Столбиковые диаграммы в статистике. Диаграммы сравнения. Квадратные и круговые диаграммы

Общая теория статистики Щербина Лидия Владимировна

17. Столбиковые диаграммы.

17. Столбиковые диаграммы.

Наиболее распространенными диаграммами сравнения являются столбиковые диаграммы. Каждый столбик изображает величину отдельного уровня исследуемого статистического ряда. При построении столбиковых диаграмм необходимо начертить систему прямоугольных координат, в которой располагаются столбики. На горизонталь–ной оси располагаются основания столбиков, ве–личина основания определяется произвольно, но устанавливается одинаковой для всех. Шкала, определяющая масштаб столбиков по высоте, расположена по вертикальной оси. Величина каж–дого столбика по вертикали соответствует разме–ру изображаемого на графике статистического показателя. У всех столбиков переменной величи–ной является только одно измерение. Размещение столбиков в поле графика может быть различным:

1) на одинаковом расстоянии друг от друга;

2) вплотную друг к другу;

3) в частном наложении друг на друга.

Разновидности столбиковых диаграмм соста–вляют так называемые ленточные (или полосовые) диаграммы. Масштабная шкала расположена по го–ризонтали сверху и определяет величину полос по длине. Столбиковые и полосовые диаграммы как при–ем графического изображения статистических дан–ных, по существу, взаимозаменяемы.

Разновидностью столбиковых (ленточных) диа–грамм являются направленные диаграммы. Они от–личаются от обычных двусторонним расположени–ем столбиков или полос и имеют начало отсчета по масштабу в середине. Анализ направленных диаграмм позволяет делать достаточно со–держательные выводы. К группе двусторонних от–носятся диаграммы чистых отклонений. В них по–лосы направлены в обе стороны от вертикальной нулевой линии: вправо – для прироста, влево – для уменьшения.

Наиболее выразительным и легко воспринимае–мым является способ построения диаграмм сравнения в виде фигур-знаков. В этом случае статистические совокупности изображаются не геометрическими фи–гурами, а символами или знаками.

Важнейший признак любой диаграммы – масштаб. Поэтому чтобы правильно построить фигур–ную диаграмму, необходимо определить единицу счета. В качестве последней принимается отдель–ная фигура (символ), которой условно присваива–ется конкретное числовое значение. А исследуе–мая статистическая величина изображается отдельным количеством одинаковых по размеру фигур.

Основное строение структурных диаграмм за–ключается в графическом представлении состава ста–тистических совокупностей, характеризующихся как соотношение различных частей каждой из совокупно–стей. Состав статистической совокупности графиче–ски может быть представлен как с помощью абсолют–ных, так и относительных показателей.

Графическое изображение состава совокупно–сти по абсолютным и относительным показателям способствует проведению более глубокого анализа и позволяет проводить международные сопоставления и сравнения социально-экономических явлений.

Из книги Общая теория статистики автора Щербина Лидия Владимировна

18. Секторная и линейная диаграммы Наиболее распространенным способом графи–ческого изображения структуры статистических сово–купностей является секторная диаграмма, которая считается основной формой диаграммы такого наз–начения. Удельный вес каждой части

Из книги Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению автора Желязны Джин

Диаграммы в стиле дзен Узнать о том, как поэтапно переводить данные в диаграммы, можно из моей книги «Говори на языке диаграмм». Сейчас же мы опробуем другой подход. Он родился из ответа одного мастера дзен-буддизма, которого спросили о том, умеет ли он играть на скрипке. Он

Из книги Управление качеством. Практикум автора Ржевская Светлана

4.1 Построение и анааиз диаграммы Парето Для обработки данных, полученных в результате опроса по контрольным листкам, воспользуемся диаграммой Парето.Алгоритм подготовки построения диаграммы Парето следующий:1) определить объект исследования;2) выбрать способ

Из книги Планирование продаж и операций: Практическое руководство автора Уоллас Томас

Построение контрольной диаграммы Контрольная диаграмма представляет собой график, показывающий среднее значение вместе с верхним и нижним контрольными пределами. Верхний и нижний контрольные пределы представляют собой статистическую границу. Если эти пределы

автора Детмер Уильям

Описание диаграммы разрешения конфликтов Название этого логического построения говорит само за себя – ДРК строится, чтобы выявить и разрешить некий конфликт. При этом компромисс не принимается в качестве решения, поскольку компромисс – это вариант, при котором обе

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Чтение диаграммы разрешения конфликтов ДРК читается слева направо – от задачи к методам обеспечения. Логика построения диаграммы разрешения конфликтов требует озвучивать эту логическую структуру, используя конструкцию «Для того чтобы… мы должны…» в направлении,

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Создание диаграммы разрешения конфликтов Мы подробно обсудили составные элементы ДРК, и теперь пора приступать к знакомству с процессом построения этой

