Урок русского языка придаточные обстоятельственные. Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Применение теории на практике

УРОК № 32

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять главную и придаточную части, определять вид придаточной (цели); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные цели связываются с главным предложением; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи, внимательное отношение к одноклассникам.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

Девять десятых мудрости заключается в том, чтобы быть мудрым вовремя.

Т. Рузвельт

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Если вы удачно выб..рете труд и влож..те в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К. Ушинский)

Карточка № 2

Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творч ість)

Карточка № 3

Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев)

2. Проверка домашнего задания.

Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Придаточные предложения цели указывают на цель действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и присоединяются к главному союзом чтобы, которому в главном предложении часто соответствуют указательные слова затем, для того, с тем.

Придаточное цели может стоять перед, после и внутри главного предложения, выделяется запятыми.

Например: Затем кузнец клещи кует, чтобы рук не сжечь. Указательные слова для того, для этого, затем, с тем могут относится как к главному предложению, так и к придаточному. В первом случае запятая ставится перед словами, во втором - после них.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

Перепишите предложения; расставьте знаки препинания; определите вид придаточного; подчеркните союз, которым оно присоединяется к главному, и указательные слова в главном предложении.

1) С утра была метель но к завтраку погода разгулялась.

2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни.

3) Для того чтобы вовремя попасть в село мы должны были перебраться через широкую реку.

4) Ученик делал точно так как учил его мастер.

С данными словосочетаниями составьте предложения по образцу и запишите. Подчеркните союзы.

Образец:

Словосочетание - надо заниматься систематически. Предложение - Чтобы овладеть иностранным языком, надо заниматься им систематически.

Напишите советы одноклассникам на самые разные случаи жизни, используя союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Закончите предложения, записанные на доске.

Придаточные предложения цели указывают на...

Придаточные предложения цели отвечают на вопросы...

Придаточные предложения цели присоединяются к главному союзами...

Придаточное цели может стоять...

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал по учебнику.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

3. Выписать 5-7 предложений с придаточными цели, сделать синтаксический разбор одного из них.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

с аспектным анализом

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс: 9

Цели урока: образовательные:

Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

Развитие пунктуационных навыков;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

развивающие:

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков парной и групповой работы;

Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование: компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать - узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

    1.Организационный момент.

Сегодня нас с вами ждет большая и интересная работа. Я прошу Вас помочь мне своими знаниями и активностью на уроке. В первой части урока мы будем работать с рабочими листами. Перед вами на партах лежат листочки «Мои достижения на уроке». Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной шкале.

Кто оценил себя на «5»? На «4»? На «3»? Молодцы!

Ребята, вы проходите большую и сложную тему «Сложноподчиненное предложение» И начали знакомиться с видами придаточных. Давайте проверим, что известно вам по теории данного вопроса, используя прием «Верно-неверно». Я прошу вас взять рабочие листы, где на первой странице, вы отметите простым ответом да или нет верные и неверные утверждения. Работаем быстро, у вас 1,5 минуты. (Правильные ответы на слайде. Самопроверка)

2. Актуализация знаний

Я хочу загадать вам синтаксическую загадку. На слайде и в рабочих листах вы видите незаконченные предложения, скажите можно ли составить схему предложения и определить вид придаточного, если оно незакончено. Молодцы! Можно. Давайте попробуем это сделать.

Я желаю вам, чтобы….

День, который перевернет вашу жизнь, ….

Когда человек счастлив, он улыбается……

Кто догадался, что мы повторяли этим упражнением? Правильно, место придаточного в сложном предложении и виды придаточных предложений.

Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств.Стр.1 на рабочем листе

Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).

3. Изучение нового материала

Давайте проверим, насколько развита у вас память.

Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Ребята, а кто из вас догадался, как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

4.Работа с учебником Прочитайте материал на стр.278

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

5.Первичное закрепление

1.Прием « Кластер».

Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). «Виды придаточных»Итак, СПП с придаточными обстоятельственными Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»

2. Путешествие по Ставропольскому краю (предложения об истории Ставропольского края)

П рочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

    в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

    в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

3.Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.Стр.4 на рабочем листе

4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)

4. Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)

6. Итог урока

Мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Перед вами схема. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

Значения

Обстоятельства

в простом предл.


Придаточные

обстоятельственные

7. Домашнее задание .

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

8. Рефлексия

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету. ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

____________________________________________
СПП с придаточными обстоятельственными
Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.
Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».
Ход урока
Проверка домашнего заданияРассказать, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.
Зачитать предложения, составленные по схемам.
Повторение ранее изученного материала Осложненное списываниеСписать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чуковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.
- Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении? (Обстоятельственных.)
- Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)
Распределительный диктант
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)
Ключи к диктанту:
- с придаточным цели;
- уступки;
- места;
- времени;
- образа действия и степени;
- условия;
- причины;
- сравнительные;
- следствия.
Самостоятельная работа
Вариант I
Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Определите вид придаточного в каждом случае.
[...], (когда...).
(Пока...), [...].
[..., (когда...),...].[... сущ.], (когда...).
[..„(куда...), ...].[... глаг.], (когда...).
Вариант IIСоставьте и запишите СПП, соответствующие данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.
[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III
Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...
Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант
Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы подождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заметил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)
IV. Итоги урокаДомашнее заданиеИспользуя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).

____________________________________________

СПП с придаточными обстоятельственными

Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить рас­ставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.

Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».

Ход урока

Проверка домашнего задания

Рассказать, в чем разница между придаточными изъяснитель­ными и придаточными определительными.

Повторение ранее изученного материала Осложненное списывание

Списать, расставить знаки препинания, определить вид при­даточных.

Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чу­ковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.

Какого вида придаточных вы не встретили в данном упраж­нении? (Обстоятельственных.)

Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоя­тельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сооб­щается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)

Распределительный диктант

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)

Ключи к диктанту:

С придаточным цели;

Уступки;

Времени;

Образа действия и степени;

Условия;

Причины;

Сравнительные;

Следствия.

Самостоятельная работа

Вариант I

Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Опреде­лите вид придаточного в каждом случае.

[...], (когда...).

(Пока...), [...].

[..., (когда...),...].

[... сущ.], (когда...).

[..„(куда...), ...].

[... глаг.], (когда...).

Вариант II

Составьте и запишите СПП, соответствующие данной синтак­сической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.

[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III

Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...

Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант

Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.

Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим вне­запно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы по­дождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заме­тил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и вос­торга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)

IV. Итоги урока

Домашнее задание

Используя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).


Дьяченко Марина Гаврииловна
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.