отечеством. И все войны, направленные на защиту своей Родины, носят это гордое звание.

В 1812 году на Россию напал Наполеон с целью завоевать и поработить русский народ. Но ему это не удалось. В историю России война эта вошла как Отечественная война 1812 года. Естественно, что для Франции всё было иначе. Они и сейчас не поймут, почему войну назвали Отечественной, ведь для них она была завоевательной.

Вторая мировая война

В сентябре 1939 года, первого числа, фашистская Германия совместно со своими прихвостнями – Италией, Японией и некоторыми другими государствами – развязала мировой пожар, в котором приняли участие 1,7 миллиардов человек. Это практически восемьдесят процентов всего населения планеты. А непосредственно в армиях всех втянутых в этот ужас стран воевало почти сто десять миллионов человек.

В 1941 году Гитлер напал на Советский Союз. Именно так в те годы называлась наша Родина. И весь советский народ встал на защиту Отечества.

Со стороны фашистов это была захватническая война. Фашисты под предводительством Адольфа Гитлера не понимали, почему войну назвали Отечественной. Многие и сейчас спорят, доказывая, что это была акция по освобождению народов от коммунистического террора. Но на самом деле ни о каком освобождении не было и речи. Фашисты просто пытались провести новый раздел земель, поработить другие народы.

А вот наш народ вел освободительную борьбу, защищал свою Родину и другие страны. Теперь понятно, почему войну 1941-1945 назвали Отечественной? Хотя стоит хорошо усвоить, что название события зависит от того, с чьей точки зрения его рассматривать.

Хотя мировая война бушевала уже на земле, советский народ был уверен, что Гитлер не осмелится посягнуть на нашу Родину. Тем более что между Советским Союзом и Германией был заключён договор о ненападении.

Однако Гитлер подло нарушил его. В ночь с 21 на 22 июня отмечался выпускной бал у всех, кто закончил учёбу в школе. Никто и думать не мог, что именно на рассвете после такого замечательного праздника прогремят выстрелы, посыплются с неба бомбы, польётся кровь. И всё-таки это случилось. 22 июня 1941 года в четыре часа утра без предупреждения Германия совершила вероломное нападение и на Советский Союз. Сразу на огромном пространстве, от Карпатских гор и до Балтийского моря, фашистские войска пересекли границу нашей Родины.

Фашисты планировали уничтожить культуру огромной страны, а её народ превратить в рабов, который бы работали на Германию. Захватчики бомбили города и сёла, железные дороги и порты, аэродромы и вокзалы. Великое множество людей, в том числе детей, стариков и женщин, были убиты самым жестоким образов: заживо сожжены, закопаны, расстреляны, растерзаны.

Но народ не хотел сдаваться. Даже самые малые населённые пункты героически защищались. Множество красивых песен о подвигах неизвестных солдат придумали люди. «У незнакомого посёлка на безымянной высоте» сложили головы герои, память о которых будет жить в веках. Вот почему войну 1941-1945 назвали Отечественной. Ведь советский народ сражался за своё Отечество.

Война не игра, это смерть и боль…

Поиск ответа на вопрос о том, почему Великую Отечественную войну назвали «Отечественной», заставляет перенестись в те далёкие страшные годы. Не освобождение пришло на Советский Союз, а ужасный монстр под именем «фашизм», ненасытный и жестокий. Для него не было ничего святого.

Фашисты бесчинствовали на захваченных землях так, как будто сами никогда не были людьми. Огромная часть населения была вывезена и заключена в концентрационные лагеря. Там зверства захватчиков были особенно изощрёнными. У детей брали кровь для переливания раненым, людям прививали страшные болезни и наблюдали за ними. Даже пытались создать новое существо, которое было бы носителем человеческого гена и животного, используя для своих бесчеловечных опытов заключенных.

Не только Отечественная, но и Великая.

На фронт пошли не только мужчины призывного возраста. Добровольцы просто запрудили все пункты, которые занимались мобилизацией. Шли и пожилые люди, и совсем юные парнишки, и девушки. Немало было и почтенных старцев, и сопливых ребятишек. Этих-то поначалу сразу прогоняли домой, к мамке под подол. «Недолго этой войне проклятой быть!» — поговаривали все.

Однако после первых двух лет стало очевидно: конец этим ужасам придёт не скоро. И вспомнили все про стариков да ребятишек, которые так рвались в бой в начале войны. Теперь стало ясно, что каждая пара рук ценна. Встали мальчишки двенадцатилетние к станкам рядом с пожилыми мужиками и женщинами. Все вместе они работали по восемнадцать часов в сутки, выпуская боеприпасы и военную технику.

Так, сплотившись против фашизма, сумела очистить свои земли от фашистской холеры наша Родина. Но не остановилась Красная армия на достигнутом. До самого Берлина дошли советские танки, по пути освобождая и другие страны от фашистского ига. Великое дело совершила наша страна. Огромное количество людей спасла, самых разных национальностей и вероисповедания. Вот почему война названа Великой Отечественной.

Первая мировая война: взгляд спустя столетие: Материалы международной конференции «Первая мировая война и современный мир». - М.: Изд. МНЭПУ, 2013. – 560 с.: ил. – 1000 экз.

Первого августа 1914 года германский император Вильгельм II громогласно пообещал нации, что «немецкий солдат вернётся домой с победой раньше, чем опадут листья с деревьев». Этот факт из статьи, которой открывается сборник. Очень похоже на фюрера Адольфа Гитлера, который говорил то же самое в июне 1941-го, не правда ли? Между тем кайзеровская Германия тщательно готовилась к войне, генштаб корпел над подробностями будущих операций. Всё это сложилось в план Шлиффена, краеугольным камнем коего был блицкриг – молниеносная война. Шесть недель отводилось на разгром французской и русской армий.