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Анализ диаграммы разрешения конфликтов Порядок анализа ДРК как логического построения отличается от анализа дерева текущей реальности. Так как ДРК представляет всего лишь часть условий, необходимых для выполнения основной задачи системы, то весь анализ заключается в

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Как выбрать вид диаграммы? Если вы разрабатываете пошаговые процедуры и должны предоставить обоснования каждого шага, то используйте пятикомпонентный план преобразований. Если же данный инструмент используется в самом процессе логического мышления и на

автора Сиббет Дэвид

Анализ и дискуссия вокруг диаграммы со стикерами У работы со стикерами есть большое преимущество: этот метод в короткий срок генерирует очень много информации. Недостаток его в том, что люди не слышат, как создаются идеи, которых может оказаться слишком много. Если вам

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Диаграммы причинно-следственных связей Консультанты, знакомые с методами анализа формальных систем, используют очень сложную стратегию визуализации, чтобы обнаружить динамику системы и рычаги управления. Если вы хотите узнать об этом подробнее, в главе 23 приведен

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

33. Диаграммы «крест», «паук» и «расческа» ИнструментКакие три вещи вы взяли бы с собой на необитаемый остров? Что вы скажете о кресте, пауке и расческе?Нет, они мне не нужны, хотя у них есть свои сферы применения. Оказывается, три диаграммы, названные таким образом,

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Графики и диаграммы Графики и диаграммы – превосходные средства передачи важной или производящей глубокое впечатление информации, и вы должны найти способы включить их в бизнес-план. Мы советуем насытить текст различными схемами (их размер не должен превышать половины

автора Браун Санни

Диаграммы сходства ЦЕЛЬ ИГРЫБольшинство из нас знакомы с понятием мозгового штурма – метода, при котором за отведенное время группа генерирует как можно большее количество идей на заданную тему. В результате удается получить информацию для дальнейшей обработки. Однако

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Диаграммы сходства ЦЕЛЬ ИГРЫБольшинство из нас знакомо с понятием мозгового штурма – метода, при котором за отведенное время группа генерирует как можно большее количество идей на заданную тему. В результате удается получить информацию для дальнейшей обработки. Но

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Определение диаграммы Хотя диаграмму обязательно узнаешь, когда увидишь, все-таки дадим ей определение. Диаграмма определяется как двумерное геометрическое символическое отображение информации. Вот что означает вся эта коллекция фигурок. Это визуальные структуры, в

Статистический график - это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков.

Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение, прежде всего, позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как представленные на графике они делают более очевидными имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.

Используемый здесь трюк прост и часто используется. Слева мы видим реальный годовой процент минимальной заработной платы. Справа мы видим визуальный аспект диаграммы, представленной правительством. Для лучшей идеи мы построим график того же значения, но на этот раз без вертикальной оси.

Вот как одни и те же значения появляются на «справедливом» графике, в котором вертикальная ось начинается с нуля. Мы видим, что график, который не получает вертикальной оси, дает хорошую идею не только о том, когда выросла минимальная заработная плата, но и о проценте этого прироста.

По данным любого статистического ежегодника органов госстатистики или по данным периодических изданий постройте диаграммы: столбиковую, круговую, секторную, фигур-знаков, знак варзара, линейную, радиальную.


Рассмотрим построение основных видов диаграмм на

конкретных числовых примерах.

На столбиковых диаграммах статистические данные

изображаются в виде вытянутых по вертикали

прямоугольников.

При построении столбиковых диаграмм необходимо выполнять

следующие требования:

1) шкала, по которой устанавливается высота столбика,

должна начинаться с нуля;

2) шкала должна быть, как правило, непрерывной;

3) основания столбиков должны быть равны между собой;

столбики могут быть размещены на одинаковом расстоянии

друг от друга, вплотную один к другому или наплывом, при

котором один столбик частично накладывается на другой;

4) наряду с разметкой шкалы соответствующими цифровыми

надписями следует снабжать и сами столбцы.

Пример . Изобразим графические данные о числе

негосударственных общеобразовательных школ России за

следующие учебные годы (на начало года), ед.: 1997/98 -

570; 1998/99 - 568; 1999/2000 - 607; 2000/01 - 635.

Исследуем негосударственные общеобразовательные

учреждения с помощью столбиковой диаграммы сравнения.

На горизонтальной оси поместим основания шести столбиков

на расстоянии 0,5 см друг от друга. Ширина столбиков - 1 см.

Масштаб на вертикальной оси - 10 ед. на 1 см (рис. 5.5).

На столбиковой диаграмме изображаемые величины

пропорциональны длине столбцов. Из диаграммы видно, что

число не-

Рис. 5.5. Число общеобразовательных негосударственных

школ России за 1997-2001 гг.

Пример . Построим квадратную диаграмму для сравнения

численности учителей и учащихся в негосударственных

школах за 2001 г. (на начало года). Для построения

диаграммы нужно извлечь квадратные корни из следующих

величин: численность учителей - 16 тыс. чел; численность

учащихся - 61 тыс. чел. Это составит соответственно 4; 7,81.

Чтобы построить по этим данным квадраты, необходимо

выбрать масштаб. Примем 1 см за 0,8 тыс. чел.

Сторонами квадратов на графике будут отрезки,

пропорциональные полученным числам (рис. 5.6). Таким

образом квадрат-

Рис. 5.6. Численность учащихся и учителей в

негосударственных школах России на начало 2001 года (тыс.

Пример . Изобразим динамику производства часов в одном из

регионов России за 1999 - 2002 гг. с помощью диаграммы

фигур-знаков. Условно примем один рисунок за 1000 штук

часов. Тогда число часов: в 1999 г. в размере 4717 шт.

должно быть изображено в количестве 4,7 рисунка; в 2000 г.

в размере 3672 шт. - 3,7 рисунка; в 2001 г. в размере 3987 шт

3,99 рисунка; в 2002 г. в размере 2189 шт. - 2,2 рисунка

Рис. 5.8. Производство часов в одном из регионов России в


Секторные диаграммы удобно строить следующим образом:

вся величина явления принимается за 100%, рассчитываются

доли отдельных его частей в процентах. Круг разбивается на

секторы пропорционально частям изображаемого целого.

Таким образом, на 1% приходится 3,6°. Для получения

центральных углов секторов, изображающих доли частей целого, необходимо их

процентное выражение умножить на 3,6°.

Пример . Изобразим с помощью секторной диаграммы число

студентов негосударственных вузов России на начало 2000/01

учебного года по формам обучения. На дневной форме

обучается 39% студентов; на вечерней - 9%; на заочной -

51%; на экстернате - 1% студентов. Построим круг

произвольного радиуса. По данным о числе студентов, для

построения секторов определим центральные углы: для

дневной формы центральный угол составил 140,4" (41,0 ¦

3,6); для вечерней - 32,4°(9 3,6); для заочной -183,6° (51

3,6); для экстерната - 3,6° (1 ¦ 3,6). При помощи

транспортира разделим круг на соответствующие сектора


Рис. 5.9. Структура форм обучения студентов государственных

и негосударственных вузов России на начало 2000/01

учебного года

Если данные о структуре какого-либо явления выражаются в

абсолютных величинах, то для нахождения секторов

необходимо 360° разделить на величину целого, а затем

частное от деления последовательно умножить на абсолютные

значения частей.

Для одновременного сопоставления трех величин, связанных

между собой таким образом, что одна величина является

произведением двух других, применяют диаграммы,

называемые «знак Варзара».

Знак Варзара представляет собой прямоугольник, у которого

одни сомножитель принят за основание, другой - за высоту, а

вся площадь равна произведению.

Пример . Имеются данные по сбору яровой пшеницы в одном

из регионов России в 2003 г., в котором при посевной

площади 14,5 млн. га урожайность составила 1,16 т/га.

В нашем случае в основание прямоугольника положена

урожайность яровой пшеницы, высота - посевная площадь, а

площадью прямоугольника является валовой сбор яровой

пшеницы. Правильность показаний диаграммы можно

проверить простыми математическими вычислениями:

посевная площадь = валовой сбор /урожайность =16800000 /

1,16 = 14482758 га (рис. 5.10).

Рис.

Рис. 5.10. Зависимость валового сбора яровой пшеницы

от урожайности и посевной площади в одном из регаонов

России 2003 с

Линейные диаграммы широко применяются для

характеристики изменений явлений во времени, выполнения

плановых заданий, а также для изучения рядов

распределения, выявления связи между явлениями. Линейные

диаграммы строятся на координатной сетке. Геометрическими

знаками в линейных диаграммах служат точки и

последовательно соединяющие их отрезки прямой, которые

складываются в ломаные кривые.

Пример . При помощи линейной диаграммы можно изобразить

данные о конкурсе на вступительных экзаменах в высшие

учебные заведения в России за 1996 - 2000 гг.; на одного

зачисленного приходится державших экзамены:

Год 1996 1997 1998 1999 2000

Конкурс, чел. 1,8 1,7 1,8 1,9 1,9

В прямоугольной системе координат нанесем на ось ординат

данные о конкурсе абитуриентов (рис. 5.11). Масштаб - 1 см

0,05 чел. Из графика видно, что положение кривой

определяется не только данными о конкурсе, но и

интервалами времени между датами.

Нередко на одной линейной диаграмме приводятся несколько

кривых, которые дают сравнительную характеристику дина-


Рис. 5.11. Конкурс на вступительных экзаменах в высшие

учебные заведения России за 1996-2000 гг. (на одного

зачисленного, приходится державших экзамены, чел.)

мики различных показателей или одного и того же показателя

для разных территорий. Методика построения таких кривых не

отличается от построения графика на рис. 5.11. Из данных

рис. 5.11 видно, как меняется конкурс в вузы за 1996 - 2000

гг. В 1997 г. конкурс заметно снизился по сравнению с

конкурсом в 1996 г. Однако с 1997 г. конкурс в высшие

учебные заведения возрастал и в 1999 г. превысил конкурс

1996 г. С 1999 по 2000 г. конкурс в вузы России оставался

неизменным.