При этом в Германии высказывались совершенно разные точки зрения на перспективу войны с Россией. Многие немецкие генералы и дипломаты придерживались давнего завета Бисмарка – не лезть с палкой в берлогу русского медведя. Но их перекричали опьянённые растущей мощью своей державы вояки. Однако через несколько месяцев о сдержанности снова заговорили во весь голос.

Дело в том, что практика перечеркнула все представления военных теоретиков, штабистов и полевых командиров о характере новой войны. Впервые – и неожиданно для самых авторитетных генералов – война стала не маневренной, а позиционной. Впервые никакие колонны никуда не маршируют, а противников разделила протянувшаяся на сотни километров линия окопов. Какой там блицкриг, началась война на истощение. Многие немцы поняли, что с ресурсами германского блока им такую войну не выиграть, и задумались о спасении.

«Россию разгромить невозможно, с ней можно только договориться», – это начальник германского генштаба Фолькенгайн. А морской министр гросс-адмирал Тирпиц сказал потрясшее многих: «Я не знаю, найдётся ли в мировой истории пример большего ослепления, чем взаимное истребление русских и немцев во славу англосаксов». В 1915-м начались попытки немцев заключить сепаратный мир с Россией. Они не увенчались успехом.

В объёмистом томе рассматриваются многие малоизвестные неспециалистам грани огромной проблемы – истории Первой мировой войны, которую у нас называли и Великой, и Второй Отечественной. В народе её называли и германской, а в социалистических кругах – империалистической. Это хорошо известно. Менее известно, что многие историки именуют эту войну второй тридцатилетней, относя её окончание к 1945 году. Вспомним, что такую точку зрения высказал и наш великий учёный В. Вернадский в известном письме Сталину.

Не будем касаться статей о германских колониальных войсках, об ирландском, албанском или палестинском вопросе, но надо сказать о событиях в Средней Азии. Коренное население края (инородцы по терминологии того времени) в армию не призывалось, на фронт не посылалось. Когда вопрос об этом был поднят в конце 1915 года, решили предварительно узнать мнение МВД. И на заседании правительства товарищ (заместитель) министра С. Белецкий сказал, что коренному населению Туркестана, в частности киргизам, «чуждо понятие о России как об отечестве, которое их долг защищать. Напротив, к воинской повинности они питают непреодолимое отвращение». Белецкий предупредил, что один слух о распространении на эти народы воинской обязанности может вызвать волнения и беспорядки. Однако трудности нарастали, и 25 июня 1916 года был издан царский указ о призыве на тыловые работы коренного населения национальных окраин (речь шла о работах по строительству оборонительных сооружений в прифронтовой полосе). 27 июня последовал соответствующий циркуляр МВД. «Реакция коренного населения не заставила себя ждать, – говорится в книге, – на огромной территории Туркестана и Степного края разразилось массовое восстание такой силы, что на его подавление правительство было вынуждено направить войска».

Авторы докладов, составивших книгу, придерживаются академического тона, избегают публицистики и всеми силами стараются быть объективными. Они не говорят напрямик, как давно уже говорят даже в телепередачах (не вспоминая, конечно, гросс-адмирала Тирпица), что в ХХ веке англосаксам удалось дважды стравить Германию и Россию. Но всё же и здесь не умалчивается о коварном поведении наших союзников. «Франция и Великобритания всячески старались уклониться от своевременного выполнения взятых на себя обязательств и переложить на русскую армию основную тяжесть ведения военных действий против общего врага. Россия же, напротив, проявляла верность принципам коалиционной стратегии, причём делала это, как правило, в ущерб своим национальным интересам». Заметим, что и во Второй мировой войне происходило то же самое.

Одним из крупных плюсов сборника является то, что авторы не ограничиваются разбором политических, дипломатических, военных и тайных операций. Приводимые многими авторами сведения «гуманитарного» характера придают большую объёмность картине Великой войны. Например, о непонимании русскими солдатами целей войны отлично говорит свидетельство генерала Брусилова, который «много раз спрашивал в окопах: из-за чего воюем, и всякий раз неизбежно получал ответ, что какой-то эрц-герц-перц с женой были кем-то убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов, а почему немцы из-за Сербии вздумали воевать – совершенно неизвестно».

Любопытна статья «Образ рус­ского генералитета времён Первой мировой войны в советской художественной литературе 1940-х годов». «Историческая ретроспектива войны России с немцами перестала носить классовый характер – говорится в статье – изменения были вызваны резкой сменой акцентов в изображении врага. Созданный «коминтерновский» образ противника, который был актуален в довоенной литературе, в первые дни Великой Отечественной не выдержал испытания на достоверность. Его несостоятельность обернулась разочарованием и шоком, что потребовало изменить пропагандистские каноны в сторону воспитания и поощрения ненависти к фашистским захватчикам. Угроза порабощения иначе окрашивала давнишнего противника… Те события, которые раньше изображали лишь как «кровавые эпизоды мировой бойни», теперь получили героическую окраску. Примером героизма русской армии стал Брусиловский прорыв…»

В книге приводятся слова Ленина, написанные ещё в октябре 1914-го: «Лозунг наш – гражданская война… Мы не можем её «сделать», но мы её проповедуем и в этом направлении работаем». Работа эта, как мы знаем, увенчалась успехом. Но можно сказать и так: никто, кроме Ленина, не смог предугадать, чем окончится эта Великая война.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.