Ряды распределения чаще всего изображаются в виде

полигона или гистограммы . Полигон строят в основном для

изображения дискретных рядов. При его построении на оси

абсцисс откладываются значения варьирующего признака, а

на оси ординат - абсолютные или относительные численности

единиц совокупности (частоты или частости). Полигон на рис.

5.12 построен на основании (условных) данных о

распределении семей по числу детей.


Рис. 5.12. Полигон распределения семей по числу детей в

одном из регионов в 2003 г.

Гистограмма распределения применяется чаще всего для

изображения интервальных рядов. Для ее построения по оси

абсцисс откладываются интервалы признака, а по оси ординат

Численности единиц совокупности. На отрезках,

изображающих интервалы, строят прямоугольники, площади

которых пропорциональны численностям единиц (рис. 5.13).


Рис. 5.13. Гистограмма распределения фирм в одной из

отраслей по стоимости основных производственных фондов

В ряде случаев для изображения вариационных рядов

используется кумулятивная кривая (кумулята). Для ее

построения значения варьирующего признака откладываются

на оси абсцисс, а на оси ординат помещаются накопленные

итоги частот или частостей (рис. 5.14).


Из Елисеевой

4.2. Основные виды графиков

Статистические таблицы дополняются графиками в том случае,

когда ставится цель подчеркнуть какую-то особенность данных,

провести их сравнение. Графики являются самой эффективной

формой представления данных с точки зрения восприятия.

Часто графики используются и вне связи с таблицей. С

помощью графиков достигается наглядность характеристики

структуры, динамики, взаимосвязи явлений, их сравнения.

Статистические графики представляют собой условные

изображения числовых величин и их соотношений посредством

линий, геометрических фигур, рисунков или географических

карт-схем.

Графический способ облегчает рассмотрение статистических

данных. На графике сразу видны пределы изменения

показателя, сравнительная скорость изменения разных

показателей, их колеблемость. Вместе с тем график имеет

определенные ограничения: прежде всего не может включить

столько данных, сколько может войти в таблицу; кроме того, на

нем показываются всегда округленные данные - не точные, а

приблизительные. Таким образом, график используется только

для изображения общей ситуации, а не деталей. Последний

минус - трудоемкость построения. Но этот недостаток может

быть преодолен применением пакетов прикладных программ

(ППП) для компьютерной графики, например ППП «Harvard

По способу построения графики делятся на диаграммы,

картограммы и картодиаграммы.

Наиболее распространенными являются диаграммы. Они

бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные,

плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от

вида представляемых данных (одна переменная или один

показатель, несколько переменных или показателей,

количественные или неколичественные) и задачи построения


Рис. 4.1. Динамика выбросов вредных веществ в атмосферу

в Санкт-Петербурге

определен.

корреляции).

является полигон распределения, второго - линРис. 4.1. Динамика выбросов вредных веществ в атмосферу

и индекса физического объема промышленного производства

в Санкт-Петербурге

В любом случае график обязательно сопровождается

заголовком - над или под полем графика. В заголовке

указывается, какой показатель изображен, в каких единицах

измерения, по какой территории и за какое время он

определен.

Линейные графики используются для представления

количественных переменных: характеристики вариации их

значений, динамики, взаимосвязи между переменными.

Вариация данных анализируется с помощью полигона

распределения, кумуляты (кривой «не меньше, чем») и огивы

(кривой «больше, чем»). Линейные графики используются в

решении задач классификации данных. Линейные графики

применяются в анализе динамики связей. В анализе

используются точечные диаграммы (так называемое поле

корреляции).

Линейные графики целесообразно разделять на используемые

для представления данных по одной переменной - одномерные

или по двум переменным - двумерные. Примером первого

является полигон распределения, второго - линия регрессии.

Возможен такой случай, когда на графике представлено несколько переменных (показателей), а он все-таки

не является многомерным (рис. 4.1).

Для того чтобы динамика двух и более показателей была

сопоставимой, следует обеспечить их «единый старт», как на

рис. 4.1, где показатели 1990 г. приняты за 100%.


;

О--------оценка произошедших изменений экономической

ситуации в России;

О- - оценка ожидаемых изменений экономической ситуации в

Л-- - оценка произошедших изменений личного

материального положения;

-*-¦ -оценка ожидаемых изменений личного материального

положения;

- - ¦ - - - оценка благоприятности условий для крупных покупок

кв. - май, III кв. - август, IV кв. - ноябрь)

Динамика двух показателей на одном и том же графике может

быть представлена и без приведения их к 100%, если эти

показатели связаны каким-либо функциональным

соотношением (например, представлена динамика общего

показателя и показателя, который является одним из его

составляющих). Примером такого графика является рис. 4.2.

При графическом изображении динамики по оси абсцисс

показывается время (годы, кварталы, месяцы); по оси ординат

Значения показателей или показателя (рис. 4.3, а). При этом

ось ординат должна иметь начало в точке «О». Иногда вместо

нулевой точки в качестве начального уровня на оси ординат

показывается уровень какого-либо года. Это делается втом

случае, если изменения изображаемого показателя

значительны - в 8-10 раз и более в течение рассматриваемого

Правильнее указать нулевую точку, а затем (если нужно)

«разорвать» ось ординат так, как это показано на рис. 4.3, б.

Иногда при больших изменениях показателя прибегают к

логарифмической шкале. Предположим, значения показателя

изменяются от 1 до 100 (в 100 раз); это может вызвать

затруднения при построении графика. Если перейти к

логарифмам, то их значения для минимальных (максимальных)

значений показателя будут различаться не так сильно: log 1 =

Среди плоскостных диаграмм по частоте использования

выделяются столбиковые диаграммы, на которых показатель

представляется в виде столбика, высота которого соответствует

значению показателя. Пример столбиковой диаграммы

представлен на рис. 4.4. Часто на столбиковой диаграмме

показываются относительные величины: при сравнении

показателей по группам, по разным совокупностям, одна из

которых может быть принята за 100%.

Пропорциональность площади той или иной геометрической

фигуры величине показателя лежит в основе других видов

плоскостных диаграмм: треугольных, квадратных,

прямоугольных. В треугольной диаграмме нужно так выбрать

стороны и высоту треугольника, чтобы его площадь отвечала

величине показателя. Для построения квадратной диаграммы

нужно задать размер одной стороны, прямоугольной - двух__

сторон. Можно использовать и сравнение площадей круга; в

этом случае задается радиус окружности.

Ленточная диаграмма представляет показатели в виде

горизонтально вытянутых прямоугольников. Как столбиковые,

так и ленточные диаграммы можно применять не только для

сравнения самих величин, но и для сравнения их частей (рис.

Особый тип ленточных диаграмм применяется для

представления данных с разным характером изменений:

положительным и отрицательным (рис. 4.7).

Диаграмма, изображенная на рис. 4.7, может использоваться,

например, для представления регионов с разной величиной и

характером миграционного сальдо (положительным и

отрицательным) предприятий, на которых повысилась и

понизилась оплата труда и т.д.

Из плоскостных диаграмм часто используется секторная

диаграмма. Она применяется для иллюстрации структуры

изучаемой совокупности. Вся совокупность принимается за




го показателя. Площадь фигуры соответствует величине

показателя (рис. 4.10).

Если, например, вы решите использовать фигурную диаграмму

для изображения структуры безработных женщин, среди

которых 47% - молодые женщины (20-24 года) и девушки

16-19 лет, не имеющие стажа работы; 28% - инженерно-

технические работники и служащие со специальным

образованием в возрасте 25-49 лет и 15% - работницы

квалифицированного и неквалифицированного труда в возрасте

50 лет и старше, то должны изобразить три женские фигуры,

причем первая из них должна быть в два раза больше второй, а

вторая - почти в два раза больше третьей.

При построении графика одинаково важно все - правильный

выбор вида графического изображения пропорций, соблюдение

правил оформления. Подробнее все эти вопросы освещаются в

Разнообразные виды графиков позволяют получить ППП для

ПЭВМ «Harvardgraphics», «Supercalc», «Statictica», «Statgraphics

» и др. На графическом представлении основаны

некоторые процедуры классификации (группировки) данных,

анализа динамики: выявление тенденции, сравнение динамики

разных показателей и т.д.


Наконец, сам процесс обобщения статистических данных можно

представить графически (рис. 4.11). Изображен весь массив

собранных данных, т.е. таблица «объект-признак», полученная

за ряд периодов. Например, собраны данные по промышленным

предприятиям на данной территории по многим

характеристикам за каждый месяц. Это можно представить в

виде параллелепипеда, что и сделано на рис. 4.11.

Третье измерение может быть не временем, а определенной

территорией, т.е. каждая таблица «объект-признак» относится

к определенной территории (району, области и т.д.). На

последующих рисунках показано, что каждый из подмас-сивов,

взятых из рис. 4.12, а, может выделяться и разрабатываться

самостоятельно (б); на рис. 4.12, ваг показано, что данные

могут подразделяться по регионам, по кварталам и, наконец, по

подразделение данных по трем основаниям: по времени,

Полосовые диаграммы

Полосовые диаграммы особенно наглядны при сравнении величин, связанных между собой элементов целого. В этом случае столбики размещаются не по вертикали, а по горизонтали, т.е. основание полос (объекты, данные) располагаются на оси ординат, а масштаб – на оси абсцисс.
Ширина полос также (как столбцов в столбиковой диаграмме) должна быть одинаковой. Расстояние между ними берется одинаковым (обычно ½ или ¼ ширины полос) или полосы строятся вплотную.
Шкала горизонтальной полосовой диаграммы должна начинаться также с нуля, ее разрыв обычно не допускается. В столбиковой диаграмме точка разрыва может допускаться.

Квадратные и круговые диаграммы

В квадратных и круговых диаграммах сравниваемые статистические данные изображают в виде квадратов или кругов. Величина изображаемого явления выражается в этом случае размером площади фигуры (квадрата или круга).

Чтобы изобразить квадратную диаграмму, необходимо из сравниваемых статистических данных извлечь квадратные корни, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам (с учетом выбранного масштаба).

В круговых диаграммах также извлекаются квадратные корни из сравниваемых статистических величин, предварительно разделенных на π=3,14. Устанавливается масштаб и строится круг с радиусом, пропорциональным (с учетом масштаба) вычисленной величине.

Как и в столбиковых (полосовых) диаграммах, геометрические фигуры (квадраты, круги) строят на одинаковом друг от друга расстоянии.

В отличие от столбиковых диаграмм масштаб измерения здесь можно не приводить, но в каждой геометрической фигуре следует указать то числовое значение, которое она изображает.
Наглядное сравнение квадратных и круговых диаграмм затруднено тем, что приходится сравнивать площади, а не высоты (или ширины). Кроме того и построение их сложнее.

Фигурные диаграммы

На таких графиках величины изображаются при помощи фигур (или разных размеров, или разной численности фигур одинакового размера). В первом случае сначала определяется, что соответствует изображаемым числам: линейный размер фигуры (ее высота, длина) или ее площадь.
В качестве фигур учитывается содержание рассматриваемого явления. Например, численность населения можно изобразить фигурой человека, численность тракторного парка – количеством фигур трактора или размерами трактора.

Диаграммы сравнения используются для сопоставления однотипных объектов по одноименным признакам. По форме графического образа здесь чаще всего используются столбиковые, полосовые (ленточные) и фигурные диаграммы; круговые, квадратные и прямоугольные используются реже.

А. Столбиковые диаграммы сравнения

Столбики символизируют собой сравниваемые объекты, строятся на горизонтальной оси. Их количество определяется числом сравниваемых объектов. Ширина столбика может быть произвольной, но обязательно одинаковой для всех. Высота столбика строится в соответствии с масштабной шкалой, построенной на вертикальной оси, и отражает величину изучаемого показателя. Числа, характеризующие величину показателя, помещаются внутри каждого столбика или над ним.

Сквозная задача

Задание 3.2

требуется построить для первых трех однотипных фирм столбиковую диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

Решение:

Рис. 3.1.

Вывод. Диаграмма показывает, что в одном из регионов РФ в I квартале отчетного года из трех рассматриваемых фирм более всего товара было продано фирмой № 3 (22 шт.), а менее всего - фирмой №1(18 шт.).

Б. Полосовые (ленточные) диаграммы сравнения В этих диаграммах (в отличие от предыдущей) столбики строятся на вертикальной оси - оси ординат. Полосовая (ленточная) диаграмма представляет ряд простирающихся вдоль оси абсцисс полос одинаковой ширины.

Сквозная задача

Задание 3.3

Используя исходные данные табл. 2.1, требуется построить для первых трех однотипных фирм полосовую диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

Решение:


Рис. 3.2.

Вывод.

В. Фигурные диаграммы

При построении фигурных диаграмм статистические данные изображаются в виде рисунков-символов, которые в наилучшей степени отражают сущность изображаемого явления (а, А и т.п.). Здесь каждому знаку-символу условно придается определенное числовое значение и путем последовательного их расположения на поле графика формируются соответствующие «полосы». Величина отображаемого показателя определяется количеством стандартных знаков в каждой «полосе». Иногда для каждого сравниваемого показателя строят по одному условному знаку-символу, но разной величины - пропорциональной величине изображаемого показателя. Эти диаграммы более выразительны, наглядны, легко воспринимаются, и поэтому их часто применяют в рекламах.

Сквозная задача

Задание 3.4

Используя исходные данные табл. 2.1, требуется построить для первых трех однотипных фирм фигурную диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

Решение:

Пусть условный товар - это автомобили (марка автомобиля - условная).

Рис. 3.3.

Две единицы проданного товара)

Вывод. Диаграмма показывает, что в одном из регионов РФ в I квартале отчетного года из трех рассматриваемых фирм более всего товара было продано фирмой № 3 (22 шт.), а менее всего - фирмой № 1 (18 шт.).

Г Круговые, квадратные и прямоугольные диаграммы - это диаграммы, принцип построения которых состоит в том, что сравниваемые величины изображаются в виде правильных геометрических фигур, которые, в свою очередь, строятся так, чтобы площади их соотносились между собой как количества, этими фигурами отображаемые. Таким образом, эти диаграммы выражают величину изображаемого показателя размером своей площади.

При построении круговых или квадратных диаграмм используют геометрические фигуры: круг и квадрат. Известно, что площадь круга равна кг 2 (г - радиус круга, к - постоянная величина, приблизительно равная 3,14), а площадь квадрата равна квадрату его стороны. Для построения этого типа диаграмм необходимо сначала путем несложных арифметических действий найти радиус круга или сторону квадрата. Затем на базе полученных данных и в соответствии с принятым масштабом - строить график. При этом квадраты или круги необходимо расположить на одинаковом друг от друга расстоянии, а в каждой фигуре (или над ней) указать числовое значение, которое она изображает.

К рассматриваемому виду диаграмм относится графическое изображение, полученное путем построения один в другом кругов или квадратов.

Сквозная задача

Задание 3.5

Используя исходные данные табл. 2.1, требуется построить для первых трех фирм круговую диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

Решение:

При построении круговой диаграммы для первой фирмы исходим из следующего соотношения:

Аналогично определяем радиусы для двух других кругов:

Примем масштаб: в 1 см - 0,5 уел. ед. Теперь можно строить круговую диаграмму (рис. 3.4).


Рис. 3.4.

Вывод. Диаграмма показывает, что в одном из регионов РФ в I квартале отчетного года из трех рассматриваемых фирм более всего товара было продано фирмой № 3 (22 шт.), а менее всего - фирмой № 1 (18 шт.).

Сквозная задача

Задание 3.6

Используя исходные данные табл. 2.1, требуется построить для первых трех однотипных фирм квадратную диаграмму сравнения этих фирм по количеству проданного ими условного однокачественного товара и сделать вывод.

Решение:

При построении квадратной диаграммы для первой фирмы исходим из следующего соотношения:

Аналогично определяем стороны для двух других квадратов:

Масштаб в данном случае примем следующий: в 1 см - 1 уел. ед.


Рис. 3.5.

Вывод. Диаграмма показывает, что в одном из регионов РФ в I квартале отчетного года из трех рассматриваемых фирм более всего товара было продано фирмой № 3 (22 шт.), а менее всего - фирмой № 1 (18 шт.).

Прямоугольные диаграммы строятся для показателей, получаемых путем умножения двух других. Тогда стороны прямоугольника будут отражать эти два сомножителя, а его площадь - величину результативного показателя. Эта интересная с точки зрения анализа диаграмма имеет название «Знак Варзара». Ее автор - русский статистик В.Е. Варзар (1851-1940).

Сквозная задача

Задание 3.7

Используя исходные данные табл. 2.1, требуется построить для первых трех фирм прямоугольную диаграмму сравнения объемов продаж и сделать вывод.

Решение:

На основании исходных данных табл. 2.1 построим вспомогательную табл. 3.4.

Вспомогательная таблица

для построения прямоугольной диаграммы сравнения

Возьмем масштаб:

  • по вертикали: в 1 см - 5 ед. проданного товара;
  • по горизонтали: в 1 см - 200 тыс. руб.

Теперь можно приступать к построению прямоугольной диаграммы сравнения (рис. 3.6).


Рис. 3.6.

Вывод. Диаграмма показывает, что в одном из регионов РФ в I квартале отчетного года из трех рассматриваемых фирм наибольший объем продаж принадлежит фирме № 3 (10,98 млн руб.), а наименьший - фирме № 1 (9,50 млн руб.).

Использование новых видов визуализаций в отчетах или всегда несет риск введения пользователей в заблуждение или снижения читабельности данных. Квадратная (или вафельная) диаграмма, не искажая понимания данных, является интересной альтернативой стандартным диаграммам Excel.

Как вы видите, вафельная диаграмма представляет из себя квадрат размером 10х10 ячеек, где 1 ячейка соответствует одному проценту из 100. Количество закрашенных ячеек соответствует значению показателя, который вы пытаетесь визуализировать. Данный вид графика будет интересен тем, кто хочет добавить новый вид диаграмм, не искажая данных и не занимая много места на дашборде.

Есть несколько способов реализации диаграмм данного вида. Описанный ниже метод использует инструменты встроенных диаграмм и хотя он сложнее в реализации (чем создание подобных графиков с помощью ), является более гибким и позволяет внедрять квадратные диаграммы любых размеров в любое место вашего дашборда.

В сегодняшней статье мы рассмотрим шаги по созданию диаграммы – вафли и научимся быстро их дублировать для визуализации стольких метрик, сколько вам необходимо.

Подготовка данных для вафельной диаграммы

Для начала необходимо создать три диапазона данных, которые будут играть определенную роль в построении диаграммы:

Горизонтальные линии: Данный диапазон необходим для построения горизонтальных линий. В нашем случае это будет ряд от 1 до 10.

Вертикальные линии: Диапазон поможет нам построить вертикальные линии и заполняется нулями.

Значение ячейки: Данный диапазон будет определять, какие ячейки буду закрашены. Он будет содержать формулу.

В ячейки диапазона Значение ячейки вставляем формулу =МАКС(МИН(E$3*100-($B6-1)*10;10);0) и протягиваем ее вниз.

Обратите внимание на (помечены знаком $). Это позволит быстро копировать и вставлять формулы, когда придет время дублировать диаграммы.

Формула, которую мы вставили в диапазон Значения ячейки, разбивает показатель KPI на группы, размером по 10 единиц. Обратите внимание, что после того, как мы протянули формулу, показатель 45% разбился на 5 групп, состоящих из 4 групп с целыми десятками и одна группа из неполной десятки (5%).

Если вы измените показатель на другое значение, например, 67%, формула разобьет его на 7 групп (6 – целых десяток, 1 – неполная).

На данном этапе мы имеем все данные для построения квадратной диаграммы.

Построение вафельной диаграммы

Создание вафельной диаграммы потребует от вас некоторых усилий. Но есть хорошая новость. Создав диаграмму, ее можно легко дублировать. Итак, алгоритм действий по шагам.

Строим линейчатую диаграмму с группировкой на основе данных диапазона Значения ячейки.

Копируем диапазоны Горизонтальны и вертикальные линии, выделяем диаграмму и вставляем данные.

Закрашиваем область построения в серый цвет, для этого щелкаем правой кнопкой по области построения. В выпадающем меню выбираем пункт Формат области построения. В появившейся панели Параметры области построения, переходим во вкладку Заливка и указываем понравившийся тон серого в пункте Цвет.

Далее необходимо превратить линейчатые диаграммы Горизонтальных и вертикальных линий в точечные. Для этого щелкаем по любому ряду данных правой кнопкой мыши, из выпадающего меню выбираем Изменить тип диаграммы для ряда. В появившемся диалоговом окне Изменение типа диаграммы выбираем для рядов данных Горизонтальные линии и Вертикальные линии из выпадающего списка Тип диаграммы – точечная.

Для ряда данных Горизонтальные линии необходимо добавить значения оси X. Щелкаем правой кнопкой мыши по ряду данных Горизонтальные линии, из выпадающего меню выбираем Выбрать данные. И добавляем диапазон Вертикальные линии, состоящий из нулей.

На данном этапе график должен иметь следующий вид.

Устанавливаем максимальное значение горизонтальной и вспомогательной вертикальной осей равным 10. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по шкале оси, из выпадающего меню выбираем Формат оси. Во всплывающей справа панели Параметры оси устанавливаем фиксированное максимальное значение равным 10. То же самое делаем для вертикальной вспомогательной оси.

Удаляем все шкалы осей. Выбираем ось и нажимаем клавишу Delete.

На следующем шаге необходимо , они будут играть роль разделителей. Для этого выбираем ряд данных Горизонтальные линии, щелкаем на плюсик, появившийся справа от диаграммы. Во всплывающем окне ставим галочку напротив поля Предел погрешностей. То же самое проделываем для ряда данных Вертикальные линии.

Нам понадобятся не все планки погрешностей, поэтому выделяем диаграмму, переходим во вкладку Работа с диаграммами –> Формат в группу Текущий фрагмент. Из выпадающего списка выбираем пункт Y и нажимаем клавишу Delete. Таким же образом выделяем элемент диаграммы X и тоже удаляем.

Из оставшегося списка выбираем элемент Ряд «Горизонтальные линии» предел погрешностей по оси X, в этой же группе вкладки Формат нажимаем Формат выделенного. В появившейся панели Параметры горизонтального предела погрешностей устанавливаем значения Направление – Плюс, Стиль края – Без точки, Величина погрешности – Фиксированное значение – 10. В этой же панели переходим во вкладку Заливка и границы и устанавливаем цвет линии Белый.

То же самое проделываем для элемента Ряд «Вертикальные линии» предел погрешностей по оси Y.

Далее щелкаем правой кнопкой по ряду данных Горизонтальные линии, в выпадающем меню выбираем Формат ряда данных, в панели Параметры ряда устанавливаем наличие маркера в положение Нет.

На этом этапе внешний вид нашей квадратной диаграммы должен иметь следующий вид.

Щелкаем правой кнопкой мыши по ряду данных Значение ячейки, выбираем из выпадающего меню пункт Формат ряда данных. В появившейся панели Параметры ряда устанавливаем Боковой зазор равным 0.

Растяните область построения графика таким образом, чтобы получился квадрат, также вы можете задать другой цвет ряду данных Значения ячейки.

Опционально, вы можете отобразить значение показателя в названии диаграммы. Для этого щелкаем по полю название диаграммы, в строке формул указываем адрес ячейки, которая содержит значение показателя.

На данном этапе вы имеете готовую вафельную диаграмму.

Клонирование вафельной диаграммы

Как мы и говорили ранее, хотя вам потребуются некоторые усилия для создания квадратной диаграммы, вам не нужно будет создавать ее каждый раз с нуля, чтобы визуализировать остальные показатели. Достаточно скопировать ее и указать новый набор данных.

Для начала вам необходимо будет продублировать диапазоны Значения ячейки.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.